03.03.2020

Составление плана обучения пациентов технике кашля. Что представляет собой сестринский процесс при хобл? Потребность в нормальном дыхании


Цель: пациент будет правильно и регулярно откашливать мокроту в течение всего времени заболевания.

План

Мотивация

Для разжижения мокроты

2. М/с побеседует с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента

Для компенсации потерь белка и укрепления организма

3. М/с обеспечит пациенту позиционный дренаж по 20 мин. в день

Для лучшего отхождения мокроты

4. М/с обучит пациента технике эффективного кашля и будет контролировать в дальнейшем ее применение

Для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов

5. М/с будет проводить массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели

Для улучшения кровообращения в легких и стимуляции оттока мокроты

6 М/с будет осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты

Для контроля за динамикой кашля

7. М/с будет проводить беседы с пациентом о способах профилактики застоя мокроты, а также о вреде курения и самолечения на фоне продуктивного кашля

Для обеспечения информированного согласия пациента

Оценка эффективности: пациент отметил улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достигнута.

Студент обучает пациента методам профилактики застоя мокроты.

Студент демонстрирует постановку горчичников в соответствии с алгоритмом манипуляции.

Задача № 16

Пациент 47 лет, автослесарь, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни.

Пациента беспокоит кашель с отделением желтовато-зеленой мокроты с неприятным запахом (приблизительно половина стакана в сутки). Карманной плевательницей не пользуется, мокроту сплёвывает в платок или в газету, иногда в раковину. Назначенные врачом препараты принимает нерегулярно, так как часто забывает о часах приёма.

Курит с 18-ти лет по пачке сигарет в день и продолжает курить, хотя отмечает усиление кашля после курения, особенно утром.

Аппетит сохранён, вегетарианец. Мало пьёт жидкости. Пользуется съёмным протезом верхней челюсти.

Пациент волнуется в связи с предстоящей бронхоскопией, спрашивает, болезненна ли и опасна эта процедура, можно ли её сделать под наркозом.

По объективным данным ЧДД 18 в минуту, пульс 80 в минуту, АД 120/80 мм рт. ст., температура 37,2 С.

Задания

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    Объясните пациенту правила подготовки к бронхоскопии.

    Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 0,5 г ампициллина.

Эталон ответа

Проблемы пациента:

- Пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо;

      пациент не понимает необходимости усиленного белкового питания при влажном кашле;

      пациент не понимает необходимости пить больше жидкости;

      пациент не осознаёт факторы риска, негативно сказывающиеся на его состоянии здоровья (курение, недостаточное потребление жидкости, нерациональное питание, нерегулярный приём лекарств);

      пациент испытывает напряжение, тревогу и беспокойство в связи с необходимостью проведения бронхоскопии.

Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо.

Цель: пациент будет пользоваться карманной плевательницей в течение всего времени заболевания.

Оценка эффективности: пациент откашливает мокроту, пользуясь карманной плевательницей. Пациент знает, как нужно дезинфицировать плевательницу в домашних условиях. Цель достигнута.

Студент доступно объяснит пациенту правила подготовки к бронхоскопии.

Студент демонстрирует технику в/м инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции.

Задача № 17

Пациент А., 70 лет, поступил в клинику на обследование с предварительным диагнозом: “центральный рак легкого”.

У пациента кашель с отделением мокроты слизистого характера, слабость, периодическое повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Жалуется на жару и духоту в палате, с чем связывает плохой сон, головные боли. В полости носа образовались корочки, затрудняющие носовое дыхание, дышит через рот. Отмечает усиление одышки в горизонтальном положении. При попытке лечь повыше всё время сползает вниз. Пациент обеспокоен своим состоянием, утверждает, что мать умерла от онкологического заболевания, и ожидает такого же исхода.

Кожные покровы бледные. Частота дыхания 24 в минуту, пульс 92 в минуту удовлетворительных качеств, АД 120/70 мм рт. ст.

Задания

    Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    Обучите пациента правилам сбора мокроты на атипичные клетки.

    Продемонстрируйте технику смены нательного и постельного белья.

Эталон ответа

Транскрипт

1 Сызранский медицинский колледж «Сестринский процесс в уходе за пациентами при нарушении функций органов дыхания» Учебное пособие для самоподготовки студентов Составитель: Аминова А. И учебный год

2 «Сестринский процесс в уходе за пациентами при нарушении функций органов дыхания» Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов по дисциплине «Основы сестринского дела» Составитель: Аминова А. И. В данном учебном пособии рассматриваются анатомо-физиологические особенности органов дыхания, симптомы при нарушении функций органов дыхания и столь важный для сестринского дела вопрос, как сестринский процесс и его значение для ухода за пациентами. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры специальных дисциплин

3 Оглавление. 1. Краткие сведения о сестринском процессе. 2. АФО органов дыхания. 3. Сестринский процесс при нарушениях функции органов дыхания. 4. Перечень сестринских диагнозов. 5. Материал для самопроверки подготовленности к занятию 6. Используемая литература. 3

4 Сестринский процесс в работе медсестры. Сестринский процесс - это образ мышления и действия по отношению к объектам сестринского дела - людям, окружающей среде и здоровью. Этот метод организации и оказания медицинской помощи включает в себя пациента и медсестру. Главная задача медсестры помочь отдельным лицам, семьям и социальным группам населения, определить и реализовать их психологический, физический, социальный потенциал с учетом состояния здоровья. Сестринский процесс и призван помочь сестре решить главную задачу. Одним из преимуществ которого является универсальность. Цели сестринского процесса в работе медсестры: определение потребностей пациента; определение приоритетов по уходу; применение сестринской программы действий для осуществления плана; оценка эффективности сестринского ухода. Организационная структура сестринского процесса включает 5 этапов: сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья); сестринский диагноз (анализ полученной информации); планирование сестринского ухода; осуществление плана сестринского ухода; оценка действий медсестры. 4

5 В совершенствовании сестринского дела в работе медсестры выделяют 3 типа сестринских вмешательств: I тип - зависимый, когда сестринское вмешательство выполняется на основании предписаний врача и под его наблюдением; Здесь медсестра выступает в роли сестры - исполнителя (например: выполнение инъекций, физиотерапевтические процедуры и т.д.) II тип - взаимозависимый, предусматривает совместную деятельность медсестры с врачом и другими специалистами - физиотерапевтом, диетологом, сотрудниками социальной помощи; III тип - независимый, предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями; Например: обучение пациента навыкам самоухода, советы пациенту по организации досуга, советы по питанию и т.д. Анатомо- физиологические особенности органов дыхания. Дыхание - основной жизненный процесс, обеспечивающий непрерывное поступление в организм кислорода и выделение углекислоты и водяных паров. Система органов дыхания включает носовые ходы, гортань, трахею, бронхи, легкие, плевру, которая окружает легкие тонкой, соединительно-тканной оболочкой. В легких, имеющих богатое кровоснабжение постоянно происходит газообмен, в результате чего кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Легочная вентиляция обеспечивается благодаря ритмичным движениям грудной клетки - вдоху и выдоху. Вдох - сложный нервно - мышечный акт: возбуждения дыхательного центра ведет к сокращению дыхательных 5

6 мышц, грудная клетка увеличивается, легкие растягиваются, альвеолярные полости расширяются. Анатомия органов дыхания Гортань Трахея Бронх Альвеолы легкого Диафрагма Выдох - когда сокращение дыхательных мышц сменяется расслаблением, легкие спадаются, давление в альвеолах становится выше атмосферного происходит выдох. Частота дыхательных движений в 1 минуту у здорового взрослого человека от в минуту. У женщин на 2-4 движения чаще. У спортсменов ЧДД от 6-10 в минуту - брадипноэ. В положении стоя ЧДД чаще, чем в положение лежа. Тахипноэ - учащенное дыхание; апноэ - отсутствие дыхания. 6

7 Полость альвеолы Легкое Внутренний листок плевры 7

8 Типы физиологического дыхания: Грудной Брюшной Смешанный (у женщин) (у мужчин) (у детей) Типы физиологического дыхания зависят от преимущественного участия в дыхании грудной клетки и живота (диафрагмы). Вдох Диафрагма Выдох 8

9 Типы патологического дыхания. Дыхание Биотта - характеризуется ритмичными глубокими дыхательными движениями, чередующиеся примерно через равные отрезки времени с продолжительными паузами (апноэ). Дыхание Чейна - Стокса - после апноэ появляется бесшумное, поверхностное дыхание, которое быстро нарастает по глубине, а затем в той же последовательности убывает и заканчивается следующей очередной кратковременной паузой. Дыхание Куссмауля - шумное, глубокое с продолжительными вдохами и выдохами дыхание, без апноэ. 9

10 Алгоритм действий медсестры при подсчете ЧДД. I. Подготовиться к процедуре: приготовить часы с секундомером, лист бумаги, ручку; вымыть руки. II. Выполнение: попросите пациента лечь, так, чтобы вы видели верхнюю часть передней поверхности грудной клетки; возьмите руки пациента, как для исследования пульса; смотрите на грудную клетку, вы видите как она поднимается; положите свою руку на грудь пациента; проведите подсчет ЧДД в 1 минуту; ЗАПОМНИТЕ! При подсчете наблюдайте за глубиной, ритмом дыхания. III. Окончание процедуры: помогите пациенту сесть удобнее; вымойте руки; запишите все данные в лист наблюдений пациента. Подсчет пульса и ЧДД. 10

11 Проблемы пациента при нарушении функции органов дыхания. 1. Одышка - субъективное ощущение затрудненного дыхания. Объективными признаками одышки является изменение глубины, ритма дыхания. Одышка Физиологическая Патологическая Эспираторная Инспираторная Смешанная ПРИЧИНЫ: стрессовые ситуации, физические нагрузки, заболевания органов сердца, дыхания и т.д. Для патологической одышки характерно: Вид одышки Вдох Выдох Инспираторная затрудненный N Экспираторная N затрудненный Смешанная затрудненный затрудненный 2. Удушье -резкая одышка с глубокими вдохами, выдохами, учащение дыхательных движений. Мучительное ощущение стеснения в груди, нехватке воздуха Астма - внезапно развивающийся приступ удушья. сердечная Астма по происхождению бронхиальная Независимо от происхождения приступа удушья пациентам требуется экстренная помощь. 11

12 Сестринский уход при внезапно развившемся приступе удушья. Цель ухода: купировать приступ одышки; облегчить состояние пациента. План ухода: оценить функциональное состояние; доложить врачу; оказать доврачебную помощь; выполнить назначения врача. Сестринские вмешательства: Независимые: 1. оценить функциональное состояние: подсчет ЧДД, исследовать пульс и АД; 2. доложить врачу; 3. придать возвышенное положение (положение Фаулера); 4. освободить от стесняющей одежды; 5. обеспечить доступ свежего воздуха; 6. приготовить лекарственные средства. Зависимые: 1. Выполнить назначения врача: введение парентерально лекарственных средств; провести оксигенотерапию; использовать карманный ингалятор. Взаимозависимые: 1. подготовить пациента к консультации: аллерголога, пульмонолога и т.д.; 2. подготовить пациента к сбору мокроты на различные виды анализов; 3. подготовить пациента к R - исследованиям органов дыхания и т.д. 12

13 3. Кашель - защитно- рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты или инородных тел. Кашель влажный (с выделением мокроты) сухой (без выделения мокроты) Сестринский уход при сухом кашле. Цель ухода: облегчить состояние пациента; через 3-4 дня кашель будет влажным. План ухода: 1. оценить самочувствие пациента; 2. выполнять назначения врача; 3. обучить «технике кашля»; 4. обеспечить плевательницей. Независимые: Сестринские вмешательства. Доложить врачу. 1. Обеспечить плевательницей и ознакомить с правилами ее применения. 2. Обучить «технике кашля» а/ разъяснить цель: для откашливания мокроты; б/ продемонстрировать «технику кашля»: сделать глубокий вдох; задержать дыхание на 2-3 минуты; открыть рот и откашляться во время выдоха; в/ оценить процесс обучения; 4. Проконтролировать пациента о выполнении назначенного дренирующего положения. 13

14 Дренирующее положение тела 14

15 Зависимые: Выполнить: 1. Назначение врача: а/ проконтролировать прием щелочных растворов, отхаркивающих средств; б/ провести щелочные ингаляции; в/ поставить банки, горчичники и т.д.; г/ придать пациенту дренирующее положение (для естественного отхождения мокроты). Взаимозависимые: 1. Подготовить пациента к R-методам исследования органов дыхания. Мокрота - патологический секрет легких и дыхательных путей. Сам факт появления мокроты свидетельствует о заболеваниях. По характеру различают слизистую, серозную, гнойную, смешанную, кровянистую мокроту. Исследование мокроты проводят на атипичные клетки, на наличие туберкулезных палочек, на чувствительность к антибиотикам, на бактериологический анализ, на определение суточного количества. С целью профилактики заражения окружающих медсестра должна научить больного правильно обращаться с мокротой: не сплевывать мокроту в платок, т.к. она может попасть на одежду больного и во время стирки служить источником заражения других; не сплевывать мокроту на пол, т.к. высыхая она заражает воздух; стараться не кашлять, находясь в непосредственной близости от здоровых людей, если не удается задержать ка 15

16 шель, то прикрывать рот платком, чтобы частицы мокроты не попали на другого человека; собирать мокроту в плевательницу с плотно закрывающейся крышкой. Дезинфекция мокроты: плевательницу подают заполненную 1/4 объема 3% раствором хлорамина; мокроту спускают в канализационную сеть; мокроту туберкулезных пациентов дезинфицируют 5% раствором хлорамина минут или сжигают в печах, предварительно посыпав опилками. Дезинфекция плевательниц: ежедневно опорожняют; промывают в растворе 3% хлорамина (если наличие ВК, то применяют 5% раствор хлорамина); дезинфицируют в растворе 3% хлорамина - 1 час (при ВК - инфекция 5% раствор хлорамина минут). промывают под проточной водой; высушивают. Сестринский уход при влажном кашле. Цель ухода: улучшить отхождение мокроты; научить пациента правилам пользования плевательницей. План ухода: обеспечить плевательницей; обучить правилам пользования плевательницей; обучить технике кашля; выполнить назначения врача. 16

17 Сестринские вмешательства. Независимые: 1. Доложить врачу. 2. Обеспечить наличие плевательницей и ознакомить с правилами ее применения. 3. Обучить технике кашля. 4. Обеспечить обильным щелочным питьем (минеральная вода в любом виде. молоко с содой). 5. Рекомендовать фитотерапию (мать и мачеха, подорожник). Зависимые: 1. Выполнить назначения врача: а/ проведение отвлекающей терапии; б/ проведение щелочной ингаляции; в/ выполнение вибрационного массажа на грудную клетку; г/ обеспечение постурального дренажа; д/ подготовка пациента к сбору мокроту на различные виды анализов. Взаимозависимые: 1. Подготовить пациента к различным видам исследования. 4. Кровохарканье - наличие небольшого количества крови в мокроте. Кровохарканье любого происхождения может предшествовать легочному кровотечению. Для легочного кровотечения характерно - выделение алой пенистой мокроты. Цель ухода: Сестринский уход при кровохарканье. 17

18 оказать помощь при легочном кровотечении. План ухода: 1. Вызвать врача. 2. Оценить функциональное состояние пациента. 3. Приготовить аптечку для оказания экстренной помощи. 4. Оказать доврачебную помощь. Сестринские вмешательства: Независимые: 1. Оценить функциональное состояние: измерить АД и РS, ЧДД. 2. Создать физический и психологический покой. 3. Доложить врачу. 4. Придать полусидячее положение. 5. Обеспечить потоком, салфеткой. 6. Дать холодное питье. 7. Приготовить кровоостанавливающие средства: шприцы, тампоны и т.д. Зависимые: 1. Выполнить назначение врача.! Категорически запрещается ставить банки, горчичники, грелки на грудную клетку. После оказания медицинской помощи пациента можно кормить легкоусвояемой пищей в полужидком виде, малыми порциями. 5.Боль в грудной клетке - возникает при патологических процессах листков плевры. Следует учитывать: локализацию боли; интенсивность и характер боли; причину усиления или уменьшения боли. 18

19 Сестринский уход при болях в грудной клетке. Цель ухода: купировать боль. Реализация: Независимые: 1. Доложить врачу. 2. Придать пациенту положение для снижения чувства боли (уложить на больной бок, что несколько ограничивает трение листков плевры и боль уменьшается). 3. Объяснить и обучить пациента дышать поверхностно. Зависимые: 1. Выполнить назначение врача: введение обезболивающих средств; проведение отвлекающих процедур (постановка горчичников и т.д.). 6.Гипертермия -(повышение температуры), возникающая как активная защитно- приспособительная реакция организма в ответ на патогенные раздражители. К ним относятся микробы, токсины, вакцины, сыворотки и т.д. В развитии лихорадки различают 3 периода: I период - подъема температуры тела; II период - относительного постоянства; III период - снижения температуры тела постепенное снижение t 0 тела - лизис резкое снижение t 0 телакризис 19

20 Проблемы пациента в I периоде лихорадки: озноб; головная боль; слабость, недомогание. Цель ухода: облегчить состояние пациента. Сестринское вмешательство: Независимые: доложить врачу; уложить пациента в постель, тепло укрыть; к ногам грелку; убрать световые раздражители (свет, радио, телевизор и т.д.); дать выпить сладкий, горячий чай (или кофе, если нет противопоказаний); обеспечить предметами ухода (судно, мочеприемник и т.д.); регулярно оценивать функциональное состояние пациента; приготовить жаропонижающие средства; отметить данные функционального состояния в истории болезни больного. Проблемы пациента во II периоде лихорадки: чувство жара, головная боль; снижение аппетита; двигательное возбуждение (бред, галлюцинации); сухость во рту, образование трещин на губах; ломота во всем теле. Цель ухода: облегчить состояние пациента; предотвратить осложнения. 20

21 Сестринские вмешательства: Независимые: контролировать соблюдение режима двигательной активности; укрыть пациента легкой простыней; менять постельное и нательное белье; обтирать кожу сухой салфеткой; обрабатывать полость рта, смазать губы вазелином; давать обильное витаминизированное питье до 2,5-3 литров в сутки (морсы, компоты, соки и т.д.); кормить легкоусвояемой пищей малыми порциями (диета 13); поставить холодный компресс на лоб; периодически оценивать функциональное состояние организма: измерять АД, PS, t 0 тела; заносить данные в карту сестринского ухода; обеспечить предметами ухода; приготовить жаропонижающие средства; дезинфицировать предметы ухода. Зависимые: выполнять назначения врача; Проблемы пациента III периода лихорадки: обильное потоотделение; слабость; резкое снижение АД (коллапс). Цель ухода: предотвратить осложнения (коллапс); облегчить состояние. 21

22 Типы вмешательств Независимые измерять АД, PS, t 0 тела; доложить врачу; приподнять ножной конец кровати; убрать подушку и- под головы; обложить грелками; дать выпить крепкий чай, кофе и т.д.; приготовить лекарственные средства (камфора, сульфокамфокаин) выполнять назначения врача Зависимые Лизис менять нательное постельное белье; проводить туалет кожи; расширять режим двигательной активности; переводить на диету 15; контролировать АД, PS, t 0 тела; заносить данные в историю болезни. выполнять назначения врача Кризис 22

23 Перечень возможных проблем пациентов при нарушении функции органов дыхания. нежелание выполнять дыхательные упражнения; неумение использовать карманную плевательницу; страх смерти от удушья; нерегулярный прием назначенных медикаментов; сухой кашель; снижение аппетита; снижение физической активности; одышка, чувство стеснения в груди; нарушение сна; отсутствие в семье навыков оказания доврачебной помощи при одышке; при легочном кровотечении и т.д.; гипертермия; категорический отказ от приема лекарственных препаратов; незнание, неумение занять положение, уменьшающее одышку, боль и т.д.; страх перед возможными осложнениями; невозможность выполнения манипуляции в связи с изменениями состояния здоровья пациента. 23

24 СИТУАЦИЯ: Пациенту с хроническими заболеваниями органов дыхания назначена постановка банок. I этап процесса - сбор информации: Медсестра должна знать о пациенте: самочувствие пациента; t 0 тела пациента; психологический паспорт пациента; состояние кожи; аллергический анамнез; медицинский диагноз. Медсестра должна знать о манипуляции: показания, противопоказания к постановке банок; правила постановки банок; места постановки банок; механизм действия горчичников; осложнения при выполнении манипуляции и действия медсестры. II этап процесса - сестринская диагностика: Примеры сестринских проблем при выполнении данной процедуры: страх перед возможными осложнениями; нарушение целостности кожных покровов; невозможность выполнения данной манипуляции в связи с изменениями состояния пациента; преждевременное беспокойство; необоснованный отказ от процедуры; необходимость постановки банок пациенту с хроническими заболеваниями органов дыхания. В конце второго этапа необходимо выбрать приоритетную проблему. 24

25 III этап- планирование сестринского ухода. План сестринского вмешательства вырабатывается совместно и с ведома пациента, врача и родственников. Поставить банки и решить проблемы пациента. Цель: медсестра проводит беседу с пациентом о манипуляции; медсестра подготавливает все необходимое для манипуляции; медсестра выполняет манипуляцию; медсестра осуществляет наблюдение за пациентами во время и после проведения манипуляции. IV этап - реализация результатов. Медсестра выполняет зависимое вмешательство по составленному плану. V этап - оценка результатов. Проблема пациента решена, назначенная процедура выполнена. Поставленная цель достигнута. 25

26 Задание для самоконтроля. 1. Сестринский процесс это Типы патологического дыхания 1. Виды одышек 4. Сложный защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты или инородного тела называется Для какого типа патологического дыхания характерно равномерный, резкий, шумный вдох и усиленный выдох. а) Биотта б) Чейна-Стокса в) Куссмауля 6. Положение пациента при приступе бронхиальной астмы: а) вынужденное б) активное в) пассивное г) строго постельное 26

27 7. Способы введения кислорода - Ингаляционный 8. К какому виду вмешательства относится оказание первой доврачебной помощи при приступе удушья: а) зависимому б) независимому в) взаимозависимому 9. Укажите сестринские вмешательства, если пациента беспокоит сухой кашель: а) дать отхаркивающие средства б) поставить банки, горчичники в) применить ингалятор г) провести оксигентгерапию д) рекомендовать щелочное питье е) обучить методике «дренаж-положение» ж) дать холодное питье, небольшими порциями з) измерить АД, ввести кровоостанавливающие средства 10. Перечислите зависимые действия м\с при легочном кровотечении: а) б) в) г) д) 27

28 11. Укажите проблемы пациента при нарушении функции органов дыхания: а) д) б) е) в) ж) г) Определите при каком состоянии пациента проводятся следующие мероприятия: а) усадить, обеспечить лотком б) на грудь полотенце в) доложить врачу г) измерить АД, ЧДД, пульс д) дать холодное питье малыми порциями II Ответив на выше поставленный вопрос, Вы должны дописать еще один пункт пропущенного мероприятия и обоснуйте его. 13. При каких состояниях пациента рекомендуется «дренажположение»: а) при воспалении листов плевры б) при сухом кашле в) при влажном кашле г) при приступе бронхиальной астмы д) при легочном кровотечении 14. Организационная структура сестринского процесса включает 5 этапов. Перечислите их? а) б) в) г) д) 28

29 15. Дезинфекцию мокроты проводят: а) 1 % р-ом хлорамина б) 2 % р-ом хлорамина в) 1 % р-ом Дезоксона г) 5 % р-ом хлорамина д) 3 "/о р-ом хлорамина е) тройным раствором 16. Плевательницы дезинфицируются: а) 1 % р-ом хлорамина б) 2 % р-ом хлорамина в) 1 % р-ом Дезоксона г) 5 % р-ом хлорамина д) 3 % р-ом хлорамина е) тройным раствором 17. В норме плевральная полость содержит жидкость: а) V = 50,0 б)у= 100,0 в) V = 5,0 г) V = 10,0 д)у= 500,0 18. Перечислите симптомы второго периода лихорадки: а) г) б) Д) в) е) 19. ЧДД при приступе бронхиальной астмы: а) увеличивается б) остается в норме в) уменьшается 29

30 20. ЧДД в норме: а) в мин. б) в мин. в) в мин. г) в мин. 21. При экспираторной одышке затруднен: а) вдох б) выдох в) вдох и выдох 22. У пациента приступ одышки. Перечислите независимые сестринские вмешательства. а) б) в) г) д) 30

31 Список литературы. 1. С. А. Мухина, И. И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела», Том II, г. Москва, 1998 г. 2. «Все по уходу за больными в больнице и дома», Медицина, г. Москва, 1998 г. 3. С. И. Двойников, Л. А. Карасева «Теоретические основы сестринского дела», г. Самара, 1998 г. 4. М. Я. Яровинский «Медицинский работник и пациент», журнал «Медицинская помощь», гг. 5. Г. М. Перфильева «Сестринское дело: эволюция понятий и развития теорий», журнал «Медицинская помощь» 4 выпуск, 1996 г. 31


СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА Приложение 1 Настоящие проблемы: одышка, усиливающаяся при умеренной физической нагрузке; кашель с отхождением небольшого количества вязкой, стекловидной мокроты; ночные

Сызранский медицинский колледж «Сестринский процесс при выполнении зондовых манипуляций» Учебное пособие Составитель: Аминова А. И. 1999 2000 г. «Сестринский процесс при выполнении зондовых манипуляций»

Что такое грипп? Грипп это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением слизистой дыхательных путей и явлениями высокой интоксикации. Ежегодно вирусы гриппа вызывают эпидемии, продолжающиеся

1 Цели занятия Студенты должны уметь: измерять температуру пациента в подмышечной впадине медицинским термометром и отмечать данные в температурном листе; построить график температурной кривой по заданному

Учебная документация к осуществлению сестринского процесса I. Титульный лист Наименование лечебного учреждения Дата поступления Отделение палата Непереносимость лекарственных препаратов Перенесенные заболевания:

Системная программа коррекции кашля и восстановления бронхов Бронхит это воспаление слизистой оболочки бронхов. Различают острый и хронический бронхит Острый бронхит чаще всего вызывается стрептококками,

1. Сбор мочи для лабораторных исследований. Оформление направления. 2. Клиническая смерть. Диагностика. Признаки. Приемы сердечно-легочной реанимации (проведение непрямого массажа сердца и искусственной

ПАМЯТКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ О ГРИППЕ Грипп чрезвычайно контагиозное острое инфекционное заболевание, легко передающееся от человека к человеку и распространенное повсеместно. Каждый человек абсолютно восприимчив

Вопросы к квалификационному экзамену ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело». Группы 261, 262, 263, 264,

Министерство здравоохранения и социального развития РФ Департамент здравоохранения Кировской области КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж» Карта динамического наблюдения за пациентом реанимационного

ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА Памятка для взрослых Грипп это острая вирусная инфекция, вызываемая вирусом гриппа. Ни при одном инфекционном заболевании не встречается такого большого процента осложнений, как при

Введение В повседневной жизни под уходом за больными обычно понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей. К ним относится еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника

Бронхит 1. Определение бронхита (род. инфекционно-воспалительное заболевание бронхов, бронхиол; вид. характеризуется поражением слизистой оболочки). что? (понятие) называется чем? (термин) чем? (термин)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом

Задание 1 Тест контроль Выберите правильный ответ 1. Продолжительность измерения температуры тела в подмышечной области не менее (в мин.) а) 10 б) 5 в) 3 г) 2 2. Субфебрильная температура тела (в град):

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Сфера» Оказание первой доврачебной помощи Лиана Оруджевна Елистратова, медицинская сестра

НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА. Памятка для населения Что нужно предпринять, чтобы не заболеть самому и не заразить окружающих: избегать контакта с больными людьми, либо при контакте надевать медицинскую

1 КУРС ЛПФ, ПФ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА: ПОМОЩНИК МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ФОРМА ОТЧЕТА ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ Перечень Выполненных манипуляций Минимальное необходимое количество 1. Санитарская обработка

МИНЗДРАВ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ. 02 МДК 02.01 «Сестринский уход

По итогам прошедшей недели (19.12.2016 по 25.12.2016) заболеваемость ОРВИ и гриппом в Республике Алтай на неэпидемическом уровне, продолжается сезонный рост заболеваемости. Темп прироста по отношению к

Что такое грипп и какова его опасность? Грипп это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ.03 МДК.03.01 ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ

Учебник для медицинских училищ и колледжей КЛАССИЧЕСКИЙ МАССАЖ Под редакцией проф. М.А. Ерёмушкина Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве

АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПРИ СДАЧЕ КЛИНИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ Оказание неотложной помощи при остановке сердца Оценка состояния пациента 1 Определение

Дыхательная система человека Этапы процесса дыхания Дыхание это совокупность процессов, в результате которых происходит потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа. Этапы процесса дыхания

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Томский базовый медицинский колледж» Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК «Лечебное дело» Н.И. Гречишникова 2014г. СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ

Грипп профилактика и лечение. Что необходимо помнить 25.01.2016 23 января 2016 агентство INTERFAX.RU сообщило о начавшейся в Р оссии эпидемии гриппа. Информация подтверждена Роспотребнадзором. Вирус гриппа

БИОФОН Коррекция ОРВИ и гриппа Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) группа острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются вирусы. Вирусное заболевание может

Внебольничная пневмония (воспаление легких) - это острое инфекционное заболевание, при котором в воспалительный процесс вовлекаются легкие. Внебольничная пневмония является достаточно распространенным

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ. 03 МДК. 03.01 «ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Студент должен знать: Структуру и принципы работы ЛПУ (ПК-29). Основные

СЕСТРИНСКАЯ КАРТА стационарного больного (схема) Отделение Палата Виды транспортировки: на каталке, на кресле, может идти (подчеркнуть) Группа крови Резус-принадлежность Индивидуальная непереносимость

1 семестр Перечень вопросов по МДК.07.01 Теория и практика сестринского дела (комплексный экзамен) 1. Определение сестринское дело, его цели, задачи 2. Типы ЛПУ 3. Лечебно-охранительный режим ЛПУ 4. Роль

СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ (индивидуальное задание) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Титульный лист сестринской истории болезни. 2. Субъективное обследование. 3. Объективное обследование. 4. Данные лабораторных и инструментальных

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кисловодский медицинский колледж» Министерства здравоохранения России Методическая разработка практического

Задание 1 Тест контроль Выберите правильный ответ: 1. Как долго (сколько раз) необходимо повторять процедуру промывания желудка сифонным методом: А) 3 раза; Б) до окончания приготовленной для процедуры

Бояринцева Светлана Валерьевна Учитель биологии МОУ СОШ 36 г.магнитогорска углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить механизмы вдоха и выдоха, научиться охранять воздушную среду. Что такое

Подготовка пациентов к эндоскопическим методам исследования Подготовила мед.сестра Эндоскопического отделения Прокушева Н.С эндоскопия Метод исследования внутренних органов с помощью специальных приборов

Осторожно! Грипп! ОРВИ! Уважаемые родители и обучающиеся! Управление образования администрации муниципального образования Брюховецкий район с целью предупреждения и ограничения эпидемиологического распространения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ 02. «Участие

СЕРЕТИД МУЛЬТИДИСК SERETIDE MULTIDISK Порошок для ингаляций Информация для пациентов Регистрационный номер: П 011630/01-2000 от 17.01.2000 Международное название: Сальметерол/Флютиказона пропионат (Salmetrol/Fluticasone

Как быстро вылечить бронхит и избавиться от надоедливого кашля — эти вопросы волнуют многих, особенно в весенне-осенний период, когда организм ослаблен и нуждается в витаминах. Многие не стараются искать быстрые способы избавления от кашля, а применяют различные методики, чтобы почувствовать хоть какое-то облегчение, пусть даже ненадолго.

Всем известно, что лекарственные препараты иногда не оказывают особого действия. Сильный кашель трудно вылечить с помощью таблеток и сиропов, и кажется, что у мокроты уже выработался стойкий иммунитет к лекарствам. Если вы все же надеетесь найти медикаментозный препарат, способный быстро избавить вас от кашля, то вынуждены вас разочаровать, на сегодняшний день не существует никаких эффективных лекарственных средств, позволяющих оперативно устранить данную проблему.

Даже ведущие эксперты в области медицины не раз озвучивали, что абсолютно все аптечные препараты действуют по принципу плацебо. Но это не повод опускать руки, все же есть некоторые методики, способные облегчить состояние человека в период болезни. Вылечить бронхит и избавиться от надоедливого кашля вполне реально, если выполнять некоторые дыхательные упражнения.

Эффективные способы устранения кашля

Во время кашля наш организм теряет много диоксида углерода, крайне необходимого для поддержки нормального состояния дыхательных путей. Недостаточное количество CO2 вызывает раздражение нервных клеток и их рецепторов, что провоцирует возникновение кашля, в это же время происходит снижение уровня кислорода не только в мозге, но и во всем организме в целом. Постоянный сильный кашель способен вызвать патологические эффекты, накапливание и усиление которых, в свою очередь, провоцирует еще больше приступов. Как разорвать эту цепочку, вылечить бронхит или любые другие болезни дыхательных путей?

Эффективные упражнения при сильном или хроническом кашле

Изначально необходимо научиться кашлять через нос, не удивляйтесь, но это действительно так, рот в это время должен быть закрыт. Также нужно учиться кашлять ртом, зажав при этом нос пальцами. Эти два простых упражнения позволяют нормализовать в организме концентрацию диоксида углерода и успокоить раздраженные рецепторы.

Также необходимо научиться вдыхать меньшее количество воздуха с целью повышения в дыхательных путях уровня CO2 и обогащения клеток организма кислородом. Такие манипуляции могут вызвать некоторые неприятные ощущения, но, тем не менее, это надежный способ быстро устранить кашель.

Обратите внимание! Применение данных техник требуют предварительной консультации с лечащим врачом!

Как только у вас возникнет ощущение, что приближается приступ, нужно найти удобное место, присесть, расслабиться и выпрямить спину, а затем выполнить несколько простых упражнений, которые помогут нормализовать дыхание. Сделайте хороший вдох, закройте рот и зажмите пальцами нос, ненадолго задержав дыхание. Первый короткий вдох необходимо делать носом, подключая мышцы живота и диафрагму, после чего нужно плавно выдохнуть. Затем повторите упражнение до того момента, как почувствуете облегчение. Основная задача данной техники — это поддержка умеренного кислородного голодания, то есть на протяжении всего времени вы должны испытывать желание вдохнуть большее количество воздуха. Небольшая задержка дыхания позволит обогатить клетки организма кислородом и увеличить уровень диоксида углерода в дыхательных путях.

Чтобы остановить кашель достаточно выполнять такие упражнения в течение всего лишь двух минут, это действительно наиболее действенный способ облегчить свое состояние. Эти техники позволяют подавить даже ночные приступы, а чтобы почувствовать максимальное облегчение, нужно следить за положением своего тела, когда вы ложитесь спать. Чтобы подавить желание кашлять в ночное время, необходимо лечь на левый бок либо на живот, только не на спину.

Вышеперечисленные упражнения включены в систему Бутейко, которая известна всем еще со времен Советского Союза. Такие дыхательные методики являются эффективными не только для лечения затянувшегося, но и хронического кашля и это подтверждено многими пациентами, которые столкнулись с серьезными заболеваниями (бронхит, астма, фиброз, туберкулез, рак легких, синдром приобретенного иммунодефицита). Практически все больные, регулярно страдающие от кашля, подтвердили, что такие упражнения действительно им помогли. Несмотря на это, система Бутейко не раз подвергалась критике, поэтому ваше право, верить в эффективность данной методики или нет, но лучше самостоятельно выполнить упражнения и ощутить результат.

Безусловно, даже у человека, не имеющего высшего медицинского образования, может возникнуть вопрос — как происходит вывод из организма мокроты, если препятствовать процессу откашливания? Необходимо понимать, что методика Бутейко позволяет нормализовать кислородный баланс в организме, тем самым происходит устранение причины кашля и, соответственно, уменьшение количества вырабатываемой организмом мокроты. А ускорить выздоровление можно при помощи дополнительных упражнений.

Эффективная методика избавления от бронхита. Упражнения в борьбе с астмой

Эта комплекс позволит укрепить не только тело, но и восстановить здоровье. Лучше не начинать практиковать в период простудных или более тяжелых заболеваний. Но можно все же выполнить несколько упражнений, которые помогут расслабить позвоночник, а также грудную клетку, ускорив тем самым процесс отхождения мокроты.

Самое простое упражнение и, пожалуй, самое приятное — это «ролики» (перекаты лежа на спине в разные стороны и вперед-назад), двигаться нужно не спеша и при этом следить, чтобы спина была максимально округлой. Но выполнять такое упражнение рекомендуется только тем, у кого нет никаких проблем с позвоночником. С помощью данного массажа удастся не только уменьшить кашель, но и оздоровить полностью весь организм, поскольку в процессе перекатов оказывается давление на нервные корешки спинного мозга, которые отвечают за нормальное функционирование всех органов и систем. «Ролики» позволяют улучшить самочувствие и помогут просыпаться по утрам в хорошем настроении.

Всего несколько упражнений помогут вашему организму избавиться от тяжелых недугов:

  • прогибы. Выполняя прогибы тела назад, происходит раскрытие грудной клетки, наблюдается улучшение работы легких и сердца. Прогибая верхний отдел позвоночника во время приступа астмы, происходит облегчение процесса выдоха. Напротив, если трудно сделать вдох, то необходимо наклониться вперед и прогнуться в области поясницы (если таковые движения не противопоказаны);
  • позы «перевернутые». Чтобы обеспечить хороший отток слизи из легких, нужно стать на голову или на плечи, причем в последнем случае вы сможете также улучшить кровообращение и активизировать иммунную систему;
  • «верблюд». Такая поза позволяет освободить носовой проход, очистить глотку и легкие, а также активизировать лицевые ткани;
  • «лев». При помощи данного упражнения удается активизировать ткани гортани, бронхиол и трахеи, избавиться от тонзиллита, уменьшить воспаление в горле, а также укрепить хрящи щитовидной железы;
  • «рыба». Эта поза помогает восстановить дыхание, а также улучшить работу всех дыхательных органов (глотки, гортани, носового прохода).

Для достижения максимального эффекта упражнения необходимо делать комплексно, не забывая при этом о расслабляющих методиках, к примеру, о позе «трупа». Если вы всерьез обеспокоены своим здоровьем, советуем поближе познакомиться с упражнениями, иногда это единственный способ решить проблему, когда никакие медикаментозные или любые другие средства уже не помогают избавиться от недуга.


ПРИЧИНЫ: стрессовые ситуации, физические нагрузки, заболевания органов сердца, дыхания и т.д.

Для патологической одышки характерно:

Вид одышки

Вдох

Выдох

Инспираторная

затрудненный

Экспираторная

затрудненный

Смешанная

затрудненный

затрудненный

2. Удуш ье -резкая одышка с глубокими вдохами, выдохами, учащение дыхательных движений. Мучительное ощущение стеснения в груди, нехватке воздуха

Астма - внезапно развивающийся приступ удушья.

сердечная

Астма по происхождению

бронхиальная

Независимо от происхождения приступа удушья пациентам требуется экстренная помощь.

Сестринский уход при внезапно развившемся приступе удушья.

Цель ухода:

· купировать приступ одышки;

План ухода:

· оценить функциональное состояние;

· доложить врачу;

· оказать доврачебную помощь;

· выполнить назначения врача.

Сестринские вмешательства:

Независимые:

1. оценить функциональное состояние: подсчет ЧДД, исследовать пульс и АД;

2. доложить врачу;

3. придать возвышенное положение (положение Фаулера);

4. освободить от стесняющей одежды;

5. обеспечить доступ свежего воздуха;

6. приготовить лекарственные средства.

Зависимые:

1. Выполнить назначения врача:

· введение парентерально лекарственных средств;

· провести оксигенотерапию;

· использовать карманный ингалятор.

Взаимозависимые:

1. подготовить пациента к консультации: аллерголога, пульмонолога и т.д.;

2. подготовить пациента к сбору мокроты на различные виды анализов;

3. подготовить пациента к R - исследованиям органов дыхания и т.д.

3. Каш ель - защитно- рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты или инородных тел.

влажный (с выделением мокроты)

Кашель

сухой (без выделения мокроты)

Сестринский уход при сухом кашле.

Цель ухода:

· через 3-4 дня кашель будет влажным.

План ухода:

1. оценить самочувствие пациента;

2. выполнять назначения врача;

3. обучить «технике кашля»;

4. обеспечить плевательницей.

Сестринские вмешательства .

Независимые:

1. Доложить врачу.

2. Обеспечить плевательницей и ознакомить с правилами ее применения.

3. Обучить «технике кашля»

а/ разъяснить цель: для откашливания мокроты;

б/ продемонстрировать «технику кашля»:

· сделать глубокий вдох;

· задержать дыхание на 2-3 минуты;

· открыть рот и откашляться во время выдоха;

в/ оценить процесс обучения;

4. Проконтролировать пациента о выполнении назначенного дренирующего положения.



Зависимые:
Выполнить:

1. Назначение врача:

а/ проконтролировать прием щелочных растворов, отхаркивающих средств;

б/ провести щелочные ингаляции;

в/ поставить банки, горчичники и т.д.;

г/ придать пациенту дренирующее положение (для естественного отхождения мокроты).

Взаимозависимые:

1. Подготовить пациента к R -методам исследования органов дыхания.

Мокрота - патологический секрет легких и дыхательных путей.

Сам факт появления мокроты свидетельствует о заболеваниях. По характеру различают слизистую, серозную, гнойную, смешанную, кровянистую мокроту.

Исследование мокроты проводят на атипичные клетки, на наличие туберкулезных палочек, на чувствительность к антибиотикам, на бактериологический анализ, на определение суточного количества.

С целью профилактики заражения окружающих
медсестра должна научить больного
правильно обращаться с мокротой:

· не сплевывать мокроту в платок, т.к. она может попасть на одежду больного и во время стирки служить источником заражения других;

· не сплевывать мокроту на пол, т.к. высыхая она заражает воздух;

· стараться не кашлять, находясь в непосредственной близости от здоровых людей, если не удается задержать кашель, то прикрывать рот платком, чтобы частицы мокроты не попали на другого человека;

· собирать мокроту в плевательницу с плотно закрывающейся крышкой.

Дезинфекция мокроты:

· плевательницу подают заполненную 1/4 объема 3% раствором хлорамина;

· мокроту спускают в канализационную сеть;

· мокроту туберкулезных пациентов дезинфицируют 5% раствором хлорамина - 240 минут или сжигают в печах, предварительно посыпав опилками.

Дезинфекция плевательниц:

· ежедневно опорожняют;

· промывают в растворе 3% хлорамина (если наличие ВК, то применяют 5% раствор хлорамина);

· дезинфицируют в растворе 3% хлорамина - 1 час (при ВК - инфекция 5% раствор хлорамина - 240 минут).

· промывают под проточной водой;

· высушивают.

Сестринский уход при влажном кашле.

Цель ухода:

· улучшить отхождение мокроты;

· научить пациента правилам пользования плевательницей.

План ухода:

· обеспечить плевательницей;

· обучить правилам пользования плевательницей;

· обучить технике кашля;

· выполнить назначения врача.

Сестринские вмешательства.

Независимые:

1. Доложить врачу.

2. Обеспечить наличие плевательницей и ознакомить с правилами ее применения.

3. Обучить технике кашля.

4. Обеспечить обильным щелочным питьем (минеральная вода в любом виде. молоко с содой).

Зависимые:

1. Выполнить назначения врача:

а/ проведение отвлекающей терапии;

б/ проведение щелочной ингаляции;

в/ выполнение вибрационного массажа на грудную клетку;

г/ обеспечение постурального дренажа;

д/ подготовка пациента к сбору мокроту на различные виды анализов.

Взаимозависимые:

1. Подготовить пациента к различным видам исследования.

4. Кров охарканье - наличие небольшого количества крови в мокроте. Кровохарканье любого происхождения может предшествовать легочному кровотечению.

Для легочного кровотечения характерно - выделение алой пенистой мокроты.

Сестринский уход при кровохарканье.

Цель ухода:

· оказать помощь при легочном кровотечении.

План ухода:

1. Вызвать врача.

2. Оценить функциональное состояние пациента.

3. Приготовить аптечку для оказания экстренной помощи.

4. Оказать доврачебную помощь.

Сестринские вмешательства:

Независимые:

1. Оценить функциональное состояние: измерить АД и Р S , ЧДД.

2. Создать физический и психологический покой.

3. Доложить врачу.

4. Придать полусидячее положение.

5. Обеспечить потоком, салфеткой.

6. Дать холодное питье.

7. Приготовить кровоостанавливающие средства: шприцы, тампоны и т.д.

Зависимые:

1. Выполнить назначение врача.

После оказания медицинской помощи пациента можно кормить легкоусвояемой пищей в полужидком виде, малыми порциями.

5.Боль в г рудной клетке - возникает при патологических процессах листков плевры.

Следует учитывать:

· локализацию боли;

· интенсивность и характер боли;

· причину усиления или уменьшения боли.

Сестринский уход при болях в грудной клетке.

Цель ухода:

· купировать боль.

Реализация:

Независимые:

1. Доложить врачу.

2. Придать пациенту положение для снижения чувства боли (уложить на больной бок, что несколько ограничивает трение листков плевры и боль уменьшается).

3. Объяснить и обучить пациента дышать поверхностно.

Зависимые:

1. Выполнить назначение врача:

· введение обезболивающих средств;

· проведение отвлекающих процедур (постановка горчичников и т.д.).

6.Гипертер мия -(повышение температуры), возникающая как активная защитно- приспособительная реакция организма в ответ на патогенные раздражители. К ним относятся микробы, токсины, вакцины, сыворотки и т.д.

В развитии лихорадки различают 3 периода :

I период - подъема температуры тела;

II период - относительного постоянства;

постепенное снижение

t 0 тела - лизис

III период - снижения температуры тела

резкое снижение

t 0 тела- кризис

Проблемы пациента в I периоде лихорадки:

· озноб;

· головная боль;

· слабость, недомогание.

Цель ухода:

· облегчить состояние пациента.

Сестринское вмешательство:

Независимые:

· доложить врачу;

· уложить пациента в постель, тепло укрыть;

· к ногам грелку;

· убрать световые раздражители (свет, радио, телевизор и т.д.);

· дать выпить сладкий, горячий чай (или кофе, если нет противопоказаний);

· обеспечить предметами ухода (судно, мочеприемник и т.д.);

· регулярно оценивать функциональное состояние пациента;

· отметить данные функционального состояния в истории болезни больного.

Проблемы пациента во II периоде лихорадки:

· чувство жара, головная боль;

· снижение аппетита;

· двигательное возбуждение (бред, галлюцинации);

· сухость во рту, образование трещин на губах;

· ломота во всем теле.

Цель ухода:

· облегчить состояние пациента;

· предотвратить осложнения.

Сестринские вмешательства:

Независимые:

· контролировать соблюдение режима двигательной активности;

· укрыть пациента легкой простыней;

· менять постельное и нательное белье;

· обтирать кожу сухой салфеткой;

· обрабатывать полость рта, смазать губы вазелином;

· давать обильное витаминизированное питье до 2,5-3 литров в сутки (морсы, компоты, соки и т.д.);

· кормить легкоусвояемой пищей малыми порциями (диета №13);

· поставить холодный компресс на лоб;

· периодически оценивать функциональное состояние организма: измерять АД, PS , t 0 тела;

· заносить данные в карту сестринского ухода;

· обеспечить предметами ухода;

· приготовить жаропонижающие средства;

· дезинфицировать предметы ухода.

Зависимые:

· выполнять назначения врача;

Проблемы пациента III периода лихорадки :

· обильное потоотделение;

· слабость;

· резкое снижение АД (коллапс).

Цель ухода:

· предотвратить осложнения (коллапс);

· облегчить состояние.

Типы вмешательств

Лизис

Кризис

Независимые

· менять нательное постельное белье;

· проводить туалет кожи;

· расширять режим двигательной активности;

· переводить на диету №15;

· контролировать АД, PS , t 0 тела;

· заносить данные в историю болезни.

· измерять АД, PS , t 0 тела;

· доложить врачу;

· приподнять ножной конец кровати;

· убрать подушку и- под головы;

· обложить грелками;

· дать выпить крепкий чай, кофе и т.д.;

· приготовить лекарственные средства (камфора, сульфокамфокаин)

Зависимые

· выполнять назначения врача

· выполнять назначения врача

Обучение пациента только тогда может быть эффективным, когда знает и понимает значимость каждого этапа обучения. Процесс обучения, как и сестринский процесс , состоит из пяти этапов.

Этапы обучение пациента:

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения пациента.

3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения пациента медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки - интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере,
психологической сфере, эмоциональной сфере.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.

Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента .
Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен
(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение
лучше отложить.
Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:
демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, определение ЧДД , использование костылей, инъекции , измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой
обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения пациента, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.