21.09.2019

Их действие и взаимодействие. Христианство с точки зрения магии. Крестное знамение. Магия в библии. Отношение православной церкви к магии


Недавно во время олимпиады в Пекине наши спортсмены, опасаясь «козней китайских экстрасенсов», прибегли к таким «проверенным, надежным средствам», как «щепотка соли, рыбья чешуя, православный крестик» и тому подобное…

— Наверно, надо начертить на земле круг и написать в нем всякие таинственные слова непонятными буквами, и встать в него,и произносить разные заклинания? — Нет, — сказал Юстас, поразмыслив. – Я тоже примерно так думал,

Только эти круги и заклинания все-таки чушь собачья. По-моему, они Ему не понравятся. Как будто мы Его хотим заставить что-то сделать.А мы Его можем только просить.

К.С. Льюис. Серебряное кресло

Мистическая путаница

Недавно во время олимпиады в Пекине наши спортсмены, опасаясь «козней китайских экстрасенсов», прибегли к таким «проверенным, надежным средствам», как «щепотка соли, рыбья чешуя, православный крестик» и тому подобное.

Практически в каждой рекламной газете легко найти целые полосы, посвященные оккультным услугам. Передачи, фактически рекламирующие «народных целителей», идут в самое удобное время. Несомненно, что речь идет о процветающей индустрии; люди охотно обращаются к «миру непознанного» и относятся к нему, судя по готовности выкладывать свои кровные, вполне серьезно.

Для человека, который не знает о Православии практически ничего, — а у нас как рядовые телезрители, так и многие академики ничего не знают, — Православие и оккультизм сливаются в какую-то неразличимую муть, загадочно-привлекательную для одних и отталкивающую для других. Положение усугубляется тем, что многие оккультные «целители» используют православную атрибутику и изображают себя православными людьми.

Такое восприятие порождает ряд недоразумений. Резкая критика «религии» и распространения «религиозного мировоззрения», которую время от времени высказывают некоторые представители академических кругов, относится во многом к этому «миру непознанного» из вечерних телепередач и популярных изданий. Между тем Церковь не только не имеет никакого отношения ко всему этому, но и является единственной силой, способной противостоять суеверию, против которого академическая наука и образование оказываются бессильны.

Кроме того, множество «рядовых телезрителей», искренне полагающих себя православными христианами, с легкостью обращаются к языческим и оккультным практикам, совершенно не думая при этом, что совершают нечто неправильное.

Эти недоразумения следует разъяснить: с одной стороны, мы никак не можем принять упреки людей неверующих – часто обращенные просто не по адресу, с другой – должны предостеречь людей, которые полагают какие-то формы оккультизма совместимыми с Православной верой.

Поиск безопасности

Знаменитый антрополог Бронислав Малиновский, исследуя представления о мире жителей Тробрианских островов, обратил внимание на то, что эти люди, известные своей приверженностью магии, в то же время способны действовать вполне рационально. Они строят лодки, руководствуясь несложными, но вполне «инженерными» расчетами; весьма рассудительно подходят к сельскохозяйственным работам; накапливают знания об окружающем мире и вполне в состоянии разумно действовать в соответствии с тем, что им известно. Им в голову не придет пытаться заменить трезвый расчет при постройке лодки или при проведении сельхозработ магией. Тем не менее ни одно важное событие – ни постройка лодки, ни сев, ни жатва – не обходятся без соответствующих магических ритуалов. Почему?

Потому что человеческая жизнь уязвима. Вы можете построить превосходную лодку, а буря ее потопит. Вы можете заботиться о посевах, а их погубит болезнь или вредители. Магия – это попытка обезопасить себя там, где обычные, «рациональные» методы бессильны. Можно ли сказать, что житель современного мегаполиса незнаком с этим чувством уязвимости? Эта уязвимость принимает другие формы – человек может потерять работу, или впасть в нищету, или стать жертвой преступников, или заболеть раком, -но она никуда не исчезает. Магия, попытки установить связь с оккультными силами, чтобы застраховаться от опасностей и приобрести новые возможности, — реакция вполне понятная и для жителя Тробрианских островов, и для офисного клерка.

Магия предлагает свой ответ на эту уязвимость – иллюзию могущества. Но очень скоро это воображаемое могущество начинает очень сильно разрушать способность человека чего-то добиваться в реальной жизни.

Следуя суевериям подгадывая под особое число или расставляя в квартире обереги люди отказываются (в той или иной степени) от ответственности за свою жизнь и перекладывают ее на что-то пустое и вымышленное. Удачно ли сложится брак зависти уже не от того как оба супруга будут себя вести а от того в правильный ли день они его заключили. Успех в делах – не от личного трудолюбия настойчивости и умения ладить с людьми а от того правильный ли амулет человек повесил на стену.

Вы можете упорно учиться и работать чтобы обеспечить себе – богатство вряд ли а вот достаток – вполне возможно. Вы можете строить отношения с близкими людьми, что гораздо труднее, и учиться любви, смирению и прощению. Это требует больших усилий и иногда не приносит желаемых результатов. Магия предлагает какими-то обходными путями получить все сразу и готовым – так же как казино предлагает возможность (такую же призрачную) быстро обогатиться.

Человек, уставший от неудач, надеется на то, что ему повезет, и ставит свои деньги на рулетку. Он проигрывает, потом чуть-чуть выигрывает (этот бизнес так устроен, чтобы человек не срывался с поводка), потом снова и снова бежит к игровым автоматам, веря, что теперь-то ему повезет, теперь выпадет нужный номер, его затягивает, он разоряется, влезает в долги…. Так и с оккультными услугами – почему не сработало в этот раз? Ну, наверное у вас сильно загрязнена аура, нужны еще сеансы; если не сеансы, то нужно пойти курсы по улучшению энергетики; если и это пока не помогает, надо посетить такого-то знаменитого (или наоборот, тайного) мага, ученика тибетских лам/ бурятских шаманов/ африканских колдунов. Так активность человека, необходимая для учебы, труда, построения отношений с ближними, поглощается погоней за морковкой, которая всегда висит у человека перед носом, но которую он никогда не схватит. Так иллюзия могущества – или иллюзия хотя бы того, что у нас есть «магический» способ разобраться с нашими проблемами, — только делает человека еще более одиноким, несчастным и уязвимым.

Притяжение тайны

Но есть и другая, и, возможно, более важная причина, по которой люди тянутся к миру таинственного. Человек жаждет чуда и тайны; он чувствует, что без них его жизнь неполна. Мир действительно нес водится к тому, что можно взвесить и измерить; в нем есть ужасающие бездны и недосягаемые высоты. Как слепые, мы живем среди сил и реальностей, о которых едва догадываемся, хотя в тоже время чувствуем, что лишены чего-то важного. В человеке есть духовное измерение и жажда общения с духовным миром. Она может быть глубоко подавлена, но она есть. Английский поэт Томас Элиот сравнивал человека в мироздании с кошкой в библиотеке – он окружен знанием, которое не в состоянии постичь, до него доносятся отрывки разговоров, которые он не в состоянии понять. Впрочем, кошку вряд ли беспокоит неумение читать; а вот человек томится этой тайной – mysterium tremendum et fascinans*, тайной, с одной стороны, невыразимо притягательной, с другой – недоступной. Мы можем обрести что-то невыразимо прекрасное и таинственное, что-то, чего ищет и почему тоскует наше сердце. Однако оккультизм вовсе не ведет к этой тайне. Он, напротив, закрывает единственную дверь, через которую к ней можно прийти.

Заговор и молитва

В чем же главное различие между магией и верой? Речь идет о противоположных подходах к духовной реальности. В человеческих отношениях нам тоже приходится выбирать между двумя этими подходами – между манипуляцией и доверием. Можно пытаться (иногда довольно успешно) манипулировать людьми, используя «магические» (их иногда так и называют) психологические техники, а можно – строить с ними отношения, основанные на взаимном уважении и доверии. Обращаясь к той запредельной, вечной тайне, которую ищет человеческое сердце, маг пытается ее заставить, верующий пытается с ней поговорить. Если вы попробуете манипулировать людьми, вы останетесь в одиночестве. Если вы попробуете манипулировать сверхъестественным, возможно, некие духи согласятся исполнить вашу волю – какое-то время, но это обернется еще более ужасной потерей.

Показательный пример магического отношения к жизни являет так называемый приворот, который обещают практически в любом объявлении об оккультных услугах. Маги претендуют на то, что могут заставить другого человека полюбить вас или разлюбить вашего счастливого соперника (или соперницу). Но можно ли отношения, которые (как предполагается) являются результатом манипуляции над волей человека, назвать любовью? Возможна ли любовь, которая не признает за другим свободы? И будет ли такая любовь – к которой человека можно принудить (как верят покупатели оккультных услуг) – действительно отвечать потребности человека любить и быть любимым? Есть огромная разница между желанием «заполучить» этого человека и желанием установить с этим человеком близкие, доверительные личные отношения. С приворотом – а равно любым принуждением – такие отношения несовместимы. Так и попытки манипулировать сверхъестественным несовместимы с верой и любовью, Магическими заклинаниями и ритуалами человек вовсе не приближает себя к той тайне, по которой тоскует его сердце, — он отрезает себя от нее. Он пытается давить и манипулировать там, где можно только любить и доверять.

Маг, колдун (ведьма) претендует на то, что может манипулировать сверхъестественными силами или существами, подчинять их себе, использовать их в своих интересах или в интересах клиента. Он уверяет, что может – за ваши деньги – обеспечить вам нужный результат.

Верующий понимает, что Богом манипулировать нельзя, и использовать Его в своих интересах – тоже. Его можно просить, но ответ не в руках того, кто просит, а Бога. Его нельзя заставить, нельзя подкупить, можно только попросить.

Поэтому маг, предполагающий, что результат в его руках, что может этим результатом торговать, с точки зрения верующего просто глупец. Результат находится в руках Бога, невозможно торговать тем, что не находится в твоей власти. Церковь не может торговать раем или Божиим покровительством в земной жизни, а священник не может обещать «гарантированный результат» молебна – это не в руках священника, не в руках Церкви, это в руках Бога. Человек может выразить свою веру в Бога, благоговение перед Ним, смиренную надежду на Его защиту и покровительство, сделав пожертвование на храм – в том числе в форме приобретения свечи или внесения какой-то суммы денег за молебен, — но это не гарантирует результата. У Бога нет кнопки, на которую священник может нажать, чтобы получить нужный результат. Священник – как и мирянин – может только просить Его.

Бог говорит, что даже самые богатые пожертвования и пышные ритуалы Он может отвергнуть, если человек не хочет жить в подлинной вере и послушании заповедям. Бога не подкупишь.

К чему Мне множество жертв ваших? Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть; беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; не тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис1:11-18 ).

Хлеб вместо камня

Оккультизм – это отказ от упования на Бога. Возможно он совместим с теоретическим согласием, что Бог есть, но никак не с живым молитвенным общением с Ним. Но православная вера не является согласием с существованием Бога, это живое, определенное отношение к Богу. И лучше всего это отношение выражают слова литургической молитвы – «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим»

mysterium tremendum et fascinans* (букв. «тайна устрашающая и завораживающая») – латинское выражение, котороре испрользует немецкий теолог Рудольф Ото в своей работе «Святое» (Das Heilige. 1917) для описания религиозного опыта. – С.Х.

Сергей Худиев

Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой.

Поскольку часто — желая вам помочь — я рассказывал вам о Рае, об Ангелах и о святых, то сейчас — снова желая вам помочь — расскажу вам немного об адской муке и о бесах, для того чтобы вы знали, с кем мы ведем брань.

Однажды ко мне в каливу пришел один юноша — колдун с Тибета. Он рассказал мне многое из своей жизни. Трехлетним младенцем — будучи только отнятым от груди матери — он был отдан своим отцом группе тибетских колдунов из тридцати человек, для того чтобы они посвятили его в тайны своего колдовского искусства. Этот юноша дошел до одиннадцатой степени колдовства — высшая степень двенадцатая. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уехал с Тибета и поехал в Швецию, для того чтобы увидеть своего отца. В Швеции он случайно познакомился с православным священником и захотел побеседовать с ним. Юный колдун совсем не знал, что такое православный священник. В зале, где они беседовали, юноша, желая явить свою силу, начал показывать различные колдовские фокусы. Он вызвал одного из старших бесов по имени Мина и сказал ему: «Я хочу воды». После того как он произнес эти слова, один из стаканов сам собой поднялся в воздух, подлетел под кран, вода открылась, стакан наполнился и затем сквозь закрытую стеклянную дверь влетел в зал, где они сидели. Юноша взял этот стакан и выпил воду. Затем, не выходя из зала, он показывал сидящему перед ним священнику всю Вселенную, небо, звезды. Он использовал колдовство четвертой степени и хотел дойти до одиннадцатой.

Потом он спросил священника, как тот оценивает все, что видит. «Если бы он похулил сатану, — говорил мне молодой колдун, — то я мог бы его убить». Однако священник ничего не ответил. Тогда юноша спросил: «А почему и ты не покажешь мне какое-нибудь знамение?» — «Мой Бог — Бог смиренный», — ответил священник. Потом достал крестик, дал его в руки юному колдуну и сказал ему: «Сотвори еще какое-нибудь знамение». Юноша позвал Мину — старшего беса, но Мина, трепеща, как осиновый лист, не мог решиться к нему приблизиться. Тогда юноша вызвал самого сатану, но тот, видя в его руках крест, вел себя так же — боялся к нему подойти. Сатана велел ему только одно: побыстрей уехать из Швеции и снова вернуться на Тибет. Тогда юноша начал ругать сатану: «Теперь я понял, что твоя великая сила на самом деле — великое бессилие». Потом юноша был научен тем добрым священником истинам веры. Священник рассказал ему о Святой Земле, о Святой Афонской Горе и других святых местах. Уехав из Швеции, юноша совершил паломничество в Иерусалим, где видел Благодатный Огонь. Из Иерусалима он поехал в Америку, для того чтобы дать хорошую взбучку своим знакомым сатанистам и вправить им мозги. Бог сделал этого юношу самым лучшим проповедником! Из Америки он приехал на Святую Афонскую Гору.

В младенчестве с этим несчастным обошлись несправедливо, и поэтому Благий Бог помог ему Сам, вмешавшись в его жизнь без усилий с его стороны. Однако молитесь за него, потому что колдуны со всеми бесовскими полчищами ведут против него войну. Раз они воздвигают такую брань против меня — когда он приезжает ко мне и просит помощи, — то насколько большую брань они едут против него самого! Когда священники читают над ним заклинательные молитвы, вены на руках у несчастного лопаются и течет кровь. Бесы страшно мучают несчастного юношу, а ведь раньше, когда он водил с ними дружбу, они не делали ему ничего плохого, а только помогали ему и выполняли все его пожелания. Молитесь. Однако и самому ему сейчас надо быть очень внимательным, потому что в Евангелии написано, что нечистый дух, выйдя из человека, «Идет и по́ймет с собо́ю се́дмь ины́х ду́хов люте́йших себе́, и вше́дше живу́т ту́: и бу́дут после́дняя челове́ку тому́ го́рша пе́рвых»

Колдуны используют и различные бесовские «святыни»

— Геронда, кто такие «обая́тели»?

— Колдуны. Они используют в своей ворожбе псалмы Давида, имена святых и тому подобное, но смешивают это с призыванием бесов. То есть подобно тому как мы, читая Псалтырь, призываем помощь Божию и приемлем Божественную Благодать, они, используя псалмы и святыни подобным образом, совершают прямо противоположное: хулят Бога, отходят от Божественной Благодати, и после этого бесы делают то, что те попросят. Мне рассказывали об одном парне, который пошел к колдуну, чтобы тот помог ему добиться какой-то цели. Колдун прочитал над ним что-то из Псалтири и паренек добился того, чего хотел. Однако прошло совсем немного времени, и бедолага начал угасать, таять как свечка. Что же совершил колдун?

Он взял в ладонь какие-то орешки, семечки и начал читать над парнем пятидесятый псалом. Дойдя до слов «же́ртва Бо́гу», он сжимал руку и выбрасывал зажатые в ней орехи, семечки, принося таким образом жертву бесам, для того чтобы они исполнили его просьбу. Так с помощью Псалтири этот колдун хулил Бога.

— Геронда, а некоторые из тех, кто занимается магией, используют крест, иконы…

— Да, я это знаю. Из этого можно понять, какой обман кроется за всеми их действиями! Используя священные предметы, они обводят несчастных людей вокруг пальца. Люди видят, что колдуны зажигают свечи, «молятся» перед иконами, совершают подобные действия, — и доверяют обманщикам. Один человек рассказал мне, что в городе, где он живет, какая-то турчанка поставила на один камень икону Пресвятой Богородицы и теперь называет этот камень «камнем, который помогает людям»! Она не говорит, что людям помогает Пресвятая Богородица, но говорит, что им помогает камень. Христиан, которые видят икону Пресвятой Богородицы, это сбивает с толку. Те из них, у кого не в порядке со здоровьем, бегут к этому камню с помыслом, что они получат от него помощь, а потом диавол делает с ними все, что хочет. Ведь, с того момента как турчанка говорит, что людям помогает не Божия Матерь, а камень, сразу же в дело встревает диавол, поскольку эти слова — презрение к Пресвятой Богородице. От людей отходит Благодать Божия, и начинается беснование. Вот христиане и бегут со всех ног к камню, чтобы он их вылечил — камень вместе с тангалашкой! А в конечном итоге они калечатся, потому что разве можно получить помощь от диавола? Если бы у этих людей было хоть немножко соображения в голове, они бы задумались: турчанка — мусульманка, какую же связь она может иметь с иконой Пресвятой Богородицы? Даже если бы эта турчанка говорила, что людям помогает Пресвятая Богородица, то стоило бы задуматься: какое отношение она может иметь к Пресвятой Богородице, будучи мусульманкой? А уж тем более говорить, как она утверждает, что людей исцеляет камень! Услышав об этой истории, я попросил своего знакомого уведомить о происходящем ответственных лиц в Епархиальном Управлении того города, где это происходило и принять соответствующие меры, чтобы уберечь людей от этого зла.

— Геронда, люди просят у нас ладанки.

— Когда они просят у вас ладанки, лучше давайте им крестики. Не шейте ладанки, потому что ладанки используют сейчас и колдуны. Снаружи они приклеивают на ладанку иконку или крестик, но внутрь вкладывают разные чародейные предметы. Люди видят снаружи икону или крест и сбиваются с толку. Вот и мне несколько дней назад принесли ладанку, взятую у турка по имени Ибрагим. На этой ладанке снаружи был вышит крестик. Мне рассказывали об одном чародее, совсем не боящемся Бога, что он свертывает в трубочку разные иконки, а внутрь вкладывает шерсть, какие-то деревяшечки, булавки, разные бусы и тому подобные предметы. Когда Церковь обличила этого чародея, то он сказал, что он медиум. А поскольку медиумам в нашей стране предоставлена свобода, он и продолжает делать все, что ему вздумается. Я сказал одному человеку, повредившемуся от этого чародея: «Пойди поисповедуйся, потому что ты принимаешь бесовское воздействие». Он пошел поисповедовался, потом вернулся ко мне и сказал: «Я не чувствую никакой разницы между нынешним состоянием и тем, в котором я находился до исповеди». — «Слушай-ка, может быть, ты носишь на себе какой-нибудь предмет, который дал тебе тот прельщенный?» — спросил я его. «Да, — ответил он, — у меня есть с собой маленькая коробочка, внешне напоминающая Евангелие, которую он мне дал». Я взял у него эту коробочку, открыл ее и нашел внутри разные скрученные иконки. Раскручивая их, я находил внутри бусы, клочки шерсти, щепки и тому подобные предметы! После того как я забрал у несчастного эту коробочку, он освободился от бесовского воздействия. Видишь, какой диавол искусник!

Несчастные люди носят на себе подобные ладанки, талисманы якобы для того, чтобы получить помощь, и в конечном итоге они мучаются. Тем, кто, спутавшись с колдунами, получил от них в виде «благословения» подобные чародейские предметы, надо сжечь эти предметы, а пепел закопать в землю или бросить в море. Потом таким людям надо пойти поисповедоваться. Освободиться от бесовского воздействия можно только так. Однажды ко мне в каливу пришел юноша, находившийся в очень тяжелом состоянии, причем во многих отношениях. Он телесно и душевно мучился уже более четырех лет. Он жил греховной жизнью, а в последнее время затворился у себя дома и не хотел никого видеть. Два его друга, регулярно приезжавшие на Святую Гору, с большим трудом убедили его поехать с ними. Они сделали это, чтобы привезти его ко мне. От Урануполиса до Дафни они плыли на корабле. Когда корабль причаливал к разным святогорским монастырям, юноша в изнеможении валился на корабельную палубу. Его друзья и монахи, которые находились на корабле, старались привести его в чувство, творя Иисусову молитву. С огромным трудом им удалось привести его ко мне в каливу.

Несчастный открыл мне сердце, рассказал о своей жизни. Поняв, что он мучался от какого-то бесовского воздействия, я посоветовал ему пойти к одному афонскому духовнику, сделать то, что тот ему скажет, и таким образом получить исцеление. Он действительно пошел и поисповедовался. Когда, возвращаясь с Афона, они поднялись на корабль, юноша сказал своим друзьям, что духовник велел ему выбросить в море талисман, подаренный ему знакомым, который он постоянно носил на себе. «Но я не могу его выбросить!» — говорил несчастный. Как ни уговаривали его друзья встать, выбросить талисман в море, он словно окаменел и не мог подняться со своего места. Тогда его на руках с большим трудом вынесли на палубу. С помощью друзей юноша снял с себя этот бесовский талисман. У него не было силы даже бросить его в море. Он просто разжал руку, и бесовский талисман упал в море сам. Мгновенно он почувствовал, как его руки получили свободу и его измученное тело сразу укрепилось. Полный жизни, юноша стал от радости скакать по пароходу, а потом бросился испытывать силу своих рук на железных корабельных поручах и корабельной обшивке.

Те, кто занимаются колдовством, придумывают и много лжи

— Геронда, получают ли колдуны какие-то откровения о человеке, о происходящих событиях и т.п.?

— Бывает, что они узнают о чем-то от диавола, однако и сами выдумывают много различной лжи. Те из вас, кто несет послушание в архондарике, должны быть внимательными. Вы не должны выпускать происходящее там из-под контроля. Вам надо смотреть, что за люди посещают монастырь, потому что может прийти и кто-то занимающийся колдовством. Это кажется вам удивительным? Как-то сюда на одно всенощное бдение пришли два человека, занимающиеся колдовством. Они приставали к людям и морочили им голову. Они обманывали всех и тем, что якобы поддерживают связь с митрополитом Августином.

Одной женщине они сказали: «На тебя навели порчу. Давай придем к тебе домой и снимем с тебя порчу при помощи креста, который у нас есть». А люди, видя, как колдуны приходят на бдение, разговаривают о духовном думают: «Но раз они ходят по бдениям, то, значит, они люди верующие» — и открывают обманщикам свое сердце. Как же они морочат людям головы своим враньем! Один такой лжец, желая обмануть девушку, сказал ей: «Отцу Паисию было видение о том, что мы с тобой поженимся. Так возьми же вот эту штучку и надень себе на шею. Но только не смотри, что там внутри!» И он дал ей какой-то колдовской талисман. К счастью, девушка не надела его на себя. «Ах, так, значит, отец Паисий занимается такими вот «штучками!» — вскипела она Недолго думая, села за стол и написала мне письмо — полное сильных выражений. Четыре страницы убористым почерком! Она отругала меня самыми последними словами! «Поругайся, поругайся, — приговаривал я, читая письмо, — ничего страшного. Для меня твоя ругань все равно что бальзам — ведь ты не дала себя обмануть и не надела на себя бесовскую ладанку!»

— Она вас знала, Геронда?

— Нет, не знала. И я их тоже не знал: ни ее, ни того обманщика.

Бесовские колдовские действия

— Геронда, что Вы сказали школьникам, которые приходили сегодня и рассказывали Вам, что они вызывали духа?

— Что им было говорить? Первым делом я задал им хорошую взбучку! Ведь все то, что они сделали, было отречением от христианской веры. В тот самый момент, когда люди вызывают диавола и принимают его, они отрекаются от Бога. Поэтому я посоветовал им прежде всего покаяться, искренне поисповедоваться и в будущем быть внимательными: ходить в церковь, с благословения своего духовника причащаться, для того чтобы уцеломудриться. Но у этих школьников — поскольку они дети — есть смягчающие вину обстоятельства. Они занимались этим так, словно это была игра. Если бы это были взрослые, то такое занятие нанесло бы им огромный вред: диавол приобрел бы над ними немалую власть. Но и этих детей он уже всех издергал.

— Геронда, а чем конкретно они занимались?

— Тем, чем занимаются многие… Они ставят на стол стакан с водой, вокруг чертят круг с алфавитом: альфа, вита, гамма и так далее. Потом погружают в воду пальцы рук и вызывают духа, то есть диавола. Стакан начинает ездить по столу, останавливается перед буквами и таким образом образуются слова. Дети, приходившие сегодня, вызвали духа и, когда он пришел, спросили: «Есть ли Бог?» — «Бога нет!» — ответил им диавол. «А ты кто такой?» — спросили дети. «Сатана!» — ответил он им. «А сатана есть?» — спросили дети. «Есть!» — ответил он им. То есть такая дурь, что ни в какие ворота не лезет! Бога нет, а диавол есть! А когда они снова спросили его, есть ли Бог, он ответил им: «Да, есть». То да, то нет. Так что и сами дети не знали, что подумать. Так устроил Бог, чтобы им помочь. А потом одна девушка из их компании взяла и разбила этот стакан. Она разбила его по промыслу Божиему, чтобы остальные ребята тоже пришли в чувство.

Сегодня многие, желая сделать кому-то зло, прибегают к помощи колдунов, которые используют восковых кукол. Восковые куклы — это все равно что игрушка, хобби колдунов.

— Геронда, а что они делают с куклой?

— Они делают из воска куклу, похожую на человека. Когда к ним приходят и просят, чтобы, например, их враг ослеп, то они втыкают иголку в глаза куклы и при этом произносят имя человека, которого хотят ослепить. Они совершают и другие бесовские действия. И если человек, на которого таким образом наводят порчу, живет греховной жизнью и не исповедуется, то бесовское воздействие поражает его глаза. От боли они словно выходят из орбит! Человек обследуется у врачей, но врачи ничего не находят.

А какое зло делают людям медиумы, экстрасенсы, «ясновидящие» и подобные им! Мало того, что они выкачивают из людей деньги, они еще и разрушают семьи. К примеру, человек идет к «ясновидящему» и говорит ему о своих проблемах. «Гляди, — отвечает ему «ясновидящий», — одна твоя родственница, немного смугловатая, роста чуть выше среднего, навела на тебя порчу». Человек начинает искать, кто из его родни имеет такие характерные признаки. Не может быть, чтобы никто из его родни хоть немножко не был похож на ту, которую описал ему колдун. «А-а, — говорит человек, найдя «виновницу» своих страданий. — Так это, значит, она навела на меня порчу!» И им овладевает ненависть к этой женщине. А сама эта бедняжка совсем не знает причины его ненависти. Бывает, что она оказала ему какое-нибудь благодеяние, но он кипит по отношению к ней ненавистью и не хочет даже видеть ее! Потом он снова идет к колдуну и тот говорит: «Ну что ж, теперь надо с тебя эту порчу снять. Для этого тебе придется заплатить мне кое-какие деньги». — «Ну что же, — говорит запутавшийся человек, — раз он нашел, кто навел на меня порчу, я должен его вознаградить!» И раскошеливается.

Видишь, что творит диавол? Он создает соблазны. Тогда как человек добрый — даже если он в действительности точно знает, что кто-то сделал кому-то что-то плохое, — никогда не скажет этого пострадавшему: «Такой-то сделал тебе зло». Нет, он постарается помочь несчастному. «Послушай-ка, — скажет он ему, — не принимай ты разные помыслы. Пойди поисповедуйся и ничего не бойся». Таким образом он помогает и одному и другому. Ведь тот, кто нанес своему ближнему вред, видя, как тот ведет себя по отношению к нему с добротой, задумывается — в хорошем смысле этого слова — и кается.

Диавол никогда не может сделать добра

— Геронда, а может ли колдун исцелить больного?

— Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может «исцелить» — посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол — это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: «Выйди из этого человека и войди в того». То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействием, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: «Я страдал, а такой-то целитель меня исцелил». Вот колдуну и создается реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знакомым. Предположим, попав под бесовское воздействие, человек стал горбатым. Колдун может изгнать из этого человека беса и послать его в другого человека. Таким образом, горбатый человек выпрямится. Однако, если он стал горбатым в результате несчастного случая, колдун не может его исцелить.

Как-то мне рассказали, что одна женщина «исцеляет» больных, используя различные священные [символы и предметы]. Услышав о том, что она делает, я был порами выдумкой, «искусством» диавола. Во время своих сеансов колдунья берет в руки крест и поет различные церковные песнопения. К примеру, она поет «Богоро́дице Де́во» и, дойдя до слов «Благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́;», плюет рядом с крестом, то есть таким образом хулит Христа, и поэтому тангалашка ей помогает. Таким образом она «исцеляет» — например, от душевной подавленности [депрессии] — некоторых людей, заболевших из-за бесовского воздействия. Врачи не могут вылечить этих людей, а она их «исцеляет», потому что изгоняет из них беса, который давит на их души. А потом посылает этого беса к другому человеку. А многие из больных считают эту колдунью святой! Они советуются с ней, а она потихоньку вредит их душам, губит их.

Необходимо внимание. Надо держаться подальше от колдунов, от колдовства, подобно тому как человек держится подальше от огня или змей. Не надо смешивать разные вещи. Диавол никогда не может сделать ничего доброго. Он может «исцелить» только те болезни, которые вызывает сам.

Я знаю такой случай. Один юноша связался с колдуном и стал заниматься колдовством сам. Потом он повредился, заболел, и в конце концов его положили в больницу. Он лежал в больнице несколько месяцев, и его отец потратил очень много денег, потому что в то время не было страховок и тому подобного. Врачи старались найти причину его болезни, но ничего не находили. Юноша дошел до ужасного состояния. И что же тогда сделал диавол? Он явился к этому юноше в виде Честного Предтечи — покровителя их местности. «Честной предтеча» сказал больному: «Я исцелю тебя, если твой отец построит церковь». Юноша рассказал о видении своему отцу, и несчастный отец сказал: «Ведь это мой ребенок. Я отдам все, что у меня есть, лишь бы он стал здоров». И отец больного дал обет построить церковь в честь Честного Предтечи. Диавол вышел из больного, и юноша стал здоров. Диавол сотворил… «чудо»! После исцеления отец юноши сказал: «Я дал обет отстроить церковь, а теперь пришло время этот обет исполнить». Лишних денег у этих людей не было, и, чтобы построить храм, они продали все свои земельные участки. Отец юноши разорился, и все его дети остались под открытым небом. «Да чтоб ему пусто было, этому Православию!» — сказали они в гневе и стали иеговистами. Видишь, что творит диавол? По всей вероятности, в той местности раньше не было иеговистов, и он придумал способ посеять иеговистские сорняки и там!

В каком случае колдовство имеет силу

— Геронда, в каком случае колдовство имеет силу?

— Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упорядочил себя с помощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча — даже если ее подгребают под него лопатой — не причиняет ему вреда. Это происходит, потому что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому человеку повредить.

Однажды ко мне в каливу пришел человек средних лет. Он пришел с наглым и бесцеремонным видом. Увидев его еще издалека, я понял, что он находится под бесовским воздействием. «Я пришел, чтобы ты мне помог, — сказал он мне. — Помолись за меня, потому что я уже долгое время мучаюсь страшными головными болями и врачи ничего не находят». — «В тебе бес, — ответил я ему. — Он вошел в тебя, потому что ты дал диаволу права над собой». — «Да нет, ничего я такого не сделал», — стал он уверять меня. «Ничего «такого» не сделал, — говорю. — А о том, как ты обманул ту девушку, что забыл? Ну так вот, она пошла к колдуну и навела на порчу. Теперь иди, проси у обманутой девушки прощения, потом поисповедуйся. Кроме того, над тобой надо прочитать и заклинательные молитвы, чтобы ты стал здоров. Но если ты не поймешь, не осознаешь своего греха и не покаешься в нем, то даже если все духовники со всего мира соберутся и будут молиться за тебя, бес все равно из тебя не выйдет». Когда ко мне приходят люди с таким бесстыдством, я говорю с ними без обиняков, называя вещи своими именами.

Еще один человек рассказывал мне о том, что его жена одержима нечистым духом, она устраивает дома страшные скандалы, вскакивает ночью, будит всю семью и переворачивает все вверх дном. «А ты исповедуешься?» — спросил я его. «Нет», — ответил он мне. «Должно быть, — сказал я ему, — вы дали диаволу права над собой. Такие вещи ни с того ни с сего не происходят». Этот человек начал рассказывать мне о себе, и наконец мы нашли причину того, что происходило с его женой. Он, оказывается, посетил одного ходжу, который «на счастье» дал ему какую-то воду, чтобы тот окропил свой дом. Этот человек не придавал этому бесовскому окроплению никакого значения. А потом диавол разгулялся в его доме не на шутку.

Каким образом может быть разрушено колдовство

— Геронда, если колдовство подействовало на человека, возымело над ним силу, то как от него освободиться?

— Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что прежде всего должна быть найдена причина, по которой колдовство подействовало на человека. Он должен признать свой грех, покаяться и поисповедоваться. Сколько же людей, измученных наведенной на них порчей, приходят ко мне в каливу и просят: «Помолись за меня, чтобы я освободился от этой муки!» Они просят моей помощи, но при этом не вглядываются в себя, не пытаются понять, с чего началось происходящее с ними зло, — для того чтобы устранить эту причину. То есть эти люди должны понять, в чем была их вина и почему колдовство возымело над ними силу. Они должны покаяться и поисповедоваться, для того чтобы их мучения прекратились.

— Геронда, а если человек, на которого навели порчу, доходит до такого состояния, что уже не может помочь себе сам? То есть если он уже не может пойти поисповедоваться, побеседовать со священником? Могут ли другие ему помочь?

— Его близкие могут пригласить в дом священника, чтобы он совершил над несчастным Таинство Елеосвящения или отслужил водосвятный молебен. Человеку, находящемуся в таком состоянии, надо давать пить святую воду, чтобы зло хоть немножко отступило и в него хоть немного вошел Христос. Одна женщина, ребенок которой находился в состоянии, о котором вы говорите, поступала таким образом, и от этого ребенок получил помощь. Она рассказала мне, что ее сын очень страдал, потому что на него навели порчу. «Ему надо пойти поисповедоваться», — посоветовал я ей. «Отче, — воскликнула она, — да как же он может пойти поисповедоваться в том состоянии?» — «Тогда, — сказал я ей, — попроси своего духовника прийти к вам в дом, чтобы совершить водосвятный молебен, и дай своему сыну выпить этой святой воды. Однако будет ли он ее пить?» — «Будет», — ответила она. «Ну что же, — говорю, — начни с водосвятного молебна, а потом постарайся, чтобы твой ребенок поговорил со священником. Если он поисповедуется, то сможет далеко отбросить от себя диавола». И действительно: эта женщина послушалась меня и ее сын получил пользу. Прошло немного времени, и он смог поисповедоваться и стал здоров.

А знаете, что придумала другая несчастная женщина? Ее муж спутался с колдунами и не хотел даже надевать на себя нательный крестик. Для того чтобы хоть немножко ему помочь, она вшила маленький крестик в воротник его пиджака. Однажды ее мужу надо было пройти по мосту на другую сторону реки. Поднявшись на мост, он услышал, как некий голос внушает ему: «Анастасий! Анастасий! Сними-ка ты свой пиджачок, чтобы мы вместе с тобой прошли по мосту». К счастью, погода стояла холодная, и он ответил: «Куда там снимать? Холод собачий!» — «Сними, — уговаривал его тот же голос, — сними, чтобы мы прошли по мостику». Да чтоб тебя, диавол! Диавол хотел сбросить этого человека с моста в реку, однако не мог этого сделать, потому что на нем был крестик. И в конце концов диавол смог отшвырнуть несчастного только к краю моста. Родные искали всю ночь и наконец нашли его лежащим на мосту. Если бы не было холодно, он снял бы свой пиджак, и тогда диавол сбросил бы его в реку. Этого человека спас вшитый в его одежду крест. Его несчастная жена была верующая. Ведь если бы у нее не было веры, разве она стала бы вшивать крестик в его одежду?

Сотрудничество колдунов и бесов

— Геронда, а разве человек, имеющий святость, не может помочь какому-то колдуну?

— Да как же он ему поможет? Тут вон говоришь человеку, у которого есть немного страха Божиего, чтобы он был внимателен, потому что, живя так, он идет по ложному пути, — и такой человек, даже имея страх Божий, все равно продолжает дуть в свою дуду. А уж что говорить о колдуне, который сотрудничает с диаволом. Как можно помочь такому человеку? Ты станешь говорить ему духовные вещи, а он все равно будет оставаться с диаволом. Колдуну не поможешь ничем. Только в случае, если творишь Иисусову молитву, когда он находится перед тобой — тогда бес может смешаться и колдун будет не в состоянии сделать свое дело.

Один человек был нездоров. И вот колдун — шарлатан такой что поискать — пришел к нему в дом, чтобы «помочь». А больной творил Иисусову молитву. Он был очень простой человек и не знал, что пришедший к нему — колдун. Поэтому Бог и вмешался в происходящее. И посмотрите, что попустил Бог, для того чтобы несчастный понял, с кем он имеет дело! Больной творил Иисусову молитву, и бесы начали бить колдуна, так что колдун сам стал просить помощи у человека, в дом которого он пришел, чтобы его «исцелить»!

— Геронда, больной, что, видел беса своими глазами?

— Он не видел беса, он видел, что происходит нечто невообразимое. Колдун кричал: «На помощь!» — кувыркался по полу, падал, закрывался руками от ударов невидимых врагов. Так что не думайте, что у колдунов сладкая жизнь и бесы всякий раз делают для них все, что только попросишь. Бесам достаточно уже того, что колдуны один раз отреклись от Христа. Вначале колдуны заключают с бесами договор, чтобы те им помогали, и на несколько лет бесы подчиняются их приказаниям. Однако проходит немного времени, и бесы говорят колдунам: «С какой стати мы будем с вами церемониться?» А если колдуны не справляются с заданиями бесов, то знаете, как им потом достается?

Помню, мы разговаривали во дворе каливы с тем юным колдуном с Тибета, о котором я рассказывал вам раньше. Внезапно он вскочил, схватил меня за руки и заломил их за спину. «Пусть придет сейчас Хаджефенди и освободит тебя!» — вызывающе сказал он мне. «Ах ты, диавол! — вскипел я. — А ну пошел отсюда!» Я толкнул богохульника, и он упал на землю. А что, слушать, как он хулит Святого?! Потом он вскочил и хотел ударить меня ногой, однако и этого сделать не смог: его нога остановилась прямо возле моих губ. Меня сохранил Бог. Я оставил его стоять во дворе и вошел в Келью. Проходит какое-то время, и смотрю: он — весь в колючках, в каких-то ветках — выходит из находившегося возле моей каливы заросшего бурьяном оврага. «Сатана наказал меня, — сказал он мне, — потому что я не смог тебя победить. Это он затащил меня в эту чащу».

Не раз так бывает - приходит в церковь человек, на жизнь жалуется, со здоровьем беда, проблем куча. «Плохо мне, батюшка, будто сглазил кто».

Начинаешь расспрашивать - и выясняется, что пресловутый сглаз у бедняжки не впервой, но обычно помогала некая белая магия, а сейчас - что-то никак. От визитов к знакомой ворожее всё хуже: сил нет, в семье проблемы.

Обращение к батюшке за помощью

И вот, последний шанс - в церковь.

Таких историй - пруд пруди. Человек православный, и вдруг - магия. «Так ведь белая, безобидная».

Давайте-ка поговорим об этом явлении подробнее.

Магия не делится на белую и чёрную

Градация магии на сорта - это широко распространённое заблуждение. Преимущественно его популяризируют шарлатаны, чьи объявления в изобилии печатаются в различных популярных полиграфических изданиях.

Нет магии белой или черной

Там можно встретить и потомственных ворожей, и сертифицированных гадалок, и много ещё чего интересного. В этой среде принято бросать пыль в глаза различными терминами, титулами и званиями:

  • Спирит
  • Знахарь
  • Медиум
  • Телепат
  • Ведьма
  • Чародей
  • Ясновидящий
  • Яснослышаший
  • Астролог
  • Энерголог
  • Экстрасенс
  • Прорицательница
  • Мастер такой-то школы
  • Обладатель такой-то ступени

А если ещё сказать про себя, что ты белый маг, то есть безобидный, то внимание доверчивой публики обеспечено.

Всё это не имеет никакого отношения к настоящей магии. Разберёмся, что же скрывается за этим словом.

Если обратиться к науке, например, культурологи, то ответ будет примерно следующим:

«Магия - это способ ритуальными действиями якобы воздействовать на окружающий мир».

Такая характеристика не совсем точна, ибо основана на скептицизме. Куда убедительнее раскрывает этот термин известный маг XX века Алистер Кроули, определяя магию как искусство воздействия на реальность усилием воли.

То есть ритуальная часть не обязательна. Сколь бы жуткую репутацию не имел этот автор, в своём вопросе он явно разбирался, и мы можем ему верить.


Искусство, сверхъестественный способ управления реальностью

Итак, магия - это искусство, сверхъестественный способ управления реальностью. Иначе говоря, магия - инструмент, как, например, нож. Использовать его можно и в созидательных, и разрушительных целях. Хочет ли человек нарезать салат или убить врага - вопрос морали и выбора, а столовый прибор заточен под всё.

С магией - то же самое. Если кто-то сказал, что он белый или чёрный маг, значит, совершенно не разбирается в колдовстве.

В крайнем случае, допустимо разграничить практические методы данной науки на, например, тёмные заклинания и заговоры белой магии. Но получится условная и неубедительная градация, где экватор между плохим и хорошим размыт. Правильный ответ один: магия сортов не имеет.

Магия, оккультизм, эзотерика - это разные понятия

Газетные мошенники смешали все понятия воедино, но для ясности необходимо описать, чем же те отличаются.

Магия - одно из направлений оккультизма.

Оккультизм - общее название мистических учений. Как правило, они содержат и теоретическую часть, и практические методы. Но не всегда. Сюда относятся такие явления, как алхимия, хатха-йога, тарология и т.д.

Георгий Гурджиев Знаменитый эзотерик ХХ в.

Эзотерика - широкое понятие, включающее в себя, помимо прочего, оккультизм. Сюда же относятся всевозможные духовно-нравственные учения, религиозные школы, симбиозы психологии и энергетических практик. Например, мистическая философия без практических рекомендаций - это только эзотерика, а гадание на рунах - ещё и оккультизм.

Выстраивается своего рода пирамида, демонстрирующая путь настоящего мага: знания, практика и результат - овладение искусством магии. Как видим, хотя эти понятия близки, разница принципиальна.

Да и само понятие «магия» не всегда однозначно. Скажем, известный антрополог Карлос Кастанеда определял её как управление реальностью через восприятие. Здесь простой принцип: мир познаётся через чувства, а значит, вмешательство в их работу меняет реальность.

С такой точкой зрения, любое изменённое состояние сознания - уже магия. Например, алкогольное опьянение или сон - уже мистические процессы. В этом своя логика, но в данном материале мы обсудим более традиционное представление о магии и то, как к ней относится христианство.

В христианстве магию практикуют, но не в православии

В христианстве отношение к магии неоднозначное. Наиболее крупные конфессии прямо противопоставляют колдовство - жизни праведного верующего. Но имеются и направления эзотерического христианства.

Это не новые веяния, поскольку уже с первых веков после Рождества Христова среди верующих не было единогласия. Имелись различные гностические и теургические направления, впоследствии объявленные Ватиканом еретическими. Некоторые практикуются и поныне.

Еретические направления эзотерики: гностические и теургические

Среди основных идей эзотерического христианства - представление о наличии в Священном Писании скрытых подтекстов и символик, призывающих к мистической интерпретации текста.

Соответственно, переосмысляются многие традиционные положения, принятые в основных христианских конфессиях. Например, омовение стоп, неоднократно упомянутое в Евангелии, рассматривается не как иллюстрация смирения, а как описание энергетической практики, распространённой среди йогов в Древней Индии.

Рукопись не включенная в библейский канон

Важной теоретической базой для эзотерического христианства выступают апокрифы - рукописи, по разным причинам не включённые в библейский канон.

Одним из самых больших и влиятельных направлений мистического христианства является мартинизм. Его адепты практикуют церемониальную магию, медитацию, астрологию, алхимию и т.д. Данная традиция неоднородна и имеет три ветви:

  • Избранные Коэны
  • Благодетельные Рыцари Святого Града
  • Мартинизм Луи-Клода Сен-Мартена

2 отличия чуда от магии: источник и мотив

Наряду с вопросами о том, существует ли магия, опасна ли она, людей часто интересует, почему христианские святые без зазрения совести левитируют, источают сияние, общаются с животными и нисколько за это не осуждаются Богом.

И это притом, что маги или йоги, делающие, по сути, то же самое, нарушают волю Всевышнего.

Причины здесь две:

Причина 1. Метод обретения сверхъестественных способностей. Казалось бы, если человеку доступно развить в себе мистические силы, то почему бы этим не воспользоваться? Это выглядит логичным, пока мы не рассмотрим ситуацию глубже и на конкретном примере.

Скажем, есть дом, где хранится чужое имущество. Теоретически его можно раздобыть, если сделать определённые усилия - проникнуть в форточку и украсть. Но доступность ценных вещей ещё не означает, что воровство законно. Каждый из нас понимает, что разумнее и безопаснее либо заработать нужную для покупки сумму, либо получить желаемое в дар.

Так же и в отношении сверхъестественных сил:

Бог может выдать сверхъестественные силы тому человеку, которому Он доверяет, на кого есть смысл положиться.

Святые, с которыми происходили чудеса, - это не случайные люди, а те, кто имеет доверие Божье. Получая водительские права или разрешение на оружие, человек обязан пройти через ряд испытаний, подтверждающих, что он способен нести такую ответственность. С мистическими силами - то же самое: они даются неспроста.

Поэтому чудо, с точки зрения православия, - это проявление Божьей воли, а магия - это результат людского своеволия. Как тут снова не вспомнить Алистера Кроули, ставящего во главу всего волю?

На эту тему доктор богословия А.И.Осипов высказался так:

Осипов Алексей Ильич

Российский богослов

«Что мы ищем? Не изменения себя, о котором говорит христианство, как единственного условия. Условия изменения не только своего состояния, и душевного и физического, и изменения ситуации, о котором говорит христианство. Нет, мы ищем другого. Мы ищем внешнего результата без какого либо личного изменения. Вот беда. Это, я вам скажу, это страшное дело. Понимаете, почему это страшное? Вот чем отличается христианство от всего этого язычества, всего этого законничества, когда мы думаем, сделав то-то, то-то, то-то, получить результат. То есть первый грех прародителей: сорви плод, и ты станешь богом. Сорвать плод! Не себя изменить, а плод сорвать. Пожалуйста, обратите на это внимание. Сорвать ничего не стоит, это легко, а себя изменить – ой. Своё лукавство изменить, своё лицемерие изменить – ой, нет, нет. Я не могу без этого. И даже и не буду с этим бороться. Слышите, насколько серьёзные вещи!»

Причина 2. Цель. Святой и колдун действительно мало похожи друг на друга. Чудо - это результат общения с Богом, межличностных отношений, выстроенных с Ним.

Вряд ли кто-то, становясь на путь праведного человека, грезит о том, чтобы когда-то, получить от Бога дар левитации и, например, слетать на вершину Арарата. Приоритеты у такого человека иные.

Собственно, это одна из причин, по которой Бог наделяет сверхъестественными способностями, - отсутствие корысти.

Маг же занимается практикой механически, взаимодействуя с некой безличной силой. Он знает, что в ходе некоторых манипуляций получит желанный результат. Здесь значителен элемент эгоизма и чаще всего нет устремления к духовности.

Разумеется, описание это довольно общее. Есть самые разные школы магии. Тот же представитель эзотерического христианства явно стремится не к корысти, а к общению с Богом.

Да и опытный оккультист возразит, что мистические способности абы кому не даются, а являются результатом упорного труда. Но это другие, не православные мировоззрения.

Мы же рассмотрим, что о магии говорит Библия.

В Библии колдовство осуждается

Отношения верующего с магией в Библии прямо и основательно не разбираются, но она часто упоминается вскользь в негативном ключе и со строгим запретом:

(Гал.5:19, 20)

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, …»

«Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.»

(Втор.18:10)

«не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, …»

В средневековье использовались радикальные методы борьбы с колдунами, сегодня каждый отвечает за свой выбор только перед Богом

3 опасности магии: тщеславие, последствия, бесы

Казалось бы, чего страшного, если человек, помимо церкви, где-то в домашних условиях обеспечит себе благо, сделав «белый заговор» на хорошую погоду или для чего-то выздоровления. И если это вообще не магия, а, например, знахарство. Вроде же хорошо? Есть случаи из жизни, помогало. Возможно.

Но вопрос не о благе или о вреде. Он глубже. Здесь три момента:

  1. Тщеславие. В православии чудо - воля Бога. Стремление человека взять на себя его функцию тщеславно, а гордость - грех.
  2. Последствия . У людей нет представления о последствиях таких действий. Если Бог допустил какую-то ситуацию, вряд ли это ошибка. Исправив её «хирургически», можно наломать дров.
  3. Бесы. Даже природа магических сил - вопрос дискуссионный. А если за блага придётся дорого расплатиться с нечистой силой?

Ну и, конечно же, нельзя исповедовать веру наполовину. К слову, это приложимо не только к магии, но и к любой эзотерике. Неважно, интересует человека магия, алхимия или каббала - это уже другой путь, несовместимый с жизнью правоверного православного христианина.

Здесь нужно осознано выбирать, а не сидеть на двух стульях. Иначе это не православие.

Не следует путать мистику с магией и магизмом.

1. МИСТИКА, - 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. (Ожегов. Толковый словарь)

Понятие "мистика" входит в православный лексикон. Например, всем известен "Очерк мистического богословия Восточной Церкви".В.Н. Лосского. Одна из важнейших православных книг XX века.
И хрестоматийная формула: «Богословие и мистика отнюдь не противополагаются, напротив, они поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй: если мистический опыт есть личностное проявление общей веры, то богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым.»

Вся жизнь Православной (Восточной) Церкви имеет мистический (от греч. mistikos – таинственный) смысл. Мистический опыт есть личностное проявление общей веры. Мистика - вера в Божественное и возможность общения с ним.
В основании Церкви лежит мистическое событие Боговоплощения и Воскресения ХРИСТА, которые являются тайной, превосходящей человеческое разумение.
Основатель Церкви – Богочеловек Иисус Христос, в котором таинственно, нераздельно и неслиянно, соединены две природы – Нетварная Божественная и тварная человеческая в единстве Божественной Личности Слова Божьего.

Христианину открывается возможность мистического соединения с Богом через причастие Божественной благодати. В этом благодатном причастии человек ощущает полноту Божественной Жизни, приобретает Царство БОЖЬЕ внутри себя, становится по неизреченному дару тем, чем Бог является по естеству, сочетает в себе Божественную и человеческую природу по образу БОГОчеловека Иисуса Христа.
Человек рождается и возрастает как Богочеловек в Святых Таинствах Крещения и Причащения, ибо "БОГ стал человеком, чтобы человек стал Богом" (Иоанн Златоуст)

Богословие мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровением…

2. Чудо (мистическое действо) могут совершать и лжепророки, об этом много написано в Библии и в Новом Завете. Но ХРИСТОС призывает распознавать, чьей силой совершаются чудеса, от БОГА ли они?
"Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных". (Мф.24.24).
Существуют в Православии чудеса и Святые Таинства, это - православная мистика. Существует мистика тёмных сил, ими опасно прельщаться и их надо уметь отличать.

3. Магия – это оккультная практика, а магизм – мировидение, основанное не на вере в БОГА и живом общении с НИМ, а на вере в оккультные практики.

Магия (лат. magia – колдовство, волшебство) есть совокупность обрядов и действий, ставящих целью влиять на окружающую действительность с помощью таинственных сил. Это заговоры, заклинания, привороты и отвороты, всевозможные сопутствующие ритуалы (например завязывание узлов, написание определенных слов и схем), а также необходимые инструменты: талисманы, ножи, иголки, кости, волосы, кровь, смола, травы и т.п.

Не живое обращение к БОГУ, а действие закономерностей, ожидание эффекта от своих ритуалов – вот что исповедует магия. И если в христианстве духовное совершенство зависит от личностной встречи и единения души человеческой с БОГОМ, то в магии на первом плане присутствуют технология и таинственный ритуал, призывающий тёмные силы.

В магии считается, что с помощью секретных церемоний можно входить в контакт с невидимыми духами, и якобы получать от них помощь, но после смерти маг (и те, кто через мага получает "помощь" тёмным силам) будет навеки принадлежит злым силам, и расплачивается с ними вечными адскими муками. Магия по своему внутреннему существу неотрывна от древнего язычества, где за идолами и языческими божками скрываются падшие духи – демоны.

Конечно, глубокая ошибка считать, будто языческими ритуалами и заклинаниями можно склонить к себе добрых духов. Потому что ангелы служат БОГУ, и для общения с ангелами нужна вера в БОГА, искренняя молитва и богоугодная жизнь, а не пассы, нашептывания и вдыхание заморских курений. А вызванные заклинаниями духи, которые выдают себя якобы за добрых, на самом деле - демоны, которые под видимостью добра приносят несоизмеримо большее зло.

4. Существует множество ритуалов в народной традиции, повседневной и общественной жизни, в этикете. Они как бы структурируют, формализуют и упрощают некоторые аспекты взаимоотношений. Например, ритуал прощания с усопшим, свадебный ритуал, ритуал инагурации Президента и т.п. В ритуалах нет ничего дурного, если в них нет каких-то языческих элементов, обращений к нечистой силе и ложных предрассудков и примет.

Ритуал по сути это совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал.

В Православной традиции также есть ритуалы, обряды, но все они основаны на глубокой вере в БОГА, сердечном обращении к НЕМУ, и тогда происходит живое общение и единение с БОГОМ, происходит Святое Таинство.
Но механическое исполнение ритуалов, бездумное и безучастное произнесение молитв - бесплодны, поскольку в Православии магии нет.

Святые одной своей молитвой к БОГУ творили чудеса, без всяких пассов и заговоров, которыми отличаются всевозможные ведьмы и экстрасенсы, призывающие нечистых духов.

5. Если мы чего-то не знаем или сомневаемся в чём-то, то расширять круг своих познаний и искать, якобы «ответы» на информационных помойках Инета бессмысленно и опасно, поскольку подобранной на них бес-духовной, сектантской "пищей" легко навсегда отравить свой мозг и душу.

Лучше почитать, что об этом говорят серьёзные сайты, а также Святые и богословы на безопасных православных сайтах - Азбука веры, Православие.ру, К Истине и др.(они плохому и вредному не научат, но помогут отличить добро от зла), и тогда легко будет отличить истину от лжи, и всё станет ясно и понятно. Успехов!

Использованы фрагменты из
1) О Православной мистике. Азбука.ру
2) Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни. Православие.ру

Какое отношение Православной Церкви к магии? Основное кредо православия – любовь, смирение, прощение, помощь, пожертвование, терпение; основное кредо магии – манипулирование. Православие делает основной акцент на том, что нужно выстраивать отношения с людьми, основываясь на все эти добродетели, в процессе терпеть несправедливость, прощать, страдать, самосовершенствуясь, работая над собой.

Магия, напротив, гарантирует получение желаемого без титанических усилий, которые делают в таком случае православные. Православие сравнивает магические ритуалы с насилием. Например, проведённый ритуал на приворот лишает воли, свободы человека, ставшего жертвой приворота.

Православная церковь учит, что установление такой связи ложно, это всего лишь манипулирование сознанием. Поэтому в таком случае необходимо либо выстроить с объектом любви доверительные отношения, либо смириться с невозможностью их построения. При этом люди, занимающиеся магией, гарантируют положительный результат, в свою очередь, церковь предлагает только молиться, просить Бога о чём-либо, вести праведный образ жизни и надеяться на то, что желаемое осуществится.

Магизм как образ мыслей и действий

Церковнослужители стремятся различать проявления магизма (мировоззрение) и собственно магии (конкретные ритуалы, обряды и т.д). Они также предостерегают верующих от восприятия православных ритуалов, таинств как магических действий. И предупреждают, что механическое их воспроизведение без истинной веры не приблизит их к Богу и не решит их насущных проблем (выздоровление, хорошая работа, крепкая семья и многое другое). Однако довольно сложно отличить само христианство от этого самого магизма, проще говоря, ритуала ради ритуала. То есть когда церемония важнее полученных от неё знаний, помощи, веры.

«Магические привычки», свойственные нашему обществу, так востребованы потому, что православие, фактически насаждаясь более тысячи лет назад, смешалось с язычеством, потому и все церковные процессы, действия многими воспринимаются как определённое зрелище, когда оболочка важнее мыслей и помыслов людей. На этом же принципе основана магия: точные слова при произнесении заклинания, чётко отточенные движения, конкретные магические аксессуары. Малейшее отступление грозит серьёзными последствиями.

Все эти представления отчасти перешли в православие и не изжиты до сих пор. Поэтому православие осуждает магию, которая во многом создаёт его современный образ. Православная Церковь призывает верующих отказаться от мирских благ, не устраивать представление из похода на молебен, из крещения или венчания, молитвы. Православные священники отмечают, что люди обращаются к магии, когда забывают о Боге. Или обращаются к нему с просьбой, когда у них происходит что-то неприятное в жизни (это тоже сродни магии – желание получить быстрый и гарантированный результат).

Православие и магия

Православная Церковь осуждает магию также за то, что в процессе проведения магических ритуалов произносится имя Божье, обратившиеся к магу люди называются рабами Божьими, цитируются страницы Библии, тем самым люди вводятся в заблуждение о правильности их выбора в пользу магии, а не церкви в сложные моменты. Церковь против магии потому, что за обращение к ней рано или поздно обратившему человеку придётся отвечать, за полученное таким путём всегда нужно заплатить, это губит людские души.

Однако многие современники стремятся доказать, что нельзя не только путать магию и религию, но и не наделять одно качествами другого. Например, отмечается, что прошение у Бога (за молитвой в церкви или дома) какого-либо земного, то есть материального блага, не должно отождествляться со стремлением магов заполучить желаемое с помощью одного лишь ритуального действия или слова.

Таким образом, для магии принципиально чётко и без малейших отступлений соблюдать правила соответствующего ритуала, для православия важно другое – обращаться к Богу, верить в него, не подменять веру механической отчиткой молитв, проведением таинств и ритуалов.

Магия и частое обращение к ней, современного человека характеризует, как бунтующую личность. Магия – это попытка сделать свою жизнь управляемой, предсказуемой, это желание подчинить себе жизненные обстоятельства, решать свои проблемы самостоятельно. Православие учит смирению, указывает на Божественный Промысел, на неслучайность всего происходящего. В подобных условиях существования современного человека, магия и Православная Церковь предстают определёнными соперниками за направление жизненного пути каждого человека.