20.06.2020

Древняя медицина - от начала времен до наших дней. История медицины Как появились народные методы лечения



История медицины - это наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.

История медицины делится на общую, изучающую развитие медицины в целом, и частную, посвященную истории отдельных медицинских дисциплин, отраслей и вопросов, связанных с этими дисциплинами.

Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер,- заговоры, заклинания, ношение амулетов.

Наиболее ценная часть рационального опыта впоследствии использовалась научной медициной. Профессионалы-врачеватели появились еще за много веков до нашей эры. С переходом к рабовладельческому строю медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Рождение письменности дало возможность закрепить опыт древних врачевателей: появились первые медицинские сочинения.

Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач Гиппократ (460- 377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения (« »), проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками. Церковь запрещала , что задерживало развитие медицины. В эту эпоху наряду с трудами Гиппократа и Галена во всех странах Европы большое влияние на врачей оказывал прогрессивный для той эпохи капитальный труд «Канон врачебной науки», созданный выдающимся ученым (уроженцем Бухары, жившим и работавшим в Хорезме) Ибн-Синой (Авиценной; 980-1037), многократно переведенный на большинство европейских языков. Крупный философ, естествоиспытатель и врач Ибн-Сина систематизировал медицинские знания своей эпохи, обогатив многие разделы медицины.

Эпоха Возрождения наряду с бурным развитием естествознания принесла новые открытия в медицине. А. Везалий (1514-1564), работавший в Падуанском университете и изучавший человеческое тело путем вскрытий, в капитальном труде «О строении человеческого тела» (1543) опроверг ряд ошибочных представлений об анатомии человека и положил начало новой, подлинно научной анатомии.

Среди ученых эпохи Возрождения, обосновавших взамен средневекового догматизма и культа авторитетов новый, опытный метод, было много медиков. Были сделаны первые удачные попытки использовать законы физики и в медицине (ятрофизика и ятрохимия, от греч. iatros - врач). Одним из выдающихся представителей этого направления являлся

МЕДИЦИНА - одна из древнейших отраслей науки, имеющая своей задачей распознавание, лечение, предупреждение болезни и укрепление здоровья людей. На протяжении веков характер и уровень развития медицины менялся в зависимости от материальных условий жизни общества. Развитие медицины тесно связано с развитием естественных наук, философии и техники.

Современная медицина - сложный комплекс научных знаний, включающий данные о строении человеческого тела (анатомия, гистология), о его жизнедеятельности в здоровом и больном состоянии (физиология, патологическая анатомия и патологическая физиология), учение о распознавании болезни ( ), учение о лечении различных заболеваний (терапия, хирургия и другие), о лекарственных средствах и их применении (фармация и фармакология), гигиену, изучающую влияние условий жизни на здоровье человека и меры, направленные на предупреждение болезни. Развитие медицины привело к выделению частных медицинских дисциплин - акушерства и гинекологии, дерматологии и венерологии, неврологии, офтальмологии, отоларингологии, педиатрии, психиатрии, эпидемиологии и другое. Специализация позволила углубить и расширить знания о строении и функциях человеческого тела и значительно улучшила возможности борьбы с болезнями.

Медицина в социалистических странах и в странах капиталистических имеет принципиальные отличия. Медицинская наука в капиталистических странах находится под сильным влиянием различных реакционных идеалистических теорий. Материально зависимая от предпринимателей, от фирм, производящих лекарственные препараты, от частнопрактикующих врачей, она вынуждена прежде всего выполнять их заказы и требования. Государство, как правило, в очень небольшой мере помогает медицинской науке и практике. Крупные достижения выдающихся ученых капиталистических стран нередко становятся предметом эксплуатации и наживы. Передовые медицинские деятели борются за то, чтобы поставить медицину на службу народу.

Медицина в социалистических странах развивается в интересах всего народа, ставит своей задачей охрану здоровья трудящихся. Забота о здоровье трудящихся стала одной из важнейших функций социалистических государств, и государственный характер медицинской помощи стал одним из ее ведущих принципов. В СССР один из первых декретов Советского правительства отменил плату за оказание медицинской помощи. В законодательном порядке обеспечены материальные гарантии, дающие возможность пользоваться этим правом (право на отдых, материальное обеспечение в случае болезни и потери трудоспособности, а также в старости, государственная охрана интересов матери и ребенка и другие, (см. ) . Философской основой медицинской науки в СССР является диалектико — материалистическое понимание природы, общества и человека. Учение И. П. Павлова - естественно — научная основа медицины в СССР; оно помогает понять явления, происходящие в организме больного и здорового человека, и выяснить связь организма и внешней среды. Медицинская наука в СССР является предметом постоянной заботы государства.

Медицина возникла в глубокой древности - у первобытных народов. Потребность оказать помощь при повреждениях, при родах позволила накопить знания о признаках болезни, о лечебных средствах сил природы, а также о лекарствах из растительного и животного мира. На протяжении веков этот первоначальный опыт собирался, обогащался, а наиболее ценная его часть впоследствии использовалась научной медициной. Беспомощность первобытного человека перед силами природы привела к тому, что наряду с рациональными данными и приемами широкое распространение получили амулеты, заговоры, заклинания и другие приемы, носящие мистический характер. Еще за много веков до нашей эры в рабовладельческих классовых обществах разделение труда и возникновение ремесел, а вместе с ними - увечья и болезни, привели к появлению профессионалов — врачевателей. Вместе с тем медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Появление письменности дало возможность закрепить их опыт в первых медицинских сочинениях.

Древнекитайская медицина уже на ранних стадиях своего развития обладала многими знаниями по охране здоровья людей и их лечению. В Древнем Китае широкое распространение имела вариоляция - прививка содержимого пузырьков натуральной оспы здоровым людям с целью предохранения их от заболевания. Разумны были советы о гигиеническом режиме, который следует соблюдать для того, чтобы быть здоровым. В Китае применялись операции с обезболиванием при помощи гашиша и опия. Разнообразны были лекарства из растительного и животного мира (например, женьшень и панты- рога молодого пятнистого оленя - используются до сих пор в качестве лекарств). Были разработаны своеобразные китайские методы лечения: прижигание - мокса - и иглоукалывание - акупунктура, а также су джок акупунктура , получившие широкое распространение и применяемые поныне; появились первые крупные врачи, например Бянъ Цио, живший в 6 веке до нашей эры и оставивший «Трактат о болезнях», в котором описывается диагностика по состоянию пульса. Позднее широкую известность получил хирург Хуа Ту (2 век) и автор 52-томной фармакопеи Ли Ши-чжэн (16 век). Влияние китайской Медицина (Медицина) распространялось на многие страны Востока.

Индийская медицина также возникла в глубокой древности и развивалась самостоятельно. Медицинские сведения нашли отражение в сводах законов Ману (2 век до нашей эры) и в «Аюрведах» (книгах жизни), в которых, так же как и в китайской медицине, большое значение придавалось гигиеническим предписаниям: рекомендовались физические упражнения, осуждалось злоупотребление наркотиками и алкоголем, рекомендовалось соблюдение чистоты, уход за телом; обоснованы были правила питания - ограничивалось употребление мяса, рекомендовались растительная пища и молоко. Отчетливо описаны были многие болезни - проказа, геморрой, психические болезни, желтуха и другие. Появились специалисты - врачи, лечившие определенные заболевания, напр. хирургические или укусы ядовитых змей. Хирургия считалась в Индии первой и лучшей из всех медицинских наук. В древнеиндийской, как и в древнекитайской, медицине большое внимание уделялось исследованиям пульса и мочи. Выдающийся врач Суш-рута (один из авторов «Аюрведы») пытался разработать общую теорию медицины, где под опыт, добытый медицинскими приемами, подводилось теоретическое обоснование, указывалось, что в человеческом теле сочетаются три начала - воздушное, слизь и желчь. Однако, если практика индийской медицины давала удовлетворительные результаты, то теория ее была построена на фантастических предположениях.

Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач, философ и естествоиспытатель Гиппократ (460-377 гг. до нашей эры) учил врачей наблюдательности и внимательному исследованию больного. Требование лечить не болезнь, а больного было главным его принципом; задачей врача он считал - способствовать тому, чтобы природные силы организма одолели болезнь. В многочисленных его сочинениях, дошедших до нас в виде «Гиппократова сборника», изложена система взглядов, помогавшая врачам на протяжении многих веков распознавать болезни и лечить их. Материалистическое представление о болезни, на которое указывал Гиппократ, борясь с теми, кто давал им религиозное объяснение, отражало накопленный на протяжении веков опыт; особое внимание обращалось на среду, в которой живет человек, на влияние климата, воды, почвы, образа жизни на происхождение болезни. Гиппократ и его последователь римский врач Гален (131-210 гг. нашей эры), анатомические и физиологические представления которого служили основой медицины вплоть до 16 века, оказали огромное влияние на развитие медицины в Европе: на протяжении многих веков [до появления Авиценны (Ибн Сины, около 980-1037 гг.)] эти два авторитета в области медицины были наивысшими.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи основывали диагноз и лечение не на наблюдении больного и рациональных лечебных мерах, а на отвлеченных рассуждениях; церковь запрещала вскрытие трупов, что тормозило развитие медицины. Так как врачам было запрещено выполнение операций, всегда связанных с кровотечением, хирургия, в противоположность терапии, находилась в руках необразованных цирюльников, костоправов и тому подобное. Немногочисленные медицинские факультеты университетов готовили ничтожное количество врачей; лишь в немногих из них - в Салерно и в Падуе (Италия) - велась научная работа.

В эту эпоху во всех странах Европы врачи руководствовались идеями знаменитой книги «Канон врачебной науки», созданной выдающимся среднеазиатским врачом Авиценной (Ибн Синой). Крупный философ, естествоиспытатель и врач Авиценна систематически изложил медицинские знания своей эпохи, обогатив каждый раздел медицины. Наблюдательность Авиценны позволила ему открыть новые пути в диагностике и лечении заболеваний. Большое значение Ибн Сина придавал влиянию среды, в которой живет человек; поэтому гигиенический раздел «Канона» был разработан особенно подробно. Средневековая восточная медицина выдвинула и других замечательных врачей: ар-Рази (864-У25 гг.) в своем труде об оспе и кори дал описание этих заболеваний, Али ибн Аббас (умер в 994 году), Ибн-аль-Хайсам (965-1038 гг.) и другие внесли в медицину много ценных открытий.

Эпоха Возрождения принесла новый расцвет медицины в 16 веке анатом фламандец А. Везалий, работавший в Падуанском университете, исправил ошибки Галена в учении о строении человеческого тела и заложил основы подлинно научной анатомии. Развитие естествознания, в частности физики и химии, помогло возникновению новых принципов в медицине - сделаны были первые удачные попытки использовать законы физики и химии при лечении болезней (иатрофизика и иатрохимия, от греческого iatros- врач). Хирургию развивали врачи-практики, среди которых французский хирург Амбруаз Паре внес ряд ценных методов, в частности в обработку ран (заменил прижигание ран раскаленным железом перевязкой из чистой ткани).

Развитие в 17-18 веке промышленности и увеличение числа рабочих выдвинули задачу изучения профессиональной патологии: итальянский врач Б. Рамаццини в труде «О болезнях ремесленников» описал около 50 профессиональных заболеваний. Английский врач У. Гарвей в 1628 году опубликовал свой труд о кровообращении. Это открытие было встречено официальной наукой враждебно, и потребовались многие годы для того, чтобы учение Гарвея стало общепризнанным. Клинический принцип наблюдения больного, сопровождающийся опытной проверкой лечения, приобретал все большее распростра-нение. Профессор Лейденского университета Г. Бургав воспитал плеяду видных врачей, стоящих на новых позициях: врача-материалиста Ж. О. Ламетри во Франции, Дж. Прингла в Англии, Г. ван Свитена в Австрии, А. Галлера в Германии и многих других.

В эту эпоху продолжалась борьба в медицине между материалистическими и идеалистическими течениями: витализму, согласно которому жизненными явлениями якобы управляют особые нематериальные, сверхъестественные силы («жизненная сила», «энтелехия», «душа»), противопоставлялись материалистические взгляды, развивавшиеся в Голландии Г. Леруа (1598 году - 1679 году), во Франции Ж. Ламетри (1709-51 гг., его книга «Человек- машина») и П. Кабанисом (1757 г. - 1808 г.), деятелем французской революции.

В 19 веке капитализм, победивший в Европе как общественно-экономическая формация, принес значительное, расширение исследований в области медицины. Однако, как и в предыдущих формациях, медицина была поставлена на службу господствующим классам. Успехи естествознания, в первую очередь физики, химии и биологии, позволили обогатить медицину новыми методами. Учение о строении и деятельности человеческого тела пополнилось новой дисциплиной - патологической анатомией, основоположником которой был падуанский врач Дж. Морганьи (1682 год - 1771 год). Патологическая анатомия дала возможность сопоставлять внешние проявления заболеваний со структурными изменениями органов и тканей при том или ином заболевании. Вскрытия умерших позволили не только накопить огромный материал, разъясняющий течение болезни, но и контролировать действия врача (прозекторские - помещения, в которых вскрывались трупы умерших больных, стали обязательной составной частью больницы); появилась возможность сравнивать данные прижизненного наблюдения с данными вскрытия. Новый подход в понимании болезни был прогрессивным и дал сильный толчок для развития медицины. Однако в процессе развития он привел к созданию теорий, преувеличивающих значение местных изменений.

Учение о тканях тела, созданное французским анатомом и хирургом медицины Биша (1771 год - 1802 год), было крупным этапом в изучении человеческого тела. Биша перечислил 21 ткань, из которых каждая имеет разные функции и свойства. Решающее влияние на развитие медицины оказало создание учения о клеточном строении растений и животных немецким ученым Т. Шванном. Открытие законов превращения энергии - второе великое открытие, которое способствовало развитию биологии и медицины. На основе этого закона развитие естествознания быстро двинулось вперед, а медицина получила в свои руки научный принцип, объяснивший многие явления физиологии. Биологическая химия и другие дисциплины, вызванные к жизни этим законом, позволили обогатить медицину новыми диагностическими и лечебными возможностями.

Эволюционное учение Ч. Дарвина - третье великое открытие, имевшее огромное значение для медицины. Благодаря открытию Дарвина естествознание не только стало системой материалистического познания природы, но и позволило подойти к решению таких проблем биологии и медицины, как наследственность и ее роль в развитии болезней человека, правильное понимание законов происхождения и развития болезней. Ученые России сыграли большую роль в разработке и пропаганде дарвинизма. Ожесточенная идейная борьба, развернувшаяся вокруг учения Дарвина, разделила естествоиспытателей на две группы - тех, кто сделал правильные материалистические выводы из учения, и тех, кто пытался, сопротивляясь дарвинизму, отстаивать идеалистические позиции, а также критиковать дарвинизм с позиций религии.

Развившийся капитализм привел к росту городов и скученности населения, что усилило опасность эпидемий. В новых условиях медицина пыталась решить задачи, выдвинутые жизнью. Английский врач Э. Дженнер в 1798 году успешно сделал прививку коровьей оспы человеку, разработав, таким образом, метод борьбы с инфекционными болезнями путем прививок. Оспопрививание, при поддержке передовых врачей, быстро распространилось по всем странам. Вопросы общественного здравоохранения, его задачи и формы были разработаны немецким врачом И. П. Франком; в капитальном труде «Полная система медицинской полиции» (1779 год - 1819 год) он исходил из мысли, что здравоохранение - дело государства. Другое решение предложил современник Франка немецкий ученый X. Гуфеланд, который во главу угла ставил личную гигиену.

Успехи медицины тесно переплетались с успехами естественных наук. В первой половине 19 века физиология вступила на путь широкого эксперимента. Английский хирург и физиолог Ч. Белл экспериментально изучил распределение чувствительных и двигательных волокон в передних и задних корешках спинномозговых нервов. Установление этого факта и разработка его франц. физиологом Ф. Мажанди способствовали выявлению значения деятельности нервной системы в организме, возникновению экспериментальной физиологии как основы медицины. Еще большее значение имели многочисленные открытия немецкого ученого И. Мюллера, который изучал строение и функции органов чувств, строение желез, состав крови и лимфы. Одним из первых Мюллер стал разрабатывать физиологическою химию. Экспериментальный метод с успехом применяли и многие ученики И. Мюллера - И. Либеркюн, К. Людвиг, Э. Геккель, Р. Вирхов, Г. Гельмгольц. Широко используя физиологический эксперимент, француский ученый К. Бернар в середине 19 века поставил своей целью объединить физиологию, патологию и терапию. Знаменитый опыт К. Бернара - повреждение дна мозгового желудочка у подопытного животного, вызывающее значительное увеличение сахара в крови, было одним из звеньев в серии его опытов по изучению функций печени и ее роли в процессе усвоения пищи. Физиологию К. Бернар ставил на службу клиники. Успехи его в изучении процессов пищеварения, кровообращения и болезней этих систем позволили ему выдвинуть тезис: «врач-экспериментатор - есть врач будущего». Однако успехи физиологов Мажанди, Мюллера, Бернара в конкретных областях но избавляли их от понимания процессов жизни с позиции идеалистической философии. Лишь с появлением работ русских исследователей, в первую очередь С. П. Боткина, И. медицина Сеченова, И. П. Павлова, впервые были правильно, материалистически, раскрыты и выяснены законы деятельности центральной нервной системы и всего организма в целом. Материалистическое, научное толкование психических явлений - мышления и сознания - было дано в работе Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863 год). Русские ученые перестроили физиологию и оказали глубокое воздействие на развитие медицины.

Развитие патологии в середине 19 века привело к борьбе двух ее направлений - гуморального (от латинского humor - жидкость) и так называемого клеточного. Представитель первого - венский патолог К. Рокитанский причиной болезненных явлений считал изменения в составе соков человеческого организма. Ему возражал немецкий патолог Р. Вирхов; в своей книге «Целлюлярная патология» (1858 г.) он доказывал, что источником заболевания является ненормальная деятельность клеток («вся патология есть патология клетки»). Заслугой Вирхова было приложение учения о клетке к изучению болезней. Им были выяснены изменения в тканях и клетках органов, вызванные болезнью, что обогатило клиническую медицину и облегчило диагностику. Однако теория Вирхова, его клеточная патология, переоценивала роль клеток, сводя сущность болезни только к поражению определенных клеток и отрицая тем самым единство организма и значение центральной нервной системы. Русские ученые медицины Сеченов, И. П. Павлов, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин и другие, резко критиковали клеточную патологию Вирхова, противопоставляя ей идею единства организма и среды и ведущей роли в нем (как в здоровом, так и больном состоянии) центральной нервной системы.

Благодаря успехам естествознания клинической медицины обогатилась новыми методами диагностики и лечения. Возможности лечения расширились, в частности вследствие значительного улучшения методов клинического исследования. Врачи начали применять перкуссию (выстукивание), аускультацию (выслушивание), измерение температуры тела. Диагностическая методика в 19 веке была пополнена приборами, основанными на изучении физических и химических явлений: измерение кровяного давления, бронхоскопия, электрокардиография, микроскопическое изучение форменных элементов крови. Крупным шагом вперед было открытие в 1894 г. немецким ученым В. К. Рентгеном Х-лучей и применение их для диагностики и терапии (см. , ). Развитие химии, химической промышленности, а затем фармацевтической промышленности предоставило в распоряжение клиницистов большое число новых эффективных лекарств.

Хирургия в 19 веке пережила новый этап развития, так как хирурги осознали необходимость более глубокого изучения анатомии для успеха оперативных вмешательств. Большую роль в этом сыграл Н. И. Пирогов, разработавший новую дисциплину - топографическую анатомию - и издавший анатомо-хирургический атлас. Хирургический метод стал широко применяться во многих клинических специальностях - в лечении женских болезней, глазных и других.

Важнейшим этапом в медицине во 2-й половине 19 века, связанным с развитием , было установление французским ученым Л. Пастером роли микробов в возникновении инфекционных заболеваний. Были открыты возбудители сибирской язвы, возвратного тифа, амебной дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза, чумы, холеры и другие. Были разработаны методы лечения и предупреждения инфекционных болезней: в 1881 г. прививки против сибирской язвы, в 1885 г. - против бешенства (Пастер, Франция), в 1890 г.-против дифтерии [Ә. Беринг (Германия), С. Китазато (Япония), Э. Ру (Франция)] и другие. Учение об иммунитете и возникшая новая отрасль науки - иммунология (одним из основоположников которой был И. И. Мечников) вооружили медицину новыми средствами борьбы с заразными болезнями - вакцинами и сыворотками (так называемая иммунотерапия). Дальнейшее развитие микробиологии в 20 веке привело к выделению в самостоятельную дисциплину учения о вирусах - вирусологии.

На основе открытий микробиологии сделала большие успехи и гигиена. Рост в 19 веке больших городов, крупных промышленных центров, их антисанитарное состояние ставили под угрозу жизнь и здоровье населения; это стимулировало развитие широких научных исследований в области гигиены и санитарии. Немецкий ученый медицины Петтенкофер применил экспериментальные методы исследования, давшие гигиене научную базу. Изучение влияния воздуха, воды и почвы на человеческий организм позволило поставить на научную почву устройство водопровода, канализации и жилищ. Ученики Петтенкофера - русские ученые Ф. Ф. Эрисман, А. П. Доброславин и другие - развили направление, созданное Петтенкофером, основав русскую школу гигиенистов, для которой характерным было изучение социальных факторов- систематического учета основных показателей статистики и динамики здоровья населения (рождаемости, смертности, заболеваемости, физического развития и тому подобное).

Широкое применение в медицине как для распознавания, так и для лечения болезней получили, помимо рентгеновых лучей, также радиоактивные вещества (см. , ). В 20 веке создано было учение о витаминах и установлена их роль в предупреждении болезней и их лечении [работы польского ученого К. Функа (1912 г.), подтвердившие выводы и опыты русских ученых Н. И. Лунина (1880 год) и В. В. Пашутина (1902 год)]. Развитие органической химии уже с начала 2-й половины 19 веке привело к возникновению химии синтетических лекарственных препаратов, а синтезирование в 1909 году немецким ученым П. Эрлихом мощного противосифилитического средства - сальварсана - положило основание современной химиотерапии. Крупнейшим достижением в области химиотерапии явилось открытие и применение с лечебной целью сульфаниламидных препаратов (немецкий ученый Г. Домагк, 1935 г.), а затем - антибиотиков.

В СССР медицина получила огромные возможности развития, предоставленные ей условиями нового социалистического общественного и государственного строя. В СССР медицинская наука развивается в соответствии с запросами охраны и укрепления здоровья населения, для выполнения которых создана широкая сеть научно-исследовательских учреждений.

Поскольку философской основой медицины в СССР является диалектический материализм, советские медики глубже и правильнее подходят к решению таких узловых вопросов медицины, как вопрос об отношении социального и биологического, о связи организма со средой, о ведущей роли нервной системы.

Профилактическая направленность медицины в СССР - наиболее характерная ее черта. Физиологическое учение И. П. Павлова, синтезирующее лучшие прогрессивные достижения мировой научной физиологии, творчески применяется во всех областях медицины. Тесная связь с практикой позволяет не только быстро откликаться на запросы жизни, но и пользоваться для научных исследований данными огромной сети медицинских учреждений.

Одним из важнейших принципов, лежащих в основе советской медицинской науки, является принцип развития, эволюции. Эволюционное направление нашло отражение особенно в крупных исследованиях А. А. Заварзина и Н. Г. Хлопина. Для морфологии характерен, кроме эволюционного направления, также принцип связи, единства формы (структуры) и функции. Наиболее яркое выражение это направление нашло в трудах В. Н. Тонкова и В. П. Воробьева, Б. И. Лаврентьева. В области топография, анатомии В. Н. Шевкуненко и его ученики разработали вопросы возрастной «типовой» анатомии, имеющей большое значение для практической хирургии. Патологическая анатомия в СССР в лице ее представителей А. И. Абрикосова, И. В. Давыдовского и других. последовательно развивает клинико-анатомическое направление.

Патофизиология в СССР непосредственно связана с клиникой. Ученик И. П. Павлова А. Д. Сперанский широко развил идею Павлова о нервной трофике и выдвинул ведущую роль нервного фактора в патогенезе различных заболеваний человека. Имеют значение труды Н. Н. Аничкова и его сотрудников по заболеваниям артерий, в частности атеросклерозу, по инфекционной патологии. Многочисленные работы А. А. Богомольца и его учеников посвящены проблемам долголетия. Большую роль играют труды И. П. Павлова в развитии отечественной фармакологии. В исследованиях Н. П. Кравкова, развивавшего идеи Павлова, следует отметить эксперименты на изолированных органах, работы по изучению внутренней секреции. С фармакологическими исследованиями связаны успехи химиотерапии в СССР и развитие химико-фармацевтической промышленности, синтез новых советских препаратов.

Социально-профилактическо е направление советского здравоохранения и медицинской науки особенно полное выражение находит в гигиенических дисциплинах (гигиена общая, коммунальная, гигиена труда, гигиена питания, школьная). Среди гигиенических дисциплин особое место заняла социальная гигиена, в развитии которой участвовали виднейшие теоретики и организаторы советского здравоохранения Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев. Большое развитие получили: коммунальная гигиена в связи с возникновением и быстрым ростом новых городов, реконструкцией страны и гигантским жилищным строительством; гигиена труда, перед которой возникли новые задачи, вызванные механизацией сельскохозяйственного производства, введением новых производственных процессов и созданием новых отраслей промышленности; гигиена питания в связи с широким развитием общественного питания.

Видное место в советской медицине заняли эпидемиология, микробиология и вирусология. Разработаны и введены в практику новые высокоэффективные : противомалярийная, противосибиреязвенная, противобруцеллезная, противогриппозная и другое. Большие научные успехи достигнуты советскими микробиологами и эпидемиологами в решении проблемы вирусных инфекций - весенне — летнего энцефалита, японского (комариного) энцефалита на Дальнем Востоке, риккеттсиозов, геморрагических лихорадок и другое, в борьбе с малярией (работы П. Г. Сергиева, В. Н. Беклемишева и другие). Е. Н. Павловский и его ученики создали новую теорию о природной очаговости трансмиссивных болезней, показавшую, что источником инфекции для различных заболеваний не всегда является больной человек, но в некоторых случаях и различные животные, находящиеся в естественных условиях природы.

Из клинических дисциплин учение И. П. Павлова в первую очередь оказало влияние на развитие клиники внутренних болезней: работы В. П. Образцова, Н. Д. Стражеско, А. И. Яроцкого, Н. И. Лепорского, относящиеся к заболеваниям органов брюшной полости, исследования Г. Ф. Ланга и А. Л. Мясникова, В. Ф. Зеленина и другие по гипертония, болезни, болезням сердца и сосудов, Е. М. Тареева - по болезням почек. Советская хирургия избежала узко практического уклона (сведения хирургии к оперативной технике) и развивается как передовая научно-практическая, клиническая дисциплина с профилактическим направлением. Вопросы хирургии брюшной полости широко представлены в работах И. И. Грекова, С. С. Юдина и другие; блестящие работы в области хирургии сердца принадлежат А. Н. Бакулеву, А. А. Вишневскому, И. И. Джанелидзе, П. А. Куприянову, Е. Н. Мешалкину, Б. В. Петровскому; в развитии нейрохирургии много сделали Н. Н. Бурденко, А. Л. Поленов и другие; в области хирургия, лечения опухолей большое место занимают работы Н. Н. Петрова, П. А. Герцена, А. Г. Савиных, А. И. Савицкого, Н. Н. Блохина и др. Не менее успешно развиваются и другие отрасли клинической медицины.

Исследования в области медицины ведутся по государственным планам. Высшим научно-медицинским органом страны, осуществляющим руководство в этой области, является Академия медицинских наук СССР, основанная в 1944 году.

Успехи медицинской науки в СССР способствовали выдающимся и имеющим принципиальное значение достижениям - резкому снижению общей и детской смертности, повышению продолжительности жизни, снижению инфекционных заболеваний, ликвидации в СССР таких болезней, как чума, холера, натуральная оспа, возвратный тиф. Близки к ликвидации малярия, сифилис и многие другие заболевания.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране здоровья населения СССР» способствовало значительному увеличению материальных возможностей развития Медицина в СССР и поставило перед ней задачи, разрешение которых позволит приблизиться к ликвидации наиболее тяжелых заболеваний (рак и другое) и на новую ступень поднять борьбу за здоровье человека и его долголетие.

Только в последние годы было дано удовлетворительное определение понятия медицины: «Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продолжения жизни 1 . В этой фразе для точности, нам кажется, следует после слова «мер» добавить слово «общества», так как по существу медицина является одной из форм деятельности общества по борьбе с заболеваниями.

Можно повторить, что врачебный опыт, медицинская наука и практика (или искусство) имеют социальное происхождение; они охватывают не только биологические знания, но и общественные проблемы. В человеческом существовании нетрудно заметить, что биологические закономерности уступают место социальным.

Обсуждение этого вопроса не является пустой схоластикой. Можно утверждать, что медицина в целом не только наука, но и практика (причем древнейшая), которая существовала задолго до развития наук, медицина как теория - не только биологическая, но и социальная наука; цели медицины - практические. Прав Б.Д. Петров (1954), утверждая, что медицинская практика и медицинская наука, возникшая в результате критического критического обобщения, неразрывно связаны.

Г.В. Плеханов подчеркивал, что влияние общества на человека, его характер и привычки бесконечно сильнее прямого влияния природы. То, что медицина и заболеваемость людей носят социальный характер, казалось бы, не вызывает сомнений. Так, Н.Н. Сиротинин (1957) указывает на тесную связь болезней человека с социальными условиями; А.И. Струков (1971) пишет, что болезнь человека - очень сложное социально-биологическое явление; а А.И. Германов (1974) считает ее «социально-биологической категорией».

Словом, социальный аспект болезней человека не вызывает сомнения, хотя каждый патологический процесс в отдельности - биологическое явление. Приведем еще высказывание С.С. Халатова (1933): «Животные реагируют на природу как чисто биологические существа. Влияние же природы на человека опосредовано социальными закономерностями». Тем не менее попытки биологизации болезни человека все еще находят защитников: например, Т.Е. Векуа (1968) отличие медицины от ветеринарии видит в «качественном отличии человеческого организма от организма животных».

Приводимые ссылки на мнения многих ученых уместны, потому что отношения пациента и доктора иногда могут создавать иллюзию, что врачевание - как бы совершенно частное дело; такое невольное заблуждение могло встречаться у нас до Великой Октябрьской социалистической революции и существует теперь в буржуазных государствах, в то время как знания и умение врача - целиком социального происхождения, так и болезнь человека обычно обусловлена образом жизни и влиянием различных факторов конкретной общественной среды; физическая среда в значительной степени также социально обусловлена.

Нельзя не напомнить о значении социалистического мировоззрения для врачебного дела и понимания болезни и понимания болезни человека. Н.А. Семашко (1928) писал, что взгляд на болезнь, как на социальное явление важен не только как правильная теоретическая установка, но и как плодотворная рабочая доктрина. От этого взгляда ведут свои научные корни теория и практика профилактики. Это учение делает из врача не ремесленника от молоточка и трубочки, а общественного работника: раз болезнь есть социальное явление, то и бороться с ней нужно не только лечебными, но и социально-профилактическими мероприятиями. Социальный характер болезни обязывает врача быть общественником.

Социально-гигиеническое исследование доказывает социальную обусловлен ность состояния здоровья людей. Достаточно вспомнить известный труд Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845) 2 . С помощью медико-биологического анализа устанавливается механизм действия факторов среды (климат, питание и т.п.) на биологические процессы в организме. Однако нельзя забывать о связи и единстве социальных и биологических условий жизни человека. Жилище, питание, производственная среда представляют собой факторы социальные по происхождению, но биологические по механизму воздействия на анатомо-физиологические особенности человека, т.е. речь идет об опосредовании организмом социальных условий. Чем выше социально-экономический уровень современного общества, тем эффективнее организация среды для условий жизни человека (даже в космосе). Поэтому метафизичны и ненаучны как биологизм, так и абстрактный социологизм при решении проблем медицины. В перечисленных фактах можно заметить решающее значение в понимании теории медицины и здравоохранения, общее мировоззрение, учет социально-экономических оснований, классовый подход.

Описание болезней в античное время и современная терминология. Практический опыт врачей накоплен в течение нескольких тысячелетий. Можно напомнить, что деятельность античных врачей совершалась уже на большом опыте предшественников. В 60 книгах Гиппократа, в которых, по-видимому, отразились и труды его учеников, обнаружено значительное число наименований внутренних болезней, которые, как предполагалось, были достаточно известны читателю. Гиппократ не описывал их симптоматологию, у него имелись только истории болезни конкретных больных и множество практических и теоретических замечаний. Отмечены, в частности, следующие, условно говоря, нозологические единицы: перипневмония (пневмония), плеврит, гнойный плеврит (эмпиема), астма, истощение (фтизис), ангины, афты, насморк, скрофулез, абсцессы различного вида (апостемы),рожа, цефалгия, френит, летаргия (лихорадка с сонливостью), апоплексия, эпилепсия, тетанус, судороги, мания, меланхолия, ишиас, кардиалгия (сердце или кардия?), желтуха, дизентерия, холера, непроходимость кишечника, нагноение живота, геморрой, артрит, подагра, камни, странгурия, отечность (асцит, отеки), лейкофлегмазия (анасарка), язвы, раки, «большая селезенка», бледность, жирная болезнь, лихорадки - непрерывная, ежедневная, терциана, квартана, жгучая лихорадка, тиф, эфемерная лихорадка.

До деятельности Гиппократа и его школы врачи различали не менее 50 проявлений внутренней патологии. Довольно длинное перечисление различных болезненных состояний и соответственно разных обозначений приведено для того, чтобы конкретнее представить большие успехи наблюдений, хотя и примитивных, врачей древних цивилизаций - более 2500 лет тому назад. Это полезно осознать и тем самым быть внимательным к тяжким трудам наших предшественников.

Положение медицины в обществе. Забота людей о лечении ранений и заболеваний существовала всегда и достигала некоторых успехов в разной степени в связи с развитием общества и культуры. В древнейших цивилизациях - за 2–3 тыс. лет до н.э. - уже существовали некоторые законодательства, регулирующие медицинскую практику, например кодекс Хаммурапи и др.

Довольно подробные сведения о древней медицине были обнаружены в папирусах Древнего Египта. Папирусы Эбертса и Эдвина Смита представляли сводку медицинских знаний. Характерным для медицины Древнего Египта была узкая специализация, существовали отдельные целители для лечения поражений глаз, зубов, головы, желудка, а также лечения невидимых болезней (!) (возможно, они относятся к внутренней патологии?). Эта крайняя специализация считается одной из причин, задержавших прогресс медицины в Египте.

В Древней Индии наряду со многими эмпирическими достижениями медицины хирургия достигла особенно высокого уровня (снятие катаракты, удаление камней из мочевого пузыря, пластика лица и т.д.); положение целителей, по-видимому, всегда было почетным. В Древнем Вавилоне (по кодексу Хаммурапи) была высокая специализация, а также были государственные школы целителей. В Древнем Китае существовал обширный опыт врачевания; китайцы были первыми фармакологами в мире, они уделяли большое внимание профилактике болезней, считая, что настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь; их целители различали около 200 видов пульса из них 26 для определения прогноза.

Повторяющиеся опустошительные эпидемии, как, например, чума, временами парализовали население страхом перед «божественным наказанием». «В древности медицина, по-видимому, была настолько высока и польза ее настолько очевидна, что врачебное искусство входило в религиозный культ, составляло принадлежность божества» (Боткин С.П., изд. 1912). В начале европейской цивилизации, со времени античного периода Древней Греции вместе с исключением религиозных воззрений на болезни медицина получила самую высокую оценку. Свидетельством этого было высказывание драматурга Эсхила (525–456 гг.) в трагедии «Прометей», в которой главный подвиг Прометея состоял в научении людей оказывать лечебную помощь.

Параллельно с храмовой медициной существовали врачебные школы достаточно высокой квалификации (Косская, Книдсская школы), помощь которых была особо очевидна в лечении травмированных или раненых людей.

Положение медицины и лечебной помощи, в частности в эпоху римского владычества, было очень низким. Рим был наводнен множеством самозванных целителей, часто мошенников, и выдающиеся ученые того времени, например Плиний старший, называли врачей отравителями римского народа. Следует отдать должное государственной организации Рима в попытках улучшения гигиенических условий (знаменитые водопроводы Рима, клоака Максима и т.п.).

Средние века в Европе по существу ничего не дали для теории и практики медицины. К этому еще следует отметить, что проповедь аскетизма, презрение к телу, забота главным образом о духе не могли способствовать развитию лечебных приемов, за исключением открытия отдельных домов призрения для больных и издания редких книг о лечебных растениях, например книги XI века М. Флоридуса «О свойствах трав» 3 .

Освоение медицинских знаний, как и всякое обучение, соответствовало общепринятому схоластическому методу. Студенты-медики обязаны были первые 3 года изучать логику, затем уже книги канонизированных авторов; врачебной практики не было в учебном плане. Такое положение, например, было даже официально установлено в XIII веке и в последующее время.

В начале эпохи Возрождения мало было изменений в учебе по сравнению со средними веками, занятия были почти исключительно книжные; схоластика, нескончаемые абстрактные словесные хитросплетения переполняли головы учащихся.

Необходимо, однако, отметить, что наряду с весьма повышенным интересом к рукописям древности начались усиленные научные изыскания вообще и изучение строения человеческого организма в частности. Первым исследователем в области анатомии был Леонардо да Винчи (его изыскания остались скрытыми несколько столетий). Можно отметить имя Франсуа Рабле - великого сатирика и врача. Он публично произвел вскрытие трупа и проповедовал необходимость изучения анатомии умерших за 150 лет до рождения «отца патологической анатомии» Г. Морганьи.

О государственной организации обучения и здравоохранения в эту эпоху мало известно, переход от мрачного средневековья к новой медицине совершался медленно.

Положение медицинской помощи в XVII–XVIII веках было довольно жалким, бедность знаний маскировалась заумными рассуждениями, париками и торжественными мантиями. Это положение врачевания достаточно правдиво изображено в комедиях Мольера. Существовавшие больницы давали скудную помощь больным.

Только во время Великой французской революции 1789 г. начинается государственная регламентация медицинского образования и помощи; так, например, с 1795 г. по декрету было введено обязательное обучение студентов у постели больных .

С возникновением и развитием капиталистического общества медицинское образование и положение практического врача приняли определенные формы. Обучение медицинскому искусству - платное, а в некоторых государствах - даже очень дорогое. Больной лично платит врачу, т.е. покупает его умение и знания для восстановления своего здоровья. Следует отметить, что большинство врачей руководствуются гуманными убеждениями , но в условиях буржуазной идеологии и быта они должны продавать свой труд пациентам (так называемый гонорар). Эта практика иногда приобретает отвратительные черты «чистогана» у врачей вследствие стремления к все большей наживе.

Положение целителя в первобытных общинах, среди племени, было почетным.

В полудиких условиях, не так уж давно, безуспешное лечение приводило к смерти и врача. Например, в царствование царя Ивана IV два зарубежных врача были казнены в связи со смертью леченных ими царевичей, они были зарезаны «аки овцы».

Позже, в период крепостничества, пережитков феодализма, отношение к врачу часто было пренебрежительное. Еще в конце XIX века В. Снегирев писал: «Кто не помнит, как врачи стояли у притолоки, не смея сесть…» Г.А. Захарьину принадлежит честь борьбы против унижения врачей.

Положение «купли-продажи» в медицинской практике было в дореволюционной России. Отклонение деятельности врача от правил гуманности (иногда и от элементарной честности) отмечено в сочинениях Д.И. Писарева, А.П. Чехова и др. Однако врачам и широкой общественности известны жизнь и идеальное поведение большинства врачей (например Ф.П. Гааза и др.), а также поступки врачей-ученых,подвергавших себя опасным для жизни экспериментам для развития науки, знакомы имена многочисленных врачей России, добросовестно работавших на селе. Однако практика буржуазных отношений всюду преобладала, особенно в городах.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала новые, самые гуманные правила медицинской практики. Все отношения врача и больного, искаженные буржуазной идеологией и практикой, круто изменились. Создание системы государственного здравоохранения, обеспечивающего бесплатную медицинскую помощь, установило новые отношения врача и больного.

Забота о здоровье населения у нас составляет одну из важнейших задач государства, а врач стал исполнителем этой серьезной задачи. В СССР врачи не являются людьми так называемой свободной профессии, а общественными деятелями, работающими в определенной социальной области. Соответственно изменились и взаимоотношения между врачом и пациентом.

В заключение, упоминая о высокой ценности врачебной профессии, следует напомнить начинающим врачам или учащимся, что эта деятельность трудна как по возможностям успеха, так и той обстановке, в которой придется жить врачу. О некоторых трудностях нашего труда красноречиво писал еще Гиппократ (изд. 1936): «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими тяжелы, а для пользующихся ими благодетельны и для обыкновенных людей - благо, приносящее помощь, а для занимающихся ими - печаль. Из числа этих искусств есть и то, которое эллины называют медициной. Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь; больные же, благодаря искусству, освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти, ибо против всего этого медицина является целительницей. Но слабые стороны этого искусства трудно узнать, а сильные - легко, и эти слабые стороны известны одним врачам…»

Почти все высказанное Гиппократом достойно внимания, тщательного продумывания, хотя эта речь, по-видимому, больше обращена к согражданам, чем к врачам. Тем не менее будущий врач должен взвесить свои возможности - естественное движение помощи страдающим, неизбежную обстановку тяжелых зрелищ и переживаний.

Трудности медицинской профессии ярко описали А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков; их переживания полезно продумать каждому врачу - они дополняют сухое изложение учебников. Знакомство с художественными описаниями медицинских тем совершенно необходимо для повышения культуры врача; Е.И. Лихтенштейн (1978) дал хорошую сводку высказываний писателей об этой стороне нашей жизни.

К счастью, в Советском Союзе врач не является «кустарем-одиночкой», зависимым от органов полиции или самодуров российских, а представляет собой труженика, достаточно почитаемого, участника государственной системы здравоохранения.

1 БСЭ, 3-е изд.- Т. 15.- 1974.- C. 562.

2 Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-изд.- Т. 2.- C. 231–517.

3 Одо из Мена/ Под ред. В.Н. Терновского.- М.: Медицина, 1976.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

На сегодняшний день многие жители нашей страны считают, что попасть к хорошему доктору - это большая удача, сродни выигрышу в лотерею. Надо сказать, что медицина в Россиив настоящее время приходит в упадок, поэтому о внимательных и высококвалифицированных врачах многим пациентам остается только мечтать. Все полнее проявляется деление на богатых и бедных, не говоря уже о других сторонах жизни обычного человека. В связи с этим платные клиники, предлагающие пациенту качественное обслуживание в виде длительного приема и назначения ряда диагностических мероприятий, пользуются все большей популярностью.

История медицины в России зафиксировала случай, когда один известнейший терапевт 19 века встречал на пороге пациента со словами: «Здравствуйте, больной с митральным пороком сердца». Конечно, такие доктора - это редкость.

Также немаловажен уровень образования будущих врачей. Введение порядка обучения докторов общей практики всего за один год не только существенно понизит качество медицины в целом, но и может увеличить уровень смертности среди населения. Например, чтобы стать врачом, в 18 веке нужно было учиться от 7 до 11 лет.

XVIII век. Зарождение

Впервые термин «медицина» в нашей стране был употреблен при Петре I. Сам император придавал большое значение врачебному делу, открыв в 1707 году госпитальную школу, а в 1764 - медицинский факультет в Московском университете. Медицина в России тех времен преобразовывалась из народной в научную. Если раньше условное обучение ограничивалось только хирургией, то при в учебном заведении начали преподавать следующие науки:

  • фармакологию;
  • неврологию;
  • зуболечение;
  • челюстно-лицевую хирургию;
  • физиологию и анатомию;
  • судебную медицину.

Многие специалисты выезжали за границу и перенимали опыт иноземных врачей. Сам император довольно плотно занимался изучением лечебного дела и с успехом проводил стоматологические манипуляции и операции как простым людям, так и представителям знати.

XVIII век. Развитие

Развитие медицины в России шло полным ходом. В конце 18 века было открыто несколько госпиталей, больницы и первая психиатрическая клиника. Именно с появлением последней и началось зарождение психиатрии как науки. В это же время стало обязательным проведение вскрытия больного после его смерти.

Несмотря на бурную деятельность, демографическая ситуация была неутешительной в связи с эпидемиями оспы и чумы. Медицинские деятели того времени, например С. Г. Зыбелин, связывали широкое распространение болезней, а также высокую детскую смертность с отсутствием надлежащей гигиены среди населения.

В 90-х годах 18 века Московскому университету, который на тот момент стал крупнейшим центром образования и науки, было разрешено присваивать степени доктора медицинских наук. Первым получил это почетное звание Ф. И. Барсук-Моисеев. Медицина в России стала пополняться квалифицированными кадрами.

Реформа медицины XVIII века

В 18 веке был сформирован принципиально новый подход к организации врачебной помощи, обучении лечебному и аптекарскому делу. Создавались Аптекарские приказы, Канцелярии главной аптеки, Медицинская канцелярия, а также проводились реформы в организации учебного процесса и формирования лечебных учреждений. Так, в 1753 году П. З. Кондоиди учредил новую систему образования, по которой студенты проводили в стенах университета 7 лет и по окончании сдавали обязательные экзамены.

XIX век. Начало

Медицина в Россиив начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

XIX век. Развитие

Развитие медицины в России ознаменовалось пополнением списка диагностических мероприятий. В частности, Г. И. Сокольский выделил метод перкуссии в исследовании заболеваний грудной клетки. В связи с этим ученый опубликовал труд «О врачебном исследовании с помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа», который был издан в 1835 году.

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

Итоги XIX века

В 19 веке были заложены основы всех современных научных положений в медицине, включая дерматологию, гистологию и даже бальнеологию. Благодаря разработкам известнейших ученых того времени стали применять наркоз, методы реанимации и физиотерапии. Также были сформированы такие науки, как микробиология и вирусология, которые начали развиваться уже позднее.

Состояние медицины в России в 20 веке

Мнения

Однако современная медицина в России не может обеспечить высокое качество обслуживания, поэтому многие специалисты считают, что изменения нужно начать именно с образования. Также врачи видят в реформе откат к старой системе обслуживания, которая предполагала разделение на больницы для бедных и богатых.

Проблемы медицины в России заключаются не только в недостаточном финансированииучреждений здравоохранения, но и в полном равнодушии некоторых врачей к пациентам. Судя по истории развития лечебного дела, многие доктора положили жизни на изучение и разработку новейших методов исследования организма и его избавления от разного рода заболеваний. К сожалению, в современной медицине наблюдается тенденция к монетизации жизни.

Медицина – это наука, изучающая здоровье и болезни человека, определяющая нормы этих двух состояний, а также ищущая способы сохранить и укрепить здоровье, излечить заболевание, а также не дать ему распространиться.

История медицины

Медицина существует столько, сколько существует человечество. Как только человек получил одно из тех свойств, которое отличает его от животного – способность к сопереживанию – появилось и желание помочь страдающему близкому. Посредством наблюдений, опытов с окружающими растениями и предметами, люди накапливали информационную базу. Эти полезные знания и навыки стали передаваться избранным членам племени – так появились жрецы.
Имея весьма ограниченные данные (в сравнении с сегодняшним днем), и естественное человеческое желание дать разгадку сути явлений, жрецы объяснили начало заболеваний проникновением в тело больного злых духов. Так, в сплетении мифа и реальных знаний, зарождалась медицина.

Медицина и религиозные учреждения были тесно связаны до 20 столетия.

С возникновением городов жрецы ушли в храмы, людям же требовалась ежедневная – близкая и доступная – помощь. Так возникала светская медицина, а в деревнях и среди низших слоев общества – то направление, которое сейчас принято называть «народной медициной», а именно знахарство.

Больших достижений достигли медики развитых древних культур – Древней Индии и Китая, Египта, Древней Греции и Римской империи. Последовательно перенимая накопленную информацию, медики совершенствовали свои навыки, углубляли знания, передавая опыт в книгах.

Потрясающие факты:
  • Уже в 5 веке до н.э. врачи делали операции под наркозом, проводилось успешное обеззараживание прооперированного пациента.
  • В Древней делали пластические операции: медики могли восстановить поврежденное ухо или нос.
  • В Древнем проводили трепанацию черепа

Средневековье стало шагом назад для медицины. Научные книги уничтожались, народные лекари признавались колдунами и ведьмами. Медицина, ущемленная и забитая, ютилась в монастырях. Однако и в Средние века жажда знаний жила в людях. Гонимые церковью алхимики (например, Парацельс) занимались опытами, многие из которых были медицинскими.

В период Ренессанса научные знания древних стали понемногу возвращаться, многое переняли у арабских врачей, которые в свою очередь стали преемниками древних индусов.

Сегодня медицине оказывается всесторонняя поддержка общества и государства. Впереди решение огромного количества задач, как по лечению болезней, так и по профилактике их возникновения.

Области медицины

Вот только некоторые разделы медицинской науки:

Официальная, нетрадиционная и
народная медицина

Научно доказанные методы лечения относятся к официальной медицине. Однако существует множество способов помощи человеку, испытанные веками, но до сих пор полностью не изученные, а потому, при всем многообразии примеров эффективности, не признанные официальной наукой.

К методам нетрадиционной медицины относятся:

  • акупунктура – воздействие на органы через определенные точки концентрации энергии на теле человека, в т.ч. иглоукалывание, рефлексотерапия;
  • гомеопатия – лечение подобного подобным, принятие в малых дозах препаратов, вызывающих те же симптомы, что имеет болезнь;
  • Натуральная медицина (натуропатия) – лечит природными средствами; включает многие методы, в том числе ароматерапию, лечение пиявками, фитотерапию, грязелечение.

Народную медицину часто относят к нетрадиционной медицине. Её методы и способы лечения – часть народной мудрости, передаваемая из поколения в поколение. К профессионалам народной медицины можно отнести знахарей, к методам – лечение , заговоры, молитвы. Средства народной медицины долгое время сознательно дискредитировались представителями официальной науки, и такая пропаганда была необходима, чтобы победить антинаучные суеверия.

Однако в этой борьбе были утрачены многие рецепты, эффективность которых доказана на сегодняшний день.

Поэтому сейчас мы вновь вспоминаем забытые рецепты травников в поисках замены химически синтезированных лекарств , чтобы снизить медикаментозную нагрузку. В защиту методов народной медицины можно также привести тот факт, что многие «научные» методы, практиковавшиеся именитыми врачами, в последствие оказались вредными, ненужными, опасными.

К примеру, знаменитое лечение кровопусканием, или варварский метод терапии сумасшедших, заключавшийся в долгом раскручивании больного на устройстве типа карусели.

Современные задачи медицины

Сегодня люди хотят не только вылечить заболевание, но и как можно дольше сохранить здоровье. Если в Средние века продолжительность жизни составляла примерно 30 лет, то сейчас мы хотим дожить до 90, при этом ожидая, что мы будем сохранять активность и качество жизни здорового человека.

Современная медицинская наука ищет способы продления жизни, а не только методы лечения заболеваний.