26.06.2020

Основные положения и принципы клинической эпидемиологии. Тема. Клиническая эпидемиология - Основа доказательной медицины. Особенности эпидемиологии неинфекционных болезней


Здоровье и благополучие нации

Формирование здорового образа жизни

1.Создание условий и развитие факторов здоровья, мотивация быть здоровым:

Физического и душевного комфорта

Высокой трудовой активности при удовлетворенности трудом

Активной жизненной позиции, социального оптимизма, высокой культуры, большого энергетического потенциала

Экологической грамотности

Рационального питания и физической культуры

Хорошей семьи

2.Преодоление факторов риска:

Гиподинамии, курения, злоупотребления алкоголем, избыточного нерационального питания

Нездорового семейного быта

Плохих трудовых позиций

Необходимо придать здоровью человека статус главной социальной ценности, фактором национальной безопасности и главным критерием эффективности управления обществом.

Законодательно закрепить комплексное понятие «охраны здоровья нации».

«Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» принята в ноябре 1997 г. Она включает основные положения по охране и укреплению здоровья нации. Вместе с тем закона о здравоохранении, стратегической программы развития нет. Акцент делается на отдельные направления и программы в реформе здравоохранения:

Разработка общественной политики укрепления здоровья.

Создание благоприятной среды

Усиление общественной активности.

Развитие личных умений и знаний.

Переориентация служб здравоохранения на профилактику.

Методы изучения ОЗ и ОЗ:

Методическая база находится на стыке знаний из социологии, статистики, эпидемиологии, экономики, информатики, социальной психологии и других медицинских наук

Исторический метод

Экспертный метод

Социологические методы

Системный анализ

Метод организационного эксперимента

Экономические методы (нормативный, планирования..)

Комплексный метод социально-гигиенических исследований

Методы клинической эпидемиологии и доказательной медицины

Здоровье населения зависит от комплекса факторов:

Различают факториальные признаки, то есть причины

Результативные признаки, то есть следствия.

Фактор-это причина, какого - либо явления, определяющая его характер (различают природно-климатические, социально-бытовые, медицинские и др. факторы).

Выделяют 4 типа медико-социальных исследований:

Один фактор - один результат;

Комплекс факторов - один результат;

Один фактор-комплекс результатов;

Комплекс факторов - комплекс результатов.

Эпидемиология-наука о причинах и закономерностях возникновения и развития патологических процессов, болезней в обществе, использующая эпидемиологические методы исследования с целью разработки мероприятий по профилактике и оптимальному лечению заболеваний.


Клиническая эпидемиология -это наука, позволяющая осуществлять прогнозирование для каждого конкретного пациента, на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов изучения групп больных для обеспечения точности прогнозов.

Требования к показателям:

Доступность данных

Полнота охвата

Качество

Универсальность

Вычисляемость

Воспроизводимость

Специфичность

Чувствительность

Валидность

Репрезентативность

Иерархичность

Целевая состоятельность

Этапы исследования:

1.Подготовительный организационный этап.

2.Этап сбора информации и формирования баз данных.

3.Этап обработки, анализа и визуализации данных, литературное и графическое отображение.

1 этап-разработка дизайна исследования:

1.Разработка программы включает:

Цель исследования

Задачи исследования

Формулирование темы, уточнение используемых терминов, глоссарий понятий.

Формулировка гипотез.

Определение объекта и единицы наблюдений. Объект исследования –это статистическая совокупность, состоящая из однородных единиц, взятых вместе в известных границах времени и пространства. Единица наблюдения- это первичный элемент статистической совокупности.

Разработка статистического инструментария (анкеты, карты, информационные программы)

2.Формирование рабочего плана:

Порядок подбора, обучения и организация работы исполнителей.

Определение необходимого объема, ресурсов для изучения.

Определение ответственных исполнителей, сроков.

Формирование рабочей сетки-графика исследования.

Методы отбора единиц наблюдения:

1.Сплошное (вся генеральная популяция) и не сплошное исследование.

Монографическое исследование (глубокое исследование одной единицы: человека, учреждения)

Метод основного массива (изучается большая часть объекта)

Выборочный метод- выделение репрезентативной, отвечающей всем требованиям совокупной выборки (способы формирования- случайная, механическая, типологическая, серийная)

Метод многоступенчатого отбора (1 этап-все сотрудники, 2 этап -женщины Способы формирования могут на этапах быть разные, случайные, типологические)

Метод направленного отбора (Стаж, возраст)

Когортный метод (совокупность в одном месте в одно время.)

Метод «копи-пара» для изучения редких явлений

Методы сбора статистической информации

Программа исследований включает:

Характеристику состояний здоровья

Описание условий и образа жизни

Информация может быть получена из 3 основных источников:

  1. Данные официальной статистики
  2. Выкопировка данных из первичной документации
  3. Непосредственное исследование

Способы получения информации

Анкетирование

Интервьюирование (очный опрос)

Анкета-интервью

Метод наблюдения

Экспедиционно-монографический

Бюджетный

Анкета содержит: вводную (цель опроса), основную, социально-демографическую часть.

Требования к анкете (формулировать значимые вопросы, понятные респонденту; не должно быть вопросов, вызывающих нежелание ответить; последовательность вопросов в достижении цели)

Открытый вопрос не предусматривает подсказок

Закрытый вопрос содержит варианты ответов (альтернативный вопрос: да;нет; вопрос с набором вариантов ответов).

Полузакрытый вопрос

Прямой вопрос

Косвенный вопрос

Контрольный вопрос для проверки достоверности

Вопросы фильтры (для разделения респондентов на знающих и незнающих)

Методика составления макетов таблиц

Таблица должна иметь четкое название

Таблицы должны иметь единую нумерацию

Оформление заканчиваться итогом по графам и строкам

Подлежащее в таблице (основной признак, располагается, как правило, горизонтально)

Сказуемое, признак, характеризующий подлежащее чаще располагается в столбцах

Простая таблица.

Групповая таблица (подлежащее имеет несколько не связанных сказуемых.

Комбинированная, сказуемые взаимосвязаны.

2 этап- сбора информации и формирования баз данных:

Данные - это информация, представленная в формализованном виде.

Для сбора, хранения и обработки данных используются программы, называемые базами данных.

Массив данных- находится в базе данных и управляется системами управления базами данных

Требование- возможность развития и совершенствования системы сбора и хранения информации

3 этап- обработки, анализа, литературного и графического оформления:

Обработка данных -это процесс получения достоверной, ранее неизвестной информации и использование ее для анализа и принятие управленческого решения.

Этапы обработки данных:

Подготовка данных

Априорный разведочный анализ

Выбор метода анализа

Интерепретация и представление результатов

Предварительная подготовка-группировка данных. Распределение статистической совокупности на однородные группы по одному или нескольким признакам (пол, возраст, профессия). Простая и комбинированная группировка. Вторичная группировка. Определение возрастного интервала.

Априорный анализ:

  1. Выявление обоснованных причинно-следственных связей.
  2. Оценка однородности исследуемой совокупности (определение аномальных явления, выбор оптимального выделения однородных групп)
  3. Анализ характера распределения совокупности по признакам
  4. Каждая диаграмм должна иметь четкое название
  5. Все элементы должны быть пояснены
  6. Изображенные графические величины должны иметь цифровые обозначения на диаграмме или прилагаемой таблице.
  7. Различают: диаграммы картограммы картодиаграммы.
  8. Линейная диаграмма показывает динамику развития
  9. Столбиковые диаграммы используется для дискретных величин
  10. Ленточная диаграмма
  11. Секторальная диаграмма обычно для отражения структуры в %.

– Ознакомление с результатами общественности

– Разработка комплексных медико-социальных программ

– Подготовка проектов приказов, методических рекомендаций на разных уровнях (учреждений, района)

– Подготовка проектов законов, постановлений исполнительной и законодательной власти

– Реорганизация сети медучреждений и системы здравоохранения

– Публикация в печати, оформление изобретений, открытий

Основные виды и задачи профессиональной деятельности в области организации здравоохранения и общественного здоровья:

1. Анализ состояния здоровья населения:

Организовать учет и сбор информации о состоянии здоровья населения и отдельных его групп;

Владеть методами анализа и оценки полученной информации об общественном здоровье;

Проводить анализ состояния здоровья индивидуума, семьи, населения и отдельных его групп;

Идентифицировать, анализировать и оценивать показатели здоровья населения и отдельных его групп на основе эпидемиологической информации;

Устанавливать факторы, определяющие здоровье индивидуума, семьи, населения и отдельных его групп;

Анализировать социально-экономические факторы, влияющие на здоровье населения;

Учитывать факторы образа жизни, биологические, генетические и факторы окружающей среды, влияющие на здоровье населения;

Определять факторы и показатели риска и факторы здоровья (антириска);

Прогнозировать изменения показателей общественного здоровья;

Учитывать особенности системы обеспечения лекарственных средств, влияющих на состояние здоровья населения (производство, дистрибьютизация, аптеки, фальсификация).

2 .Анализ деятельности органов управления здравоохранением и организацией здравоохранения:

Организовать учет и сбор информации о результатах деятельности организаций здравоохранения, отдельных коллективов;

Владеть методами анализа и оценки полученной информации;

Проводить анализ результатов деятельности организаций здравоохранения, производственных подразделений, отдельных работников;

Проводить ситуационный анализ системы здравоохранения и отдельных ее секторов (подсистем);

Анализировать рынок медицинских услуг (фармацевтический, профилактический);

Оценить результаты профилактической программы вмешательства;

Анализировать оборот материальных ресурсов, эффективность их использования;

Анализировать информацию бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

Анализировать характеристики управленческого, бухгалтерского учета и аудита для принятия оптимальных решений.

Клиническая эпидемиология (Clinical epidemiology) - это наука, позволяющая осуществлять прогнозирование для каждого конкретного пациента на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов изучения групп больных для обеспечения точности прогнозов. Цель клинической эпидемиологии - разработка и применение таких методов клинического наблюдения, которые дают возможность делать справедливые заключения, избегая влияния систематических и случайных ошибок. В этом заключается важнейший подход к получению информации, необходимой врачам для принятия правильных решений.

Клиническая медицина и эпидемиология

Термин "клиническая эпидемиология" произошел от названий двух "родительских" дисциплин: клинической медицины и эпидемиологии. Эта наука "клиническая", потому что стремится ответить на клинические вопросы и рекомендовать клинические решения, основанные на самых надежных фактах. Она называется "эпидемиология", поскольку многие из ее методов разработаны эпидемиологами и помощь конкретному больному здесь рассматривается в контексте большой популяции, к которой принадлежит больной.

Когда-то клиническая медицина и эпидемиология составляли одно целое . Большинство основателей эпидемиологии были клиницистами. Лишь в нашем столетии две дисциплины разошлись. У каждой из них свои школы, системы подготовки специалистов, журналы и области интересов. В последнее время клиницисты и эпидемиологи стали все сильнее осознавать, что их области тесно связаны и без взаимодействия возможности каждой их них ограничены .

Традиционное клиническое мировоззрение

Выбор ответа на клинический вопрос определяется стоящей перед врачом задачей и его практическим опытом. Деятельность врача - это решение проблем конкретного больного. Врачи знают всех своих больных в лицо, собирают анамнез, проводят исследования и несут персональную ответственность за каждого пациента. В результате врачи стремятся к оценке, прежде всего, индивидуальных особенностей каждого пациента, они с большой неохотой объединяют пациентов в группы по риску, диагнозу, методу лечения и оценивают принадлежность больного к этим группам в терминах теории вероятности.

Поскольку работа врача заключается в оказании помощи конкретным больным, клиницисты зачастую упускают из поля зрения пациентов, которые наблюдаются в других медицинских учреждениях или просто не обращаются за помощью, даже если они страдают именно той болезнью, с которой эти врачи имеют дело.

Традиционное клиническое обучение ориентировано на познание механизмов развития заболеваний на основе сведений, полученных из биохимии, анатомии, физиологии и других фундаментальных наук. Эти науки определяют научное мировоззрение студентов-медиков и основу последующих клинических исследований и публикаций. Такое образование воспитывает убеждение в том, что выяснение деталей патологического процесса у конкретного больного составляет суть медицины и, следовательно, зная механизмы заболевания, можно предсказать течение болезни и выбрать правильное лечение.

Потребность в еще одной "фундаментальной науке"

Традиционный подход в медицине "работает" при соответствующих обстоятельствах. На его основе созданы многие эффективные терапевтические средства, например вакцины, антимикробные и вазоактивные препараты, синтетические гормоны. Он оправдывает себя при коррекции нарушений кислотно-основного состояния, диагностике и лечении сдавления нервных стволов.

Однако клинические прогнозы, основанные на знании биологических механизмов болезни, следует рассматривать только как гипотезы, которые должны выдержать проверку в клинических испытаниях. Дело в том, что механизмы развития заболеваний раскрыты лишь отчасти, а на исход болезни влияют многие другие факторы (генетические, физические и социальные). Достаточно привести несколько примеров противоречий теоретическим представлениям: у больных сахарным диабетом включение в диету простых сахаров сопровождается не более серьезными нарушениями метаболизма, чем потребление сложных сахаров; некоторые антиаритмические средства сами вызывают аритмии; лекарства, улучшающие реологические свойства крови, не всегда уменьшают частоту и степень тяжести кризов при серповидно-клеточной анемии.

Разумеется, личный опыт тоже важен для принятия клинических решений. Однако ни один врач не обладает достаточным практическим опытом, чтобы распознавать все трудноуловимые, длительно протекающие, взаимодействующие процессы, которые имеют место при большинстве хронических заболеваний.

Таким образом, для врача, который хочет судить о надежности клинической информации, знания в области клинической эпидемиологии столь же необходимы, как и в области анатомии, патологии, биохимии, фармакологии. Клиническую эпидемиологию следует рассматривать как одну из фундаментальных наук, на которой зиждется здание современной медицины.

Основные положения клинической эпидемиологии

Хотя личный опыт и знание механизмов развития заболеваний безусловно важны, необходимо принимать во внимание следующее:

  • * в большинстве случаев диагноз, прогноз и результаты лечения для конкретного больного однозначно не определены и потому должны быть выражены через вероятности;
  • * эти вероятности для конкретного больного лучше всего оцениваются на основе предыдущего опыта, накопленного в отношении групп аналогичных больных;
  • * поскольку клинические наблюдения проводятся на свободных в своем поведении больных, и делают эти наблюдения врачи с разной квалификацией и собственным мнением, результаты могут быть подвержены систематическим ошибкам, ведущим к неверным заключениям;
  • * любые наблюдения, и клинические в том числе, подвержены влиянию случайности;
  • * чтобы избежать неверных выводов, врачи должны полагаться на исследования, основанные на строгих научных принципах, с использованием методов минимизации систематических ошибок и учета случайных ошибок.

Социальный аспект клинической эпидемиологии

Влиятельные силы современного общества ускорили признание методов и возможностей клинической эпидемиологии. Стоимость медицинской помощи достигла такого уровня, при котором даже самые богатые группы населения не в состоянии оплатить все желаемые виды услуг. Показано, что использование новых клинических методов совсем не обязательно сопровождается соответствующими изменениями клинических исходов; следовательно, для больного полезны далеко не все общепринятые или дорогостоящие виды лечения. Сейчас разрабатываются способы более тщательной оценки клинических данных, которыми могут пользоваться руководители здравоохранения. Сложилось единое мнение, что медицинская помощь должна основываться на результатах самих строгих исследований и оцениваться по результатам с учетом финансовых затрат, которые общество может себе позволить. Кроме того, конкретные пациенты все чаще рассматриваются в качестве составной части больших групп аналогичных больных; это помогает не только делать более точные индивидуальные прогнозы, но и выбирать наиболее целесообразный путь использования ограниченных медицинских ресурсов для оптимальной помощи возможно большему числу людей.

По самостоятельной внеаудиторной работе

к практическому занятию № 2

по дисциплине Доказательная медицины

специальности (направлению подготовки)

“Лечебное дело”

Составитель: канд. мед. наук Бабенко Л.Г.

Тема II. Клиническая эпидемиология – основа доказательной медицины

Цель занятия: изучение целей, задач, принципов и методологии доказательной медицины; критериев и степени доказательности исследований этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области их применения; исторических аспектов ее формирования и развития.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с разделами доказательной медицины, её целями, задачами, принципами, компонентами, аспектами и методологией, местом среди других медицинских наук.

2. Охарактеризовать степени доказательности при клинических исследованиях этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области ее применения.

3. Осветить исторические аспекты создания, формирования и развития доказательной медицины

4. Ознакомить студентов с организацией, исповедующей методологию доказательной медицины Кокрановское сотрудничество, ее целями, задачами и принципами.

5. Охарактеризовать трудности внедрения научно-обоснованной медицинской практики и пути их преодоления в отечественной медицине.

Студент должен знать:

1 - до изучения темы (базисные знания) :

Основные факторы, тенденции развития биомедицинских наук и потребности практической медицины в современных условиях;

Компоненты построения медицинского воззрения на методологические подходы к проведению клинических исследований, оценке и применению их результатов;

Математические методы решения и интеллектуальных задач и их применение в медицине;

Основы медицинской истории;

Теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, основные понятия общей нозологии:

Функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем.

2 - после изучения темы:

Основные понятия, цель, задачи, принципы и методологию доказательной медицины;

Степени доказательности при клинических исследованиях этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области ее практического применения;

Основные исторические этапы формирования и развития доказательной медицины;

Значение Кокрановского сотрудничества для клинической медицины и формы его деятельности за рубежом и в России;

Трудности внедрения научно-обоснованной медицинской практики и пути их преодоления

Студент должен уметь:

- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать и анализировать клинические особенности проявления имеющейся у пациента патологии и осуществлять свою деятельность с учетом принципов и методологии доказательной медицины;

Использовать информационные ресурсы Кокрановской библиотеки для принятия клинических решений на основании принципов доказательности и достоверности с целью получение качественного и эффективного клинического исхода.

Студент должен владеть:

Терминами и понятиями клиническая эпидемиология;

Измерением полной ошибки при проведении клинического исследования;

Оценкой уровней здоровья при медико-социальных исследованиях;

Методиками расчета индексов и показателей здоровья;

Формированием кагорты для научно-клинических исследований;

Формированием популяции для научно-клинических исследований.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1 - ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников;

2 – письменно изложить в рабочей тетради “Глоссарий” суть терминов и понятия, применяемые по данной теме семинарского занятия:

N/N п/п Термин/понятие Суть термина/понятия
Эпидемиология -
Клиническая эпидемиология
Случайная ошибка
Систематическая ошибка
Полная ошибка измерения
Исследование
Испытание
Здоровье
Болезнь
Ресурсы здоровья
Потенциал здоровья
Баланс здоровья
Факторы риска
Факторы риска ухудшения здоровья
Когорта
Популяция
Организация исследования
Факторные признаки
Результативные признаки
Программа сводки и группировки данных
План исследования
Сбор данных
Сплошное эпидемиологические исследование
Выборочные эпидемиологические исследования
Исследование случай - контроль
Когортное исследование
Наблюдательное исследование
Экспериментальное исследование
Рандомизированное клиническое контролируемое испытание

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: «Клиническая эпидемиология: определение, история развития, основные принципы и методы исследования»

О сновные понятия клинической эпидемиологии

Исторически сложилось так, что в XX веке в СССР представления об эпидемиологии как науке, связывались, прежде всего, с изучением эпидемического процесса. Это понятно, т.к. революции, коллективизация и индустриализация, две мировые войны, затем распад СССР не раз приводили к экономической катастрофе, что сопровождалось массовым распространением инфекционных заболеваний. Одновременно наука в СССР была в относительной изоляции от мировой.

В этот же исторический период в странах Западной Европы и США интенсивно совершенствовались эпидемиологические аналитические исследования причин распространения неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, заболеваний, связанных с ухудшением экологии и т.д.). Их результаты стали широко использоваться в клинической медицине. Одновременно развивались эпидемиологические исследования социальных влияний на здоровье человека. Эпидемиология трансформировалась в науку не о распространении инфекционных болезней, а о распространении болезней и факторах, влияющих на их распространение. Объектом стал не эпидемический процесс, а процесс распространения болезней. Углубилась и методология клинических исследований. Они позволили получать достоверную информацию о причинах заболеваемости, об эффективности тех или иных медицинских вмешательств.

Методология ДМ заложена на основе эпидемиологии. В настоящее время из общей эпидемиологии выделена клиническая эпидемиология (КЭ) , как наука «позволяющая осуществить прогнозирование для каждого конкретного пациента на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов изучения групп больных для обеспечения точности прогноза». Ее даже называют «наукой о методологии медицины».

Главной целью КЭ является «внедрение методов клинического исследования и анализа данных, обеспечивающих принятие верных решений», т.к. любая наука стремится познать какое-то явление, процесс или предмет с использованием адекватного метода.

Эпидемиологический метод - это совокупность приёмов, предназначенная для изучения причин, условий возникновения и распространения болезней и иных состояний в популяции людей.

В процессе эволюции эпидемиологического метода выделились 3 основные группы эпидемиологических приёмов:

описательные (дескриптивные),

аналитические,

экспериментальные.

Настоящий краткий очерк методологии исследований не предназначен для изучения методов проведения исследований. Его цель - дать читателю знания, необходимые для критического чтения сообщений об исследованиях, т.е. для самого важного навыка для практики ДМ.

Основными научными категориями в КЭ являются понятия случайной и систематической ошибки, которые пришли в медицину из статистики. Биостатистика - приложение статистических методов в биологии и медицине - является важным научным инструментом эпидемиологических исследований. Знание ее основ необходимо для практики ДМ, поскольку она оперирует количественными данными. Иногда КЭ пытаются свести к статистическим методам исследования, но это ошибочно, так как статистика, с одной стороны, является всего лишь инструментом исследований, а с другой - вполне самостоятельной наукой.

Основная задача КЭ заключается в применении принципов проведения клинических исследований для получения достоверного знания и критической оценки результатов исследований в целях совершенствования медицинской практики.

Главное в оценке результатов клинического исследования - оценить его дизайн, который должен быть адекватен предмету исследования. Качество разработанного дизайна характеризует методологическую зрелость исследователя, который планирует его реализацию. Понимание типов дизайнов исследований - это, по сути, понимание сущности клинической эпидемиологии.

Ключевым элементом в подходе КЭ к клиническим исследованиям и в практике ДМ является подход к исходам заболеваний. В КЭ обращается внимание на то, что для оценки вмешательств надо изучать их влияние на такие исходы, как смерть, дискомфорт, инвалидизация, неудовлетворенность пациентов. Эти исходы называют клинически важными или важными для пациентов. Исходы в виде изменений концентраций, плотностей и других признаков (суррогатные исходы) в ДМ рассматриваются как не имеющие значительной ценности для практики.

Fleming T.R. и De Mets D.L., проводившие специальные исследования на примере результатов когортных исследований, показали, что при различных заболеваниях использование суррогатных исходов в качестве критериев эффективности лечения может приводить к ошибочным выводам по сравнению с наступившими клиническими исходами.

Надо помнить, что технологии ДМ не могут и не должны полностью заменить прежние принципы клинической практики, они лишь дополняют их и предлагают новые, более эффективные решения. С этих позиций представляет интерес анализ состояния применения технологий ДМ в развитых странах. Он показывает, что реальные клинические решения принимаются под влиянием ряда факторов, таких как особенности медицинского учреждения, уровень подготовки врача, предпочтения пациента и др. При этом основным принципом принятия клинического решения остается выбор пациента при полном информировании последнего. Этот принцип подтвержден Сицилийской декларацией по использованию технологий ДМ, которая была одобрена 5.01.2005.

КЭ относительно сложна для изучения. Тем не менее, без знания её основ современный специалист не может оценить качество научной публикации, ориентироваться в современной информации, определить цену принятого решения (соотношение риск/польза), достоверность проведенного исследования и критически оценить клинические рекомендации. В итоге, не ориентирующийся в КЭ врач не может методически грамотно применять результаты научных исследований к конкретному пациенту.

В своей повседневной деятельности врач решает проблему конкретного больного и при этом задача, стоящая перед врачом, и его практический опыт определяют выбор ответа на клинический вопрос. Он знает в лицо всех своих пациентов, собирает анамнез, проводит исследования и несёт персональную ответственность за каждого больного. В результате врач оценивает, прежде всего, индивидуальные особенности каждого больного, и он с большой неохотой объединяет своих пациентов в группы по риску, диагнозу, методу лечения и оценивает принадлежность больного к этим группам в терминах теории вероятности.

Рисунок 1. Три основных компонента доказательной медицины.

Личный опыт врача также важен для принятия клинических решений. Однако абсолютное большинство врачей не обладает достаточным практическим опытом, чтобы распознавать все трудноуловимые, длительно протекающие, взаимодействующие процессы, которые имеют место при большинстве хронических заболеваний.

Объектом изучения клинической эпидемиологии являются медицинские аспекты болезней. Например, каким образом связаны симптом и заболевание, вмешательство и исходы. Чтобы оценить, насколько можно доверять результатам исследований, врач должен понимать, каким образом должны проводиться медицинские исследования.

Таким образом, врачу, для того чтобы судить о надежности клинической информации, необходимо знать основные понятия клинической эпидемиологии, также как и анатомию, патологию, биохимию, фармакологию. Поэтому в настоящее время клиническая эпидемиология рассматривается как одна из фундаментальных наук, на которой держится здание современной медицины.

Клиническая эпидемиология и социальные аспекты медицинской помощи

клинический эпидемиология популяции помощь

В связи с внедрением в практическую медицину достижений современной науки, новых технологий и лекарств, стоимость медицинской помощи достигла такого уровня, при котором даже самые богатые группы населения не в состоянии оплатить все желаемые виды услуг. В то же время использование новых видов медицинских вмешательств не всегда сопровождается пропорциональным улучшением клинических исходов. В связи с этим разрабатываются способы более тщательной, обобщенной оценки научных клинических данных, которыми могут пользоваться руководители здравоохранения для улучшения оказания медицинской помощи.

Ныне мало кто оспаривает положение, что медицинская помощь должна основываться на результатах правильно проведенных исследований и оцениваться по конечным результатам с учетом финансовых затрат, которые общество может себе позволить. Также каждый пациент рассматривается в качестве составной части больших групп аналогичных больных, что помогает не только делать более точные индивидуальные прогнозы, но и выбирать оптимальный путь использования ограниченных финансовых ресурсов для улучшения помощи возможно большему контингенту людей.

Основные положения и принципы клинической эпидемиологии

Главной целью КЭ является внедрение методов клинических исследований, обеспечивающих принятие правильных решений. При этом, безусловно, важен личный опыт и знание механизмов развития заболеваний. Однако, необходимо учесть и другие важные аспекты.

В большинстве случаев диагноз, прогноз и результаты лечения для конкретного больного с точностью не определяются и поэтому должны быть выражены через вероятности.

Вероятности для конкретного пациента лучше всего определяются на основе предыдущего опыта, накопленного по аналогичной группе больных.

Надо всегда принимать во внимание то, что клинические наблюдения должны проводиться на свободных в своем поведении больных, которых наблюдают врачи с разной квалификацией и собственным мнением, что может привести к систематическим ошибкам, ведущим к ошибочным заключениям.

Любые клинические исследования подвержены влиянию случайности и результат каждого исследования может быть искажен случайной ошибкой.

Для уменьшения ошибок при принятии решения врач должен использовать результаты исследований, основанных на строгих научных принципах, с применением методов минимизации систематических и учета возможных случайных ошибок.

Клинические вопросы и ответы на них основываются на принципах и понятиях, приводимых далее.

Клинические вопросы

Основными вопросами, которые ставит клиническая эпидемиология, являются: отклонения от нормы, диагноз, частота, риск, прогноз, лечение, профилактика, причина, затраты. Это те вопросы, которые возникают и у больного и у врача. Именно их чаще всего обсуждают между собой врачи и пациенты.

Клинические исходы

Для КЭ наибольший интерес представляют исходы, имеющие жизненно важное значение для больных, а также медицинского персонала - смерть, заболевание, дискомфорт, инвалидизация, неудовлетворенность лечением. Именно эти явления врачи хотят понять, предсказать, интерпретировать и изменить при лечении больных.

От других медицинских наук КЭ отличается тем, что все эти явления изучаются непосредственно на людях, а не на подопытных животных или элементах человеческого организма, таких как культуры тканей, клеточные мембраны, рецепторы и медиаторы, последовательности нуклеиновых кислот и т.д. Биологические явления не могут считаться эквивалентом клинических исходов, пока не получено прямого доказательства их взаимосвязи.

Количественный подход

В доброкачественных клинических исследованиях должны использоваться корректные способы измерения, так как результаты менее надежных измерений дают менее достоверные доказательства. Частоту и тяжесть клинических исходов, таких как смерть, болезнь или инвалидизация, можно представить в числовом выражении. Функциональный дефект и утрату качества жизни также можно измерять. В доброкачественных исследованиях должны быть учтены ненадежность субъективных оценок, сделанных человеком, и на эту ненадежность должна быть сделана поправка.

С высокой точностью прогнозировать клинический исход удается весьма редко. Чаще всего на основании результатов проведенных ранее исследований на подобных пациентах определяется вероятность того или иного исхода. При клинико-эпидемиологическом подходе допускается, что клинические прогнозы неопределенны, но могут быть описаны количественно в виде вероятностей. Например, симптомы ишемической болезни сердца возникают у 1 из 100 мужчин среднего возраста в год; курение увеличивает в два раза риск смерти в любом возрасте.

Популяции и выборки

Популяция - это большая группа людей, проживающих в определенном географическом регионе (например, в Казахстане) и воспроизводящая себя в ряде поколений. Это - общебиологическое определение популяции, в применении к человеку это - синоним населения. В эпидемиологии и в клинике популяцией называют также любую группу лиц, обладающих некоторым общим признаком (например, лица старше 65 лет, или работники гостиниц). Популяция может представлять собой только некоторую часть населения (например, в эпидемиологических исследованиях причин заболеваний). Она может состоять из больных, госпитализированных в определенную клинику или из пациентов с определенным заболеванием (что чаще имеет место в клинических исследованиях). Следовательно, можно говорить об общей популяции, госпитальной популяции или популяции пациентов с конкретным заболеванием.

Выборка - это специально отобранная часть популяции. Клинические исследования обычно выполняются на выборках, поскольку исследовать всю популяцию невозможно и нет обычно необходимости. Для того, чтобы выборка отражала популяцию правильно (была репрезентативной, т.е. представительной), она должна быть правильно создана. В простейшем случае это - случайная выборка из популяции. В действительности, по разным причинам случайным образом отбирать членов популяции не всегда просто, поэтому применяются более или менее сложные (по сравнению с простой выборкой) приемы. Кроме того, выборка должна быть достаточно большой, чтобы полученные на ней оценки, например, частоты событий, оказались достаточно точными. Необходимый размер выборки целесообразно определить перед началом исследований с помощью стандартных статистических формул.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История возникновения клинической эпидемиологии. Цели, основные положения, принципы и значение науки для медицинского персонала при принятии правильных решений в лечении больных. Примеры возможных систематических ошибок. Клинические вопросы и исходы.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Определение эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Области исследования науки. Организменный уровень формирования патологии. Эпидемиология неинфекционных заболеваний, показатели и характеристики заболеваемости. Профилактика соматических болезней.

    реферат , добавлен 13.10.2015

    Утопление как частая причина случайной смерти среди лиц молодого возраста, его определение, эпидемиология и клиническая картина, система догоспитальной и госпитальной помощи пострадавшим. Сущность постиммерсионного синдрома или "вторичного утопления".

    реферат , добавлен 11.06.2009

    Определение понятия, предмета и методов эпидемиологии как одной из современных медицинских наук. Изучение закономерностей возникновения и распространения неинфекционных заболеваний. Рассмотрение основных вопросов профилактики заболеваемости населения.

    реферат , добавлен 15.10.2015

    Причины возникновения и эпидемиология бруцеллеза (зоонозной инфекцией), патогенез и клиническая картина заболевания, формы течения. Методы диагностики, лечение и профилактика. Эпидемиологическая ситуация в Казахстане, тенденции роста заболеваемости.

    презентация , добавлен 10.03.2013

    Анализ проблемы внутрибольничных инфекций (ВБИ) как заболеваний пациентов, связанных с оказанием медицинской помощи в больницах и лечебно-профилактических учреждениях. Основные виды ВБИ. Факторы, влияющие на рост ВБИ. Механизм передачи возбудителей.

    презентация , добавлен 31.03.2015

    Понятие клинической фармакологии, история развития. Приказ № 131 "О введении специальности "клиническая фармакология". Ее значимость в современной медицине. Особенности лекарственного взаимодействия. Нежелательные эффекты ЛС и методы их профилактики.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    История исследований и прогноз заболеваемости менингококковой инфекцией, ее понятие и общая характеристика, эпидемиология и патогенез. Классификация и типы данной инфекции, критерии клинической диагностики и принципы составления схемы лечения болезни.

    презентация , добавлен 19.04.2014

    Эпидемиология, прогноз и летальность при системной красной волчанке (СКВ). Ведущие факторы патогенеза. Диагностические критерии, предложенные ASR (1982), дополненные ASR (1997). Клиническая классификация. Клинический протокол оказания медицинской помощи.

    презентация , добавлен 28.04.2016

    Характеристика основных областей клинической психологии. Теоретические основы отечественной клинической психологии. Вклад клинической психологии в разработку общепсихологических проблем. Методы клинической психологии.

2.1. Клиническая эпидемиология: определение эпидемиологии; эпидемиология общественного здоровья; факторы риска; понятие кагорты, популяции

1.1.Определение эпидемиология, клиническая эпидемиология

Эпидемиология (перевод с греческого: epi - на; demos - народ; logos - наука) - наука, изучающая закономерности и распространения болезни, независимо от этиологии, в человеческой популяции с целью ее предупреждения.

Эпидемиология сформировалась как наука, изучающая закономерности возникновения, распространения, профилактики и лечения инфекционных заболеваний. являясь количественной дисциплиной, эпидемиология позволяет определить размер проблемы, стоящей перед обществом или здравоохранением (распространенность заболевания); оценить размер опасности (риск и прогноз), а также показать возможность влияния на заболевание (профилактика и лечение). Кроме того, полученные в эпидемиологических исследованиях данные могут помочь рассчитать стоимость (экономическую эффективность) вмешательства.

Клиническая эпидемиология определяется, как “наука, позволяющая осуществлять прогнозирование…” (Флетчер Р., Флечер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. М: Медиасфера,1998.- 346с.), она содержит обширный специфический терминологический и понятийный аппарат, что приближает ее к уровню новой фундаментальной науки.

Клиническая эпидемиология - наука, позволяющая осуществлять прогнозирование для каждого конкретного пациента на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов изучения групп больных для обеспечения точности прогнозов.

Клиническая эпидемиология (clinical epidemiology) - эпидемиологические исследования в клинических условиях (проводимые обычно клиницистами), в котором исследуемые - пациенты.

В настоящее время современное понятие эпидемиологии обозначается термином “клиническая эпидемиология”. Этот термин произошел от названий двух “родительских” дисциплин: клинической медицины и эпидемиологии. “Клиническая”, потому что стремится ответить на клинические вопросы и рекомендовать клинические решения, основанные на самых надежных фактах. “Эпидемиология”, поскольку многие из ее методов разработаны эпидемиологами, и помощь конкретному больному здесь рассматривается в контексте большой популяции, к которой принадлежит больной.

Дж.Р. Пол (Paul J.R. Clinical epidemiology. J Clin Invest, 1938; 17:539–41.) определяет клиническую эпидемиологию как “супружество между количественными концепциями, используемыми эпидемиологами для изучения болезней в популяции, и принятием решений в индивидуальном случае, что составляет ежедневный труд врачей”. Наиболее кратким современным определением может быть следующее: “Применение принципов и методов эпидемиологии к решению проблем клинической медицины”.



М. Еничек (Jenicek M., Clroux R. pidmiology clinique (Clinomtrie). Ste-Hyacinthe, Que: Edisem, 1985.) полагает, что существенная черта клинической эпидемиологии - направленность выводов: классическая эпидемиология ищет причины и измеряет риски заболевания, в то время как клиническая эпидемиология использует информацию из классической эпидемиологии, чтобы помочь принятию решений в выявленных случаях заболевания. “Клиническая эпидемиология применяет широкий спектр научных принципов, стратегий и тактик для поиска ответа на вопросы о здоровье и медицине, в особенности о последней. Используемые принципы в основном почерпнуты из эпидемиологии, но также из смежных методологически ориентированных научных дисциплин: статистики, психологии, социальных наук, экономики, общественного здоровья и других”.

Отличие клинической эпидемиологии и анализа принятия решений в клинике заключается в том, что эпидемиолог работает с определенной популяцией; анализ принятия решений можно применить к небольшому количеству лиц, например, к случаям болезни, даже к одному больному (Haynes R.B., Sackett D.L., Guyatt G.H., Tugwell P. Clinical Epidemiology: How to Do Clinical Practice Research. Philadelphia: Lippincott, Williams, Wilkins, 2005.).

J.М. Last, формулируя современное определение эпидемиологии, акцентирует внимание на отдельных словах в данном определении. Так, под “изучением” следует понимать проведение обсервационных (наблюдательных) и экспериментальных исследований, проверку гипотез и анализ результатов. “Распространение болезней и факторов...” подразумевает изучение частоты случаев болезни, смерти, факторов риска, выполнения больным рекомендаций врача, организации медицинской помощи и ее эффективности. “Целевая группа” - группа с точным числом людей и определенными возрастно-половыми, социальными и другими признаками.

Цель клинической эпидемиологии – разработка и применение таких методов клинического наблюдения, которые дают возможность делать справедливые заключения с гарантированной оценкой влияния систематических и случайных ошибок. В этом заключается важнейший подход к получению информации, необходимой врачам для принятия правильных решений.

Основополагающий метод в эпидемиологии - сравнение. Оно проводится путем математических вычислений таких величин, как отношение шансов, отношение рисков развития изучаемых событий.

Основополагающими понятиями клинической эпидемиологии являются: “случайная и систематическая ошибки” . Эти понятия определяют роль случайности и правильность методики оценки результатов при изучении заболеваемости, диагностических методов и эффективности лечения.

Случайная ошибка - вызываются большим числом отдельных причин, действующих в каждом отдельном измерении различными способами. В примере со взвешиванием это могут быть незаметные глазу колебания чаши весов, потоки воздуха, толчки фундамента здания, в котором стоят весы. Эти ошибки полностью исключить невозможно.

Систематическая ошибка - обусловливаются причинами, действующими вполне определённым образом. Примером систематической ошибки при взвешивании может являться смещение стрелки ненагруженных весов относительно нулевой отметки на некоторую постоянную величину Δm . Зная это смещение (например, взвесив гирю, масса которой точно известна), можно, всякий раз измеряя массу на этих весах, вычитать Δm из показаний прибора. Таким образом, систематические ошибки могут быть устранены или достаточно точно учтены.

Полная ошибка измерения принимается равной сумме случайной и систематической ошибок: Δ = Δ сл + Δ сист.

С учетом теории случайной и систематической ошибок разработаны основополагающие понятия клинической эпидемиологии: “чувствительность”, “специфичность", “риск”, “шансы” и прочие. Эти базисные понятия позволяют описать отличительные особенности различных типов клинических исследований и испытаний, их преимущества при проверке гипотез.

Отдельный подраздел клинической эпидемиологии - предмет медицинской статистики , показывает наиболее правильные статистические модели при изучении заболеваемости и эффективности лечения. Обобщая все выше изложенное можно заключить, что клиническая эпидемиология является международным стандартом при изучении заболеваемости и создании клинических рекомендаций.

Классическая научная методология представляется в виде процесс познания, состоящего из двух этапов: получения нового знания и его верификации, то есть проверки и утверждения знания. Любое новое знание до этапа его верификации носит гипотетический характер. Клиническая эпидемиология называет любое неверифицированное знание гипотезой. В то же время научная методология представляет гипотетическое знание как целый ряд различного уровня значимости знания. Гипотеза возникает как результат конфликта устоявшихся мнений с новым эмпирическим фактом. На этом этапе исследователь, на основе известных знаний пытается объяснить возникший конфликт и создает, собственно, гипотезу. Это первый уровень гипотетического знания. После проведения системного анализа гипотезы и в ходе встраивания ее в существующую систему общих знаний возникает научная теория.

Сформированная научная теориявключает модельное представление об объекте знаний. На этом этапе проводятся проверки моделей в эксперименте. Это следующий этап гипотетического знания. Результаты проверки гипотетических моделей в эксперименте позволяют уточнить исходные модели создать более целостное, проверенное отдельными фактами, представление об объекте исследований.

Таким образом, возникает концептуальное знание , которое удовлетворительно объясняет наличную совокупность фактов из области изучаемого объекта. Это высшая степень гипотетического знания, которая является основой для создания новой парадигмы. Но это еще не объективизированное знание.

Парадигма, согласно Томасу Куну отражает взгляды на объект определенного научного сообщества. Известно, что взгляды на патогенез и методы лечения заболеваний могут быть различны даже в пределах одной страны. То есть, возможно существование несколько парадигм, которые основываются на различных клинических концепциях. Какая из них претендует на создание объективизированного знания?

Различные парадигмы и соответствующие научные концепции являются основой для создания соответствующих протоколов клинических испытаний. И только при получении убедительных доказательств той или иной научной концепции в процессе клинических испытаний появляются основания, чтобы соответствующая парадигма стала общечеловеческим объективизированным знанием.

Предмет клиническая эпидемиология сконцентрировал свое внимание на методологии верификации гипотетического знания. Выделяя понятия “исследование” и “испытание” необходимо отметить, что эти два процесса имеют важнейшее значение для науки и практики следствий.

Исследование - это этап получения нового знания, который носит личностный характер и является предметом научных изысканий.

Испытание - это этап верификации нового гипотетического знания, который носит безличностный (общественный) характер и выполняется по заранее разработанному протоколу проведения и оценки испытания.