10.10.2019

Осторожно! Религиозный экстремизм! Кузнецов К.В. Формы религиозного экстремизма. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм


В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.
Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы “своей” цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей “истинный облик”.

Под экстремизмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки .

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере получил название религиозного экстремизма. В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма .

1. Религиозно-политический экстремизм – это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

Конфронтация с государственными институтами – их стиль поведения. Принципы «золотой середины» и требования «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», являющиеся основополагающими для мировых религий, отвергаются ими. В их арсенале главными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений и символов как важного фактора привлечения людей, мобилизации их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают мосты», им трудно, если не невозможно, «выйти из игры».

Расчет делается на то, что даже лишившимся иллюзий и осознавшим неправедность свих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшиться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты как предательство религии своего народа, как выступление против веры и Бога.

Введение понятия «религиозно-политический экстремизм», прежде всего, позволит более четко отделить явления, происходящие в религиозной сфере, от действий, совершаемых в мире политики, но имеющих религиозную мотивацию и религиозный камуфляж.

В самом деле, разве можно считать однопорядковыми действия тех, кто обвиняет своих единоверцев в ереси за контакты с людьми других вероисповеданий или оказывает моральное давление на намеревающихся уйти из одной христианской религиозной общины в другую христианскую конфессиональную общность, и действия, подпадающие под статьи уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за переход государственной границы с оружием в руках с целью нарушения государственного единства страны или завоевания власти, за участие в бандформированиях, в убийствах людей, захвате заложников, даже если они мотивированы религиозными соображениями?

В обоих случаях мы имеем дело с экстремистскими действиями. Однако разница между ними чрезвычайно велика. Если в первом случае речь идет о проявлениях религиозного экстремизма, то во втором – налицо действия, входящие в содержание понятия «религиозно-политический экстремизм». Между тем и в средствах массовой информации и в специальной литературе все подобные действия объединяются одним понятием «религиозный экстремизм» (»исламский экстремизм», «протестантский экстремизм» и т.д.) .

Дифференциация понятий позволит более точно определить причины, порождающие ту или иную разновидность экстремизма, будет способствовать более правильному выбору средств и методов борьбы с ними, а, следовательно, будет способствовать прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодоления разных форм экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм наиболее часто проявляется:

В виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно-политического строя и создание клерикального государства;

В виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии (религии) на территории всей страны или ее части;

В виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осуществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территориальной целостности государства или ниспровержение конституционного строя;

В виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями;

В виде стремления навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение.

Субъектами религиозно-политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и группы, так и общественные организации (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.

Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населения.

Использование насильственных способов борьбы и исключительная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс, в том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями которого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической.

Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание отвергаются им. Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма является терроризм, представляющий собой совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия. В последние десятилетия религиозно-политический экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода мы наблюдаем в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке и в других регионах Земли .

Стремясь вызвать или усилить в массах недовольство существующим строем и заполучить у них поддержку своих планов, сторонники религиозно-политического экстремизма в идейно-политической борьбе нередко берут на вооружение методы и средства психологической войны, обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям.

Манипулирование религиозными текстами и ссылки на богословские авторитеты в сочетании с представлением извращенной информации используются ими для создания эмоционального дискомфорта и подавления способности человека логически мыслить и трезво оценивать происходящие события. Угрозы, шантаж и провокации являются составными элементами «аргументации» религиозно-политических экстремистов.

Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, следует назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, ослабление государственной власти и дискредитацию ее институтов, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.

Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30.
  2. Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. В 2 томах. – М., 1999. Т. 2.
  3. Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
  4. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и
    практики. – Махачкала. 1999.
  5. Бондаревский В. П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимо­действие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. – М., 1999.
  6. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. – 2002. – №3 (9).
  7. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира //
    Полис. – 2002. – № 1.
  8. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. – М.: Издатель Пресс, 2005. – 225 с.
  9. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М. 1990.
  10. Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. – 2007, № 4.
  11. Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. – 2002, № 12.
  12. Иванов А.В. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право, 2003, № 5.
  13. Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. – М.: 1994. Выпуск 4.
  14. Мшюславский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. – М.: 1991.
  15. Решетников М. Исламские истоки терроризма // Аргументы и факты. –
    2001. – № 42.
  16. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. – М. 1993.
  17. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма / Под ред. Э. Г. Филимонова. – М.: Знание. – 1983, 63 с.
  18. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. – 2002, № 5.
  19. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего
    состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториат УРСС, 2000.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных задач современного государства является достижение гражданского мира и согласия в обществе для обеспечения национальной безопасности, являющейся гарантией его нормального функционирования. Важным компонентом обеспечения национальной безопасности поликонфессионального государства является система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно-правовой политики, направленной на противодействие экстремизму.

Экстремизм во всех его проявлениях выступает одной из основных проблем, дестабилизирующих устойчивое развитие любого современного общества. На практике экстремизм проявляется преимущественно в сфере политических, национальных, конфессиональных, общественных отношений. В связи с этим выделяют три основные его формы: политическую, национальную и религиозную, которые переплетены между собой.

В последнее время экстремистскими формированиями широко используется религиозный и национальный факторы для достижения политических идей. Причем просматривается явная тенденция по использованию методов экстремизма для решения своих религиозных, политических, националистических, социально-экономических и других вопросов. Результаты анализа современной практики правоохранительных органов по вопросам противодействия религиозному экстремизму показывают устойчивый рост активности религиозных экстремистских формирований по всему миру.

Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма опирается не на разум, а на предрассудки и чувства людей. Доведенная до крайности,идеологизация экстремистских действий, создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Исходя из этого можно сказать, что экстремизм это не есть что-то хорошее, а наоборот, это нечто плохое, которое негативно влияет на общество и способное развалить его, в угоду каким-то абстрактным и надуманным понятиям, которые не имеют под собой каких либо естественных оснований. Хотя экстремизм, как феномен, дуалистичен. То есть, с одной стороны вызывает неприятие и осуждение, а с другой - понимание и, порой, сочувствие. Последнее выражено в меньшей степени и существует как исключение из правила, то есть в преобладающем большинстве случаев его осуждают. Отсюда следует логический вывод, что с экстремизмом необходимо бороться. И если рассматривать экстремизм как воспалительный процесс на теле общества, то необходимо понять какие условия и факторы способствуют начинанию воспалительных процессов, и далее лечить их на самых ранних стадиях, а также делать профилактику этих процессов. Ведь любой врач скажет вам, что лучше сделать профилактику болезни или если заболел, то загасить болезнь на ранней стадии ее развития. Таким образом нужно изучить причины, которые способствуют формированию у людей радикальных взглядов на те или иные аспекты жизни.

В данной работе мы и рассмотрим особенности формирования религиозного экстремистского поведения.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Что такое религиозный экстремизм?

Религиозный экстремизм - это жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению представителей другой веры вплоть до физического устранения (что получает теологическое оправдание и обоснование). Также религиозный экстремизм это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда идей, противоречащих им. Религиозный экстремизм следует рассматривать как крайнюю форму религиозного фанатизма.

Во многих конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующее им поведение верующих, которые в той или иной степени выражают неприятие светского общества или других религий с позиции того или иного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

В последнее время в СМИ наиболее часто говорят об исламских радикалах (сторонниках «исламизма» или «политического Ислама»), которые во имя чистой веры, как они ее понимают, выступают против так называемого «традиционного Ислама», как он сложился на протяжении столетий. Элементы религиозного экстремизма имеются и в среде православных христиан, которые проявляются в радикальном антизападничестве, пропаганде «теории заговора», религиозно обоснованном национализме, неприятии светского характера государства.Так, например, существуют религиозные группы, призывающие к отказу от ИНН и даже от получения паспортов установленной формы.

Необходимость борьбы с экстремизмом, в том числе и религиозно окрашенном, должна быть целью всего общества и каждого гражданина. Государство может допустить только такую религиозную деятельность, которая не вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства. Конкретные представления приверженцев той или иной религии, которые оказываются несовместимыми с этими принципами, попадают под термин «религиозный экстремизм» и должны признаться антиобщественными и антигосударственными. Следует выявлять такие проявления религиозности, для которых характерно стремление к благу своей конфессии в ущерб благу всего общества.

В последнее десятилетие экстремисты все чаще обращаются к религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей. В современных условиях экстремизм представляет реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и для национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основной целью религиозного экстремизма является признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены общими для всего населения нормами религии.

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключается в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, вернуть ей «истинный облик».

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремистских организаций являются: распространение литературы, видео-аудиокассет, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

В последнее время все более широкий размах приобретаю экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума. Здесь уже вместо термина «религиозный экстремизм» используется термин «религиозно-политический экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Основной стиль поведения религиозных экстремистов - конфронтация с институтами государства. Принципы «золотой середины» и «не поступай по отношению к другим так, как не хотел бы, чтоб другие поступали по отношению к тебе» отвергаются ими. Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги для достижения своих целей, хорошо понимают возможности религиозных учений для привлечения людей, мобилизацию их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают все мосты» и им уже трудно выйти из «игры».

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Для понимания особенностей формирования экстремизма, в том числе и религиозного, рассмотрим некоторые факторы и мотивы, способствующие возникновению экстремистского поведения. В классификации факторов многие ученые предлагают исходить из масштаба социальной системы, порождающей эти факторы.

В комплексе макросоциальных факторов выделяют структурные факторы:

Наличие экстремальной социальной поляризации общества и молодежной среды и, как следствие, усиление отчужденности и неприязни между социальными группами;

Снижение эффективности социальных лифтов, низкий уровень социальной мобильности молодежи и формирование предпосылок для новой «классовой» ненависти;

Полиэтническая структура общества с наличием этносов, переживающих период формирования и подъема этнокультурного, этнорелигиозного самосознания (к таким можно отнестисреднеазиатские общества, северо-кавказское общество и др.);

Усиление миграционных процессов, имеющих преимущественно этнический характер;

Формирование значительных в количественном отношении этнокультурных диаспор с высокой степенью гетерогенности общества (в особенности по расовому, этнокультурному и религиозному признакам);

Сегодня остро стала проблема свободного перемещения людей. В обществе всякое перемещение, миграция воспринимаются как угроза безопасности. Это обусловлено тем, что миграция часто сопровождается такими явлениями, как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельности, вливание части эмигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напряженность в местах локализации мигрантов, на этой почве возникают очаги этносоциального насилия, формируется потенциал политического радикализма и экстремизма.

Очень ярко выражены проявления ксенофобии, расизма и антисемитизма, которые в основном характерны молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества. Ксенофобия - протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий.религиозный экстремизм конфессия

Обратим внимание на современные механизмы формирования экстремистских движений. Зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального характера, складываются через интернет, идет поиск единомышленников на специальных форумах.

Не менее важную роль в формировании религиозного экстремизма играют и ситуационные факторы:

Динамика внутри- и внешнеполитической обстановки - возникновение напряжения в отношениях с другими государствами (например, вооруженный конфликт с Грузией в 2008 г.);

Факты межэтнических столкновений в обществе;

Деятельность экстремистских, в том числе радикально-националистических и радикально-религиозных, организаций, создающих благоприятный социальный и информационный фон для рекрутирования новых участников, в основном из числа молодежи;

Активность «экстремистского ядра» молодежи;

Информационный фон межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе;

Не следует забывать и о воздействии средовых факторов, которые действуют на уровне повседневного общения индивида, формируется под влиянием референтной группы. Средовыми факторами, влияющими на проявление экстремизма, следует считать негативный опыт взаимодействия с представителями иных наций или конфессий, а также некомпетентность в отношении обычаев и традиций других народов.

Наконец особую роль играют семейные факторы. К ним относятся особенности статуса семей, семейного воспитания. Большинство опрошенных во время социологического опроса экспертов к числу главных семейных факторов экстремизма относят педагогические просчеты в воспитании и низкий уровень жизни семьи. Слепая родительская любовь и вера в безгрешность собственных детей, прощение им любых неблагоприятных поступков, безграничное потакание капризам подрастающего ребенка неблагоприятно влияют на воспитание подрастающего поколения и выступают условиями крайне эгоистичного образа мышления. С другой стороны использование при воспитании издевательств, брани и побоев влечет отчуждение подростков, способствует появлению озлобленности, обиды, даже агрессивности, что и становится почвой для экстремистских проявлений в отношении виноватых в «плохой» жизни.

Также существуют факторы, связанные с образовательной сферой, характеризующиеся проблемой преобладания обучения над воспитанием. Образовательные учреждения сегодня практически не используют воспитательных инструментов воздействия на сознание обучающихся, а занимаются только передачей знаний и умений. Это приводит к отклоняющемуся поведению молодежи и недостаточному усвоению подростками общественных норм поведения.

Теперь рассмотрим некоторые мотивы, побуждающие индивида заниматься экстремистской деятельностью.

Меркантильный (корыстный) мотив. Для большинства рядовых членов экстремистской организации именно он является первостепенным. Это объясняется тем, что экстремизм, как любая человеческая деятельность, часто представляет собой некий «оплачиваемый труд».

Идеологический мотив.Основан на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями какой либо религиозной или политической организации. Он возникает в результате вступления человека в некоторую близкую по духу общность. В таких случаях экстремизм становится не только средством реализации некоторых идей, а еще своего рода «миссией» от имени данной общности.

Мотив преобразования, активного изменения мира - это сильный стимул, связанный с пониманием несовершенства и несправедливости существующего мира и настойчивым стремлением улучшить его. Для них экстремизм и инструмент, и цель преобразования мира.

Мотив власти над людьми - один из наиболее древних и самых глубинных мотивов. Потребность власти является главной движущей силой множества человеческих действий. Через экстремистские действия, основанные на жажде власти, личность утверждается и самоутверждается. Этот мотив тесно связан с желанием доминировать, подавлять и управлять окружающими. Такая потребность обычно связана с высокой тревожностью, причем желание доминировать может достигаться и грубой силой, что в свою очередь может быть обосновано идеологическими аргументами.

Мотив интереса и привлекательности экстремизма как новой сферы деятельности. Для определенного круга лиц, особенно из числа обеспеченных и достаточно образованных, экстремизм интересен как новая, необычная, сфера деятельности. Их занимают связанные с этой деятельностью риск, разработка планов, нюансы осуществления экстремистских действий. Такой мотив характерен и для скучающих молодых людей, не обретших цель и смысл жизни.

Товарищеский мотив. В его основе лежат разнообразные варианты эмоциональной привязанности - от желания отомстить за вред, причиненный товарищам по борьбе, единоверцам, родственникам, до стремления к участию в экстремистской деятельности, когда в организации состоит кто-то из друзей или близких.

Выделяют такой мотив, как молодежная романтика и героизм, желание придать своей жизни деятельности особую значимость, яркость, необычность. С этим мотивом связан и игровой мотив, связанный с потребностью в риске, опасных для жизни операциях, желанию оказаться в необычной ситуации. Готовясь к экстремистским действиям, планируя их, подыскивая соучастников, совершая экстремистские действия и уходя от преследования, преступник живет полной жизнью. Принимая на себя ответственность за совершенное преступление, экстремист тем самым сообщает определенную информацию о себе, и с этого момента начинает новую игру. Его положение становится щекотливым и он максимально мобилизует свои силы и старается проявить себя, чем в очередной раз самоутверждается.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько и разнообразны порождающие его мотивы. Сами по себе мотивы в значительной мере бессознательны, поэтому их нужно различать в зависимости от многих факторов, в том числе и от видовой принадлежности конкретного преступного акта. Многие мотивы переплетаются друг с другом, одни могут осознаваться, другие нет. В конкретных видах экстремистского поведения мотивы заметно отличаются даже в рамках одного и того же преступного акта, разные его участники могут стимулироваться разными мотивами.

В научных исследованиях проведено изучение особенностей субъекта преступлений экстремистской направленности. В большинстве это молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (редко до 25 - 30 лет), выступающие членами неформальных молодежных экстремистских группировок. Они имеют низкий уровень образования, в силу их возраста. Практически никто из виновных ранее не судим. Они, на момент совершения преступления, обучаются в школах, техникумах, вузах и нигде не работают. Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, но членами группировок являются также и девушки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными факторами, оказывающими влияние на возникновение экстремизма в молодежной среде, в том числе и религиозного, являются:

Низкий уровень правового и духовного образования населения, как в обществе, так и в семьях;

Значительный процент населения, имеющиенизкий уровень жизни и находящиеся под угрозой нищенского существования;

Миссионерская, пропагандистская деятельность среди молодежи;

Отсутствие выверенной миграционной политики, что приводит к увеличению мигрантов. В числе таких эмигрантов часто оказываются лица, которые преследовались у себя на родине за участие в экстремистских религиозных организациях, занимались противоправной религиозной деятельностью.

Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества, профилактики ксенофобии и формирование в обществе толерантного сознания.

Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность, патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснить опасность и разрушительность экстремизма, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими благородными они ни были. Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция.

Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населения. Использование, насильственных способов борьбы, и исключительная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс.

В том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями которого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Так происходит с «братьями-мусульманами» на Ближнем Востоке, с «Талибаном» в Афганистане, с «Исламским движением Узбекистана» в Средней Азии. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической.

Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание отвергаются им. Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма является терроризм, представляющий собой деятельность, направленную на достижение политических целей с помощью особо жестоких, устрашающих форм и методов политического насилия Он широко применялся в истории политической борьбы, проходившей под религиозными знаменами, приобретая подчас характер геноцида (крестовые походы, варфаломеевская ночь и др.).

В последние десятилетия религиозно-политический экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода мы наблюдаем в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке и в других регионах Земли.

Стремясь вызвать или усилить в массах недовольство существующим строем и заполучить у них поддержку своих планов, сторонники религиозно-политического экстремизма в идейно-политической борьбе нередко берут на вооружение методы и средства психологической войны. Обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям.

Манипулирование религиозными текстами и ссылка на богословские авторитеты в сочетании с представлением извращенной информации, используются ими для создания эмоционального дискомфорта и подавления способности человека логически мыслить и трезво оценивать происходящие события. Угрозы, шантаж и провокации являются составными элементами «аргументации» религиозно-политических экстремистов.

Религиозно-политический экстремизм и этнонационалистический экстремизм часто переплетаются друг с другом. Этому способствуют ряд обстоятельств. Среди них тесная историческая связь религии и этноса. Она привела к тому, что многие народы воспринимают то или иное вероисповедание как свою национальную религию, как неотъемлемую часть своего исторического наследия (к примеру, русские, украинцы, белорусы, греки, сербы так воспринимают православие; итальянцы, испанцы, французы, поляки, многие другие народы Европы, бразильцы, аргентинцы и многие другие народы Латинской Америки - католицизм; турки, персы, узбеки, таджики, татары, башкиры, аварцы, даргинцы, кумыки и многие другие народы Северного Кавказа, а также многие народы Африки - ислам; монголы, тайцы, буряты, калмыки, тувинцы - буддизм).

В результате, в этническом самосознании соответствующие народы представляются как этноконфессиональные общности. Это обстоятельство создает возможность лидерам этнонационалистических экстремистских формирований апеллировать к «национальной религии», использовать ее постулаты для привлечения соплеменников в свои ряды, а лидерам религиозно-политических экстремистских группировок обращаться к этнонациональным чувствам и ценностям для увеличения числа сторонников своего движения.

Переплетению религиозно-политического экстремизма и этнонационалистического экстремизма содействует также их одинаковая направленность на достижение во многом совпадающих политических целей. Смыкаясь и переплетаясь, они взаимно питают друг друга, что способствует укреплению их позиций, содействует расширению их социальной базы. Яркий пример такого «взаимного питания» этнонационалистического экстремизма и религиозно-политического экстремизма дали нам недавние события в Чеченской Республике.

В начале 90-х годов ХХ века волна этнонационалистического экстремизма здесь взметнулась довольно высоко. Выдвинув сепаратистские лозунги, лидеры движения во главе с Д. Дудаевым поставили своей целью отделить территорию республики от России и создать светское этнократическое государство. Даже встретив решительный отпор Центра, сторонники сохранения светского характера движения достаточно долго отвергали попытки религиозно-политических экстремистов придать ему религиозную окраску.

Гибель Д. Дудаева ослабила позиции сторонников этнонационалистического экстремизма. Желая исправить положение, привлечь в ряды участников движения новых борцов, они пошли навстречу требованиям лидеров религиозно-политического экстремизма о придании движению исламского характера. Вспоминая события того периода, бывший вице-президент Ичкерии З. Яндарбиев с гордостью заявлял, что считает своей большой заслугой введение законов шариата в республике, что, по его мнению, придало этнонационалистическому движению новые силы, способствовав консолидации названных двух течений.

Переплетение этнонационалистического экстремизма с религиозно-политическим экстремизмом стало побудительным стимулом к смыканию объединенного движения с международным терроризмом и последующему нападению незаконных вооруженных формирований под руководством Ш. Басаева и Хаттаба на Республику Дагестан с целью создания единого исламского государства, что фактически стало началом второй чеченской войны со всеми ее страшными последствиями.

К факторам, порождающим религиозно-политический экстремизм можно отнести социально-экономические кризисы, меняющие к худшему условия жизни большинства членов общества; ухудшение социальной перспективы значительной части населения; рост антисоциальных проявлений; страх перед будущим; нарастание чувства ущемления законных прав и интересов этнических и конфессиональных общностей, а также политические амбиции их лидеров; обострение этноконфессиональных отношений.

Характеризуя причины, побуждающие мусульман вливаться в ряды экстремистских формирований, руководитель исламских исследований в Вашингтонском университете профессор Акбар Ахмед говорил: «В Южной Азии, на Ближнем и Дальнем Востоке распространен тип молодого мусульманина, который, как правило, беден, неграмотен и не может найти работу. Он считает, что в мире несправедливо относятся к мусульманам. Он полон гнева и ярости и ищет простых решений».

К сожалению, немало таких молодых людей разных вероисповеданий и в нашей стране. Готовность многих из них участвовать в протестных акциях, в том числе используя насильственные методы, движут не столько религиозные чувства, сколько отчаяние, безысходность и стремление содействовать спасению своих этнических общностей от деградации, к которой подвели их так называемые либеральные реформы.

Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране следует, назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.

А.А.Нуруллаев

В буквальном смысле экстремизм означает нахождение в наиболее удаленной точке от центра. В религии это значение подразумевает похожую удаленность от основы в вероубеждении, мыслях и поведении. С коранической точки зрения, экстремизм возможен только тогда, когда человек удаляется (отказывается) от основных принципов-источников, установленных Богом в методологии религии: Разума и Корана. Главное последствие экстремизма - отсутствие баланса и безопасности в жизни отдельной личности, семьи, общества. Скворцова Т.А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России: Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2004.

Причины. Религиозный экстремизм - явление неслучайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления болезни экстремизма должно предшествовать вынесению диагноза и применению методики лечения. Имея это в виду, попытаемся определить истинные причины возникновения религиозного экстремизма. С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, радикализм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть - в современности. Соответственно, мы не должны, подобно некоторым школам мысли замыкаться на отдельных аспектах. Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности РФ: Например, наука психология пытается свести всю проблему к влиянию подсознательных комплексов и психологическим травмам. Социологическая теория подчеркивает, что человек является стопроцентным продуктом общества и объясняет мышление и поведение экстремиста социальными парадоксами.

Сторонники материалистического учения фокусируют внимание на экономических моментах кризиса и объясняют суть проблемы бедностью и отсутствием перспектив. С другой стороны, системный, рациональный метод требует рассмотрения и анализа всех наличествующих условий, каждое из которых производит свой определенный эффект и в совокупности они создают целостное явление религиозного экстремизма.

Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть религиозными, социальными, экономическими, политическими, психологическими, интеллектуальными. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис. докт. юрид. наук. М., 2006.

Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родствениками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным. Естественно, что подобный антагонизм может привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

Несомненно, что главной причиной религиозного фанатизма является отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии. И если полное отсутствие религиозного знания и практики приводит к одной форме экстремизма - эгоизму и аморальности, то половинчатое, отрывочное знание приводит к противоположному результату - агрессивному радикализму.

Человек может искренне верить в то, что обладает глубокими знаниями, когда в действительности его понимание может быть поверхностно и несистемно. Подобное псевдознание не дает четкой целостной картины реальности и не позволяет выносить эффективные суждения по возникающим вопросам. Такой «ученый» концентрируется на второстепенных вещах и не уделяет должного внимания основам. Из-за недостатков своего видения он не способен увидеть логические связи между частностями, принимает за религиозную истину мнение другого человека (живого или давно умершего), путает категорические тексты Корана с метафорами и аллегориями, не может отделить твердые факты от простых предположений. Никитин В.И. Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект: Выступление на парламентских слушаниях Государственной Думы 7 апреля 2003 г

Отсутствие правильного понимания целей и внутренней системы религии приводит к недостаткам религиозного воспитания и ущербной нравственности, способствует проявлению негативных качеств характера: раздражительности, агрессивности, злословию, высокомерию, подозрительности, ненависти. Слепая убежденность в своей правоте в союзе с гордыней и тщеславием создает опасную смесь и приводит к бездумному буквализму и начетничеству. Подобное невежество проявляется различными путями и наиболее распространенный из них - безотчетное следование буквальному смыслу текста и пренебрежение глубинной сущностью и стратегическим назначением религии.

Современные буквалисты отказываются применять рациональный метод, как в понимании сути ритуальных положений религии, так и в вопросах организации жизнедеятельности общества и цивилизации. Примером рационализации основ исламской религии может служить следующее рассуждение: ритуальное поклонение в Исламе (вера, молитва, благотворительность, пост, паломничество) несет в себе глубокий теоретический и практический смысл Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис. докт. юрид. наук. М., 2006. . Основной целью пяти перечисленных столпов-ритуалов Ислама является воспитание в человеке чувства богоприсутствия и построение на его основе твердого морально-нравственно-идеологического стержня гражданской ответственности. Практическая дисциплина Ислама и идеальная единобожная ментальность учитывают все аспекты человеческой природы (интеллект, физиологию, эмоциональность, социально-экономическую сферу) и создают целостную здоровую личность, обеспечивают полноценное интеллектуальное развитие индивидуума и построение конкурентноспособного в цивилизационном соревновании общества.

Радикальное (буквалистское) религиозное сознание отвергает саму возможность подобной рациональной расшифровки принципов Ислама и приводит к интеллектуальному застою и пассивному традиционализму в среде молодежи. Это в свою очередь создает благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны внешних сил (сепаратистских политических течений, радикальных террористических группировок, спецслужб иностранных государств). Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. Учебно-методические рекомендации. /Под. ред. А.Г. Абдулатипова М., 2003.

Проявления религиозного экстремизма. Первым признаком экстремизма является фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей, объективные обстоятельства и стратегические цели религии. Подобное отношение препятствует установлению конструктивного диалога и объективному сравнению точек зрения по спорным моментам.

Отсутствие целостного и глубинного понимания сути и целей религии в совокупности с недостатками нравственности (отсутствие самоконтроля, высокомерие, агрессивность) приводит экстремиста к отказу от умеренного и беспристрастного подхода в решении возникающих проблем, установленному в Коране в качестве обязательного. Последствия такого радикального подхода были бы менее губительными, если бы экстремисты признавали за своими оппонентами право иметь собственное мнение. Однако этого не происходит и людей, придерживающихся умеренной, сбалансированной точки зрения буквалисты обвиняют во всех грехах, запретном нововведении и даже в открытом неверии.

Фанатизм является непреодолимым препятствием к взаимопониманию, ибо договоренности можно достичь только, если обе стороны занимают сдержанные позиции. Вместо этого экстремист, наталкиваясь на несогласие, начинает обвинять собеседника в неточности, отступлении от основ веры, греховности и неверии. Такой интеллектуальный терроризм приносит ужасные последствия и является предшественником терроризма физического. Антоненко Т.Л. Религиозные нормы в системе правового регулирования (теоретико-методологический аспект): Дис. канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2009.

Вторым признаком экстремизма является показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же. Это совершается буквалистами, несмотря на существование прямых призывов к облегчению и умеренности в религии в исламском первоисточнике, в Коране.

Создавание трудностей для людей в житейских обстоятельствах и намеренное усложнение религиозных ритуалов противоречит исламской методологии.

Экстремизм приводит к намеренной чрезмерности в совершении религиозных ритуалов и поведении, как в обязательных, так и в дополнительных и добровольных аспектах поклонения. Подобное отношение к выполнению религиозных предписаний и в особенности принуждение к нему других людей абсолютно неприемлемо и создает в обществе недопустимый уровень социальной напряженности (между представителями различных религий, внутри конфессий, между молодым и старым поколением, родителями и детьми).

Третий признак религиозного экстремизма - отказ от следования закону приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний и законов: например, среди немусульманских народов, людей недавно принявших ислам или начинающих мусульман. Во всех упомянутых случаях акцент должен делаться, во-первых, на теории единобожия, разъяснении концепции исламского понимания вероубеждения, во-вторых, на фундаментальных основах нравственности и богобоязненности, в-третьих, на соблюдении практической дисциплины молитвы, поста, благотворительности, паломничества. Соблюдение религиозной дисциплины - не самоцель, а способ создания благоприятных условий для появления общины духовно и физически здоровых и интеллектуально развитых людей, призванных решать проблемы общества и страны в экономике, социальной сфере, науке, обороне и т.д. Четвертый признак религиозного экстремизма проявляется в грубой и резкой манере общения с людьми, в жестком и категоричном подходе в донесении информации об Исламе. Подобное отношение не соответствует элементарным кораническим принципам. Залужный А.Г. Правовые гарантии противодействия экстремистской деятельности в политической, религиозной и других сферах общественной жизни. //Закон и право. 2002. № 9

Таким образом, мы видим, что главной причиной религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо прежде всего на интеллектуальном уровне. Доктрины фанатизма должны быть дискредитированы на академическом уровне, усилиями ученых гуманитарной и религиозной сфер науки. Поверхностность мышления и отсутствие религиозной проницательности, которые и составляют феномен религиозного экстремизма предлагают свое видение Ислама.

В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием “религиозный экстремизм”. Религиозный экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. Причинами такого рода экстремизма в обществе являются:

Социально-экономические кризисы,

Деформация политических структур,

Падение жизненного уровня значительной части населения,

Подавление властями инакомыслия и оппозиции,

Национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д.

Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России можно “назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий”.

Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести - важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, ее толкование как вседозволенности религиозных объединений (в т. ч. международных), позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

Базу экстремизма составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных.



Экстремизм на религиозной основе тесно связан с политикой и национализмом, представляя единое целое, поэтому часто в научной литературе используется термин “религиозно-политический экстремизм”3. Например, боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ), с оружием в руках пресекали границу с целью захвата власти в 1999-2000 гг., неоднократно заявляя о намерении силой ниспровергнуть политические режимы в молодых постсоветских республиках и создать клерикальное государство. Между тем, сторонники экстремизма стремятся путем демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используют силовые методы - террористические акты, партизанскую войну и т. д.; в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках.

Существует “Энциклопедия террора” - заметки написанные от руки на арабском языке и ломанном английском, в которых наставники Аль-Каиды рассказывают о правилах внедрения в западный мир. Этот “учебник” найден в покинутом доме в Фарм Хаде, недалеко от Джелабада, журналисткой Washington Post. Вот лишь некоторые выдержки из него:

ПРИКРЫТИЕ. Очень важно стереть любой внешний признак, который может указать на то, что внедренный агент - мусульманин. От обязательного бритья бороды - по крайней мере за неделю до отъезда на Запад - до слушания музыки. Нижнее белье должно быть “обычным”, а часы нужно носить на левом запястье. Практикующие мусульмане полагают, что левая часть тела не чистая. Неплохо также носить золотую цепь.

ГОСТИНИЦА. Должна быть чистой, спокойной и никаких наркоманов. Вмешательство полиции может подвергнуть риску миссию.

ПОВЕСТКА ДНЯ. Террорист должен определить место для секретных встреч с сообщниками, создать “мертвую яму” (тайник, в котором можно прятать сообщения), установить незаметное наблюдение и наконец, “поразить мишень”).

НАБЛЮДЕНИЕ. Когда ведется наблюдение за домом или какой-то особенной целью внедренный агент должен узнать, сколько автомобилей и людей останавливается около здания, изучить возможные меры по безопасности, подготовить пути входа и бегства.

РАЗВЕДКА. От террориста, работающего в западной стране, требуется тщательная оценка “вражеской территории”: “еретические привычки”, жители, присутствие военных, религиозная практика, политические сведения, представители меньшинств и мусульман.

РАПОРТ. После завершения расследования экстремист готовит рапорт, указывает необходимое количество человек, технику (оружие, бомбы), укрытия. Прилагает карты и фотографии и подписывает слово “Обычный” или “срочный”.

КУЛЬТУРА. Путешествуя с фальшивыми документами, агент должен знать культуру стран, которые он посещает, по возможности язык, имя Президента, основные города, валюту, внутренние проблемы.

ПОЕЗДКИ. “Купи себе билет на самолет сам, доберись до нужного места, совершив прежде остановку в каком-либо туристическом местечке. Твоя одежда всегда должна быть в порядке. Одевайся со вкусом, правильно подбирая сочетания цветов”.

ДУХИ. Необходимо чтобы террорист разбирался в духах и лосьонах после бритья. “Если воспользуешься женскими духами беды не миновать”.

Между тем, экстремизм на религиозной основе в сочетании с терроризмом предполагает готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идее, но трудно назвать героическим поступком распространение бактерий ботулизма или сибирской язвы. Экстремизм на религиозной основе имеет признак фанатизма, т. к. только абсолютный этический релятивизм может оправдать насильственное лишение человека жизни для достижения политических или идеологических целей. В современном мире появилось множество сомнительных новых религиозных течений (некоторые из них можно назвать “фанатическими сектами”, которые необходимо изучать и предотвращать их разрушительную деятельность), но чем меньше группа, тем больше в ней фанатизма.

В последние годы имеет место идея о конце света, т. е. апокалиптические движения, имеющие значительные финансовые средства. Проповедники этой идеи не призывают к актам насилия и считают себя вестниками возрождения или рождения нового человека. Другие утверждают, что чем скорее воцарится Антихрист, тем скорее исчезнет этот прогнивший мир и установится рай на Земле, как предвидели Иоанн в “Откровениях”, Нострадамус и другие пророки. Некоторые сторонники таких движений стремятся подтолкнуть ход истории, провоцируя войну, голод, эпидемии.4 Хотя крайне апокалиптические группы являются потенциальными террористами, на них мало кто обращает внимание.

В последние десятилетия возникли десятки агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма, фашизма и идеи конца света - от индуистских националистов до неофашистов в Европе и новых религиозных движений (“Ветвь Давида”, Уэйко, штат Техас, Аум Синрикё и др).

Экстремистские религиозные группы используют химические, биологические и отравляющие вещества, например, “АУМ Синрикё” - газ зарин в токийском метро, а также бактерии сибирской язвы с балкона здания в Токио.

Экстремизм на религиозной основе может использовать тактику информационного терроризма и кибернетических войн. В компьютеризированном обществе трудно сохранять секреты, а меры защиты оказались не вполне эффективными. Изменились и цели экстремистов: зачем убивать политического деятеля или бросать бомбу в толпу, когда достаточно нажать несколько кнопок для достижения драматических и широкомасштабных результатов. Если религиозный экстремизм направит свои действия на информационные средства боевых действий, его разрушительная сила многократно превзойдет силу любых видов оружия. В современном мире необходимо научиться различать различные мотивы, подходы и цели разных религиозных групп, возможно нужны новые определения и новые термины для предотвращения новой волны религиозного экстремизма. Хотя из 100 попыток совершения глобального террористического акта 99 будут наверняка безуспешными, но одна успешная попытка принесет больше жертв и материального ущерба и паники, чем все, что испытал мир до сих пор.5 К сожалению, до настоящего времени недостаточно адекватны меры, предпринимаемые правоохранительными органами для предотвращения экстремизма. Необходимо отметить, что экстремизм нарушает духовные основы общества и угрожает безопасности России и всему миру в целом, поэтому должен быть объектом пристального внимания и изучения, особенно в правоохранительной системе.

В плане борьбы с распространением религиозного экстремизма проблемой остается бесконтрольный выезд молодежи на учебу в зарубежные (особенно мусульманские) учебные учреждения. Не существует статистики по количеству выехавших, данных о конкретных учебных заведениях. В результате экстремистские религиозные организации (в т. ч. ваххабитские) имеют возможность опекать молодежь, направлять и оплачивать их обучение. Необходимо решить вопрос по обучению граждан в религиозных учебных заведениях за пределами Российской Федерации. Эта проблема сложная, т. к. не существует общегосударственного механизма в этой сфере.

С экстремизмом на религиозной основе должно бороться общество и государство. Методы борьбы могут быть различными. Государство должно устранить социально- экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п. должно противодействовать религиозному экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия. Для преодоления такого рода экстремизма могут применяться политические, социологические, психологические, информационные, силовые и другие формы борьбы. Важную роль призвана сыграть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций экстремизма, но и их идейные вдохновители. Эффективность борьбы против религиозного экстремизма в нашей стране зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования закона.

Однако, принятой концепции национальной безопасности Российской Федерации недостаточно. Поэтому учеными и религиозными деятелями предложено подготовить и утвердить на уровне Президента РФ концепции государственно-конфессиональной политики Российской Федерации. Однако, эти предложения не находят поддержки во властных структурах. Между тем она была бы не только надежным ориентиром для государственных органов для обеспечения строгой законности в сфере государственно-конфессиональных отношений и организации межрелигиозного взаимодействия в духе культуры мира и ненасилия, а также важным фактором по предотвращению религиозного экстремизма.

Религиозный экстремизм - тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция - модернизм. Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций - "The Fundamentals. A Testimony to the Truth" ("Основы. Свидетельства истины", 1910-12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного писания в каждой детали, рождение Христа от девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между экстремистами и модернистами. В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным экстремизмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление экстремистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном экстремизме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского экстремизма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный экстремизм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный экстремизм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный экстремизм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного экстремизма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного экстремизма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).6 Особенность религиозного экстремизма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные экстремисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении. Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма.

1. Религиозный экстремизм - это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.