19.07.2019

Как накладывается шина при переломе костей предплечья. Как наложить шину на перелом плечевой кости Как разработать руку после перелома плечевой кости


Причинами травмы плеча бывают неудачное падение, сильный удар, автомобильная авария. Риск осложнений после перелома высок при повреждении сосудов, нервных волокон. Предупредить последствия можно посредством иммобилизации кости в области травмы.

Назначение шины

В травматологии шиной называют импровизированный или стандартизированный фиксатор для участков тела, предназначение которого в профилактике и лечении костных патологий.

Обеспечение неподвижности отломков кости особенно важно в доврачебный период. предотвращает движение фрагментов кости и повреждение ими сосудов, нервных волокон, мягких тканей.

Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение — важный этап оказания первой помощи.

Наложение шины после перелома плеча снижает болевые ощущения, предупреждает развитие шока. Для иммобилизации применяют специальные медицинские приспособления, но в условиях длительного ожидания помощи или ее отсутствия можно самим сделать шину из подручного материала (фанеры, картона, косынки, одежды).

Виды иммобилизации


Принято различать фиксацию конечности по созданию оптимальной среды пораженного участка:

К транспортным видам иммобилизации относят:

  • аутоиммобилизацию, т. е. использование здорового участка тела — верхнюю конечность прибинтовывают к туловищу;
  • фиксацию плеча подручными материалами;
  • применение стандартных конструкций.

Известными фиксационными шинами в медицинской практике считают следующие приспособления:

  • лестничную из мягкой проволоки (шину Крамера — по имени автора);
  • пневматическую конструкцию.

В лечебных целях применяют дистракционные шины, предназначенные для обездвиживания участка и вытяжения.

Техника применения

Правильное шинирование обезопасит поврежденный участок от развития осложнений в период транспортировки в лечебное учреждение. Техника применения средства зависит от вида шины. Соблюдение общих правил распространяется на любые способы фиксации конечности

При переломе плеча следует:

  • остановить перед фиксацией конечности кровотечение;
  • провести адекватное обезболивание;
  • найти способ физиологичного закрепления руки;
  • закрепить три сустава, т. е. иммобилизовать всю конечность до здорового плеча;

Шину накладывают поверх одежды. Угол сгиба в локтевом суставе должен составлять примерно 90°. Фиксацию производят бинтами, тесьмой от периферии к центру. Пальцы оставляют свободными для наблюдения за кровообращением. В холодное время важно утеплить конечность, не допустить обморожения во время транспортировки.

Особенности использования подручных средств

В качестве подручного средства для наложения шины пригоден картон от упаковочных коробок. Потребуется две части длиной, соответствующей расстоянию:

  • от плеча до локтевого сустава;
  • от локтя до пальцев.

Лист картона нужно согнуть и завернуть края для образования желоба. Его прикладывают к руке, согнутой в локте и фиксируют бинтом. Шина должна охватывать конечность целиком от пальцев по задненаружной стороне предплечья и плеча.

Картонная шина вполне пригодна для транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Руку закрепляют на косынке, подвешенной на плече.

В отсутствии плотного материала типа картона или листа фанеры иммобилизацию осуществляют с подвешиванием конечности на косынку и фиксацией к туловищу (повязка Дезо). В подмышку следует положить небольшой валик из платка, шарфа.

Наложение стандартных шин


Арсенал стандартных шин включает следующие разновидности:

  • лестничные;
  • пневматические.

Наиболее востребованной в медицинской практике является шина Крамера, которая известна уже много лет. Лестничная конструкция представляет собой проволочный каркас. Шина по внутренней поверхности (поверхность к больному) прокладывается ватой, валик вставляется в локтевой изгиб шины.

Вата прибинтовывается к шине бинтом. Преимущество приспособления — в гибкости, широком моделировании под анатомические особенности пациентов.

Процесс наложения шины проходит поэтапно:

  1. Моделирование конструкции от кончиков пальцев до локтя. В этом месте перегибается под прямым углом. Далее шина проходит к плечевому суставу через позвоночник и до здорового плеча.
  2. Формирование желобка в шине под локтевой участок руки.
  3. Укладывание конечности на основу с использованием ваты и марли.
  4. В подмышечную впадину вставить валик из ваты и марли величиной с кулак.
  5. Фиксация с помощью бинта. Предплечье и кисть должны лежать на шине тыльной стороной (!) так, чтобы ладонь смотрела вверх.

Каждый этап шинирования важен для правильной иммобилизации, профилактики движения отломков, сопутствующих осложнений.

Пневматические шины используются сравнительно недавно. Конструкция очень простая, состоящая из тканевого мешка с воздухонепроницаемыми стенками в два слоя.

Рука пострадавшего помещается внутри пневмошины. Далее присоединяют к специальному отверстию насос и накачивают воздух. Прочная фиксация конечности обеспечивает надежную

Перелом плеча — серьезное повреждение. Грамотное наложение шины уменьшает болевые ощущения, существенно снижает риск осложнений.

Когда при переломе костей предплечья шина накладывается на поврежденный участок? Этот вопрос интересует многих пациентов. Перелом — серьезная травма, к лечению которой нужно подходить ответственно. Для того чтобы избежать последствий такой травмы, необходимо своевременно оказать больному первую медицинскую помощь.

Чтобы избежать смещения обломков, при переломе костей предплечья накладывается шина, что позволяет обеспечить неподвижность поврежденной конечности.

Основные типы переломов

По статистике встречаются чаще других. Предплечье образовано локтевой и лучевой костями. Причиной перелома чаще всего является неудачное падение на руку, кости могут просто сломаться. При этом травма лучевой кости встречается чаще, чем локтевой. От перелома предплечья не застрахован никто, причем здесь нет различия в возрасте пациента.

Переломы могут быть:

  • закрытые;
  • открытые;
  • со смещением отломков кости;
  • без смещения.

Считаются наиболее опасными, дело в том, что они приводят к серьезному повреждению тканей и кожных покровов. В этом случае необходимо наложить жгут, это поможет остановить кровотечение.

Кроме того, нужно обработать рану, для того чтобы избежать инфицирования раненой поверхности.

Для остановки кровотечения накладывают повязку немного выше поврежденного места, это будет препятствовать притоку крови к области раны. Для этого можно использовать медицинский жгут, обычный ремень, или просто плотную ткань. Чтобы избежать отмирания тканей, нужно периодически ослаблять повязку, чтобы обеспечить поступление крови к ране.

Тоже может представлять определенную опасность. Определить его тип без проведения рентгена невозможно. Некоторые переломы могут быть со смещением костей. Пытаться определить тип перелома самостоятельно не стоит, это может привести к тому, что закрытый перелом превратится в открытый.

Для того чтобы избежать этого, нужно обездвижить больную конечность иммобилизующей повязкой. Для этого используется шина. После этого необходимо как можно скорее доставить больного в травматологию.

Как проявляется перелом предплечья?

Характерными признаками перелома предплечья являются:

  • хруст в момент травмы;
  • мягкие ткани начинают отекать;
  • предплечье меняет свой цвет, что объясняется кровоизлиянием в поврежденную область;
  • поврежденное предплечье визуально отличается от здорового;
  • больного беспокоит сильная боль;
  • двигательные функции нарушены;
  • как правило, больной придерживает поврежденную конечность, сгибая ее в локтевом суставе.

Для того чтобы избежать осложнения этой травмы, следует оказать больному первую медицинскую помощь. Характерным проявлением перелома предплечья является сильная боль. Поэтому, для того чтобы не допустить болевого шока, следует принять обезболивающий препарат.

После этого следует обеспечить конечности неподвижное положение. Иммобилизация предплечья выполняется с помощью шины. Можно использовать шину, которая может быть изготовлена промышленным способом, или изготовлена из подручных средств. Конструкция шины достаточно жесткая и обеспечивает максимальную фиксацию поврежденной конечности.

Как лечат переломы предплечья?

Как проводится лечение? Врач определяет методику лечения после проведения диагностики. Для этого используются методы пальпации и рентген. С учетом того, что предплечье состоит из нескольких частей, локализация перелома может быть очень разной.

Наиболее распространенным видом перелома предплечья является перелом со смещением. Если смещение незначительное, то кость может срастись самостоятельно. Однако если угол смещения составляет более 15 градусов, то требуется проведение операции.

Далеко не всегда требуется репозиция открытым способом, ее могут провести и закрытым методом. Такие операции показаны в тех случаях, когда происходит полный отрыв головки кости от тела. После этого накладывают повязку из гипса, ее носят примерно месяц.

Курс реабилитации заключается в том, что врач назначает курс ЛФК. Это позволяет восстановить двигательные функции руки и укрепить мышцы. Лечить перелом должен только врач, и все лечение должно проводиться под его контролем.

Как накладывают шины при разных видах переломов?

Как произвести иммобилизующую фиксацию? В зависимости от вида перелома способы наложения шины могут быть разными.
Если это , то в таком случае шину накладывают таким образом, чтобы она располагалась от кончиков пальцев и до середины предплечья. Для того чтобы транспортная шина имела правильное наложение, следует согнуть пальцы, в которые вкладывают валик, изготовленный из марки или бинта. При этом поверхность ладони должна располагаться к области живота. После наложения производится фиксация с помощью косынки, бинта или ремня.

Если сломано предплечье, то наложение шины производится следующим образом. Шина располагается от кончиков пальцев до середины плеча. Для этого руку сгибают в области локтевого сустава, под углом 90 градусов, положение ладони — к области живота. Пальцы находятся в полусогнутом положении, а в ладонь следуют вложить валик. После этого следуют прибинтовать шину, а затем подвесить к косынке.

Если перелом предплечья осложнен переломом плечевой кости, то следует наложить шину полностью на всю конечность, которая располагается от пальцев, до области надплечья со здоровой части. Это обеспечивает надежную фиксацию суставов. Если одной шины недостаточно, то используют две короткие шины лестничного типа. После этого конечность подвешивают на косынке или на бинте.

Особенность лечения перелома предплечья

Как мы уже говорили, лечение полностью зависит от того, насколько серьезна травма, а кроме того от того, присутствуют ли смещенные отломки. Если речь идет просто о трещине, или отломков немного, то поврежденную конечность просто фиксируют. Для этого накладывают гипсовую лонгету, которая фиксирует плечевой и запястные суставы. В некоторых случаях может быть неправильное наложение гипсовой повязки, когда поврежденная конечность иммобилизуется вместе с кончиками пальцев.

Так не должно быть, пальцы должны двигаться и быть свободными. Это позволит больному выполнять упражнения ЛФК для восстановления руки. В том случае, если нужно зафиксировать перелом со смещением, то используют закрытую репозицию. В таком случае кости сопоставляются ручным способом и фиксируются. Чаще всего для этого используют спицы. Подобные методы лечения относятся к консервативным.

Однако существует и другая методика лечения, которая предполагает проведение операции. Показанием для проведения вмешательства является повреждение суставной сумки, если смещение обломком составляет более 3 мм. Нередко встречаются переломы с раздроблением костей, с образованием большого количества фрагментов.

Показания : перелом, вывих плеча.

1. Усадить пациента лицом к себе, успокоить.

5. Выбрать лестничную шину Крамера: 120 см длиной, 11 см шириной.

6. Обернуть с двух сторон шину ватой и прибинтовать вату к шине.

7. Приложить шину к здоровой конечности пациента, от кончиков пальцев до локтевого сустава.

8. Убрать шину и в месте предполагаемого сустава согнуть ее под прямым углом.

9. Приложить шину к здоровой конечности и измерить от локтевого сгиба к плечевому суставу.

10. Согнуть шину в месте предполагаемого плечевого сустава под тупым углом (115С).

11. Приложить шину к здоровой конечности так, чтобы кисть предплечья и плечо было охвачено шиной, конец шины должен проходить по спине до противоположного плечевого сустава.

12. Придать поврежденной конечности физиологическое положение (по возможности руку согнуть в локтевом суставе), кисть уложить на шине в положение между супинацией и пронацией.

13. Уложить на внутреннюю поверхность смоделированной шины кисть, предплечье и, захватив свободной рукой другой конец, направить шину по задненаружной поверхности конечности через плечо, спину и до плеча противоположной стороны.

14. Вложить валик из ваты и марли в подмышечную впадину больной конечности и валик – под пальцы кисти.

15. Зафиксировать шину на конечности спиральными ходами бинта до середины трети плеча.

16. Наложить повязку «Дезо» для лучшей фиксации конечности.


НАЛОЖЕНИЕ ЛЕСТНИЧНОЙ ШИНЫ КРАМЕРА

ПРИ ПЕРЕЛОМЕ ПЛЕЧА

Алгоритм оказания неотложной помощи при переломе бедра.

1. Основной принцип шинирования – фиксация трех суставов. Иммобилизация может осуществляться любыми подручными средствами или специальными транспортными шинами.

2. Импровизированные шины изготавливают из картона, дерева, металлических трубок.

3. Перед наложением такую шину обертывают ватой, затем фиксируют бинтом. Укрепление шины на конечности производят бинтами, косынками, ремнями.

4. При переломе бедра наиболее удобна шина Дитерикса, которая обеспечивает иммобилизацию конечности, умеренное вытяжение костных отломков. При наложении шины вначале плотно прибинтовывают подошву к стопе пострадавшего, затем закрепляют боковые планки под мышкой и в области паха, а за стопу производят вытяжение периферического отломка – этим достигают надежной иммобилизации.

5. Можно использовать пневматические шины. Надувную шину разворачивают, помощник производит вытяжение ноги за
стопу и слегка ее приподнимает, а врач протягивает полотнище шины под ногой до ягодицы.

6. Шину застегивают на молнию и надувают.

7. Также при переломе бедра можно использовать шины Крамера, соединяя их между собой. Накладывают их с наружной, внутренней и задней стороны. Иммобилизация трех суставов является обязательной.

8. Транспортировка производится на носилках (в горизонтальном положении) в травматологическое отделение стационара.

Алгоритм наложения шины Крамера при переломе голени.

Показания : перелом голени, вывих коленного сустава.

1. Уложить пациента на спину, успокоить.

2. Объяснить ход предстоящей манипуляции.

3. Разрезать одежду по шву, открыть место травмы.

4. Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома или вывиха.

5. Выбрать лестничную шину Крамера: первую – 120см длиной, 11 см шириной, две шины – длиной 80см, шириной 8 см.

6. Обернуть с двух сторон шины ватой и прибинтовать вату к шине.

7. Приложить конец шины к стопе здоровой конечности пациента, от пальцев к пятке.

8. Согнуть в области пятки под прямым углом.

9. Уложить ногу на подготовленную шину: 1 шина проходит по стопе, задней поверхности голени до средней трети бедра, 2 шина проходит по наружной поверхности голени, 3 – проходит по внутренней поверхности голени.

10. Зафиксировать шины на конечности спиральными турами бинта.

Оснащение : шина Крамера длиной 80 см, два бинта шири­ной 8-10 см, ватно-марлевый валик, ножницы, медицинская косынка, булавка.

Шину Крамера при переломах накладывают в два этапа.

Первый этап - моделирование шины по здоровой конеч­ности.

1. Усадите пострадавшего удобно, встаньте к нему лицом и согните его здоровую руку в локтевом суставе под углом 90 градусов.

2. Приложите шину к согнутой руке и измерьте расстояние от кончиков пальцев до локтя. На месте локтя согните шипу под прямым углом (не на пациенте!).

3. После подготовки шина должна лежать от кончиков па­льцев до средней или верхней трети плеча. Проверьте ее поло­жение.

Второй этап - наложение подготовленной шины на сло­манную руку.

1. Осторожно придайте поврежденной руке физиологиче­ское положение.

2. Уложите поврежденную руку ладонью вниз на подготов­ленную шину.

3. Вложите валик в ладонь пациента и прибинтуйте шину в области лучезапястного сустава восьмиобразной повязкой.

4. Прибинтуйте шину в области локтевого сустава повязкой.

5. Подведите руку с наложенной шиной на косыночную повязку.

Наложение шины Крамера при переломе голени

Оснащение : шины Крамера длиной 80 см - 3 штуки, ватно-марлевый валик, два бинта шириной 8-10 см, ножницы.

Первый этап - моделирование шин по здоровой конечности.

1. Уложите пострадавшего удобно и расположитесь со сто­роны здоровой конечности.

2. Согните шину в области пятки под углом 90 градусов так, чтобы на ее короткий конец полностью помещалась сто­па пострадавшего.

Длинное плечо шины при этом ложится по задней поверх­ности конечности до средней или верхней трети бедра.



3. Вторую шину уложите вдоль конечности сбоку, захватив коленный и голеностопный суставы и изогнув конечную часть шины длиной 10-12 см вокруг стопы в виде стремени.

4. Проделайте то же с третьей шиной, уложив ее вдоль ко­нечности с другой стороны.

Второй этап - наложение подготовленных шин на сло­манную ногу.

1. Придайте осторожно поврежденной конечности физио­логическое положение.

2. Уложите ногу на подготовленную первую шину и подло­жите валик под коленный сустав.

3. Приложите с двух сто­рон конечности, внутри и снаружи, подготовленные остальные шины.

4. Прибинтуйте шину во­круг голеностопного сустава восьмиобразной повязкой.

5. Прибинтуйте шину во­круг коленного сустава повязкой.

Наложение шины Крамера при переломе бедра

Для иммобилизации бедра используют три шины длиной 120 см.

Принцип действий такой же, как при наложении шин при переломе голени. Нижняя длинная шина должна захватить стопу и три сустава: голеностопный, коленный и тазобедрен­ный. Протяженность ее - от кончиков пальцев на стопе до поясницы. Две боковые шины накладывают с образованием стремени на стопе: наружную - с захватом тазобедренного сустава, внутреннюю - от паховой складки. Шины прибинто­вываются в области голеностопного, коленного и тазобедрен­ного суставов соответствующими повязками.

Рис. Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждениях бедра

Первая медицинская помощь при переломах бедра. Общие правила наложения шин.

Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Основные признаки повреждений бедра:

Ø боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;

Ø движения в суставах невозможны или значительно ограничены;

Ø при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;

Ø движения в суставах невозможны;

Ø отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.

Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра - это шина Дитерихса.
Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени (рис.). Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 – на туловище, 3 – на нижней конечности.

Рис. Транспортная иммобилизация шиной Дитерихса фиксированной гипсовыми кольцами

При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.

Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:

1. Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.
2. Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.
3. Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).
4. Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.
5. Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.
Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин. Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном). Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов (рис).

Рис.Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра:
а – из узких досок; б – при помощи лыж и лыжных палок.

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой (рис. а), либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах (рис. б).

Рис. 4. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»:
а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением

Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.
Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

Первая медицинская помощь при переломах голени. Общие правила наложения шин.

Основные признаки повреждений голени:

Ø боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени;

Ø деформация в месте повреждения голени;

Ø движения в голеностопном суставе невозможны или значительно ограничены;

Ø обширные кровоподтеки в области повреждения.

Лучше всего иммобилизация достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120см и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 см (рис).

Рис. Иммобилизация тремя лестничными шинами повреждений голени:
а – подготовка лестничных шин; б – наложение и фиксация шин

Верхний конец шин должен доходить до середины бедра. Нижний конец боковых лестничных шин изогнут Г-образно. Нога незначительно согнута в коленном суставе. Стопа устанавливается по отношению к голени под прямым углом. Шины укрепляют марлевыми бинтами.
Иммобилизация может быть выполнена двумя лестничными шинами длиной по 120см (рис).

Рис. Иммобилизация двумя лестничными шинами повреждений голени

Ошибки транспортной иммобилизации повреждений голени лестничными шинами:

1. Недостаточное моделирование лестничной шины (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области).
2. Иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин.
3. Недостаточная фиксация стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно), что приводит к ее подошвенному отвисанию.
4. Недостаточная иммобилизация коленного и голеностопного суставов.
5. Сдавление ноги тугим бинтованием при укреплении шины.
6. Фиксация конечности в положении, когда сохраняется натяжение кожи над костными отломками (передняя поверхность голени, лодыжки), что приводит к повреждению кожи над костными отломками или образованию пролежней. Натяжение кожи сместившимися костными отломками в верхней половине голени устраняется обездвиживанием коленного сустава в положении полного разгибания.

Иммобилизация повреждений голени при отсутствии стандартных шин может быть выполнена подручными средствами (рис).

Рис. Транспортная иммобилизация повреждений голени подручными средствами

Первая медицинская помощь при переломах плеча. Общие правила наложения шин.

Признаки переломов плеча и повреждений смежных суставов:

Ø выраженная боль и припухлость в области повреждения;

Ø боль резко усиливается при движении;

Ø изменение формы плеча и суставов;

Ø движения в суставах значительно ограничены или невозможны;

Ø ненормальная подвижность в области перелома плеча.

Иммобилизация лестничной шиной - наиболее эффективный и надежный способ транспортной иммобилизации при повреждениях плеча.

Шина должна захватывать всю поврежденную конечность – от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2–3 см за кончики пальцев. Иммобилизацию выполняют лестничной шиной длиной 120 см.
Верхняя конечность обездвиживается в положении небольшого переднего и бокового отведения плеча. Для этого в подмышечную область на стороне повреждения вкладывают ком ваты, локтевой сустав согнут под прямым углом, предплечье расположено таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу. В кисть вкладывают валик из ваты (рис).

Рис. Положение пальцев кисти при иммобилизации верхней конечности

Подготовка шины (рис):

Ø Измеряют длину от наружного края лопатки пострадавшего до плечевого сустава и изгибают на этом расстоянии шину под тупым углом;

Ø Измеряют по задней поверхности плеча пострадавшего расстояние от верхнего края плечевого сустава до локтевого сустава и изгибают шину на этом расстоянии под прямым углом;

Ø Оказывающий помощь, на себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья.

Ø Часть шины, предназначенную для предплечья, рекомендуется выгнуть в форме желоба.

Ø Примерив изогнутую шину к здоровой руке пострадавшего, делают необходимые исправления.

Ø Если шина недостаточной длины и кисть свисает, ее нижний конец необходимо нарастить куском фанерной шины или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна, ее нижний конец подгибают.

Ø К верхнему концу обернутой серой ватой и бинтами шины привязывают две марлевые тесемки длиной 75 см (рис).

Подготовленная к применению шина прикладывается к поврежденной руке, верхний и нижний концы шины связывают тесьмами и укрепляют шину бинтованием. Руку вместе с шиной подвешивают на косынке или перевязе (рис).

Рис. Транспортная иммобилизация всей верхней конечности лестничной шиной:
а – прикладывание шины к верхней конечности и связывание ее концов;
б – укрепление шины бинтованием; в – подвешивание руки на косынке

Для улучшения фиксации верхнего конца шины, к нему следует прикрепить дополнительно два отрезка бинта длиной 1,5 м, затем провести бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, сделать перекрест, обвести вокруг груди и связать (рис).

Рис. Фиксация верхнего конца лестничной шины при иммобилизации верхней конечности

При иммобилизации плеча лестничной шиной возможны следующие ошибки:

1. Верхний конец шины достигает только лопатки больной стороны, очень скоро шина отходит от спины и упирается в шею или голову. При таком положении шины иммобилизация повреждений плеча и плечевого сустава будет недостаточной.
2. Отсутствие тесемок на верхнем конце шины, что не позволяет его надежно фиксировать.
3. Плохое моделирование шины.
4. Иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.

При отсутствии стандартных шин иммобилизацию осуществляют с помощью косынки медицинской, подручных средств или мягких повязок.
Иммобилизация косынкой медицинской. Обездвиживание косынкой осуществляется в положении небольшого переднего отведения плеча при согнутом под прямым углом локтевом суставе. Основание косынки обводится вокруг туловища примерно на 5 см выше локтя и концы ее связываются на спине ближе к здоровой стороне. Вершина косынки заводится кверху на надплечье поврежденной стороны. В образовавшемся кармане удерживается локтевой сустав, предплечье и кисть.
Вершина косынки на спине связывается с более длинным концом основания. Поврежденная конечность оказывается полностью охваченной косынкой и фиксированной к туловищу.

Иммобилизация подручными средствами . Несколько дощечек, кусок толстого картона в виде желоба могут быть уложены с внутренней и наружной поверхности плеча, что создает некоторую неподвижность при переломе. Затем руку помещают на косынку или поддерживают перевязью. Иммобилизация повязкой Дезо. В крайних случаях иммобилизация при переломах плеча и повреждении смежных суставов осуществляется путем прибинтовывания конечности к туловищу повязкой Дезо. Правильно выполненная иммобилизация верхней конечности значительно облегчает состояние пострадавшего и специальный уход во время эвакуации, как правило, не требуется. Однако периодически следует осматривать конечность, чтобы при увеличивающемся в области повреждения отеке не наступило сдавление. Для наблюдения за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности, рекомендуется оставлять не забинтованными концевые фаланги пальцев. При появлении признаков сдавления, туры бинта следует ослабить или рассечь и подбинтовать. Транспортировка осуществляется в положении сидя, если позволяет состояние пострадавшего.

Первая медицинская помощь при переломах предплечья. Общие правила наложения шин.

Признаки переломов костей предплечья:

Ø боль и припухлость в области травмы;

Ø боль значительно усиливается при движении;

Ø движения поврежденной руки ограничены или невозможны;

Ø изменение обычной формы и объема суставов предплечья;

Ø ненормальная подвижность в области травмы.

Иммобилизация лестничной шиной - наиболее надежный и эффективный вид транспортной иммобилизации при повреждениях предплечья.
Лестничная шина накладывается от верхней трети плеча до кончиков пальцев, нижний конец шины выстоит на 2 –3 см. Рука должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом, а кисть обращена ладонью к животу и незначительно отведена в тыльную сторону, в кисть вкладывают ватно-марлевый валик для удержания пальцев в положении полусгибания (рис а).

Рис. Транспортная иммобилизация предплечья:
а – лестничной шиной; б - подручными средствами (с помощью дощечек)

Лестничную шину длиной 80 см, обернутую серой ватой и бинтами, сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава таким образом, чтобы верхний конец шины находился на уровне верхней трети плеча, участок шины для предплечья изгибают в виде желоба. Затем прикладывают к здоровой руке и исправляют недостатки моделирования. Подготовленную шину накладывают на больную руку, прибинтовывают на всем протяжении и подвешивают на косынку.
Верхняя часть шины, предназначенная для плеча, должна быть достаточной длины, чтобы надежно обездвижить локтевой сустав. Недостаточная фиксация локтевого сустава делает иммобилизацию предплечья неэффективной.
При отсутствии лестничной шины, иммобилизацию осуществляют с помощью фанерной шины, дощечки, косынки, пучка хвороста, подола рубахи (рис б).

Иммобилизация

Иммобилизация - создание неподвижности пораженного участка тела, основная мера предупреждения болевого шока. Без иммобилизации пострадавшего нельзя транспортировать. Плохая иммобилизация при переломах может привести к вторичному смещению отломков или вторичным повреждениям. Различают транспортную и постоянную иммобилизацию. Нас интересует транспортная.
Транспортная иммобилизация проводится при оказании первой помощи на время транспортировки пострадавшего. При огнестрельных ранах транспортная иммобилизация необходима всегда, так как покой предупреждает развитие инфекции. Для временной иммобилизации применяют шины, а при отсутствии шин - подручные средства. При транспортной иммобилизации конечностей необходимо фиксировать два сустава (выше и ниже места повреждения), а при переломе плеча и бедра - три крупных сустава конечности.

Иммобилизация выполняется с обездвиживанием двух соседних суставов, расположенных выше и ниже места перелома.

При открытых переломах нельзя прикладывать шину к местам, где выступают наружу костные отломки.

Иммобилизация при помощи подручных средств: а, б - при переломе позвоночника; в, г - иммобилизация бедра; д - предплечья; е - ключицы; ж - голени.



Если необходимо транспортировать пострадавшего, лучше это делать на носилках, собранных из подручных средств. Если таковых нет, в некоторых случаях допускается переноска пострадавшего.

Переноска пострадавшего в одиночку: а - на руках; б - на спине; в - на плече.

Переноска пострадавшего вдвоем: а - способ «друг за другом»; б - «замок» из трех рук; в - «замок» из четырех рук.

Еще немного о транспортировке
Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости.
Пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя.
При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к. охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.
В период транспортировки необходимо наблюдать за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.
Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе происходящего.

Помощь при переломах, наложение шин

Последовательность действий:

  • при открытом переломе и наличии обильного кровотечения из раны - остановить кровотечение (наложенить жгут или давящую повязку);
  • наложение первичной асептической повязки на рану;
  • обезболивание (дача анальгетиков, если есть);
  • произвести транспортную иммобилизацию конечности;
  • если все осложняется шоком, необходимо провести простейшие противошоковые мероприятия (согревание, прием внутрь горячего чая);

Наложение шин

Шина - прокладка из твердого материала, армирующая повязку. Шинная повязка состоит из шины, мягкой прокладки и бинта. В качестве мягкой прокладки можно использовать вату, одежду и т.п.

  • Шину можно изготовить из подручных материалов. Для этого подойдет толстый картон, дощечки, палки.
  • При наложении шины нужно помнить о том, что шина должна перекрывать два соседних с переломом сустава.
  • Шина не должна соприкасаться с кожей. Особенно это важно в тех местах, где кости располагаются близко к поверхности тела.
  • Наиболее удобно накладывать шины по бокам конечности, менее удобно по передней или задней сторонам конечности.
  • Под шиной должна быть мягкая прокладка.
  • Необходимо тщательно прибинтовывать шину к иммобилизуемой части тела, чтобы она не смогла сместиться.

Шинные повязки на верхнюю конечность

  • При повреждении в области плечевого сустава (ключица, лопатка, головка плечевой кости, хирургическая шейка плеча) будет вполне достаточно прибинтовать правильно согнутую в локте руку к туловищу с помощью косынки.
  • При повреждении в области локтевого сустава и предплечья шина накладывается на плечо и предплечье с внешней стороны или накладываются две деревянные шины: одна с внутренней стороны, между плечом и туловищем, другая на предплечье снизу. Обе шины должны быть хорошо скреплены выше локтевого сустава. После чего, рука подвешивается с помощью двух косынок.
  • При переломах костей предплечья - шину располагают от кончиков пальцев до середины плеча. Руку сгибают в локтевом суставе, под прямым углом, ладонь обращена к животу, пальцы полусогнуты, в ладонь вкладывается валик. Прибинтовывают шину на всем протяжении и затем подвешивают на косынку.
  • При переломах костей кисти - шина должна идти от кончиков пальцев до середины предплечья. Пальцы должны быть согнуты, в них вкладывается валик из марли или бинта. Ладонная поверхность кисти несколько повернута к животу. После наложения шины и фиксации кисть подвешивается на косынку.
  • При переломе плечевой кости - шина должна захватывать всю конечность от пальцев до надплечья здоровой стороны, фиксируя три сустава. Она пройдет от кончиков пальцев по задненаружной поверхности предплечья и плеча на спину до лопатки на здоровой стороне. При отсутствии одной достаточной длины лестничной шины, можно воспользоваться двумя короткими лестничными шинами. После их наложения и фиксации рука подвешивается на косынке или бинте.
  • При переломе ключицы - фиксацию осуществляют мягкими повязками. Можно осуществить иммобилизацию, подвесив конечность на стороне повреждения на косынку.

Переломы ребер
При изолированных переломах одного или двух ребер наложение иммобилизирующей повязки желательна. При переломе трех и более ребер на одной или обеих половинках грудной клетки можно применить простую бинтовую повязку на грудь с «портупеей». Грудь бинтуется туго (стягивается).