Методическая работа в ДОУ - это комплексная система мер, взаимосвязанных между собой, в основе которой - научные достижения и педагогический опыт (в т. ч. и прогрессивные идеи). Она направлена на профессиональных умений, навыков воспитателя и всего педагогического коллектива.
Направления работы
В дошкольных учреждениях уже сформировались способы повышения уровня мастерства педагогов. Но часто между различными видами методической работы в ДОУ нет четкой взаимосвязи. Поэтому задачей заведующей детского сада и методиста является формирование единой системы и поиск эффективных, доступных методов мастерства.
- воспитательное - повышение квалификации воспитателей в теоретическом плане и овладение современными методиками взаимодействия с детьми;
- дидактическое - получение знаний по повышению эффективности работы детского сада;
- психологическое - проведение занятий по психологии (общей, возрастной, педагогической);
- физиологическое - проведение занятий по физиологии и гигиене;
- техническое - воспитатель должен уметь применять ИКТ в своей работе;
- самообразовательное - чтение специальной литературы, посещение семинаров на актуальные темы.
Такое большое разнообразие направлений методической работы в ДОУ нуждается в подборе наиболее эффективных форм взаимодействия с педагогическими кадрами.
Формы проведения
Они подразделяются на две группы: индивидуальные и групповые.
- - высший орган руководства всего воспитательно-образовательного процесса. Решает конкретные задачи.
- Консультирование - воспитатель может получить консультацию на интересующий его вопрос.
- Семинары - на них идет обсуждение определенной тематики, могут приглашаться специалисты из других учреждений. А на семинарах-практикумах проводится совершенствование умений педагогов.
- Открытое занятие.
- Деловые игры - имитация принятие каких-либо важных решений в разных ситуациях.
- "Круглый стол".
- Педагогическая газета - объединение коллектива при помощи творчества.
- Творческие микрогруппы - они организуются для поиска эффективных методов работы.
- Работа над общей для всех методической темой.
- Самообразование воспитателей.
Желательно использовать все формы организации методической работы в ДОУ (которых больше вышеперечисленных), чтобы достичь наиболее эффективных результатов.
Вывод
Методическая работа - это один из важных аспектов, которому нужно уделять внимание. При правильной организации, не без участия заведующей и методиста, она способна мотивировать педагогов к профессиональному росту. Поэтому ведется поиск новых, нестандартных форм для повышения квалификации. Это не значит, что традиционные будут не нужны. Только в сочетании с устоявшимися и современными методиками можно создать профессиональный и сплоченный педагогический коллектив.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Методическая деятельность воспитателя ДОУ
самообразование воспитатель педагог методический
В этом параграфе вы получите ответы на следующие вопросы:
· что в ходит в понятие «методическая деятельность»?
· из чего состоит методическая деятельность воспитателя?
· что такое «методическая служба» ДОУ?
· какие функции у методической службы ДОУ и какие задачи она призвана решать?
Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению, распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:
Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете -- на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.
В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ.
Методическая служба ДОУ - подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.
Цель методической службы:
· создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
· осуществлять непрерывное образование педагогов;
· развивать их творческий потенциал.
Основные задачи методической службы:
· оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
· планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров;
· выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт;
· обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей;
· определять содержание предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
· проводить педагогический мониторинг.
Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой.
В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь -- со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.
В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации, направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая. инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.
Таким образом, методическая деятельность является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса -- содействовать его обновлению.
Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.
Ведущими направлениями методической деятельности, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются: повышение квалификации, накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.
Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.
Самообразование -- это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.
Мотивами для самообразования могут быть следующие:
· быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;
· конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.
Источники, используемые в процессе самообразования:
· литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.;
· видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;
· курсы, семинары и конференции;
· дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;
· проведение исследовательской, поисковой деятельности;
· участие в олимпиадах, проектах;
· изучение информационно-компьютерных технологий;
· включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.
Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.
В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.
Это могут быть:
· подготовка статей, докладов, сценариев;
· участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.
· разработка новых организационных форм, методов работы;
· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
· разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;
· разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
· разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);
· создание банка данных игр, загадок, стихов;
· разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;
· проект личной методической веб-страницы;
· разработка конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.
Самый эффективный способ показать результаты педагогической деятельности - разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, доаолнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
· наличие и выполнение плана самообразования;
· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;
· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);
· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;
· участие в работе методических объединений, педагогического совета;
· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;
· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;
· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;
· рецензирование методических разработок;
· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;
· подготовка воспитанников к конкурсам;
· руководство кружком;
· курсовая подготовка, стажировка;
· участие в региональных, всероссийских, международных программах.
Размещено на Allbest.ur
...Подобные документы
Сущность методической деятельности педагога. Виды методической деятельности. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности. Массовые формы методической работы.
курсовая работа , добавлен 12.01.2009
Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей. Основные функции методической службы. Методическая система образовательного учреждения. Основы управления методической работой. Содержание деятельности методиста УДОД.
курс лекций , добавлен 12.11.2008
Изучение сути методической деятельности педагога - обучение, развитие, воспитание учащихся, посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Структура управления методической работы в средней школе.
реферат , добавлен 19.01.2010
Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса. Методические службы региона: проблемы функционирования. Выбор модели методической службы как ключевое условие ее эффективности. Оценка эффективности функционирования службы.
курсовая работа , добавлен 10.04.2011
Проблема дефицита квалифицированных методических кадров. Основные функции методической службы. Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей, ее структура, цели и особенности организации. Основные элементы методической работы.
реферат , добавлен 28.11.2010
Состояние методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Руководство методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Диагностика организации методической работы в ДОУ.
курсовая работа , добавлен 20.02.2010
Характеристика сущности, методов и форм методической работы. Инновационные аспекты в методической работе. Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении инноваций в учебно-воспитательном процессе. Пути совершенствования методической работы.
дипломная работа , добавлен 10.09.2010
Организационные, индивидуальные формы и принципы деятельности методической службы. Организационно-содержательные условия практической деятельности методической службы. Центр методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения.
реферат , добавлен 02.12.2010
дипломная работа , добавлен 24.12.2017
Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Организация методической работы в ДОУ
Подготовила заведующая
МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»
Екатерина Владимировна Бобровская
Основной целью методической работы в нашем ДОУ на современном этапе является:
создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
- вовлекать каждого педагога в творческий поиск;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
- способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта и творчества, желания делиться педагогическим опытом;
- способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников профессионального мастерства.
Основными направлениями интегрированного подхода в работе с педагогическим коллективом является:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- самообразование;
- саморазвитие через разные формы методической работы;
- обновление педагогического процесса в рамках инновационного режима;
- взаимодействие и интегрирование всех участников образовательного процесса;
- методическое обеспечение интегрированного подхода к организации педагогического процесса;
- поиск и реализация методов педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.
В ДОУ обновляются формы и методы организации методической работы.
Наиболее целесообразными формами методической работы выступают интерактивные формы.
Интерактивная форма – это способ взаимодействия и воздействия друг на друга.
Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:
- педсовет;
- семинары, семинары-практикумы;
- открытые просмотры;
- медико-педагогические совещания;
- консультации;
- педагогическая мастерская;
- мастер-классы;
- «круглые столы»;
- проектная деятельность;
- методические объединения.
Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в ДОУ является семинар-практикум.
Основная цель его проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.
Проведенные семинары практикумы на уровне ДОУ:
- «Современные технологии эффективной социализации дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»,
- «Проектный метод деятельности в ДОУ»,
- «Формирование психологического микроклимата в группах детского сада».
На муниципальном уровне были проведены семинары-практикумы для всех категорий дошкольных работников:
Учителей-логопедов - «Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
Воспитателей – «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»:,
Инструкторов физической культуры «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ».
Музыкальных руководителей – «Формирование музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста»
Активно используется в методической работе ДОУ игровое моделирование по различным проблемам:
- «Познавательно-речевое развитие дошкольников»;
- «Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности»;
- «Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса – как условие реализации ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»;
- «Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».
Мастер – класс.
Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов других ДОУ.
На уровне ДОУ были проведены мастер-классы:
- «Развитие речи дошкольников в процессе работы с бумагой в технике «Квиллинг»;
- «Развитие интегративных качеств дошкольников в театрализованной деятельности»;
- «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в технике «Карвинг»;
- «Развитие личности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности».
Педагогическая мастерская
Цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми
Были представлены педагогические мастерские:
- «Развитие логического мышления посредством развивающих игр»,
- «Развитие творческих способностей дошкольников в работе с тестом».
Направление методической работы - методический кабинет, как центр методической работы.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки:
- Идет аттестация!
- К праздничным датам.
- Подготовка к педсовету.
В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:
- материал семинаров-практикумов;
- план – график повышения квалификации педагогов;
- план аттестации педагогических кадров;
- передовой педагогический опыт.
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:
Курсовая подготовка;
Участие в работе творческих групп, клубов;
Участие в методических объединениях.
Старший воспитатель организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
Темы по самообразованию педагогов ДОУ
1 . КарпенкоА.А. воспитатель «Роль сказки в воспитании дошкольника»
2.Преснякова Е.Н.- воспитатель «Занимательная математика»
3.ЖаркихО.Г.учитель-логопед « Пальчиковая гимнастика в речевых группах»
4.Толстых Л.Г. учитель-логопед «Изучение моделирования» связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники»
5. Некрасова Л. В. – воспитатель «Воспитание нравственных чувств у дошкольников через театрализованную деятельности».
6.Казакова А.В. - воспитатель «Изучение игр как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
7.Тихонова Л.П. воспитатель «Игрушки в нравственном воспитании малыша»
8. Коломыцева А.В. воспитатель «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
9. Караева М.В.- воспитатель «Патриотическое воспитание дошкольников.»
10.Назаренко Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе сказкотерапии»
11. Шулешова Н.М. проеподаватель « Нравственно - эстетическое, воспитание на занятиях по изодеятельности»
12.Дмитракова В.Н. - инструктор ФИЗО «Новые подходы в воспитании физически здорового ребёнка»
13.Давыдова М.А. - воспитатель «Развитие речи детей и приобщение их к художественной литературе
14.Ференц С.С. воспитатель «Экологическое воспитание дошкольников»
15. Лазарева Е. В. - воспитатель «Работа с родителями».
16. Якубовская И.А. - воспитатель «Занимательная математика”
17. Романова Л.Н. - воспитатель «Нравственное воспитание детей на современном этапе»
18. Вдовченко Л.А.- воспитатель «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
19. Бессонова Р. Н. - музыкальный руководитель «Народное творчество в жизни дошкольника»
20. Петрова О.А. музыкальный руководитель «Народное творчество. Танцы народов мира».
21.Карташова О.А. «Развитие связной речи у дошкольников»
Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Передовой опыт представляет собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.
Передовой опыт – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.
На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.
На втором этапе передовой педагогический опыт обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания передового педагогического опыта комплексом информационно-педагогического модуля: сообщение, запись педагогической информации.
Третьим этапом является распространение и внедрение передового педагогического опыта.
В рамках ДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, выставки, взаимопосещения, открытые просмотры и т.д.
К групповым формам относятся:
Участие педагогов в методических объединениях района, МДОУ;
Организация теоретических и научно-практических конференций;
Педсоветы.
К индивидуальным относятся:
Наставничество,
Взаимопосещения,
Самообразование,
Индивидуальные консультации.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, мы руководствуемся:
Целями и задачами ДОУ;
Количественным и качественным составом коллектива;
Сравнительной эффективностью форм и методов работы;
Особенностями образовательного процесса;
Материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
Реальными возможностями;
Планирование методической работы
Планирование осуществляется на аналитической основе:
Анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов);
Анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы);
Уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы;
В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется мониторинг ее эффективности. Данные мониторинга способствуют современности и действенности внесения корректив в организацию методической работы.
В методической работе ищем новые инновационные формы работы с педагогами,
но главное - любовь к детям.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное – захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих воспитанников.
Система методической работы ДОУ
В ДОУ создают условия для благоприятного пребывания, развития и оздоровления детей квалифицированные, опытные и творческие педагоги, специалисты и сотрудники. Педагоги ДОУ выстраивают целостность педагогического процесса, который обеспечивает полноценное развитие ребенка : физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое во взаимосвязи.
Методическая работа в ДОУ представляет собой систему мероприятий, которые направлены на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на обеспечение достижения оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в детском саду является создание условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Это создание условий для профессионального развития педагогов и обеспечения педагогического просвещения родителей в целях непрерывного развития детей.
Задачи методической работы:
Организационное обеспечение непрерывности профессионального развития педагогов. Учебно-методическое обеспечение эффективной реализации образовательной программы в соответствии с современными требованиями. Изучение, обобщение и распространение передового опыта педагогов ДОУ в обеспечении качества образования. Информационное обеспечение педагогического просвещения родителей воспитанников ДОУ.
Анализируя методическую работу ДОУ по основным критериями эффективности, характеристикам самого методического процесса, ее можно охарактеризовать как систему. Формы и содержание методической работы соответствуют поставленным целям и задачам. Дифференциация реализуется в индивидуальных и групповых формах работы с педагогами с учетом уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. При этом учитываются три уровня педагогического мастерства: низкий (интуитивный); средний (поисковый); высокий (мастерский). Этапность методической работы представлена в виде определенных последовательных этапов:
1-й этап – теоретический – осознание идеи, изучение передового педагогического опыта;
2-й этап – методический – показ лучшего из образцов; построение индивидуальной методической системы;
3-й этап – практический – реализация замысла; самостоятельная апробация педагогами новых технологий обучения и воспитания;
4-й этап – аналитический – выявление результативности работы, анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
Данная последовательность не всегда сохраняется, иногда некоторые из этапов отсутствуют.
Одним из основных направлений методической работы ДОУ является функционирование методического кабинета. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Организация деятельности методического кабинета основывается на таких принципах как информативность, доступность, эстетичность, содержательность.
В методическом кабинете сформирован информационный банк данных , где определены источники, содержание, направленность информации.
Информационный банк данных содержит:
- нормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ; документы и материалы:
По планированию деятельности ДОУ;
По организации методической работы в дошкольном учреждении;
По организации и руководству образовательной деятельностью ДОУ;
По контролю и регулированию образовательной деятельности ДОУ;
По развитию ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
По организации взаимодействия ДОУ с семьей, школой, социумом;
- методическая, дидактическая, психологическая литература; аудио, видеоматериалы, медиатека; наглядно-дидактический материал; банк методических разработок, периодические издания дошкольного образования .
Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования важное условие высокой результативности воспитательно-образовательного процесса. Повышение информированности педагогов способствует принятию и реализации единой педагогической стратегии развития детского сада, которая обсуждается и утверждается на педагогическом совете и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ.
Педагогический коллектив характеризуется:
По образованию
По наличию квалификационной категории
По возрасту
По педагогическому стажу работы
По наличию грамот, наград, званий и т. п.
Для повышения профессионального уровня педагогов используются такие формы, как обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования , на курсах повышения квалификации, профессиональная переподготовка; участие в заседаниях методических объединений и в работе творческих групп муниципальных ресурсных центров, и др.
Внутреннее повышение квалификации педагогов ДОУ происходит за счет разнообразных форм методической работы. При выборе форм и методов мы руководствуемся: целями и задачами ДОУ; количественным и качественным составом коллектива; особенностями образовательного процесса; материально-техническими условиями ДОУ; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями. Используются как групповые, так и индивидуальные формы методической работы.
Таблица 1
Используемые формы методической работы
Консультации на темы:
- Требования к ведению документации педагогов. Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды Разнообразие видов закаливающих мероприятий. Проектируем и оформляем зимние участки. «Портфолио группы ДОУ». Основные проблемы в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации. Планирование летней оздоровительной работы с детьми. Соблюдение ОТ, ТБ, охрана жизни и здоровья детей.
Аукцион педагогических проектов
Цель - выявление и распространение передового педагогического опыта.
Создать условия для личностной и профессиональной самореализации;
Повысить творческую активность педагогов;
Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности педагога.
Каждый из педагогов делился своими идеями, задумками, своим опытом по реализации этих идей, своими впечатлениями от собственной деятельности, а также перенял опыт других педагогов.
Открытые просмотры (взаимопосещение) форм совместной деятельности с детьми в рамках использования педагогами игровых технологий (ТРИЗ, социо-игровая технология, развивающие игры , логические блоки Э. Дьенеша и др.). Благодаря данной форме работы педагоги видят, как работают коллеги, осознают свои недочёты. Кроме того могут использовать позитивный опыт коллег в своей педагогической деятельности.
Работа творческой группы. Педагоги, которые вошли в состав творческой группы, разрабатывали план подготовки и проведения праздничных мероприятий, сценариев, положений конкурсов, которые проводятся в ДОУ, эскиз оформления помещений и территории ДОУ.
Деятельность рабочей группы по разработке Образовательной программы ДОУ можно разбить на следующие этапы:
Разработка разделов программы ДОУ;
Обсуждение и принятие разработанных разделов;
Оформление документа «Образовательная программа ДОУ»;
Представление документа коллективу ДОУ.
С целью оказания помощи воспитателям в их профессиональном становлении в ДОУ в этом учебном году организована такая форма работы, как наставничество. Педагог стажер ведет деятельность, направленную на:
Способствование успешной адаптации вновь принятых воспитателей к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении,
Развитие способностей педагога самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности,
Формирование интереса у вновь принятых воспитателей к педагогической деятельности.
В ходе реализации поставленных задач педагог-наставник совместно с вновь принятым воспитателем выполняет следующие мероприятия:
Изучение содержания Основной общеобразовательной программы ДОУ,
Изучение педагогических технологий и применение их в работе с детьми,
Ознакомление воспитателя с организацией предметно-развивающей среды в группе в соответствии с современными требованиями,
Посещение режимных моментов, совместной деятельности с детьми, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми,
Консультации по общим вопросам организации работы с родителями,
Консультации по самообразованию воспитателя и др.
По итогам деятельности педагогом-наставником проводится анализ работы, воспитателем - показ открытого мероприятия.
Благодаря данной деятельности мы планируем улучшить качество образовательного процесса ДОУ, ускорить процесс профессионального становления вновь принятого воспитателя. При этом воспитатель, работая совместно с педагогом-наставником, приобретает возможность личностного и профессионального роста.
Организована работа педагогов по самообразованию, которая помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ДОУ стали выступления, выставки, проекты, мастер-классы.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы в ДОУ, так как решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.
Обобщение и распространение педагогического опыта проходит в виде выступлений на педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер-классах, в виде представления материалов в методическом кабинете, в виде публикаций и др.
Отдельно отметим такую форму как участие педагогических работников в профессиональных конкурсах . Несмотря на многочисленные предложения об участии в профессиональных конкурсах на муниципальном, областном уровне, не все наши педагоги участвуют в них. Данная форма в системе методической работы ДОУ представлена ограниченным кругом педагогов и мероприятий.
Одним из стержневых условий жизнедеятельности детского сада является методическое обеспечение образовательного процесса. Программно-методический комплекс в ДОУ подобран с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус, особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.
В ДОУ ведется работа по созданию условий для реализации результативного образовательного процесса по следующим направлениям:
1. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
- разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды; обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.
2. Соотнесение содержания образовательного процесса с выбранной программой и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; анализ содержания и методов воспитания и обучения; анализ исполнений решений педсоветов.
3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.
4. Разработка режима дня, расписания занятий , графики работы кружков для каждой возрастной группы и т. п.
5. Отслеживание проведения и эффективности двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.
Как видим, в системе методической работы ДОУ используется достаточно широкий перечень традиционных мероприятий. Педагоги принимают участие в методических мероприятиях других ДОУ района. Содержание методической работы педагогов соответствует современным требованиям: изучаются современные образовательные технологии, требования ФГОС ДО, др.
Понятие методической работы в ДОУ Методическая работа – важный образовательный компонент образовательной инфраструктуры, наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды, призванная поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению (К.Ю.Белая). Под методической работой понимается «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, повышение качества и эффективности учебного процесса (К.Ю.Белая). Методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства (А.Н.Морозова).
Цель методической работы в ДОУ Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (Т.И.Шамова. Г.М. Тюлю, Э.В.Литвиненко). Освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания дошкольников. Повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательно-воспитательной работы. Обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта (К.Ю.Белая).
Задачи методической работы в ДОУ По К.Ю.Белой 1. По отношению к конкретному педагогу (обогащение знаний педагогов, развитие мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники, исполнительского искусства). 2. По отношению к педагогическому коллективу (формирование коллектива единомышленников, выработка педагогического кредо, традиций, организация самодиагностики, выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе. 3. По отношению к общей системе непрерывного образования (осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики). По. Л.Н.Буйловой, С.В.Кочневой 1.Исследование образовательных потребностей социума. 2.Анализ состояния воспитательно- образовательной работы в ДОУ. 3.Предоставление педагогам информации по развитию образования. 4.Внедрение программ нового поколения, новых педагогических технологий воспитания и обучения. 5.Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в ДОУ. Обобщение и распространение передового педагогического опыта. 6.Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников, оказание им методической помощи. 7.Оказание поддержки в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работе, помощь в подготовке к аттестации.
Направления методической работы в ДОУ 1.Совершенствование педагогической деятельности. 2.Обновление программного обеспечения воспитательно-образовательного процесса (изменение содержания дошкольного образования). 3.Внедрение в практику ДОУ научных исследований и достижений передового педагогического опыта. 4.Организация работы по повышению квалификации педагогических работников. 5.Ознакомление педагогических работников с нормативно-правовыми документами, достижениями современной науки и практики. 6.Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.
Содержание методической работы в ДОУ 1.Нормативно-правовые документы, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы. 2.Усовершенствованные программы, технологии, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы. 3.Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследований, повышающие научный уровень методической работы. 4.Инструктивно-методические письма, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитанниками. 5.Информация о новаторском педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому.
Направления содержания методической работы в ДОУ 1.Мировоззренческая и методологическая подготовка. 2.Частнометодическая подготовка. 3.Дидактическая подготовка. 4.Воспитательная подготовка. 5.Психолого-физиологическая подготовка. 6.Этическая подготовка. 7.Общекультурная подготовка. 8.Техническая подготовка.
Функции методической работы в ДОУ 1.Информационная – сбор, обработка информации по проблемам дошкольного образования, выявление и создание банка данных. 2.Аналитическая – изучение фактического состояния педагогической деятельности, обоснование применения способов, средств, воздействий по достижению целей, объективная оценка полученных результатов и выработка регулирующих механизмов. 3.Планово-прогностическая – выбор целей, разработка программ их достижения. 4.Проектировочная – разработка содержания и создание проектов деятельности ДОУ. 5.Организационно-координационная – на основе данных проблемно- ориентированного анализа учет конкретной ситуации. 6.Обучающая – повышение профессионального уровня педагогов, развитие общей эрудиции. 7.Контрольно-диагностическая. По Л.Н.Буйловой, С.В.Кочневой
Функции методической работы в ДОУ По отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту ФГТ Внедрение достижений ППО Внедрение и использование достижений психолого- педагогической науки Пропагандирование лучшего педагогического опыта ДОУ По отношению к конкретному педагогу Совершенствование педагогического мастерства Развитие мировоззрения, профессионально- ценностных ориентаций и убеждений Развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности Развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности Развитие современного стиля педагогического мышления, исполнительского мастерства Развитие культуры эмоций, саморегуляция деятельности Формирование готовности к профессиональному самообразованию По П.Н.Лосеву По отношению к педагогическому коллективу Сплочение педагогического коллектива Выработка педагогического кредо, общих ценностей, традиций Анализ воспитательно- образовательного процесса и его результатов Анализ динамики в уровне ЗУН воспитанников Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов Выявление, обобщение и распространение ППО, обмен опытом Приобщение педагогов к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности
Формы организации методической работы в ДОУ КОЛЛЕКТИВНЫЕ Работа над единой методической темой (проблемой) Методические объединения Семинар, семинар-практикум Открытые мероприятия Консультации Научно-практические конференции и педагогические чтения Методические выставки Мастер-класс Работа в творческих микрогруппах Совет педагогов ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ Самообразование Педагогический опыт Консультация Беседа
Критерии оценки методической работы По К.Ю.Белой 1.Результативность – рост результатов развития детей, достижение оптимального уровня развития каждого ребенка без перегрузки детей. 2.Рациональные затраты времени – разумная трата времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов. 3.С тимулирование – улучшение в коллективе психологического климата, рост творческой активности педагогов, их удовлетворенность результатами труда. По В.М.Лизинскому 1.Психологические критерии: 1.1.Авторитет ДОУ среди родителей. 1.2.Высокий профессиональный уровень педагогов. 1.3.Общая положительная тональность отношений в ДОУ. 1.4.Уважительное отношение со стороны родителей. 1.5.Готовность воспитанников, педагогов, родителей помогать ДОУ. 1.6.Творческий настрой педагогов и родителей. 1.7.Желание педагогов стремиться к совершенству. 2.Учебные критерии: 2.1.Умение использовать дифференцированный подход к воспитанникам, родителям. 2.2.Умение педагогов применять современные методики обучения. По Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко, Н.А.Рогачевой 1.Рост удовлетворенности педагогов своей деятельностью 2.Положительный психолого- педагогический климат. 3.Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях. 4.Овладение современными методами обучения и воспитания. 5.Хорошо организованный процесс обучения и воспитания. 6.Положительная динамика качества обучения и воспитания. 7.Высокий уровень профессиональной деятельности педагогов. 8.Своевременное распространение ППО. 9.Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования.
Рекомендуемая литература 1.Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.– М.: Московский институт повышения квалификации работников образования, Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно – диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, Белая К.Ю. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. / Методические рекомендации для руководителей ДОУ.- М.: Московский институт повышения квалификации работников образования Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Новая школа, Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. – М.: АРКТИ, Лизинский В.М. Методическая работа в школе: организация и управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», Морозова А.Н. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе. Автореферат. – М., Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», Поздняк Л.В. Спецкурс: основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М., Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М.: Новая школа, Сафонова О.А. Программно – целевое управление развитием дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, Колодяжная Г.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.- Изд – во «Учитель», Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А.Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. – Вологда: Изд-во Вологодского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, Шамова Т.И, Тюлю Г.М., Литвиненко Э.В. Оценка управленческой деятельности руководителя школы. - Вологда: Изд-во Вологодского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров,1995.