21.09.2019

Образование. Отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Нравственное воспитание школьников в современном обществе приобретает проблемный характер, примеры безнравственности подростков всё чаще становятся предметом обсуждения, с ужасающим постоянством попадая в СМИ. Православное воспитание детей помогает решить многие вопросы, встающие перед родителями и учителями. Некоторые положительные аспекты педагогического опыта коллектива частной "Школы Ретро», в которой уже более 25 лет осуществляется воспитание учащиеся в православных традициях, подтверждают эффективность такого метода.

Прежде всего, духовно-нравственное воспитание в православной школе основывается на евангельском законе любви, из которого следует общее правило обращения с ближними: «не делайте другому того, чего себе не желаете». При возникновении разногласий и споров напоминание этого правила часто становится убедительным аргументом для прекращения конфликта. Без надоедливых нравоучений всё становится понятным, ясным, и это сразу видно по реакции детей и их дальнейшему поведению.

Человек наделен разумом, чувствами и свободной волей. Он сам определяет, как ему поступать в различных жизненных ситуациях, но и отвечать за свои поступки придется самому. Воспитанники школы «Ретро» понимают, что недостаточно одних добрых чувств и желаний, надо совершать добрые дела, поэтому участвуют во многих благотворительных акциях, проводимых школой и другими общественными организациями.

Знание заповедей Закона Божьего несомненно играет положительную роль в восприятии детьми окружающей их реальности. Например, обсуждение на уроках православного компонента пятой заповеди («почитай отца твоего и матерь твою») не только сплачивает семью, уча уважать старших, но и воспитывает детей в духе патриотизма. Прослеживая связь времен, размышляя о потерях и достижениях, поражениях и победах предшествующих поколений, школьники заглядывают в прошлое своей семьи, обращаясь к старшим, узнают то, как переживала их семья исторические трудности, выпавшие на долю всего народа. Осознавая связь своей семьи с историей страны, школьники ощущают чувство единения, воспринимают себя частью народа, что подкрепляется рассказами не только о воинских подвигах, но и о духовных подвигах святых, в земле Российской просиявших. Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн считал, что «народ - это единство, скреплённое смиренными подвигами русских святых и бранной кровью русских ратников».

Ещё один положительный аспект православного воспитания учащихся - приобщение к общечеловеческим культурным ценностям, когда произведения живописи, скульптуры, литературы на библейские сюжеты становятся доступными, понятными и интересными для школьников, обогащая и развивая их внутренний мир.

Образование

протоиерей Евгений Горячев

Как Вы считаете, образованность и информированность – это разные вещи?
Думаю, что да. И принципиально. Образованность своими этимологическими корнями уходит в библейское представление о знании как о части божественного замысла о человеке. Все мы, наверное, если не знаем, то хорошо осведомлены, хотя бы через чьи-то высказывания, о том, что такое образ и подобие. «По образу и подобию» – звучит в комедийных сериалах или на улице где-то это можем услышать. Образование – это часть божественного замысла, а информированность – это то, что может с Богом и с Его замыслом никак не соотноситься. Отсюда и качество знания будет разное.
Если посмотреть на историю развития человечества, то объем накопленных знаний настолько огромен, что сегодня в одного человека это уже невозможно вместить. С другой стороны доступность знаний очень велика. Таким образом, знаний много, они доступны, а где результат? Где великие умы, как в древности? Почему мы их не видим?
Сразу же отсечем, чтобы не оскорблять слушателей, тех, кого знания не спасают, а только портят. Как об этом сказал юмористически Саша Черный:
Ослу образование дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче - ах злодей -
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.

Так вот, такие люди, хотя они, конечно, встречаются, нас не интересуют. Но мы спрашиваем сами себя: «Почему же масштаб личности упал?» Потому что сегодня выпускник философского факультета, который формально осведомлен в вопросах мировой философии гораздо лучше, нежели Платон или Аристотель, конечно, уступит им в человеческом отношении. Опять-таки не могу не вспомнить другие стихи:
То был век богатырей!
Но смешались шашки,
И полезли из щелей
Мошки да букашки.

Если не брать изначальную неготовность человека к тому, чтобы усвоить какие-то великие вещи, то масштаб личности падает, на мой взгляд, из-за того что люди потребляют знания примерно так же, как они потребляют продукты в системе фастфуда. Эти знания просто потребляются, они их не выстрадали, не пропустили через себя, не сделали частью своей сущности. Вы помните, наверное, сцену из «Нескольких дней из жизни Ильи Ильича Обломова» в редакции Михалкова, где Штольц и Обломов обсуждают именно этот вопрос и Обломов признается в том, что он видит свою голову набитой самыми различными знаниями без сопряженности друг с другом. «Убей, – говорит, – не могу понять для чего Селевк Первый в таком-то году одолел Чиндрагупту». То есть обрывочные сведения есть, а в целом концепцию человек выстроить не может. Причина, на мой взгляд, связана именно с тем, что человек знания потребляет, а не делает их частью самого себя. Для Платона и для Аристотеля это было очень важно, и тогда эти знания становились силой.
Как прийти к тому, чтобы не просто потреблять знания, а пропускать их через себя?
Если вернуться к началу нашего разговора, то, кратко выражаясь, я бы сказал так: человек сам оказывается в ловушке у запросов, которыми он себя потчует. Потому что тот, кто пытался получить образование, исходя из заповеди Божьей, исходя из того, что он этим знанием послужит Богу, то тот, конечно, свою личность формировал иначе, нежели тот, кто просто хотел быть информированным, хотел сдать зачет, а на его личную и профессиональную жизнь это знание никак не влияло.
Образование, несомненно, влияет на человека. Можно ли получать образование для того, чтобы стать успешным человеком?
Синоним ли образования успешность? В каком-то смысле да. У человека знающего и образованного возможностей все-таки больше, даже если он от природы не очень далекий. С другой стороны мы должны задать вопрос иначе: а для чего человеку знания и все ли ему дает эта самая успешность? Потому что знать только для того, чтобы иметь сведения – попадешь в ситуацию Обломова; знать, для того, чтобы надмеваться, покорять других с помощью того багажа, который приобрел – для христианина это неприемлемо. Поэтому, мне кажется, мы стремимся к успешности, но другого рода. Я, конечно, стараюсь, чтобы мои дети получили образование, но не с тем, чтобы они стали влиятельными, властными или богатыми, а с тем, чтобы с помощью приобретенного знания, они тем лучше, тем глубже, тем пространнее служили бы Господу Богу. Знания – это ценность несамодостаточная, это инструмент, который я могу использовать либо во славу Божию, либо против Него. Как говорил : «Ум без веры – каверзник». Смотрите, если нет веры, но при этом есть знания, можно использовать это знание на саморазрушение, на разрушение этого мира. Я думаю, что диктаторы, монархи, деспоты древнего мира могли быть очень образованными людьми, по-своему талантливыми, умными. Заметьте, Евангелие не говорит нам о категории ума и образованности как о части замысла, связанного с раем. Не сказано: «Блаженны умные, ибо их есть Царство Небесное». Попав в какую-то сложную ситуацию, мы тянемся не к всезнайке, а идем к доброму и отзывчивому человеку. Мы хотим, чтобы нас пожалели. Что из того, что мне распишут – что и как, кто виноват и так далее, когда я нуждаюсь в одном: чтобы мне сострадали, чтобы меня пожалели, поняли. Поняли не правотой и знанием механистическим, расписывающим – как, что и откуда, а чтобы ко мне отнеслись по-человечески. Здесь, мне кажется, образование и осведомленность опять-таки вступают во внутренний конфликт и для христианина он разрешается в сторону исполнения заповедей Божьих. Умный человек и мудрый все-таки различаются. Мудрый человек — это тот, кто проникает в самую суть вещей, а умный человек – это тот, кто хранит в своей памяти множество сведений, при этом сопрягая их друг с другом. Как бы мы сейчас сказали: человек большой эрудиции. Мудрым ведь может быть и необразованный человек, какой-нибудь крестьянин. При этом я бы предпочел быть с мудрецом, нежели с умником.
Аристотель писал в «Метафизике», что «все люди от природы стремятся к знанию». Так ли это сегодня, при нашем широком информационном поле, что люди по-прежнему стремятся к знаниям? И если кто-то находит в себе такое стремление, что с этим делать?
Все мы прошли через среднюю школу и не секрет, что мы используем только те знания, которые нам действительно нужны. Вот это отделение, отбрасывание ненужного каждый человек выбирает самостоятельно, но христианин мог бы сказать так, как говорил, кажется, . «Братья, вы ревностны и спорливы в том, что нимало не соотносится со спасением». Поэтому, если моя цель – единство с Богом здесь, на земле, то бесконечный объем знаний я должен, конечно, пропускать через эту схему. Соломон говорил по этому поводу примерно следующее: «Слова мудрых – как вбитые гвозди и составители их – от единого пастыря». Это только первая часть фразы и она тоже уникальна, потому что он, во-первых, говорит не «умные», а «мудрые», а, во-вторых, говорит, что эта мудрость, как вбитый гвоздь. Как игла, которая вошла и от которой не освободиться. Настоящую мудрость может изречь только человек, который эту мудрость почерпнул откуда-то свыше. «И составители их от единого пастыря». Это тоже очень ценное замечание, потому что независимо от региона, у какого-нибудь китайского мыслителя или у индийского, или христианского мыслителя, мы можем отыскать для мудрости общую платформу. И сказать, что в данном случае, один через богооткровенную религию, другой через религию, которая тоже не обошлась без божественного влияния на душу этого мудреца, и все это объединяет людей в истинной мудрости. Но дальше Соломон говорит вещи более важные: «Книги составлять – полок не хватит, и многочтение утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека». Заметьте, он не говорит, что нужно отказываться от знания, но он говорит, что если стремиться к знанию ради знания – не хватит полок, чтобы составить все книги, вобрать всю информацию. А сущность – она одна и для Соломона, и для христиан.
Мы пришли к тому, что знание – не самоцель. Получение образования должно чему-то служить.
Знание, безусловно, сила – Бэкон прав, но она может быть разрушительной как все, оторвавшееся от Бога. Мы за то знание, которое преображает и отдельного человека, и тот круг людей, на который он влияет, и жизнь мира в целом, но именно в позитивном, в божественном смысле. Я думаю, что если религиозной составляющей нет – знания бессмысленны.

Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
епископа Зарайского Меркурия на открытии XIX Международных Рождественских чтений

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, представители государственной власти, уважаемые участники и гости XIX Международных Рождественских образовательных чтений!
Рад приветствовать всех, кто принимает участие в нынешнем форуме, посвященном обсуждению вопросов соработничества Церкви и государства в решении общих задач.
Опыт взаимодействия духовной и светской власти в течение последних 20 лет российской истории позволяет с уверенностью говорить о том, что такое соработничество является плодотворным. В переломный исторический момент, когда рухнула советская государственная система, когда в умах многих наших сограждан поселились недоумение и страх за свою жизнь и судьбу детей, обращение к Богу спасало от отчаяния, давало силы строить собственную жизнь и возрождать отечество.
За прошедшие годы стало очевидным, что любое, даже самое экономически высокоразвитое, общество обречено на вырождение, если уважение друг к другу, забота родителей о детях, детей о родителях, любовь и взаимоуважение в семье вытесняются жаждой личных удовольствий, а голос собственного «я» заглушает голоса окружающих.
Потому самая важная задача, которая стоит перед каждым из нас сегодня, — помочь нынешним детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями, сохранив при этом достоинство личности.
На этом поприще трудно переоценить вклад учителей и воспитателей, способствующих формированию системы знаний и ценностей у детей и юношества. Не менее важна и роль родителей, а также семейных традиций, создающих ту среду, в которой растет ребенок. В свою очередь, поддержка со стороны государства, продуманная и интегральная образовательная политика дают возможность воплотить в жизнь лучшие замыслы, сохранить и приумножить научный потенциал стран русского мира. От нас с вами, священнослужителей, педагогов, родителей, государственных деятелей, напрямую зависит будущее грядущих поколений соотечественников.
В этом году исполняется 20 лет с того момента, когда священноначалие Русской Православной Церкви приняло решение создать Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. С тех пор многое было сделано в области духовного просвещения и воспитания, наработан многогранный богатый опыт в этой сфере. С благодарностью и уважением вспоминаем в этот день о людях, которые взяли на себя тяжелый, но благородный труд возрождения духовного образования в нашей стране.
В начале второго десятилетия XXI века настало время более систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования. Она могла бы помочь человеку на разных этапах его жизни по-новому взглянуть на, казалось бы, уже давно изученные проблемы, дать более глубокие и разносторонние ответы на извечные вопросы о смысле жизни и личном счастье. Современная эпоха бросает нам вызовы, требующие правильной нравственной оценки и соответствующих действий. Поэтому нынешняя система религиозного обучения и воспитания должна строиться на тех принципах, которые бы давали ответы на актуальные вопросы современной жизни. Ключевым подходом здесь становится непрерывность духовно-нравственного воспитания и его соответствие самым высоким требованиям национальной педагогической системы. Всё это, безусловно, требует координации и взаимодополняющих усилий Церкви и государственной власти. На основных аспектах такого взаимодействия, конкретных мерах, необходимых для решения общих задач, а также на наиболее приоритетных направлениях будущей работы я хотел бы остановиться в своем докладе.

Стандартизация православного образования
На Рождественских чтениях 2010 года была впервые обозначена задача стандартизации всех сторон религиозного образования в Русской Православной Церкви. При постановке данного вопроса мы исходили из следующих соображений. Система православного образования, включающая в себя детские сады, общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии), учреждения дополнительного образования, православные вузы, теологические кафедры и факультеты светских университетов, характеризуется большой разветвленностью и значительным разнообразием применяемых методологических подходов. В этой системе трудятся многие специалисты, принадлежащие к самым различным педагогическим школам и направлениям. Обеспечить в образовательном процессе целостность и единство научно-богословской и методологической базы при сохранении ценного многообразия, опирающегося на богатство накопленного опыта, является ключевой задачей, на решение которой направлены усилия Синодального отдела. Видим стандартизацию как творческую деятельность, позволяющую обобщить накопленный опыт и применить его, используя современные научно-педагогические и управленческие модели в повседневной практике преподавания.
Стандарт, как он понимается в современной системе контроля качества, призван не подавлять инициативу и самостоятельность, а, напротив, стимулировать эти качества, задавая своего рода планку, ниже которой опускаться нельзя. Процесс стандартизации будет
безуспешным, если ему с самого начала не придать характеристики плавности, повсеместности и тематической интегральности. Это означает, что работой по стандартизации будут охвачены все сферы образования, в которых участвует Церковь. Речь идет и о так называемых внутрицерковных заведениях, к числу которых относятся, например, воскресные школы или православные детские сады, и об образовательных учреждениях государственной или частной форм принадлежности, в которых реализуется православный образовательный компонент. Регламентируемое стандартом преподавание дисциплин, отражающих знания о православии, позволит более корректно и с меньшим количеством искажений доносить в классы и учебные аудитории то, что мы в совокупности называем правдой нашей веры. Важно и то, что, начиная на практике применять образовательные стандарты, Церковь принимает на себя ответственность за содержательную сторону обучения в тех учебных центрах, которые соблюдают содержащиеся в наших нормативных документах требования.
Цель введения стандартов — формирование единого образовательного пространства, упорядочение учебно-воспитательного процесса в православных образовательных учреждениях, приведение программ по вероучительным предметам в соответствие с возрастными особенностями обучаемых, расширение историко-культурного контекста преподавания. Применение такого подхода даст возможность создать целостную систему непрерывного православного обучения и воспитания.
Введение стандартов создаст прочную основу для преподавания дисциплин, связанных с православной культурой, в рамках предусмотренной федеральным стандартом нового поколения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Православный компонент общего образования в этом случае понимается как система непрерывного духовно-нравственного образования в традициях православия в соответствии со свободным выбором родителей обучающихся. Это предполагает включение в основные образовательные программы общего образования предметов духовно-нравственного цикла, учебных курсов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
В рамках такого целеполагания за истекший год в Синодальном отделе были подготовлены первые за время существования церковной педагогики нормативные документы, о которых я хотел бы сказать несколько слов.
Первый из них — Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования — был подготовлен рабочей группой отдела с привлечением специалистов Российской академии образования, епархий Московского Патриархата и региональных управлений образования. Этот документ содержит концептуальные параметры православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, в иных образовательных организациях, которые выбирают православие, традиции и культуру Русской Православной Церкви как основу духовного воспитания и нравственного развития учащихся.
Шагом к введению стандарта явился нормативный документ, охватывающий аттестационную работу в школах, относящих себя к числу православных. Он называется Положением о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования. Данное Положение утверждено Святейшим Патриархом и вступило в действие. В основу документа положены ясные и недвусмысленные критерии, позволяющие навести порядок в области предоставления конфессионального статуса. Прозрачность и четкость требований к образовательным учреждениям, а также простота процедуры прохождения аттестации дадут возможность избежать горячих споров, которые раньше нередко сопровождали выдачу представления.
Названный документ регулирует условия и порядок преподавания вероучительных учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей православного компонента в образовательных организациях; требования, предъявляемые к деятельности образовательных организаций; порядок и условия отнесения образовательной организации к православным образовательным организациям, правила и условия выдачи и отзыва конфессионального представления Русской Православной Церкви.
Синодальный отдел исходит из того, что православная школа должна давать максимально качественное образование и соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым к лучшим в нашей стране школам. Должна возникнуть ситуация, при которой понятия «православная школа» и «лучшая школа» стали бы синонимичными.
При конфессиональной аттестации образовательного учреждения будут учитываться и результаты ЕГЭ, и качество преподавания основных предметов, и квалификация педагогов. Встраивание учебных курсов православного содержания в программу должно происходить разумно, так, чтобы не превысить допустимую учебную нагрузку. Снять остроту проблемы поможет подготовка адаптационных модулей православного содержания, которые встраиваются преимущественно в гуманитарные предметы: историю, литературу, музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру. Конечно, мы должны добиваться и совершенствования самих государственных образовательных стандартов, с тем чтобы по затрагивающим существо исповедания веры вопросам соблюдалось требование закона об учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования (ст. 14 ФЗ «Об образовании»).
Непременным требованием Положения является наличие у школы утвержденного правящим архиереем духовника, который непосредственно отвечает за духовную жизнь педагогов и учащихся, в том числе и за регулярное проведение богослужений. Итоги работы духовника будут во многом определяющими при предоставлении той или иной школе статуса православного образовательного учреждения.
Другая группа стандартов готовится для унификации образовательной работы в, казалось бы, сугубо внутрицерковной области профессиональной подготовки катехизаторов — специалистов в сфере миссии и просвещения в самом прямом религиозном значении этого слова. Здесь разработаны проекты документов под названиями «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», а также проект Положения и стандарта подготовки работников сферы катехизации. Значение этого дела трудно переоценить. Надеемся, что с помощью Божией удастся поставить на грамотную научную и духовно-практическую основу этот труд, рассматриваемый Церковью как основополагающий. Имеется и другое измерение работы по стандартизации в этой сфере. Дело в том, что катехизация как образовательный процесс перестает быть узкопрофессиональным делом церковных специалистов. Она превращается в объект интереса всего общества, когда востребованность просветительской работы придает всему образовательному процессу катехизации новое социокультурное измерение.
Как вы смогли убедиться на примере представленного мною процесса введения стандартов, он приведет к изменению всего ландшафта системы православного образования, сможет упорядочить систему управления качеством подготовки учащихся, затронет области взаимовлияния с аналогичными процессами, протекающими в сфере государственного регулирования образования.
Стандартизация — наш осознанный стратегический выбор, который в идеале приведет к формированию стройной и гибко реагирующей на изменение образовательной среды системы, обладающей способностью к саморегуляции и совершенствованию. На практике это означает, что Синодальный отдел сделает особый акцент на разработку стандартов, покрывающих всю сферу православного образования без изъятия — от детских садов до богословских факультетов светских вузов. Базисом этой работы, как и прежде, будет опора на профессионализм участвующих в подготовке нормативных документов специалистов и переход от ретроактивного, «ответного», способа восприятия педагогической реальности к проактивному, то есть прогностическому и опережающему текущие события.

Основы православной культуры
Прошедший Год учителя без преувеличения можно назвать также годом сотрудничества Церкви, семьи и школы, и это не будет простой декларацией. Если сравнивать сегодняшний день с периодом нашей недавней истории, когда церковная и государственная системы образования существовали вне взаимных связей, то можно констатировать тектонический характер произошедших изменений. Остановимся более подробно на тех моментах, которые нуждаются в самом широком обсуждении и постепенном формировании общенационального консенсуса, построенного на понимании общей ответственности взрослых людей за собственных детей и за будущие поколения наших сограждан.
В центре нашей заботы находится тема духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религиозных ценностей, которая впервые была актуализирована на государственном уровне в обращении лидеров традиционных религиозных организаций к Президенту РФ Д.А. Медведеву в июле 2009 года. Сегодня мысль о приоритетности духовного и нравственного начал в образовании находит практическое воплощение в целом ряде церковно-государственных и церковно-общественных проектов. В первую очередь это апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Помимо этого, не прекращает развиваться практика преподавания курсов православного духовно-нравственного содержания в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана (в терминологии нового стандарта общего образования — компонента, формируемого участниками образовательного процесса). Именно на стыке этих двух направлений формируется будущее российской школы, созидаемое на принципах взаимоуважения законных интересов и прав граждан, придерживающихся самых различных мировоззрений, в том числе и принадлежащих к традиционным религиозным общинам.
Важный результат проводимого с 2009 года эксперимента по введению курса ОРКСЭ в государственной школе — это более активное, заинтересованное участие родителей в воспитании собственного ребенка. Многие родители, поставленные перед выбором того или иного предмета в рамках данного курса, стали больше обращать внимание на то, чему и как учат их детей в школе, как их воспитывают. И это очень существенно. Школа в современном обществе не может быть местом, куда родители просто «отправляют» ребенка для обучения и воспитания. Напротив, она становится социальным институтом, в деятельности которого соединяются интересы государства, семьи и общества во всем его культурном, в том числе и этнорелигиозном, многообразии. Мы только приступаем к формированию системы, реально защищающей права родителей на участие в процессе мировоззренческого развития и нравственного становления их ребенка в школе, включая разработку необходимых нормативных документов. Имея в виду принципиальное значение общественной поддержки преподавания православной культуры, Синодальный отдел подготовил соответствующие рекомендации для епархий по работе с родителями школьников при выборе учебного модуля в рамках курса ОРКСЭ, которые размещены на сайте отдела.
Там, где представители церковных структур и школьной администрации находят возможность совместно трудиться, можно наблюдать качественные положительные сдвиги. Вырабатывается язык взаимопонимания, оттачивается терминология, обретается единство подходов и взглядов. Тогда за абстрактными разговорами о духовности выявляется дух истины, а нравственность строится не на абстрактных общечеловеческих ценностях, но находит неиссякаемый источник силы в многовековом опыте традиционной духовной культуры.
В последнее время, в связи с подведением промежуточных итогов апробации, вновь можно услышать высказывания относительно целесообразности совместного, смешанного преподавания всех религиозных культур в едином синтетическом курсе религиоведения. Хочу обратить особое внимание сторонников подобного подхода, что свобода выбора при изучении религиозной культуры является важнейшей составляющей решений, принятых Президентом России. Неоценима сама возможность такого выбора. Мы не можем отступить от этого ключевого средства воспитания гражданской и культурной зрелости, религиозного самоопределения наших граждан. Полагаю, что в религиозном духовно-нравственном воспитании, так же как и в любой другой сфере образования, важно придерживаться простого дидактического принципа: «от малого к большому, от простого к сложному». Сходным образом недопустимо и бессмысленно прививать детям, не знающим основ родной культуры, понятия сразу обо всем многообразии существующих религиозных практик, развивая тем самым космополитизм и нравственную индифферентность.
Начатые преобразования в сфере духовно-нравственного воспитания в перспективе должны коснуться не только средней школы. Вся система образования и воспитания детей в нашей стране призвана стать более эффективной. Одним из основных тезисов новой национальной педагогики могла бы стать идея непрерывности религиозного образования, в котором основы традиционной нравственной культуры будут прививаться детям начиная с детского сада. В среднем звене традиционное духовно-нравственное образование должно сопровождать общеобразовательную подготовку на всем ее протяжении. Более глубокое, философско-богословское осмысление нравственных проблем должно быть неотъемлемой частью любого профессионального, в том числе высшего, образования.
Создавая такую систему, мы уже в обозримом будущем сможем ожидать реальных положительных изменений в сферах межличностных, семейных, межнациональных, межконфессиональных отношений в обществе. На эту перспективу уже сегодня необходимо ориентировать нашу совместную с государством и обществом работу.
В текущем году заканчивается апробация курса ОРКСЭ. Ее итоги во многом смогут задать формы и приемлемые методы интеграции духовно-нравственного воспитания в современную российскую школу. В то же время было бы неверным утверждать, что преподавание «Основ православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ является идеальной формой преподавания религиозной культуры в школе. В настоящий момент это скорее один из возможных вариантов продолжения конструктивного взаимодействия государства и Церкви, а также межрелигиозного сотрудничества в сфере образования с целью преодоления существующих стереотипов, связанных с так называемой угрозой клерикализации светской школы, с одной стороны, и профанации религиозного образования — с другой.
Свобода выбора одного из предметов по религиозной культуре, участие религиозных организаций в подготовке учителей и учебных пособий, сотрудничество государства с неправительственным сегментом общества, в том числе и традиционными религиозными общинами, — вот некоторые из важных инноваций, которые уже принесло в образование введение нового курса. Всё это нуждается в самом бережном сохранении и развитии. Плановый ход апробации, не вызывающий конфликтов и неразрешимых противоречий, — важное свидетельство правильности существующей стратегии церковно-государственного взаимодействия, которое приводит к серьезным положительным результатам. В их числе назвал бы заинтересованность представителей традиционных для России религий в совместной работе в центре и на местах, общие мероприятия с органами управления образованием и региональными центрами повышения квалификации учителей в регионах.
Статистические данные опросов, посвященных отношению родителей к преподаванию религиозных культур, подтверждают то, о чем Церковь говорила всегда: большинство наших сограждан заинтересовано в восстановлении духовно-нравственного компонента общего образования, в том числе традиционного религиозного. По данным опроса, проведенного по заказу Общественной палаты Российской Федерации, только 1% опрошенных родителей согласились, что такое образование может быть ограничено рамками экспериментального курса — одним годом или 35 часами обучения, а примерно четверть высказались за преподавание по всем годам обучения. Большинство родителей указали, что главную цель введения новой предметной области они видят в изучении культуры, традиций, на которые ориентируется семья ребенка. Таким образом, для родительского сообщества главный смысл введения этих предметов состоит в образовании и воспитании детей в школе в соответствии с культурными особенностями и потребностями семьи.
Преподавание ОПК после завершения апробации курса ОРКСЭ будет проходить с учетом включения в Федеральный государственный стандарт общего образования новой предметной области — «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой есть предмет ОПК. Однако возможности преподавания ОПК, согласно принятым и подготовленным в настоящее время документам стандарта (одно полугодие в четвертом классе и, возможно, одно полугодие в пятом классе), не отражают реальных потребностей родителей в изучении их детьми основ религиозной культуры.
Такой редуцированный курс может быть полезен для формирования и отработки в экспериментальном режиме системы взаимодействия участников образовательного процесса, и не более того. Для достижения существенных образовательных и воспитательных результатов необходимо преподавание основ религиозных культур по выбору по всем годам обучения ребенка в школе. Развитие возможностей изучения ОПК в соответствии с образовательным запросом граждан целесообразно проводить путем поэтапного расширения преподавания на все регионы и по всем годам обучения.
В качестве промежуточного этапа возможно преподавание ОПК по одному учебному году на каждой ступени общего образования, а далее — по всем годам обучения. Мы надеемся на внесение соответствующих изменений в базисный учебный план, как это и было предусмотрено на заседаниях совета Министерства образования и науки России по федеральным государственным образовательным стандартам.
Актуальной, пока всё еще не решенной проблемой остается обеспечение полноценного участия Церкви в подготовке учителей и пособий. Министерство образования и науки России в своих рекомендациях подчеркивает: «…важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса». Эти рекомендации выработаны с учетом позиций участников межведомственного координационного совета по апробации курса ОРКСЭ и обязательны для исполнения всеми образовательными структурами, ответственными за апробацию. В регионах, где учителя — преподаватели ОПК готовились без учета этих официальных рекомендаций министерства, эффект проведения апробации заметно минимизирован.
От нас сегодня зависит успех реализации важнейшей образовательной инициативы Святейшего Патриарха и лидеров традиционных российских религий. Убежден, что это — в интересах всех жителей нашей страны, в интересах самого государства, призванного обеспечить максимально благоприятные условия для гармоничного развития личности граждан.

Дошкольное обучение и воспитание; православные общеобразовательные школы
Русская Православная Церковь придерживается убеждения, что единственно эффективным способом познакомить подрастающее поколение с основами православной традиции является непрерывное обучение и воспитание, содержащее в себе все необходимые компоненты, которые обычно подразумевают, когда говорят о религиозном просвещении. Поэтому мы полагаем исключительно важным, чтобы знакомство с православным миром, его ценностями происходило у наших юных сограждан как можно в более раннем возрасте, еще задолго до общеобразовательной школы. Основы личностного роста, самой нравственности закладываются в раннем детстве, и потому так существенно, чтобы статус дошкольного православного образования в общей схеме православной педагогики заметно возрос, отражая действительную значимость работы с дошкольниками для будущего Церкви и Отечества.
К настоящему времени одним из основных результатов деятельности сотрудников отдела в сфере дошкольного образования можно считать возникновение открытого для взаимодействия сообщества православных педагогов. Показателем подобной открытости стал проведенный в Белгороде в октябре минувшего года семинар «Пути реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования», который объединил наиболее активных педагогов, руководителей детских учреждений, представителей епархий. Установлен хороший рабочий контакт с руководителями и педагогами дошкольных учреждений, в том числе и не относящихся прямо к системе православных детских садов. Близится к завершению работа по созданию электронного портала под условным наименованием «Добродеяние.рф», который будет способствовать аккумулированию имеющихся методических наработок и позволит со значительной экономией сил и времени обмениваться опытом, информацией и обсуждать возникающие проблемы. Эта работа, без сомнения, будет содействовать совершенствованию педагогической практики, в том числе и с использованием создаваемых интерактивных площадок.
Самым болезненным для нас вопросом дошкольного православного образования является ничтожно малое количество православных детских садов. Во всех епархиях Русской Православной Церкви их не более пятидесяти. Если даже прибавить к этому числу отдельные группы в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, где так или иначе реализуется православное воспитание, существующие возможности не позволяют охватить и сотой доли тех детей, родители которых хотели бы, чтобы их дети воспитывались именно в православном детском саду. В известной мере развитие системы православного дошкольного образования и воспитания сдерживается весьма жесткими нормами законодательства, а также общим острым дефицитом детских садов в России, однако, полагаю, потенциал роста всё же есть. Он связан как с помощью в открытии новых садов со стороны той части делового сообщества, которая разделяет идеи непрерывного духовно-нравственного воспитания, так и с поддержкой существующих государственных и муниципальных детских садов, которые хотели бы включить в учебно-воспитательный процесс изучение православной культуры.
Развитие православного дошкольного образования в среднесрочной перспективе включает в себя решение нескольких задач. Это в первую очередь актуализация Концепции православного дошкольного образования в соответствии с изменяющимися требованиями федерального законодательства и с учетом положительного опыта наших коллег в регионах. Далее предстоит подготовить и внедрить особый церковный стандарт дошкольного образования, параллельно занимаясь стандартизацией методического процесса в православных дошкольных учреждениях.
В этом году все негосударственные православные дошкольные учреждения будут проходить конфессиональную аттестацию, основанную на оценке специалистами отдела нормативно-правовых аспектов работы этих учреждений, а также уровня их учебно-методической деятельности.
Ситуация с православными средними школами лучше, чем с детскими садами, — сегодня их посещают около тридцати тысяч учащихся, и есть уверенность, что в обозримом будущем откроются новые школы, лицеи, гимназии.
Как я уже говорил выше, 28 ноября 2010 года Святейший Патриарх утвердил Положение о выдаче конфессионального представления православным образовательным организациям Русской Православной Церкви.
Во исполнение благословения Святейшего Патриарха с 1 марта 2010 года Синодальный отдел проводит аттестацию средних православных учебных заведений, находящихся на территории Российской Федерации. Уже до 1 марта нынешнего года мы планируем выдать конфессиональное представление нового образца всем православным образовательным организациям, успешно прошедшим аттестацию.
В настоящее время в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви поступили документы из 41 епархии, где насчитывается 163 образовательные организации, в том числе: 151 общеобразовательное учреждение, шесть учреждений дополнительного образования, шесть центров духовно-нравственного образования и воспитания.
142 образовательные организации учреждены епархиями и приходами Русской Православной Церкви, 13 — православными общественными организациями: фондами, братствами, семь — административными государственными органами, 15 — физическими лицами. Среди православных образовательных организаций, которые в основном являются негосударственными, имеется семь муниципальных, что очень ценно, и этот опыт мы будем всячески поддерживать и развивать. Дело в том, что в процессе возникновения и функционирования школ муниципального типа, в то же время являющихся православными, складывается годная к распространению и повсеместному использованию модель церковно-государственного взаимодействия в области образования, решающая основную массу типовых трудностей, в том числе и в очень чувствительной сфере финансирования.
С положительным результатом прошли конфессиональную аттестацию 40 процентов подавших документы средних образовательных учреждений. Остальным школам высылаем рекомендации и замечания, указываем сроки исполнения. Мы настроены на то, чтобы все были должным образом аттестованы.
Итоги конфессиональной аттестации подтверждают в целом хороший образовательный уровень наших школ по успеваемости и результатам ЕГЭ.

Катехизация и воскресные школы
В этом зале сегодня Вы, Ваше Святейшество, произнесли слова, которые, я уверен, с огромным воодушевлением будут восприняты всеми, кто служит Господу, занимаясь научением народа Божия основам христианской веры: «Катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Она способна дать нужное направление всему процессу духовного просвещения. Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира». Действительно, видение катехизации как смыслового центра «научения в вере» позволяет совершенно особым образом распределить имеющиеся ресурсы и сосредоточить усилия там, где Церковь вправе ожидать от своих тружеников наиболее серьезных результатов, имеющих долгосрочный характер.
Катехизаторская работа в нынешних условиях должна перестать быть просто делом отдельных ярких проповедников и энтузиастов-одиночек, ей должен быть придан масштаб, достойный величия крупнейшей в мире Православной Церкви. Это возможно только при условии подготовки необходимых методических и научно-практических материалов, в том числе и соответствующих стандартов, которые позволят поставить дело катехизации на системную основу.
Хочу отметить, что методическое обеспечение процесса подготовки катехизаторов Синодальный отдел намерен вести в тесном сотрудничестве с Российским православным университетом. Такая работа не просто планируется, но и уже ведется. С начала текущего учебного года на базе РПУ развивает свою деятельность наш совместный проект — Богословско-катехизаторские курсы во имя священномученика Фаддея Тверского. Специалисты университета также принимали деятельное участие в разработке проектов базовых стандартов в сфере катехизации, о которых я уже сегодня говорил. Определенный указом Святейшего Патриарха в начале этого года новый статус РПУ как университета Русской Православной Церкви подразумевает, что исследование практических аспектов церковного служения станет важным элементом образовательной деятельности этого вуза. Уверен, что методическое сопровождение подготовки катехизаторов в епархиях Русской Православной Церкви, равно как и подготовка катехизаторов на базе самого вуза, должны стать для университета одним из направлений специализации.
Свидетельством того, что катехизация как системный непрерывный образовательный процесс востребована обществом, является факт государственного лицензирования в ряде епархий воскресных школ, которые получили в результате статус центров дополнительного образования, где реализуются единовременно десятки программ. Потенциал взаимодействия Церкви, общества и государства по этому направлению весьма значителен, а возможные издержки близки к нулю: лицензирование воскресных школ позволяет преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Имеющийся опыт должен быть максимально изучен, обобщен и задействован на общецерковном уровне для того, чтобы включение воскресных школ в единую систему национальной педагогики как можно скорее перешло из экспериментальной фазы в повседневную жизнь.
Изменение законодательной базы, разработка новых стандартов, создание системы непрерывного православного образования, представление нашей культурной традиции в светской школе — все эти вопросы для Русской Православной Церкви, конечно, не являются новыми, но их активное обсуждение и поэтапная реализация свидетельствуют о позитивном отношении профессионального педагогического сообщества, органов управления образованием, общества в целом к непосредственному участию Церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Систематизируя накопленный опыт, создавая новые методики обучения и воспитания, мы сегодня формируем качественно иную духовную реальность дня завтрашнего, в котором должно быть спокойно и безопасно нашим детям.
В дискуссиях и обсуждениях, подчас острых, вырабатываются единый подход и понимание того, с чем и ради чего мы идем в школу, что несем детям. Какими бы различными ни были наши представления о будущем, мы хотим, чтобы благополучие России созидалось в мире и согласии, на основе многовековых традиций. Этому должна учить школа, независимо от ее конфессиональной или национальной принадлежности, в этом заключается наша общая задача, в этом один из главных смыслов эпохи.
Надеюсь, что нынешний форум даст новый импульс развитию церковно-государственного диалога в образовании, будет способствовать межконфессиональному сотрудничеству. Желаю всем участникам Рождественских чтений в процессе дискуссий и обсуждений выработать правильное понимание главного направления нашего сотрудничества в развитии отечественного образования — воспитание высоконравственного гражданина России.

Доклад епископа Ставропольского и Владикавказский Феофана

Православие - это живое прошлое, настоящее и будущее русского народа. Оно представлено в каждой клеточке жизни, в образах лучших сынов нашего народа: духовных и государственных деятелей, мыслителей и творцов, воинов и простых тружеников.

Православие - это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование. Поэтому отторгнуть русского человека от Православия - значит, отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы, т.е. попросту убить его. Таким образом, возвращение к Православию есть главное условие спасения русского народа. Для этого мы должны предоставить все возможности каждому человеку в обращении к вере, и прежде всего, детям. Необходимо, чтобы связь между убеждением и жизнью формировалась с младенчества, дабы ребенок научился мотивировать свое поведение христианской верой, дающей духовную силу. Следовательно, долг Церкви - делать вероучительные истины живыми в глазах людей.

Эту задачу можно осуществить через государственную политику, укрепление традиционной семьи и образование.

Необходимо вернуть Православие если не как государственную, то, по крайней мере, как общественную идеологию. Понимая его, как основополагающую идею, которая окажется понятой и будет принята большинством общества. С ее помощью получится вытеснить из сознания россиян распространенные идеологемы-мифы: безбожный материализм, бездуховное потребительство с безразличным плюрализмом и духовно опасные космизм с пантеизмом.

Сегодня все настойчивее звучат призывы к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Все теперь понимают, что организовать заново народную жизнь, а тем более образование и воспитание молодежи без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Некоторые думают, что такую национальную идею можно придумать и внушить народу. Но история XX века убедительно показала нам, что придуманные национальные идеи чаще всего оказываются ошибочными, ложными, и даже овладевая народом на короткое время, всегда приводят его к катастрофе.

Такая идея должна вызреть в толще народного сознания, отразить глубинные чаяния миллионов. Если ее предпосылки не сформируются в недрах общества, то никакие усилия государственных структур, теоретиков и идеологов не дадут надежного результата.

Корни современного цивилизационного коллапса кроются в измененной картине мира, сложившейся в эпоху Нового времени. При таком понимании, Бог остается и в философии, и в педагогике, но в ином качестве. Он, по сути, выносится за скобки этого мира, в котором хозяином становится человек, наделяемый теперь креативной силой.

Мы должны бороться с идеей антропоцентризма во имя утверждения в нашей жизни принципа теоцентризма, ибо средоточие нашего бытия есть не перстный человек, но превечный Бог.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи, тех, кто от нас должен получить вековые ценности народной жизни.

Если мы не справимся с этой проблемой, то никакие экономические и политические программы ничего не изменят к лучшему. Они так же, как и до сих пор, будут извращены и задушены безнравственностью, своекорыстным стремлением к наживе любыми средствами.

Православие понимает истинную свободу как свободу от греха. Это подразумевает добровольное самоограничение человека, принесение им некоей жертвы, наложение на себя во имя спасения определенных духовно-нравственных уз. Либеральный же стандарт утверждает совершенно противоположное: совлечение со своего существа всего того, что ограничивает, стесняет, не попускает, ибо идея свободы есть для него кумир превыше всякой веры в Бога. Направление, которое ныне пытаются придать системе светского образования от детского сада до высшей школы, фокусируется на формировании и утверждении именно этого либерального стандарта человеческой свободы.

Вот почему нам необходимо четко определить цель образования, выявляя фундаментальную причину, порождающую все пагубные для нашей жизни и нашего спасения последствия, свидетельствуя о безумии существования личности вне веры как нормы человеческого бытия, воспитывать человека в наших собственных, православных стандартах. На формирование этих стандартов включающих в себя мировоззренческие установки личности, и должно быть ориентировано религиозное образование, укорененное в Православном Предании.

Детей можно учить по-разному. К сожалению, нередко, наиболее распространенным методом становятся всевозможные запреты - на ту или иную одежду, те или иные увлечения, интересы. Разумеется, ограничительные, охранительные методы должны присутствовать наряду с другими в процессе формирования личности. Но опыт показывает, что этот путь наименее продуктивен и наиболее чреват ответной реакцией детского и подросткового негативизма. Бездумные запреты естественным образом провоцируют упорное стремление поступать наперекор. Столь же ошибочно и утверждение в сознании человека положительного идеала методом вдалбливания прописных истин подобно тому, как это делалось в советское время. Но жизнь всегда восстает против схемы и всегда побеждает.

Проблема заключается в том, что программировать поведение людей посредством готовых и навязываемых извне мировоззренческих клише невозможно в принципе. Человек одновременно существует в многообразных житейских ситуациях, не укладывающихся ни в какие схемы, которые в силу этого оказываются бесполезными для него. Выход из этой ситуации - в том, что мы вкладываем в понятие стандарта. Ибо если человек будет воспитан в определенной системе ценностей, то в момент любого, а тем более судьбоносного выбора, в силу полученного воспитания, сумеет принять верное решение.

Таким образом, задача включения элементов религиозного образования в светское видится в формировании жизненного стандарта, определенной системы ценностей, которые предопределяют поведение человека в различных обстоятельствах и делают насущной для него христианскую мотивацию поступков и решений. Через религиозное образование к православному образу жизни – такова должна быть стратегия современной православной педагогики.

Без веры в Бога нет народной жизни. Вера - душа народа.

Но есть ли для нее место в действующем законодательстве?

Закон об образовании гласит, что образование в нашей стране должно иметь «светский характер», что «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы: (ст.5, п.4). Вся наша образовательная система, подчиненная инерции предшествовавших лет, воспринимает этот закон, как утверждение атеистического образования в государственных школах.

«Светский» - не значит атеистический, а значит не клерикальный. Все конфессиональные общеобразовательные школы до революции в России, и теперь за рубежом, как и современные православные гимназии, давали и дают вполне светское образование.

Толкование «светского характера» образования в качестве атеистического основано не на букве и не на сути закона, а на полном непонимании того, что возможен другой вполне законный подход к этой проблеме. Надо использовать представляемый на усмотрение местного начальства региональный 20% компонент для преподавания религиозно-ориентированных предметов, преподавать основные гуманитарные предметы таким образом, чтобы они давали объективно-научное, а не тенденциозно-атеистическое описание места и значения религии в истории и культуре.

Атеизм, даже не воинствующе - агрессивный, не есть какое-то объективно - надрелигиозное прогрессивное знание. Он всего лишь - одно из мировоззрений, выражающее взгляды не большинства населения Земли, и не имеющее какого - либо научного обоснования.

В стране, где больше половины населения заявляет себя верующими, нет разумных оснований для того, чтобы атеизм занимал господствующее положение в образовании и воспитании.

Атеизм, отрицая онтологическое существование добра и зла, не способен логически непротиворечиво обосновать необходимость и обязательность морали.

Сегодня Православие - главная духовная и нравственная опора очень большой части русского населения нашей страны. Поэтому, религиозно ориентированные дисциплины справедливо было бы включить в сетку обязательных предметов по принципу равноправной альтернативы. Родители желающие воспитать своих детей атеистами могут избрать, например, "Основы нравственности" вместо «Основ Православной культуры».

Система православного воспитания и образования в России, формируется сегодня в соответствии со следующими принципами и направлениями.

Прежде всего, началась разработка духовно-нравственного потенциал гуманитарного знания, с включением в его содержание религиозных компонентов. Создается система духовно-нравственного воспитания, основанного как на гуманистической, так и на религиозной традиции.

Сегодня мы уже можем говорить о том, что обеспечивается возможность получения религиозного образования в соответствии с убеждениями и по желанию детей и родителей, как дополнительного, факультативного. Создается программное и научно-методическое обеспечение преподавания духовно-нравственных дисциплин. В связи с этим осуществляется координация деятельности образовательных учреждений и религиозных организаций по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Большим шагом вперед является включение Теологии в число образовательных направлений, допускаемых Министерством образования и науки РФ в государственных вузах.

Поднимая авторитет христианской науки, а, следовательно, христианского образования и воспитания, мы можем трудиться над возвращением нашего народа к нравственной жизни, нормам христианской морали. Кроме того, эти меры помогут исключить вопиющие факты антигосударственной образовательной деятельности сектантства, которое становится подлинным государственным бедствием.

Для этого требуется объединить все силы, включать в сотрудничество наиболее авторитетные образовательные и научные структуры - РАН, РАО, МГУ, Министерство образования и науки, учебные заведения Московской Патриархии, для проведения плодотворной работы, в том числе содействовать:

Обмену информацией и передаче опыта образовательной деятельности;

Взаимопониманию в объективно полном толковании законодательных актов;

Проведению анализа существующего опыта и рассмотрению вопроса об открытии образовательного направления и специальности Православная теология.

Подготовке и согласованию стандартов по Теологии и другим гуманитарным дисциплинам, по своему составу соответствующих традиционному высшему богословскому образованию, согласованных с существующими нормами (наличие обязательных дисциплин, общее количество часов и расчасовка по предметам) организации и
функционированию Учебно-методического объединения по
поликонфессиональному направлению и специальности Теология;

Изучению и внедрению традиционного и современного опыта образовательной деятельности, подразумевающей религиозное
мировоззрение и направленной на получение светского образования;

Взаимодействию на двусторонней основе в вопросах издания учебно-просветительской литературы, разработки и внедрения учебных программ и других материалов, проведения различных мероприятий в области
образования и экспертизы в отношении издаваемых книг;

Привлечению к написанию программ и учебных пособий по основным гуманитарным предметам специалистов-профессионалов от культурообразующих конфессий, способных дать объективно-научное описание места и значения религии в истории и культуре.

Уже есть значительные сдвиги в сознании народа, представителей власти, сотрудников министерств и ведомств.

В Ставропольской и Владикавказской Епархии ведется активная работа в области православного образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Эта работа включает в себя и совершенствование среднего и высшего образования (введение предмета «Основы православной культуры»), и систему мер, адресованных семье, детям дошкольного возраста; внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур.


В Епархии проводятся мероприятия по повышению квалификации педагогов, включающие не только проведение научно-практических образовательных конференций, семинаров, круглых столов, но и организацию курсов подготовки преподавателей «Основ православной культуры».

После заключения Соглашения о сотрудничестве между Ставропольской и Владикавказской Епархией и Министерством образования Ставропольского края от 16 мая 2002 г. стало возможным в 150 образовательных учреждениях Епархии ввести предмет «Основы
Православной культуры» (в основном - факультативно). На основании этого Соглашения заключено уже более 30 Соглашений о сотрудничестве и разработаны программы совместных действий органов исполнительной власти, органов Управления образования и комиссиями по религиозному образованию и катехизации во всех благочиниях Епархии.

Но остались духовные проблемы, с которыми пока невозможно справиться.

Злое влияние окружающей среды проникает в наши школы и часто воспринимается как вожделенный запретный плод;

У нас огромный дефицит преподавателей. Наши внешние успехи намного опережают внутренние - духовные. Приходят преподавать хорошие, часто верующие люди, но они сами неофиты: не имеют должного воспитания, вкуса, не понимают своих обязанностей, не умеют воспитывать
детей в духовной, церковной жизни, т.к. сами не знают, что такое духовная жизнь. Они путают духовную свободу с демократией, духовное руководство - с зомбированием и так далее.

Как же зажечь душу ребенка верой, чтобы она стала не каким-то бытовым состоянием, а чтобы сердце ребенка загорелось? Как это сделать? Сердце загорается от сердца как свечка от свечки. Обычно это бывает благодаря встрече с каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими подвижниками, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простыми православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось, до революции. Тогда везде преподавался Закон Божий, но это не помешало огромной части нашего народа отречься от веры, как только совершилась революция.

В школе нельзя преподавать религиозные дисциплины так же, как другие предметы, необходимо помнить, что главная цель - это воспитать в душе ребенка желание быть подвижником веры, нужно воспитать в нем любовь к Богу, любовь к Церкви.

При этом надо хорошо помнить, что воспитание - это не просто назидание. Воспитание - это многолетнее совместное проживание с детьми.

Времена меняются и светское образование, испытывая глубочайший кризис, поворачивается лицом к духовным, традиционным основами.

Необходимое для возрождения и процветания России использование веры общеизвестно. Оно состоит из корпуса тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для конституции современного государства.

И первейшая задача современного периода заключается в том, чтобы в незамутненном виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших школах. Более того, поставить их в центр образования, так как будущее Отечества в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине.

В последний период, моральные императивы все более ощутимо торжествуют над сиюминутными нуждами, они в растущей мере становятся

руководством к действию правительства и Министерства образования и науки.

Реформы и нововведения будут осуществляться на основе разрабатываемых, в настоящее время Национальной доктрины образования и Федеральной программы его развития.

В итоге будет восстановлена руководящая роль духовно-нравственных ценностей в развитии образования, возвращено в школы воспитание, а значит, и в самых истоках укреплено гуманистическое предназначение учебных заведений.

По предложению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана светско-религиозная комиссия по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма.

Большая часть задач, определяющих развитие школ, вузов и других учебных заведений, могут быть решены только при условиях активного участия широкой общественности, представителей религиозно-конфессиональных, государственно-политических и деловых кругов.

Без общественной организации жизни детей, подростков и молодежи вне школы и других учебных заведений нельзя обеспечить полноценное воспитание подрастающего поколения. Очень важно, что бы Православная Церковь нашла возможность более активно в присущих ей формах участвовать в деятельности общественных организаций для детей и молодежи.

Подводя итог всему вышесказанному необходимо заметить, что определенная часть нашего общества уже идет по пути возрождения русских национальных традиций и культуры. На фоне этого процесса и происходит кристаллизация основных принципов православного образования. Это, прежде всего христоцентризм, личностный характер обучения через единство семьи, прихода и школы, научение делам любви, воцерковление, аскетизм, опережение морально и рационально нравственным образованием рационально-информативного, привитие навыков нравственного восприятия культурных ценностей, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, глубоко нравственное отношение к окружающему миру. На этой основе формировалась национальная русская культура, самосознание нашего народа, есть надежда, что, и духовное возрождение России начнется с утверждения и распространения православного образования.

О. АНДРЕЙ: Николай, прежде всего огромное спасибо вам за такую формулировку. Вы сказали, что речь пойдет о моей позиции, а не обозвали ее сразу "позицией Русской православной церкви".

Это я правильно сказал?

О. АНДРЕЙ: Совершенно правильно.

Вы знаете, я это сказал, честно говоря, не задумываясь, автоматически. Потому что я привык к тому, что точно так же, как я выражаю свое собственное мнение в эфире, и мои гости, как правило, выражают свое собственное мнение.

О. АНДРЕЙ: Знаете, как для нас все китайцы на одно лицо, точно так же и для людей не церковных все, кто одеты в черную рясу, тоже кажутся одноликими, и церковь представляется как некая казарма, в которой можно озвучивать только некое коллективно-соборное мнение. Это не совсем так, и у меня нет полномочий представлять Московскую патриархию, ее официальную позицию. Я говорю о некоем опыте своей мысли, жизни, впечатлениях. И я рад, что чаще всего он совпадает с позицией Патриарха, но для меня это повод к радости, а не исполнение партийного задания.

Когда мне задают вопрос: "Как вам удается столько лет работать на российском государственном телевидении и при этом утверждать, что вы излагаете свое собственное мнение?" - я отвечаю примерно так же, как сейчас ответили вы, что я излагаю всегда собственное мнение, но я рад тому, что до сих пор в большинстве принципиальных случаев мое мнение совпадало с мнением канала, на котором я работаю.

О. АНДРЕЙ: Что делает честь этому каналу.

У вас нет полномочий говорить от имени Русской православной церкви. А насколько широки ваши полномочия в плане высказывания собственной позиции, если она расходится с позицией Русской православной церкви?

О. АНДРЕЙ: Патриарх это выражает так, что норма церковной дисциплины такова: если Патриарх по некоему вопросу высказал ясно и четко свою позицию, а священник с ней не согласен, священник не обязан поддерживать эту позицию, но хотя бы пусть соблюдает правила, что называется, скажем на светском языке, корпоративной этики и не выступает против. Скажем, какая этика в правительстве? Министр имеет право на критику действий президента, но ты сначала положи прошение об отставке на стол, а потом, пожалуйста, критикуй. Нечто подобное и здесь. То есть нас не обязывают к бурным аплодисментам, не обязывают к постоянному "одобрямсу", но хотя бы, если позиция некая высказана, попробуй воздержаться от ее критики.

Но вы можете сказать, не критикуя, что позиция Патриарха, официальная позиция Русской православной церкви вашей позиции не соответствует, или это уже будет неправильно?

О. АНДРЕЙ: Такие случаи бывали. Например, меня тревожит тенденция, которая появилась в последние годы в нашей церковной кадровой политике, когда ставят викарных епископов на места. Это старая практика, многовековая в нашей церкви. Но понимаете, скажем, в XIX веке викарный епископ - это епископ-помощник, он не обладает властью в епархии, но он может какие-то представительские функции исполнять, чтобы правящего епископа не отвлекали на какие-нибудь презентации, банкеты, освящения, решать какие-то несложные вопросы. Так вот в XIX веке все-таки Синод и император определяли, находили какого-то интересного преподавателя в семинарии, столичной или провинциальной, он продвигался по карьерной лестнице, был игуменом, архимандритом, ректором семинарии, и если он хорошо себя проявил, его рекомендовали на то, чтобы он стал викарным епископом, а если и там было хорошо несколько лет, становился в какой-то области правящим. Сегодня что происходит? Сегодня кандидатуру на викария находит не центральный орган, не император, не Синод, а избирает его местный епископ среди своих. И избирает по своему размеру. То есть тот человек, с которым мне будет удобно работать. А затем рано или поздно ведь он все равно станет уже самостоятельным епископом. И вот уже несколько случаев таких есть, когда люди без базового богословского образования, а просто хорошие иподиаконы в провинции становились викарными епископами. Я считаю, что в принципе это для будущего церковной жизни может создать проблему. Я об этом говорил на православном радио «Радонеж», поэтому не боюсь об этом сказать и сейчас. Но это сугубо моя личная позиция. Вполне может быть, что это просто я плохо знаю этих людей, может быть, действительно у Патриарха гораздо больше информации и у членов Синода, чем у меня.

Итак, отец Андрей, ваша позиция по поводу преподавания основ православия в российской средней школе?

О. АНДРЕЙ: Основы православия - это то же самое, что Закон Божий. Рамки, в которых в государственной светской школе может преподаваться этот предмет, четко очерчены в законе о свободе совести: по заявлениям родителей, в порядке добровольного волеизъявления, факультативно, вне основной сетки занятий, преподавателями, которые уполномочены религиозными организациями, и программа их курса должна быть согласована с местными органами самоуправления. Это Закон Божий, то есть именно обучение православию, равно как, скажем, обучение исламу или какой-то другой религии. И собственно, здесь нет никаких дискуссий, в преподавании этого предмета наши отношения с местными органами власти и с Министерством образования федеральным вполне ясны.

Есть проект, о котором идут дискуссии в обществе последние лет пять, - основы православной культуры. Не основы православия, а основы православной культуры. Это не слово православия, это слово о православии. Это культурологическая дисциплина. Вообще о ее преподавании закон не говорит ничего. Нет федерального закона, который регламентировал бы, в каком размере в каких школах преподавать математику, в каком объеме знакомить детей с культурой эпохи Ренессанса, например. Это выбор каждой школы. Вот если б я был директором, я бы решал так: вот у меня есть три историка в школе, но один из них ну просто влюблен, он именно специалист по эпохе Ренессанса. И я бы сказал: знаешь что, о том, что тебе так дорого, говори больше, я найду возможность и в рамках школьного компонента я дам тебе больше часов, чтобы про Бахтина, Баткина рассказать побольше, о Горфункеле, об их трудах и о первоисточниках. Есть федеральный компонент образования, есть региональный и школьный. 70 процентов - это федеральный компонент, 15 процентов часов - на усмотрение региона (краеведение, какие-то местные предметы), и 15 процентов академических часов в школе - это каждая школа сама может решать, какое будет у нее лицо и ее специализация. Вот в рамках этих часов возможен маневр. Если это будет разговор о культуре православия, это означает следующее. Культура православия - это, пожалуйста, можно рассказывать и о молитве «Аве Мария», и о молитве «Отче наш», и о заповедях блаженств. Можно потребовать, чтобы дети знали наизусть эти молитвы. Но нельзя требовать, чтобы они молились.

Очень тонкая грань.

О. АНДРЕЙ: Я про себя скажу. Я учил Символ веры впервые, готовясь к экзамену по научному атеизму в МГУ. То есть от меня требовали его знания , как я должен был знать восьмеричный путь спасения в буддизме, форму исповедания и принятия ислама и так далее. Но это не означает, что я это должен исповедовать, тем более учась в МГУ или преподавая там. Грань, конечно, очень тонкая. Попробовать объяснить внутреннюю логику мифа. Как, скажем, на уроках литературы объясняется внутренняя логика мира Достоевского, а есть совершенно другой космос Льва Толстого, и у него есть своя органическая логика. Это разные миры, но умный преподаватель должен попробовать понять и, может быть, даже на несколько уроков сделать детей обитателями мира Достоевского, обитателями мира Толстого, обитателями мира Тютчева, Маяковского. Это разные миры, каждый из них по-своему органичен, трагичен, но жутко интересен.

Пушкина неплохо бы для начала.

О. АНДРЕЙ: Пушкина, конечно же. Так вот я думаю, что те педагоги, которым это удается, удается влюблять детей и в Есенина, и в Маяковского, и в Тютчева, и в Цветаеву...

Что реально, потому что каждый из них велик, каждый из них прекрасен, интересен, ярок, и вовсе не нужно противопоставлять одного другому.

О. АНДРЕЙ: Конечно. Я думаю, что такой педагог, он сможет найти интонацию, в которой можно было бы рассказать о православии, и при этом не растворяя детей в религиозной основе православия, объясняя, а не доказывая, что в этом символе, в этой иконе, в этом обряде, в этом догмате есть внутренняя логика. Что православие - это не скопище каких-то абсурдов странных, а со стороны, конечно, оно кажется окаменелостью, динозавром, нагромождением абсурдов. Вот можно пояснить, что какая-то своя логика там есть, свои смыслы довольно человеческие. А дальше уметь удержаться и не отвечать на вопросы детей. Потому что дети, конечно же, будут задавать вопросы: Мария Ивановна, а как мне молиться? И вот надо уметь сказать: извини, это вне нашего курса, хочешь, на переменке останься.

И вот здесь у меня к вам два вопроса. Первый. Мы говорим о православии. А вправе ли и другие мировые религии настаивать...?

О. АНДРЕЙ: Абсолютно вправе. Более того, и мы сами хотим, чтобы так оно и было. Уверяю вас, в любую дверь, светскую дверь, а тем более государственную, в которую входит православный священник, мы хотим, чтобы вслед за нами вошли представители традиционных религий нашей России, нашей федерации. Я полагаю, что было бы очень здорово написать ряд учебников кассетного наполнения, то есть чтобы в них была некая общечеловеческая часть, религиоведческая, научная, а вот дальше в каждом регионе России или даже в каждой школе, потому что может быть татарская школа и в Москве и наверняка есть, исходя из особенностей данного класса учитель, школа, родители выбирают конфессиональную компоненту. Первые, скажем, две трети учебника общие для всей страны, для всей школы, это учебник этики, например, или культурологии, а вот дальше уже наполнение в зависимости от того, что ближе данной аудитории, которая сейчас здесь, передо мной, для этих ребятишек, на языке их культуры, чтобы они не были иностранцами у себя на родине. Малой родине, но и большой родине.

То есть здесь с вашей стороны нет желания "монополизировать" голову ребенка.

О. АНДРЕЙ: Ни в коем случае. Более того, обычно возражают: а если мусульмане в своих республиках введут изучение основ исламской культуры? Так я первый за буду. Если бы я жил в Казани и я узнал бы, что Шаймиев ввел такие уроки - основы исламской культуры - в школах Казани, я бы своим детям повелел бы обязательно: вы не то что должны ходить - вы отличниками должны быть. Если вы хотите жить здесь, в Казани, не хотите отсюда уезжать, вы должны знать, какими глазами видят мир ваши соседи и ваши друзья.

В чем суть ваших разногласий с Министерством образования в вопросе о преподавании основ православной культуры в российской средней школе?

О. АНДРЕЙ: Я обвиняю федеральное Министерство образования в лени. Они хотят идти легчайшим путем: просто не пустить такого рода проект в школу. Понимание сложностей у нас одинаковое. Но только я считаю, что наличие проблемы - это повод не для закрытия проблемного поля, а для более внимательного к нему отношения. Министерству образования надо было бы не противиться, не городить плотину, которую все равно, скорее всего, сметет, потому что большинство родителей хотят иметь такой предмет, а необходимо создать систему контроля за учебниками по этому предмету, за ходом преподавания, за подготовкой преподавателей.

Расхождения наши в чем? У Министерства образования есть вполне законные и реальные, увы, опасения, что под видом культурологии будет на самом деле вполне прямая вестись религиозная проповедь. И изрядное число учебников по основам православной культуры, которые я видел, и в самом деле представляют собой даже не замаскированные учебники Закона Божьего. То есть там прямые обращения к детям: как вы поступили бы на месте такого-то святого? как вы встретили Рождество? что вы будете делать перед Пасхой?.. Конечно, это недопустимо на культурологическом предмете. Так вот министерство, если оно признает существование этого предмета, получит право лицензировать и преподавателей, и учебники и проводить проверку на местах. Мне кажется, этим путем надо идти – воспитывать педагогов, а не просто отсекать этот предмет.