21.09.2019

Как не впасть в отчаяние при потере работы и освоить новую специальность. Как не впасть в отчаяние молитва


Отчаяние ... Чувство, которое знакомо каждому. Чувство, которому никто не рад. Можно ли с ним бороться? Как не впасть в отчаяние?

Когда мы впадаем в отчаяние?

Я не завидую людям творческих профессий. Получив образование актера, я поняла, как тяжело для психики работать в подобной сфере. Сегодня многие воспевают творческие профессии, не понимая, что они включают в себя не только творческие радости, но и невыносимые творческие кризисы . И каждый такой кризис может сопровождаться приступом отчаяния. Почему оно возникает? Потому что в творчестве нет готовой схемы. Мы не знаем, что делать, если роль «не идет». Не идет — и все! Хоть что делай! Выходишь на сцену и чувствуешь, как промахиваешься, промахиваешься... Ничего не возникает, все плоско, натянуто, бездарно, невыносимо... Хотя вчера еще все шло хорошо! И мы знаем, что не можем сказать зрителям, режиссеру, партнерам — «Извините, я, пожалуй, возьму небольшой отпуск и в ближайшие пару недель не появлюсь на площадке». Точнее, так сказать, конечно, можно... Но потом придется искать другой театр. Более того, почти все спектакли репетируют в двух или трех составах... Поэтому если ты прямо сегодня не справишься с этим непрошеным кризисом , вполне вероятно, завтра ты снова окажешься в массовке. Как не впасть в отчаяние в подобной ситуации?

Другой пример. Молодая мама. Устала. Выдохлась. Не спала половину ночи. В доме — бардак. Еды нет. Сама — страшная, как зомби, и недовольная собой. А ребенок все орет и орет... Кто не сталкивался с такой ситуацией? Как справляетесь с накатывающим отчаянием?

И третья ситуация. Вроде ничего не произошло. Все как всегда, все нормально. Но внутри какое-то беспокойство. Пытаешься как-то с ним справиться, начинаешь медитировать, работать с осознанностью... Но не идет, и все... Нет осознанности. Нет, что ни делай. Осознанность ускользает между пальцев, оставляя тебя с этим ноющем беспокойством ... В какой-то момент тоже появляется отчаяние.

Что объединяет все эти ситуации?

1) Отсутствие жизненной энергии . Усталость. Нет сил двигаться вперед. Пока у нас есть силы, мы готовы бороться, что-то решать. Пока у нас есть энергия, мы не сдаемся и не впадаем в отчаяние.

3) Невозможность выйти из ситуации и отдохнуть . Нужно решить проблему прямо сейчас. Мы не можем расслабиться, привести свои мысли в порядок, и посмотреть на проблему с другой стороны. Время поджимает. Точнее, нам кажется, что время поджимает . В большинстве случаев, мы можем найти хотя бы 10 минут, чтоб остановиться... Но иллюзия давления не позволяет нам этого.

4) Непонимание, что главная проблема внутри, а не снаружи . Мы так концентрируемся на внешних трудностях, что забываем главное... Отчаяние — результат внутренней дисгармонии, внутреннее напряжение. И прежде, чем мы сможем разобраться с внешним миром, необходимо разрешить ту проблему, которая есть внутри . Необходимо нейтрализовать это отчаяние, которое сковывает нас по рукам и ногам.

Как справиться с чувством отчаяния?

1) Останавливаемся . Сначала просто останавливаемся. Прекращаем этот истеричный внутренний диалог («Я ничего не успеваю! У меня все рушится! Я не могу ничего сделать! И т.д.»). Около минуты побудьте в тишине. Оглянитесь вокруг... Почувствуйте свои руки... Плечи... Голову... Ощутите все свое тело... Этого будет достаточно, чтобы просто остановиться.

2) Как всегда, начинаем с принятия ситуации и самой себя . Повторяем мантру «Я люблю себя, одобряю себя и принимаю себя!», говорим себе ласковые комплименты... Если есть желание, можно потратить 10-15 минут на уход за собой: маска для лица, макияж или ванна. Это поможет вам отвлечься, успокоиться и взглянуть на проблему под другим углом.

3) После того, как вы немного успокоились, начните изучать свои эмоции . Осознайте свои чувства, рассмотрите их со всех сторон, наблюдайте за своим внутренним состоянием... Наблюдайте за всей ситуацией как будто со стороны. Постарайтесь увидеть в ситуации что-то смешное, нелепое... Взглянув на свою проблему более осознанно, вы поймете, что ваше отчаяние не стоит того.

4) Самое сложное. Отпустите ситуацию . Скажите себе — будь, что будет! Продолжайте делать то, что должны, но не переживайте за результат. От ваших переживаний проблема не уменьшится. Скорее, наоборот. Цените себя. Заботьтесь о своем здоровье. Нет ничего важнее вашего психического здоровья, вашего самочувствия, вашего спокойствия. Поэтому отпустите ситуацию и расслабьтесь.

Расскажите, как вы справляетесь с приступами отчаяния? Как часто вы впадаете в отчаяние?

Любите себя! Берегите свое здоровье!

Вопрос психологу:

Доброго времени суток!

Меня зовут Анастасия, мне 20 лет.

Постараюсь изложить всю суть проблемы.

Месяц назад я закончила учебу в колледже. Специальность моя – библиотекарь, была выбрана от безысходности, как я сейчас понимаю: надо было уходить после 9 класса и единственное, что мне тогда подходило, это было библиотековедение – работа в тишине, мало людей и книги. Но со временем я сильно изменилась и поняла, что это не моё. Зарплата очень низкая – даже на еду не хватит; возникло желание жить и появилось сильное влечение уйти в другую сферу.

На втором курсе жизнь привела меня на очную встречу с психологом. Благодаря ей, у меня появилось сильное желание самой стать психологом. Она, можно сказать, была единственным человеком, которому я могла рассказать всё. За всю жизнь у меня не было кого-то по-настоящему близкого, кроме неё. Были люди, с кем я общалась, есть и сейчас, но это всё не то. Есть молодой человек, но и с ним нет того, что мне нужно. Хочется, что бы мои проблемы то же услышали, поняли и поддержали. Что бы хоть кто-то шёл со мной по жизни одной дорогой. Но, видимо, я на всю жизнь волк-одиночка, что отчасти хорошо, но иногда и плохо.

Мне нравится общаться с людьми, «копаться» в их проблемах, помогать им их решать, Может быть, это всё слишком громко звучит, но я еще даже не поступила учиться на психолога, а уже люблю свою будущую профессию! Не представляю себя без изучения чужих судеб, жизней, сопереживания им. Я «дышу» чужими эмоциями, переживаниями, проблемами, вдохновляюсь ими. Иногда, после того, как со мной кто-то делится чем-то, я пишу стихи об этом. И мне это даёт еще больше эйфории.

Понимаю, что работа психолога очень тяжелая морально и требует частых финансовых вложений: на постоянную учебу, личную терапию и многое другое. Однако что бы получать хорошую зарплату как раз и надо много учиться и работать. Но это того стоит.

Хотела поступить в этом году в ВУЗ, на бюджет, но не получилось, не сдала вступительный экзамен. Теперь только ждать, когда накоплю денег на заочное обучение и пытаться снова поступать.

Сейчас ищу работу, но никак не могу найти. Уже месяц хожу по собеседованиям. В половине случаев мне работа не подходит (долго проходить обучение, нужно самой буквально «впаривать» людям что-то, чувствую, что у меня это не получится). В другой половине – я не подхожу: нет мед книжки и возможности её за свой счет сделать, нет опыта работы (которому и взяться-то не откуда, т.к. возможности работать не было), иногда вообще обещают перезвонить и в результате не перезванивают.

Сегодня после очередного отказа, куда меня почти взяли, у меня наступило отчаяние, стало обидно. Сил уже нет искать что-то еще, даже вера пропала в то, что я устроюсь куда-то.

Больше всего мне перед мамой неудобно. Мы с ней сейчас живём только на одну её маленькую пенсию, которой тоже не хватает, она у меня инвалид, работать ей нельзя. Раньше у меня была хотя бы пенсия, по потере кормильца, пока я училась, а теперь её сняли и совсем тяжело жить стало.

Хочется уже найти работу, что бы стало легче, что бы исчезли эти вечные материальные проблемы. Но, ничего не получается. Наступает отчаяние и депрессия. Не знаю, где силы взять, что бы вылезти из всего этого. Подскажите, пожалуйста, как совсем не впасть в эту бездну?

На вопрос отвечает психолог.

Доброго дня, Анастасия. Вам только 20 лет и перед Вами открыты все дороги. ЗНАЙТЕ ОБ ЭТОМ!

Да, не всё так просто в этой жизни, никто не станет решать за вас Ваши вопросы, и мир бывает порой очень жесток. Да.

Поэтому Вам стоит самой быть борцом своей жизни: "Встаёте, и идёте к цели!" Какая она у вас? Стать психологом? Верьте в свою мечту! Будьте ей верны. Вы обязательно получите высшее психологическое образование, если сами того хотите. Пробуйте поступить на бюджет на следующий год. Возьмите для себя паузу в поступлении на год. А в это время по возможности посещайте тренинги, читайте психологическую литературу, одним словом - вникайте.

Но, этот год Вам, Анастасия, нужно на что-то жить. Поверьте, работы в мире уйма. Вопрос в том, что ищите Вы. Я не знаю, в каком городе живёте Вы, какие возможности трудоустройства в нём есть. И какой запрос у Вас (график работы, зароботная плата, условия труда). Расширяйте свой кругозор: можно заниматься рукоделием и с этого жить, можно работать в сети интернет и неплохо зарабатывать на статьях, но это требует сил, терпения. Ничто не даётся просто так. Будьте готовы работать по 12 часов в сутки. А кто достигает успеха, тот работает и больше, не обращая внимания на выходные!

Что следует Вам сделать?

1. Успокоиться и чётко прописать свою цель. А далее - запишите на бумаге "Какую работу я хочу?" (всё до мелочей: график работы, зароботная плата, условия труда).

2. Составить своё резюме (есть специальные сайты поиска работы, там и образцы, и примеры, и бланки) и разостлать его на сайты трудоустройств, работодателям, которые ищут молодых специалистов. Рассмотрите варианты отдалённой работы (это может быть анализ документации или копирайт).

3. Возможно, зарегистрируйтесь на бирже труда, где Вам помогут с трудоустройством. Rating 5.00 (1 Vote)

Я русская мусульманка. У меня такая проблема... В детстве, видимо, родители не уследили, и у меня были сильно испорчены зубы. Сейчас все мои моральные силы и деньги уходят на них, я сама зарабатываю и всё трачу на это, не чувствую внутренней силы, нет позитива, нет ощущения, что я обладаю женской силой и здоровьем, красотой, хотя я достаточно симпатичная девушка, ещё больше боюсь рожать детей. Это напрямую влияет и на мой внешний вид – я не улыбаюсь.

Кроме этого есть и проблема с другой внешней особенностью, которая значительно определяет привлекательность женщины. Мне 28 лет, и я до сих пор не замужем, меня всё время преследуют плохие мысли о старости, смерти, проблемы с зубами ассоциируются со старостью, а я не родила ещё ни одного ребёнка и почему-то кажется, что и не смогу. А если смогу, то не хватит сил на мужа, где взять красоты, чтобы он не ушёл, для меня очень важен единственный человек – друг и муж...

Помогите, как обрести позитив и моральные силы? Я очень отталкиваю окружающих и мужчин тоже своим унынием и неверием в себя. Я всегда думаю о том, что у людей бывают проблемы и хуже, но здоровье испорчено уже сейчас, я бы могла смириться с такой проблемой в более зрелом возрасте, но ведь я ещё не вышла замуж, и постоянно думаю, что я уже и не выйду, и кому я такая нужна…

С точки зрения религии:

Красота – понятие достаточно субъективное, у каждой культуры и в разные времена были свои идеалы красоты. Причём и это тоже всего-навсего идеалы культуры, законодателей моды, а не всех и даже не большинства людей. Аллах создал всех людей разными не только по внешности, но и по характеру, предпочтениям и другим чертам психологии. Даже не сомневайтесь, что в глазах некоторых мужчин Вы будете не просто красивой, а самой красивой женщиной.

Теперь относительно здоровья. Этот свет не создан Всевышним родиной и местом вечной жизни для нас, это всего лишь поле испытаний. Здесь нам даётся недолгий срок, за который мы должны доказать свою верность нашему Создателю, исполняя все его наказы и повеления. Всевышний дал всем людям разные внешность, состояние, благополучие, ум, здоровье… Всё это испытание.

Конечно же, и Вы и все остальные люди желали бы быть здоровыми, самыми здоровыми, и это нормально, потому что человек всегда стремится к лучшему. Возможно, у Вас не такое хорошее здоровье, но, поверьте, есть люди, у которых оно ещё хуже, есть такие, кто считает дни своей жизни. Посетите как-нибудь больницу для онкологических больных, посмотрите на них, уделите особое внимание детям, которые там лежат, и потом дайте оценку своему здоровью. Всё ли так плохо, что не остаётся ничего другого, кроме как уныние? Благодарите Всевышнего днём и ночью, что у Вас есть все части тела, что Вы можете ходить, чувствовать вкус пищи, самостоятельно справлять нужду… Ведь есть тысячи, а если брать в пример всё население нашей планеты, то и миллионы людей, которые лишены всего этого!

Красота и многие другие черты, которые порой берутся молодыми людьми как первостепенные критерии при поисках жён, не вечны и не гарант счастья. Тогда как набожность, покорность своему Творцу и соблюдение всех канонов Его религии гарантируют это, гарантируют счастье как на этом свете, так и на том. Ибо к богобоязненной девушке придут свататься только такие же мужчины, а набожный мужчина не будет ходить за каждой юбкой, оглядываться на других. Тогда как те, кто женились на девушке только из-за её красоты, могут смело начать уделять внимание другой, более красивой, чем его супруга, как это зачастую и бывает.

Выходите замуж исключительно за соблюдающего мужчину. Рожайте детей и ничего не бойтесь. Если Вы думаете, что полноценно родить могут только во всех планах здоровые люди, то ошибаетесь, будь это так – нас не было бы 7 миллиардов. Что говорить о женщинах, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, когда мы видим, что порой абсолютно полноценных детей рожают даже ВИЧ-инфицированные женщины, иммунитет которых подорван полностью. На всё воля Аллаха, никогда не забывайте об этом, если Вам будет суждено стать матерью, Вы обязательно станете ею, а суждено это или нет знает, только Один Всевышний. От всей души желаю Вам крепкого здоровья и семьи.

: С точки зрения психологии

Трудно, если не сказать, что невозможно найти девушку, которая в полной мере была бы довольна своей внешностью. В работе часто сталкиваешься с тем, что даже объективно привлекательная девушка в той или иной степени переживает из-за собственных комплексов неполноценности. Они лишь отличаются тем, что по-разному реагируют на свои недостатки. Кто-то попросту не обращает на них внимания, понимая, что он всего лишь человек и уже по этой самой причине не может быть безупречным. Другие же всячески пытаются компенсировать это чувство, прибегая ко всевозможным косметическим услугам или даже идя на операции. Как правило, эта категория людей, пытаясь скрыть собственную неполноценность, ещё больше обнаруживает её. Для этого в психологической науке даже выделен специальный термин – гиперкомпенсация. Но есть и третья категория лиц, к которой, судя по всему, относитесь Вы. Это те люди, которые начинают возводить чуть ли не в культ собственные недостатки и от этого отказываются от любой перспективы. Они предпочитают находиться в тени и лишний раз не показываться. Это в некоторой степени схоже с поведением героя сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», когда человек загоняет себя самого в бездну собственных страхов.

Ваша вся проблема в том, что Вы часто думаете о возможных неудачах, которые могут иметь место в Вашей жизни. Думая о них, Вы со временем начинаете относится к этим мыслям как к объективной реальности, так как будто и в самом деле они имеют место быть в Вашей жизни, и тут же начинаете строить планы по уходу от них. Всё это в совокупности приводит вас к мысли о том, что лучше вовсе не начинать ничего, чтобы потом не оказаться оставленной и разочарованной.

Вот давайте вместе подумаем над тем, какое может быть сформировано отношение к человеку, который самого себя не то что бы не любит, а даже где-то и стесняется. Стали бы Вы связываться с человеком, который заведомо о себе думает, что с ним будет скучно и что он не представляет из себя какой-либо ценности. Вы уж простите меня за такую откровенность, но очень важно увидеть себя со стороны, понять природу собственных страхов. Всё дело в том, что вы можете, сами того не подозревая, находиться в некоем замкнутом круге. С одной стороны, внутренняя убеждённость в собственной ущербности заставляет Вас избегать каких-либо перемен в жизни, приводя Вас же саму к тому, что люди долго рядом не задерживаются, с другой стороны. Тут нужно серьёзно менять отношение к самой себе. Вас очень трудно будет любить и ценить, если вы сами себя не любите и не цените. Все мы, в принципе, интуитивно понимаем, что происходит с тем или иным человеком, даже если не можем всё это логически обосновать. Внутреннее природное чутьё практически всегда нам подсказывает, что от того или иного человека следует держаться на расстоянии. Просто не все мы слушаем самих себя.

Не нужно зацикливаться на своих недостатках, Вы уж поверьте, на каждый из них обязательно найдётся достоинство, главное, хорошенько покопаться в своих сильных сторонах. Составьте чёткий план действий, исправьте то, что исправить можно. Проконсультируйтесь с хорошим стоматологом, и он подскажет Вам достойный выход. Вполне возможно, что потребуются деньги, но Вы начните себе отказывать сегодня в том, что не так уж и важно, и уже завтра Вы будете располагать нужной суммой для коррекции испорченных зубов. В общем, не нужно отравлять себе жизнь всякими мрачными мыслями, в мире столько всего интересного.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

  1. Освободиться от негатива внутри вас. Не держите все эмоции в себе, не стоит их накапливать, лучше сядьте и поплачьте навзрыд или разбейте посуду, сходите в спортзал и сорвите злость на боксерской груше. Чем больше негатива вы выплеснете, тем меньше волнений останется у вас, и уход мужа из семьи будет переживаться намного легче. Если у вас не получится сделать этого, то ваше состояние с каждым днём будет только ухудшаться, а новые обиды будут только накапливаться.
  2. Не нужно постоянно находиться одной со своими мучительными мыслями и вести отшельнический образ жизни. Пусть родственники и друзья будут рядом, проводите больше времени в их кругу. Просите их о помощи, даже если это будет похоже на крик души: «Меня бросил муж помогите!». Они помогут вам преодолеть трудности. Не удерживайте себя и без стеснения рассказывайте все, что вас гложет друзьям и близким. Не считайте, что вы ноете или перекладываете свои проблемы на других - это не так, они в любом случае вас поддержат и, возможно, дадут дельный совет.
  3. Старайтесь первое время всегда занимать себя чем-то. Ходите в кино или театр, найдите себе хобби, веселитесь, но не сидите дома в одиночестве. Отвлекайтесь всеми возможными делами и гоните от себя нехорошие мысли.
  4. Когда муж бросает семью, у некоторых женщин возникает желание отомстить ему. Многие пытаются всячески опозорить мужа, рассказать о нем нехорошие вещи, раскрывают недостатки, углубляясь в интимные подробности. Не стоит опускаться до этого. Ведь первоначально вы выставите себя не с лучшей стороны, и, скорее всего, вы испортите репутацию себе, а не мужу. Помните, что чувство мести не приведет ни к чему толковому. Вы только нагрузите себя лишними мыслями и заботами, которые и так не будут давать вам покоя.
  5. Постарайтесь отпустить его , развеять все мысли о нем, забудьте обиды, и вы сами ощутите чувство облегчения. Избавьтесь от вещей мужа, оставшихся после его ухода. Не позволяйте забытой в шкафу рубашке день ото дня вгонять вас в тоску.
  6. Не пытайтесь торопиться найти замену мужу и погружаться в новые отношения. Это ошибочное мнение, что новые отношения помогают забыть прошлые. Пока вы полностью не переживёте разрыв, и воспоминания о муже не перестанут трогать вашу душу, у вас не получится построить новые полноценные и здоровые отношения, так как вы постоянно будете сравнивать бывшего и нынешнего партнеров. Короткие интрижки вас также не спасут.
  7. Постарайтесь принять новую жизнь , к ней необходимо привыкнуть и осознать, что муж ушёл, но жизнь не кончается. В вашем новом положении можно найти и массу позитивных моментов. Вы можете переосмыслить некоторые вещи. А также осуществить то, что давно мечтали или желали сделать, но всё никак не могли решиться. Вследствие этого у вас появятся новые цели и задачи. Никто не уверяет вас в том, что пережить развод легко, но если приложить усилия, то вполне реально. Возьмите себя в руки, следуйте советам и всё у вас получится. Главное не спешите – всему своё время.

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в , где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители , Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует , говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.