21.09.2019

Сергий Радонежский: мощи, иконы, храмы. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Обретение честных мощей преподобного сергия радонежского


Адрес: г.Сергиев Посад, Лавра.
Время работы: с 05:00 до 21:00.
Как добраться:
- с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (время в пути 1,5 часа);
- от метро ВДНХ на автобусе № 388, отправляются каждые 15 мин. (время в пути более 1 часа);
- на автомобиле по Ярославскому ш. (трасса М-8), 45 км. от МКАД,
далее 10 км. по Проспекту Красной Армии до Лавры.

Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не слышал о Троице-Сергиевской Лавре . Те, кому удалось побывать в самой главной православной достопримечательности России, наверняка вспоминают поездку с огромной душевной теплотой. Сегодня это крупнейший православный мужской монастырь , который не зависит от духовенства (ставропигиальный).

История Свято-Троицкой Сергиевской Лавры

Свято-Троицкая Сергиевская Лавра обязана своим появлением двум братьям - Стефану и Варфоломею, родившимся в боярской семье. Варфоломей с самого детства стремился служить богу, однако, родители не давали ему благословения на это. Когда мать и отец, состарившись, решили уйти в монастырь, братья все-таки смогли покинуть мирскую жизнь.

Становление монастыря

В 1337 году неподалеку от города Радонеж на холме в лесистой местности Стефан и Варфоломей собственными руками возвели келью и небольшую церквушку. Старший брат не смог долго жить в уединении, а Варфоломей смиренно молился и служил Богу. Мог ли 23-летний молодой мужчина представить, что место, которое выбрал он для своей отшельнической жизни станет величайшей православной святыней? Игумен одного из монастырей, находившегося неподалеку, постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия. Так началась славная жизнь Сергия Радонежского, который в будущем оказал огромное влияние на духовную жизнь не только близлежащих сел и деревень, но и всей Руси.
Ведя отшельнический образ жизни, Сергий научился смирению - он работал на земле, усиленно молился и совсем не желал славы. Однако, судьба распорядилась по-другому. Его церквушка стала привлекать все больше людей, которые просили научить их, как вести благочестивую жизнь. Около кельи Сергия стали появляться другие жилища. Постепенно местность была заселена людьми, которые проповедовали православие. Можно говорить о появлении в этот период времени монастыря, точная дата основания которого неизвестна (по одним источникам - это 1337 год, по другим - 1342). Сначала игуменом был тот самый монах, который постриг Варфоломея - Митрофан. После его кончины это место занял преподобный Сергий.
В 1355 году произошли некоторые изменения на монастырской земле: ее разделили на 3 зоны: жилую, хозяйственную и защитную. Возведена новая Троицкая церковь из дерева, рядом находились жилые постройки - кельи и трапезная. В общественной зоне располагались хозяйственные постройки и обработанные земли. Территорию монастыря оградили забором, у центральных ворот находилась деревянная церковь имени Дмитрия Солунского. Общее расположение сооружений на территории не претерпело сильных изменений.
Популярность Троицкого монастыря как духовного центра русских земель нарастала с необычной силой. Все больше московских князей искали здесь благословения. Известен факт, что Сергий Радонежский оказал огромную поддержку Дмитрию Донскому, благословив его перед Куликовской битвой. Преподобный Сергий отправил с войском двух монахов - Пересвета и Ослаблю, вопреки строгим монастырским правилам.
В 1932 году Сергий Радонежский ушел на вечный покой, его похоронили внутри главного храма. В тот момент игуменом значился один из его учеников Никон.

Новая жизнь монастыря

В 1408 году случилась беда: хан Едигей практически стер монастырь с лица земли. Но, возможно, это послужило началом нового этапа развития обители. В 1415 году игумен Никон заложил первое здание из камня - Троицкий собор. Строительство осуществляли мастера из Косово, которые с некоторых пор обрели здесь кров. Роспись храма внутри осуществляли известные мастера иконописной живописи Андрей Рублев и Даниил Черный. Интересен факт, что знаменитая икона "Троица" была написана целенаправленно для украшения иконостаса данного собора.
В 1469 году стартовало строительство еще одного каменного здания - трапезной. Ее особенностью было то, что она имела тип одностолпной палаты, этот прием впоследствии стали широко применять в зодчестве. На нижнем этаже находились трапезные для братии, а на верхнем - царские палаты. В 1476 году вблизи собора появился еще один храм.
Во времена царствования Ивана Грозного, который часто посещал монастырь, территорию снова видоизменили. В частности, по периметру возведены стены из белого камня. Их длина составляла почти полтора километра. Благодаря устроенным запрудам и окружению высокими стенами монастырь превратился в настоящую крепость. В середине XVI века монастырь получил новый статус - архимандрии.
Иван Грозный способствовал заложению первого камня в строительстве крупного Успенского собора. Однако, через пять лет строительство остановили из-за пожара, вследствие которого многие строения сильно пострадали. Успенский собор все-таки достроили, но Ивану Грозному не суждено было увидеть построенный храм, его освещение состоялось после смерти государя в 1585 году.
Ко второй половине XVI века равных Троицкому монастырю в государстве не существовало: в его ведении находились почти 3000 поселений, которые не только полностью обеспечивали себя всем необходимым, но и осуществляли торговлю за рубежом.

Непростые времена - XVII век

В 1608 году началась осада монастыря польско-литовскими захватчиками. Но это было не самое страшное: через год внутри монастыря люди стали повально гибнуть от цинги. Но это, к счастью, не стало причиной захвата земель. Неведомая сила позволила отстоять монастырь. Вовремя подоспела помощь: зимой 1610 года войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского освободило монастырь. Через несколько лет Троице-Сергиевский монастырь снова подвергся атаке, на этот раз завоевать его пожелал польский королевич Владислав. Но мечтам его тоже сбыться было не суждено.

Процветание монастыря в XVII-XVIII веках

После осады быстрыми темпами началось восстановление: существенно укреплены стены, башни приобрели вид, дошедший до наших дней. Появились новые сооружения: большая колокольня, церковь Михаила Малеина, царские хоромы, чуть позже - дополнительные кельи из камня, больничный комплекс и еще 2 церкви. Жизнь процветала - владения монастыря стали превышать царские и патриаршие.
При Петре I здесь появились трапезная и церковь в честь Сергия Радонежского, а также надвратная церковь. Чуть позже монастырь был укреплен из-за неожиданной возможности захвата шведами. Был выкопан ров, сооружены 2 каменных моста. Земляные укрепления существуют до сих пор.
После Петра I интерес к Троице-Сергиевскому монастырю угас, существовал даже вариант переноса его поближе к Петербургу. Однако, в 1738 году управлять жизнью здесь стал Духовный совет.

Новая веха в развитии Лавры

С приходом на трон Елизаветы Петровны начинается следующая эпоха развития. В 1742 году здесь открывается духовная семинария, а в 1744 году монастырю присвоили титул Лавры, руководителем ее становится Митрополит Московский. Императрица очень любила бывать в Лавре, она способствовала тому, что почти все строения внутри монастыря изменили свой внешний вид по сравнению с первоначальным. Появилась колокольня в 1770 году, для которой отлили огромный колокол, вес его - 4065 пудов. Лавра продолжает оставаться крупнейшим духовно-культурным центром, роль ее еще более усилилось после перевода сюда в 1814 году Духовной академии. Если исключить тот факт, что из-за этого пришлось нарушить общую целостность архитектурного комплекса строений монастыря, то Духовная академия сделала Лавру еще более мощным средством формирования духовного наследия.
XVIII - XIX века - время небывалого расцвета Лавры. Богатства монастыря с каждым годом приумножались. Этому способствовало огромное количество принадлежащих ему земель, крестьянских душ, а также активная торговая деятельность. Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей: именно там находились мощи многих святых, в том числе Сергия Радонежского, Никона, митрополита Иосафа и др. К тому же именно стены этого храма украшало самое известное творение Андрея Рублева - икона Святой Живоначальной Троицы.

В начале XX века началось сложное время, отразившееся на всей монастырской жизни. В один из майских дней 1920 года в последний раз здесь встретили прихожан, после чего Лавру закрыли, распустили Духовную академию. В годы Советской власти многие здания были реконструированы и стали выполнять функции хозяйственных и жилых построек. Переплавлена большая часть древних колоколов. В 1940 году начались работы по устройству здесь государственного историко-художественного музея-заповедника, власти пытались полностью изменить территорию, недостаточное внимание уделялось сохранности святынь и объектов, представляющих огромную ценность. После Великой Отечественной войны здесь открыли училище, а годом позже Успенский собор был возвращен Патриархии. В послевоенный период проводились масштабные восстановительные работы по приданию объектам архитектуры вида, максимально приближенного к первоначальному.

Троице-Сергиевская Лавра сегодня

В 1993 году Троице-Сергиевской Лавра включена в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сейчас территория монастыря включает в себя множество архитектурных памятников, подобия которым нет нигде. Современная Лавра - уникальный действующий мужской монастырь, в котором насчитывается примерно две сотни монахов. Приехать в это удивительное место может любой желающий - ежедневно для паломников и туристов со всего мира проводятся интереснейшие экскурсии.

Памятники архитектуры на территории Лавры


Отправляясь на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру , нужно потратить немало времени, чтобы не только увидеть внешнюю красоту памятников архитектуры, но и по возможности попасть внутрь и насладиться их уникальным убранством, поклониться мощам Великих людей, похороненным здесь. Древнейшие сооружения, сохранившиеся на территории до настоящего времени, поразят своим величием. Троицкий и Успенский соборы, Михеевская, Никоновская, Трапезная и Духовская церкви, Предтеченский храм, колокольня и другие православные сооружения восхищают и поражают своей красотой и неповторимостью. Такого разнообразия и одновременно с этим гармоничности в архитектурном ансамбле нет ни в одном монастыре мира. Поездку в Сергиев-Посад и Лавру невозможно забыть, она придаст небывалую силу духа на долгие годы.

Святой Сергий Радонежский - иеромонах Русской Церкви, основатель монастырей, среди которых всем известная Этого святого не зря называют защитником земли Русской, он приложил все усилия к ее объединению для решительного отпора вражеским завоевателям. С его именем связано возникновение духовной культуры Святой Руси, он стал основоположником русского старчества, с ним возобновилось монашество, которое начинали великие подвижники Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В XV веке Сергий Радонежский был причислен к лику святых. И прежде чем ответить на волнующий многих вопрос о том, мощи Сергия Радонежского где находятся, окунемся сначала в историю жизни этого великого святого.

Житие

Богоносный отче родился 3 мая 1314 года в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Марии (которые тоже были канонизированы) в Ростове. Правда, звали его тогда Варфоломей. Сам Господь выбрал его для служения людям. Беременная Мария, стоя на службе в храме, вдруг трижды из чрева своего услышала крик младенца, слышали и люди, окружавшие ее, и сам священник, который сразу понял, что скоро появится на свет истинный служитель православной веры.

В юном отрочестве Варфоломея отправили на учебу в школу, но слабая память не давала ему возможности хорошо учиться. Однажды, гуляя по дубраве, он увидел старца-инока, который был похож на ангела, тот и благословил его на хорошую учебу. Варфоломей много времени уделял чтению Священного Писания, он хотел посвятить свою жизнь Богу и стать иноком, но, пока были живы родители, дал себе зарок.

Вскоре вся их семья переехала из Ростова в Радонеж, где через некоторое время родители преставились перед Господом. В 1337 году Варфоломей раздал все свое имущество и вместе с братом Стефаном, который уже был иноком поселился на безлюдном холме Маковец. Брат вскоре не выдержал суровой жизни в дикой глуши и вернулся к братии обратно.

Варфоломей остался один, тогда ему было 23 года. Однажды к нему пришел иеромонах Митрофан, который и благословил его на монашество с именем Сергий.

О благочестивом иноке очень быстро узнали в округе, и к нему потянулись другие монахи. Вместе они стали строить небольшую часовенку в честь Затем с Божьей помощью был построен монастырь. Смоленский архимандрит Симон как-то раз специально заехал к ним и оставил братии драгоценные дары на расширение монастыря и сооружение большой церкви.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

С 1355 года с благословения Филофея в монастыре отца Сергия Радонежского был принят общежительный устав. Очень скоро Свято-Троицкий монастырь стал центром московских земель, поддерживаемый князьями. Именно здесь Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского (21 сентября 1380 г.).

Преподобный Сергий отдал душу Господу 25 сентября 1392 года. Он предчувствовал это и заранее собрал братию, чтобы благословить на игуменство своего ученика - умного и опытного преподобного Никона.

Святой Сергий Радонежский сыграл огромную роль в объединении Руси. Он сделал буквально невозможное - примирил две на то время враждующие религии. Он объяснил ведическим руссам, что вера в Иисуса Христа с западным христианством не имеет ничего общего и что Христос не учил крестовым походам, разрушению ведических идолов и сжиганию еретиков на костре. Он объяснил всем, что сейчас совсем нет времени для вражды, когда с Запада идет такое извращенное христианство. Эти псевдохристиане под прикрытием имени Христа творят самые гнусные преступления. Святой Сергий Радонежский был настоящим печальником земли русской, он всегда молился за Русь, чтобы не одолел ее недремлющий враг окаянный.

Крепкие стены монастыря

В знаменитом Свято-Троицком монастыре крестились наследники царского престола Василий III и Иоанн Грозный. Вскоре эта обитель превратилась в оборонительную крепость, которую обнесли каменными стенами с 12 башнями. Иоанн Грозный лично руководил строительством. Все это потом пригодилось при защите от войск Лжедмитрия II.

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор мощной многотысячной армии поляков под предводительством воевод Сапеги и Лисовского. Тогда русскими воеводами были князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Они беспрестанно молились и знали, что им всегда помогает святой Сергий Радонежский. Мощи его они хранили как зеницу ока. У гроба святого старца все целовали крест и клялись, что ни за что живыми не оставят свою обитель.

в чем помогает?

В любом храме всегда можно найти образ преподобного старца Сергия. Его икона передает нам взгляд глубокий, полный смирения и мудрости. 3 мая/16 мая 2014 года отмечалась великая дата - 700-летие со дня рождения святого Сергия Радонежского, которого уже при жизни все считали святым. Его уважали разные правители, князья, бояре и простой люд.

Многих не зря интересует вопрос: «Икона Сергия Радонежского в чем помогает?» Люди с искренней молитвой обращаются к лику святого, чтобы получить защиту и помощь в неприятных жизненных обстоятельствах. А родители просят у него за своих детей, чтобы они хорошо учились, были воспитанными и добрыми и никогда не попадали под чье-то дурное влияние.

Помощь молитвенника

Никого не оставляет безутешными преподобный Сергий Радонежский: мощи его обладают той силой, которая способна исцелять. Монахами монастыря описано огромное количество случаев чудотворного исцеления.

Он заставляет каждого задуматься над своей жизнью и прочувствовать, а готов ли он положить за Отчизну жизнь свою, как это делали наши древние предки с подсказки святого провидца?

Настоящий оберег России от ее врагов - это Преподобный Сергий Радонежский. Мощи, к которым приезжают сотни тысяч паломников, чудодейственные и целительные.

Святой старец мирно отошел к Господу 25 сентября/8 октября 1392 года. По прошествии трех десятков лет были величественно обретены чудотворные мощи преподобного Сергия Радонежского, которые всегда хранились в монастыре, пока это было безопасно.

Многих интересует вопрос о том, как правильно прикладываться к мощам. По обыкновению, все прикладываются только к серебряному ковчегу, в котором хранятся мощи святого отца Сергия, где на уровне главы сделана специальная створка, которую иногда открывают, тогда есть возможность приложиться к покрытой голове святого.

История мощей

Тему «Сергий Радонежский: мощи» хочется дополнить одним удивительным рассказом внука священника В Лазареву субботу перед Пасхой 1919 года должно было состояться вскрытие мощей преподобного советскими властями. Безопасная сохранность мощей оказалась под вопросом. Об этом узнал отец Павел, который устроил тайное совещание с наместником лавры отцом Кронидом, графом Ю. А. Олсуфьевым (членом комиссии по охране памятников), С. П. Мансуровым и М. В. Шиком, которые затем стали священниками. Они тайно пришли в Троицкий собор, прочитали молитву перед ракой с мощами преподобного, потом с помощью копья отделили главу святого и заменили ее головой некогда похороненного в лавре князя Трубецкого. Главу же святого Сергия временно оставили храниться в ризнице. Граф Олсуфьев после поместил главу преподобного в дубовый ковчег и стал хранить ее у себя дома (Сергиев Посад, ул. Валовая). В 1928 году он, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

Успешная операция

В 1933 году, после того как арестовали отца Павла, Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, там он рассказал эту историю Павлу Александровичу Голубцову (будущему владыке Сергию - епископу Новгородскому), которому вскоре удалось забрать ковчег из сада графа и переместить его в Подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Там ковчег хранился до окончания Великой Отечественной. Вернувшись с войны Голубцов, передал ковчег со святыней приемной дочери Олсуфьева Е. П. Васильчиковой, которая тайно в 1946 году отдала честную главу святого Сергия Патриарху Алексию I. И он благословил вернуть ее в Троице-Сергиеву лавру, когда она вновь открылась.

Заключение

Вот теперь можно в полной мере ответить на вопрос: "Мощи Сергия Радонежского где находятся?" Они и до сих пор хранятся в Свято-Троицкой лавре. Почти каждый день помолиться святым мощам приезжают тысячи паломников. В лавре возле мощей происходят настоящие чудеса, которые не остаются без внимания и подробно записываются, чтобы каждый имел веру и надежду на исцеление.

В честь преподобного игумена Сергия построено огромное количество храмов и монастырей в Москве и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Архангельской, Тульской, Тюменской и других областях.

В Троицком соборе находится рака преподобного Сергия с его святыми мощами.

Мощи преподобного Сергия (ум. 1392) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне. В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.

В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святым". Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем.

С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту".

Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение.

Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа".

С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес. Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы.

Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось.

Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель.

На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию.

Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."

Как найти мощи Сергия Радонежского в Москве, чтобы поклониться останкам великого игумена земли Русской? Об этом Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

18 июля Церковью празднуется память преподобного Сергия Радонежского - одного из самых любимых и известных русских святых.

Преподобный Сергий Радонежский

Мощи Сергия Радонежского в Москве

Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской - оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители - Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете - не огорчайтесь. В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а - от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) - также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру - именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» - Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница - Великая Княгиня Елисавета Феодоровна - вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

Храм Илии Обыденного

В другой московской церкви - храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся - среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 - район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному - а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Вы прочитали статью Мощи Сергия Радонежского в Москве: где находятся?

    Преподобный Сергий Радонежский подростком с родителями приехали в Радонеж из-под Ростова Великого (предположительно с. Варницы). Отец Кирилл боярского рода, мама Мария были верующими, сын Варфоломей решил стать монахом, постригся, приняв имя Сергий. Участвовал в строительстве обители, которую потом назвали Троице-Сергиевской Лаврой, стал игуменом.

    Гроб Сергия Радонежского вскрыт в 1422, мощи оказались нетленными. Не всегда мощи сохранялись в Лавре. Дважды в пожарах 1709, 1746 гг. монахи мощи спасали от огня, вынося их из церкви.

    От нашествия Наполеона их вывозили в Кирилло-Белозерский монастырь.

    С 1941 они хранились в Соликамске, в 1946 возвращены.

    В 1919 предполагалось вскрытие раки большевиками, была опасность утраты мощей. Тогда Павел Флоренский настоял заменить голову Сергия на голову князя Трубецкого и спрятать. Когда историко-художественный музей вернул мощи церкви, голову Сергия возвратили на место.

    Сейчас мощи Сергия являются главной святыней Лавры. Рака стоит в Свято-Троицком соборе.

    Москвичам добраться в Сергиев Посад можно автобусом от метро ВДНХ, интервал 20 минут. Можно с Ярославского вокзала электричкой.

    Мощи Сергия Радонежского находятся в Сергиево-Троицкой лавре в городе Сергиев Посад. Над ракой с мощами святого преподобного Сергия Радонежского непрерывно читается акафист святителю Земли Русской. Мощам можно поклониться, что и делают ежедневно тысячи паломников со всего мира.

    Кто поедет к мощам Сергия Радонежкского , обратите внимание на тяжелую металлическую дверь справа от раки. В верхней ее части видна дыра, пробитая польским ядром, когда обитель была в осаде. Когда ее видишь, ощущаешь связь времен, чувствуешь присутствие самого защитника земли Российской.

    В наше время мощи Сергия Радонежского который при рождении получил имя Варфоломей находятся в южной части Свято-Троицкого собора.Для его мощей специально отвели место.Мощи это одна из главных святыней храма да и всей Лавры.Так же частицы его мощей есть в храме Троицы Живоначальной где находится икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей и в храме святителя Николая в Кленниках.

    Сергий Радонежский считается покровителем учеников и студентов, воинов и новобранцев.К нему обращают свои молитвы женщины которые не могут родить ребенка.

    Вся духовная жизнь Русской Православной Церкви, все нити е сходятся к Сергию Радонежскому, великому угоднику, праведнику и чудотворцу. Основанная им Троицкая обитель распространяет свои благодатные токи по всей территории православной Руси. Особенно важен его духовный вклад в богословское учение о Святой Троице. Но не менее важен его вклад в собирание разрозненных удельных княжеств Руси в единое государство во главе с Московским княжеством.

    Когда в 1408 году Троицкая обитель, где упокоился преподобный Сергий, была сожжена войском Едигея, его мощи были утеряны. Но перед набегом Сергий в видении предупредил своего ученика и братия спасла все иконы, утварь и святыни в лесах. А перед восстановлением обители святой ещ раз явился во сне и жаловался, почему его тело так долго держат в земле и воде. Когда копали ров под фундамент новой церкви, в 1412 году, мощи святого были обретены. Находились они действительно в воде, но сохранились нетленными и даже одежда невредима. Торжественно в присутствии сына Дмитрия Донского Юрия, князя Звенигородского мощи были перенесены в деревянную Троицкую церковь, а когда в 1426 году освящали каменный Троицкий Собор, определили им место там. И вот уже скоро 600 лет мощи Сергия Радонежского покоятся там.