02.07.2020

Строение уха. Особенности слуха человека. Как работает ухо? Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивают


Анализаторы

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

1) нервным волокном,
2) центральной нервной системой,
3) нервом,
4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

1) во внутреннем ухе,
2) в среднем ухе,
3) на барабанной перепонке,
4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

1) затылочную,
2) теменную,
3) височную,
4) лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

1) C,
2) D,
3) B,
4) A.

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

1) затылочной,
2) височной,
3) лобной,
4) теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

1) сетчатка,
2) зрачок,
3) зрительный нерв,
4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

1) нарушению равновесия,
2) воспалению среднего уха,
3) ослаблению слуха,
4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

1) изменяющих кривизну хрусталика,
2) верхних и нижних век,
3) регулирующих размер зрачка,
4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

1) слуховой трубой,
2) ушной раковиной,
3) перепонкой овального окна,
4) слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

1) слуховыми нервами,
2) рецепторами улитки,
3) барабанной перепонкой,
4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

1) двигательным нейронам,
2) вставочным нейронам,
3) чувствительным нейронам,
4) коротким отросткам двигательных нейронов.

А13. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

1) рецепторах,
2) нервах проводниковой части анализатора,
3) корковом конце анализатора,
4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

А14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

1) нервных волокнах,
2) телах нейронов ЦНС,
3) рецепторах,
4) телах вставочных нейронов.

А15. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А16. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

1) чёрный пигмент поглощает световые лучи,
2) происходит преломление световых лучей,
3) энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
4) расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А17. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

1) сетчатки,
2) хрусталика,
3) радужной оболочки,
4) стекловидного тела.

А18. Периферическая часть зрительного анализатора:

1) зрительный нерв,
2) зрительные рецепторы,
3) зрачок и хрусталик,
4) зрительная зона коры.

А19. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

1) слуха,
2) зрения,
3) речи,
4) обоняния.

А20. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

1) внутреннее ухо,
2) среднее ухо и слуховые косточки,
3) вестибулярный аппарат,
4) наружный слуховой проход.

А21. Радужная оболочка:


2) определяет цвет глаз,

А22. Хрусталик:

1) является основной светопреломляющей структурой глаза,
2) определяет цвет глаз,
3) регулирует поток света, поступающего в глаз,
4) обеспечивает питание глаза.

А23. Во внутреннем ухе располагаются:

1) барабанная перепонка,
2) органы равновесия,
3) слуховые косточки,
4) все перечисленные органы.

А24. В состав внутреннего уха входит:

1) костный лабиринт,
2) улитка,
3) полукружные канальца,
4) все перечисленные структуры.

А25. Причиной врождённой дальнозоркости является:

1) увеличение кривизны хрусталика,
2) уплощённая форма глазного яблока,
3) уменьшение кривизны хрусталика,
4) удлинённая форма глазного яблока.

Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,
Б) воспринимают информацию из внутренней среды,
В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,
Г) располагаются в исполнительном органе,
Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,
Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

В2. Дальнозорким людям необходимо использовать очки:

А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,
Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,
В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,
Г) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,
Д) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,
Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

В3. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

А) роговица,
Б) зрачок,
В) хрусталик,
Г) стекловидное тело,
Д) сетчатка,
Е) жёлтое пятно.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

В5. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

В6. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

Задания на установление правильной последовательности.

В6. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо,
Б) перепонка овального окна,
В) слуховые косточки,
Г) барабанная перепонка,
Д) жидкость в улитке,
Е) рецепторы органа слуха.

В7. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,
Б) стекловидное тело,
В) сетчатка,
Г) хрусталик,
Д) роговица,
Е) зрительная зона коры мозга.

Задания со свободным ответом.

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

Ответы к заданиям части А.

ответ
ответ

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких правильных ответов.

Ответы к заданиям части В на определение последовательности

ответ

C1. Элементы ответа:

  1. при взлёте или посадке самолёта быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
  2. глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.

Вариант 1

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

  1. нервным волокном, 3) нервом,

2) центральной нервной системой, 4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

  1. во внутреннем ухе, 3) на барабанной перепонке,
  2. в среднем ухе, 4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

  1. затылочную, 3) височную,
  2. теменную, 4) лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

  1. клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
  2. рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
  3. слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
  4. клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

  1. C, 3) B,
  2. D, 4) А

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

  1. затылочной, 3) лобной,
  2. височной, 4) теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

  1. сетчатка, 3) зрительный нерв,
  2. зрачок, 4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

  1. нарушению равновесия, 3) ослаблению слуха,
  2. воспалению среднего уха, 4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

  1. изменяющих кривизну хрусталика, 3) регулирующих размер зрачка,
  2. верхних и нижних век, 4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

  1. слуховой трубой,
  2. ушной раковиной,
  3. перепонкой овального окна,
  4. слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

  1. слуховыми нервами, 3) барабанной перепонкой,
  2. рецепторами улитки, 4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

  1. двигательным нейронам, 3) чувствительным нейронам,
  2. вставочным нейронам, 4) коротким отросткам двигательных нейронов.

Задание с выбором нескольких верных ответов .

В1. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

А) роговица,

Б) зрачок,

В) хрусталик,

Г) стекловидное тело,

Д) сетчатка,

Е) жёлтое пятно.

В2. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА

1. защита от механических и химических повреждений, А) белочная,

2. снабжение глазного яблока кровью, Б) сосудистая,

3. поглощение световых лучей, В) сетчатка.

4. участие в восприятии света,

5. преобразование раздражения в нервные импульсы.

В3. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,

Б) стекловидное тело,

В) сетчатка,

Г) хрусталик,

Д) роговица,

Е) зрительная зона коры мозга.

Задания со свободным ответом .

С1. Объясните, почему справедлива поговорка: “В темноте все кошки серы”?

С2. Почему человек легко отличает вкус лимона от вкуса конфеты?

Вариант 2

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

  1. рецепторах, 3) корковом конце анализатора,
  2. нервах проводниковой части анализатора, 4)телах нейронов проводниковой части анализатора.

А2. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

  1. нервных волокнах, 3) рецепторах,
  2. телах нейронов ЦНС, 4) телах вставочных нейронов.

А3. Анализатор состоит из:

  1. рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
  2. проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
  3. участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
  4. воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А4. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

  1. чёрный пигмент поглощает световые лучи,
  2. происходит преломление световых лучей,
  3. энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
  4. расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А5. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

  1. сетчатки, 3) радужной оболочки,
  2. хрусталика, 4) стекловидного тела.

А6. Периферическая часть зрительного анализатора:

  1. зрительный нерв, 3) зрачок и хрусталик,
  2. зрительные рецепторы, 4) зрительная зона коры.

А7. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

  1. слуха, 3) речи,
  2. зрения, 4) обоняния.

А8. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

  1. внутреннее ухо, 3) вестибулярный аппарат,
  2. среднее ухо и слуховые косточки, 4) наружный слуховой проход.

А9. Радужная оболочка:

  1. определяет цвет глаз,
  2. обеспечивает питание глаза.

А10. Хрусталик:

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,
  2. определяет цвет глаз,
  3. регулирует поток света, поступающего в глаз,
  4. обеспечивает питание глаза.

А11. Во внутреннем ухе располагаются:

  1. барабанная перепонка, 3) слуховые косточки,
  2. органы равновесия, 4) все перечисленные органы.

А12. В состав внутреннего уха входит:

  1. костный лабиринт, 3) полукружные канальца,
  2. улитка, 4) все перечисленные структуры.

Задания с выбором нескольких верных ответов .

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,

Б) воспринимают информацию из внутренней среды,

В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,

Г) располагаются в исполнительном органе,

Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,

Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

Задания на установление соответствия .

В2. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА

1. зрительная зона коры больших полушарий А) проводниковый,

Головного мозга, Б) периферический,

2. фоторецепторы, В) центральный.

3. обонятельный нерв,

4. слуховая зона коры больших полушарий

Головного мозга,

5. лицевой нерв,

6. обонятельные рецепторы.

Задания на установление правильной последовательности.

В3. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо,

Б) перепонка овального окна,

В) слуховые косточки,

Г) барабанная перепонка,

Д) жидкость в улитке,

Е) рецепторы органа слуха.

Задания со свободным ответом .

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

С2. Почему человек, чтобы лучше различить запах, делает несколько сильных коротких вдохов?

Тестирование по теме «АНАЛИЗАТОРЫ»

8 класс

Ответы к заданиям части А.

1 вар.

ответ

2 вар.

ответ

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких правильных ответов.

1вар:

В2 АБВВВ

В3 ДГБВАЕ

2 вар:

В1 АБД

В2 ВБАВАБ

В3 АГВБДЕ

1вар:

С1. В темноте рецепторы, воспринимающие цветовые ощущения – колбочки, не работают, поэтому все предметы кажутся серыми. С2. За разные вкусовые ощущения отвечают разные зоны языка: за кислый вкус – боковые зоны языка, за сладкий вкус – кончик языка.

2 вар:

C1. Элементы ответа:

  1. при взлёте или посадке самолёта быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
  2. глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.

С2. При быстрых коротких вдохах воздух вихревыми движениями достигает орган обоняния. При этом запах ощущается очень сильно.

Тест № 4 «Анализаторы»

1. Анализатор состоит из:

А) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса;

Б) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг;

В) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации;

Г) воспринимающего, проводящего и центрального звена.

2. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин :

А) С; Б) Е; В) А; Г) В.

3. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается:

А) слуховой трубой;

Б) ушной раковиной;

В) перепонкой овального окна;

Г) слуховыми косточками.

4. Кожу называют органом чувств, так как в ней находятся:

А) потовые железы;

Б) сальные железы;

В) корни волос;

Г) рецепторы (болевые, холодовые и др.)

5. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает:

А) высоту составляющих его звуков;

Б) направление звуковой волны;

В) степень громкости звука;

6. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

А) образуется витамин А;

Б) формируются нервные импульсы;

В) возникают зрительные образы;

Г) черный пигмент поглощает световые лучи.

7. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

А) изменяющих кривизну хрусталика;

Б) верхних и нижних век;

В) регулирующих размер зрачка;

Г) изменяющих объем глазного яблока.

8. Давление в среднем ухе:


А) не зависит от атмосферного;

Б) превышает атмосферное;

В) соответствует атмосферному;

Г) меньше атмосферного.

9. В органе зрения человека функцию линзы выполняет:

А) хрусталик;

Б) зрачок;

В) роговица;

Г) сетчатка.

10. Если человек читает на расстоянии менее 30 см от текста, то это, как правило:

А) не изменяет остроту зрения;

Б) не влияет на состояние органа зрения;

Г) приводит к дальнозоркости.

11. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука происходит в:

А) барабанной перепонке;

Б) слуховом нерве;

В) внутреннем ухе;

4) слуховой зоне коры.

12. В какой доле коры больших полушарий располагается слуховая зона?

А) в височной;

Б) в теменной;

В) в затылочной;

Г) в лобной.

13. Периферическая часть зрительного анализатора – это:

А) зрительный нерв;

Б) зрительные рецепторы;

В) стекловидное тело;

Г) зрительная зона коры.

14. В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?

А) белочная;

Б) сосудистая;

В) радужка;

Г) сетчатка.

15. В состав внутреннего уха входит:

А) улитка;

Б) костный лабиринт;

В) полукружные канальца;

Г) все перечисленные структуры.

16. Звуковые колебания от стремечка к улитке передаются посредством:

А) мембраны овального окна;

Б) слуховой трубы;

В) прямого контакта;

Г) барабанной перепонки.

17. Функция зрачка в организме человека состоит в:

А) фокусирование лучей света на сетчатку;

Б) регулирование светового потока;

В) преобразование светового раздражения в нервное возбуждение;

Г) восприятии цвета.

18. Полукружные каналы внутреннего уха человека осуществляют:

А) восприятие звуковых раздражителей;

Б) передачу звуковых раздражителей к слуховым рецепторам;

В) восприятие положение тела в пространстве;

Г) регуляцию давления в среднем и во внутреннем отделах уха.

19. Осязательные рецепторы в теле человека располагаются:

А) в слизистых оболочках;

Б) в белом веществе спинного мозга;

В) в коре головного мозга;

Г) в наружном слуховом проходе.

20. Вкусовые рецепторы, воспринимающие сладкую и горькую пищу, у человека расположены:

А) на боковых поверхностях языка;

Б) в протоках слюнных желез;

В) на нижней поверхности языка;

Г) на кончике и задней поверхности языка.

21. Кислую и соленую пищу, человек определяет за счет вкусовых рецепторов расположенных:

А) на всей поверхности языка;

Б) на боковых частях и на кончике языка;

В) в слизистых оболочках губ и щек;

Г) на нижней поверхности языка.

22. Нарушение цветовосприятия у человека может развиваться при:

А) недостаточном количестве пигмента в радужке;

Б) изменениях структуры или количества палочек в сетчатке;

В) изменениях структуры или количества колбочек в сетчатке;

Г) изменение формы хрусталика.

23. Рецепторами восприятия сумеречного света у человека являются:

А) клетки роговицы;

Б) колбочки сетчатки;

В) хрусталик и стекловидное тело;

Г) палочки сетчатки.

24. Свет, прошедший через прозрачные среды глаза человека, фиксируется на:

А) радужке;

Б) сетчатке;

В) хрусталике;

Г) роговице.


25. Наружная оболочка глаза в передней части прозрачна и называется:

А) радужной;

Б) белочной;

В) сосудистой;

Г) роговицей.

26. Радужная оболочка у человека происходит из оболочки:

А) белочной;

Б) роговицы;

В) сосудистой;

Г) сетчатки.

27. Цвет глаз у человека зависит от:

А) количества и распределения пигмента в радужке;

Б) толщины белочной оболочки;

В) количества палочек и колбочек;

Г) прозрачности роговицы.

28. Барабанная перепонка в органе слуха отделяет:

А) наружный слуховой проход от ушной раковины;

Б) среднее ухо от внутреннего;

В) наружное ухо от среднего;

Г) среднее ухо от носоглотки.

29. Слуховые рецепторы органа слуха человека располагаются:

А) в наружном слуховом проходе;

Б) в улитке внутреннего уха;

В) на барабанной перепонке;

Г) в полостях полукружных каналов.

30. Древнейшим из органов чувств является:

А) слуховой анализатор;

Б) зрительный анализатор;

В) вкусовой анализатор;

Г) двигательный анализатор.

2. Установите, в какой последовательности световые сигналы передаются к зрительным рецепторам:

А) хрусталик

Б) роговица

В) зрачок

Г) стекловидное тело

Д) палочки и колбочки сетчатки

3. Установите последовательность событий, вызванных движением звуковой волны через слуховой анализатор человека:

А) раздражение слухового рецептора

Б) колебание слуховых косточек

В) передача нервных импульсов

Г) колебание барабанной перепонки

Д) колебание перилимфы и эндолимфы

Е) колебание перепонки овального окна.

4. Близоруким людям необходимо использовать очки:

1) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой;

2) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки

3) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов;

4) так как они плохо различают то, что расположено вдали;

5) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет;

6) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

5. В среднем ухе расположены:

А) овальное окно;

Б) улитка;

В) молоточек;

Г) вестибулярный аппарат;

Д) наковальня;

Е) стремечко

6. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?

Ответы:

Тест № 4 «Анализаторы»

1Г; 2В; 3А; 4Г; 5Г; 6Б; 7А; 8В; 9А; 10В; 11Г; 12А; 13Б; 14Г; 15Г; 16А; 17Б; 18В; 19А; 20Г; 21Б; 22В; 23Г; 24Б; 25Г; 26В; 27А; 28В; 29Б; 30Г.

2. Б В А Г Д

3. Г Б Е Д А В

6. Нервные импульсы, возникающие в рецепторах органа зрения, при нарушении функций зрительного нерва не могут попасть в зрительную зону коры больших полушарий.


Функция слухового анализатора человека связана с членораздельной речью. Звуки, которые воспринимаются ухом характеризуются:

Среди звуковых сигналов, воспринимаемых человеческим ухом, большую роль играют шумы, тоны, их доли и сочетания (см. Звук). Способность воспринимать высоту, громкость, тембр, взаимосвязь музыкальных звуков обозначают термином «музыкальный слух». Некоторые люди способны определять высоту звука лишь сравнив его с другим звуком, высота которого заранее известна (относительный музыкальный слух), другие могут узнавать высоту звука без предварительного сопоставления его с другими звуками (абсолютный музыкальный слух), воспринимать многоголосую музыку (гармонический слух), а также представлять музыку в воображении, без ее исполнения и восприятия (так называемый внутренний слух).

Считалось, что ухо человека воспринимает звуковые сигналы частотой от 16-20 Гц до 15-20 кГц. Впоследствии было установлено, что человеку в условиях костного проведения свойственно восприятие звуков, имеющих более высокую (до 200 кГц) частоту, т.е. ультразвука. При этом с нарастанием частоты ультразвука чувствительность к нему понижается. Факт слухового восприятия человеком ультразвуков укладывается в существующие ныне представления об эволюции слуха, ибо эта особенность присуща всем без исключения видам млекопитающих. Измерение чувствительности к ультразвукам имеет большое значение для оценки состояния слуха человека, расширяя и углубляя возможности аудиометрии.

В человеческом ухе выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо.

1. Наружное ухо состоит их ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки.

Функции : защитная (выделение серы), улавливание и проведение звука, формирование колебания барабанной перепонки.

2. Среднее ухо состоит из слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремечко) и евстахиевой трубы.

Функции : слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку. Наиболее значительное преобразование звуков происходит в среднем ухе. Здесь вследствие разницы площади барабанной перепонки и основания стремени, а также благодаря рычажному механизму слуховых косточек и работе мышц барабанной полости значительно нарастает интенсивность проводимого звука при уменьшении его амплитуды. Система среднего уха обеспечивает переход колебаний барабанной перепонки на жидкие среды внутреннего уха - перилимфу и эндолимфу. При этом нивелируется в той или иной степени (в зависимости от частоты звука) акустическое сопротивление воздуха, в котором распространяется звуковая волна, и жидкостей внутреннего уха. Преобразованные волны воспринимаются рецепторными клетками, расположенными на базиллярной пластинке (мембране) улитки, которая колеблется на различных участках, довольно строго соответствующих частоте возбуждающей ее звуковой волны. Возникающее возбуждение в определенных группах рецепторных клеток распространяется по волокнам слухового нерва в ядра ствола мозга, подкорковые центры, расположенные в среднем мозге, достигая слуховой зоны коры, локализующейся в височных долях, где и формируется слуховое ощущение. При этом в результате перекреста проводящих путей звуковой сигнал и из правого, и из левого уха попадает одновременно в оба полушария головного мозга. Слуховой путь имеет пять синапсов, в каждом из которых нервный импульс кодируется по-разному. Механизм кодирования остается до настоящего времени окончательно не раскрытым, что существенно ограничивает возможности практической аудиологии.

3. Внутреннее ухо состоит из непосредственно органа слуха и органа равновесия. Орган слуха, в свою очередь, состоит из овального окна, улитки, заполненной жидкостью и кортиева органа.

Функции : слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются в слуховую зону коры больших полушарий. Орган равновесия состоит из 3 полукружных каналов и оттолитового аппарата.

Функции : воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий. В результате ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела.

Рис.1. Схематическое изображение основных структур уха человека, образующих органы слуха (1-9) и органы равновесия (10-13).

: 1 - наружный слуховой проход; 2 -барабанная перепонка; 3 – 5 – слуховые косточки: молоточек (3), наковальня (4), стремечко (5); 6 – евстахиева труба соединяет среднее ухо с носоглоткой. При изменении давления окружающего воздуха давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается через слуховую трубу; 7 – овальное окно; 8 – улитка (в действительности закручена в спираль). Это непосредственно орган слуха, связанный со слуховым нервом. Название улитки определяется ее спирально извитой формой. Это костный канал, образующий два с половиной витка спирали и заполненный жидкостью. Анатомия улитки уха очень сложна, некоторые eё функции до сих пор неисследованы.; 9 – круглое окно.

Орган равновесия : 10 – круглый мешочек; 11 - овальный мешочек; 12 – ампула; 13 – полукружный канал.

В слуховом канале вырабатывается ушная сера - воскообразный секрет сальных и серных желез. Ушная сера служит для защиты кожи слухового канала от бактериальной инфекции и для предотвращения попадания различных насекомых за счет специфического запаха.

Схема физиологии деятельности : звуковая волна, попадая в наружный слуховой проход, колеблет барабанную перепонку → та передает это колебание в среднее ухо на систему слуховых косточек, которые действуя как рычаг усиливают звуковые колебания и начинают колебать мембрану овального окна → мембрана овального окна колеблет жидкость, находящуюся между костным и перепончатым лабиринтом внутреннего уха, → эта жидкость передает свои колебания базальной мембране → базальная мембрана смещается и передает колебания механорецепторным клеткам, волоски которых также начинают колебаться → колеблясь, волоски механорецепторных клеток касаются покровной мембраны, при этом колебании в них возникает электрический импульс (нервный), который передается через систему переключательных ядер, находящихся в среднем и промежуточном мозге, в корковый отдел головного мозга (височную долю больших полушарий), где соотносятся частота и сила звуковых сигналов, осуществляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных корковых зонах.

Бинауральный слух – это слышание двумя ушами. Он позволяет определить направление звука.

Оптимальным условием для колебаний барабанной перепонки является одинаковое давление воздуха с обеих ее сторон. Это обеспечивается благодаря тому, что барабанная полость сообщается с внешней средой через носоглотку и слуховую трубу, которая открывается в нижний передний угол полости. При глотании и зевании воздух проникает в трубу, а оттуда в барабанную полость, что позволяет поддерживать в ней давление, равное атмосферному.

Возрастные особенности слуха

Восприятие звуков отмечается у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденные дети и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Наименьшая величина порогов слышимости (наибольшая острота слуха) свойственна подросткам и юношам (14-19 лет). У детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми; слушание музыки, обучение игре на музыкальных инструментах, пение. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.

Развитие слуха у ребенка начинается с первых недель после рождения, но происходит довольно медленно. Даже у детей от 4 до 10 лет слуховая чувствительность на 6-10 дБ ниже, чем у взрослых. Лишь к 12-14 годам острота С. достигает максимального уровня и, по некоторым данным, даже превосходит остроту слуха у взрослых. С возрастом С. снижается; этот процесс получил название пресбиакузиса, или старческой тугоухости, - одного из проявлений старения организма. Начальные признаки пресбиакузиса могут быть обнаружены уже после 40 лет, а по некоторым данным, и после 30 лет. При этом возраст, в котором снижается слух, и степень снижения слуха в значительной мере зависят от постоянного проживания в городской или сельской местности, перенесенных заболеваний, работы в шумной обстановке, особенностей наследственности и др. Снижение С. обнаруживается главным образом на высоких частотах. Как правило, слуховое восприятие речи у пожилых людей нарушается в большей степени, чем чистых тонов. Особенно заметны эти нарушения в шумной обстановке. Наибольшее значение в механизме пресбиакузиса имеют нарушения центрального генеза, вместе с тем в далеко зашедших случаях старческой тугоухости наблюдаются уменьшение числа и грубые изменения в рецепторных клетках улитки, атрофия и некроз ядер, характерные для всех центров слухового пути, изменения в звукопроводящих структурах среднего уха (повышение вязкости синовиальной жидкости и ограничение подвижности суставов между слуховыми косточками). В немалой степени развитию пресбиакузиса способствуют атеросклеротические изменения сосудов, прямо или косвенно участвующих в кровоснабжении внутреннего уха. Возрастные нарушения С. усугубляются постоянным действием на организм бытового и транспортного шума, а также усиливающей акустической аппаратуры.

Гигиена слуха

Гигиена слуха – это система мер, направленных на охрану слуха; создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

Наиболее опасным воздействием на орган слуха обладает шум. Чрезмерный шум ведет к снижению слуха, длительно действующий шум может вызвать нарушение работы сердечно-сосудистой системы, снижает работоспособность. У взрослых уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движения, снижают остроту зрения. При 120 дБ через 4-5 лет происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается ритм сердечной деятельности, изменяется артериальное давление, появляются головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы. А через 5-6 лет – формируется профессиональная тугоухость. Так, если человек находился в течение 6 часов на оживленной улице (90дБ), то у него снижается острота слуха на 3-4%. У детей шум 50 дБ вызывает значимое снижение работоспособности. В 60 дБ – повышается порог чувствительности, снижается внимание.



Ухо - один из самых интересных инструментов нашего тела. Оно может воспринимать как тихое тиканье часов, так и оглушительные взрывы.

Однако не одно ухо дает нам такую замечательную возможность. Процесс «слышания» начинается со звука. Колебания воздуха, которые называются звуковыми волнами, ударяют по барабанной перепонке нашего уха. Мы не можем увидеть или почувствовать эти волны, но ухо настолько чувствительно, что малейшая вибрация улавливается и передается в мозг. Только после этого мы по-настоящему слышим звук.

Из чего состоит ухо

Ухо состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Некоторые животные могут выдвигать свое наружное ухо, чтобы лучше слышать. Но люди прекрасно обходятся и без этого.

Когда звуковые волны попадают в наружное ухо, они продолжают свой путь по наружному слуховому проходу. В его конце находится тонкая кожа, плотно натянутая поперек. Она отделяет наружное ухо от среднего и называется барабанной перепонкой. С внутренней стороны находится короткая трубка, которая называется «евстахиева труба», она ведет в гортань. Это обеспечивает одинаковое с атмосферным давление на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха. В противном случае перепонка могла бы порваться из-за громкого звука.

За барабанной перепонкой в среднем ухе есть три маленькие слуховые косточки, которые называются «молоточек», «наковальня» и «стремечко». Они связывают барабанную перепонку с эластичной мембраной, затягивающей овальное окно внутреннего уха. Звуковые волны, достигая наружного уха, продвигаются по слуховому проходу и вызывают колебания барабанной перепонки. Слуховые косточки по очереди усиливают и передают колебания в овальное окно внутреннего уха. Это вызывает вибрацию жидкости, наполняющей раковину внутреннего уха, или, как еще ее называют, ушную улитку. Ее крошечные клетки воспринимают звук специальными нервами. Они передают полученный сигнал в мозг, где он обрабатывается, и только после этого мы «слышим».

Во внутреннем ухе также находятся три полукружных канала, не имеющих отношения к слуху. Они тоже заполнены жидкостью и отвечают за чувство равновесия. Если они не в порядке, мы чувствуем головокружение и не можем нормально передвигаться.