23.06.2020

Древний мозг и новый мозг. Что такое рептильный мозг человека Наиболее древний отдел головного мозга


Пятница, 28 Дек. 2012

Четыре? А почему четыре?

Дело в том, что я рассматриваю вместе все три его этажа, которые по традиции разделяются:

рептильный мозг , лимбический мозг и неокортекс , а в неокортексе я отдельно рассматриваю оба его полушария , каждое из которых выполняет совершенно разные функции.

Более того, я могу насчитать в мозге даже шесть структур, и если при этом представлю себе последний этаж состоящим как бы из двух квартир, то последняя, шестая, структура окажется как бы соединяющим их коридором (мозолистое тело ):

  • три уровня рептильного мозга (луковица, мозжечок, гипоталамус),
  • лимбический уровень (который, в свою очередь, можно разделить на две части),
  • два полушария на уровне коры .

Каждая область мозга выполняет отдельные специфические функции, но все эти области связаны между собой.

Похоже, речь идет о работе сплоченной команды, где каждый выполняет свою собственную роль и имеет особую специализацию, так что в любую минуту его партнеры могут рассчитывать на его помощь.

Традиционно выделяют три этажа, или уровня,— или три разных «мозга»— каждый из которых соответствует одной важной стадии в эволюции видов (филогенезе).

1. Рептильный мозг включает в себя ретикулярную формацию, управляющую бодрствованием и сном, а также гипоталамус, по величине чуть больший ногтя мизинца, руководящий всеми нашими жизненными функциями: голодом, жаждой, сексуальностью, терморегуляцией и обменом веществ.

Кроме того, он напрямую взаимосвязан с гипофизом, который при весе меньше одного грамма полностью отвечает за общий эндокринный баланс в организме.

Таким образом, речь идет о нашем центре инстинктов, который, в частности, управляет нашими агрессивными пищевыми и сексуальными реакциями (См. первую книгу Перлза: Эго, Голод и Агрессия).

Он непрерывно заботится о постоянстве гомеостатического равновесия и, значит, следит за тем состоянием нашей внутренней среды, которое возникает здесь и теперь.

Этот этаж существует уже у предшественников млекопитающих — рептилий , откуда и его название.

Он функционирует у новорожденных, а также начинает включаться в случае «измененных состояний сознания» или во время комы. Как правило, в процессе образования и становления наших эмоций он выполняет роль энергетического активатора. Это своего рода подвальный машинный зал — источник электрического тока и тепла, регулятор водоснабжения и канализации.

2. Лимбический мозг (От лат. limbus — край, граница) появляется у птиц и низших млекопитающих, позволяет им преодолеть сообщаемые рептильным мозгом врожденные стереотипы поведения (инстинкты), которые могут оказаться недейственными в новых, необычных ситуациях. Он, в частности, включает гиппокамп, играющий главную роль в процессах запоминания, и амигдальное ядро, управляющее нашими эмоциями.

Мак Лин выделяет шесть основных эмоций: желание, гнев, страх, печаль, радость и нежность.

Лимбическая система, придавая эмоциональную окраску полученному нами опыту, способствует обучению’, те способы поведения, что доставляют «приятное», будут усиливаться, а те, что влекут «наказание»,— постепенно отторгаться.

Итак, между памятью и эмоциями существует глубокая связь. Благодаря этой связи происходит регистрация результатов процесса обучения и выработка условных рефлексов. В ходе работы в Гештальте всякое эмоциональное проявление, как правило, влечет за собой связанные с ним воспоминания и, наоборот, любое значимое воспоминание сопровождается соответствующей ему эмоцией.

Лимбическая система позволяет нам интегрировать наше прошлое или, по меньшей мере, «переписать» его, включив туда восстановливающие, то есть способствующие его перепрограммированию, куски опыта.

Лимбическая система вырабатывает эндорфины (природные морфины организма), регулирующие боль, тревогу и эмоциональную жизнь. Однако если витальная тревога понизится слишком сильно, то наступит сладостная эйфория, влекущая за собой безразличие и пассивность: наш мозг сам по себе — головка мака .

Кроме того, он выделяет многочисленные нейромедиаторы.

Один из них — допамин (гормон осознавания ) — регулирует бдительность, внимание, эмоциональное равновесие и ощущение удовольствия. Он, таким образом, оказывается поливалентным возбудителем полового желания, лишенного всякой специфичности.

Некоторые биологи связывают шизофрению с избытком допамина, который активируется амфетаминами и подавляется некоторыми нейролептиками. ЛСД и допамин закрепляются на одних и тех же рецепторах. Оргазм — переживание, связанное с процессами, происходящими в мозге, и в основном — в его лимбическом отделе, может повлечь четырехкратное увеличение секреции эндорфинов (и, как следствие, чувство удовлетворения и затихание боли).

Этот гипоталамо-лимбический «центральный мозг», вероятно, соответствовал бы тому, что в просторечии зовут «сердцем». Оказывается, что наше сердце не в груди, а в голове!

Центрэнцефал несет ответственность за поддержание физиологического и психоаффективного равновесия, за ограниченный гомеостаз (внутренней среды), в то время как кора — наша главная опора в отношениях с окружающей средой — будет участвовать в общем гомеостазе (Лабори), поддержании равновесия между организмом и окружающей его средой. ...

3. Неокортекс представляет собой серое вещество коры головного мозга, возникающее у высших млекопитающих. Его толщина —от 2 до 4 мм , а его «разглаженная» поверхность могла бы занять квадрат с длиной сторон в 63 см .

Он служит опорой для тех видов деятельности, которые связаны с рефлексией и креативностью, а у человека еще связан с воображением и волей .

Именно там регистрируются и сортируются различные ощущения, приходящие из внешнего мира.

Затем здесь же (в ассоциативных отделах) они группируются в значимые перцептивные образы, что ведет к интеграции телесной схемы и волевому моторному акту (боковые доли).

Именно там строится наш образ окружающего мира, развивается устная речь и письменный язык, позволяющие нам освободиться от власти непосредственного, сиюминутного опыта и перейти от повторения к предвидению, а затем и к предсказанию (проспекции). Предвидение опирается на совокупность опыта, записанного в лимбической системе, и представляет из себя экстраполяцию того, что известно из прошлого, на вероятные события будущего; итак, в действительности предвидение будущего исходит из настоящего. Предсказание (проспекция, или футурология) действует в противоположном направлении.
Предсказание предвосхищает, предугадывает образ желаемого будущего и на этой основе делает вывод о том, какие действия в настоящем будут эффективны для подготовки такого будущего: оно направлено из будущего в настоящее.

В нашем кортексе существует также диссимметрия между его передней и задней частями (боковые доли/фронтальные доли), о которой в литературе упоминается намного реже.

Фронтальные доли, в особенности развитые у человека (30% поверхности кортекса против 17% у шимпанзе и 7% у собаки), являются основным органом сознательного внимания, воли и свободы : именно там вырабатываются наши самокритичные суждения, решения и планы.

Поражения лобных долей влекут за собой чрезмерную зависимость по отношению к внешней среде: граница исчезает в биофизиологическом «слиянии».

Больные приобретают почти автоматизированное поведение, сводящееся к потреблению или подражанию

(То есть к «бесстыдному» поведению (F. Lhermitte. Autonomie de l’homme et lobe frontal.- Bull. academic nat. medec, № 168, с. 224-228, 1984), и обусловленное их восприятием внешнего мира :

видят молоток — бьют, видят бутылку — пьют, а видят кровать — тут же спать; их собеседник делает жест — они ему подражают.

Фронтальные области — это антагонисты боковых областей, дающих нам информацию об окружающей среде: они их подавляют и этим позволяют нам осуществлять осознанный выбор при свободно избранном способе поведения. Они тормозят автоматические и слепые ответы — следствие внешних влияний и ранее испытанных нами воздействий.

Таким образом, наша автономия проявляется в способности сказать «нет» неподходящим для нас внешним запросам . ...

Память и забывание

Краткосрочная, нескладированная, лабильная рабочая память создается за счет кратковременных (от 30 до 40 секунд) интерсинаптических кортикальных связей, именно она позволяет мне, к примеру, удержать в голове номер телефона на то время, которое необходимо, чтобы набрать его.
Кратковременная память, способная сохраняться от многих минут до нескольких часов, видимо, закодирована и заложена в лимбических структурах (гиппокамп и т. д.).

Однако долговременная (нестираемая) память включает в себя процесс переноса информации в неокортекс, в разных участках которого и происходит ее последующее одновременное складирование. Запись в память — сложный процесс, происходящий в обоих полушариях головного мога.

В действительности воспоминания не хранятся в каких-то определенных материальных структурах (словно книги в библиотеке), а, скорее, представляют из себя как бы следы, просеку, оставленную информацией на нейронных путях: электрический ток — так же, как и люди,— лучше идет по специально проложенным путям (в широком смысле можно было бы сказать, что расправленный лист бумаги сохраняет память о складке).

Таким образом, мозг может привнести информацию в материю, придав новую форму (Gestaltung) молекулярной структуре ARN (рибонуклеиновой кислоты).

Долгосрочная память включает в себя прежде всего запись информации в мгновенную или кратковременную память на уровне лимбических структур головного мозга (гиппокамп и т. д.).

Можно было бы сказать, что я снимаю фотографии при помощи чувствительного и хрупкого слоя затылочного кортекса, проявляю их в химической лаборатории моего лимбического мозга, а после закрепления печатаю несколько экземпляров (для надежности) и рассылаю их с разными посланниками по коридорам моего кортекса.

Продолжая пользоваться метафорами, почему бы не упомянуть рабочую память — активную временную память с экрана моего компьютера, которую я могу в любой момент изменить или стереть, и внешнюю память с диска, на котором она сохранится, даже если я отключу свое внимание.

Все это, конечно же, функционирует по программе «мертвой » памяти, записанной в генетическом коде моих клеток (или прямо в самом компьютере) и управляющей инстинктами моего рептильного мозга ...

Некоторые авторы считают, что операции по кодировке и переносу с целью сохранения воспоминаний о событиях дня осуществляются каждой ночью во время «парадоксального» сна (работа сновидений) (так, например, исключение фазы парадоксального сна у крыс не позволяет им запомнить то, чему они научились днем. Guy Lazorthes. le Cerveau et l’Esprit. Paris, Flammarion, 1982).

Придерживаясь этой гипотезы, можно было бы сказать, что сны — это:

  • не только проявление бессознательного, прокладывающего себе путь в сознание,
  • но еще и проявление сознания, пробивающего себе путь к бессознательному (обработка нашего запаса информации).

Впрочем, известно, что непродолжительная кома может стереть воспоминания тех часов, что предшествовали несчастному случаю (посттравматическая кома). ...

ТРИ ЭТАЖА ГОЛОВНОГО МОЗГА

Рептильный мозг - палеэнцефал, гипоталамус: аппетит, сексуальность, ретикулярная формация: пробуждение + гипофиз: эндокринная регуляция, жизненная энергия (импульсы), врожденные автоматизмы, функции - жизненные(инстинкт) и/или вегетативные, голод, жажда, сон, сексуальность, агрессивность, ощущение территории, термо- и эндокринная регуляция. Поддержание внутреннего гомеостаза, интеграция настоящего (благодаря биохимической саморегуляции), это «низший» мозг (функционирует у новорожденных и во время комы).

Лимбический мозг - гиппокамп: память, амигдальное ядро: эмоции (связь с лобными долями), эмоциональный субъективный опыт, память и эмоция, приобретенные навыки: условные рефлексы и автоматизмы, приобретенные благодаря аффективно окрашенному поведению (поощрения и наказания, удовольствие и боль, страх или привязанность), интеграция прошлого (благодаря эмоционально окрашенным запомнившимся событиям),«центральный» мозг.

Неокортекс - рептилии архэнцефол , сенситивные области, двигательные области, ассоциативные области, лобные доли (принятие решения), творческое воображение мышление, разумное и автономное поведение, адаптированное к оригинальной ситуации данного момента, а также воображение, способствующее проспективному видению будущего, строительство будущего (благодаря рефлексирующему сознанию), «высший» мозг.

Подкорковые структуры - центрэнцефал (совокупность рептильного и лимбического мозга), белое вещество (продолжение нейронов: аксоны и дендриты), сердце, ограниченный гомсостаз (постоянство состава внутренней среды), (врожденные \ стереотипные \ приобретенные) способы поведения (импульсы) - бессознательное \(автоматизмы)

Кортикальные структуры кора - неокортекс , серое вещество (клеточные тела нейронов), голова, общий гомеостаз (адаптция всего организма в целом к окружающей среде), свободное поведение, сознание. ...

По материалам книги: “Гештальт — терапия контакта” - Гингер С., Гингер А.

Неандерталец и кроманьонец жили в одном природном ландшафте совместно в течение 50-24 тыс. лет. Неандертальцы вымерли, а сапиенсы остались. У древнего человека размеры мозга составляли 1600-1800 см3. Средний объем современного человека составляет 1400 см3. И в итоге было потеряно 250 см3 за 25 тыс. лет, что очень существенно. Объясняется это социальной природой современного человека, и тем, что многое на себя берет социум из тех функций, которые выполнял в прошлом индивид.

Но, такое рассуждение нельзя признать очевидным. Во-первых, социальные отношения существовали всегда на всех стадиях эволюции человека, следовательно, должны были структурно реализоваться в развитии мозга ещё на стадии низших обезьян. Во вторых, социальные отношения только усложнялись, а, следовательно, должен усложняться мозг, который якобы их обслуживает. В третьих, может быть, такое снижение размеров мозга указывает на банальную деградацию некоторых структур мозга, развитых у наших достопочтенных предков, из-за ненадобности современному человеку?

Попробую описать гипотезу, объясняющую эволюцию наших мозгов. Начнем с того древнего человека, который ещё не умел пользоваться различными приспособлениями, а только приступил к их освоению. Каждый из нас проходит этот сложный период своей жизни от 1 года до 4 лет. В этот момент размеры мозга, отнесенные к размеру тела, самые большие. В процессе развития приобретаются умения использовать разнообразные предметы, и постепенно соотношение размеров мозга и тела изменяется в сторону тела. Нам кажется это естественно, так как все происходит в период роста тела.

Древний человек, не обладающий приспособлениями (обсидиановый нож, наконечники копий, стрел и т.д.), должен был отсутствие этих вещей замещать сложностью своего поведения, но в тоже время иметь потенциал для развития технологий. Следовательно, его мозг был более нагруженным информацией об окружающем мире. Более того, вся информация была жизненно важной.

Дальнейшее развитие сопровождалось изобретением более совершенных орудий труда и вооружения (копий и наконечников для них), использование огня для изготовления инструментов и приготовления пищи привело к деградации части мозга, ответственного за борьбу с хищниками голыми руками, ночного бдения, поиска пищи, которую можно употреблять без применения огня. Гибкая структура эволюционирующего мозга кроманьонца позволяла замещать утерянные структуры новыми, ответственными за ассоциации. Развитие шло в направлении развития творческих способностей, но на них по объему необходимо меньше затрат, чем на борьбу с объективными обстоятельствами жизни при отсутствии инструментов и оружия. Следовательно, при замещении происходило сокращение объема поступающей информации и размеров мозга.

Каждое новое изобретение замещало какую-нибудь функцию мозга, и вело к деградации одних отделов и развитию других. Поступающая из окружающего мира информация теряла свою жизненную важность, а приобретала важность социальную. Изобретение метания копья избавило человечество от необходимости близко подбираться к животному при охоте, что уменьшило мозг, к примеру, на 10 см3, а изобретение лука - ещё на 10 см3. Так как изобретения влияли на мозг комплексно по многим параметрам одновременно, то общий эффект оказался столь существенным (250 см3). Если предположить, что деградация мозга связана с этапами изобретений, которые брали на себя часть функций, компенсируемых ранее сложным поведением человека, то современная компьютеризация замещает вычислительные способности человека и в комплексе многие другие функции. Следуя логики гипотезы замещения, пройдет 2-3 поколения и человек потеряет ещё 200 г мозгов и приблизится к Homo erectus, от которого он произошел. Успехов вам!

Тезис – всякое появление нового инструмента для дела +, для мозгов -. Лень может быть и сделала нас человеками, но не сделала умнее.

Приветствую вас, дорогие читатели.

Свою статью про рептильный мозг и его невидимое влияние на поведение человека начну с наивного вопроса: «Как вы думаете, сколько мозгов у человека?» Я имею в виду не общий вес в граммах, а количество в штуках. Скорее всего, вы скажите, что один, который расположен в голове под черепной коробкой, но подумав, добавите ещё спиной, который в позвоночном столбе. Наиболее продвинутые вспомнят о костном мозге, который внутри костей. Итого получается три. То, что некоторые индивиды думают своей пятой точкой или жирным брюхом мы не рассматриваем.

На самом деле всё гораздо сложнее. Существует такое научное направление в общей физиологии человека как нейрофизиология, которая изучает нашу нервную систему. Так вот, нейрофизиологи выяснили, что у человека под черепной коробкой расположены сразу два разных мозга. Не путайте с левым и правым полушариями.

Первый мозг – это Рептильный мозг (Reptilian brain). Считается, что он появился у животных несколько десятков миллионов лет назад. Ещё его называют «крокодильем мозгом», наверное, у крокодилов он остался без изменений. Рептильный мозг обеспечивает выживание живого существа в опасных условиях. Выживание, как отдельного индивида, так и выживание человеческого рода в целом. Это древний, пещерный мозг, отвечающий за животную, инстинктивную, бессознательную строну нашей жизни.

Второй мозг – это Неокортекс (Neoсortex), или Новый мозг. Его возраст учёные оценивают всего в несколько десятков тысяч лет. Именно он отличает нас от животных, которые управляются только Рептильным мозгом. Неокортексом мы думаем, размышляем, анализируем ситуацию, воспринимаем окружающий мир. Он отвечает за наш Разум, интеллект, логику, творчество, общение с другими людьми, рациональность, воображение.

Некоторые специалисты-физиологи утверждают, что у нас имеется ещё и Лимбический мозг , который управляет нашими эмоциями. А некоторые – что это просто система обработки наших эмоций, которая имеет «внешнее управление».

Получается, тело одно, а управляют им одновременно три независимых мозга. Сюда же можно добавить спиной мозг, у которого свои особенные функции и обязанности. Каждый мозг решает свои определённые задачи, причём независимо от других. Из-за такой анархии происходит весь тот бардак, который мы имеем в нашей суматошной жизни. И поделать тут ничего нельзя, если конечно не научиться грамотно пользоваться особенностями каждого «управленца».

Кроме того, ситуация усугубляется тем, что системы жизнеобеспечения нашего организма способны функционировать вполне самостоятельно, не считаясь с обстоятельствами и нашим мнением о них.

Например, вы находитесь на романтическом свидании, у вас возвышенные чувства. А ваш мочевой пузырь вдруг захочет опорожниться, и начинает настойчиво требовать сделать это немедленно. Плевать он хотел на романтику и то, что подумают о вас. Думаю, вам приходилось сталкиваться с подобными ситуациями.

Отсюда вывод: нами, нашим поведением и поступками управляют как минимум четыре мозга и системы жизнеобеспечения организма. Разум, Сознание так же управляют нами, но они играют далеко не первые роли.

Взгляните ещё раз на большой рисунок, расположенный выше. Как видите, к спинному мозгу, который управляет телом, внутренними органами сразу «прикреплён» рептильный мозг. Затем следует лимбический, а уж потом неокортекс. Так, что телом и человеком в целом вначале управляют древние инстинкты, затем эмоции, а уж потом, если до этого доходит, – Разум и Сознание. Понятное дело – Разуму не всегда приятны некоторые решения и поступки «коллег», порой ему стыдно за них. Отсюда возникают внутренние конфликты.

Про системы жизнеобеспечения и физиологию много написано в разных медицинских книгах и учебниках. Они хорошо изучены. За разумное, сознательное поведение отвечает такая наука, как психология, которая изучает высшую нервную деятельность человека. Его верования, убеждения, переживания, отклонения от нормального поведения и так далее.

А про инстинкты психология ничего знать не хочет, это сфера такой науки, как этология, которая изучает генетически обусловленное поведение, инстинкты животных, а в изучение человека не залезает, обходясь примерами с кошечками, собачками и птичками. Хотя основатель психологии Зигмунд Фрейд в своё время написал: «Я открыл, что человек - это животное», но это его «открытие» не получило поддержки и понимания в человеческом обществе, которое наивно считает себя венцом Природы. Поэтому в любой поликлинике вы найдёте окулиста, терапевта, психолога и психотерапевта, но нигде не найдёте человеческого специалиста-этолога. Никто не будет работать с вашими инстинктами. Никто, кроме вас самих.

А зря инстинктам уделяется мало внимания, ведь в человеке одновременно присутствует животное и разумное начало. Причём в разных людях это проявлено в разных соотношениях, у кого больше разумного, а у кого больше животного. На борьбе этих начал возникают всяческие внутренние конфликты, проблемы и переживания.

За что отвечает Рептильный мозг?

Про Рептильный мозг многие слышали. А вот про его влияние на поведение человека мало кто знает. Поведение «крокодильего» мозга принято описывать через Инстинкты. Ведь именно он ими управляет.

Инстинкт - совокупность врождённых, данных от рождения Природой, компонентов психики, определяющая поведение животных и человека.

Инстинктов много, каждый отвечает за определённую сферу деятельности. Но основных три, которые в конечном итоге обеспечивают главную жизненную задачу, а именно выживание и продолжение человеческого рода.

  • Инстинкт выживания , спасает в опасных ситуациях, обеспечивает выживание в экстремальных условиях. Также навязывает нам поступки, которые повышают наш социальный статус в обществе. Чем выше статус, тем безопаснее – вожди и их ближайшее окружение, как правило, хорошо обеспечены, полноценно питаются и погибают в последнюю очередь. Но в тоже время, именно вождей стараются отравить в первую очередь, устроить на них покушение или свергнуть. Так, что приходится всё время быть настороже.
  • Инстинкт продолжения рода , организует нам влюблённость, создание семьи и секс, из которых естественно появляются дети. Чем их больше, тем лучше для инстинкта - так гарантируется продолжение рода.
  • Стайный или Стадный инстинкт требует держаться «своих», деля людей на стаи или группы по разным признакам – родовым, национальным, религиозным, политическим и так далее. «Помогай своим, без чужих» – эта пещерная логика выживания незримо управляет поведением миллионов людей и в наши дни. Кроме того, позволяет политическим, религиозным деятелям легко манипулировать обществом.

Эти инстинкты у разных людей проявляются по-разному: у кого больше, а у кого меньше. Всё зависит он условий жизни и окружающей среды. Если человек живёт в трудных природных условиях, постоянной опасности, в обстановке военных действий, испытывает недостаток в еде, других ресурсах, то инстинкты будут активны, сильно влиять на поведение и принятие решений.

И наоборот. Если человек живёт в благоприятных комфортных условиях, чувствует себя безопасно, имеет стабильные доходы, накопления на будущее, полноценное питание, то инстинкты потихоньку «отключаются», Рептильный мозг впадает в спячку. Все решения принимаются Разумом, жизнь предсказуемая и осознанная. Но при этом, когда возникает опасность человек не готов вовремя распознать её и защитить себя.

Не трудно догадаться, что наиболее инстинктивны жители Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а наименее – Европы и Северной Америки. Отсюда все мировые проблемы.

Функцией Рептильного мозга является помощь в сложной жизненной ситуации, когда человек не может найти из неё выход. Данную ситуацию Рептильный мозг рассматривает как опасность и пытается помочь устранить её. Помогать он может только через прямое воздействие на «подопечное» тело, по-другому за миллионы лет не научился.

Приведу такой пример. Вспомните своё детство, когда вам очень не хотелось идти в школу, причины могли быть разные: не выученные уроки, контрольная, к которой не готовы, конфликты с одноклассниками, учителями, просто хотелось прогулять или вместо уроков сходить в кино. Но просто так прогулять вы себе позволить не могли – боялись гнева родителей. Чтобы не идти в школу приходилось долго и мучительно придумывать объяснения для родителей. Но все объяснения не имели нужного действия. Ситуация казалась безвыходной. И тут у вас неожиданно повышалась температура, вы предъявляли градусник родителям, и со спокойной совестью оставались дома. Как же буквально на «пустом месте», без видимых причин повышалась температура? Это не чудо, не волшебство, это ваш Рептильный мозг, который заметил никак не разрешаемую Разумом проблему и «предложил» своё простое оригинальное решение, и никто не заметил подвоха. Понятное дело, что температура спала так же неожиданно.

Следует отметить, что такая способность решать проблемные ситуации через заболевания непонятного происхождения сохраняется у многих людей и во взрослом возрасте. И не только путём внезапного повышения температуры. У бессознательного много рычагов воздействия на организм. Инстинкты «запоминают» свои удачные решения и действия, используют в практике, но не всегда уместно. Например, вам предстоит важная встреча, от результатов которой будет зависеть ваше будущее. Вы уверены в себе и в успехе, обстоятельства складываются удачно, но всё же немного переживаете – ведь судьба решается. И тут повышается температура, давление скачет, голова болит…

Ограничение возможностей, трудности с выходом из «зоны комфорта», принятие нового, трудности в карьерном росте и другие непонятные мешалочки, связанные с личностным ростом и развитием – также являются полем деятельности Рептильного мозга. Ведь его основная задача – оградить человека от нового и неизведанного, не дать выйти из привычного, установившегося образа жизни. Новое и неизведанное для инстинктов являются опасностью. Логика простая: непонятно, не знакомо, не изведано – значит опасно, как Неокортекс не убеждал бы их в обратном.

Теперь понятно, почему трудно начать новую Жизнь «с понедельника», соблюдать диету, сбросить вес, заняться спортом. Рептильный мозг не даёт резко изменить привычный, пусть даже пагубный, образ жизни. Сила воли здесь плохо помогает, ведь она придумана Разумом, а с его мнением эта бессознательная «компания» считаться не хочет. Понятное дело, что планы на будущее, цели, желания и мечты также будут отвергаться Рептильным мозгом, а их выполнении и реализация станут затруднительными.

Как человека раздирают инстинкты и Разум

Всё безумство нашего суматошного мира происходит из-за того, что в одних и тех же внешних условиях, под влиянием сразу двух мозгов разные люди действуют по-разному. Всё зависит от уровня влияния инстинктов и эмоций. Что хорошо для одних, то плохо для других.

Например, для одного залезть на крышу вагона электрички и спрыгнуть с него будет нормальным, одобряемым его «стаей» поведением (влияние Стайного инстинкта), в то время как для других это будет полным безумием.

Особенностью Рептильного мозга является то, что он прост в своих реакциях и не способен планировать будущее, ему неинтересны последствия собственных «решений», он действует здесь и сейчас. Думать, размышлять, анализировать, планировать, предвидеть и просчитывать последствия – это дело Разума. А Рептильный мозг решает свои сиюминутные задачи, не задумываясь о последствиях, отсюда с человеком происходят различные неприятные ситуации, например, после борьбы за ресурсы в виде чужого кошелька индивид может на длительное время лишиться свободы.

Ещё один романтический пример противостояния

Представим такую ситуацию: встретились и познакомились Молодой человек и симпатичная молодая Девушка. У них завязались романтические, нежные, любовные отношения. Цветы, конфеты прогулки при Луне. В молодости такое с каждым бывает. У Девушки «проснулся» Инстинкт продолжения рода – она хочет замуж, создать свою семью, родить ребёнка. Но Молодой человек более рассудительный - ему надо получить высшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу. Кроме того, общество навязывает идею о том, что мужчина должен сделать карьеру, занять высокий руководящий пост, иметь собственное жильё, машину и так далее. В общем, Девушка хочет одного, а её Молодой человек совсем другого. Кроме свиданий и вздохов на скамейке у них ничего не получается.

Девушка нервничает – инстинкты торопят события. И тут с ней знакомиться настоящий альфа-Самец, который хоть прямо сейчас в постель под венец. Инстинкт радуется – наконец то, что нужно! События разворачиваются стремительно: бурные ухаживания, предложение, свадьба, Девушка на «седьмом небе» от счастья, за тем на девятом месяце. Рождение ребёнка, затем второго, третьего, кредиты, ипотека, - всё как у людей… Живи да радуйся.

Но средства массовой информации изо дня в день твердят про инфляцию, неустойчивый курс доллара, коррупцию, военные конфликты, стихийные бедствия, капризы природы и многие другие опасности. Так, что Инстинкт Самца говорит: «Жизнь трудна и опасна! Потомство может не выжить! Надо сделать ещё, пусть лучше будут запасные!» И наш Самец заводит любовницу, которой, естественно, делает детей, затем вторую третью. Ему уже не интересна ревнивая, вечно требующая денег, жена, его законная семья распадается.

Он становиться вольным героем-любовником, который прячется в шкафах и прыгает в одних носках с девятого этажа. Может быть, в таком виде он доживёт до старости, если совсем случайно сто сорок шесть раз не упадёт на ножик какого-нибудь мужа-ревнивца.

Наша, уже не молодая, Девушка осталась одна с детьми и несколькими кредитами, на выплату которых денег совершенно нет, и не предвидится. Её Инстинкт продолжения рода сделал своё дело, удовлетворился результатом, успокоился и довольный собой уступил место Разуму.

«Ну и чем ты, дура, думала, куда смотрела, когда замуж выходила?» - спрашивает Девушку Разум, то же самое спрашивают её родственники. Кстати, родственники с самого начала отговаривали её от такого брака, а она их не слышала.

А думала Девушка инстинктами, которые на время отключили критический Разум, сделали своё дело и всё. Теперь Разуму предстоит расхлёбывать непростую жизненную ситуацию. А это для него непросто.

Выводы:

1 . У каждого из нас в голове, под черепной коробкой скрываются как минимум три мозга: Рептильный, Лимбический и Неокортекс. Они не дополняют друг друга, а решают свои определённые задачи, часто противоречат друг другу, создавая проблемы.

2 . Самый древний – Рептильный мозг, отвечающий за безопасность и выживание. Свою деятельность он осуществляет с помощью природных программ, называемых инстинктами, или путём прямого бессознательного воздействия на тело. Инстинктов много, из них три основных: выживания, продолжения рода, стайного или стадного - обеспечивают выживание человеческого рода в целом.

3 . К сожалению, Рептильный мозг не обладает способностью предвидеть, спрогнозировать, развитие ситуации, он просто решает свою задачу «здесь и сейчас», что будет потом, его не интересует. Сделав дело, он передаёт управление Разуму, который старается смягчить или изменить последствия. Отсюда возникают некоторые проблемы.

4 . Новый мозг – Неокортекс появился совсем недавно, несколько тысяч десятилетий назад. Он отвечает за: Разум, интеллект, логику, анализ и восприятие окружающего мира, творчество, речь, общение с другими людьми, рациональность, воображение, - всё то, чего нет у древних животных.

На этом я прощаюсь с вами, дорогие читатели. До новых встреч на страницах блога!

Елизавета Бабанова

13047

Вы хотели бы оказывать большее влияние на людей? На своих родных? Друзей? Коллег? Ваше профессиональное сообщество?

Бывали ли вы когда-либо в подобной ситуации – вы знаете, что у вас есть ценная информация или экспертное мнение, но в критический момент, когда вы могли бы занять достойную позицию, внутри все сжимается, и вы либо «спасаетесь бегством», либо просто молчите от страха быть уязвимым.

Вы замечали, что в подобный момент срабатывает какой-то непонятный рефлекс, заставляющий вас действовать совершенно иррационально? Такое поведение нелогично именно тогда, когда у вас есть знания, опыт или новые идеи, но вы скрываете их от людей, которым они могли бы принести немалую пользу.

В чем же дело? Будем разбираться в этой статье. Мы обсудим главную причину, почему многих людей в момент, когда они могут проявить себя и оказать влияние на других, охватывает ментальный паралич.

Причина такого нерационального поведения – как и большинство инстинктов – заложена в нашей природе.

В своей книге «Искусство влияния. Убеждение без манипуляций» авторы Марк Гоулстон и Джон Уллмен пишут о том, что у человека не один мозг, а целых три.

1. Мозг рептилии включается, когда мы чувствуем опасность. У этого мозга всего две программы: убегать или сражаться.

2. Мозг млекопитающего отвечает за эмоции, удовольствие.

3. Человеческий мозг – за разумные рассуждения, анализ.

Чаще всего три мозга работают согласованно. Когда мы решаем задачу, работает человеческий мозг. Когда мы наслаждаемся – мозг млекопитающего, а когда на нас несется грузовик, то включается инстинкт – мозг рептилии – и мы моментально реагируем, избегая удара.

Все вроде бы здорово и логично – каждый мозг имеет свою «сферу контроля», но есть одно «но».

Наш мозг рептилии почему-то не отличает реальную опасность от выдуманной. Вы наверняка знаете, что огромный процент людей боится публичных выступлений. В Штатах проводили массу исследований на эту тему, которые подтвердили: страх оказаться на сцене перед группой людей настолько сильный, что большинство людей приравнивают его к страху смерти.

В своем видео я поместила подобную эмоцию в категорию «иррациональных страхов». Если мы безумно боимся чего-то, что не угрожает нашей жизни (закрытое пространство, публичные выступления, безобидные жуки-пауки), то этот страх необоснован, иррационален.

Но объяснить своему человеческому мозгу в момент «выдуманной опасности» почему-то не получается, и происходит то, что в научной сфере называется «захватом миндалины».

В момент мнимой опасности мозг как будто расщепляется, и три его части действуют не согласованно, как в нормальных обстоятельствах, а по отдельности.

Чем больше мы взбудоражены, тем больше контроля берет на себя мозг рептилии, за 245 миллионов лет приученный к реакции «сражаться или убегать».

Все три мозга получают сигнал «ты в опасности». Человеческий мозг отключается, мы теряем концентрацию, эмоции зашкаливают. В результате пресмыкающееся в нас берет верх над животным и человеческим.

В этот момент мы неспособны ни продумать свои действия логически, ни почувствовать других на эмоциональном уровне. Мы ведем себя «по классике» рептилии – либо убегаем, либо стараемся каким-то образом побороться – чаще всего и то, и другое выходит нелепо.

Знаете людей, которые так себя ведут? При малейшем дискомфорте начинают защищаться или сразу нападать? Может быть, в этом поведении вы даже узнаете некоторые свои реакции?..

Теперь вы знаете, какой мозг в этом виновен. 🙂

Еще одна стратегия, которая присуща рептилиям – замереть и сделать вид, что ее никто не видит. Это одна из разновидностей бегства, просто в этом случае для пресмыкающегося меньше риска в замирании, чем в беге. Вдруг кто поймает…, а тут опасность может обойти стороной.

Это излюбленная манера поведения людей, у которых человеческий мозг отключается не до конца, и их уровень развития, внутренняя интеллигентность не позволяет им перейти в нападение.

Поэтому они защищаются молчанием. Притворяются, что их нет.

А ведь такое часто случается в момент, когда мы можем сделать нечто экстраординарное – проявить свои лучшие качества, принести нашему профессиональному сообществу пользу через наше выступление, оказать влияние на будущее нашей организации.

Но нет, миндалина захвачена, и мы либо сидим и горюем в уголке, надеясь, что никто не вызовет нас на сражение (в человеческом мире – дискуссию), либо сбегаем, либо атакуем собеседника, дискредитируя себя при этом еще больше, чем если бы мы молчали.

Не с захватом ли миндалины связано изречение «молчи, за умного сойдешь»?

Так как же нам преодолеть природную реакцию «бежать или сражаться» в критический момент – когда от наших рассуждений и эмоций может зависеть наша карьера, личная жизнь, воспитание, которое мы можем дать нашим детям? Как научиться выключать мозг пресмыкающегося и натренировать человеческий мозг таким образом, чтобы он всегда брал верх в подобных ситуациях?

Во-первых, с помощью осознания. Теперь вы знаете про свои три мозга и в следующий раз, когда мнимая опасность начнет захватывать вашу миндалину, побуждая вас к иррациональным поступкам, вспомните про свой человеческий мозг. Включайте логику и анализ.

Во-вторых, регулярно практикуйте выход из зоны комфорта. (Я понимаю, что это из категории «опять 25», но куда же без нашей любимой техники? Только так развиваются способности и формируются навыки.) Надо иметь сознательную, регулярную практику, чтобы научиться не пугаться обстоятельств, где вы можете положительно повлиять на других людей, а принимать такой вызов с удовольствием. Выходить из зоны комфорта лучше всего начиная с малого, с baby steps. А затем делать все больший вызов себе, постепенно расширяя сферу своего влияния.

Ну а главную фишку, как натренировать свой человеческий мозг, чтобы он не поддавался мозгу рептилии в момент мнимой опасности, я дам вам на модуле , который пройдет в прямом эфире уже сегодня, в 20:00 по Московскому времени, и как всегда, будет доступен в записи.

На модуле мы также разберем следующие вещи:
3 типа людей, оказывающих наибольшее влияние на окружающих
4 главных ошибки, совершаемых при желании повлиять на другого человека
Как научиться оказывать влияние в:
– долгосрочной перспективе
– среднесрочной перспективе
– краткосрочной перспективе
Проверка на силу своего влияния
Как критиковать и при этом продолжать влиять?
Как продолжать оказывать влияние, если вы сделали ошибку?

Лео Бускалия сказал: «Талант – это подарок Бога вам. То, что вы с ним делаете – это ваш подарок Богу.»

Проверьте себя, нет ли у вас потребности и желания, а значит, и врожденной способности, положительно влиять на окружающий мир? Что вы делаете с этим нераскрытым талантом? Может быть, пришло время сделать свой подарок Богу? 🙂