21.09.2019

Император петр первый о боге. Придет час, который решит судьбу отечества


«ПРИШЕЛ ЧАС, КОТОРЫЙ РЕШИТ СУДЬБУ ОТЕЧЕСТВА»

Не крупен чеснок рассыпался -

Смешалася шведская сила.

Распахана шведская пашня,

Распахана солдатской белой грудью…

Четвертого июня русская батарея открыла огонь по своим: пушка ударила по полтавской крепости, и пустая бомба упала в город. В нее было вложено письмо Петра, извещавшее гарнизон и жителей, что он прибыл в армию и приложит все силы, чтобы разгромить врага.

Вслед за этим такая же бомба полетела из Полтавы в русский лагерь. Комендант сообщил, что пороху в городе осталось не более чем на две недели.

Спустя двенадцать дней на военном совете было решено дать генеральное сражение, и войска начали переходить на левый берег реки.

Переход продолжался три дня, и шведы не смогли помешать переправе. В первый ее день гарнизон сделал отчаянную вылазку. Пехота же Лагеркроны действовала вяло. Она обратилась в бегство, едва раздалась русская команда: «Ружье на плечо, вынимай палаши!»

Двадцать первого июня шведский король увидел себя между переправившейся армией и осажденной Полтавой. От отдал приказ любой ценой взять город, и шведы произвели последний, самый яростный штурм.

Бой продолжался с рассвета и до рассвета. Временами неприятель взбегал на вал и разворачивал на нем знамена. Все население дралось рука об руку с солдатами: косами, кольями, топорами.

К четырем часам утра приступ был отбит.

В одну из следующих ночей Карл не мог заснуть и позвал к себе старого своего слугу, умевшего хорошо рассказывать сказки.

И старик завел речь о северном богатыре, о каком-то Ролфе Гетриксене, в незапамятные времена якобы завоевавшем Россию.

Эта сказка очень понравилась королю.

Потом вспомнил слуга о Густаве Адольфе и о его войне с русскими. И спел он сагу о том, как Густаву Адольфу помогали финны-волшебники, как пытались они действовать колдовством и наговорами, но русского оружия никак не могли заговорить.

Эта сказка королю понравилась меньше.

В ту же ночь русские войска продвинулись к Полтаве еще на три километра и расположились в укрепленном лагере в такой близости к шведам, что хорошо могли видеть и слышать врага.

И в подзорную трубу увидел Карл, что стоит перед ним могучее войско и в лагере русском - полный порядок. На мешках с землей сложены пирамидкой гранаты, блестят жестянки с чугунной картечью; вон бочки с уксусом для охлаждения пушек, а вон котлы для плавки свинца.

Тыл нового лагеря был прикрыт крутым берегом реки Ворсклы. Правый фланг упирался в глубокую лощину, а левый - в густой овражистый лес, тянувшийся до Полтавского монастыря.

Перед фронтом лагеря лежала открытая равнина, замыкавшая синеватой грядою леса. Между этим лесом и тем, что примыкал к монастырю, находилось пространство около двух километров.

Это был путь к Полтаве и в неприятельский стан.

На этом-то участке поля Петр приказал возвести шесть редутов на расстоянии ружейного выстрела один от другого. Еще четыре редута были возведены под прямым углом к первым. Враг неизбежно должен был атаковать эти укрепления либо прорваться между ними. Но поперечные линии грозили ему огнем во фланг и убийственным штыковым боем, а линии продольные - расстройством сил и поражением их по частям.

Выбор места и расположения этих редутов во многом предрешили исход битвы. Впервые в истории военного искусства были применены укрепления, разделенные свободным полевым пространством. Обычно их возводили иначе - как непрерывную цепь…

Русская армия состояла из пятидесяти восьми батальонов пехоты, семнадцати полков конницы и располагала семьюдесятью двумя пушками.

Общая численность войск доходила до сорока двух тысяч человек.

Накануне битвы основная масса пехоты сосредоточилась в укрепленном лагере. Там же поставили всю артиллерию. Передовые редуты были заняты двумя батальонами пехоты, а за ними в шахматном порядке стали семнадцать конных полков.

Войскам был прочитан приказ:

«Те, которые уступят неприятелю место, в числе людей считаемы не будут; таковых следует не принимать в компании, а также не вступать с ними в брак».

А король Карл объявил своим войскам, что для них уже расписаны в Москве квартиры; он сказал, посулив им верную удачу: «Приглашаю вас завтра пообедать в шатрах московского царя…»

Двадцать седьмого июня еще при звездах, в предрассветной прохладе и тишине, шведская армия покинула свой стан.

Противник рассчитывал напасть внезапно.

Шведам было слышно, как впереди стучат топоры и заколачиваются гвозди - это достраивались редуты. С одного из них враг был замечен. Всадник вынырнул из темноты, быстро повернул коня и выстрелил из пистолета. И тотчас же повсюду раздался барабанный бой.

Шведская пехота четырьмя густыми колоннами, а позади конница шестью двинулись к редутам. Первый же выстрел русских орудий оторвал головы двум гвардейским генералам, а второй повалил капитана и четырех мушкетеров Остготского полка.

Но противник устремился вперед. Два продольных укрепления не были еще закончены, и шведы без труда овладели ими. Однако тут же сказалось устройство редутов. Их огонь стал поражать врага в тыл и фланги. В то же время русская кавалерия под начальством Меншикова отрезала шесть батальонов пехоты и несколько эскадронов кавалерии от главных сил шведов и вынудила их отступить к монастырскому лесу. Этими частями командовали шведские генералы Шлипенбах и Роос.

Меншиков трижды опрокидывал шведскую конницу, но ее всякий раз поддерживала пехота и наносила его частям сильный урон.

И удаль Меншикова едва не испортила дела. Его задачей было сдерживать шведов лишь до тех пор, пока русская армия не выйдет из лагеря. Прикрывать же долго редуты было бесцельно. И Петр уже дважды приказал ему отступить.

Но Меншиков стоял на своем. Он слал Петру трофеи и доносил, что «изрядно» бьет шведов; приказать же коннице «налево кругом!» нельзя: неприятель может слишком осмелеть.

Но вот шведский фельдмаршал Рейншильд понял, что редуты взять невозможно, и заставил пехоту пройти м е ж д у н и м и. Тогда Петр отдал решительный приказ: главным силам кавалерии отступить вправо, но при этом «крепко смотреть», чтобы враг не мог загнать ее в лощину, то есть прижать к горе.

Маневр оказался для противника гибельным. Неся огромные потери, он прошел сквозь редуты, и его правый фланг оказался под огнем русских пушек. Неприятель увидел, что его погоня за конницей «не весьма ему прибыльна», и, расстроенный, отступил в лес.

Русский генерал Ренцель тем временем завязал бой с «отрезанной» шведской конницей, сражавшейся под начальством Рооса. А Меншиков атаковал укрывшуюся в овраге пехоту, уничтожил ее и захватил Шлипенбаха. Отнимая у него шпагу, он сказал с усмешкой: «Нечем хвалиться, коли из рук валится!» - и повел генерала в плен.

Теперь Петр стал хозяином битвы. К шести часам утра он вывел из лагеря почти всю русскую армию и выстроил пехоту в две линии, поставив на флангах драгунские полки.

Перед этим он сказал:

У нас сорок семь полков, а у шведов только тридцать четыре. Если вывести все войска, то неприятель в бой не вступит; поэтому число полков надо уменьшить.

С этой целью шесть из них были оставлены в лагере. Но противник бездействовал, и Петр решился на новое ослабление своих сил.

К северо-западу от шведского стана стояли казаки, преграждавшие врагу путь отступления на Кременчуг и Переяславль. Шесть драгунских полков были посланы туда, будто бы в помощь казакам. Расчет оказался верным. Шведы заметили маневр и перешли в наступление. Разъезды тотчас донесли об этом Петру.

Воины! - сказал он. - Пришел час, который решит судьбу отечества!.. Не должна вас смущать слава неприятеля, якобы непобедимого, ложь которой вы доказали не раз своими победами… Имейте в сражении перед очами вашими правду… А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии!

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: А.С. Пушкин. "Горит восток зарёю новой..." (по поэме А.С. Пушкина "Полтава").

Цели и задачи урока: 1) показать интерес А.С. Пушкина к истории России;

2)мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат;

3)выражение чувства любви к Родине;

4)сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII).

Материалы и оборудование: т екст поэмы А.С. Пушкина "Полтава", текст стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино", репродукция картины И. Репина "Полтавский бой".

Эпиграфы к уроку : 1)"Обращаясь к отдельным красотам

"Полтавы" не знаешь, на чём остановиться - так много их.

Почти каждое место... есть образец высокого художественного мастерства..."

В.Г. Белинский.

"Полтавская битва не простое сраженье... Нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства".

В.Г. Белинский.

1.Вступительное слово учителя.

Чаще всего Пушкин обращался к времени Петра I. Он высоко ценил личность царя - преобразователя. Поэт внимательно изучал документы петровской эпохи, знакомился с петровскими указами, чтобы яснее представить себе положение народа, характер и поступки царя. Вот Пётр простым плотником трудится на голландских верфях, чтобы постичь секреты корабельного мастерства, вот он на уральском пушечном заводе, а сейчас на коне с высоко поднятой шпагой мчится впереди войска на врага. В одном из стихотворений Пушкин писал о Петре:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Одному из важнейших событий Петровской эпохи, победе русского народа Полтавской битве, посвятил Пушкин поэму "Полтава", написанную в 1828 году.

2.Историческая справка (рассказывает заранее подготовленный ученик).

В конце XVII века Россия отставала в своём развитии от стран Западной Европы. У неё не было ни развитой промышленности, ни обученной армии, ни флота. Иностраннве государства, особенно Швеция, нападали на русские города, захватывали морские гавани. Трудно, с кровью и потом, делала Россия каждый шаг к могуществу и славе, но это были шаги богатыря - исполина.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала гением Петра..

... в искушеньях долгой кары,

перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь, так тяжкий млат,

Дробя стекло, куёт булат.

Первым великим событием петровского времени была Северная война, война за выход к Балтийскому морю, захваченному шведами. Эти исконные русские земли нужно было обязательно вернуть, чтобы свободно торговать со странами Европы, развивать промышленность и культуру государства. Пётр понимал:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой встать при море .

Но отвоевать побережье Балтийского моря было очень трудно. Швеция в то время имела лучшие в Европе армию и флот. Русская же армия была необученной и плохо вооружённой. Россия не имела ни хороших пушек, ни кораблей. Поэтому первое сражение под Нарвой в 1709 году было русскими проиграно. Но Пётр не пал духом и не перестал твердить: "Пусть шведы бьют нас, они научат нас бить их..."

И нарвский урок не прошёл даром. С невиданной быстротой начала создаваться армия. Закипела работа на Пушечном дворе, весь запас меди в стране пошёл на орудия. Создавался Российский флот. Пётр заботился о том, чтобы дать армии смелых, образованных и талантливых военачальников.Учёному, инженеру Брюсу он поручил артиллерийское дело. Он привлёк на сторону России шведа Бауэра, прекрасного командующего конницей.

Шереметьев, Репнин - талантливые полководцы, обученные и воспитанные царём, готовили армию к новым битвам. Пётр ценил человека не за его звания и чины, а за ум, деловитость, талант. Так, любимцем Петра, его ближайшим помощником и первым другом был Александр Данилович Меньшиков. Человек самого незнатного происхождения, некогда торговавший пирожками, он стал второй после Петра фигурой в государстве.

Шведский король Карл XII решил, что после поражения под Нарвой Россия не может продолжать войну. Он считал Петра неопасным противником и бросил все силы на войну с Польшей. А "неопасный противник" не терял ни дня, ни часа, и русская армия за короткий срок стала вдвое сильнее, постепенно онак начала теснить шведов и отвоевала часть балтийского побережья. Там, в устье реки Невы, Пётр решил построить город:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу .

Со всех концов России были согнаны на строительство тысячи крепостных крестьян. В тяжелейших условиях, страдая от побоев, болезней, сырости, строили русские мужики свою новую столицу. И вот

...юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво .

"Окно в Европу" было прорублено Победы русской армии обеспокоили шведского короля, и он задумал пойти на Москву, чтобы поработить Россию. Карл решил сначала захватить Украину. Но украинские крестьяне объединялись вместе с русскими в партизанские отряды, нападали на врага, прятали продовольствие. На защиту страны поднялся весь народ. Весной 1709 года шведская армия подошла к Полтаве. Карл хотел взять крепость штурмом, но защитники города два месяца отбивали атаки врага. Наконец, к Полтаве подошли русские войска во главе с Петром. Царь решил дать под Полтавой бой непобедимым ранее шведам, разгромить армию неприятеля.

27 июня 1709 года произошла знаменитая Полтавская битва.

Накануне уверенный в победе Карл объявил своим войскам, что для них уже готовы квартиры в Москве, и обещал устроить обед в шатрах московского царя. Русским же солдатам перед боем был прочитан приказ Петра: "Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего".

Рано утром шведы двинулись к русскому лагерю. Два часа длилось сражение. Шведская конница, которой командовал генерал Розен, попала под сильный артиллерийский огонь и вынуждена была отступить, а затем сдаться. Пехота под командованием генерала Шлипенбаха была увлечена русскими на военные укрепления и разбита, самого Шлипенбаха взял в плен Меньшиков. Первый этап боя выиграли русские.

Карл был потрясён. Его могущественная армия терпит поражение от тех, кого он даже не считал сильным противником! За несколько дней до битвы Карл был ранен в ногу. Обложенный подушками, держа в одной руке пистолет, в другой - шпагу, шведский король наблюдал за боем, лёжа на носилках в открытой "качалке", запряжённой двумя лошадьми. Он не хотел, он не мог признать себя побеждённым. Карл дал сигнал, и шведская армия вновь пошла в наступление. Началась рукопашная схватка. Шведам удалось потеснить центр русских войск, они уже грозили отрезать левое крыло.

Тогда среди бьющихся солдат появился Пётр. В посеревшем от пыли и дыма тёмно- зелёном мундире, в шляпе, пробитой шведской пулей, он бросился навстречу шведам. "За Отечество принять смерть весьма похвально!" - крикнул он, потрясая шпагой.

Увлечённый Петром батальон сомкнул прорванный строй и начал теснить врага. Вот уже по всему полю русские переходят в наступление. Мчится конница, гремит артиллерия, снова сходятся лицом русские и шведы. Пушечным ядром были разбиты носилки Карла. Он ещё пытался командовать, но армия уже не слушала своего полководца. Шведы дрогнули и обратились в бегство. Карла вынесли из гущи боя, посадили в коляску, и он помчался прочь, опережая свои бегущие войска. 50 тысяч шведов вторглись на Украину. Только несколько сотен из них спаслись вместе с королём. Так закончилась битва, продолжавшаяся лишь несколько часов, ибо как писал П ётр "непобедимые господа шведы скоро хребет показали",- битва, стоившая Швеции утраты её былого могущества и поставившая Россию в ряд великих держав. Это замечательное в истории страны событие и избрал Пушкин основой для поэмы "Полтава", самыми яркими страницами которой является описание народного подвига в Полтавской битве.

Чтение наизусть отрывка из поэмы "Полтава"(от слов "И перед синими рядами..." до слов "как роем чёрной саранчи").

    Работа по вопросам.

Ребята, определите, сравнивая пушкинскую картину боя и исторический рассказ, насколько точно поэт описал битву? (Ход сражения изображён Пушкиным очень точно: поэт показал два этапа боя, временит успех шведов, а затем сокрушительное наступление русских, назвал имена генералов - сторонников Петра и Карла, упомянул даже о ране шведского короля).

А чем отличается пушкинское описание боя от того, какое вы можете прочитать в ваших учебниках истории, т.е. от научного? (поэту не важны многие мелкие подробности боя, число убитых и раненых, главное для него - нарисовать яркую, вдохновенную картину события, показать переживания людей, заставить нас волновкаться вместе с участниками битвы).

Анализ отрывков поэмы.

Сравнительная характеристика Бородинского и Полтавского боя в произведениях М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.

(Пушкин во всём противопоставляет Петра I и Карла XII).

Рисунок И.Е.Репина "Полтавский бой".

Вопросы для анализа рисунка.

Какой части стихотворения может служить иллюстрацией эта картина?

Как вы думаете, какую главную задачу поставил перед собой художник: изобразить подробности боя или показать Петра во время этого боя?

Что общего в хъарактере Петра подчёркивает и поэт и художник? Какие пушкинские строки могли бы стать подписью под рисунком?

(Фигура всадника изображена на переднем плане, но не в центре, а в правой части картины. Конь как бы стремительно вылетает из-за правой рамки. В центре картины - пустое пространство. Оно даёт простор бешеному галопу коня. Конь и всадник слиты воедино. Пётр изображён в полуоборот к зрителю. Это делает нас не только свидетелями, но и как бы участниками изображаемого. Поднятая со шпагой рука, вдохновенное лицо Петра приковывают к себе. Кажется, он на полном скаку на секунду обернулся, чтобы увлечь своих единомышленников туда, где "и смерть и ад со всех сторон").

-Сравним описание двух значимых для России битв двумя великими поэтами - А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым.

Учащийся читает отрывок из стихотворения "Бородино."

    Что объединяет эти два описания?

(Пушкин и Лермонтов - поэты - патриоты. Они говорят о Бородинском и Полтавском сражениях, как о великом общенародном деле, которое было необходимо, чтобы отстоять независимость России. Оба поэта передают тяжесть сражения, напряжённость

битвы, показывают, как нелегко далась победа, каких жертв она стоила).

Докажите справедливость слов И.Л.Андроникова о том, что Пушкин показывает Полтавскую битву "сверху", словно с командного пункта, "крупно", а Лермонтов изображает войну "так, как видит её рядовой солдат".

(Обратимся к началу пушкинского отрывка. Восходящая заря освещает широкую панораму начинающейся битвы: сомкнутые ряды воинов, движение пехоты, конницы. Пушкин охватывает всё поле сражения, а не какой-то участок его. Общая панорама и при описании разгара боя: (кпряды конницы, груды тел.

А в стихотворении "Бородино"? В лермонтовском описании нет широкой панорамы. Стремительно сменяют друг друга картины, которые видел защитник Бородина).

Изобразительные средства языка. Метафора.

Метафора - употребление слова в переносном смысле и

перенесение действий и признаков одних предметов на другие, сходные с ними.

Найти в тексте поэмы "Полтава" использование метафоры.

5Итог урока.

Д/з выучить наизусть отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Полтава" (от слов "Г орит восток зарёю новой" и до слов « Мешаясь, падают во npa х»"

В 1700 - 1721 гг. Россия вела со Швецией тяжелую Северную войну за возвращение исконных русских земель и выход в Балтийское море. Шведский король Карл XII обладал первоклассными армией и флотом, в первые годы войны нанес поражение польско-саксонской и русской армиям, планировал овладеть Смоленском и Москвой. Весной 1709 г. Карл XII предпринял поход на Москву через Харьков и Белгород. Стремясь разгромить русскую армию в генеральном сражении, решил быстро овладеть Полтавой, находившейся на пути его армии.

Вторгшиеся на Украину шведские войска 30 апреля 1709 г. осадили Полтаву. Ее гарнизон насчитывал около 4 тысяч солдат и 2,5 тысячи вооруженных горожан. Руководил обороной города полковник А.С. Келин. Защитники Полтавы отбили все атаки штурмовавшего город врага и тем самым задержали шведскую армию, дав возможность русским войскам подготовиться к генеральному сражению.

В конце мая главные силы русской армии во главе с Петром I подошли к Полтаве и расположились на противоположном от города левом берегу реки Ворсклы.

16 июня на военном совете Петр принял решение на генеральное сражение. В тот же день севернее Полтавы у деревни Петровка передовой отряд русских форсировал Ворсклу, обеспечив возможность переправы всей армии. Главные силы русских войск 19 июня совершили марш к переправе и на следующий день перешли Ворсклу.

Петр расположил армию лагерем у деревни Семеновка. 25 июня русская армия передислоцировалась еще южнее, заняв позицию в 5 км от Полтавы, у деревни Яковцы.

Место расположения русского лагеря было выбрано удачно, справа и впереди лагеря находилась открытая равнина, которая замыкалась Будищенским лесом. В тылу находились густой лес и обрывистый берег реки Ворсклы.

Войска усилили лагерь четырехугольными земляными редутами на удалении примерно 200 шагов друг от друга. Слева, на открытом пространстве, в 1,5 км построили 6 редутов в линию и 4 - перпендикулярно к ним. 2 из них не были полностью закончены.

Численность главных сил русской армии под Полтавой достигала 42 тысяч человек. В ней было 87 батальонов пехоты, 29 драгунских полков, 5 отдельных эскадронов и 102 (по другим данным 72) артиллерийских орудия.

Всего у противника вместе с союзниками-казаками было около 37 тысяч человек при 41 артиллерийском орудии. В армии Карла XII по шведским источникам было 27 тысяч, из которых непосредственное участие в сражении приняли около 17 тысяч. Войска союзников Карла XII - украинские казаки гетмана И.С. Мазепы (около 3 тысяч), запорожцы (около 7 тысяч) в сражении не участвовали.

Замысел Петра I состоял в том, чтобы измотать врага на передовой позиции и затем разбить его в сражении главных сил.

План Карла XII основывался на использовании внезапности при нападении на русские войска.

27 июня (8 июля) в 2 часа ночи Карл XII начал движение своих войск из-под Полтавы к месту расположения русской армии. В первой линии шла пехота в четырех колоннах, во второй - конница в шести колоннах.

Русская разведка, наблюдавшая за шведской армией, немедленно донесла о начале движения противника. Когда шведская пехота подошла к русским редутам, оборонявшие их 2 батальона пехоты и 17 кавалерийских полков А.Д. Меншикова, были готовы к бою, а главные силы русской армии, поднятые по тревоге, строились в заранее намеченных местах.

Полтавскую битву принято делить на две фазы: первую - бой русской конницы и Белгородского пехотного полка со шведами на передовой позиции и вторую - столкновение главных сил.

В 3 часа утра у редутов завязался бой между русской и шведской конницей, ожесточенными атаками с обеих сторон. Русская «кавалерия с неприятельской на палашах рубились и, въехав в неприятельскую линию, 14 штандартов и знамен взяла».

За 2 часа боя шведы овладели двумя передовыми недостроенными редутами, но захватить продольные редуты не смогли. Тогда Карл XII приказал своим войскам податься влево и обойти их. Заметив это, Меншиков приказал драгунским полкам занять промежуток между Будищенским лесом и продольными редутами. В ходе маневра 6 батальонов пехоты и несколько эскадронов шведов под командованием Росса и Шлиппенбаха, отрезанные редутами, оторвались от основных сил и укрылись в Полтавском лесу.

Петр I приказал Меншикову с драгунами левого крыла и с пятью батальонами пехоты из укрепленного Лагеря уничтожить колонну Росса и Шлиппенбаха, а если же враг начнет атаку конницей и пехотой, начать отход к укрепленному лагерю, заняв позицию справа от него.

В шестом часу утра конница Боура начала отходить. Шведы приняли их отход за вынужденное отступление и увлеклись преследованием. Русская конница искусным маневром заманила шведов под удар артиллерии, расположенной в укреплениях. Пыль, поднятая драгунами, облака дыма от артиллерийской стрельбы закрывали от врага эти укрепления. Шведские войска прорвались между поперечными редутами, гарнизоны которых оказывали стойкое сопротивление, и, наступая вслед отходящей русской коннице, оказались правым флангом в 90 - 100 шагах от русского укрепленного лагеря.

Русские полки встретили шведов сильным фланговым картечным и оружейным огнем. Враг, не ожидавший такого огневого шквала, понес потери и в беспорядке отступил к Будищенскому лесу.

Между тем, полки Меншикова разгромили оторвавшуюся шведскую колонну Шлиппенбаха и пленили его самого. Там же они обнаружили резервный отряд шведов, прикрывавший правое крыло главных сил, и нанесли ему поражение. После этого Меншиков отрядил пехоту для преследования остатков разгромленных шведских сил, бежавших к Полтаве, а сам с конницей возвратился к главным силам, заняв позицию слева от лагеря.

На этом закончилась первая фаза битвы, в результате которой шведы были измотаны и понесли большие потери. Расчет Карл XII на внезапность удара не оправдался. Для шведов оказалась неожиданностью русская передовая позиция.

После отступления врага к Будищенскому лесу Петр I приказал нескольким пехотным полкам выйти из укрепленного лагеря и построиться с двух сторон его. Цель такого построения - в случае атаки шведов встретить их мощным огнем из большого количества ружей и охватить оба фланга боевого порядка врага. Но шведы оставались на месте, и Петр I решил дать им бой на открытой местности. Он вывел пехоту из лагеря и построил ее в две линии.

На самом опасном направлении Петр I приказал поставить наиболее обученные части, обладающие большим боевым опытом. А чтобы ввести в заблуждение противника, он применил военную хитрость. Во время объезда полков вечером 26 июня Петр обратил внимание на вновь набранный пехотный полк, который еще не получил форменного обмундирования и резко выделялся цветом своей одежды от остальных полков русской армии. Полагая, что шведы знают о новобранцах, он приказал старому, испытанному в боях Новгородскому полку обменяться одеждой с этим вновь набранным полком. Эта хитрость сыграла большую роль в ходе боя.

На флангах боевого порядка Петр I разместил конницу. Резерв оставался в лагере и составлял третью линию. Артиллерия под начальством генерала Я.В. Брюса располагалась впереди по всему фронту. Всей пехотой командовал фельдмаршал Б.П. Шереметев.

Перед началом боя, построив полки, Петр обратился к воинам со словами, приведенными в начале публикации - призывом храбро сражаться за Отечество.

Карл XII, чтобы удлинить фронт, выстроил пехоту в одну линию, а кавалерию - на флангах в две.

В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня, во время которого шведы понесли большие потери, бросились врукопашную. Части правого крыла шведов, при котором находился Карл XII, стали теснить новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, стоявший во второй линии. Они стремительным броском смяли прорвавшихся шведов и закрыли прорыв. Во время контратаки Петр оказался в самой гуще боя. Его могучая фигура верхом на коне привлекла огонь шведов. По преданию, одна пуля пробила шляпу Петра, другая застряла в седле, третья пуля попала в грудь, но расплющилась о большой нательный крест.

По всему фронту кипел ожесточенный рукопашный бой, а русская конница охватывала фланги противника. Полки Меншикова стали угрожать вражескому тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. Остатки неприятельских войск бежали к Переволочне.

Для уничтожения бежавших шведов была посажена на коней гвардия под командованием генерала М.М. Голицына и 10 драгунских полков под начальством Боура. Командование всеми войсками преследования было возложено на Меншикова, который на Полтавском поле был произведен в фельдмаршалы.

30 июня шведы были настигнуты у Переволочны. Более 15 тысяч человек без боя сложили оружие. Карл XII вместе с гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию: 9234 человека убитыми, 19 тысяч человек пленными, в том числе весь генералитет во главе с первым министром и обер-маршалом Пипером и генерал-фельдмаршалом Рейншильдом, более тысячи офицеров. Было захвачено 32 орудия.

Потери русской армии составили 4635 человек - 1345 убитыми и 3290 ранеными.

Значение Полтавской битвы было велико. Разгром шведов под Полтавой предопределил победоносный для России исход всей Северной войны. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла ХII развеяна. Победа в Полтавском сражении стала свидетельством нарастающей военной мощи России, показала высокие боевые качества русских солдат и тактическое превосходство командования русской армии. Она имела решающее влияние на судьбы Польши и всей Прибалтики, повысила международный авторитет России.

Полтавская битва оказала влияние на дальнейшее развитие русского военного искусства. В замысле сражения, построении боевого порядка, инженерном оборудовании поля боя русская армия отошла от шаблонов линейной тактики. Поучительным было создание передовой позиции, выделение значительного резерва, использование свойств закрытой местности в интересах боя.

После победы под Полтавой Петр Великий обратился к войскам: «...сыны Отечества, чады мои возлюбленные! Без вас государству, как телу без души, жить невозможно. Вы, имея любовь к Отечеству, славе и ко мне, не щадили живота своего и на тысячу смертей устремлялись небоязненно. Храбрые дела ваши никогда не будут забыты потомством...»

Слова эти оказались пророческими. Мы ежегодно отмечаем очередную годовщину победы под Полтавой как День воинской славы России.

При дет час, который решит судьбу Отечества

О ШИБКИ КОМАНДОВАНИЯ

"Воины. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. ".

Петр Великий

Молодой офицер, не имеющий опыта работы, естественно, может ошибаться в своей командирской деятельности. Ошибки командования носят разноплановый характер и являются следствием ряда причин: - ошибки в использовании властных полномочий проистекают из-за неумения пользоваться властью; - издержки руководства, связанные неправильным пониманием роли и места командира; - превышение власти в силу властолюбия или амбиции; - бездействие, как следствие нерешительности или безволия; - устранение от командования и передача части властных полномочий в руки готовых "услужить" "стариков"; - применение негодных, неуставных методов руководства в силу испорченности натуры.

Ошибки в использовании властных полномочий

Эти ошибки, как правило, вызваны следующими мотивами: - поскорее применить власть и этим показать "кто здесь настоящий хозяин" (это обусловливает поспешность действий командира); - боязнь быть заподозренным в нерешительности или безволии (этим определяется повышенная строгость воздействия); - ложным пониманием сути власти - "власть или карает или милует", а всякого рода "сантименты" ей ни к чему (это приводит к "полярности" в применении мер воздействия). В первом случае властное действие сводится к принятию решения, без учета мотивов совершившего добрый или злой поступок военнослужащего. Но именно мотив и является главным в оценке поведения и действий подчиненного: он может быть положительный или отрицательный (корыстный, к примеру). Так, если мы имеем налицо положительный результат, то это вовсе не означает необходимости поощрять подчиненного, мало того, при отрицательном мотиве этого, вообще, делать не стоит. Нередко случается и обратная ситуация: при положительном мотиве (стремлении сделать лучше) результат получается неважный. Вряд ли стоит в этом случае наказывать или порицать военнослужащего: целесообразнее разъяснить ему допущенную ошибку или показать, как нужно сделать правильно. Ложное понимание сути власти тоже, как правило, упирается в неверную оценку поведения и поступков подчиненного. На примере, который описан В.Гюго в его "Девяносто третьем годе ", покажем пример иного, противоположного, рода, - жесткий, но диалектически правильный подход к оценке подчиненных. Случай, о котором рассказывал Гюго, произошел в море на корабле: во время шторма с привязи сорвало пушку и она, сметая все на своем пути, могла привести к гибели корабль вместе со всеми, кто был на его борту. Но тут нашелся смельчак (им оказался канонир, ответственный за эту пушку), который неимоверными усилиями водворит "разбушевавшуюся" пушку на место. Капитан корабля, обрадованный исходом дела, решил предоставить возможность генералу, который плыл на этом корабле со своим солдатами, право поощрить отличившегося. Генерал долго отказывался, но потом согласился и приказал подозвать к себе героя. Когда тот подошел, генерал снял с куртки капитана орден святого Людовика и прикрепил его на одежде обалдевшего от счастья канонира. Но генерал еще не закончил своей миссии... Повернувшись с солдатам он приказал: -Теперь его расстрелять! Толпа, которая была свидетелем щедрой награды и ликовала по этому поводу, замерла, слушая разъяснения генерала. А тот рассудил таким образом: по вине этого человека корабль мог погибнуть; ему не нужно было бы совершать подвига, если бы он добросовестно исполнял свои обязанности и прочно закрепил перед штормом свою пушку. Доблесть должна быть поощрена, проступок - наказан. Спустя некоторое время на корме раздался ружейный залп и люди услышали всплеск воды от упавшего в море тела. Генерал выполнил свою миссию... Кому-то может показаться противоречивость в действиях генерала, даже несовместимость того, что произошло. Да и современная педагогика вряд ли бы "поощрила" действия генерала, ведь он применил "поощрение с наказанием ", т.е. соединил такое, что вообще "нельзя" соединять. Но так может показаться только тому, кто не привык видеть оттенков и нюансов в своем поведении и поступках других людей. А ведь эти поступки сотканы из множества побудительных мотивов, как положительных, так и отрицательных. Их (поступки) сопровождают верные и ошибочные действия, да и положительный на сегодняшний день результат, может завтра дать негативные последствия. Жизнь диалектична в том смысле, что она логически соткана из множества наших потребностей и побуждений; диалектика ее и в том, что она многогранна, наполнена бесчисленным числом наших поступков. Но диалектика и в том, что жизнь нашу определяет какая-то ведущая идея (смысл). Тот, кто верно уловил этот главный смысл, не ошибется ни в оценке себя, ни в оценке других. Быть диалектиком - призвание настоящего офицера.

Издержки руководства

Выше мы определили причину таких издержек: это неправильное понимание офицером своей роли и места по отношению к подчиненным. "Командовать отдельной частью - это значит быть ее начальником во всех отношениях, вести ее служебно-военное образование, направлять ее нравственно, заботиться о ее благоустройстве, знать достоинства и недостатки, отвечать за все в ней происходящее" , - справедливо и точно утверждал П.Карцов. Некоторые же, особенно молодые, офицеры свою миссию понимают по-другому: командовать - это значит отдавать приказания и требовать их исполнения. При этом полагают, что не следует озадачиваться всем тем, что происходит в период между отдачей команды и ее исполнением. То, что приказом исполнительность в солдате воспитать невозможно, похоже не всегда доходит до сознания начинающего командира. "Приказ - закон, он должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок ", - как ментор твердит он всем, кто пытается урезонить строптивого офицера. Да, "приказ - это закон для подчиненного". Но, разве мало таких приказаний, которые подрывают основу законности. Ведь не даром в солдатской сред существует поговорка: "Не спеши выполнить приказ - скоро последует его отмена ". Приказывать надо и требовать выполнения приказа нужно тоже неукоснительно. Но приказ должен быть продуман, он должен быть выполним, он должен отдаваться тому лицу, в такой форме, которая в большей степени мобилизует исполнителя, побуждает его все сделать для исполнения отданного приказа . Почему бы не поучиться у нашего Великого Преобразователя его умению отдавать приказы. Повторяю, вспомним, какими словами он посылает в бой против шведом русские полки под Полтавой: " Воины. Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра , но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего " . Как тут не придти в изумление, ведь царь, обличенной неимоверной властью, "низошел " до таких простых слов и "унизил " себя. На самом деле - он умом своим прозрел эти мудрые слова и неизмеримо высоко возвысился , преодолев соблазн тщеславия и гордости за свой сан и положение. Преодолев массу предрассудков, яростное сопротивление верхов и инертность низов, он установил для себя те начала, которыми руководствовался всю жизнь: "На знатность рода, на породу не следует обращать внимания. Чем больше труда положит член общества в свое дело, тем больше знаний и честности покажет он, тем высшее место он займет в обществе" . Петр Великий обставил идеал государя совершенно по-новому: государь во имя общего блага должен служить государству , народу. Если бы мы чаще присматривались к таким личностям, как Петр, может быть и у нас бы было меньше соблазна заставлять людей служи ть не делу, а прислуживать себе! Офицер - не барин , которому должны прислуживать его подчиненные, он - личность , обличенная правами, которые должны быть использованы во благо делу обороноспособности страны. Он - не бездушный "отдаватель" приказов, а личность, сознающая цену и смысл приказания, умеющая усилить влияние приказного слова силой своего обаяния, авторитета. Офицер и не учетчик выполненных и приказаний, он - ценитель порядочности, аккуратности, исполнительности, дисциплинированности, трудолюбия, желания осуществить благое дело.

Превышение власти и бездействие офицера

В качестве поучительного исторического примера приведем извлечения из воинского устава 1869 г. , содержащего приложение под названием "Ответственность за превышение власти и ее бездействие ". "Военный начальник или должностное лицо, признается превысившим власть: когда, выступив из пределов и круга действий, которые предписаны ему по его званию и должности, учинит что-либо в отмену или же вопреки существующих военных, или общих узаконений, или же вопреки установленному порядку, предпишет или примет такую меру, которая не иначе может быть принята, как на основании нового закона. Противозаконным бездействием власти признается: неупотребление военным начальником, в надлежащее время, всех указанных, или дозволенных законом средств, какими он имел возможность предупредить или остановить какое-либо злоупотребление или беспорядок. Непочитается превышением власти: когда военный начальник, в каких-либо чрезвычайных обстоятельствах, возьмет на свою ответственность принятием чрезвычайной, решительной меры и потом докажет, что она была необходима, или что по настоятельности дела, он не мог, без видимой опасности или вреда для службы, отложить принятие сей меры, до высшего на то разрешения. К особым видам превышения и бездействия власти по службе, между прочим, относятся: 1)Употребление, при усмирении неповинующихся оружия, без крайней в том необходимости, а равно употребление оного без приказания начальства, коему поручено усмирение. 2)Непринятие надлежащих мер, к охранению порядка, повиновения и чинопочитания. 3)Непринятие мер к охране здоровья нижних чинов и к предупреждению распространения между ними болезней, особенно эпидемических. 4)Допущение по хозяйственному управлению вверенной части вреда или ущерба, чрез оставление без действия указанных средств к ограждению казны от потерь и утрат. 5)Непринятие мер к усмирению неповинующихся и прекращению возмущений, насилий или иных беспорядков. 6)Непринятие надлежащих мер осторожности при стрельбе в цель. Виновный в превышении или в противозаконном бездействии власти подвергается, смотря по важности дела: оставлению от службы, или заключению в крепости, от 8-ми месяцев до года и 4-х месяцев, или разжалованию в рядовые, или исключению из службы с лишением, или без лишения чинов. Если начальник будет самовольно и заведомо препятствовать действиям другого в отправлении должности, не имея на то права, или особого предписания от высшего начальства, то за сие он подвергается: или заключению в крепость от 2-х месяцев до года 4-х месяцев, или отставлению от службы или содержанию на гауптвахте от одного до 6-ти месяцев, или взысканию дисциплинарному. Кто при исполнении обязанностей службы употребит какого-либо истязания, подлежит: заключению в крепости, от года 4-х месяцев, до 2-х лет 8 месяцев, или исключению из службы, или потере всех особенных прав и преимуществ и ссылке в Сибирь. Причинение военным начальником, при исполнении обязанностей службы, кому-либо, с намерением ран или тяжких побоев и увечий, виновные подвергаются: высшей мере наказаний, определенных за эти преступления в общих уголовных законах. За взятие под стражу кого-либо, хотя и по законным, достойным уважения причинам, но без установленных на то правил, - виновный подвергается, смотря по обстоятельствам дела, взысканию дисциплинарному. Начальники, виновные в противозаконном увольнении в отпуск нижних чинов, с превышением предоставленной им по закону власти, подвергаются отставлению от службы, или содержанию на гауптвахте от одного до 6-ти месяцев. Если это злоупотребление допущено из корыстных видов, - то наказанию установленному за лихоимство"... Почему бы сейчас не принять к исполнению то, что говорилось в Уставе 1869 г.?

Самоустранение от командования

Назовем три распространенные вида самоустранения от командования: - во-первых, это игра в "демократию", т.е. попытка спрятаться и раствориться в пучине коллегиальности; - во-вторых, "наплевательское" отношение к службе; - в-третьих, сознательная передача части власти в руки "сильных", "авторитетных" солдат и сержантов. Во всех трех случаях - это подрыв офицерской власти , дискредитация офицерского звания, зло , наносящее ущерб основному принципу военного руководства - единоначалию. В "демократию ", как правило, играют люди гуманные, сознательно желающие общего блага, любящие службу, но не имеющие достаточно духовной силы, чтобы заставить трудиться своих подчиненных. Зло, приносимое ими, в том, что их командование носит отпечаток слабости и нерешительности. Подчиненные такого начальника стараться увернуться от дела, избежать ответственности и работа будет в общем брошена на произвол судьбы, а вся служба вырождается в какую-то недостойную комедию. Но есть тип офицера, смотрящего на все с точки зрения "наплевать ". Такой начальник не только извращает само понятие о командовании, но он прямо его уничтожает. Он берет от жизни все, пользуется всеми преимуществами службы, и считает наивными младенцами тех, кто несет тяжелое ее бремя. Он с удивительным умением увертывается от всякой ответственности и даже тщеславие героев парадов его к себе не манит. Его потребительная ценность такова, как у хронометра без пружины, или патрона без пороха. Этот тип - зло, бич всякой армии . Последний в этом списке тип - тип офицера, пытающего чужими руками сделать свое дело. Суть дела в том, что такой командир пытается найти в своем подразделении теневых лидеров, сила которых основывается на мощи кулака. С ними он напрямую или намеком устанавливает следующую договоренность: "наведите порядок в подразделении, а я в накладе не останусь". Он "закрывает глаза" на то, что делают его "подельщики" и, спустя некоторое время получает "дисциплинированное" подразделение. Страх угнетаемых и беспредел угнетателей, в конечном итоге, приводит к "ЧП": расстрелу обидчиков и их покровителя... Угнетение, на котором основана эта акция, не может быть никакой гарантией благополучного исхода дела. Офицеров, которые поступают так, нужно рассматривать как потенциальных преступников.

Негативный стиль работы

В числе негодных средств, которые используются в командирской практике, образующих порочный стиль работы, прежде всего, находятся: - нагнетание страха; - "завинчивание гаек"; - неуставные методы воздействия на подчиненных и т.п. По молодости и неопытности, кое-кто пытается использовать страх , как средство удержать людей в повиновении, забывая о том, что ничего нет хуже страха, запуганности, так как при них устраняется возможность воспитательного влияния, а кроме того они заставляют младшего теряться и убивают в нем способность разумной деятельности, инициативу, решительность, столь важные в военном деле. "В этих соображениях, будучи требовательным и строгим по службе, в исполнении долга, но только без мелочной придирчивости, можно обращаться с воспитанниками мягко, держать себя с ними просто, обходительно, но без фамильярности, чтобы воспитанники не боялись своего начальника, а скорее боялись бы своим проступком причинить ему огорчение" . При этом надо заметить следующее: тот может держать других в страхе, кто на самом деле может привести в действие ту силу, которую подчиненные должны бояться. В противном случае, нагнетание страха - это химера, дым от которой скоро рассеивается. Следовательно, "брать на испуг" может только сильный человек, а зачем сильному пугать людей и делать их своими врагами или недоброжелателями? Метод "завинчивания гаек" известен издавна. Им страдают нетерпеливые, властные натуры. Стремление "сделать карьеру" побуждает их вести жесткую линию поведения, поставив строгость во главу угла. У таких командиров подчиненные часто получают взыскания, в их поступках всегда оттеняются только недостатки. Такой офицер, как говорят, и к телеграфному столпу "докопается"... До поры - до времени они быстро идут вверх. Пример С.Архангельского тому свидетельство. Наверняка в армии найдется немного двадцатисемилетних комбатов. Тем более о таких, о которых командиры дивизий могут сказать: лучший в соединении! Лучшим капитан Архангельский стал благодаря таким своим качествам, как недюжинная сила воли, острый ум, целеустремленность, предельная исполнительность, выработанные в курсантские годы и во время офицерской службы. А еще присуще было Сергею немалое самолюбие, правда, порой перераставшее в тщеславие. Рассказывают, после того, как два года прокомандовал взводом, дважды выводы взвод в отличные, Архангельскому доверили командование ротой. Она была далеко не лучшей в части, даже не в "середнячках", что называется, ходила. Напутствуя молодого ротного, командир дивизии много дельного советовал ему, указал и на недостатки, которыми "богата" была рота. Назначен был и срок ликвидации этих недостатков. И представьте себе: ни днем позже указанного срока ротный доложил о выполнении задачи. ... Верили в способности, в энергию и не замечали изъянов нравственных, тех издержек в стиле работы, в отношении к людям, которые , в конце концов , оказались самыми существенными, определившими судьбу человека. Прощая эти "мелкие несовершенства" характера офицера, забывали о главном. О том, что позволено и что категорически запрещается. У командира есть много средств привести подчиненного к повиновению, наказать на невыполнение приказа. Нет только права на грубость . А Архангельский был исключительно жесток и груб. На том и "погорел"... Можно было бы приводить множество фактов, подтверждающих порочность такой практики, но факт очевиден: нельзя истинную требовательность к подчиненным подменять ее суррогатом; невозможно неуставными методами наводить уставной порядок.. .

Резюме

Наше заключение довольно короткое: если офицер не хочет оступиться и потерять перспективу, то он должен постараться избежать тех ошибок, которые здесь указаны. Прислушаемся к мнению известного военного педагога М.Галкина , который в своей работе пишет следующие строки: "Офицер, чтобы оправдать выдающееся положение, должен выдвигаться из толпы. До установления сословного равенства одна принадлежность к высшему сословию и блеск его положения уже доставляли ему почет и уважение. Ныне он может занять то же положение только в силу редкого благородства своих побуждений и возвышенности нравственной культуры. Офицеру необходимо выделяться теми нравственными качествами, на которых основывается личное величие бойца, ибо с ним связано обаяние перед массой, столь желательное и необходимое руководителю". Карцов П.П. Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта.- СП б, I883 .- с.1. Приказ Петра I перед Полтавской битвой . - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия во русской военной истории. - М., 1947. - с.138. Соколовский И.В. Петр Великий как воспитатель и учитель народа. - Казань, 1873. - с.2. Там же. - с.3. Карцов П. Командование ротой и эскадроном. - СП б., 1881 .- с.505-507. Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ.- Варшава, I908 .- с.11. Там же. - с.12. Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник. - I9I4 .- NI2.- с.42. Житаренко В. Наводил "порядок" // Красная звезда.- 1988.- 17 февраля. - с.2. Луканин М. Вопреки уставу: к чему порой ведут попытки совместить несовместимое. - Красная звезда. - 1987. - 1 августа. - с.3; Добровольский В. Не поступаться истиной.//Красная звезда. - 1987. - 23 февраля. - с.2; Напечкин В. Без происшествий... // Красная звезда.- 1987. - 15 октября. - с.2 и др. Галкин Михаил Сергеевич (1853-1919) - полковник русской армии. Галкин М.С. Новый путь современного офицера. - М., 1906. - с.20. ...

Цветник духовный

Юность -- Блажен, кто от юности готовится предстать Верховному Судии, Который потребует отчет за все возрасты! -- Неизвестна юности старость, но открыто, что готова погибель нераскаянного юноши. -- Злобный дьявол старается особенно молодых людей отклонить от дел благочестия: но вы, юноша, не обольщайся его хитростями! Кто поутру отправляется в путь, тот скорее дойдет до предположенного места, нежели замедливши до вечера отшествием своим. -- Бог хочет, чтобы ты поставил в службу Его всю свою жизнь, а не худшую часть ее. (Прот. И. Толмачев). -- Медленность исправления жизни не иное что выражает, как следующее: "пусть сначала царствует во мне грех, после будет когда-нибудь царствовать и Господь. Сначала узы мои представлю оружие греху, а потом, со временем, представлю их оружием правды Боговы. (Рим. 6, 13). -- Так и Каин проносил жертвы: что было лучшего, то - в услаждение себе самому; а что похуже - то Сотворившему и Даровавшему Богу. Пока способны ты к трудам - проводишь юность свою во грехах; а как скоро члены ослабели, тогда приносишь их к дар Богу, когда уже не на что нельзя употребить их, и по необходимости надобно оставлять в бездействии (Св. Василий Великий). -- Кто ожидает старости, чтобы посвятить себе Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетелей только такое время, которое он не может употребить только такое время, которое он может употребить ни на что более (Прот. И. Толмачев). -- ...


Русский конный воин. 17 в.

Исторические памятки

-- Иоанн Креститель (Предтеча) - сын священника Захарии и Елисаветы, родственницы Марии Богоматери. Рождение его сопровождалось множеством чудесных явлений. Всю жизнь, вплоть до момента начала Служения, провел в пустынной аскезе. В тридцать лет вернулся, чтобы начать проповедь укрепеления веры и всеобщего покаяния. Первый крестил новообращенных в реке Иордан. Крестил Иисуса из Назарета и указал на снизошедший на последнего Дух Святой. Постоянно обличал пороки и грехи иудеев, особенно царя Ирода за его греховную связь с женой брата, Иродиадой. Заключен Иродом в темницу, где и умерщвлен, по легенде, в угоду дочери Иродиады Саломее. Особенно почитается масонами как первый и один из величайших христианских пророков. День Св. Иоанна Крестителя - 13 января - является одним из двух главных масонских праздников в течение календарного года. -- ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ (Иоанн Ильич Сергиев) (1829 - 1908) - протоие-рей, писатель; приобрел широкую известность как благотворитель и исцелитель больных, напечатал много бесед, проповедей, поучений; полное собрание сочине-ний в 6 томах вышло при его жизни, после чего издал еще множество трудов, в том числе "Моя жизнь во Христе", "Несколько слов в обличение лжеучения графа Л.Н. Толстого", "Христианская философия" и др. Замечательным памятником святой личности о. Иоанна являются три тома его проповедей. В этих томах есть такие строки, обращенные к русскому человеку: "Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога - Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам русским великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России!" -- ИОВ (? - 1607) - первый патриарх русской церкви. В 1591 во главе освященного собора и боярской думы устано-вил невиновность Бориса Годунова в смерти царевича Димит-рия. Предложил земскому собору Годунова на царство, хотя и не одобрял его нововведений. Призывал к борьбе с самозван-цем Лжедмитрием, поддерживал царевича Федора Борисови-ча. После воцарения Романовых был сослан в Старицкий мо-настырь, где и скончался. -- Иовиан Флавий (332 - 364) - римский император; родился в Мезии, сопрово-ждал императора Юлиана во время персидского похода в качестве началь-ника его телохранителей. После смерти Юлиана в 363 г. был провозглашен императором. Иовиан утвердил хри-стианство в качестве государственной религии и отменил все декреты Юлиана, направленные против христианства. -- Иордан (Jordanis, Jordanes) (около 500 - 552 н.э.) - исто-рик готов, по происхождению алан. Иордан был нотарием (секретарём) аланского военачальника, состоявшего на службе у Восточно-Римской империи. Главное сочинение И. "О происхождении и деяниях гетов" (доведено до 551) - один из важнейших источников по истории племени готов, народов Северного Причерноморья и всего периода Великого переселения народов; содержит также краткие, но ценные данные о древнейших славянах. Будучи сокращённым изложением не дошедшего до нас труда Кассиодора, сочинение Иордана содержит и сведения, которые были известны ему как современнику событий; Иордан отразил настроения той части остготской знати, которая желала соглашения с Византией, хотя бы ценой подчинения последней. -- Иосиф Флавий (родился в 37 г. в Иерусалиме, умер ок. 100 г. в Риме) - писатель-историк, происходил из иудейского священнического рода. В качестве полководца участвовал в Иудейской войне (66-70), был взят в плен, освобожден Веспасианом (отсюда имя Флавий). Автор "Иудейской войны" и "Иудейских древностей" (написанных на греческом языке). Значительная часть этих сочинений посвящена истории Иудеи в римский период. В них содержатся также сведения, касающиеся жизни провинций и политической истории Рима, дополняющие римских и греческих историков. -- Иосия - царь иудейск., разбит фараоном Нехао, 608 до Р.Х.


Гробница Пересвета и Осляби в Симоновом монастыре

-- Ирминов столб (Irminsul) - так назывался у древних саксонцев дере-вянный столб, посвященный богу Ирмину. Один из таких столбов находился в Вестфалии и был разрушен в 772 г. Карлом Великим. -- Ирод I , Великий (ок. 73-4 до Р.Х.) - царь Иудеи, назначенный римским сенатом в 40 г. до Р.Х. В войне Рима с Парфией во главе превосходящего римского войска одержал победу над парфянами и в 37 г. до Р.Х. захватил Иерусалим. Во время осады Иерусалима он женился на Мариамне. В пору его могущества страна пережила значительный хозяйственный подъем. Он считался одним из наиболее одержимых строительством властителей древнего мира. В его правление был отстроен и украшен Иерусалим. Частная жизнь Ирода I была полна скандалов: десять браков, интриги и борьба среди родственников, убийства. -- Исаак - дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. У Иудеев и Магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех не имевших греха, и один из шести; над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима и он ввел в употребление утреннюю молитву и т.п. -- Исаия - пророк, советник Езекии, царя Иудейского. -- Исида - египетская богиня, значение которой, культ и миф о ней подверглись разнообраз-ным изменениям вследствие азиатского и греческого влияния. Сначала она представлялась египтянину олицетворением Нильской области, оплодотворяемой Осирисом, нильским богом. Осирис - ее супруг, убитый Тифоном и оплакиваемый И., которая ищет его: это Нильская страна, жаждущая благодатной вла-ги. Благодаря иноземному влиянию Осирис стал бо-гом солнца, а И. богиней рогатой луны, а так как луна у древних считалась животворящею силою, которая рождает и питает растения, животных и людей, то И. стала богиней, ниспосылающей жизнь и плодородие, и, наконец, наравне с греческой Деметрой, Персефоной и Гекатой, была включена в число божеств под-земного мира; она стала царицей последнего и судьею мертвых; в ее руках ключ от подземного мира. -- Искренность -- мать правды и вывеска честного человека. (Д. Дидро). Искренность в командовании. Командование должно быть проникнуто искренностью, лояльностью и серьезной вдумчивостью, так как только при этих условиях оно будет иметь воспитательное значение. (П. Изместьев). -- Искусство ведения войны . Искусство ведения военных действий не является ни строго математическим расчетом, ни делом отдельных случайностей, а своего рода теорией вероятности... (П. Изместьев). Ведение войны -- искусство, которое от других искусств отличается тем, что выполняется в обстановке неизвестности и опасности над самостоятельно реагирующим объектом, а потому от исполнителя, кроме природных дарований и специальной подготовки, требует особых качеств характера, обеспечивающих возможность применения подготовки и творчества. (В. Флуг). -- Искушения . Как при снаряжении корабля нужен бывает кормчий и полное число пловцов не для того, кто всегда стоит на пристани, но тому, кто постоянно занимается мореплаваньем: точно тоже должно сказать и относительно монаха и мирского человека. Первый, как бы находясь на необуреваемой пристани, проводит жизнь неозабоченную и устраненную от великого волнения; а последний постоянно обуревается и плывет среди моря, сражаясь со множеством треволнений. (И.3латоуст). ...

А.И.Каменев.

Практическая психология для офицеров.

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.

10 - Практическая книга для офицеров



Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен.

Кто забывает Бога и заповедей Его не хранит, тот при всей своей работе не будет иметь успеха и мало пользы получит.

Атеисты почитают себя умнее других людей, а не понимают даже того, что дерзкими своими речами обнаруживают только свое нечестие, невежество и гордость: нечестие потому, что явно презирают откровенное в Священном писании слово Божие, на котором Религия основывается; невежество потому, что не имеют столько разума и просвещения, сколько потребно для познания истины Христианской Религии; а гордость и высокомерие потому, что почитают себя умнее и хотят быть уважаемы более других людей в обществе и ученых мужей, доказавших основательно в своих сочинениях истину Христианской Религии, и даже предпочитают себя целым соборам церковных Отцов, из которых самый последний имел больше разума и достоинства, нежели целая толпа таких безрассудных и наглых проповедников глупости и злобы, которых правила необходимо должны произвести в гражданском обществе безпорядок и неустройство.

Понеже все должности наилучше сохраняются, ежели через страх Божий к сему доброе основание заложено будет... тако б каждый солдат, который в нашем войске обретается, как офицер и рядовой, чтился о богобоязнии, Бога на помощь к себе призывати, ежедневно милости у Него просити, Его за благодеяние благодарить...

Которые нехристианскую клятву и божбу употребляют, хотя и в пьянстве или трезвости имя Божие поносят, или хулят, или что-нибудь к поносу святого слова Божия явно говорят, или чинят и в том двумя совершенно верными свидетелями уличены будут, тех казнить смертью.

Когда уже нельзя их (старообрядцев) обратить от суеверия разсудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть - ни они той чести не достойны, ни государство пользы иметь не будет.

Я не хочу совесть свою иметь не чисту пред Богом, дабы доносам без испытания поверить.

Я не хочу быть ни Саулом, ни Ахавом, которые безразсудною милостию закон Божий преступя, душею и телом погибли.

Я приставник над вами от Бога, и моя должность, чтобы недостойному не дать, а у достойнаго не отнять... ибо Бог того от меня за всех вас востребует, чтоб злому и глупому не дать места вред делать.

Светския науки далеко еще отстают от таинственнаго познания величества Творца, котораго молю, да вразумит меня по духу.

Евангельское ученье и свет его, се есть знание Божие человеком, паче всего в жизни сей надобны. (Слова Петра перед Полтавской битвой) Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу Веру и Церковь... Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающаго по вас! А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе, для благосостояния вашего! .


Е.В. Стартов, ответственный редактор газеты «Орехово-Зуевский Благовест», православная газета Орехово-Зуевского благочиния, № 3, март 2013 г.