21.09.2019

Образование. Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в обществе


Предлагаемые ниже мысли принадлежат Святейшему Патриарху Алексию и взяты из его выступлений. Святейший Патриарх Алексий щедро делится с нами богатым опытом из личной жизни и из сокровищницы всего церковного богатства, им охраняемого.

Его слова из цикла "Духовное образование" представляют собой программу и указывают пути ее выполнения. Надеемся, что познакомившись с этими краткими извлечениями, многие ощутят нужду изучить труды Святейшего Патриарха Алексия по недавно вышедшей в свет его книге - "Церковь и духовное возрождение России".

Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства - это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. И священник, педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен.

Главная же составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всех структурах народной жизни вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Перед нами стоит великая, ответственная и святая задача - вернуть нашему народу его православные традиции, веру отцов и противостоять той миссии, которую сегодня осуществляют различные миссионеры, секты, пытаясь заполнить тот духовный вакуум, который образовался в результате семидесятилетнего воспитания народа в духе безверия, отрицания духовных ценностей. В лице своих пастырей и мирян Церковь должна сама идти навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений.

В каждом приходе, помимо детской воскресной школы, должны проводится занятия с прихожанами и всеми интересующимися учением Православной Церкви, преподаваться уроки церковной истории, церковнославянского литургического языка Православной Церкви, патристики и церковного искусства.

Теперь не только православные христиане, но и все наши соотечественники, осознавшие необходимость возвращения к духовным истокам и историческим корням своего народа, ожидают от православных пастырей деятельного участия и вдохновенного руководства в деле духовно-исторического возрождения России.

Перед всеми нами стоят общие цели - формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций.

Необходима углубленная разработка нового содержания образования. Чтобы на всемирном состязании народов наш народ смог явить все богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце. Предприимчивость и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы, где не призираются честность во взаимных отношениях и добросовестность в труде.

В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодежь, мы должны свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях. Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией - и не будет России на свете.

От того, насколько нам удастся справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные традиции, зависит само существование нашего народа.

Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.

Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории, русской литературы.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

На всех нас лежит колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения. Только всей своей жизнью, где каждое слово неразрывно с делом, можно свидетельствовать о непреходящих духовных ценностях.

Тоталитарные секты - человеконенавистнические по сути своей. Одно из средств их работы заключается в том, чтобы оторвать детей от своих родителей, заставить их забыть о детстве, об отчем доме, уничтожить все, что их с этим связывает. Даже детские фотографии разрываются такими сектантами.

Деятельность таких сект несет опасность не только отдельным людям и Церкви, но в первую очередь самому государству, обществу в целом. Не просвещать пришли все эти миссионеры и их последователи, а разделить нас окончательно - по вероисповедному признаку.

Мы надеемся, что наши российские педагоги и руководители отечественного образования, с их высоким нравственным чувством и ответственностью за духовное и нравственное развитие детей, их здоровье, душевное и телесное, сумеют общими усилиями поставить преграду развратителям невинных детских сердец.

Трудно святое дело образования, приходится исполнять его за ничтожное вознаграждение, а то и совсем безмездно. Однако учитель, работающий во имя высочайшего на земле дела, не может не понимать достоинства своей миссии, не может не верить в успех своих трудов.

Да возродится русский народ и все народы великой нашей России в верности своему историческому призванию, в верности Церкви Божией.

Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия, человек все больше закабаляется и становится рабом вещей, им созданных.

Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.

Страшный грех совершают те, кто небрегут о Божием богатстве - детях, забывают о нем или даже портят его своей черствостью и бессердечием, безучастностью и неумением, и даже намеренным стремлением заразить своими грехами и развращенностью.

Как лучше помочь детям? Без Церкви спасти детей невозможно. Забота о детях всегда почиталась священным делом, потому что детство само по себе беззащитно. Вот почему велико и свято дело учительства.

В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Для нас, православных, самое важное находится в самом центре - это Божественная литургия. - В литургии происходит живая встреча с Господом нашим Иисусом Христом, и все мы соединяемся во Христе.

Божественная литургия освящает не только человека, но и всю природу, просветляет весь строй творения.

Сокровища Православия, столько лет пролежавшие втуне, способны оплодотворить нашу жизнь, нашу культуру, нашу науку. Православные люди - такие же налогоплательщики, как и все прочие, и имеют такие же права на то, что принадлежит всем (в частности, государственная система образования не государству же как таковому принадлежит, а обществу). Разумеется, здесь не может быть ничего насильственного, но и православных родителей следует понять: до каких пор можно продолжать навязывать людям помимо их желания и согласия атеистический нигилизм, или, что еще хуже, неоязычество в тех или иных формах.

В государственных школах самое слабое место - воспитание детей, но продолжают появляться инструкции с предписаниями "запретить в школах как религиозное, так и атеистическое воспитание". Если в школе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания, тогда там просто никакого воспитания нет.

Православное воспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.


Православный педагог, воспитатель, родитель, священник и все, кому Бог вверил дело духовного просвещения и образования. Начинается новый учебный год. Нам очень помогут слова Святейшего Патриарха Алексия. Объединимся в своем подвиге вокруг Первосвятителя и нам будет легче.

Коваленко Е.В.

педагог-психолог, МБДОУ «Ручеек»

г. Ноябрьск

Православие и образование, воспитание

Роль православия в образовании

Православие - это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом Спасителем. Христианин живет, ощущая свою связь с всемирной историей и с будущим. Наверное, переход от космогонического к историческому мировосприятию, происшедший с русскими людьми на рубеже IX—Х вв., и вызвал появление такого неповторимого явления, как русские летописи, которые буквально пронизаны острым ощущением потока движущегося времени. Древнерусскому государству требовалось много грамотных людей — для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли. Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу о создании школ. Первые учебные заведения возникли при Владимире Крестителе. Именно он велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре.

Анализируя роль православия в русской истории, И.Ильин писал: "Все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковным песнопением, русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр пошел от драматических "действ" на религиозные темы, русская литература пошла от церкви и монашества".

После вступления на престол императора Александра III, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. Прекрасный опыт работы церковно-приходской школы был накоплен в конце прошлого века в с. Татево Смоленской губернии, которой несколько лет руководил Сергей Александрович Рачинский.

Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых "образовательных путешествий", когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение, третьим обязательным предметом была арифметика. Рачинский ввел церковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу называли школой искусств. Он помог стать портретистом Т. Никонову, иконописцем - И. Петерсону, известным художником - сыну батрачки Н.П. Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачинских.

"Для нас, - писал Ушинский, - нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади, без результатов впереди».

Так можно ли русскую классику XIX в. понять вне православия. Откуда патриотический пафос "Истории государства Российского"? Куда устремлены помыслы Гоголя? Как понять героев Достоевского и Толстого? Философские идеи русских философов? Владимира Соловьева? А русский религиозно-философский ренессанс, русский космизм, выдвинувший русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень? Что питало их? Где искать побудительные причины всего того, что составляет духовную гордость земли русской? Русская культура и православие в основе нерасторжимы.

Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи.

Думаю, нам необходимо познакомиться с краткими извлечениями из книги Святейшего Патриарха Алексия «Церковь и духовное возрождение России»

Главная составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России… попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.

(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

С целью воспитания детей в православно-христианской традиции, Тобольско-Тюменская епархия создала комплексную систему религиозного образования, в которую сегодня кроме Тобольских духовных школ входят также Тюменское Духовное училище и 12 православных общеобразовательных гимназий, которые расположены в городах Тюмени. 6 мая 2000 года в день Великомученика Георгия Победоносца в Ноябрьской гимназии прозвучал первый звонок, который возвестил о рождении первой духовной школы - Ноябрьской Православной Гимназии. Владыка Димитрий благословил первоклассников на хорошую и усердную учебу

Надо подчеркнуть, что в Ноябрьске при храме Архистратига Михаила, организована работа воскресной школы для взрослых. Я с удовольствием посещаю занятия в этой школе. Мы изучаем такие предметы, как катехизис, Новый завет, Ветхий завет, богослужебный устав. Занятия по изучению катехизиса и богослужебного устава ведут священники - протоиерей Роман Маркелов, иерей Евгений Косолапов; Ветхий Завет и Новый Завет преподает Величко Л.П.

14 декабря 2013 в Ноябрьске состоялось пленарное заседание III Епархиальных Рождественских образовательных чтений по теме «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». В работе пленарного заседания приняли участие- духовенство, специалисты системы образования, молодежной политики, культуры, социальной защиты населения.

К участникам Чтений с приветственными словами обратились Епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Татьяна Бучкова, Глава Администрации города Ноябрьска Жанна Белоцкая, директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Сидорова, писатель, кандидат философских наук М.Ю.Бакулин.

В своих докладах авторы делились работой, направленной на формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей и основ, а также размышляли над проблемами современности и причинами кризисных явлений в обществе.

Завершились Рождественские Чтения незабываемым выступлением хора Православной Ноябрьской гимназии.

Многие молодые люди и дети ведут активную общественную деятельность.

Так в проведении всероссийского конкурса детского творчества «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» участвовали и дети Ямала. Этот конкурс проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - «Очень важно приобретать духовные знания. Ведь образование от слова «образ», мы должны идти к этому образу, подражать образу Божиему… Поэтому взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность».

Все-таки существуют традиции, благодаря которым не прерывается связь между поколениями. В новое время, как и в прошлом, религиозные традиции не столько разъединяют, сколько объединяют народы и культурные миры. «Самобытность конкретного народа создается соединением всех факторов этнообразия, а главное — неповторимостью исторического пути каждого народа, включая историю его религиозного развития» (Гузенко В.Н.)

Используемая литература:

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. М.:Наука 1990.

2. Аверкий. Что такое православие//Москва. 1996. №3.

3. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М.:Политическая литература, 1990.

4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.:Просвещение 1992.

5. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М.:Политическа литература, 1993. 6. Малягин В. К. Православие и Россия//Юность.1994.№3.

7. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.:Терра, 2000.

8. Русская Православная Церковь. «Салехардская епархия» официальный сайт www.yamalrpc.ru

  • puchkool 13 ноября 2014 г.

    Структура и содержание статьи не совсем соответствует тематике рождественских чтений, состоит из слабо связанных между собой частей. Сначала речь идёт временах о князя Владимира, затем без должного перехода о приходских школах, о Тюменско-Тобольской епархии, о рождественских чтениях и о учёбе автора в воскресной школе. Трудно понять логику автора и суть его призывов таких как: "Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа". Совершенно несогласен с подобным призывом. Опыт господства идеологии в общественном сознании у нас уже есть, от чего давно отказались и кроме того в современной России, в условиях многонациональности и многоконфессиональности навязывание принципов какой-либо одной идеологии чревато социальными конфликтами.

  • Oliga 13 ноября 2014 г.

    Структура и содержание легко читаются неискушенными специальным образованием читателями. Статья больше предназначена для родителей детей образовательных учреждений, среди которых немало простых работников, которым будет понятен несложный язык изложения. А по поводу господства идеологии в общественном сознании. Господа! Мы ощутили и господство общей идеологии и господство плюрализма мнений и многоконфессиональности. Спросите в первую очередь себя, а потом ближайшее окружение людей, когда они чувствовали себя защищенными в большей мере? Вы получите ясный ответ на этот вопрос. Речь идет не о навязывании одной идеологии и запрещении других конфессий. Речь в статье идет о связи поколений и объединении народов. Православие доказало свою способность к объединению народов. В России всегда мирно уживались разные религии и никогда не было противостояния. А вот когда народ стал отходить от православия в силу многих причин, вот тогда и появились беспорядки. Автор прав по поводу роли православия в объединении людей.

  • ludmila555 16 ноября 2014 г.

    Я не согласна, что структура и содержание статьи не соответствует тематике Рождественских чтений. Пусть и вкратце, но затронута тема о крещении Руси князем Владимиром и его великое влияние в организации обучения детей. Я не буду повторяться, так как полностью согласна с предыдущим комментарием Oliga. Мне кажется автор хотел показать читателям, что влияние православия на образование - это не пустые разговоры,а действительность, что мы и видим на примере Тобольско-Тюменской епархии и в г.Ноябрьске. И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "....взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность.

Крещение само по себе, без духовной жизни, не спасительно. Это лишь семя, которое может прорасти и дать плод, а может и, засохнув, умереть. Как же воспитывать ребёнка после Крещения? Об этом небольшая подборка рекомендаций одного из православных отцов. Изначально они собирались для себя, а не для публикации. Это не всегда личные мысли, иногда это цитаты из книг, которые автор заметки счёл полезными.

Образование и нравственное воспитание

  1. Православие интересно для ребенка. Оно интересно не только разукрашенным храмом, завораживающим обрядом, необычными одеждами, пением и прочим. Православие интересно самим учением, ведь оно учит о том, что духовный мир это такая же реальность, как и мир наш, земной, и этот духовный мир рядом, он просто невидим.
  2. Образец веры для детей - их родители. Тлеющая вера родителей неспособна воспламенить сердца их детей горячей верой Богу. У ребёнка огонь веры разгорается не от правил (они помогают вере не угаснуть), а от окружающего его духа веры и любви. Он должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, образа мыслей, из образа жизни, взаимных отношений членов семьи.
  3. Необходимо в первую очередь дать ребёнку не только знание о Боге (усвоение религиозных истин), а Знание Бога (восприятие Бога внутренним чувством). Ребёнка следует учить (в т.ч. собственным примером) обращаться к Богу (с благодарностью, просьбой, покаянием) и оценивать любую ситуацию с точки зрения воли Божией, выраженной в Евангелии. Само слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую связь с Ним. Задача религиозного руководства заключается в том, чтобы помочь ребёнку сохранить правильное соотношение между собой и Богом, не дать развиваться соблазнам чувственности и гордости.
  4. Не пугайте ребёнка Богом. При этом можно сказать, что его поведение неприятно (противно) Богу, что Бог создал нас для любви и добра, а мы сами стремимся быть несчастными и отворачиваемся от Отца Небесного. Можно объяснить, что любой грех лишает нас божественной благодати и мы становимся беззащитны перед злом.
  5. Старайтесь дать ребёнку гармоничное знание о Боге , о том, что Творец Вселенной не просто «добрый фокусник», выполняющий любое желание, что у Него Своя воля, что Он премудр и никогда не ошибается, никогда не перестаёт быть благим, даже, если нам не вместить Его волю. Бог уважает нашу волю, но и мы должны смиренно принимать Его волю и не роптать.
  6. С раннего детства объясните ребёнку, что смерть - не конец, смерть - это дверь в иной мир; что есть смерть физическая, а есть смерть духовная - нежелание знать Бога и исполнять Его волю, выраженную в Его Заповедях. Объясните, что души всех людей бессмертны, временно смертны лишь наши тела.
  7. Важно дать ребёнку не просто умозрительную, но деятельную веру. Если у нас есть неверующие родственники, то нужно не мучать себя вопросами об их участи, а молиться за них. Если кто-то из близких умер, то нужно помочь ему молитвой, а не просто изводить себя горем, ведь его душа очень нуждается в нашей помощи!
  8. Необходимо опережение нравственным образованием рационально-информационного.
  9. Оценивайте поведение детей через призму Заповедей Божиих. Выучите их вместе с ними. При нарушении объясняйте, какую заповедь Божию они нарушили, какой грех совершили. Ребёнок должен осознавать, что своими делами он радует и огорчает не только родителей, но и Бога.
  10. Паломнические поездки имеет смысл совершать только с церковными паломническими службами , экскурсоводы которых могут грамотно излагать церковное вероучение.
  11. Твёрдо пресекайте ложь ребёнка. Делайте акцент, что первый лжец - дьявол.
  12. Важно сформировать у детей навыки духовной безопасности, систему нравственных оценок.
  13. Научение ребенка христианскому прощению обид не исключает умение дать сдачи, постоять за ближних, ведь к трусу сложно применить понятие «прощение».
  14. Милосердие воспитывается через жертву. Можно начать с малого - отдавать уже ненужные игрушки. Важно предоставить ребенку возможность оказаться в ситуации, когда кто-то ждет от них милости или нуждается в их милосердии, а не только зубрить «Блаженны милостивые…».
  15. Как однажды заметил английский писатель Честертон, религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает ему рассказывать о Боге, но когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испечённый пирог. Душа должна учиться быть благодарной.
  16. Не утаивайте от ребёнка сложные вопросы, особенно от подростка. Если Вы не поможете найти взвешенный ответ, то за вас это сделают отпавшие от Церкви или богоборцы в выгодном им ракурсе. Объясните, что Церковь - это аналог больницы, а одно из имён Бога - Врач. И с нашей стороны неразумно судить других за то, что они больны не теми же страстями, что и мы.

Духовное чтение

  1. Следует ежедневно читать Евангелие. Обучение основам веры издревле было обязанностью отца. Желательно возвести это в ежевечернюю традицию. В наше время существует множество пособий для религиозного воспитания детей.
  2. Полезно читать и жития святых, адаптированные для детей. Ребёнок не должен быть пассивным слушателем, после прочтения следует обсуждать прочитанное, задавать вопросы. Важно показать святых не как легендарных героев давно минувших времён, а как наших вечных наставников и помощников, к которым мы можем обращаться. Показать, что было главным в жизни всех этих великих людей.
  3. Полезная традиция для детей и взрослых - ежедневно выписывать и заучивать тронувший сердце стих из прочитанной главы Евангелия.

Молитва

  1. День всех членов семьи начинается и заканчивается молитвой. Для детей правило может состоять из нескольких кратких молитв, например т.н. «начало обычное» (с него начинаются молитвы утренние и на сон грядущим) в любом молитвослове.
  2. Молитва перед едой и после неё - мощнейшее средство духовного воспитания.
  3. Перед завтраком принято вкушать небольшой кусочек просфоры (её можно приобрести в храме и нарезать) и святой воды (всегда можно набрать в храме) с молитвой «На принятие просфоры и святой воды».
  4. Когда ребёнок выходит из дома (а также перед сном), его нужно перекрестить с молитвой. Например, такой: «Господи, благослови» или «Огради́ (имя ребёнка) , Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́ и сохрани́ его от вся́каго зла́». Или: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего»; Если у вас строптивый подросток, то можно сделать это вслед ему, так, чтобы он не видел.
  5. Не налагайте на ребёнка большого молитвенного правила. При научении молитвы особо важны внимание и искренность.
  6. К молитвенному правилу имеет смысл добавлять молитвы в зависимости от обстоятельств : праздников, святого дня, постов, чей-нибудь болезни, какого-нибудь радостного или печального события.
  7. При домашней молитве зажигайте свечу или лампаду, желательно, чтобы это было обязанностью ребёнка.
  8. Не молитесь поздно, когда ребёнок мечтает только о сне и его внимание расслаблено.
  9. Следует приучить чадо к кратким молитвам: «Благослови Господи», «Слава Тебе, Господи», «Господи помилуй», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Богу за всё»; «Господи, благослови меня на учение» (искренне, не автоматически).
  10. Помогите ребёнку сделать помянник. Все имена там должны вписываться только им самим по собственному зову сердца, ведь это его помянник.
  11. В комнате ребёнка (как и в других комнатах и столовой) должны быть иконы. Главной и большей по размеру должна быть икона Спасителя или Пресвятой Троицы.

Церковные Таинства и службы

  1. В воскресные дни христиане участвуют в Таинстве Святого Причащения. Дети до 7-ми лет могут приступать к Таинству без исповеди. Не следует директивно руководить подготовкой ребёнка к этому Таинству. Можно мягко посоветовать, напомнить, но не требовать. Доверьтесь священнику, он сам поможет ребёнку. При подготовке к исповеди ребёнок должен подумать о своих грехах и о каждом попросить у Бога прощения.
  2. Перед Литургией дети должны хорошенько выспаться, тогда для них утренние сборы не будут в тягость.
  3. Младенец идёт в храм потому, что так делают его родители. Затем можно объяснять «Тебя ждёт Господь, Он будет рад, если ты придёшь в Его дом». Задача не в том, чтобы дети беспрекословно шли в храм, но в том, чтобы они полюбили Церковь.
  4. Для того чтобы полюбить службы, нужно их изучить. Используйте пособия для детей по изучению Божественной Литургии. Включайте молитвословия богослужений в молитвенное правило ребёнка: то, что поёт хор, но не молитвы священников или ектении.
  5. Приучить к богослужебному кругу постов и праздников. Встреча праздников накапливает в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, что станет фундаментом будущей сознательной религиозной жизни. Три компонента праздника: праздничная одежда; вкусная еда; праздничное времяпровождение.
  6. Перед началом учебного года во многих храмах служится молебен для учащихся.
  7. Дети должны стоять близко к алтарю и наблюдать за действиями служителей, а не в притворе или рядом с родителями, глядя в спину впереди стоящего взрослого.

Аскетика

  1. Объясните ребёнку механизм совершения греха (от помысла до действия). Если человек не отсечёт свои страсти в юности, то, с годами, сила его воли ослабеет и страсти станут сильнее.
  2. Приучать к тому, что душа - владычица тела, а не наоборот. Учить ребёнка превозмогать лень, усталость, обосновывать свои желания. Дети должны почувствовать ограничение как необходимость. Они должны знать, что родители ограничивают их от любви. Ребенок, который не может сознательно и совершенно свободно отказаться от удовольствия, - просто ребенок с неразвитой волей.
  3. Следует определить круг обязанностей детей (уборка кровати, помойка, накрывать на стол, магазин).
  4. Ребёнок должен понимать цели постов и их смысл. Для него пост должен стать путешествием, школой воспитания духа, а не временем уныния и зависти тем, кто может себе всё позволить. Продолжительность многодневных постов должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, продолжительный Петров пост (в те годы, когда он более 8-ми дней) можно свести до одной, последней седмицы.

Прочее

  1. Воцерковляющимся семьям следует пригласить священника из ближайшего храма освятить квартиру. И жилище освятите, и с батюшкой потом сможете ближе познакомиться и пообщаться.
  2. Привлекайте к воспитанию ребёнка крестных, в сложных случаях обращайтесь к духовнику семьи.
  3. Для гармоничной духовной жизни важны доверительные отношения с детьми. Родители должны знать о том, какие духовные проблемы есть у их ребёнка - для того чтобы ему помочь.
  4. В семье должна быть иерархия. Младшие должны осознавать уважение, подчинение и благодарность старшим как закон. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Из В. Розанова: «Житейское правило, что дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей, - нужно читать наоборот: родители именно должны уважать детей, - уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту натуру; а дети должны только любитьродителей, - и уже непременно они будут любить их, раз почувствовав это уважение к себе».
    Иерархичность будет усвоена детьми тогда, когда они видят её у родителей, когда мать не перечит отцу, когда родители не осуждают бабушек и дедушек, когда не ропщут на начальников.

И самое главное! Молитесь за ребёнка, молитесь всё оставшуюся часть земной жизни, молитесь, даже, если кажется, что изменить уже ничего невозможно. Для Бога возможно всё.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДОКЛАД


«Православная культура русского народа как

основа духовно – нравственного воспитания»

Направление: «Православие, образование и воспитание»


Контактный телефон: 89924005358

с. Сеяха


2013

«Для гражданина России особенно важны

моральные устои. Именно они составляют

стержень патриотизма, без этого России

достоинстве и о национальном

суверенитете»

Путин В.В.

В настоящее время большое внимание уделяют проблеме нравственного воспитания личности как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования. Этот вопрос на протяжении долгого времени остается актуальным. По данным последних социологических опросов, в настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к православной культуре. Это не случайно. В течение многих веков для любого русского человека понятие о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной культуры. Именно православная культура наиболее полно, ясно и обоснованно выражает нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека. Православная культура имеет необходимый духовный потенциал, многовековый положительный опыт в области духовно-нравственного воспитания. Сегодня мы живем в жестокое, сложное время, когда рушатся идеалы, нравственные устои, происходит разложение и извращение базовых свойств самого человека, его воли, мышления, веры, совести. В это время, как никогда, важно воспитание в созидательном духе. А дело воспитания не может осуществляться без прочных нравственных идеалов в обществе .

Новая идеология, пришедшая к нам с запада, практически совершенно не включает в себя положительные созидательные ценности. И мы должны найти способы противостоять внедрению в души подростков вирусов растления, безнравственности, цинизма, жестокости, грубой силы. Если нет в сердце святыни, в нем проявляется мерзость запустения. Это трагедия наших подростков, взрослых и целых поколений.

За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический потенциал. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева , и фрески Дионисия - это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это прикладное искусство – богослужебные сосуды, традиции которого живы до сих пор.

Православная культура, сопряженная со всей культурой наших предков, должна занять важное место в образовании. Совершенно очевидно, что и церковное искусство и православное учение вытекают из православного вероучения. Невозможно понять нравственное учение церкви, не познакомившись с ее историей, нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение знаний о православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает совершение обрядовых правил. И в этом главное разделение между православной культурой, как учебной дисциплиной и православной религией, как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирования у него:


  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобливости);

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявлении духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира , человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основах возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:


  • культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

  • нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

  • этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).
Первостепенность православной культуры для духовно-нравственного воспитания школьников также необходима:

  • в сфере личностной самореализации учащихся;

  • в сфере социализации личности в современном российском обществе;

  • в сфере интеграции в культурное пространство России;

  • в сфере подготовки к профессиональной деятельности в обществе.
Мы, педагоги, прежде всего сами должны обрести святыню, с тем, чтобы передать ее нашим подросткам, тогда их жизненный путь будет иметь подлинный смысл жизни, они обретут цельность характера, фундамент, который позволит крепко стоять на земле, полной противоречий, драм, жестокости насилий, страданий. Как важно, чтобы дух (ум) наших подростков был направлен на добро, а не на зло!

Сегодня многие понимают, что мы обязаны сохранить родную культуру, свое традиционное мировоззрение. Каждое новое поколение должно приходить не для того, чтобы опрокинуть существующую традицию, а чтобы в нее вписаться, важно помочь в этом детям, помочь проникнуться уважением к исторической судьбе своей Родины и стремлением преумножить то доброе, что накоплено отцами, прадедами, то есть способствовать духовному и гражданскому становлению личности. Сообщить им импульс живого нравственного идеала, заронить в их сердца огонек смысла, огонек разума. Невозможно воспитать детей без духовного начала. В этом мы убеждаемся каждый день . В России же основу для духовной жизни всегда давала православная церковь. Именно православие является историкообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности, нашей культуры и воспитания. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения нельзя.Необходимо подчеркнуть, что каждый урок модуля « Основы православных культур » имеет воспитательную направленность, так как вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, о проявлениях Православной духовности и нравственном отношении к миру. В нашей школе в 2013-2014 учебном году модуль « Основы православных культур» посещает 18 человек, из них 15 ненцев. Среди родителей ежегодно проводится анкетирование по выбору модулей, наряду с мировыми религиями , растет интерес и к православию. Я думаю, что это не случайно.

При обучении ненецких детей, в силу особого духовно-этического содержания предмета, обязательно соблюдение психолого-педагогических принципов:

Приоритет национальных духовных ценностей

Уважение к внутреннему миру ребенка

Единство образовательного и воспитательного процесса

Важным критерием для этого, по моему мнению, должна быть доброжелательность и тактичность педагога, отсутствие давления на воспитанников. Педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на исторические факты, Священное Писание, научные данные. Необходимо уважать внутренний мир воспитанников, исторический опыт другого народа, их нравственные обычаи и устои.

Для знакомства детей с многогранным, чудесным, но в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия, показывая его значение в развитии всех сфер жизни общества, считаю нужным использовать такие методы работы,как:

Игровые методы

Работа с притчами, сказками, мифами

Использование мультимедиа-технологий

Проектные технологии

Метод кейсов

Думаю, что изучая историю Русской Православной Церкви, можно сформировать не только интерес к истории Православия, но и воспитать морально-этические поведенческие нормы жизни, привить навыки самосовершенствования, развить культуру общения, способность к сопереживанию.
Список литературы:


  1. Духовные истоки воспитания. - М., Координационный совет по взаимодействию МО РФ и Московской Патриархии РПЦ, №1, 2002.

  2. Основы православной культуры. Для детей школьного возраста (книга для учителя). - М., изд. дом «Покров», 2002.

  3. Основы православной культуры. - Богородск (Ногинск), методический совет Богородского благочиния. 2000.

  4. Основы православного мировоззрения. Фонд духовной культуры и образования «Новая Русь». - М., изд. Планета 2003

Ширится умственная ограниченность.
Станислав Ежи Лец

Свершилось – в самом конце XX века церковь в России вновь проникает в систему образования. Ленинский декрет отделил церковь от государства и школу от церкви, и с тех пор она жила надеждами на восстановление существовавшего до революции положения. Могущество церковников во всех странах основывалось на контроле за образованием и воспитанием детей, и за этот контроль клерикалы всех конфессий готовы были заключать союзы с кем угодно и на любых условиях. Папы, не в первый раз презрев все христианские заветы, пошли на соглашение с Муссолини, а затем и с Гитлером ― лишь бы вновь влиять на формирующиеся умы детей, вколачивая в них идеи о богоизбранности дуче и фюрера.

В России государство издавна опиралось на церковь в деле оболванивая населения. Преподавание закона божьего и классических языков считалось лучшим рецептом в деле предупреждения либеральной и революционной крамолы. Логика общественного развития неминуемо похоронила эту систему в течение нашего века почти во всех странах мира, но сейчас у российских церковников появился реальный шанс возвратиться назад, ко временам господства самого дикого мракобесия, при потворстве и поощрении этого процесса со стороны чиновников самых высших рангов.

О кризисе в нашей системе образования говорят очень много и почти всегда впустую. Журнал "Педагогика" (в прошлом - "Советская педагогика"), являясь органом Российской Академии Образования, уже несколько лет посвящает свои страницы обсуждению этой печальной ситуации. Казалось, что такое авторитетное издание должно организовать научное обсуждение современных проблем, чтобы наконец сформулировать практические выводы, выбравшись из болота бесцельной трепотни. Но обсуждение это носит, мягко говоря, странный характер.

Например, по вопросу о половом просвещении детей в этом журнале высказываются не специалисты – психологи и социологи, а ревнители православного благочестия. Статью одного из них, священника Артемия Владимирова , начинаешь читать с улыбкой, переходящей в трудно сдерживаемый смех, а заканчиваешь с пессимистическими мыслями.

Сначала достопочтенный священник обращается к пророчествам, в данном случае - Нила Мироточивого, "афонского подвижника XVI столетия", где, само собой, все происходящее было точно предсказано. "Св. Нил предрекал, что самое невинное и нежное - наши дети в конце времен превзойдут своей злобой, лукавством не только взрослых, но и демонов". От чего же начнется такой кошмар – конечно, от сексуальной распущенности! От нее, оказывается, погибает школа в Америке, Франции, Дании, Голландии, более того, прием в армию США гомосексуалистов лишает ее "здоровых физических сил для защиты "дикого Запада". Но чтобы читателю стало окончательно ясно, куда этот загнивающий запад катится, автор выдумывает "кампании с контрацептивами для маленьких" в той же проклятой Америке. С этими словами отец Артемий окончательно входит в роль странницы Феклуши (помните людей с "песьими головами" и султанов Махмута персидского и Махмута турецкого, которые суд неправедный творят, так как им так на роду написано?), пытаясь создать впечатление о начинающемся апокалипсисе за пределами России. После этого уважаемый священник переходит к непосредственному “доказательству” вреда полового просвещения. Во-первых, убеждать детей в безвредности онанизма в корне неверно, так как он "ведет к импотенции, идиотизму, деградации личности." Научные исследования по этому поводу показывают обратное, но от вдохновленного св. Нилом автора серьезных доказательств не дождешься.

Во-вторых, еще более страшным является "плотский грех", под которым "имеется в виду все, лежащее вне благословленного Богом супружества" – ЗАГС и церкви других конфессий тоже, видимо, попадают в эту категорию. Но главный вред от всего этого разврата – это "невозможность вступления христиан на служение Церкви", и в почти в слезах батюшка вопрошает: "ведь если никто из наших детей не захочет стать священником, монахом, матушкой.., то где же нам взять силы интеллектуальные, нравственные для просвещения народа?"

Обычно, правда, православная церковь все свои "нравственные силы" тратила на то, чтобы оставить народ в невежестве. К примеру, когда в 1863 году студентам духовных семинарий было разрешено поступать в университеты, церковники, оправившись от неожиданности, уже в 1879 добились отмены этого разрешения. В XIX веке стараниями церковной цензуры запрещались книги Гегеля и Фейербаха, Гюго и Лескова, Флобера и Толстого, не говоря уже о Дарвине или Марксе.

Но дело в том, что под "просвещением" батюшка понимает совсем иное. И чтобы совсем доконать уже порядком испуганного описываемыми ужасами читателя, он бьет его самым сильным аргументом, прибегая к помощи "новейшего" естествознания. Приведу весь этот замечательный пассаж целиком:

"Современной науке известно, что клетки, проникшие через естество прелюбодея в лоно незадачливой, романтически настроенной или вовсе обезверенной девушки, остаются там десятилетия (а не 2-3 дня!), вступая в единоборство с плодом, который заблагорассудится когда-то зачать этой потрепанной жизнью душе. Вот одна из основных причин врожденных болезней детей, начиная с расстройства нервной системы и кончая внутричерепным давлением, недоразвитостью, болезнью Дауна и прочими бедами."

После всех этих кошмаров похолодевший читатель, еле удерживая в руках номер журнала "Педагогика", окончательно добивается отцом Артемием: подвергшийся половому воспитанию "человек не владеет собой, голос разума смолкает; похоть, забираясь в святилище души, приводит к изнасилованиям, безобразным сценам, которые превращают место собрания таких одержимых личностей в свальный грех... Все перечисленное означает гибель: политическую, экономическую, моральную, духовную, и мы с вами тому свидетели."

Не тянет ли Вас, уважаемый читатель, после прочтения такого рода текстов заглянуть в календарь и проверить: а точно ли на дворе конец ХХ века, или мы перенеслись волею всевышнего во времена Джордано Бруно и сожжений раскольников? У Вас может мелькнуть мысль: а не пародия ли цитируемая мною статья, уж не является ли "Педагогика" юмористическим журналом? Увы...

С описания картин разврата Артемий Владимиров переключает свое внимание на выявление его социальных причин. Его настораживает, что "молодые учителя... намеренно сокращают дистанцию между педагогом и учеником, подчас строят учебный процесс, превращая урок в якшание с теми, кого должны до себя поднимать". Еще больше заботит священника, что сейчас утрачивается "полученное от советской школы некое пуританство (!)," выражавшееся, в частности, в школьной форме. Именно она "действительно от чего-то предохраняет". Судя по всему, "предохраняет" она самого отца Артемия и ему подобных от плотского искушения: "Я вижу, что не только на выпускных балах...школьницы забывают почему-то надевать самые нужные части женского туалета." Батюшка явно смотрит туда, куда не следует глядеть истинному христианину, но причем же тут форма? Не ее отсутствие и не юные школьницы виноваты в том, что православному пастырю мерещится "трупный запах сладострастия, витающий над нашими домами..."

С первого взгляда удивляет сходство взглядов православных и “коммунистических” идеологов на половое просвещение, однако это единодушие священников и совковых ханжей времен застоя в вопросах нравственности, школьной формы и способов общения с детьми не случайны. Ведь свобода в половых отношениях – это одно из условий свободы политической. Бороться с негативными последствиями “сексуальной революции” необходимо, но делать это вовсе не так, как предлагают сторонники РПЦ и КПРФ. Именно половое воспитание и просвещение может помешать разврату, а никак не репрессии против ни в чем не повинных детей, которых разного рода мракобесы готовы записать в "демоны". Проституция и разврат существовали всегда, и виной тому было вовсе не просвещение, а ханжеская мораль, проповедуемая учителями отца Артемия. Сексуальная революция, несмотря на все минусы, сделала главное, установив раз и (надеюсь) навсегда, что брак без любви куда более аморален, чем секс до и вне брака. Это крушение патриархальной семьи, в которой женщина была самой настоящей рабыней мужчины, обретение молодежью свободы просто-таки бесит наших моралистов, которые не брезгуют откровенной ложью, лишь бы запугать общество. В немудреных агитках таких "просветителей" растлевающая в прямом и переносном смыслах народ демократия противопоставляется благодетельному "порядку", – в зависимости от политической ориентации пропагандиста – либо сталинско-брежневского, либо православно-монархического типа.

К сожалению, попытки такого рода предпрнимают не только новоявленные отцы церкви, но и некоторые академики РАО и РАН, которые, в свою очередь, не ограничиваются сферой нравственности. Они ставят себе целью "духовное обновление общества" с помощью изменения светского характера российского образования, положив в основу ценности "Домостроя".

Эти “ученые” считают, что образование в новом веке будет основано на "синтезе науки и религии" . Наука должна срочно идти на контакт с верой, иначе "неперестроившейся таким образом науке грозит гибель", так как "знание без веры мертво". Подобные утверждения показывают лишь то, что для науки мертв человек, их озвучивающий. Никакая наука не может существовать на религиозной почве - представьте себе физика, объясняющего, процессы квантовой механики вмешательством провидения .

Такая своеобразная перестройка науки должна формировать "внутренние мотивы поведения человека на основе его веры в целесообразность и нравственно-этическую безупречность именно такого поведения [какого – уважаемый читатель только что увидел – С. С.], связанная с осознанием возможностей и механизмов духовного продолжения собственного Я после физической смерти". В переводе на нормальный язык эта туманная тирада означает, что человек способен вести себя нравственно только тогда, когда уверен, что за гробом последует возмездие или награда - перед нами обычная вера в боженьку, неумело замаскированная наукообразной терминологией. В начале нашего века Г.В. Плеханов писал: "Обществу необходимо было бы позаботится о том, чтобы его члены научились смотреть на требования нравственности, как на нечто совершенно независимое от каких бы то ни было сверхъестественных существ" . К несчастью для нашего общества, мораль вновь пытаются связать с религией, но эта тема - предмет отдельного рассмотрения. Но интересно все-таки, что имел в виду автор под "механизмами духовного продолжения собственного Я"...

Такие педагогические нововведения безусловно требуют подтверждения со стороны научных авторитетов. Такую чушь в работах классиков педагогики – Корчака, Дьюи или Макаренко – конечно, не найти. Поэтому теоретическую основу подобных новаций составили, в частности, труды К.П. Победоносцева и опыт деятельности епархиальных женских училищ. Позволю себе напомнить читателю, что именно по указанию Победоносцева в 80-е - 90-е годы XIX века в России была свернута программа поддержки земских школ, а взамен начали строить церковно-приходские, где полуграмотные дьяки сводили все обучение к закону божьему, церковному пению и началам письма и счета. А теперь доктора философских наук хвалят Победоносцева за осознание того, что "масса детей... должна жить насущным хлебом, для приобретения которого не требуется... сумма голых знаний". Проще говоря, зачем крестьянину знания – все равно от сохи никуда не денется, ему только богу молиться, да на царя-батюшку уповать. А если соображать начнет - то бунт приключиться может. Трудно всерьез представить себе в действии эту образовательную концепцию сегодня.

Тем не менее, именно она в слегка модернизированной форме положена в основу государственной политики в сфере образования. Во втором номере "Педагогики" за 1999 год В.Ю. Троицкий писал: " XIX век русского просвещения прошел в борьбе православной духовности с нигилизмом, то есть растлением духа" . В действительности же, именно "нигилисты" (в их число автор записывает всех антиклерикалов от декабристов и либералов до большевиков) занимались народным просвещением, в то время как православные иерархи поддерживали закон о "кухаркиных детях", ограничивающий возможность получения образования 80% населения четырьмя классами. Еще в середине прошлого века "растление духа" было под таким хорошим контролем, что даже строки стихотворения:

О как бы я желал
В тиши и близ тебя
К блаженству приучиться! -

были запрещены цензором с таким комментарием: "К блаженству приучаться должно не близ женщины, а близ Евангелия" .

Но больше всего тревожит даже не это поразительное невежество, а вывод: "Будущее русского образования неразрывно связано с направленностью на нравственное развитие учащихся в свете национальных идеалов, на формирование национального самосознания, опирающегося на духовные традиции народа, на признание обязанностей человека перед государством... первостепенными по отношению к его личным правам и интересам... Это ставит ее [личность] в рамки здорового социального поведения."

Вот, наконец, и обнаружился заботливо спрятанный "скелет в шкафу". Оказывается, залогом российского возрождения должен стать самый обыкновенный национализм вместе с подчинениям личности "национальному" государству, что за последние два века наша страна проходила не единожды. Человеческая индивидуальность, по мысли этого и ему подобных теоретиков, должна быть подогнана под государственные интересы, то есть интересы правительства, конкретной группы лиц. Такая унификация проводилась в гимназиях царской России, в сталинских школах, в гитлерюгенде. И именно подобные суждения, а не сексуальная свобода или нигилизм, являются последней степенью нравственного и умственного разложения, как когда-то о них сказал Добролюбов.

Но чем дальше - тем больше появляется псевдоученых, готовых на реализацию проектов уничтожения свободомыслия в корне, в зародыше - в школе. И православная церковь не просто поддерживает, но и является главным сочинителем во всех таких теориях или практических начинаниях. "Православие испокон веков представляло общенародную идеологию," – читаем на страницах все того же журнала. Только в этом контексте странно выглядят сведения о том, что монастыри владели крепостными крестьянами, а многие церковники перед революцией активно занимались организацией черносотенных погромов против евреев и интеллигенции, причем на государственные деньги. Еще более странно, а вернее – преступно, выглядят призывы взять эту идеологию на вооружение.

После изучения статей из журнала "Педагогика" и высказываний различных ответственных лиц создается впечатление, что светский характер образования находится на грани уничтожения. Еще в декабре 1998 года был проведен "круглый стол" на тему "Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения." Обсуждение проблем превратилось в настоящую пропаганду православного характера образования, как необходимого для развития нашей "национальной идеи". Научный сотрудник НИИ семьи и воспитания РАО И.А. Галицкая заявила: "Судя по проведенным опросам, в обществе ощущается необходимость включения религиозной культуры в светскую систему образования и воспитания". Для "формирования духовно-нравственных качеств", разумеется. Точные результаты опросов, конечно, не приводятся. Ей вторит Иоанн Экономцев, заведующий в патриархии делами образования: "В России, по существу, одна конфессия," составляющая по эксклюзивным подсчетам батюшки 80% населения. Наконец, В.П. Зинченко, объявив мимоходом, что "образование и наука всегда оказываются первыми жертвами революционеров, бунтовщиков, реформаторов," призвал к сохранению православных традиций русского образования.

Но, может быть, так придирчиво исследуемый мною журнал – это просто исключение на общем светском фоне российской образовательной системы? Но нет, и эту последнюю надежду у читателя мне придется отобрать. Журнал "Педагогика" - это, фактически, официоз. В редколлегии журнала участвуют Л.П. Кезина - глава Московского комитета образования и Н.Д. Никандров - глава РАО, а главным редактором является В.П. Борисенков ― ее вице-президент. Эти академики РАО не столь давно попытались ввести в число обязательных предметов психологических факультетов вузов курс под названием "Начала христианской психологии", в котором, наверное, должно объясняться как онанизм, нигилизм и атеизм приводят к деградации человека. Пока эта затея не прошла, но неплохие шансы на реализацию у нее есть. Тем более, что на страницах этого же журнала министр образования РФ В.М. Филиппов заявил: "Мы с благодарностью откликнулись на важное предложение Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II . Речь идет о создании светско-религиозной комиссии по образованию, которая призвана освободить государственные образцовые стандарты, учебные программы, учебники и пособия от проявлений воинствующего атеизма." Что такое “воинствующий атеизм” министр не уточнил, дав светско-религиозной комиссии полную свободу толкований. Более того, он призвал всех своих починенных к работе "без отказа от светского образования, но при этом с тесным взаимодействием органов управления образованием и самих учебных заведений с православной церковью." Из этих слов любому ясно, что светский характер образования вскоре останется лишь вывеской на "оцерковленных" учебных заведениях.

Пока речь шла лишь о теориях и планах. Но религиозное оболванивание детей уже идет. Уже действуют так называемые школы с этнокультурным (национальным) компонентом или русские школы, которые ставят себе первой задачей "духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе приобщения к традициям русского народа, к его истории и к православной культуре." К примеру, в концепции развития русской школы N 1148 много сказано о "величайших идеалах" русского народа, который умеет подчинять свои интересы "идеям добра и справедливости". В чем, как вы думаете, главная сила русского народа, дающая способность "так стойко переносить обиды, поругания и гонения, а в условиях лишь крайней необходимости дать отпор, сокрушить зло, простить и снова помогать своему бывшему врагу? Конечно же, в Православии." И далее: "Православная этика должна найти достойное место в государственном образовании России, так как именно Православие на протяжении всей истории государства Российского являлось залогом межэтнического согласия и терпимости." В общем, налицо возвращение к теории официальной народности графа Уварова, выраженной в знаменитой триаде: "Православие. Самодержавие. Народность." Правда, самодержавие воскресить пока не удалось, и в новой "национальной идее" его место заняло государство. По мнению своих создателей, русские школы должны послужить образцом для преобразования школьной системы по всей стране. Только закон об образовании пока мешает, да и его, как видно, обойти особых сложностей не составляет.

Кроме образцов школ уже существуют образцы учебников, которые должны придти на смену "элементам воинствующего атеизма". В 1998 году вышел в свет новый учебник для вузов по Новейшей истории Отечества под редакцией нынешнего замминиста образования А.Ф. Киселева , где проводятся приведенные выше идеи о богоизбранности русского народа. Там утверждается, в частности, что победа во второй мировой войне была одержана СССР благодаря "русской психологии, сформированной православной верой, истребить которую неспособны никакие комиссарские установки," а также, что летчик Покрышкин, "будучи русским боролся за русскую землю, за свою Родину и веру." Комментарии излишни.

Итак, налицо стремление православной церкви, ряда деятелей от образования и высших чиновников министерства образования воскресить богатые российские традиции промывки мозгов – на этот раз опять с помощью религии. Прямой обман, нарушения закона, исторические фальсификации – все имеющиеся средства уже пущены в ход. Цель ясна ― превратить детей в запуганных, закомплексованных людей, неспособных самостоятельно мыслить, а значит ― легко поддающихся любой, в том числе и откровенно черносотенной, пропаганде. В российской системе образования назрел переворот, у которого есть все шансы на успех. Если он удастся, то нам всем придется забыть о нравственном и культурном возрождении России на многие годы.

Педагогика. 1999. №3.