10.10.2019

Пять стадий переживания утраты (горя) или путь к принятию. Модель Кюблер-Росс


Умение управлять своими эмоциями - важное условие для достижения желаемых целей. Сильные переживания, испытываемые, например, при утрате близких, являются серьезным испытанием для каждого. С точки зрения психологии существует 5 стадий переживания горя, которые необходимо пройти, чтобы вернуться к прежней жизни. Каждый самостоятельно выходит из тяжелого состояния, затрачивая на тот или иной этап нужное количество времени, и от первого (отрицания) до последнего (принятия) лежит большая пропасть. Ряд психологических методов поможет восстановить полноценное восприятие действительности.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

  • Показать всё

    Стадии горя

    Следует обозначить этапы, которые приходится преодолевать на пути к восстановлению душевного равновесия после расставания, утраты или страшного известия о неизлечимом заболевании. Специалисты выделяют следующие 5 стадий переживания горя:

    1. 1. Отрицание и шок.
    2. 2. Гнев.
    3. 3. Вина.
    4. 4. Депрессия.
    5. 5. Принятие.

    Некоторыми психологами 5 стадий горя были дополнены шестой: "развитие". В результате прохождения всех этапов переживаний человек получает потенциал для развития, обретает зрелость.

    Отрицание и шок

    Человек не верит в происшедшее, особенно если узнает об этом неожиданно. Подсознательный страх противостоит приятию действительности. Для этой стадии характерна бурная реакция в виде крика, возбуждения, заторможенности вследствие защиты от шока, отрицания неизбежного, но она не затягивается надолго, ведь рано или поздно приходится признать факты. Человек всеми силами пытается уточнить правду, надеясь на то, что известие ошибочно.

    Страдающий избегает реальности, прерывает взаимодействие с окружающим миром и самим собой. Решения, которые он принимает, неадекватны, а поведение внушает сомнения относительно его психической полноценности. Например, тот, кто узнал о смерти родственника, может продолжать вести себя так, будто он еще жив.

    Гнев

    Следующая стадия переживания горя - агрессия, гнев или обида. Негативные эмоции могут проявляться стремительно или нарастать постепенно. В конструктивном варианте негатив сконцентрирован на работе с причиной, повлекшей утрату. Такое поведение служит своеобразной формой защиты: наказание врагов, причинивших зло. Агрессия не является конструктивным средством переживания горя и направлена на себя, окружающих, судьбу, умершего.

    Проявление гнева приносит временное облегчение: психика освобождается от нахлынувшего давления, и человеку становится легче. Известны случаи самоистязания, морального или физического - это гнев, направленный внутрь себя.

    Вина

    На этой стадии человек пытается взвалить вину за произошедшее на себя. Он словно сражается с судьбой, выпрашивая у высших сил иной итог событий. Возникает необходимость уйти в мир иллюзорного спасения, дождаться чуда, исключения, подарка судьбы. Вследствие этого человек склонен к занятию духовными практиками, поиску помощи в церкви.

    Если близкие находятся в опасности, человек считает, что его поведение имеет какое-то отношение к случившемуся. В случае смерти дорогого человека наказывает себя и "ради искупления вины" готов на несвойственные ему действия - повышенное внимание к окружающим, занятие благотворительностью, уход в монастырь и тому подобное.

    Депрессия

    На этом этапе человек осознает неотвратимость потери. В состоянии скорби исчезает интерес к происходящему, на заботу о себе и близких нет энергии, повседневные дела игнорируются. Для депрессии свойственны снижение социальной активности, апатия, раздражительность. Жизнь утрачивает смысл, возникает потребность в антидепрессантах, решения принимаются под влиянием разрушительных эмоций. Не исключена попытка самоубийства.

    Депрессия является самой длинной стадией переживания горя.

    Принятие утраты

    Независимо от тяжести страданий, принятие неизбежно. Осознание неотвратимости утраты происходит внезапно. Мышление человека проясняется, он становится способен посмотреть назад и проанализировать течение жизни, обсудить проблему с окружающими. Еще не наступает преодоление горя, но благодаря принятию человек близок к нормальному состоянию.

    Восстанавливается привычный образ жизни, которая вновь начинает обретать смысл. Человек становится восприимчивым к радости и возвращается к повседневным делам, восстанавливает социальные контакты.

    Для неизлечимых больных наступает период спокойного наслаждения благами, которые оставляет им жизнь. Они направляют свои ресурсы на завершение дел, общение со значимыми для них людьми. Пережившие смерть или расставание вспоминают тяжелое событие без острой боли. Горе сменяется грустью, благодарностью ушедшему за то хорошее, что было с его участием.

    Помощь страдающему

    Указанная последовательность этапов переживания горя условна. Не все проходят ее в описанном порядке, кто-то останавливается на определенной фазе, и для улучшения состояния ему требуется квалифицированная помощь специалиста. А первый шаг в этом направлении - открытое общение по душам, проявление доверия, умение выслушать, а не увести человека от горя: прежде чем отпустить боль, ее нужно прожить.

    На начальной стадии горя психологи рекомендуют отдаться нахлынувшим чувствам, позволить себе грустить, вместо того чтобы стыдиться и проявлять видимую храбрость. Поможет как уединение, так и встреча с другом, который выслушает: проговаривание наболевшего вслух способствует осознанию и избавлению от стресса и тяжелых эмоций.

    На стадии компромисса страдающий ищет пути влияния на ситуацию, и специалисты в благих целях могут скрывать истинное положение вещей, но с этим нельзя переборщить: наступит время, когда потребуются силы для работы над собой, восстановления вместо веры в чудо.

    На стадии депрессии, позволяя человеку выговориться, осознать, что он не один, важно внести в его жизнь новый смысл. Депрессия - неотъемлемый этап переживания горя, но близкие могут позаботиться о том, чтобы он не стал патологическим. Если человек начинает обдумывать самоубийство, нужно обратиться за психологической помощью и медикаментозным лечением, которое может назначить только врач.

Гибель близкого человека – горестное событие, которое приходится пережить каждому. О том, как справиться с потерей или помочь пережить утрату другим, в этом видео рассказывает психолог Наталья Толстая.

Ниже статья на эту же тему от ещё одного психолога — Натальи Вавилиной «Стадии переживания утраты »

(Письмо) Здравствуйте!

Я буду Вам очень признательна, если Вы поможете разобраться в сложившейся ситуации. Вот уже больше, чем полгода ушел из жизни мой брат. А ему ведь всего было 38 лет. По какой причине - для нас остается загадкой. Жизненные проблемы, так они у всех есть, и это не повод уходить из жизни в таком возрасте.

Мама до сих пор не может смириться с этой потерей. Умом она понимает, что его уже не вернешь, а сердцем не может. И я не знаю, как ей помочь. Она на всех кричит, если что-то не по ее. Я отца уговариваю молчать ей, и он терпит.

Горе большое для всех, но жизнь продолжается. А мама никак не хочет смириться с этой потерей. После похорон брата кажется удача и везение отвернулись от меня. Если раньше я могла навести порядок и в своей семье, и оказать помощь тому, кто ко мне обратился, то теперь я не знаю, как поступать.

Мама без успокоительных уже не может обходиться. Помогите, пожалуйста.

Ответ: Здравствуйте!

Постараюсь помочь. Возможно, что-то из сказанного мной поможет Вам разобраться с тем, что происходит с Вашей мамой, в связи с чем, выбрать более подходящую стратегию поведения.

Страдание по поводу потери близкого человека - один из частых поводов обращения к специалистам. Бесспорно, проще, когда обращается сам человек, который очень тяжело переживает утрату. Специалист помогает грамотно и в свое время пережить горе и вернуться к полноценной жизни.

Что такое «грамотно пережить горе»? Существуют стадии переживания потери. Часто, в силу разных обстоятельств, происходит застревание на одной из стадий, и человек впадает в депрессивное состояние.

«Пережить» вовсе не означает забыть ушедшего, не говорить о нем, или научиться делать вид, что ничего не произошло. Пережить - это значит осознать случившееся, осознать произошедшие изменения в жизни, адаптироваться в измененной ситуации. Это значит, не загонять внутрь чувство боли, поскольку это не избавляет от нее. Это значит, постепенно заменить чувство страдания и боли на спокойную память.

Продолжительность и болезненность примирения с утратой зависит от многих факторов, одними из самых значимых являются: характер взаимоотношений с потерянным близким, факторы повлиявшие на его уход, степень осознания вины перед ним, традиции, принятые в конкретной культуре.

Особенно сильно влияет на глубину эмоциональных переживаний близких внезапная смерть, насильственная и самоубийство. Бесспорно, каждая ситуация болезненна по-своему, именно поэтому редко помогают слова сочувствия, такие как «Я понимаю, как тебе плохо», потому как страдающий считает, что его чувства и переживания понять никто не в силах.

Однако, переживание утраты имеет свои стадии, каждая из них характеризуется определенным отношением к произошедшему, характерными эмоциями и продолжительностью во времени.

Посмотрите какая из стадий больше подходит для описания состояния Вашей мамы, возможно, это позволит Вам лучше понять, что с ней происходит и помочь ей в переживании.

1. Первая стадия - отрицание. Обычная первая реакция на извещение о случившемся: «Не может быть!» Состояние шока и ощущение нереальности происходящего. Человек постоянно думает о том, что случилось, теряет интерес ко всему, что происходит вокруг. Самые сильные чувства - тоска и скорбь, желание вернуть прошлое, а также растерянность и нежелание принимать действительность.

Длится от нескольких минут до нескольких дней, может затянуться и на несколько недель, но в среднем заканчивается к 9-му дню. Если состояние отрицание затягивается больше, чем на несколько недель, это уже тревожный знак.

Задача этого периода пережить все сложные чувства, которые сопровождают осознание утраты и признать реальность потери.

Самая эффективная помощь на этой стадии - молчаливое присутствие, поддержка, в том числе, на уровне тактильных ощущений, например, в виде прикосновения, объятия, чтобы переживаюший ощущал присутствие людей рядом. Желательно избегать разговоров, тем более содержащих успокоительную направленность, а помочь человеку заплакать и выплакаться, что поможет перейти на следующий этап процесса горевания.

В прошлом в деревнях были даже специальные женщины, плакальщицы, их приглашали на похороны, чтобы были произнесены те слова, с помощью которых можно выразить боль потери, чтобы дать волю слезам. Помню, одна преподавательница рассказывала, как они студентами ездили по деревням, записывали фольклор, в том числе, вот эти плакательные песни, во время записи которых просто уревелись, потому как слушать без слез это невозможно. Эта техника, так грамотно применяемая в прошлом, помогает пережить первый этап, выйти эмоциям и начать облекать переживания в слова.

2. Стадия острого горя или ее называют стадия озлобленности. На этом этапе человек осознает случившееся и его захлестывает ощущение сильной боли и горя, которое переходит в гнев и злость на несправедливость жизни, на окружающих, на самого себя, возможно даже на самого ушедшего близкого. При этом, вероятны обвинения других и ощущение собственной вины в произошедшем, которые также сопровождаются сильными переживаниями. Также, возможны обида и другие переживания, невысказанные при жизни.

Эта стадия может длиться от трех дней, до нескольких недель (40 дней траура) и даже нескольких месяцев. Считается, что это болезненный период, сопровождающийся сильным раздражением, которое, порой, выплескивается на окружающих, не смотря на их стремление и желание помочь, этот этап может сопровождаться потерей теплоты в отношениях с близкими.

Задача этого этапа почувствовать и прожить боль потери. Начать налаживать жизнь с учетом того, что случилось. Чем более близкий человек потерян, тем более нарушается уклад жизни, события, роли, выполняемые функции и т.д.

Помощь на этом этапе в прохождении ритуалов, что помогает принять событие и думать о нем, как о свершившемся. В этот период лучше задействовать переживающего активными действиями, направленными на осознание произошедшего и налаживанию жизни с учетом того, что случилось. По этому поводу также существует множество ритуалов и традиций, которые помогают прожить этот этап. Также важно понимать, что раздражение связано со стадией переживания горя и стараться не гасить его, а принимать как элемент переживания, который имеет право быть.

3. Стадия смирения. На этом этапе переживающий осознает необходимость построения новых отношений с окружающими с учетом произошедшего, начинает привыкать к этому и налаживать жизнь по-новому.

Задача, насколько возможно, заполнить образовавшуюся пустоту, поскольку уходит не только человек, но и связанные с ним обязанности, функции, роли, определенный уклад жизни.

Средняя продолжительность 6-7 недель.

Помогут в этом действия, направленные на осознания того, что теперь придется жить и общаться в среде, где нет одного из привычных близких. Помощь в налаживании контакта - поддержка, присутствие, чтобы переживающий мог говорить о том, что произошло, не замалчивать и не прятать свои эмоции, что необходимо для каждой стадии.

4. Стадия завершения переживания или восстановления. Период адаптации и уменьшения душевной боли. Уменьшается зависимость от чувства утраты. В жизни переживающего появляются новые люди и новые события.

Задача этапа замена чувства боли и страдания на память об ушедшем.

Общая продолжительность этапов переживания потери близкого человека в среднем может длиться год, чем во многих культурах определяется продолжительность траура в течение года.

Лучшая помощь в переживании ненавязчивое присутствие. Не стоит надолго оставлять человека одного, также не стоит чрезмерно опекать. Время - важный фактор, кроме того, возможность постоянно рассказывать о своем горе, желательно разным людям и делиться своими эмоциями.

Помочь пережить утрату могут близкие, если знают об этих стадиях и их особенностях, если соблюдаются ритуалы, и если эта тема не замалчивается, что позволяет страдающим выговориться.

Со временем переживающий утрату сможет сказать ушедшему «Прости и Прощай». И это означает не забывание прошлого и желание избавиться от мыслей и чувств о нем, а грамотное проживание горя и готовность вести нормальную жизнь.

В случае застревания, в зависимости от длительности пребывания на одном из этапов, показана помощь специалиста.

Вы говорите, что прошло полгода, поскольку несчастье случилось неожиданно, по непонятным причинам, то для того, чтобы смириться с потерей, нужно время. Исходя из вышесказанного, лучшее, чем Вы можете помочь и маме, и окружающим, это дать ей выплескивать имеющееся раздражение. Говорить о случившемся. Понятно, что если Вы не знаете причины, то уже и не узнаете. Говорите об этом тоже, это позволит не загонять внутрь те эмоции, которые необходимо прожить. Ну и конечно надо время, когда боль утихнет.

Успокоительное зачастую необходимое средство, которое помогает справиться со стрессом, но желательно об употреблении проконсультироваться у специалиста.

Желаю Вам и Вашим близким мира в семье, тепла и скорейшего восстановления после понесенной утраты.

— Действительно, с одной стороны, горе представляет собой глубоко индивидуальный, сложный процесс. Нужно иметь в виду, что в большинстве случаев все переживания, связанные с утратой, даже если они очень тяжелы или кажутся странными и неприемлемыми, являются естественными формами проявления горя и нуждаются в понимании со стороны окружающих. Поэтому необходимо максимально чутко и терпеливо относиться к проявлениям горя. Однако бывает и так, что человек, потерявший близкого, начинает злоупотреблять сочувствием и терпением других и, пользуясь своим положением горюющего, пытается извлечь из него определенную выгоду или позволяет себе некорректное, грубое поведение. В таком случае окружающие не обязаны бесконечно терпеть бесцеремонность потерпевшего утрату и тем более позволять ему манипулировать собой

С другой стороны, все люди в чем-то похожи, поэтому можно выделить относительно универсальные этапы, которые горе проходит в своем течении — в психологии разграничивают пять таких стадий. Понятно, что это деление условно, но оно позволяет выявить общие закономерности.

Наверное, первая реакция на такое событие — это некое шоковое состояние, особенно если смерть пришла внезапно?

Вы правы, известие о смерти близкого, любимого человека оказывается сродни сильному удару, который «оглушает» потерпевшего утрату. Этот этап психологи называют стадией шока и отрицания. Сила психологического воздействия потери зависит от многих факторов, в частности, от степени неожиданности случившегося, но зачастую люди имеют достаточно объективных причин, чтобы ожидать смерти родственника (преклонный возраст, долгая болезнь и т.д.), и достаточно времени на то, чтобы осознать ситуацию и подготовиться к возможному исходу, и, тем не менее, кончина члена семьи оказывается для них неожиданностью.

Первая реакция на известие может быть самой разнообразной: крик, двигательное возбуждение или, наоборот, оцепенение. Затем наступает состояние психологического шока, для которого характерно отсутствие полноценного контакта с окружающим миром и с самим собой. Человек делает всё машинально, как автомат. Временами ему кажется, что все происходящее сейчас с ним он видит в страшном сне. При этом все чувства непонятным образом исчезают, у человека может появиться застывшее выражение лица, невыразительная и немного запаздывающая речь. Такое «равнодушие» может казаться странным для самого потерпевшего утрату, а окружающих его людей нередко коробит, воспринимается как эгоизм. Но на самом же деле эта мнимая эмоциональная холодность, как правило, скрывает под собой глубокую потрясенность утратой и защищает человека от непереносимой душевной боли.

Такое оцепенение может время от времени сменяться периодами возбуждения или бесцельной активности. На человека, чаще всего под влиянием мыслей или воспоминаний об умершем, накатывают волны страдания, и он начинает рыдать, сознавая свое бессилие, или становится всецело поглощенным проведением траурных ритуалов (прием друзей, подготовка к похоронам и сами похороны). В это время потерпевшие утрату редко остаются одни, поэтому наиболее тяжелыми для них оказываются дни после похорон, когда вся связанная с ними суета осталась позади, а наступившая вдруг пустота заставляет острее ощущать утрату.

— Что такое отрицание? Человек не верит, что всё это происходит на самом деле и его близкий действительно умер?

— Это явление может наступать одновременно с шоком или вслед за ним и имеет очень многообразные проявления. В чистом виде оно возникает обычно в тех случаях, когда утрата неожиданна, например, если родные погибли в результате катастрофы, стихийного бедствия или теракта. Даже по завершении спасательных операций родные могут верить, что близкий человек не умер, а находится где-нибудь без сознания и не может войти в контакт.

Шоковое состояние и отрицание случившегося иногда принимают такие парадоксальные формы, что даже заставляют окружающих усомниться в психическом здоровье человека. Тем не менее, чаще всего, это защитная реакция психики, которая не может вынести удара и стремится на время отгородиться от реальности, создав иллюзорный мир. Приведу пример. Молодая женщина умерла во время родов, ее ребенок также погиб. Мать умершей лишилась и дочери, и внука, рождения которого с нетерпением ждала. Вскоре ее соседи стали наблюдать странную картину: пожилая женщина ежедневно гуляла по улице с пустой коляской. Люди подумали, что она сошла с ума, однако в данном случае мы не можем однозначно говорить о душевной болезни. Скорее всего, женщина в первое пыталась смягчить ужасный удар тем, что иллюзорно проживала желаемый, но несбывшийся вариант развития событий. Этот вывод подтверждается тем, что спустя некоторое время такое поведение прекратилось.

— А может быть так, что разумом человек понимает, что произошло, а на подсознательном уровне отказывается в это верить?

— Такое внутреннее рассогласование нередко встречается, и его можно рассматривать как вариант отрицания. Варианты его проявления могут быть различными: люди неосознанно ищут умершего глазами в толпе прохожих, разговаривают с ним, им кажется, что они слышат его голос или он вот-вот выйдет из-за угла. Бывает так, что в повседневных делах родные по привычке исходят из того, что ушедший человек рядом, например, ставят на стол уже лишний прибор для него.

Иногда такое неприятие принимает форму культа покойного: его комната и вещи сохраняются в неприкосновенности, как будто он может вот-вот вернуться. Всё это производит тягостное впечатление, но является нормальной реакцией на боль утраты и, как правило, со временем проходит по мере того как переживающий утрату осознает ее реальность и обретает в себе душевные силы встретиться с вызванными ею чувствами. Тогда наступает уже следующая стадия переживания горя.

— Какая?

— Стадия гнева и обиды. После того как факт утраты осознается, все острее ощущается отсутствие умершего. Горюющий вновь и вновь прокручивает в памяти события, предшествовавшие смерти близкого. Он силится постичь то, что случилось, отыскать причины, и у него возникает масса вопросов: «почему (за что) на нас свалилось такое несчастье?», «почему Бог позволил ему (ей) умереть?», «почему врачи не смогли его спасти?», «почему я не настояла, чтобы он сходил в больницу?» «почему именно он?» Таких «почему» может быть огромное количество, и они всплывают в сознании многократно. При этом горюющий не ждет ответа как такового, это тоже своеобразная форма выражения боли.

Одновременно с появлением таких вопросов возникают обида и гнев в адрес тех, кто прямо или косвенно способствовал смерти близкого или не предотвратил ее. При этом обвинение может быть направлено на судьбу, на Бога, на людей: врачей, родственников, друзей, коллег умершего, на общество в целом, на убийц (или людей, непосредственно виновных в гибели близкого). Такой «суд» является скорее эмоциональным, чем рассудочным, и потому приводит подчас к необоснованным и несправедливым упрекам в адрес людей, не только не виновных в случившемся, но даже пытавшихся помочь покойному. Так, одна пожилая женщина, муж которой умер в больнице, несмотря на старания врачей и ее уход, упрекала его соседей по палате в том, что они «не уберегли» ее мужа, хотя те позвали на помощь сразу же, как увидели, что ему стало плохо.

Весь этот комплекс негативных переживаний — негодование, озлобленность, обида, зависть или желание отомстить — вполне естественен, но может осложнять общение горюющего с родными и знакомыми и даже с официальными лицами или властями. Важно понимать, что такая реакция обычно имеет место, если человек чувствует свою беспомощность, и эти чувства следует уважать, чтобы горе было пережито.

— Чем можно объяснить тот факт, что некоторые люди злятся не на окружающих или судьбу, а на самих умерших?

— Как это ни удивительно на первый взгляд, реакция гнева может быть направлена и на ушедшего: за то, что покинул и стал причиной страданий, за то, что не написал завещания, оставил после себя кучу проблем, в том числе материальных, за то, что не смог избежать смерти. В большинстве своем такие мысли и чувства носят иррациональный характер, очевидный для постороннего взгляда, а иногда и сами горюющие осознают это.

Кроме того, смерть близкого человека заставляет других людей вспомнить, что им тоже когда-то придется умереть. Это ощущение собственной смертности может вызывать иррациональное возмущение существующим порядком вещей, причем психологические корни этого возмущения часто остаются скрытыми от человека. Своим негодованием он выражает протест против смертности как таковой.

— Наверное, все же самой распространенной является ситуация, когда человек, переживший утрату, ругает самого себя за ошибки, за то, что не смог спасти, не уберег…

— Действительно, многие люди страдают от угрызений совести по поводу того, что они были несправедливы к умершему или не предотвратили его смерть. Это состояние знаменует переход к следующей стадии переживания горя — стадии вины и навязчивостей. Человек может убеждать сам себя, что при возможности повернуть время вспять он точно вел бы себя по-другому, проигрывает в воображении, как бы все тогда было, взывает к Богу, обещая все исправить, пусть только Он даст шанс вернуть все назад. На смену бесконечным «почему?» приходят не менее многочисленные «если бы», приобретающие порой навязчивый характер: «Если бы я только знал…», «Если бы я вовремя вызвала «скорую»…», «Что если бы я не позволил им ехать в такое время…».

— Чем вызван такой «поиск вариантов»? Ведь случившегося уже не изменить… Выходит, человек еще не принимает потерю?

Подобные вопросы и фантазии направлены уже не на поиск «виновных» со стороны, а преимущественно на себя и касаются того, что человек мог бы сделать для спасения своего близкого. Как правило, они являются порождением двух внутренних причин.

Первая — это желание контролировать события, происходящие в жизни. А так как человек не может в полной мере предвидеть будущее, то его мысли о возможном изменении случившегося часто бывают нереалистичными. Они являются по своей сути не столько рациональным анализом ситуации, сколько переживанием потери и своей беспомощности.

Другим, еще более мощным источником возникновения мыслей об альтернативном развитии событий является чувство вины. Причем самообвинения горюющих во многих случаях не соответствуют истине: они переоценивают свои возможности предотвращения потери и преувеличивают степень своей причастности к смерти того, кто им дорог. Мне кажется, не будет преувеличением, если сказать, что почти каждый потерявший близкого человека явно или в глубине души чувствует в той или иной мере вину перед умершим.

— За что именно винят себя люди, потерпевшие утрату?

Поводов для этого может быть много, начиная с того, что не предотвратили уход близкого человека или прямо или косвенно способствовали смерти близкого, вплоть до припоминания всех случаев, когда были не правы по отношению к умершему, плохо относились к нему (обижали, раздражались, изменяли и т.д.). Многие обвиняют себя в том, что были недостаточно внимательны к человеку при жизни, не говорили о своей любви к нему, не попросили за что-то прощения.

Сюда же можно отнести и специфические формы вины, к примеру так называемую вину выжившего — чувство, что вам следовало умереть вместо вашего любимого, вину только за то, что вы продолжаете жить, в то время как близкий умер. Некоторые люди испытывают вину, связанную с чувством облегчения от того, что близкий умер. В этом случае нужно дать им понять, что облегчение является естественным и ожидаемым чувством, особенно если ушедший страдал перед смертью.

На более поздних этапах переживания утраты нередко возникает еще одна разновидность вины«вина радости», то есть вина по поводу чувства счастья, появляющегося вновь после смерти любимого. Но радость — это естественное, здоровое переживание в жизни, и мы должны стараться его вернуть.

Некоторые люди спустя какое-то время после утраты беспокоятся оттого, что образ умершего и воспоминания о нем меркнут в сознании, как бы отодвигаются на второй план. Тревога вызывается еще и тем, что по мнению самого человека (а часто и окружающих, например, родственников), такое состояние свидетельствует о недостаточно сильной его любви к умершему.

— До сих пор мы обсуждали чувство вины, являющееся нормальной реакцией на утрату. Но зачастую получается, что чувство вины приобретает хроническую форму. Как определить, когда оно становится нездоровым?

Не стоит записывать любое стойкое чувство вины перед умершим в разряд патологии. Дело в том, что долговременная вина бывает разной: экзистенциальной и невротической. Первая вызывается реальными ошибками, когда человек действительно сделал что-то «не так» по отношению к умершему или, напротив, не сделал что-то важное для него. Такая вина, даже если она долго сохраняется, является абсолютно нормальной, здоровой и говорит скорее о нравственной зрелости человека, чем о том, что с ним что-то не в порядке.

Невротическая вина, напротив, «навешивается» извне или самим умершим, еще при жизни (высказываниями типа «Ты меня в гроб загонишь своим поведением»), или окружающими («Ну что, довольна? Довела? Сжила со свету?») и затем переводится человеком во внутренний план. Очень способствуют формированию такой вины зависимые отношения с покойным, а также хроническое чувство вины, сформировавшееся еще до смерти близкого.

Увеличению и сохранению чувства вины может способствовать идеализация умершего. Любые тесные человеческие отношения не обходятся без разногласий и конфликтов, поскольку все мы люди со своими слабостями и недостатками. Однако в сознании горюющего человека его собственные недостатки часто преувеличиваются, а недостатки покойного игнорируются, что только усугубляет страдание горюющего. Хотя собственно страдание составляет уже следующую стадию, ее также называют стадия депрессии.

— Получается, страдание стоит далеко не на первом месте? Означает ли это, что сначала его нет, а потом оно вдруг появляется из ниоткуда?

— Не совсем так. Речь идет о том, что на определенном этапе страдание достигает своего пика и затмевает собой все прочие переживания.

Это период максимальной душевной боли, которая может ощущаться даже физически. Страдание часто сопровождается плачем, особенно при воспоминаниях об умершем, о прошлой совместной жизни и обстоятельствах его смерти. Некоторые горюющие становятся особенно чувствительными и могут заплакать в любой момент. Еще один повод для слез — ощущение одиночества, покинутости, жалость к самому себе. В то же время тоска по умершему совсем не обязательно проявляется в плаче, страдание может быть загнано глубоко внутрь и находить выражение в депрессии. Вообще переживание глубокого горя почти всегда содержит в себе элементы депрессии. Человек чувствует себя беспомощным, потерянным, опустошенным, живет в основном воспоминаниями, но понимает, что прошлого не вернуть. Настоящее представляется ему невыносимым, а будущее — немыслимым без умершего. Утрачиваются цели и смысл жизни, иногда вплоть до того, что потрясенному утратой человеку ка-жется, что его собственная жизнь теперь тоже кончена.

— По каким признакам можно определить, что горюющий человек находится в депрессии?

Общее состояние нередко характеризуется подавленностью, апатией, и безнадежностью. Человек отдаляется от семьи, друзей, избегает социальной активности; возможны жалобы на отсутствие энергии, чувство разбитости и изнеможения, неспособность сконцентрироваться. Также страдающий человек подвержен внезапным приступам плача, может пытаться заглушить свою боль алкоголем или даже наркотиками. Депрессия может проявться и на физическом уровне: в нарушениях сна и аппетита, резкой потере или, наоборот, увеличении веса; могут возникать даже хронические боли.

Как ни парадоксально, несмотря на всю невыносимость страдания, горюющие могут цепляться за него как за возможность удержать связь с умершим, доказать свою любовь к нему. Внутренняя логика в этом случае бывает примерно такова: перестать горевать — значит успокоиться, успокоиться — значит забыть, а забыть = предать. В результате человек продолжает страдать, чтобы тем самым сохранить верность умершему и душевную связь с ним. Способствуют этому и некоторые культурные барьеры, например, распространенное представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему. Подобные барьеры могут возникать, вероятно, и извне. Например, если человек чувствует, что родные ожидают от него длительной скорби, то он может продолжать горевать, чтобы подтвердить свою любовь к умершему. Это может стать серьезным препятствием на пути к принятию утраты.

— Вероятно, принятие утраты — это и есть завершающая стадия переживания горя? Что она из себя представляет?

— Вы совершенно правы, это последний этап — стадия принятия и реорганизации. Как бы ни было тяжело и продолжительно горе, в конце концов человек, как правило, приходит к эмоциональному принятию потери. При этом как бы восстанавливается связь времен: человек постепенно перестает жить в прошлом, к нему возвращается способность полноценно жить в окружающей действительности и с надеждой смотреть в будущее.

Человек восстанавливает утраченные на время социальные связи и заводит новые. Возвращается интерес к значимым видам деятельности. Иными словами, жизнь вновь обретает утраченную было ценность, причем зачастую открываются еще и новые смыслы. Перестраиваются имеющиеся планы на будущее, появляются новые цели. Тем самым происходит реорганизация жизни.

Эти изменения, конечно же, не означают забвения умершего. Он просто занимает определенное место в сердце человека и перестает быть средоточием его жизни. При этом переживший потерю, естественно, продолжает вспоминать умершего и даже черпает силы, находит поддержку в памяти о нем. В душе человека вместо интенсивного горя остается тихая печаль, на смену которой может прийти легкая, светлая грусть.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что перечисленные мной стадии переживания утраты — лишь обобщенная модель, а в реальной жизни горе протекает очень индивидуально, пусть и в русле некой общей тенденции. И так же индивидуально мы приходим к принятию утраты.

— Не могли бы Вы привести пример из практики, чтобы более наглядно продемонстрировать смену этих этапов переживания горя?

— К примеру, можно рассказать о случае девушки, которая обратилась за помощью к психологам из-за переживаний, связанных со смертью ее отца. Она явилась вдвойне тяжелым ударом, потому что это было самоубийство. Первой реакцией девушки на это трагическое событие был, по ее словам, ужас при полном отсутствии других чувств. Вероятно, так выражалась первая, шоковая, стадия. Позже пришли злость и обида на отца: «Как он мог так с нами поступить?», что соответствует второй стадии переживания потери. Потом злость сменилась «облегчением, что его больше нет», которое повлекло за собой возникновение чувства вины и, тем самым, переход на третью стадию горя. Девушка винила себя за то, что ссорилась с отцом, недостаточно любила и уважала, не поддержала в трудную минуту. Кроме того, она переживала из-за потерянной возможности общаться с отцом, лучше узнать и понять его как личность. Ей. потребовалось достаточно долгое время и помощь, чтобы принять утрату, но в конечном счете она смогла не только примириться с прошлым, но и примириться с собой, изменить отношение к настоящей и будущей жизни. Именно в этом проявляется полноценное переживание горя и подлинное принятие утраты: человек не просто «возвращается к жизни», а сам при этом внутренне меняется, выходит на другой этап, возможно, более высокий уровень своего земного бытия, начинает жить в чем-то новой жизнью.

— Вы сказали, что этой девушке пришлось прибегнуть к помощи психолога. Как отличить, является ли реакция на утрату нормальной или необходимо обратиться к специалисту?

— В ряде случаев, действительно, переживание утраты выходит за условные рамки нормы и становится осложненным. Горе можно считать осложненным, когда оно является неадекватным по силе (переживается слишком тяжело), по длительности (переживается слишком долго либо прерывается) или по форме переживания (оказывается разрушительным для самого человека или для окружающих). Конечно, очень трудно четко установить ту границу, где заканчивается нормальное горе и начинается осложненное. Но в жизни этот вопрос зачастую решать приходится, поэтому в качестве ориентира можно предложить такой подход: если горе серьезно мешает жить самому горюющему или окружающим его людям, если оно приводит к серьезным проблемам со здоровьем либо угрожает жизни горюющего или других людей, то тогда горе следует считать осложненным. В этом случае нужно подумать о том, чтобы обратиться за профессиональной помощью (психологической, психотерапевтической, медицинской).

— Каким же образом может проявиться осложненное горе на каждой из стадий переживания утраты?

— За основу здесь можно взять такой критерий, как длительность: нормальной процесс переживания утраты нарушается, если человек надолго «застревает», фиксируется на определенной стадии. Кроме того, осложненное горе имеет качественные различия в пределах каждого этапа. Например, на шоковой стадии возможны диаметрально противоположные реакции: критическое снижение активности вплоть до состояния ступора, неспособность к выполнению даже простейших, привычных действий, или, напротив, необдуманные решения и импульсивные действия, чреватые негативными последствиями.

Осложненные формы отрицания утраты характеризуются тем, что человек даже на сознательном уровне упорно отказывается поверить в то, что его близкий умер. Причем даже личное присутствие на похоронах не помогает признать реальность потери. На этой почве могут возникнуть даже бредовые идеи. Например, одна женщина не признавала факт смерти своего отца в течение целых 40 лет. Она утверждала, что во время похорон он шевелился, дышал, то есть не умер, а притворялся.

На стадии гнева и обиды осложненной формой реакции на утрату является прежде всего сильная злость, вплоть до ненависти к другим людям, сопровождающаяся агрессивными побуждениями и выражающаяся в виде различных насильственных действий вплоть до убийства. Причем агрессия может быть направлена на случайных людей, не имеющих к случившемуся никакого отношения. Так, ветеран войны в Чечне, вернувшись к мирной жизни, даже по прошествии многих лет никак не мог смириться с гибелью своих ребят. При этом он был зол на весь мир и на всех людей «за то, что они могут как ни в чем не бывало жить и быть счастливыми».

На стадии вины и навязчивостей осложненное переживание утраты выражается в тяжелом чувстве невротической вины, которое толкает человека к тому, чтобы как-то себя наказать или даже покончить с собой. Человек чувствует себя не вправе жить как прежде и как бы приносит себя в жертву. Однако эта жертва оказывается бессмысленной и даже вредной. В качестве примера можно привести случай девушки, потерявшей отца, который был для нее самым близким человеком. Она винила себя в том, что мало заботилась о нем при жизни, в то время как он делал для нее все, что мог. Считала, что она должна была быть на его месте, что она не имеет права жить дальше, не видела перспектив в жизни: «Я не имею права жить, какие тут могут быть перспективы?».

На стадии страдания и депрессии осложненные формы этих переживаний достигают такой степени, что полностью выбивают горюющего «из колеи». Его собственная жизнь как бы останавливается, специалисты говорят о таких симптомах, как непрерывные мысли о никчемности и безнадежности; раздумья о смерти или самоубийстве; постоянная неспособность выполнять повседневные дела; неконтролируемый плач, замедленные ответы и физические реакции; экстремальная потеря веса.

Осложненное горе, по форме соответствующее клинической депрессии, иногда приводит к прямо-таки плачевному исходу. Показательный пример тому — так называемая смерть от горя. Если бездетные супруги живут вместе всю жизнь и один из них не приспособлен к жизни без другого, смерть мужа или жены может оказаться настоящей катастрофой и завершиться скорой смертью оставшегося в живых супруга.

— Как все-таки помочь человеку по-настоящему принять утрату, смириться с ней?

— Процесс переживания утраты, вступивший в стадию завершения, может приводить к разным итогам. Один вариант — это утешение, которое приходит к людям, чьи родственники умирали долго и тяжело. Другие, более универсальные варианты — это смирение и принятие. Однако это не одно и то же. Пассивное смирение как бы посылает сигнал: это конец, ничего не поделаешь. А приятие происшедшего облегчает, умиротворяет и облагораживает наше существование: это еще не конец; это всего лишь конец текущего порядка вещей.

К принятию свойственно приходить скорее людям, верующим в воссоединение со своими близкими после смерти. Религиозные люди меньше боятся смерти, а значит, переживают горе несколько иначе, чем атеисты, легче проходят все указанные стадии, быстрее утешаются, принимают утрату и с верой и надеждой смотрят в будущее.

Это может показаться кому-то кощунственным, но утрата близкого человека часто становится толчком для изменений к лучшему в душе горюющего. Утраты заставляют нас почитать ушедших близких, а также учат ценить оставшихся родных и жизнь в целом. Кроме того, горе учит состраданию. Перенесшие потерю люди обычно тоньше ощущают чувства других и часто испытывают желание помочь им. Многие пережившие горе открывают для себя истинные ценности, становятся менее материалистичными, и больше сосредоточиваются на жизни и духовности.

В конечном счете, смерть напоминает нам о непостоянстве жизни, поэтому заставляет еще больше ценить каждый миг бытия.

Предыдущая беседа

Горе - это естественная реакция на потерю кого-то или чего-то важного для вас. В периоды скорби у вас могут возникнуть такие чувства, как грусть, одиночество и потеря интереса к жизни. Причины могут быть самыми разными: смерть близкого человека, расставание с любимым, потеря работы, тяжелое заболевание и даже смена места жительства.

Каждый скорбит по-своему. Но если вы осознаете свои эмоции, заботитесь о себе и ищите поддержки, вы сможете довольно быстро прийти в норму.

Стадии горя

Пытаясь примириться с утратой, вы поэтапно проходите через несколько периодов. Скорее всего, вы не сможете контролировать этот процесс, но постарайтесь осознать свои чувства и выяснить причину их появления. Врачи выделяют пять стадий скорби.

Отрицание

Когда вы впервые узнаете о потере, первое, что приходит на ум: «Этого не может быть» . Вы можете чувствовать шок или даже онемение.

Отрицание - это распространенный защитный механизм, который предотвращает немедленный шок от потери, подавляя ваши эмоции. Таким образом, мы пытаемся отгородиться от фактов. Во время этой стадии может также возникнуть ощущение, что жизнь бессмысленна, и ничто больше не имеет ценности. У большинства людей, испытывающих горе, эта стадия является временной реакцией, которая проводит нас через первую волну боли.

Гнев

Когда реальность больше невозможно отрицать, вы сталкиваетесь с болью своей потери. Вы можете почувствовать разочарование и беспомощность. Позже эти чувства трансформируются в гнев. Обычно его направляют на других людей, высшие силы или жизнь в целом. Злиться на любимого человека, который умер и оставил вас в одиночестве, тоже естественно.

Торги

Нормальной реакцией на чувство беспомощности и уязвимости часто становится необходимость восстановить контроль над ситуацией с помощью серии утверждений «Если только» , например:

  • Если бы мы раньше обратились за медицинской помощью...
  • Если бы только мы обратились к другому врачу...
  • Если бы мы только остались дома…

Это попытка торговаться. Нередко, люди пытаются заключить сделку с Богом или другой высшей силой в попытке отложить неизбежную сильную боль.

Часто эта стадия сопровождается обостренным чувством вины. Вы начинаете верить, что могли бы сделать что-то, чтобы спасти любимого человека.

Депрессия

Есть два типа которые связаны со скорбью. Первый - это реакция на практические последствия потери. Такой тип депрессии сопровождается грустью и сожалением. Вы беспокоитесь о затратах и захоронении. Появляется сожаление и чувство вины за то, что вы тратите так много времени на скорбь, вместо того, чтобы уделять его живым близким. Эта фаза может быть облегчена простым участием родственников и друзей. Иногда, материальная помощь и несколько добрых слов способны значительно облегчить состояние.

Второй тип депрессии более глубокий и, возможно, более частный: вы уходите в себя, и готовитесь расстаться и попрощаться с любимым человеком.

Принятие

На последнем этапе горя вы принимаете реальность своей потери. Ничего не изменить. Хотя вам все еще грустно, вы можете начать двигаться дальше и вернуться к повседневным заботам.

Каждый человек проходит эти фазы по-своему. Вы можете переходить от одного к другому или вообще пропустить один или несколько этапов. Напоминания о вашей потере, такие как годовщина смерти или знакомая песня, могут спровоцировать повторение этапов.

Как понять, что вы скорбите слишком долго?

Не существует «нормального» периода для скорби. Процесс зависит от ряда факторов, таких как характер, возраст, убеждения и поддержка окружающих. Вид потери также имеет значение. Например, есть вероятность, что вы будете переживать дольше и тяжелее из-за внезапной смерти любимого человека, чем, скажем, из-за окончания романтических отношений.

Со временем грусть утихнет. Вы начнете чувствовать счастье и радость, которые постепенно вытеснят грусть. Через время вы вернетесь к своей повседневной жизни.

Нужна ли вам профессиональная помощь?

Иногда горе не проходит слишком долго. Возможно, вы не в состоянии самостоятельно принять потерю. В таком случае вам может потребоваться профессиональная помощь. Поговорите со своим врачом, если испытываете что-либо из следующего:

  • Проблемы с выполнением ежедневных задач, например, работы и уборки дома
  • Чувство депрессии
  • Мысли о самоубийстве или причинении себе вреда
  • Неспособность перестать обвинять себя

Терапевт поможет вам осознать ваши эмоции. Он также может научить вас справляться с трудностями и горем. Если у вас депрессия, врач может назначить лекарства, которые облегчат ваше состояние.

Когда вы испытываете сильную эмоциональную боль, может возникнуть соблазн попытаться отвлечься с помощью наркотиков, алкоголя, еды или даже работы. Но будьте осторожны. Все это приносит лишь временное облегчение, которое не поможет вам быстрее выздороветь или почувствовать себя лучше в долгосрочной перспективе. Фактически, они могут привести к зависимости, депрессии, беспокойству или даже эмоциональному срыву.

Вместо этого попробуйте следующие способы:

  • Дай себе время. Примите ваши чувства и знайте, что скорбь - это процесс, который требует времени.
  • Поговорите с другими. Проведите время с друзьями и семьей. Не изолируйте себя от общества.
  • Заботьтесь о себе. Регулярно выполняйте физические упражнения, хорошо питайтесь и достаточно спите, чтобы оставаться здоровыми и заряженными энергией.
  • Вернитесь к своим хобби. Вернитесь к занятиям, которые приносят вам радость.
  • Присоединитесь к группе поддержки. Поговорите с людьми, переживающими или пережившими подобные чувства. Это поможет вам не чувствовать себя так одиноко и беспомощно.


Это жизнь и мы не можем изменить ее правил, рано или поздно из нашей жизни уйдут наши спутники.

Процесс горевания в литературных источниках (Василюк, 2002) часто называют работой горя. Это и есть, по сути, большая внутренняя работа, огромный душевный труд по переработке трагических событий. Итак, горевание — это естественный процесс, необходимый для того, чтобы отпустить потерю или оплакать смерть. Условно выделяют «нормальное» горевание и «патологическое». Помощь психолога при утрате...

Этапы «нормального» горевания . Для «нормального» горевания характерно развитие переживаний по нескольким стадиям с комплексом симптомов и реакций, характерных для каждой.

Картина острого горя схожа у разных людей. При нормальном течении горевания характерны периодические приступы физического страдания, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль, поглощение образом умершего. Длится стадия острого горя около 4-х месяцев, условно включая в себя 4 из описанных ниже стадии.

Продолжительность каждой стадии описать довольно сложно, в связи с их возможной взаимообратимостью на протяжении всей pa6oты горя.

1. Стадия шока . Трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным: время в восприятии горюющего может ускоряться или останавливаться, пространство — сужаться.

В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.

Наиболее выражены следующие черты: постоянные вздохи, жалобы на потерю силы и истощение, отсутствие аппетита; могут наблюдаться некоторые изменения сознания — легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции с другими («как они могут улыбаться, разговаривать, ходить в магазины, когда существует смерть и она так близко»).

Обычно комплекс шоковых реакций истолковывается как защитное отрицание факта или значения смерти, предохраняющее горюющего от столкновения с утратой сразу во всем объеме.

2. Стадия отрицания (поиска) характеризуется неверием в реальность потери. Человек убеждает себя и других в том, что «все еще изменится к лучшему», что «врачи ошиблись», что «он скоро вернется» и т.д. Здесь характерно не отрицание самого факта потери, но отрицание факта постоянства потери.

В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность воспринимается как бы через прозрачную пелену, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего: лицо в толпе, похожее па родного человека, звонок в дверь мелькнет мысль: это он. Такие видения вполне естественны, по пугают, принимаются за признаки надвигающегося безумия.

Сознание не допускает мысли о чьей-то смерти, оно сторонится боли, которая грозит разрушением, и не хочет верить в то, что собственная жизнь теперь тоже должна измениться. В этот период жизнь напоминает дурной сон, и человек отчаянно пытается «проснуться», чтобы убедиться в том, что все осталось как прежде.

Отрицание — это естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию о том, что мир будет меняться, следуя за нашими «да» и «нет», а еще лучше — оставаться неизменным. Но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль — как будто до того пустое внутреннее пространство начинает заполняться эмоциями.

3. Стадия агрессии, которая выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим, обвинении в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, и др.

Находясь на этой стадии столкновения со смертью, человек может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину в произошедшем.

Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства, что он не сделал для умершего всего, что мог (не вовремя дал лекарство, отпустил одного, не был рядом и т.д.). Он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей. Чувство вины может отягощаться ситуацией конфликта перед гибелью.

Картину переживаний существенно дополняют реакции клинического спектра. Вот некоторые из возможных переживаний данного периода:

  • Изменения сна.
  • Панический страх.
  • Изменения аппетита, сопровождающиеся значительной потерей или приобретением веса.
  • Периоды необъяснимого плача.
  • Усталость и общая слабость.
  • Мышечный тремор.
  • Резкие смены настроения.
  • Неспособность сосредоточиться и/или вспомнить.
  • Изменения сексуальной потребности/активности.
  • Недостаточная мотивация.
  • Физические симптомы страдания.
  • Повышенная необходимость говорить об умершем.
  • Сильное желание уединиться.

Спектр переживаемых в это время эмоций также достаточно широк; человек остро переживает утрату и плохо контролирует себя. Однако какими непереносимыми ни были бы чувства вины, ощущения несправедливости и невозможности дальнейшего существования, все это — естественный процесс переживания утраты. Когда злость находит свой выход и интенсивность эмоций снижается, наступает следующая стадия.

4. Стадия депрессии (страдания, дезорганизации) — тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери.

Именно на эту стадию приходится большая часть работы горя, потому что человек, столкнувшийся со смертью, имеет возможность сквозь депрессию и боль искать смысл произошедшего, переосмысливать ценность собственной жизни, постепенно отпускать отношения с умершим, прощая его и себя.

Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация — подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках.

Память как нарочно прячет все неприятные моменты отношений, воспроизводя лишь самые замечательные, идеализируя ушедшего, усиливая этим болезненные переживания. Часто люди вдруг начинают понимать, как на самом деле они были счастливы и насколько не ценили этого.

Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться.

Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

В фазе острого горя скорбящий обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей связаны в его жизни с умершим («он купил эту книгу», «ему нравился этот вид из окна», «мы вместе смотрели этот фильм») и каждая из них увлекает его сознание в «там-и-тогда», в глубину потока минувшего, и ему приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность (Василюк, 2002).

Это чрезвычайно важный момент в продуктивном переживании горя. Наше восприятие другого человека, в особенности близкого, с которым нас соединяли многие жизненные связи, его образ, пропитано незавершенными совместными делами, нереализованными замыслами, непрощенными обидами, невыполненными обещаниями. В работе с этими связующими ниточками и заложен смысл работы горя по перестройке отношения к умершему.

Как это ни парадоксально, боль вызывается самим горюющим: феноменологически в приступе острого горя не умерший уходит от нас, а мы сами уходим от него, отрываемся от него или отталкиваем его от себя. И вот этот, своими руками производимый отрыв, этот собственный уход, это изгнание любимого: «Уходи, я хочу избавиться от тебя...» и наблюдение за тем, как его образ действительно отдаляется, претворяется и исчезает, и вызывают, собственно, душевную боль. Боль острого горя — это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Бывшее раздвоенным бытие соединяется здесь памятью, восстанавливается связь времен, и постепенно исчезает боль (Василюк, 2002).

Предыдущие стадии были связаны с сопротивлением смерти, а сопутствующие им эмоции носили, в основном, разрушительный характер.

5.Стадия принятия произошедшего . В литературных источниках (см. Дж. Тейтельбаум. Ф. Василюк) эту стадию подразделяют на две:

5.1.Стадия остаточных толчков и реорганизации.

На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни.

Переживание горя теперь протекает в виде сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно восприниматься как еще более острые. Поводом для них чаше него служат какие-то даты, традиционные события («Новый год впервые без него», «весна впервые без пего», «день рождения») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).

Эта стадия, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, именно поэтому большинство культур и религий отводят па траур один год.

За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, связанных с материальными и социальными изменениями, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием. Он очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с его ожиданиями, с тем, «что бы он сказал». Но постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды, оставленности.

5.2.Стадия «завершения». Описываемое нами нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу. Здесь горюющему приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие акт завершения (например, представление о том, что длительность скорби является мерой любви к умершему).

Смысл и задача работы горя в этой фазе состоит в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в семейной и личной истории, семейной и личной памяти горюющего, как светлый образ, вызывающий лишь светлую грусть.

Продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно человек осуществляет работу горя, то есть, выходит из состояния крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения.

Большое значение для протекания реакции горя имеет интенсивность общения с умершим перед смертью.

Причем такое общение не обязательно должно основываться на привязанности. Смерть человека, который вызывал сильную враждебность, особенно враждебность, не находившую себе выхода вследствие его положения или требований лояльности, может вызывать сильную реакцию горя, в которой враждебные импульсы наиболее заметны.

Нередко, если умирает человек, игравший ключевую роль в некоторой социальной системе (в семье мужчина выполнял роли отца, кормильца, мужа, друга, защитника и др.), его смерть ведет к дезинтеграции этой системы и к резким изменениям в жизни и социальном положении ее членов. В этих случаях приспособление представляет собой очень трудную задачу.

Одним из самых больших препятствий при нормальной работе горя является часто неосознанное стремление горюющих избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, с ним связанных. В этих случаях происходит «застревание» на каком-либо из этапов и возможно появление болезненных реакций горя.

Болезненные реакции горя . Болезненные реакции горя являются искажениями процесса «нормального» горевания.

Отсрочка реакции . Если тяжелая утрата застает человека во время решении каких го очень важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти или совсем не обнаружить своего горя в течение недели и даже значительно дольше.

В крайних случаях эта отсрочка может длиться годы, о чем свидетельствуют случаи, когда людей, недавно перенесших тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умерших много лет назад.

Искаженные реакции . Могут проявляться как поверхностные проявления не разрешившейся реакции горя. Выделяются следующие виды таких реакций:

1.Повышенная активность без чувства утраты, а скорее с ощущением хорошего самочувствия и вкуса к жизни (человек себя ведет так, как будто ничего не произошло), может проявляться в склонности к занятиям, близким к тому, чем в свое время занимался умерший.

2.Появление у горюющего симптомов последнего заболевания умершего.

3.Психосоматические состояния, к которым относятся в первую очередь язвенные колиты, ревматические артриты и астма.

4.Социальная изоляция, патологическое избегание общения с друзьями и родственниками.

5.Яростная враждебность против определенных лиц (врача); при резком выражении своих чувств, почти никогда не предпринимается никаких действий против обвиняемых.

6.Скрытая враждебность. Чувства становятся как бы «одеревеневшими», а поведение — формальным.

Из дневника: «...Я выполняю все мои социальные функции, но это похоже на игру: реально это меня не затрагивает.

Я не способна испытать никакого теплого чувства. Если бы у меня и были какие-нибудь чувства, то это была бы злость на всех.

7.Утрата форм социальной активности. Человек не может решиться на какую-нибудь деятельность. Отсутствуют решительность и инициатива. Делаются только обычные повседневные дела, причем выполняются шаблонно и буквально по шагам, каждый из которых требует от человека больших усилий и лишен для него какого бы то ни было интереса.

8.Социальная активность в ущерб собственному экономическому и социальному положению. Такие люди с неуместной щедростью раздаривают свое имущество, легко пускаются в финансовые авантюры и оказываются в результате без семьи, друзей, социального статуса или денег. Это растянутое самонаказание не связано с осознанным чувством вины.

9.Ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности, жесткими самообвинениями и явной потребностью в наказании. Люди в этом состоянии могут совершать попытки самоубийства.

Вышеописанные болезненные реакции являются крайним выражением или искажением нормальных реакций.

Перетекая друг в друга по нарастающей, эти искаженные реакции существенно затягивают и отягощают горевание и последующее «выздоровление» горюющего. При адекватном и своевременном вмешательстве они поддаются коррекции и могут трансформироваться в нормальные реакции, а затем найти свое разрешение.

Один из видов патологического горевания — реакции горя на разлуку, которые могут наблюдаться у людей, перенесших не смерть близкого, а лишь разлуку с ним, связанную, например, с призывом сына, брата или мужа в армию.

Общая картина, возникающая при этом, рассматривается как синдром предвосхищающего горя (Э. Линдеманн).

Известны случаи, когда люди так боялись известия о смерти родного человека, что в своих переживаниях проходили все стадии горевания, вплоть до полного восстановления и внутреннего освобождения от близкого. Такого рода реакции могут хорошо предохранить человека от удара неожиданного известия о смерти, однако они также являются помехой восстановлению отношений с вернувшимся человеком. Эти ситуации нельзя расценивать как предательство со стороны ожидающих, но по возвращении требуется большая работа обеих сторон по построению новых отношений или отношений на новом уровне.

Задачи работы горя . Проходя по определенным стадиям переживания, горевание выполняет ряд задач (по Г. Уайтеду):

1.Принять реальность потери, Причем не только разумом, но и чувствами.

2.Пережить боль потери. Боль высвобождается только через боль, а это значит, что не пережитая боль потери рано или поздно все равно проявится в каких-либо симптомах, в частности в психосоматических.

3.Создать новую идентичность, то есть найти свое место в мире, в котором уже есть потери. Это значит, что человек должен пересмотреть свои взаимоотношения с умершим, найти для них новую форму и новое место внутри себя.

4.Перенести энергию с потери на другие аспекты жизни. Во время горевания человек поглощен умершим: ему кажется, что забыть о нем или перестать скорбеть равносильно предательству, На самом деле возможность отпустить свое горе дарует человеку чувство обновления, духовного преображения, переживание связи с собственной жизнью.

Человек должен принять боль утраты. Он должен пересмотреть свои взаимоотношения с умершим и признать изменения своих собственных эмоциональных реакций.

Его боязнь сойти с ума, его страх перед неожиданными изменениями своих чувств, особенно появление резко возросшего чувства враждебности, — все это должно быть переработано. Он должен найти приемлемую форму своего дальнейшего отношения к умершему. Он должен выразить свое чувство вины и найти вокруг себя людей, с которых он мог бы брать пример в своем поведении.

Жизнь после потери. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате переживания кризисных жизненных периодов, сопереживания душевным состояниям других людей. Особо в этом ряду стоят переживания смерти близкого человека.

Переживания такого характера могут нести к себе объяснение собственной жизни, переосмысление ценности бытия и. в конечном итоге, признания мудрости и глубокого смысла но всем происходящем. С этой точки зрения смерть может дать нам не только страдание, но и более полное ощущение собственной жизни; подарить переживание единства и связи с миром, обратить человека к себе.

Человек приходит к пониманию, что со смертью близкого собственная жизнь не полностью потеряла смысл, — она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной, несмотря на потерю. Человек может простить себя, отпустить обиду, принять ответственность за свою жизнь, мужество за ее продолжение — происходит возвращение себе себя самого.

Даже самая тяжелая потеря содержит в себе возможность обретения (Баканова, 1998). Принимая существование потери, страдания, горя в своей жизни, люди становятся способными более полно ощутить себя как неотъемлемую часть вселенной, более полно прожить свою собственную жизнь.

Психолог СПб, семейный психолог, психологическая помощь, консультация психолога, консультация психолога Санкт-Петербург, хороший психолог спб, хороший се психолог в спб, хороший психолог Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге психолог в санкт-петербурге психолог в санкт-петербурге психолог в санкт-петербурге , психолог санкт-петербург, услуги психолога санкт-петербург,помощь психолога санкт-петербург, психолог санкт-петербург, хороший психолог санкт-петербург, запись к психологу санкт-петербург, найти психолога санкт-петербург, психолог санкт-петербург, психологическая консультация санкт-петербург, услуги психолога санкт-петербург, психолог консультация санкт-петербург, психолог спб, психолог спб, психолог в санкт-петербурге , психолог спб, психолог в спб, хороший психолог спб, консультация психолога в спб,психолог в санкт-петербурге , консультация психолога в Санкт-Петербурге, консультация психолога в Питере, консультация психолога в Петербурге, консультация психолога спб, психолог в с пб, консультация психолога Санкт-Петербург, хороший психолог спб, хороший психолог в спб, хороший психолог Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге , хороший психолог в Санкт-Петербурге, хороший психолог в Питере, хороший психолог в Петербурге, психолог в санкт-петербурге , помощь психолога спб, помощь психолога в спб, помощь психолога Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге , помощь психолога в Санкт-Петербурге, помощь психолога в Питере, помощь психолога в Петербурге, семейный психолог в санкт-петербурге , психолог спб, услуги психолога спб,помощь психолога спб, психолог спб, хороший психолог спб, запись к психологу спб, найти психолога спб, психолог спб, психологическая консультация спб, услуги психолога спб, психолог консультация спб, психолог спб.