10.10.2019

Факторы формирования имиджа и специфика имиджа в образовательной организации. Позитивный имидж образовательного учреждения как фактор повышения качества


На вопрос, какие преимущества предоставляет положительный имидж и репутация компании дает ответ исследование Hill &Knowlton и The Economist Intelligence Unit . Обработав ответы 175 руководителей крупнейших компаний из разных стран мира, исследовательское агентство пришло к выводу, что прежде всего, это:

  • возможность привлечения и удержания сотрудников (59%);
  • увеличение доли продаж (51%);
  • возможность развивать стратегическое партнерство (44%);
  • возможность продавать продукцию по более высокой цене
  • (38%).

Очевидно это важнейшие цели, стремление к реализации которых ставят перед собой эффективные руководители и стремящиеся в высокой конкурентоспособности компании.

Какие именно факторы способствуют позитивному имиджу поводило оценить еще одно исследование. По мнению зарубежных специалистов (опрос проводило агентство Ernst & Young ) лидирующим по значимости фактором, обеспечивающим хорошую репутацию, является:

  • «осуществление корпоративной стратегии» (6,4 балла значимость фактора из 7 возможных);
  • «доверие к руководству» (6,16 балла);
  • «качество корпоративного управления» (5,92 балла);
  • «способность привлекать и удерживать талантливых сотрудников» (5,77 баллов);
  • «инновации» (5,61 балл) и «опыт высшего руководства» - 5,6 балла.

Аналогичные опросы отечественных специалистов (исследование проведено агентством по коммуникационным стратегиям PBN Company ) показали, что на первые места руководители компаний ставят:

  • Качество продукции и услуг компании 86%;
  • Позицию компании на рынке и харизматичность руководителя по 77%;
  • Известность компании 73%;
  • Финансовое состояние компании и информационная открытость по 68%;
  • Публичность компании и привлекательность образа руководителя по 64%.

В данном разделе используем метод дедукции, построив анализ по принципу от общего к частному: прежде всего, более подробно рассмотрим факторы, влияющие на формирование имиджа субъекта или объекта (применительно к предприятию, организации, конкретной личности, товару, услуги), затем выделим факторы, имеющие наибольшее значение для формирования имиджа образовательной организации.

Итак, предварительно проведем обзор существующих подходов к систематизации факторов.

1. Внешние и внутренние факторы формирования имиджа

Рассмотрим это деление на примерах различных отраслей. Применительно к имиджу сервисных организаций Москвина И.А. и Моисеева Н.К. приводят следующие составляющие внутренних факторов:

  • имидж страны;
  • имидж торговой марки;
  • имидж отрасли;
  • профессиональные ценности;
  • имидж маркетинговых посредников;
  • деятельность конкурентов;
  • предыдущий опыт общения с компанией;
  • имидж, сложившийся у сотрудников;
  • имидж, сложившийся у внешних групп корпоративной аудитории;
  • устные неформальные коммуникации (популяризация).

Авторы подчеркивают, что указанные параметры рассматриваются как имиджевые факторы оценки, которые проявляются в качестве «регуляторов поведения сотрудников и потребителей» и отражающиеся «в их сознании, прежде всего, как оценочные феномены», «ориентирующие на то, в какой мере можно сотрудничать с фирмой, а в какой - нежелательно».

Аналогичный подход классификации (с выделением внутренней и внешней среды) предлагают Ветитнев А.М. и Волынец Е.А. Их работы раскрывают особенности имиджа в санаторно-курортных организациях . Исследования авторов направлены на определение структуры имиджа, состоящей из комплекса компонентов (факторов). Прикладной характер исследований определяется задачей, связанной с оценкой влияния корпоративного имиджа на удовлетворенность отдыхающих качеством санаторно-курортных услуг.

  • ? Имидж санаторно-курортной услуги (связан с представлениями людей об уникальных характеристиках, особенностях предоставляемых организацией услуг). Основные атрибуты имиджа: ценность для здоровья, отдыха, уникальные характеристики курортной зоны, лечебные факторы. Дополнительные (подкрепляющие) атрибуты: цена услуг, условия платежей, соотношение цены и предполагаемой выгоды от услуги.
  • ? Имидж персонала (обобщённый образ персонала, включающий наиболее характерные для него атрибуты: компетентность, культура, социально-демографический профиль).
  • ? Имидж руководителя организации (индивидуальный имидж руководителя, как персоны, включает следующие основные атрибуты: профессиональные достижения, личностные характеристики, социально-демографические характеристики, лидерские качества, форма поведения в определённых ситуациях).
  • ? Корпоративная культура(система ценностей организации, её взаимоотношения между внешней и внутренней средой).
  • ? Имидж-коммуникации (методы и средства, формирующие имидж организации, включают совокупность сигналов, исходящих от компании в адрес различных контактных аудиторий).
  • ? Бизнес-имидж (деловая репутация организации или общее сложившееся мнение о качествах, достоинствах, недостатках организации в сфере делового взаимодействия).
  • ? Характеристика отдыхающих (включает представления о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных характеристиках потребителей, составляющих целевую аудиторию санаторно- курортной организации).

По мнению авторов, корпоративный имидж и соответственно корпоративная репутация организации у различных групп общественности соответствуют представлениям, основанным на информации, поступающей по каналам имидж- коммуникаций, и включают совокупность убеждений и ощущений, которые связаны с данной организацией.

Индикаторами основных компонент имиджа определяются в результате опроса клиентов по следующим вопросам:

Имидж услуги - Насколько в целом оправдались ожидания от данного санатория?

Имидж персонала - Какова компетентность, грамотность персонала?

Имидж руководителя - Каков имидж руководителя здравницы?

Корпоративная культура - Оценка фирменного стиля (буклеты, рекламные материалы, логотип).

Имидж-коммуникации - Соответствуют ли услуги рекламным сообщениям?

Бизнес имидж - Какова оценка репутации и надёжности здравницы бизнес-партнерами?

Характеристика отдыхающих - Каковы характеристики и статус отдыхающих в здравнице?

На вопрос, какие именно из перечисленных внешних и внутренних факторов оказывают наиболее весомое влияние на имидж, дают ответы результаты опросов зарубежных и отечественных экспертов.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о взаимосвязи репутации и имиджа, которые являются отражением деятельности организации. Именно высокие экономические результаты и позитивный имидж демонстрируют эффективность бизнес-процессов предприятия или организации.

Имидж формируется как интегральный показатель и непосредственно зависит от объема и качества информации, поступающей через коммуникационные каналы к целевой аудитории.

Любое предприятие или организация должны контролировать восприятие представителями целевых аудиторий ее имиджа так как «корпоративный имидж и репутация образуют первый и вторые этажи структуры любого бизнеса, над которыми достраивается все остальное» . Не менее актуальна эта задача для образовательных организаций, особенно высшей школы, поскольку процессы образования и воспитания обеспечивает реализацию приоритетных направлений развития любого государства. Главной целью образования является приращение ценности человека как личности, как работника, как гражданина. Поэтому вопрос формирования имиджа применительно ко всей системе образования Российской Федерации - вопрос не тривиальный и значимый. Реформы отечественной системы образования сделали ее более открытой, повысив интенсивности обмена информацией с внешней средой. Коммуникативная функция, которая реализуется через двустороннюю связь по каналу «образование - окружающий мир» стала более интенсивной, поскольку образовательные организации, стремясь к выполнению коммуникационных задач, стали большее внимание предавать работе сайтов, внутренних и внешних СМИ, проводить мероприятия, которые влияют на формирование позитивного имиджа.

Интенсивный процесс формирования единой информационной среды общества, расширяющий возможности развития личности, потребовал обладания знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Результатом активного внедрения информационных технологий во все сферы жизни значительно возрастает необходимость постоянного обновления и пополнения знаний, повышения квалификации. В связи с этим образование превращается в непрерывный процесс на протяжении всей жизни человека. На современном этапе развития человеческого общества образование выходит за рамки отдельных государств и получает статус международного института. Таким образом, можно заключить, что сфера высшего образования специфична, ее регуляторами являются не только макро - и микроэкономические факторы, рынок труда и капитала, но и человеческий потенциал, социальные и социально-психологические механизмы. Это в значительной степени влияет на процесс формирования имиджа этой сферы. Имидж высшего образования следует рассматривать как сложный, многофакторный феномен. Авторы монографии «Концептуальные основы повышения имиджа высшего профессионального образования в Российской Федерации» отмечают, что необходимо оценить влияние имидж отечественного высшего профессионального образования изменений, которые произошли в этой сфере. Проведенные авторами исследование, результаты которых изложены в монографии, отражают результаты научного осмысления и анализа сущности, значения и специфики структуры имиджа в высшем образовании. Исследования позволили разработать комплекс рекомендаций по целенаправленному управлению имиджем высшего профессионального образования РФ как единой системы, выполняющей важнейшие социально-экономические функции.

  • 1) уточнения понятия «имидж» применительно к системе образования;
  • 2) разработка матрицы классификации имиджа в высшем образовании (табл. 2);
  • 3) определение структура имиджа высшего образования, с подробным описанием элементов всех входящих в нее подсистем.

Под имиджем высшего образования авторы предлагают понимать «устойчивый эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать влияние определенной направленности на сознание представителей целевых групп, потребляющих образовательный продукт» . Под образовательным продуктом авторы понимают:

  • образовательные программы, сопровождаемые материально- техническим и методическим обеспечением;
  • выпускников образовательных организаций, обладающих сформированным в процессе обучения профессиональными компетенциями (знаниями, умениями и навыками владения).

Аналогично выделенному нами ранее принципу деления основных факторов влияния на имидж на внутренние и внешние, в образовании это деление также имеет место. Кроме того, сам имидж может характеризоваться как внешний и внутренний. Внешний (международный) имидж представляет собой образ национальной системы образования, сложившийся за рубежом. Он тесно связан и оказывает взаимное влияние на имидж страны в целом. Позитивный внешний имидж российского образования необходим для повышения конкурентоспособности отечественных образовательных структур, привлечения иностранных инвестиций, роста числа иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в России, увеличения программ международного обмена в сфере высшего образования .

Внутренний имидж высшего образования представляет собой образ системы высшего образования, сложившийся в сознании наших соотечественников.

Специалисты подчеркивают, что имидж высшего образования является продуктом массового сознания, в связи с этим весьма изменчив и зависит от системы преобладающих в обществе и отдельных общественных группах ценностей.

Этот тезис иллюстрируется изменениями к восприятию высшего образования и его обладателям в различные исторические периоды. Колебания уровня престижности образования, отношения к выпускникам вызов, учителям и преподавателям образовательных организацией имели место в нашей истории. Кроме того, как известно в одних социальных группах образование котируется высоко, у других - интерес к образованию имеет лишь конъюнктурный характер. И это относится как к внутреннему, так и внешнему рынку образовательных услуг вузов России.

Коллектив авторов указанной монографии предложил матрицу факторов, влияющих на имидж и видов имиджа, сформированные под воздействием указанных факторов в образовании. В таблице 2. представлены примеры проявления выделенных видов имиджа применительно к указанным факторам. Как уже отмечалось, авторы предложили структуру имиджа высшего образования, состоящую из четырех основных подструктур. К ним относятся: имидж системы управления высшим образованием на федеральном и региональном уровнях; имидж вузов, входящих в национальную систему высшего образования; имидж профессорско-преподавательского состава системы высшего образования; имидж выпускников вузов, входящих в национальную систему высшего образования. Следует подчеркнуть, что задача авторов монографии была нацелена на описание всей системы образования в России. В связи с чем имидж преподавателей анализировался применительно ко всей системе в цело - имидж преподавателя в России, имидж российского студента.

Наша задача несколько иная и носит конкретный прикладной характер, с подобной задачей сталкивается каждая образовательная организация - оценить имидж конкретного вуза, проанализировав влияние всех определяющих его факторов.

В рамках данного исследования наиболее интересен второй элемента - имидж вуза, а также третий и четвертый - имидж преподаватели и имидж студентов, которые логично рассматривать внутри комплексного интегрального показателя конкретного образовательного учреждения.

Как отмечают специалисты понятие «имидж вуза» сравнительно недавно начало использоваться в России. Связано это с возникновением рыночных отношений в образовании, появлением коммерческих вузов и внебюджетных мест приема абитуриентов в государственных вузах. Процесс коммерциализации образования усилил процесс конкурентной борьбы. Конкурентоспособность наряду с имиджем стали характеристиками, необходимыми для вузов с целью их дальнейшего развития, а в последнее время и с целью сохранения вуза и его научнопедагогического коллектива.

Практика подтолкнула к развитию теорию: в 1990-2000-х гг. появляется все более количество работ, теоретически обосновывающих понятийный аппарат в области конкурентоспособности и имиджа применительно к образованию.

Карпов Е.Б. предлагает понятие - имидж образовательной организации, определяя его как «социально-психологический феномен, имеющий свои закономерности формирования и функционирования» .

Зуева Е.И. предлагает свое определение имиджа вуза: «это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности, транслируемый во внешнюю среду» .

Таблица 1.3.1.

Матрица факторов, влияющих на формирование имиджа - видов имиджа системы ВПО 102

Детерминантные -

принимающие конкретные числовые значения и характеризующие количественные показатели.

Фактический имидж ВПО - имидж, сложившийся в текущий момент времени, выявленный в ходе опросов представителей целевых аудиторий, анализа характера публикаций о ВПО в СМИ.

Планируемый имидж - целевой имидж, положенный в основу системы формирования имиджа ВПО при необходимости коррекции с учетом выявленных оценок и представлений представителей целевых аудиторий.

Структурные - не

имеющие числовых значений, но характеризующие взаимодействия между ними как элементами общей системы.

Внешний имидж - 1) имидж, сложившийся в кругах внешних целевых аудиторий, например, работодателей, абитуриентов и их родителей или имидж; 2) международный имидж.

Внутренний имидж - 1) имидж ВПО, сложившийся в сознании внутренних целевых аудиторий, т.е. работников этой системы;

2) имидж ВПО в конкретной стране

Вероятностные-

характеризующие имидж и определя-

Положительный имидж - формируется путем использования факторов, формирующих у целевых аудиторий положительный образ к имиджу подсистем или общему

Факторы, влияющие на формирование имиджа

Виды имиджа ВПО, сформированные иод воздействием указанных факторов

ющие его качественную оценку.

имиджу системы ВПО.

Отрицательный имидж - фактический, выявленный в ходе опросов представителей целевых аудиторийили планируемый(«черный PR»), имеющий целью снизить конкурентоспособность по сравнению с альтернативными внутренними или внешними системами образования.

Логическая - объединяет факторы, которые формулируются как элементарные высказывания.

Реальный имидж - формируетсяна основе реальных, существующих фактов, явлений, событий имеющих место в системе ВПО, определяется качеством системы и тесно связан с конкурентоспособностью.

Мифический имидж - сформирован на основе не существующих факторов, а придуманных, мифотворчества, с целью привлечения внимания представителей целевых аудиторий путем разработки различных коммуникационных проектов, нацеленных на реализацию стереотипов и архетипов представителей целевой аудитории.

Даниленко Л.В. определяет имидж образовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» .

Дагаева Е.А. предлагается несколько определений имиджа высшего учебного заведения в своих работах -

  • 1) «это социальные представления о вузе, носящие целерациональный характер и сформированные на основе информации, оценок, знаний, получаемых посредством различных видов коммуникаций» ;
  • 2) «оригинальный, трудноимитируемый и труднозаменяемый ресурс и система представлений, как о внешних, так и о внутренних характеристиках вуза» .

Звездочкин Ю.Ю. и Сербиновский Б.Ю. утверждают, что «это собирательный образ, отражающий положительное впечатление, престаж, репутацию образовательного учреждения, которые целенаправленно или невольно формируются и поддерживаются инструментами рационального и эмоционального воздействия на людей, отдельные профессиональные и непрофессиональные группы, широкую публику и общественность, создает дополнительные неощущаемые потребителем ценности, способствующий достижению успеха в деле, приобретению конкурентных преимуществ и укреплению позиций на рынке образовательных и научных услуг» .

Панкрухин А.П. предлагает краткое и емкое определение: «Имидж образовательного учреждения - это нематериальные активы, которые принадлежат ему на правах собственности и используются в течение длительного времени в образовательной деятельности вуза» .

Как показывают представленные примеры, исследователи приводят различные трактовки имиджа вуза, но существенных разногласий у авторов нет. Обоснованием для использования различных подходов к данному понятию является сущность изучаемого объекта - имидж вуза представляет собой сложный многофакторный феномен, кроме того каждый из авторов формулирует определения рассматриваю проблему через призму своей конкретной исследовательской задачи.

Например, Карпов Е.Б. предлагает рассматривать имидж вуза с позиции;

  • качества и востребованности на рынке образовательной услуги;
  • способов продвижения и планирование PR-кампаний;
  • взаимоотношения между представителями вуза и студентами и их родителями;
  • кадрового и научного потенциала вуза;
  • состояния учебно-материальной и научной базы .

Дагаева Е. А. выделяет следующие факторы формирования имиджа вуза:

  • образовательные услуги, с учетом востребованности направлений подготовки, качества преподавания, стоимости предоставляемых услуг и т.п.;
  • ППС (их внешний облик, социально-демографические характеристики, общий культурный уровень и компетентность);
  • основатель/руководители вуза (внешний облик, социальнодемографические характеристики, психологические характеристики);
  • студенты вуза (внешний облик, стиль жизни, общий культурный уровень);
  • внутренние социально-психологические характеристики вуза (культура организации, социально-психологический климат коллектива);
  • визуальные характеристики вуза (архитектура, дизайн интерьера, элементы фирменного стиля, внешний облик персонала).
  • социальные характеристики вуза (социальные аспекты деятельности вуза) .

Даниленко Л.В. считает, что к числу основных составляющих имиджа, необходимо отнести:

  • известность и репутацию образовательного учреждения;
  • скорость реагирования на изменения запросов потребителей;
  • инновационный потенциал и его реализацию;
  • престиж образовательных программ;
  • рекламную политику образовательного учреждения;
  • уровень развития и характер зарубежных связей;
  • финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус ио.

Пискунова Т.Н. предлагает рассматривать следующую структуру имиджа:

  • образ руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении));
  • качество образования (показатель «знания-умения-навыки», соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познава- тельность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, ТСО, форма обучения (развивающая));
  • стиль образовательного учреждения (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность образовательного учреждения, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура);
  • внешняя атрибутика;
  • образ персонал (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик);
  • цена на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения);
  • уровень психологического комфорта (представление об уровне комфортности среды образовательного учреждения - компоненты: уважение преподаватель-студент; бесконфликтное, духовно обогащающее общение студентов) .

Менщикова В.В. выделяет следующие элементы:

  • история вуза, его традиции, репутация;
  • личность ректора;
  • особенности паблисити;
  • социальная деятельность;
  • фирменный стиль;
  • этичность деятельности и отношений .

Моисеева Н.К. в структуре имиджа вуза выделяет такие важнейшие компоненты, как

  • 1. Имидж образовательной услуги (представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает услуга);
  • 2. Имидж потребителей образовательных услуг (включает информацию о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей);
  • 3. Внутренний имидж организации (представления преподавателей и студентов о вузе, основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат);
  • 4. Имидж ректора вуза и научного совета (включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности высшего руководства вуза);
  • 5. Имидж персонала (собирательный, обобщенный образ преподавательского состава, включает профессиональную компетентность, мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, информированность, профессиональная подготовка; культура, коммуникабельность, правильность речи, социально-психологические характеристики преподавателей). Имидж формируется на основе прямого контакта с преподавателем вуза. При этом каждый сотрудник рассматривается как «лицо» вуза, по которому судят об университете в целом.
  • 6. Социальный имидж организации (представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества).
  • 7. Визуальный имидж организации (представления об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации, к визуальному имиджу можно отнести и интернет-представительство, когда вуз позиционирует себя с помощью сайта - символика вуза имеет давнюю традицию и хорошо запоминаема и известна, на сайте вуза можно найти полную информацию о вузе, качественно выполненный сайт и т.д.);
  • 8. Бизнес-имидж организации (представления об организации как о субъекте деловой активности, в качестве составляющих бизнес-имиджа вуза выступает деловая репутация, знаменитые выпускники докторантуры, аспирантуры, инновационные технологии, разнообразие факультетов, новые специальности, скорость реагирования на изменение) 113.

Поскольку в данном исследовании задача авторского коллектива связана реализацией первого, в определенной степени подготовительного этапа, принято решение предложить комплексный подход, позволяющий несколько упростить анализ столь сложного феномена, каковым является имиджа вуза, выделив три базовых компоненты оценки: материальная составляющая, коммуникационная составляющая и кадровый потенциал.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Выбор образовательного учреждения родителями. Условия и факторы формирования позитивного имиджа современного учебного заведения. Возможности и влияние PR-технологий на изменение репутации школы как один из способов разрешения обозначенной проблемы.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Система визуальной коммуникации дошкольного образовательного учреждения "Ладушки". Фирменный стиль учреждения, состоящий из фирменного блока, логотипа, лозунга. Создание товарного знака. Описание формального и цвето-графического решения, фирменные цвета.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2014

    Бренд образовательного учреждения: понятие, преимущества наличия. Характеристики, атрибуты и отличительные черты брендов образовательных учреждений на мировом и российском рынках. Создание и развитие бренда Южно-Уральского профессионального института.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2014

    Методологические основы маркетингового управления в образовании. Соотношение коммерческой и некоммерческой составляющих маркетинга образовательного учреждения. Анализ миссии гимназии и системы целей. Анализ ее инновационной деятельности и стратегии.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Институциональные основы маркетинговой деятельности. Задачи и предназначение маркетинговой деятельности в современных условиях. Анализ основных показателей деятельности детского учреждения. Обоснование необходимости формирования стратегии маркетинга.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2018

    Анализ показателей определения имижда (репутации) высшего образовательного учреждения. Характеристика совокупности инструментов паблик рилейшнз, используемых в образовательной сфере для формирования благоприятного, эффективного имиджа ВУЗа на примере МГУ.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2010

    Понятийный аппарат маркетинговых коммуникаций. Структура и способы создания фирменного стиля, его роль в формировании имиджа образовательного учреждения. Этапы разработки фирменной символики (герба, логотипа и слогана) для высшего учебного заведения.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2012

    Изучение основных компонентов имиджа высших учебных заведений. Исследование имиджа Красноярского государственного университета методом анкетированного опроса студентов данного ВУЗа. Характеристика рекомендаций для корректировки репутации учреждения.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

Под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. На формирование имиджа образовательного учреждения влияет позиционирование услуг. Необходимость создания положительного имиджа определяется тем, что в последнее время на передний план выходят задачи наделения образовательных услуг компонентами социально-психологических ценностей. Носителем этих ценностей выступает имидж услуги, позволяющий потребителям осознанно или неосознанно соотносить этот имидж со своими образовательными потребностями и возможностями. Однако формирование имиджа недостаточно связать только с продвижением потребительских свойств услуги. Через имидж до общественности должна доводиться мысль о том, что деятельность образовательного учреждения имеет своей целью удовлетворение потребностей конкретных людей. В процессе асоциального восприятия происходит сравнение с представлениями об идеальном продукте, образами конкретных аналогов, впечатлениями от предыдущего опыта. В конечном счете, через эти сопоставления у потенциальных потребителей выкристаллизовываются связи между имиджем образовательной услуги, имеющимися потребностями и потребительскими ожиданиями. Таким образом, формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы. И инициатива здесь должна исходить исключительно от самого образовательного учреждения. В решении проблем создания имиджа, важную роль играют инструменты психологического воздействия на целевые рынки, выражающиеся в способности образовательных учреждений: создавать неповторимый имидж своего учреждения и предоставляемых им услуг; поддерживать на достойном уровне деловую репутацию образовательного учреждения и авторитет предлагаемой услуги; формировать каналы распространения позитивной информации об удовлетворении запросов клиентов «из уст в уста», через лидеров общественного мнения. Процесс формирования имиджа должен опираться на конкретную цель, исходя из которой, определяется направленность имиджа и его содержание. Федосеева И.В. Образовательный маркетинг. Архангельск. 2009. Стр. 71-71 Четкое структурирование содержания имиджа поможет правильно спланировать процесс его формирования и в дальнейшем удачно его корректировать. Проблемы в формировании имиджа могут возникать из-за недостатков на отдельных участках целостной картины имиджа. Поэтому только при правильном построении этого процесса и при наличии четкой модели имиджа возможна быстрая и точная ликвидация всех возникающих недочетов и сохранение благоприятного имиджа в целом.

МОУ «Деевская СОШ» была основана в 1912г. Режим работы образовательного учреждения: шестидневная рабочая неделя. Численность обучающихся 172 ученика. Директор – .

В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире. Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». Согласно новому видению школы, это не просто место, куда приходят дети и подростки, отсиживают на скучных уроках и получают документы о завершении . Школа – культурный и научный центр, клуб по интересам, надежный компас для поиска возможностей, раскрытия самого себя. Наша школа – это целый мир со сложной многообразной жизнью. В сознании общественности у каждого образовательного учреждения есть своё «лицо», это то, что отличает одну школу от другой. В современном менеджменте это называется имиджем. Сегодня понятия «имидж школы», «имидж современного педагога», «имидж руководителя» наряду с понятиями «инновация», «мониторинг» становятся характеристиками образовательной среды и самих управленцев. ИМИДЖ - это восприятие организации (учреждения), ее товаров или услуг обществом. Иными словами, имидж -­ образ, существующий в сознании людей.

Мы все помним строки из детской песенки: «Вместе весело шагать». Однако «вместе» - не всегда легко и . В прежние времена был на образовательную подготовку школьников и бюджетное обеспечение. В современных рыночных условиях образовательные учреждения ориентированы также и на . Весьма сложны проблемы образовательных услуг, сохранения и привлечения дополнительного контингента учащихся, внебюджетного финансирования, которые без общественного участия не решить. Почему же на практике деятельностное общественное соуправление образовательным учреждением так сложно реализуемо? При ответе на данный вопрос уместна известная крыловская фраза: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Действительно, согласование деятельности педагогов с ожиданиями и потребностями учащихся и родителей, демократический уклад школьной жизни способствуют не только повышению качества образования, но и укрепляют доверие общественности к школе. Ведь кому мы доверяем в жизни? Тому, кого хорошо знаем, кто нам нравится, чья репутация не вызывает у нас сомнения. Так и в основе общественной поддержки лежит доверие к системе образования. Не открою большого секрета, если скажу, что актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование позитивного имиджа школы. Впрочем, у любого образовательного учреждения существует свой имидж независимо от того, кто над ним работает, и работают ли над ним воо6ще. В случае, когда этот вопрос пущен на самотек, представление о школе у потребителей складывается стихийно, и нет никакой гарантии, что оно будет адекватным и благоприятным. Формирование благоприятного имиджа процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа. Таким образом, процесс формирования позитивного имиджа учреждения является инструментом достижения стратегических целей учреждения, затрагивающих основные стороны его деятельности и ориентированных на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы.

Имидж учреждения отражает то, к чему стремятся каждый сотрудник и коллектив в целом. Проведённый анализ показал, что целенаправленно создаваемый имидж представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик. В силу того, что имидж имеет характер стереотипа, его нецелесообразно структурировать из множества составляющих, он включает ограниченное число сбалансированных компонентов. Под воздействием определённых факторов конкретная школа может уменьшить или увеличить их количество, снизить или повысить требования к содержательному наполнению каждой составляющей, ориентируясь на требования, выдвигаемые к школе государством как социальному институту, так и на требования, которые формулируют потребители образовательных услуг. Следует отметить, что составляющие имиджа трудно ранжировать, так как в зависимости от конкретных потребностей индивидуума или групп, обращающихся к услугам общеобразовательного учреждения, значимость одного и того же компонента имиджа будет варьироваться.

Проанализировав различные источники данной темы выделил основные составляющие имиджа школы: образ руководителя, качество образования, стиль школы, психологический комфорт, образ персонала, инфраструктура образовательного учреждения, самостоятельность школы. Таким образом, разрабатывая педагогическую систему образовательного учреждения, конструируя конкретную концепцию деятельности педколлектива, необходимо ясно видеть её главный компонент – модель (образ) желаемого результата.

Прошло уже 12 лет с тех пор, как я впервые переступил порог школы в качестве учителя. Но с чего все начиналось: в 1998 году я закончил Деевскую .

Второе дыхание для меня - душевное, нравственное и физическое здоровье, поскольку только они делают жизнь по-настоящему насыщенной, уверенной, интересной и значительной. Участвую в жизни села, участвую в художественной самодеятельности, в различных конкурсах, организованных для семейного творчества и спортивных мероприятиях, организовали строительство во дворе своего дома.

Я как директор, учитель должен показывать пример. Всегда веду пропаганду здорового образа жизни. В 2014 год сдал номы ГТО га значок.

Постоянный участник всевозможных школьных, муниципальных спортивных мероприятий. Легкоатлетическая эстафета. Туристические слёты, спартакиады. Очень люблю: лыжи, шахматы, плавание.

Увлекаюсь литературой, театром, люблю читать стихи. Принимаю участие в мероприятиях таких как «Грани талантов», «Конкурс чтецов», день села. Организовываем и проводим мероприятия для Великой отечественной войны и тружеников тыла. Работаю в координационном совете Деевской сельской администрации, на которых решаем вопросы развития инфраструктуры нашего родного села. Состою в партии «Единая Россия», в рамках духовно-нравственного воспитания совместно с коллегами организовали концерт «Романтика Романса», посвящённый великим романсам и стихам Серебряного века.

Являюсь членом жилищного совета Муниципального образования Алапаевское Членом совета руководителей образовательных учреждений Муниципального образования Алапаевское, Работаю в составе комиссии «Аттестации муниципальных служащих и педагогических работников в Муниципального образования Алапаевское».

Имею следующие награды: школьного муниципального областного и международного уровня. Большой эффект в педагогической деятельности даёт участие в конкурсах. В 2014 году стал победителем (Диплом третьей степени) в областном конкурсе «Директор новой школы», организованный ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», под девизом - «Новой школе – современный эффективный руководитель». Победигода заочного этапа областного уроны «Учитель – профессия мужская».

Важным фактором успеха моей деятельности является работа по повышению педагогического мастерства. Принимаю активное участие в работе ММО учителей обществознания. Регулярно повышаю свою квалификацию, посещая курсы, семинары, что позволяет мне быть в курсе современных педагогических новшеств в образовании и делиться с коллегами собственным педагогическим опытом.

Я женат, с супругой Светланой мы прожили 7 лет, в день регистрации мы обвенчались. У нас двое прекрасных детей сын Степан 4,5 года и дочь Илона 3 года. Света как и я работает в системе образования воспитателем в детском саду. Я лично поставил для себя цель - жить в радости, счастье и добре. Поскольку это делает жизнь нужной, но это не приходит само, этому надо учиться, ибо без собственных достижений, успехов, уверенности, без готовности помогать другим, без тех богатств души тебе не с чем будет идти к другим, и вряд ли ты будешь полезен им.

Второй блок имиджа современная инфраструктура школы.

Школа начинается с крыльца, а летом территория всегда облагорожена цветниками. Есть не большой школьный сад. В 2008 году были посажены кедры, за которыми ухаживаем. Каждый год облагораживаем дополнительную территорию, создавая уют и комфорт около школы, часто помогают и родители.

Благодаря совместной работе в школе создаю уют. Много цветов.

Учебные кабинеты школы в хорошем состоянии ежегодно тратим на мебель не большую суммы областных субвенций. В школе обучен специалист по закупках согласно 223 ФЗ проводим закупочную деятельность. И на сэкономленные средства приобретаем необходимое оборудование и мебель для классов. Все кабинеты обеспечены интернетом. 90% кабинетов обеспечено мультимедийным и интерактивным оборудованием, которым педагоги активно пользуются.

Кабинет технологии создавали два года. Совместное работой педагогов доп образования и технологии, и также помогали спонсоры нашей школы и родители. Сдавали картошку, работали у местного фермера по уборке картофеля. Получился такой интересный кабинет.

Библиотека как информационный центр оборудована компьютером, принтером Читальный зал рассчитан на 8 посадочных мест. Ежегодно на приобретение учебников выделяем из субвенций львиную долю. Для осуществления образовательного процесса школа располагает необходимым и достаточным количеством учебной литературы, что позволяет обеспечить всех учащихся (100%) бесплатными учебниками. Но по некоторым дисциплинам выручают другие ОУ. Общий книжный фонд составляет 4000 экземпляров, из них учебников, и - 3000 экземпляров, Процент обновления учебного фонда за последние два года составляет 23 % . Но конечно

Школьная столовая оснащена новым оборудованием. Вся необходимый инвентарь и оборудование имеется.

В 2015 году попали в программу спортивного зала и приобретение оборудования для развития спорта на селе, а именно для баскетбола (кольца, мычи), оборудования для , инвентарь для занятий по физической культуре на улице то есть лыжная подготовка.

Отремонтировали спортивный зал: пол, отопление, освещение, покрасили.. Уличный спортивный комплекс, уличные тренажёры, теннисный стол. Нашли спонсоров и общими усилиями заасвальтировали площадку и установили данный комплекс.

Качество образования. Начиная с 2004 года 5 золотых медалистов. В этом году планируется ещё один золотой медалист. Это гордость школы.

11 серебряных медалистов, которые закончили школу.

Процент поступления вы видите на слайде. Тоесть как минимум половина выпускников поступают в вузы.

Такие как СИНХ, УрФУ, педагогический и другие вузы. Отрадно что в каждом выпуске есть ребята, которые в видят себя в будущем педагогами. Учитель истории и права 2 студента, учитель географии, учитель физической культуры. И что не менее важно, не которые собираются вернуться в родную школу.

Качество обученности за три года. Есть и отличники, ударники успевающие. Первые две категории составляют чуть больше 30 % от общего числа обучающихся.

Принцпы нашей работы. Я их не много проговоариваю.

В своей деятельности внедряем новые формы и средства обучения, использую интерактивные методы (дискуссия, мозговой штурм, метод дидактической игры, метод проекта) формы организации учебного процесса (работа в статичных и сменных парах и группах). Проектную деятельность применяем на различных этапах обучения, а также во внеурочное время.

Из 20 педагогов трое заканчивают высшее педагогическое образование.

За последние три года привлекли в работе 4 молодых специалистов, которые начали себя проявлять в конкурсах и соревнованиях, у них есть наставники, педагоги стажисты. Кроме того создаются педагогические династии.

Педагоги дают открытые уроки для своих коллег, родителей, на уровне заместителй директоров и директоров ОУ. Что является богатейшим опытом своей работы. Бесудем разбираем ошибки, порой спорим, но главное, однозначно есть движение вперёд.

Педагогический коллектив Постоянно участвует во всевозможных школьных, муниципальных спортивных мероприятий. Легкоатлетическая эстафета.

спартакиады, день села, грани талантов и многие другие

И конечно спортивные праздники села, лыжня Росиии, спартакиада работников образования.

Традиции школы. В рамках здоровьесберегающих технологий проводим дни здоровья, походы выходного дня, туристическиё слёты и многое другое.

Торжественные праздники, линейки, .

На первом этаже оформлены три галерии: лучшие спортсмены, активисты классов и медалисты. Продолжаем данную традицию. Гордимся спортивными достижениями.

Четвёртый год подряд учавствуем в социально - педагогическом проект БУДЬ Здоров, не мене двух классов. Ребята с интересов принимают участие в данном проекте. Отрадно с родители помогают в реализации данного проекта. Есть и призовые места.

Обучающиеся вместе с активно принимают участие в социальных проектах нашего села, таких как зелёный десант (приборка озера Молтаево от мусора, очистка плотины нашего села, помощь малышам, собирали мягкие игрушки и другие проекты)

Взаимодействие с другими организациями: школа искусств ежегодно приезжают к нам с концертами, ребята всегда с интересом встречают молодых талантов. ФОК. Выезжаем в бассейн каждый месяц. Сотрудничество с Арамашевской школой в рамках нового проекта сплавы. Ребята очень довольны. Пожарный пост села Деево.

Музей, Дом культуры, который помогает нам в проведении летних каникул, в проведении летней оздоровительной компании. , градообразующее предприятие сотрудничает со школой и активно принимает участие в значимых мероприятиях нашей школы.

Эдельвейс

В МОУ «Деевская СОШ» с 2011 года организована шефская помощь за тремя классами. Одним из Шефом выступил депутат Думы МО Алапаевское, который оказал помощь классу и школе на сумму более 50,0 тысяч рублей, плюс частые выезды детей за счёт шефа в различные музеи и другие учреждения, ФОК, оборудование, костюмы для туристов, музыкальный центр, цветной принтер для школы, для класса, жалюзи и многое другое. И многие другие оказывают помощь, Зиновьев, Калугина, новогодние подарки, и многое другое.

В прошлом году в конце мая благодаря совместной работе администрация школы, родительский комитет и спонсоры мы провели огромный праздник Школьные Звёзды. Вручали кубки ученикам года, спортсменам года, ребят планшеты кружки тарелки м многое другое.

Свою жизнь о достижениях победам освещаем в СМИ. Одно из последних наш ученик удостоен премии губернатора Свердловской области. Павел Буньков.

Воспитательная деятельность нашей работы, работы педагогического коллектива включила в себя направления которые представлены на слайде и основана на принципах гуманистической, личностно-ориентированной педагогики. воспитание свободной, социально и профессионально адаптированной личности. изучаем уровни проявления формирующегося характера подростка (любовь к Родине, бережливость, аккуратность, настойчивость в достижении цели и т. д.); работаем по следующим направлениям

Я патриот

на базе школы существует программа патриотического воспитания

Программа «Взаимодействия школа, детский сад, ДК»

Создан клуб «Патриот» (задействованы учащиеся 9-11 классов)

Коллективно-творческие дела.

Планируем создать: филиал поискового движения «Созвездие» на базе Ассоциации «Возвращение», Создание книги «Памяти»

За каждым классом закреплены ветераны, организована шефская помощь. Создан волонтёрский отряд Мы.

Также сотрудничаем с краеведческий музей. Совместные мероприятия, посвященные юбилейным датам, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганской и чеченской войн, краеведческие уроки.

За каждым классом закреплены ветераны, организована шефская помощь. Проводим митингы. Помогаем ветеранам и многое другое.

Благоустройство территории школы и села. Разрабатывали проекты оформления уголков школы. Участвовали в посеве и посадке овощей, цветов, зелени, в оформлении клумб, озеленении пришкольного участка и села.

В ходе профориентационной работы решаю следующие задачи: оказываю помощь школьникам в са­мопознании, осуществляю психологическую подготовку уча­щихся к труду, участвую в организации их общественно полез­ного и производительного труда; организую систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий; изучаю лич­ность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организую разнообразные , в которых школьники могут осуществить свое­образную «пробу сил», стимулирую их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;

Проводим работу с ро­дителями учащихся, родители нашей школы активные помощники в проведении различных мероприятий не только на уровне школы но и муниципального и областного уровня, и туристические слёты и дни здоровья и месячник патриотического воспитания, они всегда с нами.

Это далеко не полный перечень социально ориентированных форм деятельности коллектива. Но они помогают детям понять самого себя и свое место среди других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, осознание личных перспектив. У детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно, чтоб никто не чувствовал себя одиноким.

Организую встречи с депутатами, представителями местной власти, создавая информационно-правовое поле.

Экскурсии в различные заведения государственной власти (Законодательное собрание Свердловской области встреча с депутатом Ивановым Максимом Анатольевичем, встреча с депутатом Думы МО Алапаевское Новиковым Василием Константиновичем.

Также моя педагогическую деятельность, направленную на формирование у учащихся ключевых компетентностей выпускника (информационно-коммуникативной, познавательной, культуры Здорового образа жизни. Преподавание строю на диагностической основе, создавая благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей.

В работе своего образовательного учреждения хотелось бы акцентировать внимание на том, что более 90% обучающихся заняты , кружки и секции, которые работают на базе нашего образовательного учреждения представлены на данном слайде. На терриитории школы работает 10 кружков.

Самостоятельность школы. Благотворительная помощь. Привлекли в 2015 году более 20т. р. корме того оборудование для кабинета информатики на сумму более 13 т. р. В 2016 году уже привлекли более 45 т. р. и работаем дальше в этом направлении. Обучили компьютерной грамотности пенсионеров. Работаем дальше над новыми проектами.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

Таковы наши педагогические . Может они очень просты? Но что я твердо усвоил за эти годы – это то, что мастерство учителя неслучайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.“Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников. Создавая такие условия для наших детей чтобы результат не заставил себя долго ждать.