30.06.2020

Во время морозов. Русская наука. Академик Морозов. Правила безопасного поведения


Николай Александрович Морозов родился 25 июня 1854 года в имении Борок Ярославской губернии. Матерью его была крепостная крестьянка А. В. Морозова; отец - молодой богатый помещик Щепочкин, который влюбился в свою крепостную, дал ей вольную и женился на ней. Сын от этого брака (не освященного церковью) получил фамилию матери.

Николай Морозов воспитывалс в доме отца, отличаясь с детства большой любознательностью и особым пристрастием к естественным наукам: он собирал гербарии и коллекции минералов, читал книги из домашней библиотеки, по ночам забирался на крышу дома и часами изучал звездное небо. Пребывание Морозова в московской классической гимназии, куда он поступил в 1869 году, было непродолжительным. За активное участие в организации "тайного общества естествоиспытателей гимназистов" и издание рукописного нелегального гимназического журнала, в котором наряду с научными статьями помещались и заметки на политические темы, Морозов был исключен из 6-го класса.

В начале 1870-х годов Морозов знакомится с видными революционерами-народниками С. М. Кравчинским, Д. А. Клеменцем и другими и вскоре принимает участие в пропаганде освободительных идей среди крестьянства. В этой работе, переодеваясь и выдавая себя то за кузнеца, то за сапожника, Морозов проводит лето 1874 года, переходя из деревни в деревню, ведя беседы с крестьянами, читая и распространяя среди них запрещенную литературу. Когда начались массовые аресты среди народников, Морозов возвращается в Москву, где подвергается преследованию полиции.

Вскоре, в том же 1874 году, он вынужден был уехать за границу. В Женеве Морозов устанавливает связи с русскими эмигрантами, становится редактором бакунинского журнала "Работник", сотрудничает в лондонской газете "Вперед!", издаваемой П. Л. Лавровым. Здесь же он был принят в члены Интернационала. В 1875 году он пытается вернуться в Россию нелегально, но на границе его задерживают жандармы, как одного из "самых опасных русских заговорщиков". {Под этим определением фамилия Морозова значится в списке лиц, который был тайно разослан правительством по всем полицейским учреждениям империи для усиленного розыска и препровождения в тюрьму.}

С 1875 по 1878 год Морозов провел в Петербургском доме предварительного заключения. Не теряя времени даром, пытаясь, по возможности, заниматься математикой, физикой, астрономией, он в тюрьме изучал иностранные языки, готовился к деятельности профессионального революционера. Там были написаны и первые его стихотворения. Во время заключения Морозов привлекался к суду по "процессу 193-х", который длился почти три месяца. В результате он был вновь приговорен к тюремному заключению, но ему был зачтен трехгодичный срок его пребывания в тюрьме.

По выходе из тюрьмы Морозов, узнав, что приговор над ним подлежит пересмотру, как "слишком мягкий", тотчас же переходит на нелегальное положение. К этому времени относится его вступление в организацию революционных народников "Земля а воля", где он вскоре становится одной из руководящих фигур. Вместе с Г. В. Плехановым он редактирует журнал "Земля и воля". Ввиду наметившихся разногласий с Плехановым, отрицавшим индивидуальный террор как метод политической борьбы, Морозов создает особый орган - "Листок "Земли и воли"", посвященный пропаганде террора, и, наконец, в 1879 году входит в состав террористической группы с девизом "Свобода или смерть", тайно возникшей внутри "Земли и воли". После окончательного раскола "Земли и волн" Морозов был членом Исполнительного комитета "Народной воли" (в него входили также А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, В. Н. Фигнер и другие) и редактором ее печатного органа.

Следуют одно за другим покушения на Александра II, в подготовке которых Морозов принимает активное участие. В 1880 году ему вновь приходится эмигрировать за границу. Во время своей поездки в Лондон он знакомится и беседует с К. Марксом.

Извещенный письмом Софьи Перовской о необходимости его возвращения на родину, Морозов в 1881 году делает вторичную попытку перейти русскую границу и вновь попадает в руки жандармов. В 1882 году по "процессу 20-ти" Морозов был присужден к пожизненному заключению, которое отбывал сначала в Алексеевской равелине Петропавловской крепости (4 года), а затем, с 1834 года, - в Шлиссельбургской крепости (21 год). Он был освобожден по амнистии только осенью 1905 года, после 25-ти лет одиночного заключения.

Все годы пребывания в Шлиссельбургской крепости Морозов посвятил разработке занимавших его научных вопросов, главным образом в области химии и астрономии. Невероятным усилием воли он заставлял себя работать, писать, делать вычисления, составлять таблицы. Это позволило ему тотчас после выхода из тюрьмы опубликовать одну за другой свои работы: "Периодические системы строения вещества" (1907), "Д. И. Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего" (1908). Тогда же, во время заточения, было создано и большинство его стихотворений, напечатанных им в книге "Звездные песни". Выход этой книги в 1910 году вызвал судебное преследование и новое годичное заключение, которое Морозов отбывал в Двинской крепости. Год пребывания в тюрьме Морозов использовал для написания своих мемуаров. {"Повести моей жизни", тт. 1-4, Пг., 1916-1918 (изд. 3-е - тт. 1-2, М., 1965).}

После Октябрьской революции Морозов целиком посвятил себя научно-педагогической и общественной деятельности. Он был избран директором Естественно-научного института имени П. Ф. Лесгафта, почетным членом Академии наук СССР.

Перу Морозова принадлежат книги "Откровения в грозе и буре" (1907) и "Христос" (семитомный труд 1924-1932 годов), в которых он на основе данных астрономии и геофизики пытался обосновать совершенно новую концепцию всемирной истории, не представляющую научной ценности, но по-своему примечательную.

Последние годы Морозов жил на родине, в имении Борок Ярославской области, которое было закреплено за ним по личному указанию В. И. Ленина.

Стихи Морозова 1870-1880-х годов печатались в сборниках и периодических изданиях вольной русской печати за рубежом; также за границей был издан и первый сборник стихов Н. А. Морозова "Стихотворения 1875-1880" (Женева, 1880). Революционные события 1905 года и последовавшая за ними амнистия Морозова дали возможность опубликовать первые легальные сборники его стихотворений: "Из стен неволи. Шлиссельбургские мотивы" (Ростов-на-Дону, СПб., 1906) и "Звездные песни" (М., 1910). Только после Октябрьской революции был издан почти исчерпывающий свод поэтических произведений Морозова: "Звездные песни. Первое полное издание всех стихотворений до 1919 г." (кн. 1-2, М., 1920-1921).

Книги

В гениальной книге русского ученого, который провел 27 лет в заключении, Вы получите ответ на вопрос: неужели старинная мечта алхимиков о превращаемости простых веществ друг в друга близка к осуществлению? В настоящей книге показано, как, за весь длинный период своего существования, химия, за исключением своего временного разочарования в XIX веке, ставила своей конечной целью доказать трансформизм металлов и металлоидов и установить законы их естественной эволюции из всенаполняющего мирового эфира, а вместе с тем и дать нам способы, подражая природе, фактически превращать их друг в друга в наших земных лабораториях.

С.-Петербургъ, 1909

Скачать - формат pdf (61.89 Мб.)

Мемуары Николая Александровича Морозова - почетного академика, выдающегося ученого в области естествознания, старейшего революционера, охватывающие его детство, революционную деятельность, 25-летнее заключение в Шлиссельбургской крепости и некоторый период после освобождения. Кроме того, в издание вошли некоторые его письма. Мемуары Морозова носят характер художественной повести. Высокую оценку их художественной стороне дал Л.Н.Толстой.


Скачать - первый том в PDF (15.31 Мб.)
Скачать - второй том в PDF (22.78 Мб.)

Работа "Периодические системы строения вещества" была написана им в период отбывания наказания в Шлиссельбургской крепости за участие в революционной деятельности. В своей книге Морозов развивает мысль о сложном строении атомов и этим обосновывает сущность периодического закона химических элементов. Он отстаивает теоретическую возможность разложения атома, которая в то время большинству физиков и химиков казалась неубедительной, т.к. для этого утверждения ещё не было достаточных экспериментальных доказательств. Н.А.Морозов также высказывает мысль о том, что главнейшей задачей химии будущего станет синтез элементов. Развивая идею Ж.Дюма, Н.А.Морозов предложил периодическую систему углеводородов - "карбогидридов", по аналогии с таблицей Менделеева - "в порядке возрастания их паевого веса", и построил таблицы, отражающие периодическую зависимость ряда свойств алифатических и циклических радикалов от молекулярного веса. Н.А.Морозов предположил, что среди атомов должны существовать химически нейтральные элементы. Ряд вычисленных Н.А.Морозовым атомных весов элементов нулевой и первой группы совпал с определёнными много лет спустя атомными весами соответствующих изотопов. Глубокий анализ свойств элементов нулевой и восьмой группы периодической системы Менделеева привёл Н.А.Морозова к мысли о необходимости объединить их в один нулевой тип, что было также оправдано последующими работами. "Таким образом, - писал известный химик профессор Л.А.Чугаев, - Н.А.Морозов мог предсказать существование нулевой группы лет за 10 до того, как она была фактически открыта. К сожалению, по независящим от него обстоятельствам, это предсказание не могло быть тогда опубликовано и появилось в печати значительно позднее." Поразительным и бесспорным является тот факт, что более 100 лет назад Н.А.Морозов смело и уверенно принял точку зрения сложного строения атомов, превращаемости элементов, допуская возможность искусственного получения радиоактивных элементов, признавая необычайные запасы внутриатомной энергии. По словам академика И.В.Курчатова, "современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, разобранное в своё время Н.А.Морозовым в монографии "Периодические системы строения вещества".

В связи с резким похолоданием и сложными погодными условиями, особое внимание нужно уделить правилам поведения в морозы.

При сильных морозах может возникнуть гипотермия - выраженное снижение внутренней температуры тела. Врачи советуют в морозные дни малышам, дедушкам с бабушками, людям, принимающим антидепрессанты, таблетки от "давления", а также рыбакам и охотникам оставаться дома. А тем, кто все-таки вынужден работать, надо запомнить 6 основных правил поведения в сильный мороз. Иначе можно получить обморожения и переохлаждение. Кстати, первые признаки - озноб, частое мочеиспускание. В таких случаях надо срочно вернуться в теплое помещение. Умеренная гипотермия характеризуется неспособностью сосредоточиться, неловкостью движений, негативным отношением к окружающим. В этом случае спастись можно горячим чаем и пищей. При глубокой гипотермии человек теряет сознание, в таком случае срочно вызывайте "скорую", самим тут не справиться.

1.Кушать много и горячего! Во время похолодания организм будет отдавать все силы на утепление. А где ж его взять, если человек мало ест или сидит на диете. Поэтому лучше всего хорошо утром позавтракать, и вперед, на работу. А если знаете, что не сможете пообедать, то возьмите еду с собой. И горячий чай в термос. Ешьте часто, 5-6 раз в день (объедаться при этом необязательно), — голод мешает сопротивляться холоду. Пища должна быть горячей. Поэтому никакого кефира или бутербродов днем — лучше тарелка дымящегося борща или аппетитная отбивная.

2. Пейте побольше горячего чая или кофе, на худой конец. Ведь потеря жидкости в результате потения может привести к значительному переохлаждению организма. Обязательно перед выходом на улицу выпейте побольше, чашки 2-3 горячего чая.

3. Не кутайтесь, чтобы не вспотеть. Одежда должна быть легкая, многослойная и обязательно из натуральных тканей. Перед выходом на улицу наденьте не супер-теплый свитер на голое тело, а хлопчатобумажную майку или футболку, рубашку, свитер и легкую непромокаемую куртку. Таким образом возникнут воздушные прослойки, которые позволят надолго сохранить тепло. И не забывайте про голову - до 1\3 потери внутреннего тепла припадают на нее, родимую. Поэтому приготовьте шапку и шарф. Без них даже и не пытайтесь выходить на улицу. Чтобы руки оставались теплыми, носите варежки, а не перчатки. Забудьте об утягивающих колготках, врезающихся ремнях, излишне тесных джинсах и всем остальном, что может нарушить кровообращение. На ноги - свободные сапоги и шерстяные носки.

Если вы на улице: не стойте на одном месте, двигайтесь. Наденьте головной убор (30 % тепла теряется при непокрытой голове). Укройтесь от ветра. Используйте для обогрева ближайшие помещения: магазины, подъезды жилых домов и т.д. Сообщите о вашем местонахождении близким и сотрудникам экстренных служб.

При обморожении нельзя:

Быстро согревать обмороженные места (обкладывание грелками, горячий душ, теплая ванна, интенсивное растирание, согревание у открытого огня и т.п.);

Растирать обмороженные участки снегом, из-за возможности повреждения мелкими льдинками поверхности кожи и занесения инфекции;

Употреблять для согревания алкоголь (он вызывает сначала расширение, а затем резкое сужение кровеносных сосудов и ухудшение снабжения пораженных участков кислородом);

Натирать обмороженные участки тела жиром, так как это нарушает кожное дыхание и препятствует выводу из пор продуктов распада пораженных тканей.

При обморожении (чувство жжения, покалывания, онемения) осторожно разотрите обмороженный участок рукой или шерстяным шарфом. Снимите перчатки или обувь, руки согрейте дыханием и легким массажем, а стопы ног разотрите в направлении сверху вниз.

При сильном обморожении (потеря чувствительности, боль, бледная и холодная кожа) укутайте пораженное место, теплыми вещами или по возможности несколькими слоями ваты, марли, полиэтилена и постарайтесь быстрее добраться до теплого помещения. Немедленно сами или с помощью соседей вызовите врача. Повязку не снимайте, иначе в результате перепада температур нарушится нормальное кровообращение в тканях.

Пейте любой горячий напиток (сладкий чай, кофе, молоко), примите таблетку аспирина и анальгина, а также 2 таблетки но-шпы, 15-20 капель корвалола или валокордина, под язык положите таблетку валидола или нитроглицерина и ждите врача.

Шлиссельбург - одна из самых знаменитых крепостей в Ленинградской области в скором времени может стать не только местом паломничества туристов любителей истории, но и исследователей желающих познать секрет вечной молодости. Причиной тому стала сенсационная книга Андрея Синельникова «Тайны Петербургских крепостей. Шлиссельбургская пентаграмма».

В ней автор на полном серьезе утверждает, что узники «русской Бастилии» владели ни много, ни мало секретом вечной молодости, а так же благодаря сведениям, почерпнутым ими из секретных свитков, могли перемещаться во времени и пространстве. Рассказать, какие тайны на самом деле скрывала, и скрывает Шлиссельбургская крепость, согласился непосредственно автор нашумевшей книги, писатель, историк Андрей Синельников.

Д.С.: Андрей скажите, неужели секрет вечной молодости все же существует?

А.С.: Конечно. Если исходить из базовых принципов алхимии, то секрет вечной молодости, так же как и возможность превращать свинец в золото – это промежуточные результаты на пути к получению философского камня. Таких результатов, как известно, добились Калиостро, граф Сен Жермен, Агасфер – вечный жид. Да и известный Фауст именно эту тайну, - эликсир вечной молодости открыл первым на пути к познанию истины, получению философского камня.

Д.С.: Но это, же просто легенды…

А.С.: Да, а если серьезно, то сейчас достаточно точно понятно, что смерть человека наступает так рано вследствие болезней и старения организма. Но при устранении негативных факторов, влияющих на человеческую плоть, любой из нас мог бы жить вечно или, по крайне мере, достаточно долго. Кроме того, теория относительности Эйнштейна допускает, что если человек движется в обратную сторону относительно бегущего времени, то замедляется и процесс старения организма. Если допустить, что мы могли бы путешествовать во времени, то движение во встречном векторе к линейному распространению времени, против времени влекло бы за собой серьезное омоложение организма. Не омоложение в смысле возврата в детство, а омоложение в смысле возврата старения клеток. Так что теоретически секрет вечной молодости существует.

Д.С.: Но, какое отношение к этой теории имеет Шлиссельбургская крепость и ее узники?

А.С.: В истории «Русская Бастилии», как называли крепость в старину и в истории ее узников, есть много загадочного. Это действительно была самая страшная тюрьма Российской империи. Из нее не было совершено ни одного побега. В ней были заключены самые известные «враги империи». Как правило, политические. Поскольку она находилась на Ореховом острове, при впадении реки Невы в Ладожское озеро, то климат там был самый что ни наесть отвратительный. Такая смесь сырости с холодом. Я бы сказал исключительно туберкулезный и ревматический климат. Так вот основная загадка, которая позвала нас в Шлиссельбург это то, что почти все узники этой тюрьмы, если их не скосила насильственная смерть, прожили без малого век.

Д.С.: Разве такое могло быть, ведь тюрьмы царской Империи были совсем не курортом?

А.С.: Смотрите сами. Самый легендарный из них и самый неизвестный - это Валериан Лукашинский. Так называемый - Шлиссельбургский аббат Фариа. Он был арестован в 1822 году 36 лет отроду по подозрению в подготовке польского восстания. Попал в крепость при Николае Первом, а умер в 1868 году на 82 году жизни просидев 37 лет в одиночке, в Зверинце - самых страшных казематах Шлиссельбурга. Народоволец Михаил Фроленко попал в казематы в 1884 году с последней стадией туберкулеза и гангреной. В 1905 году его освободил революционный вихрь. А дожил он до 1947 года, пережив войну и оккупацию, и умер в Геленджике в возрасте 90 лет. Его сподвижница по Народной воле – Вера Фигнер сидела в соседней камере. Ее привезли лежавшей на носилках с полной уверенностью, что она не протянет больше года. После освобождения она прожила до 90 лет и умерла в военной, голодной Москве в 1942 году. Таких случаев много, перечислять их можно долго, но вспомним еще автора семи томов философского труда «Христос» Николая Морозова, 25 лет отсидевшего в казематах крепости по приговору о бессрочной каторге. Его привезли сюда из Трубецкого бастиона Петро-Паловской крепости, харкавшего кровью и с воспаленными лимфоузлами, так что комендант Петропавловки приказал не одевать на него кандалы, а тащить на руках. Через двадцать пять лет он освобожденный из крепости стал академиком академии наук СССР, сделал много бесценных для науки открытий, дожил до 82 лет в прекрасном здоровье. Даже отжимался в своем преклонном возрасте 30 раз. Вот такие чудеса творились в этой тюрьме.

Д.С.: Вы пишите, что узнали причину, столь чудесного исцеления узников Шлиссельбурга в чем она?

А.С. Существует легенда Шлиссельбургской крепости, что все они знали тайну какого-то колдовского свитка. Причем если глубже окунуться в мир легенд и мистики, то картина складывается такая. Я уже упоминал про аббата Фария Русской Бастилии - Валериана Лукашинского. Это был доблестный офицер, имевший Золотое оружие за войну 1812 года. Однако в 1822 году он был арестован, разжалован и сослан в крепость Замостье, за подготовку польского восстания. По моим сведениям это был не простой человек и состоял в ряде тайных обществ. Существует версия, что он даже основал польское масонство и был Магистром загадочной организации «Рассеянный мрак». И вот через несколько лет, когда польское восстание увенчалось успехом, в списке требований польского сейма первым пунктом было именно освобождение Лукашинского, и лишь вторым дарование Польше Конституции. Конституцию Николай Первый Польше даровал, а вот Лукашинского тайно перевел из Замостья в Шлиссельбург.

Д.С.: Но какое отношение эта революционная история имеет к элексиру вечной молодости?

А.С.: Самое прямое. Рассказывают, что еще во времена Богдана Хмельницкого гетман отрядил 30 000 лучших казаков под предводительством своего сына Тимофея штурмовать крепость Замостье. Поскольку, он знал, что в тайнике крепости спрятан колдовской свиток еврейских мудрецов с секретом вечной молодости. Замостье тогда устояло. Впоследствии, как утверждает предание, именно этот свиток нашел Валериан Лукашинский, когда сидел в крепости. Затем он и привез его с собой в тюрьму Шлиссельбурга. И в дальнейшем тайна свитка передавалась уже только через заключенных.

Д.С.: Вы утверждаете, что Н.А. Морозов академик АН СССР тоже выжил, благодаря этому секрету, но, если и ученые и наверняка спецслужбы знали об этом секрете, почему он не был поставлен на служение обществу или хотя бы партийной элите СССР?

А.С.: Я не зря рассказал о теории омоложения благодаря движению напротив времени. Этот таинственный свиток содержал, согласно той же легенде не секрет вечной молодости, а секрет механизма путешествия во времени. А эффект выздоровления и омолаживания, это так сказать побочный эффект таких путешествий. Поэтому «всесильные спецслужбы» конечно же сразу заинтересовались товарищем Н.А. Морозовым и … предложили ему возглавить Институт времени АН СССР. Как мы знаем, академик Морозов описывал в своих работах шестое измерение, которое как раз и является, говоря простым языком, путешествием во времени. Остальное для нас скрыто мраком, впрочем, как и само существование Института времени. Работы Н.А. Морозова буквально на столетия опережали время, так что И.В. Курчатов сказал о нем: "современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, разобранное в своё время Н.А.Морозовым в монографии "Периодические системы строения вещества". А Советское правительство наградило Николая Александровича Морозова двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Его именем назван посёлок в Ленинградской области, как раз неподалёку от Шлиссельбургской крепости. Астрономы назвали его именем малую планету-астероид. "Морозовия" вошла во все звёздные каталоги мира.

Д.С.: Так может быть Н.А. Морозов, свои научные теории черпал из источника, который ему открылся в Шлиссельбургской крепости. Сегодня известно, что представлял из себя этот элексир вечной жизни или механизм путешествия во времени?

А.С.: Снадобья как такового не было. Не было всяких пилюль, эликсиров, капель, мазей и вообще бальзамов. Была определенная методика ухода в себя. Что-то похожее на шаолиньские мистерии, пути ухода в нирвану. Мы попытались смоделировать по косвенным признакам, как это могло бы быть. Если предположить, что свиток был от еврейских мудрецов, то написан, он мог быть, или египетскими иероглифами или на армейском языке. На языке Ветхого завета. Вспомните в Евангелии говориться, что Иисус на кресте кричал на арамейском языке, потому что это был самым древний язык. Скорее всего, свиток был написан двумя видами письма для большей секретности, то есть арамейским и иероглифами. И в самом деле, известно, что за первые пять лет своего сидения в казематах Морозов выучил египетскую письменность и «мертвые» языки: арамейский, самаритянский и ассирийский. Но Зачем? Лукашинский, который свои последние свои годы в крепости, сидел не в Зверинце, а в Секретной тюрьме. В маленьком домике во внутренней цитадели. Морозов тоже сидел не в новой тюрьме, в которой сидели все Народовольцы, а в карцере, в который превратили бывшую Секретную тюрьму. Притом сидел в карцере с потрясающим постоянством, будто он специально напрашивался на ужесточение своего положения. Сидели они оба в камере номер семь. Возможно, что Лукашинский сделал тайник в своей камере и передал его секрет Морозову через других заключенных, потому, что встретиться они никак не могли.

Д.С.: Известно хотя бы приблизительно, каким был алгоритм с помощью которого узники крепости достигали долголетия?

А.С.: Это мы можем только предположить. Как я уже говорил, они не использовали какое-то снадобье, а применяли методику духовного преображения, что позволяло им двигаться в шести измерениях, как об этом писал Морозов в своих трудах. Четыре измерения мы знаем: длина, ширина, высота и время, которое представляет собой линию – прежде, теперь и после. А вот узники Шлиссельбурга обнаружили, что и время имеет три измерения, то есть четвертое, пятое и шестое. А потому в нем можно перемещаться вперед, назад. Эту тему потом разрабатывали Успенский, Гурджиев, Бартини. Побочным явлением применения методик «путешествия во времени» является омолаживание организма. За счет этого и достигается долголетие. Методика эта не нова. Она была известна египетским жрецам, волхвам Беломорья, тибетским ламам, ассасинам, суфиям. О ней писали Блаватская, Рерих, Гвидо фон Лист и многие другие.

Д.С.: Известна дальнейшая судьба заключенных Шлиссельбурга, почему они все же умирали, а не жили вечно, обладая секретом вечной молодости?

А.С.: Конечно, судьба их известна. Кто-то погиб насильственной смертью. Как, например Людмила Волькенштейн, убитая в 1906 году во Владивостоке во время революционных событий. Другие дожили до глубокой старости. Возможно, им просто надоела наша жизнь с ее вечной гонкой, войнами и страхами и они ушли в то самое шестое измерение, которое они открыли. Но это лишь предположение…

Беседовал Дмитрий Соколов

ВЕРТОГРАД

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ МОРОЗОВ

Они обязательно придут: всё-таки живём на Севере!

В русских морозах нет ничего необычного. Впрочем, очень сильные морозы, 30 и выше, – тяжёлая вещь. Их легче пережить, чем к ним приспособиться.

Итак, выходя на улицу в сильный мороз, можно обернуть ноги газетой – слой должен быть как можно толще, хотя бы 2-3 газеты. Газеты, естественно, должны быть сухими и меняться при каждом переобувании.

Лицо и руки нужно намазать жирным кремом (ни в коем случае не на водной основе!). Подходит вазелин, топлёное масло, просто животный жир, например свиной. Мажьте лицо, уши и руки толстым слоем.

Много двигаться – помогает при относительно слабом морозе. При очень сильном (минус 30) лишнее движение только провоцирует теплоотдачу.

Не грейтесь водкой. На сильном морозе алкоголь способствует теплоотдаче. Опьянение на сильном морозе – частая причина смерти от переохлаждения.

В пять раз больше одежды не значит, что в пять раз теплее. Используйте шерсть и всё только натуральное. Нижнее бельё должно быть сухим, чистым, натуральным.

Придя в любое помещение, быстро согреться можно, подержав руки под струёй горячей воды. Дома – пропарив ноги в тазике с горячей водой. Хорошо парить ноги, добаляя горчичный порошок – 1-2 ст. л. на тазик, можно больше, «по вкусу». Причём можно не споласкивать ноги от остатков горчицы после процедуры.

Обувь должна быть сухой. Вообще, во время морозов уделяйте обуви особое внимание. Обувь будет всё равно влажнеть из-за испарения пота и быстрой его конденсации. Сушите обувь всегда и везде. А вообще-то, идеальная обувь для сильных морозов – валенки или унты.

Закрывать рот платком или шарфом бесполезно и даже вредно: когда вы выдыхаете на морозе, пар изо рта мгновенно конденсируется и ваша тряпочка на лице через минуту покрывается тонким и невидимым слоем льда. Дыхание через заледеневшую тряпку никакой пользы не принесёт. Дышите носом неглубоко, желательно медленно. У человека всё предусмотрено. Полость носа устроена таким образом, что воздух, проходя через неё, согревается.

Чистая одежда лучше греет, чем грязная, особенно это касается носков.

Ничего нет лучше шерсти и меха. Достаньте все меховые вещи, какие есть в доме, и обложитесь ими «по полной». Из шерсти можно вырезать стельки для обуви. Стельки можно также сделать из картона, но менять их надо как можно чаще. Мокрые стельки не греют. Вообще, в доме нужно держать меховые и шерстяные вещи так же, как аптечку и огетушитель. Сидеть тоже лучше на меховых вещах. Нет ничего лучше деревенского тулупа во время морозов.

Будьте осторожны с электроприборами. Во время сильных морозов пожары происходят чаще.

Если в комнате холодно, удобнее класть электрогрелку в постель, чем греть всю комнату. Когда вы ложитесь в холодную постель, важно её согреть в первый момент. Если нет электрогрелки, подойдёт литровая пластиковая бутылка с горячей водой под ноги.

Осторожнее на улице. У водителей запотевает стекло, снижается внимание – как ваше, так и водителей. Дорога скользкая, при сильном морозе замерзают даже противогололёдные реагенты. Соль не помогает. Любое ДТП может привести к сильному обморожению: вы можете замёрзнуть до приезда «скорой».

Если очень холодно и вы замерзаете, а надо идти, двигайтесь перебежками, с остановками в магазинах, кафе, где угодно.

Не ходите в вязаной шапочке-менингитке, если хотите выжить при минус тридцати. Или оденьте две шапочки, или лучше шапку-ушанку.

Ешьте сало перед выходом на мороз (проверено опытом, помогает!).

Не пейте горячий чай сразу, как только придёте с мороза.

Выйдя из теплого помещения, не дышите ртом: трескается эмаль (увы, тоже проверено опытом).

30-градусный мороз – не время для одевания по моде. Одевайтесь тепло, независимо от внешнего вида.

Будьте внимательны к своим ушам, пальцам рук и ног, носу.

Не проходите мимо замерзающих людей. Вызвав «скорую» и оказав первую помощь, вы можете спасти жизнь.

Детям лучше не гулять одним.

Остерагайтесь бродячих собак, особенно в стае.

Уставший и голодный человек легче замерзает.

Спите только в тепле, иначе простудитесь.

Не злоупотребляйте таблетками от простуды «на всякий случай», особенно с парацетамолом.

Учтите, что во время морозов техника и различные материалы могут вести себя иначе, чем при обычной температуре.

Как утеплить дом во время сильных морозов

Вообще-то, лучше это сделать до морозов, на стадии строительства жилья. Теплоизоляция стен дома в средней полосе России должна соответствовать примерно одному метру кирпичной кладки. Окна должны быть с тройным остеклением. Не нужно экономить на утеплении: все ваши расходы окупятся. Квартиру, если у вас тонкие стены, тоже лучше утеплить заранее, во время ремонта.

Очерк о жизни и деятельности Н.А.Морозова «Я сидел во Вселенной…», написанный кандидатом исторических наук Ю.И.Чубуковой, был опубликован в № 4 журнала «Русь» за 1995 год. «Почему, сделавшись сначала революционером, Н.А. Морозов в царской тюрьме стал ученым?» – задается автор вопросом и далее последовательно излагает хронологию жизни великого ученого в главах «Он с детства мечтал стать ученым», «Морозов не стрелял в Александра II», «Письма из Шлиссельбургской крепости», «Судьба научных трудов Н.А.Морозова», «Борок».

Не вдаваясь в подробности, постараемся коротко описать жизненный путь великого русского ученого-энциклопедиста, первая и последние страницы судьбы которого связаны с Ярославским краем. При этом дополним его жизнеописание сведениями, которых нет в очерке Ю.И.Чубуковой.

Н.А.Морозов (8.07.1854–30.07.1946) родился в имении Борок Мологского уезда Ярославской губернии, принадлежавшем старинному дворянскому роду Щепочкиных. Существует предположение (Ю.И.Чубукова его не приводит, но оно упоминается в работах А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский, о которых будет сказано ниже), прадед Н.А.Морозова находился в родстве с Петром I. Однако это высокое родство не помешало отцу будущего ученого Петру Алексеевичу Щепочкину, не закрепив брак в церкви, жениться на крепостной крестьянке из своего новгородского владения Анне Васильевне Плаксиной. Дав ей вольную, под фамилией «Морозова» он приписал ее к мещанкам города Мологи. «Мещанином города Мологи» по документом числился и Н.А.Морозов, получивший фамилию матери, а отчество – крестного отца, мологского помещика А.И.Радожицкого.

Во время одного из своих юбилеев, отмеченного в Борке, Морозов привел гостей на место своего рождения и сказал: «Вот здесь были бани, а эти липы – на месте прудов. Мать родила меня в бане. С нею не было не только доктора, но и простой деревенской повивальной бабки. Она сама управлялась, вот тут в пруду и обмыла меня… И вот, ничего, вышел не хуже других».

История выглядит занятно, но вызывает сомнения в достоверности – всё говорит о том, что отец Морозова по-настоящему любил свою избранницу, много занимался ее образованием, чему немало способствовало наличие в усадьбе богатой библиотеки. «Я с юности сильно увлекался и науками, – писал Н.А.Морозов в 1926 году в автобиографии. – Найдя в библиотеке отца два курса астрономии, я очень заинтересовался этим предметом и прочел обе книги, хотя и не понял их математической части».

В 1869 году он поступил в Московскую классическую гимназию, одновременно стал вольнослушателем Московского университета.

Можно предположить, что «незаконное» происхождение и прочитанные в детстве книги по астрономии определили и демократические убеждения Морозова, и его научные интересы.

Из Московской классической гимназии за эти самые демократические убеждения его исключили через пять лет без права поступать в высшие учебные заведения России. О том, каким ему представлялось его будущее, он так писал в автобиографии: «Я мечтал все время сделаться или доктором, или ученым-исследователем, открывающим новые горизонты в науке, или великим путешественником, исследующим с опасностью для своей жизни неведомые тогда еще страны центральной Африки, внутренней Австралии, Тибета и полярные страны, и серьезно готовился к последнему намерению, перечитывая все путешествия, какие только мог достать».

Возможно, отказав Морозову в праве продолжать и совершенствовать образование, царская власть сама толкнула его на путь революционера. Так он стал членом кружка «чайковцев», познакомился с видным революционером и писателем С.М.Степняком-Кравчинским – автором книг «Подпольная Россия», «Россия под властью царей» и романа «Андрей Кожухов».

«Разве не хорошо погибнуть за истину и справедливость?.. Разве возможно заниматься наукой при окружающих условиях, не сделавшись человеком, черствым душою? Ведь черствому человеку природа не захочет открыть своих тайн» – так сам Морозов объяснил свой уход из науки в революцию.

В 1874 году он уехал в имение Потапово Даниловского уезда Ярославской губернии, где, устроившись учеником местного кузнеца, начал вести пропагандистскую деятельность в соседней деревне Коптево. Когда начались аресты пропагандистов, эмигрировал за границу, сотрудничал в журнале М.А.Бакунина «Работник». После возвращения в Россию сразу же был арестован, но год тюрьмы только укрепил его революционные убеждения. Вступив в организацию «Земля и воля», он стал одним из редакторов одноименного журнала, позднее редактировал печатный орган исполнительного комитета «Народной воли». В 1880 году Морозов опять оказывается за границей, в Лондоне знакомится с Карлом Марксом, а на обратном пути в Россию был вновь арестован. Покушение народовольцев на Александра II , в котором Морозов не принимал участия, сыграло в его судьбе поворотную, трагическую роль – в числе других «опаснейших преступников» он был осужден на одиночное пожизненное заключение. Суровость наказания объяснялась тем, что Морозов принимал участие в одном из предыдущих покушений на Александра II , (всего было семь таких покушений), когда народовольцы сделали подкоп под железной дорогой.

Сначала в Петропавловской, а затем в Шлиссельбургской крепости в общей сложности просидел 28 лет, освободился только в 1905 году, после первой русской революции.

Многие не выдержали бы такого сурового наказания и сломились бы духом, однако и здесь Морозов сумел сохранить силу воли и ясность разума, а на вопросы, как ему это удалось, отвечал: «Я не сидел в крепости, я сидел во Вселенной». При этом Морозов не просто отбывал наказание, а усиленно и каждодневно изучал в холодной одиночной камере химию, физику, астрономию, метеорологию, математику, историю, философию, политэкономию. 26 томов рукописей было написано им за эти году!

Только освободившись, он сразу же активно включается в научную и научно-педагогическую работу – преподает химию и астрономию в Петербургской высшей вольной школе П.Ф.Лесгафта – педагога, анатома и врача, создателя научной системы физического воспитания.

В 1906 году за работу «Периодические системы строения вещества» Морозову по представлению Д.И.Менделеева была присуждена степень доктора химии. Его избирают членом Русского, Французского и Британского астрономических обществ и Русского физико-химического общества, избирается председателем Русского общества любителей мироведения.

Казалось бы, в это время Морозов целиком ушел в науку, но его политические убеждения продолжают давать себя знать – в 1912 году за опубликованный в Москве сборник стихотворений «Звездные песни» его сажают в Двинскую крепость, где он проводит год. Об этой странице его биографии сегодня вспоминают редко – одно дело, «справедливая» царская власть сажала в тюрьмы за терроризм, и другое – за стихи.

После Октябрьской революции Морозова назначают директором естественно-научного института им. П.Ф.Лесгафта. При поддержке группы энтузиастов занимается исследованиями в области естественных наук, в 1922 году становится почетным членом Российской Академии Наук. Об этом периоде жизни Морозова так сказано в очерке Ю.И.Чубуковой:

«В начале 20-х годов из России были высланы ученые-правоведы, экономисты, философы, статисты, крупнейшие специалисты в области финансов, кооперации и т. д. Гонения против ученых-физиков, биологов, генетиков, математиков продолжались вплоть до 50-х годов. Подверглись репрессиям сотни ветеранов революционного движения, в 1935 году было разгромлено Всесоюзное общество бывших политкаторжан и ссыльно-переселенцев. Казалось, в этих жесточайших условиях всеобщего террора следующий удар будет нанесен и по патриарху революционного движения в России – Н.А.Морозову. Но И.В.Сталин не тронул его, а неожиданно для многих, в том числе и для самого ученого, наградил его орденом Ленина. Трудно сказать, что стояло за этим: причуда, каприз диктатора, изгнавшего из исторической науки тему революционного народничества, или признание заслуг ученого-революционера?»

Получается, что Морозов был чуть ли не единственным ученым, которого не затронули сталинские репрессии. Однако дело было не так, хотя судьба Морозова действительно во многом уникальна.

В изданной в 1945 году справочной книге Академии Наук СССР о нем говорится:

«Известен работами в области астрономических, метеорологических, физических и химических проблем. Заслуженный деятель науки РСФСР. Почетный член Московского общества испытателей природы. Постоянный член Французского астрономического общества. Постоянный член Британского астрономического общества». Добавим: изучивший в заключении 11 языков.

Всего в 1945 году почетных академиков АН СССР было только трое: микробиолог Н.Ф.Гамалея, Н.А.Морозов и И.В.Сталин. Возможно, последнее обстоятельство тоже сыграло свою роль в том, что ученый избежал гонений. Однако надо учитывать и то, что до конца своих дней Морозов оставался убежденным революционером и во всех анкетах писал: «Член партии «Народная воля»». В доме-музее Морозова в Борке рядом с портретами Кибальчича, Циолковского, Шмидта висят портреты Карла Маркса, Ленина, Софьи Перовской и Веры Фигнер – так, как это было при жизни ученого. Эту верность революционным убеждениям припомнят ему уже в наши дни.

Особое место среди многочисленных исследований Н.А.Морозова занимают труды, посвященные критике так называемой скалигеровской хронологии.

Иосиф Скалигер (1540–1609) изложил хронология древней и средневековой истории в том виде, которая сегодня считается общепринятой. Однако, несмотря на то, что его называют «основоположником современной хронологии науки», с ним были не согласны такие видные ученые, как И.Ньютон и Э.Джонсон. Известный хронолог Э.Бикерман писал: «Достаточно полного, отвечающего современным требованиям исследования по древней хронологии не существует».

В наше время скалигеровская теория подвергается критике в книгах А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский, которые называют ее не больше, как скалигеровская версия. Однако в России первооткрывателем этой темы стал Н.А.Морозов. Это безоговорочно признают и указанные выше современные критики скалигеровской теории А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский. Вот, в частности, что они пишут:

«В 1907 году Н.А.Морозов издал книгу «Откровение в грозе и буре», где проанализировал датировку «Апокалипсиса» и пришел к выводам, противоречащим скалигеровской хронологии. В 1914 году он издал книгу «Пророки», в которой на основе астрономической методики датирования была радикально пересмотрена скалигеровская датировка библейских пророчеств. В 1924-1932 годах Н.А.Морозов издал фундаментальный семитомный труд «Христос». Первоначальное название этого труда было «История человеческой культуры в естественнонаучном освещении». В нем Н.А.Морозов изложил развернутую критику скалигеровской хронологии. Важным фактом, обнаруженным им, является необоснованность концепции, лежащей в основе принятой сегодня скалигеровской хронологии.

Проанализировав огромный материал, Н.А. Морозов выдвинул и частично обосновал фундаментальную гипотезу о том, что скалигеровская хронология древности искусственно растянута, удлинена по сравнению с реальностью. Эта гипотеза Н.А.Морозова базируется на обнаруженных им «повторах», то есть текстах, описывающих, вероятно, одни и те же события, но датированных затем разными годами и считающихся сегодня различными. Выход в свет этого труда вызвал оживленную полемику в печати, отголоски которой присутствуют и в современной литературе. Были высказаны некоторые справедливые возражения, однако в целом критическую часть труда «Христос» оспорить не удалось.

Судя по всему, Н.А.Морозов не знал о сходных трудах И.Ньютона и Э.Джонсона, практически забытых к его времени. Тем удивительнее, что многие выводы Н.А.Морозова хорошо согласуются с высказываниями И.Ньютона и Э.Джонсона. Но Н.А.Морозов поставил вопрос существенно шире и глубже, распространив критический анализ вплоть до VI века н.э. и обнаружив и здесь необходимость в коренных передатировках. Несмотря на то, что Н.А.Морозову также не удалось выявить какую-либо систему в хаосе этих передатировок, его исследования находятся на качественно более высоком уровне, чем анализ И.Ньютона. Н.А.Морозов был первым ученым, понявшим, что в передатировках нуждаются не только события античной, но и средневековой истории. Тем не менее, Н.А.Морозов не пошел выше VI века н.э., считая, что здесь принятая сегодня версия хронологии более или менее верна».

А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский действительно пошли дальше, чем Н.А.Морозов, в частности, «перелопатив» всю древнюю русскую историю, значительно приблизив ее к современности. Но это тема отдельного разговора, вернемся к новой хронологии Николая Морозова, которая кажется нам более обоснованной.

П.Куликов из Санкт-Петербурга поместил текст книги «Откровения в грозе и буре» в Интернете, снабдив ее следующим вступлением (приводится в сокращении):

«Это один из многочисленных переводов Апокалипсиса, и, возможно, самый разумный. Н.Морозов предположил, что видения Иоанна представляют собой не более чем аллегорическое описание созвездий, туч, морских волн и т.д., а сам Апокалипсис – не более, чем гороскоп, составленный в один определенный день. Николай Морозов вычислил этот день – 30 сентября 395 года (юлианского календаря), для чего использовал 9 астрономических и один исторический аргумент».

Девять астрономических аргументов – это расположение Солнца, Луны и созвездий на момент написания Апокалипсиса. Исторический аргумент – соответствие содержания Апокалипсиса реалиям Византии на грани 4-5 веков, о которых так подробно мог написать только Иоанн Златоуст. «Исторический аргумент, естественно, сам по себе не стоит и выеденного яйца, но доказательный комплекс из 9 астрономических аргументов мне, человеку, далекому от астрономии, представляется неопровержимым», – пишет автор публикации П.Куликов, как бы продолжая мысль самого Морозова, который в предисловии к книге писал, что главное в ней – установление года написания Апокалипсиса астрономическими методами, а «мелкие частности, о которых можно спорить, для меня совершенно безразличны: я готов их выбросить при первом серьезном возражении, и книга от этого нисколько не пострадает».

«Здесь надо заметить, – пишет далее П.Куликов, – что в рассматриваемой книге Н.Морозов еще никоим образом не подвергает сомнению традиционную шкалу исторического времени, но лишь датирует один конкретный литературный факт в рамках этой шкалы. Религиозная критика проста и убедительна – например, Александр Мень назвал Н.Морозова сумасшедшим, и на этом счел тему исчерпанной. Научная критика дает больше пищи для ума, но сразу распыляется и начинает воевать со всей «новой хронологией» в целом, не углубляясь в тему 395 года… Какие-то дискуссии на эту тему встречались в Интернете, но не очень глубокие».

К таким «не очень глубоким» дискуссиям можно целиком отнести опубликованную в Интернете статью кандидата исторических наук, доцента исторического факультета МГУ Г.А.Елисеева «Христианство и «новая хронология»». Статья была опубликована в сборнике «Так оно и оказалось!», посвященном критике «новой хронологии» А.Т.Фоменко (Издательство «АНВИК К», Москва, 2001 г.).

Вот несколько отрывков из этой статьи, написанной явно в недоброжелательном тоне:

«В своих книгах («Откровение в грозе и буре», «Христос») Морозов воспринимал евангельские тексты как зашифрованные описания астрономических явлений. Все события, изложенные в Новом Завете, он истолковывал аллегорически. В качестве истинного прототипа Христа Морозов называл св. Василия Великого. Причем имя Василий воспринимается автором как искажение титула «великий царь». Этот «великий царь», с точки зрения Морозова, был прототипом oснователей и других известных религий (Будды, Мухаммеда и др.)…

Если внимательней посмотреть на биографию Морозова, то нельзя не отметить его склонности к мистическим переживаниям, и вообще, неоформленной религиозности пантеистического толка. Об этом он сам вспоминал в своих мемуарах: «Любовь к природе была у меня прирожденной. Вид звездного неба ночью вызывал во мне какое-то восторженное состояние». Были у Морозова и настоящие видения, описанные им в начале книги «Откровение в грозе и буре». (Они очень напоминают видения К.Э.Циолковского, мистика и последователя Н.Ф.Федорова, бывшего одновременно и другом Н.А.Морозова.)…

Среди его друзей также были и оккультисты, и люди, мечтавшие о создании «новых религий». О Циолковском мы уже упоминали. Также Морозов был хорошо знаком с поэтом и мистиком В.Я.Брюсовым, печатанию его книг способствовали Ф.Э.Дзержинский и А.В.Луначарский. Первый поддерживал секретные экспедиции оккультистов на север России, второй в начале XX века пытался создать «новую религию» для «нового общества». Очень интересовался трудами Николая Александровича и поддерживал его исследования В.Д.Бонч-Бруевич…

Оккультные идеи оказались близки и Морозову. Согласно его теории, своему возникновению и развитию христианская цивилизация обязана обществу посвященных, хорошо знакомых с астрологией. Посвященные создали священные сочинения мировых религий, воспринимающиеся «профанами» как рассказ о реальных исторических событиях. Морозов в своих книгах… всё же оставался сыном своего времени и, несмотря на интерес к оккультному, им руководило и другое подсознательное убеждение, разделявшееся массой интеллигентов конца XIX-начала XX вв., придерживавшихся «левых взглядов»…

Взгляды Н.А.Морозова вполне совпадают с этим общественным желанием – уничтожить старый мир, сокрушить все основания, на которых он существовал. Радикальный атеизм большевиков, в конце концов, выродившийся в некую «псевдорелигию», всю сосредоточенную на бесконечных ритуалах, также был попыткой уничтожить духовные основы старого общества. Теория Морозова возникла из еще более глубоких побуждений. Он, видимо, подсознательно считал, что «новому человеку нового мира» понадобится и «новая история», не имеющая ничего общего с историей «старой»…

Во время «перестройки» огромные массы людей были почти одержимы видением «нового идеального мира», в качестве которого представали современные западные страны. Коренная переделка советского общества сопровождалась откровенно утопическим ожиданием быстрых и безусловно положительных результатов. Разумеется, что в реальности этого не произошло. Однако подсознательные общественные умонастроения меняются значительно медленнее, чем общественное сознание. Утопический взгляд на мир, воспитывавшийся в советских людях десятилетиями, не мог просто исчезнуть. Он существует, хотя и в ослабленной форме».

Можно сказать, что вместо научной дискуссии автор статьи «Христианство и «новая хронология»» занялся сбором «компромата» на Н.А.Морозова, которого в другое время и в других условиях вполне хватило бы на суровое наказание ученого за инакомыслие. К сожалению, в этом Г.А.Елисеев не одинок, причем удары наносятся как со стороны религиозных, так и ученых деятелей. Вспомним священника Александра Меня, объявившего Морозова сумасшедшим. Не более сдержанны в эмоциях и те ученые, которые считают скалигеровскую теорию неприкосновенной. В новых «демократических» условиях Морозову вменяют в вину даже то, что он был революционером, встречался с Марксом и переписывался с Лениным, а Сталин не отправил его в гулаговские лагеря.

«Н.А.Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной работой. Этот научный энтузиазм, совершенно бескорыстная, страстная любовь к научному исследованию должны остаться примером и образцом для каждого ученого, молодого или старого», – так в книге «Очерки и воспоминания» писал о Морозове академик Сергей Иванович Вавилов.

В 1909 году вышла книга Н.А.Морозова «В поисках философского камня», которую в свое время называли самой популярной книгой по истории алхимии. Но в ней была заложена еще одна мина и под скалигеровскую хронологию. Вот что писала об этом Ю.И.Чубукова:

«Методом исторической критики Морозов, сопоставив все доступные ему первоисточники – творения древних и средневековых авторов, засомневался в древнем происхождении трудов Платона, Аристотеля, Тита Ливия, Тацита. Как мог, например, Пифагор разработать теорию чисел за тысячу лет до того, как арабы изобрели десятичную систему счисления, без которой ни о какой теории чисел не могло быть и речи? Или Демокрит, который будто бы в V веке до н. э. говорил об атомах то же самое, что говорил о них Лавуазье 2200 лет спустя? Почему древнегреческая поэзия прерывается на тысячу лет до эпохи Возрождения, а ей на смену приходит богатейшая драматургия? Не потому ли, предполагал Морозов, что все так называемые древние авторы на самом деле работали в эпоху возрождения, когда была мода апокрифировать лирические и героические поэмы в самые древние века; что никаких древних рукописей в природе не существовало; что римские развалины не могут рассматриваться как неопровержимые доказательства античного Рима, что столицей Великой Римской империи с 324 г. был не Рим, а Константинополь; что «Илиада», считающаяся древним литературным памятником, впервые была напечатана в Милане в 1511 г. и происходит от «города Илии» – так называли в средние века палестинский Иерусалим».

Современные недоброжелатели Н.А.Морозова делают упор на то, что он был «пригрет» советской властью. Между тем большинство его ученых работ вышло в дореволюционный период. Исключение составляет многотомное произведением «Христос» (история человеческой культуры в естественно-научном изложении), первая книга которого вышла в 1924 году. Однако после выхода седьмой книги Академия наук СССР объявила его историческую концепцию ошибочной, его работы на эту тему перестали упоминаться в печати. Таким образом, и «пригретый властью» Морозов не избежал цензуры в советский период, но об этом его недоброжелатели предпочитают умалчивать. Чаще вспоминают, что по личному указанию Ленина в 1923 году в пожизненное пользование ученому «за заслуги перед революцией и наукой» было передано его родовое имение Борок, где он, по его же словам, жил «последним помещиком России», имея управляющего имением, горничную, повара, конюха.

В 1931 году Морозов передал принадлежавший ему двухэтажный дом, хозяйственные постройки и земли вокруг усадьбы Академии наук, оставив за собой одноэтажный деревянный домик с мезонином. Именно по инициативе Морозова 1938 году в Борке была создана биологическая станция Академии наук, которой в 1944 году было присвоено его имя. Здесь же, в Борке, 30 июля 1946 года ученый умер и был похоронен неподалеку от дома, в котором родился. В 1946 году в доме был открыт мемориальный дом-музей Н.А.Морозова. На его фасаде – мемориальная доска: «Здесь родился, провел детские годы и после 30-летнего заключения в царских тюрьмах жил и работал почетный академик Николай Александрович Морозов, 1854-1946, революционер и ученый». Количество лет, проведенных в заключении, округлено, однако характеристика – революционер и ученый – верно отражает уникальность его личности. Он не только в жизни, но и в науке был революционером.

На этом можно бы поставить точку, но и в посмертной судьбе Морозова не всё было так гладко, как может представиться. После его смерти биологическая станция «Борок» быстро приходит в запустение. Чтобы спасти ее, в 1952 году Президиум АН СССР назначает ее директором известного полярника, контр-адмирала, дважды Героя Советского Союза, доктора географических наук И.Д.Папанина.

В 1954 году в Борке отмечалось 100-летие Н.А.Морозова, на его могиле был установлен памятник – бронзовый ученый сидит на пне с книгой в руках и смотрит вдаль.

В 1956 году биологическая станция «Борок» была преобразована в Институт биологии водохранилищ, в 1962 году переименованный в Институт внутренних вод. В 1986 году, после смерти И.Д.Папанина, институту было присвоено его имя. Именем Морозова решили пожертвовать.

Неподалеку от Борка плещется Рыбинское водохранилище – грандиозное, но сомнительное достижение революционного времени, верным сыном которого был Николай Александрович Морозов.

Хронология земной жизни великого ученого закончилась, но созданная им система отрицания древнего мира и разработанная им новая хронология до сих пор тревожат любознательные умы.