20.07.2019

Раздача лекарственных средств алгоритм. Раздача лекарственных средств пациентам лечебного отделения. В положении сидя


Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответ­ствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их други­ми. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи, или появились признаки непереносимости ле­карственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.

1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.

2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

3. Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи,

(с пометкой «после еды» - через 15 мин после него); средства, предназначенные для приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимает утром за 20-60 мин до завтрака.

5. Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначено

обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного средства).

6. Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.

7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.



При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следую­щее:

1. Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.

2. Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

3. Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищева­рения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

4. Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользо­ваться градуированными мензурками.

5. Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (на­пример, 0,1% раствор атропина, сульфата, настойка пустырника) на­значают в каплях. Если во флаконе с лекарственным веществом нет вмонтированной капельницы, то используют пипетки. Для каждого лекарственного вещества отдельная пипетка!

6. Пилюли, драже, капсулы, таблетки, содержащие железо, при­нимаются в неизменном виде не разжёвывая, запивая небольшим количеством воды.

7. Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде.

8. Антибиотики предпочтительнее принимать до еды.

9. Гипогликемические средства (корректируют уровень глюкозы) принимать до еды или во время еды.

10. НПВС следует принимать после еды, так как они раздражают слизистую оболочку желудка.

11. Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). Удобнее пользоваться в этих случаях градуированной мензуркой.

5.2 Демонстрация заполнения документации, раздачи лекарственных средств для энтерального введения .

ОБРАЗЕЦ №1 Накладная (требование) для получения лекарственных средств из аптеки. ____________________ УТВЕРЖДАЮ: АПТЕКА № 123 Иванова И.И. ___________________ ______________________ Отделение, склад, аптека Подпись руководителя учреждения НАКЛАДНАЯ (ТРЕБОВАНИЕ) №_27_____ «1»__1____2015 г. Основание(цель) Для лекарственной терапии Через кого Старшая м/с Гаврилова Т.Ю Кому_______4 Городская Клиническая Больница 1 тер отделение ___ № и название отделения (службы)

Наименование, сорт, размер, фасовка, дозировка. Единица измерения Номенклатур- ный № Количество затребовано Количество отпущено Цена сумма
Анальгин в таб. 0,5г №10 Упаковка. 10
Трентал в таб. 400 мг №30 Упаковка. 20
Р-р Димедрола 1%-1,0 мл в ампул.№10 Упаковка. 10
Кавинтон в таб. 10 мг.№30 Упаковка. 15
Р-р Глюкозы 0,5%- 500 мл Флакон. 30
Р-р вит. « С» 1%-2мл в ампул.№10 Флакон. 20
Имодиум в капс. 2 мг №20 Упаковка. 20
Р-р Натрия Хлорида 0,9%- 5,0 мл №10 Упаковка 40
Марля по 5 метр Упаковка. 50
Бинт 7/14 Штук. 50

ОБРАЗЕЦ №2 Форма листа врачебных назначений:

Назначения Исполн. Отметки о назначении и выполнении
Дата
Режим
Диета
Врач
Сестра
Врач
Сестра

ЦЕЛЬ: Подготовить лекарственные средства к раздаче и приему их пациентами.

ПОКАЗАНИЯ: Назначение врача.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ : Выявляются в процессе обследования пациента врачом или -медсестрой.

ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Листы назначений.
  2. Лекарственные средства для внутреннего употребления.
  3. Передвижной столик дня раскаладки лекарственных средств,
  4. Емкость с кипяченой водой,
  5. Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями).
  6. Ножницы.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

  1. Сообщить пациенту о назначенном лекарственном средстве, его действии, лечебном эффекте,возможном побочном осложнении.
  2. Получить согласие.

1. СПОСОБ РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

  1. Поставьте на передвижной столик лек. вещества, пипетки, мензурки, ножницы, графин с водой, листки назначений.
  2. Вымоете руки и вытирите насухо.
  3. Переходя от пациента к пациенту, раздайте лек вещества непосредственно у постели пациента согласно листку назначений (м/с должна внимательно прочитать название лек. средства, его дозировку на упаковке, обратить внимание на срок годности).
  4. Давая лек. средства пациенту, предупредите его об особенностях данного средства: горький вкус, резкий запах, изменение цвета мочи или кала после приема.
  5. Пациент должен принять лек. вещество в вашем присутствии.

Упаковку с таблетками из фольги или бумаги выдавите в мензурку, а таблетки из флакона аккуратно поместите в ложку. Жидкие лек. средства следует тщательно перемешать.

ПРЕИМУЩЕСТВА ДАННОГО СПОСОБА РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ:

  1. Медсестра контролирует прием лек. вещества.
  2. Медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лек. средстве.
  3. Исключены ошибки при раздаче лек. средств.


2 СПОСОБ РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

С целью экономии времени медсестра заранее раскладывает лек. средства в лотки, разделенные на ячейки В каждой ячейке Ф. И. О. пациента и номер палаты.

АЛГОРИТМ

  1. Вымойте руки и вытрите на сухо.
  2. Ознакомьтесь внимательно с листом назначений
  3. Прочитайте внимательно название лек. средства и дозировку на упаковке, сверьте его с листком назначеий.
  4. Обратите внимание на срок годности лек. средства.
  5. Разложите лек. средства по ячейкам на каждого пациента на один прием.
  6. Разнесите лоток с лек. средствами по палатам (не оставляйте лек. средства на тумбочках у постели пациента, если пациента нет в палате, за исключением валидола, нитроглицерина).
  7. Проследите, чтобы пациент принял лек. средства в вашем присутствии.
  8. Обработайте использованные мензурки и пипетки в соотовегетвии с требованиями сагопидрежима.

НЕДОСТАТКИ ДАННОГО СПОСОБА РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

  1. Отсутствие контроля за приемом лек. средств пациентом (пациенты забывают принять, выбрасывают их, принимают с опозданием).
  2. Не соблюдается индивидуальная схема приема и раздачи (до еды, во время еды, после еды и т. д.).
  3. Возможны ошибки при раздаче (по невнимательности медсестры лек. средства могут попасть в другую ячейку).
  4. Трудноо ответить на вопросы пациента по поводу назначенных ему лек препаратов, т. к. они в лотке находятся без аптечной упаковки.

Смотрите также:

ОСНАЩЕНИЕ: мерные цилиндры; урометр; мерная емкость; бланки для записи результатов ис­следования, клеенка, пеленка, лоток, маска, перчатки. АЛГОРИТМ: Наденьте маску. Вымойте руки, наденьте перчатки. Для определения объема мочу из первой банки вылейте в цилиндр вместимостью 50 - 100 мл (во избежании образования пены на поверхности мочи цилиндр нужно держать наклон­но, а мочу наливать по стенке). Количество мочи каждой порции занесите в бланк...

ПОКАЗАНИЯ: острые, гнойные воспалительные процессы почек (пиурия). ОСНАЩЕНИЕ: чистая сухая банка (емкостью 200 - 250 мл); бланки направлений; аптечные резин­ки, клеенка, контейнер, маска, перчатки, лоток. ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА: психологическая; право на информацию (цель и ход ее проведения); получение согласия. АЛГОРИТМ: 1. Наденьте маску. 2. Вымойте руки, наденьте перчатки. 3. Приготовьте все необходимое для сбора анализа. 4.

Энтеральный путь — введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

ПЕРОРАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ (рerоs)

Введение лекарственных веществ через рот (рerоs) является наиболее распространенным. При приеме внутрь лекарственные вещества всасываются в основном в тонком кишечнике, через систему воротной вены попадая в печень (в печени возможна их инактивация) и затем в общий кровоток.

Преимущества перорального пути введения:

Этим путем можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, отвары, микстуры, настои, экстракты, настойки и др.).

Простота и доступность.

Не требует соблюдения стерильности.

Не требует специально подготовленного персонала.

Недостатки перорального пути введения:

Частичная инактивация лекарственного средства в печени.

Зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности и патологического состояния организма.

Медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте (действие веществ начинается обычно через 15 – 30 минут, возможно разрушение под действием пищеварительных ферментов).

Введение лекарственных веществ через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.

Данный метод непригоден в экстренных ситуациях, когда необходимо немедленное действие лекарственных средств.

Возможность неблагоприятного действия на слизистую оболочку желудка и кишечника.

СУБЛИНГВАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ

Сублингвальный путь введения — применение лекарственных веществ под язык (sub1iпgua).

При данном пути введения лекарственные вещества хорошо всасываются через слизистую оболочку в подъязычной области и довольно быстро (через несколько минут) попадают в кровь, минуя печень и не разрушаясь пищеварительными ферментами.

Но этим путем пользуются сравнительно редко, так как всасывающая поверхность подъязычной области мала и под язык можно назначить только очень активные вещества, применяемые в малых количествах (например, нитроглицерин по 0,0005г, валидол 0,06г).

РАЗДАЧА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПАЦИЕНТАМ

Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их другими. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи, или появились признаки непереносимости лекарственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.

Алгоритм действия

Раздача лекарственных веществ пациентам

Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами (твердыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, листки назначений.

Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства непосредственно у постели пациента, согласно назначений врача.

Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию.

Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.

Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии.

Данный порядок раздачи лекарственных веществ является наиболее оптимальным, так как:

медсестра контролирует прием пациентом лекарственного препарата;

медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лекарственном веществе;

исключены ошибки при раздаче лекарственных средств.

При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следующее:

Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.

Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищеварения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

Препараты, назначенные пациенту “натощак”, должны быть приняты за 20-60 мин. до завтрака.

Снотворные принимаются за 30 мин. до сна.

Нитроглицерин, валидол (при необходимости) хранятся у пациента на тумбочке постоянно.

Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользоваться градуированными мензурками.

Раздача лекарств производится медсестрой в соответствии с листком назначений, подписанным лечащим врачом с указанием даты назначения и отмены лекарства.
Приступая к раздаче, медсестра должна быть максимально собранной, внимательной, необходимо прочитать название препарата, процентное содержание, дозу, посмотреть герметичность и срок годности.

Во время раздачи медикаментов медсестра даёт полную информацию об особенностях того или иного средства: горький вкус, резкий запах, изменения цвета мочи и кала после его приёма, как принимать то, или иное лекарство, какие побочные эффекты могут возникнуть при приеме, с какой целью необходим данный препарат. Она раздаёт лекарства в строгом соответствии с указанным временем суток (натощак, до, во время, или после еды, перед сном и т.д.). Препараты, которые не раздражают слизистую желудка, принимаются натощак за 30 минут, когда кислотность желудочного сока низка - это сердечные гликозиды, уротропин.

Средства назначенные «до еды», принимают за 15 – 20 минут до приёма пищи, они всасываются быстрее и действуют эффективнее, более полно соприкасаются со слизистой желудка и кишечника. Средства, принятые во время еды, когда кислотность желудка повышается и влияет на стабильность лекарства, на скорость прохождения его по пищеварительному тракту и всасывания в кровь.

Препараты применяемые «после еды» через 30 минут после приёма пищи, а снотворные – за 30 минут до сна.

Кислотность желудка меняется и в зависимости от того, чем запивается лекарства. Принимая лекарства (если нет специальной оговорки), запивайте их прохладной кипячёной водой (когда их прописано несколько, необходим интервал в 20-30 минут между приемом каждого) и... лучше стоя, если позволяет состояние.

Пациент принимает препарат в присутствии медсестры.

Она не имеет права сама назначать, отменять или заменять одни средства другими. Исключение: оказание экстренной помощи, непереносимость препарата или если препарат дан пациенту ошибочно, то в любом случае нужно доложить врачу.

Возможные проблемы пациента:
1. Необоснованный отказ.
2. Рвота.
3. Аллергия.
4. Бессознательное состояние.

Оснащение:

1. Листы назначений.

2. Передвижной столик для раскладки лекарственных средств.

3. Индивидуальные таблетницы.

4. Лекарственные средства для внутреннего употребления.

5. Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями и индивидуальны для каждого пациента).

6. Ёмкость с кипяченой водой.

7. Ножницы.

8. Ёмкость с дезинфицирующим раствором.

9. Полотенце или салфетки.
Многие медицинские сёстра, работающие на посту в отделениях стационара, пользуются для раздачи лекарственных средств пациента, специальными и очень удобными ёмкостями для хранения лекарственных средств – различнымитаблетницами.

Таблетница (или по-другому – контейнер для таблеток), обладающая способностью вместить в себя всё дневное количество лекарств, которые нужно принять. Она имеет информационное окно, для вкладывания и фиксирования таблички с указанием фамилии пациента. Таблетница изготовлена из пластика и выдерживает автоклавирование при t=135°С.

Виды таблетниц имеющиеся в отделении стационара:

1. Таблетница на один день предназначена для компактного хранения таблетированной продукции на один день.

2. Таблетница имеющая три отделения: хранения, деления и размельчения лекарств, а также мензурку для приёма жидкости.

3. Таблетница на неделю состоит из семи отделений, которые соответствуют дням недели с разбивкой ячеек на утро, день, вечер и ночь, это позволяет единовременно разложить недельный курс препаратов. Вращающаяся прозрачная крышечка позволяет выбрать нужное отделение. При этом можно увидеть содержимое каждого отделения, для людей с ослабленным зрением имеются символы Брайля.

4. Электронная таблетница с таймером и тремя отделениями, предназначена для хранения лекарственных средств. Встроенный таймер поможет упорядочить прием лекарств – необходимо установить время, и звуковой сигнал напомнит о том, что пора принимать лекарство.

Все эти таблетницы незаменимы в условиях стационара.

ГБОУ СПО СК СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЛЕКЦИЯ №10

ТЕМА: «ПУТИ И СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМ ».

АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСА

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Действия лекарственных средств.

I. Наружный способ

▪ Способы нанесения лекарственного препарата на кожу.

▪ Применение лекарств в ухо.

▪ Интраназальное применение лекарств.

▪ Применение лекарств на конъюнктиву глаз.

II. Энтеральный способ

▪ Через рот.

▪ Под язык.

▪ За щеку.

▪ Через прямую кишку.

▪ Преимущество и недостатки энтерального способа.

III. Ингаляционный способ

1. Ингаляции.

2. Спейсер.

3. Небулайзер.

4. Преимущество и недостатки ингаляционного способа.

IV. Парентеральный способ

1. Парентеральные пути введения лекарственных веществ.

2. Преимущество и недостатки парентерального способа.

3. Сочетание лекарств с продуктами питания.

4. Литература. Сайты.

Тема: «Пути и способы введения лекарственных средств в организм».

Медикаментозная терапия служит важнейшей составной частью лечебного процесса. Лекарственные средства могут оказывать резорбтивное (через кровь) и местное действие. Резорбтивное действие осуществляется энтеральным (через пищеварительный тракт) и парентеральным (минуя пищеварительный тракт) путём.

Способы введения лекарственных средств.

1. Наружный способ:

▪ на кожу;

▪ на конъюнктиву глаз, слизистую оболочку носовой полости, влагалища.

Наружное применение лекарственных препаратов рассчитано в основном на их местное действие. Через неповреждённую кожу всасываются только жирорастворимые вещества, в основном через выводные протоки сальных желёз и волосяных фолликулов. Применяются мази, эмульсии, растворы, настойки, присыпки, пасты.

Способы нанесения лекарственного препарата на кожу.

Смазывание. Ватный шарик смачивают в необходимом количестве препарата и наносят на кожу продольными движениями по направлению роста волос.

Втирание . Проводят на участках кожи, имеющих небольшую толщину и слабо выраженный волосяной покров (сгибательная поверхность предплечий, задняя поверхность бёдер, боковые поверхности грудной клетки). Необходимое количество лекарственного препарата наносят на кожу и втирают лёгкими круговыми движениями до тех пор, пока кожа не станет сухой.

Припудривание и присыпание применяют для подсушивания кожи при опрелости, потливости.

Наложение лекарственного пластыря (в котором мазевая основа густой консистенции, содержащая лекарственные вещества, покрыта водонепроницаемой марлей). Перед наложением пластыря на соответствующем участке тела сбривают волосы, а кожу обезжиривают 70% раствором спирта.

Виды пластырей:

1. Пластыри для фиксации.

2. Лекарственные пластыри, содержащие лекарственные вещества: противогрибковый, мозольный, противовоспалительный, обезболивающий.

3. Специальные пластыри: никотиновые, противозачаточные, для похудания.

4. Пластырные (тейпированные) повязки.

Применение лекарств в ухо.

Лекарство закапывают в ухо 6-8 капель в подогретом виде на водяной бане до температуры 37-38°С «тупой» пипеткой. Ушную раковину при этом отодвигают назад и вверх. Оставляют пациента в таком положении 1-2 минуты.

Интраназальное применение лекарств.

В нос (интраназально) применяют лекарства в виде порошков, паров (пары нашатырного спирта), растворов и мазей, которые оказывают местное, резорбтивное и рефлекторное воздействия. Всасывание через слизистую оболочку носа происходит очень быстро. Порошки втягиваются в нос, струёй вдыхаемого воздуха: закрыв одну ноздрю, порошок вдыхают через другую. Капли вводят пипеткой, а мазь вносят стеклянной лопаточкой. Иногда для интраназального введения применяют специальные распылители-дозаторы, в которых лекарственные вещества находятся в виде растворов или суспензий с добавлением веществ, повышающих вязкость, для замедления эвакуации лекарства из носовой полости.

Техника дачи лекарств детям различного возраста имеет свои особенности.

В отличие от взрослых больных, дети не всегда отчетливо представляют необходимость приема «невкусных» таблеток и микстур и нередко уклоняются от их употребления, могут их выбросить или надежно спрятать и тем самым нарушить курс лечения.

В таких случаях отсутствие эффекта от проводимой терапии врач относит за счет нерационально подобранных лекарств, заменяет их другими, более сильнодействующими.

Период госпитализации затягивается, а запоздалое лечение нередко влечет за собой осложнения заболевания.

Кроме того, внезапная «отмена» таких препаратов, как глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), может вызвать так называемый синдром отмены, который характеризуется возобновлением всех симптомов болезни и более тяжелыми последствиями вплоть до развития коллаптоидкого состояния, опасного для жизни (падение артериального давления, недостаточность сердечной деятельности).

Во избежание этого обычно отмена лекарственного препарата осуществляется медленно, в течение нескольких дней.

Особенно важно контролировать прием глкокортикоидных препаратов при некоторых заболеваниях (болезни соединительной ткани, болезни почек и др.), когда их назначают в больших дозах (по б-10 таблеток в сутки).

В случае необходимости их отмены дозу препарата уменьшают постепенно, в течение нескольких месяцев.

Медицинской сестре следует лично проследить за приемом этих лекарств больным ребенком, строго соблюдая подобранные врачом дозы препарата.

В детском отделении должна быть четко отработана, и строго соблюдаться процедура и порядок раздачи лекарств.

Это поможет избежать досадных ошибок, которые возникают при плохо организованном процессе раздачи лекарств больным.

Порядок начинается со шкафа, где хранятся медикаменты. На верхней полочке обычно ставят лекарства для внутреннего употребления (с белыми этикетками):

  • бутылочки с микстурами - одну за другой в один ряд
  • затем капли
  • далее порошки в пакетиках и коробках.

На второй полке хранят:

  • наружные средства: спирт, йод, перекись водорода, скипидар;
  • затем капли глазные, для носа, ушные;
  • рядом с ними ставят мази;
  • далее отдельно - средства для подкожного введения;
  • около мазей - присыпки и порошки, тут же - пластырь и горчичники.

На третьей полке в больших бутылках хранят дезинфицирующие растворы, а также запасной материал, вощеную бумагу, бинты и вату. Ядовитые и сильнодействующие лекарства (списков «А» и «Б») должны храниться под замком.

Из всех способов введения лекарств в педиатрической практике самым распространенным является прием лекарств (порошки, таблетки, микстуры, капли, настои и отвары лекарственных растений) внутрь.

Этот путь введения самый естественный, безболезненный и удобный для больных.

Медсестры должны помнить, что:

  • детям раннего возраста (до 3 лет) микстура обычно дается чайными ложками (4-5 мл);
  • детям дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет) - десертными (8-10 мл);
  • детям среднего и старшего школьного возраста и подросткам (от 10 лет и старше) — столовыми ложками (15- 20 мл).

Твердые лекарственные вещества могут вводиться внутрь в виде мелкодисперсных порошков, которые, благодаря измельченности, контактируют с большой поверхностью слизистой оболочки желудка, что облегчает их растворение и всасывание.

Детям младшего возраста не следует назначать пилюли, таблетки, гранулы, капсулы: ребенок не может их проглотить или глотает с большим трудом, иногда они могут попасть в дыхательные пути.

Известен случай, когда медсестра при раздаче лекарств положила порошки и таблетки на прикроватную тумбочку, не объяснив матери, как их следует давать больной. У двухлетней девочки во время насильственного введения матерью медикаментов произошла аспирация таблетки, в результате чего наступила асфиксия со смертельным исходом.

При раздаче медикаментов медсестра пользуется листом назначения. В нем есть специальная графа с указанием лекарств, назначаемых внутрь. Медсестра должна уточнить порядок назначения лекарств конкретному больному с учетом приема пищи.

Этика раздачи лекарств является важным составным элементом лечения больных детей. Для успешного выполнения назначений врача при пероральном приеме лекарств наряду с профессиональной грамотностью, четкостью в работе большое значение имеет особый подход к каждому ребенку.

Благоприятное впечатление у больных создают внешний опрятный вид палатной сестры, порядок на столике для раздачи медикаментов с лекарствами, обязательная термическая обработка посуды, из которой больные принимают лекарства (мензурки, ложки, пипетки).

Руки у медсестры должны быть всегда чистыми. При раздаче лекарств необходимо исключать волевые приемы. Это достигается путем спокойного ласкового обращения с больным ребенком, применением в некоторых случаях элементов игры, в других - предварительных бесед об эффективности данных медикаментов.

Особое внимание требуется от медицинской сестры при выполнении назначений тяжело и длительно болеющим детям, которые очень часто проявляют негативизм к лечению и отказываются от приема лекарств.

Медицинская сестра не должна при этом проявлять поспешности. Нужно уметь уговорить ребенка принять лекарства, отвлечь его внимание беседой на другие темы (о школе, игрушках, фильмах, книгах и т. д.).

При всем многообразии проводимых в стационарах диагностических и лечебных процедур незыблемой остается главная функциональная обязанность и цель медицинских работников - лечить не пораженный орган, не болезнь или безликого больного, а ребенка, страдающего определенным заболеванием, с присущими только ему особенностями, что создает неповторимость и своеобразие клинической картины.

В этой связи необходимо помнить, что у больного ребенка легко возникают неврологические и неврозоподобные расстройства психической деятельности, усугубляющие течение соматической болезни и затрудняющие ее лечение.

Во время раздачи лекарств медицинская сестра может заметить ряд отклонений в психике ребенка:

  • категорический отказ от приема лекарств и выполнения других назначений,
  • явления аггравации (преувеличения) симптомов болезни или, наоборот,
  • диссимуляции (их утаивания).

В подобных случаях медицинская сестра может использовать метод психотерапевтического потенцирования, то есть усиления действия медикаментов с помощью прямого и скрытого внушения.

Например, для ребенка дошкольного возраста психотерапевтическое потенцирование и формирование позитивной психологической установки на лечение можно провести в следующей игровой манере: задать ему вопрос:

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Ты хочешь быть летчиком? (космонавтом, футболистом)» и добавить: «Для этого нужно быть сильным и крепким. Выздороветь тебе помогут вот эти таблетки, они твои друзья».

Во время раздачи лекарств медицинской сестре необходимо применять индивидуальный подход к каждому больному и с помощью продуманного психологического воздействия (например, игровой психотерапии) преодолевать затруднения, связанные с приемом лекарств.

При выполнении назначений не следует отвлекать сестру другими делами, не должно быть суетливости, очереди у столика, шума.

На прием медикаментов сестра должна приглашать ребенка по имени, ласковым, спокойным голосом, при этом следует подбодрить его, успокоить и обязательно убедиться, что лекарство принято.

Приведем пример из практики.

Из районной больницы в областную был доставлен больной Н., 14 лет, с диагнозом: ревматоидный артрит, суставно-висцеральная форма, активная стадия.

Состояние мальчика при поступлении было тяжелым: высокая температура тела, отсутствие аппетита, опухание суставов. Из-за боли в суставах он не мог ходить и сидеть.

Больному назначили комплексное медикаментозное противовоспалительное (в том числе гормональное) лечение, другие виды терапии. В первые дни заболевания лекарства вводили внутримышечно.

За короткое время был достигнут хороший эффект: нормализовалась температура, уменьшилась боль и восстановились движения в суставах, повысился эмоциональный тонус.

После достижения клинического эффекта был назначен преднизолон внутрь с постепенным уменьшением его дозы. Медицинская сестра не контролировала прием препарата, надеясь на сознательность мальчика.

Воспользовавшись отсутствием контроля, он перестал принимать лекарство по утрам, то есть самовольно отменил утреннюю (самую большую) дозу преднизолона; его состояние ухудшилось - появился отек суставов, повысилась температура тела до 38° С и пр.

Палатная медицинская сестра заметила на тумбочке больного сложенные таблетки, и он ей признался в самовольном изменении приема препарата. Узнав о нарушениях допущенных в лечении больного, врач назначил глюкокортикоидный препарат в инъекциях.

За короткое время состояние Н. вновь улучшилось, позднее стабилизировалось. После проведения курса лечения в стационаре Н. был выписан для продолжения лечения в амбулаторных условиях.

Этот пример подтверждает важность соблюдения назначений врача, контроля за приемом лекарств внутрь детьми любого возраста, в том числе и подростками.

У некоторых больных после приема микстуры или таблеток может возникнуть рвота. В этих случаях сестра должна успокоить, отвлечь ребенка, напоить его чаем или кипяченой водой, и через некоторое время снова дать лекарство. В случаях упорной рвоты сестра обязана доложить об этом лечащему врачу.

Раздача медикаментов обычно производится по индивидуальным листам назначений в палатах. Предварительно медицинская сестра в спокойной обстановке (во время тихого часа или ночного сна) раскладывает в индивидуальные пакеты или ячейки порошки, таблетки, капсулы, а непосредственно перед входом в палату наливает в мензурки микстуры и капли и раздает их каждому больному, при этом строго следит за приемом лекарств в ее присутствии.

Медикаменты группы «А» следует подготавливать отдельно от всех лекарств.

Начинающая медицинская сестра должна в течение определенного времени поработать с опытными сестрами и овладеть методикой и навыком перорального введения лекарств больным детям.

Обычно микстуру дают с ложечки. Капли разводят в воде и тоже дают с ложечки Порошки и таблетки предварительно разводят или размешивают в воде.

Чтобы ребенок не поперхнулся, лекарство нужно давать за несколько приемов. Не рекомендуется смешивать его с пищей.

В таких случаях после нескольких приемов (особенно насильственных) у ребенка может выработаться отрицательная условно-рефлекторная реакция на кормление и даже появиться анорексия - отвращение к тому виду пищи, к которому добавляли лекарство, обладающее неприятным вкусом или запахом.

Лекарство с неприятным вкусом (горькое, соленое, кислое) дети отталкивают, нередко выплевывают. В этих случаях следует смешивать его с сиропом или сладким чаем.

При сопротивлении ребенка необходимо второму лицу придержать его за руки, зажать ему нос, опрокинуть ложечку с лекарством в рот и держать ее до тех пор, пока ребенок не проглотит лекарство. Совсем маленьким детям следует выливать в рот не все лекарство сразу, а в несколько приемов.

Большинство лекарств нельзя смешивать перед употреблением, особенно заготавливать впрок. При неправильной комбинации препаратов могут возникнуть изменения фармакологического действия и даже образоваться ядовитые соединения.

Медицинская сестра должна всегда помнить, что лекарство лечит, но оно является для ребенка и ксенобиотиком, то есть чужеродным для его организма веществом, способным оказать токсическое влияние на функционально незрелые печень и почки, нервную систему.

Любые лекарства, если забыть об их побочных свойствах, могут вызвать у ребенка лекарственную аллергию, ухудшение течения болезни.

Уместно вспомнить, что более 25 столетий назад Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» предостерег от причинения больному «всякого вреда и несправедливости».

Это деонтологическое требование приобрело еще большее нравственное и профессиональное значение в наше время, когда чрезмерно расширился арсенал лекарственных средств, биопрепаратов, увеличилось число людей с аллергической предрасположенностью, повысилась степень риска лекарственных осложнений.

«Не вреди» - древняя медицинская заповедь продолжает оставаться актуальной, несмотря на огромные достижения современной медицины.

Итак, выполнение врачебных назначений в детской больнице является непростой задачей и требует от медицинской сестры специальных знаний фармакотерапии, предельного внимания к назначению возрастных доз лекарств, определенной настороженности при их приеме, соблюдения этики раздачи медикаментов и деонтологии в общении с больными детьми.

Все эти задачи успешно решаются, если у медицинской сестры выработано чувство глубокой ответственности за свои действия, если она проявляет постоянный живой интерес к судьбе ребенка, стремление помочь и облегчить его страдание, если во все, что делает медицинская сестра, она вкладывает частицу своей души.

Совершенно справедливо писал В.В. Вересаев: «Можно обладать громадными распознавательными талантами, уметь улавливать тонкие детали своих назначений и все это остается бесплодным, если нет способности покорять и подчинять себе душу больного».

Медицинская сестра обязательно должна помнить:

НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ:

Алкалоиды (растворы солей алкалоидов) – с основаниями, белковыми и дубильными веществами, концентрированными растворами бромидов, йодистыми солями, солями тяжелых металлов, марганцовокислым калием.

Ацетилсалициловую кислоту, диуретики – с кислотами, основаниями, солями железа.

Белковые вещества – с алкалоидами, дубильными веществами, спиртами, солями тяжелых металлов, кислотами.

Вазелиновое масло – со спиртом.

Глицерин – с эфиром, хлороформом.

Гликозиды – с основаниями, кислотами, йодом, солями тяжелых металлов.

Камфорный спирт, хлороформ, эфир – с водой.

Кислоты – с хлоралгидратом, тимолом, салолом, резорцином.

Соли металлов (соли тяжелых металлов) – с бромистыми, йодистыми солями, основаниями, кислотами, дубильными веществами, гликозидами.