04.10.2021

Методика обучения детей чтению по слогам. Как научить ребенка читать по слогам? Методики обучения чтению по слогам. Смешанные слоговые методики


Множество. И выбор оптимальной из них будет зависеть от множества факторов, в частности возраста малыша и его готовности воспринимать ту или иную информацию.

Все подходы к обучению чтению могут быть разделены на 4 вида:

  • аналитико-синтаксический;
  • буквосослагательный;
  • чтение целыми словами;
  • складовый.

В современных российских школах применяется первый из перечисленных методов. Исходя из методики обучения, единицей чтения в нем являются звуки, которые в последующем складываются в слоги.

Аналитико-синтаксические слоговые методики

Аналитико-синтаксические методики выделяет четкая структурированность единиц речи и четкая последовательность порядка обучения:
«звук → буква → слог → слово → фраза → предложение».

Их существенное отличие заключается в том, что малышу не предлагается сразу же изучить алфавит . Прежде он знакомится со звуками, учится слышать их в слове, анализирует состав слова.

Ярким примером аналитико-синтексической методики обучения может выступать система Эльконина-Давыдова.

Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова

Согласно данной методике процесс обучения делится на следующие этапы :

  1. Добуквенный или звуковой. Игры данного периода направленные на научение ребенка слышать определенные доминирующие звуки, а также произносить их. Примерами таких игр является звукоподражание (как гудит поезд, как дует ветер), выделение основного звука в стихах нахождение заданного звука.
  2. Научение ребенка определять звуковой состав слова (из каких звуков состоит слово, твердые и мягкие согласные).
  3. Звуковой анализ слова, когда ребёнок учится считать количество звуков в словах, находить ударный звук.
  4. Буквенный этап. На котором ребёнок переходит к изучению алфавита.
  5. Составление слогов с изученными буквами.
  6. Чтение слов.

Достоинства аналитико-синтексических методик:

  • Родителям в целом понятна и знакома данная система.
  • Дети получают развернутое представление о фонетике.
  • Легче происходит усвоение грамматики и орфографии.
  • У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов, вследствие чего они избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв).
  • Методики не противоречат школьной программе, ребенку не приходиться «переучиваться».
  • Прекрасно подходят детям с задержкой речевого развития, могут применяться параллельно с работой логопеда.

Недостатки методик:

  • Данные методики лучше подходят для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и тяжело применимы для раннего обучения чтению, поскольку требуют регулярных занятий и упражнений, мало похожих на игру.

Буквосослагательные методики

Буквосослагательный метод предлагают в основном зарубежные авторы. Он предполагает изучение букв, в качестве единиц чтения и последующее составление из них слов (побуквенное чтение). При этом уделяется особое внимание всестороннему изучению букв и их запоминанию. Этап же составления слогов при «чистом» буквосослагательном подходе опускается. В качестве примера можно привести систему раннего развития, предложенную Монтессори.

Обучение чтению по методу Монтессори

Обучение начинается со всестороннего знакомства с буквами, как элементом языка.

Процесс условно делится на три этапа:

  1. Знакомство с буквой как символом. Ребенок учится писать буквы с помощью специальных рамок, раскрашивает их, изучает и рассматривает различные варианты исполнения букв (из ткани, бумаги, пластмассы, разнообразных текстур и цветов).
  2. Изучение звуков и соотнесение их со знакомым символами. Ребенок на слух воспринимает звуки и обводит контур названной буквы пальцем.
  3. Собственно обучение чтению и письму. Дети учатся складывать из знакомых букв и соответствующих им звуков слова, фразы и предложения.

Достоинства методики:

  • Разнообразие игровых заданий с игрушками, шаблонами и пособиями.
  • Дети быстро учатся читать без разделения слов на слоги.
  • Поскольку система рассчитана на самостоятельное знакомство ребенка с окружающей его средой, малыш быстро приобретает навык самостоятельного чтения про себя.
  • Материалы, используемые в процессе, не только «учат» читать, но и направлены на развитие мелкой моторики, логики и аналитического и творческого мышления.

Недостатки методики:

  • Огромная трудоемкость и дороговизна в домашних условиях. Требуется множество элементов развивающей среды: карточки, шаблоны, игрушки, книжечки, рамочки и тд.
  • Большинство занятий методики рассчитаны на группу детей.
  • На этапе составления целых слов из изученных букв у малыша могут возникнуть сложности.

Методика Ольги Соболевой

Из отечественных авторов подобных методик можно отметить Ольгу Соболеву. Она также использовала творческий подход к запоминанию букв и звуков с использованием доминирующего вида памяти, а сам процесс обучения предложила делить на три потока информации (для аудиалов, кинестетиков и визуалов).

  • Многие занятия и игры выполняются совместно с родителями.
  • Процесс обучения легко организовать с одним ребенком.
  • Есть значительное количество учебных материалов, рассчитанных не только на изучение букв, но и чтение слов, разработан специальный «Букварь».

Все занятия происходят в игровой форме, но предполагается плавный переход от игровых заданий к работе непосредственно с книгой. Основной же целью обучения Ольга Соболева считает необходимость привить ребенку любовь к печатному слову.

Обе отмеченные методики также имеют возрастные ограничения. Их целесообразно применять, когда малыш уже будет готов воспринимать слово не глобально, как в совсем раннем возрасте, а проявит интерес к отдельным составляющим изучаемых объектов. Как правило, это происходит около 3-4-х лет.

Смешанные слоговые методики

Довольно много смешанных методик. В них не делается такого акцента на фонетику, как при аналитико-синтексическом подходе, при этом после изучения букв кроха переходит к чтению по слогам (слоговое чтение).

Отличие методик, приближенных к бувосослагательному методу заключается в том, что фонемы воспринимаются на слух и запоминаются как бы «сами собой». Звуковому анализу не уделяется столь пристального внимания, но схема: «буква (звук) — слог — слово — фраза — предложение» остается прежней.

Те, кто придерживаются данного направления, рекомендуют начать изучение букв не с их полного названия, а с соответствующего звука (не «бэ», а «б», не «вэ», а «в»). Так крохе в последующем будет легче освоиться с составлением слогов. Автором первой отечественной смешанной методики можно назвать профессора Ушакова, который предложил таким образом преобразовать собственно буквосослагательный метод, принятый еще до революции.

Складовое чтение с использованием кубиков Зайцева

В основе методики, предложенной Зайцевым, лежат склады. От привычных нам слогов их отличает то, что склад состоит всегда из одной или двух букв (звуков) — согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Они проще для восприятия, нежели слоги.

Поэтому и к обучению ребенка можно приступать раньше — в возрасте около 2-х лет. Кроме того, методика не предусматривает скучных занятий с азбукой или букварем. Склады располагаются на учебном материале (кубики).

Кубики отличаются между собой по размерам (большие — твердые склады, маленькие — мягкие) и окраске, кроме того, внутрь часто вкладывается различный наполнитель (для звонких и глухих звуков, гласных). Также используется специальная таблица, в которой содержатся все изучаемые склады.

Достоинства методики:

  • Ребенок без труда осваивает слияние звуков.
  • Учиться можно уже начиная с 1 года. При этом и в более старшем возрасте будет не поздно начать занятия. При этом сам автор отмечает, что даже в школьном возрасте методика может стать «волшебной палочкой», позволяющей наверстать сверстников.
  • На кубиках нет сочетаний букв, отсутствующие в русском языке. Малыш впоследствии никогда не напишет, например «жы» или «шы».
  • Кубики развивают цветовое и пространственное восприятие, музыкальный слух и память, чувство ритма, мелкую моторику.
  • Занятия не отнимают много времени, проходят в форме интересных игр.

Недостатки методики:

  • Ребенку, выучившемуся читать по кубикам Зайцева, сложнее дается фонетика, как основной элемент учебной программы в первом классе. Он не понимает, как делить слово на составные части иначе, нежели по складам.
  • Пособия стоят довольно дорого и быстро приходят в негодность.

Складовый метод используется и менее известными авторами. В продаже при желании можно найти карточки со складами, пазлы и иные игрушки.

Методики раннего развития и чтение целыми словами

Это относительно молодой подход к обучению грамоте. Тем не менее, он приобретает все больше приверженцев, в первую очередь потому, что кажется многим специалистам наиболее «естественным» способом.

Оговоримся сразу — это не просто методики обучения малыша чтению. Это иной подход ко всему образовательному процессу, применяемому по отношению к ребенку.

Чем младше чадо, тем лучше у него развито восприятие образов, а мозг самостоятельно по мере развития на основе полученных образов «выстраивает» закономерности. Именно на этом основано большинство методик раннего развития.

Ярчайшим примером данного направления является методика глобального чтения Глена Домана . Она основывается на том, что ребенка с самого раннего возраста (сам автор рекомендует начинать в 3-6 месяцев) учат воспринимать образы слов, изображенных на карточках. Таким образом, изучение самих слов происходит параллельно с запоминанием их написания.

Прекрасно адаптировал и развил зарубежную методику Андрей Маниченко. Под его авторством вышло несколько книг, касающихся раннего развития детей. Кроме того, у родителей есть возможность приобрести готовые карточки Домана-Маниченко, разделенные на несколько наборов и снабженные описанием конкретных игр с ними.

Достоинствами данного метода являются:

  • Малыш учится читать практически с самого рождения.
  • Дети, обучаемые с помощью карточек, не только вскоре начинают читать, но и быстрее накапливают значительный словарный запас.
  • Ребенок практически сразу начитает понимать смысл прочитанного, его чтение бегло и выразительно.
  • В процессе игры тренируется зрительная и слуховая память ребенка, что будет заметно и в старшем возрасте.

Недостатки методики:

  • Чем старше ребенок, тем менее применима методика. Многие родители, опробовавшие ее, пришли к мнению, что после 2 лет она уже не оправдывает приложенные усилия, поскольку ребенку уже сложно дается запоминание необходимого объема информации.
  • Трудоемкость. Родителям необходимо подготовить огромное число карточек и регулярно многократно показывать их ребенку.
  • Трудности с освоением школьной программы. Недостаточно обучить малыша читать «по Доману», позже потребуются дополнительные занятия по фонетике.
  • Дети, научившиеся бегло читать целыми словами, делают ошибки чаще сверстников, обучаемых по иным методикам.
  • Кроха может привыкнуть к определенному шрифту и иметь сложности с прочтением знакомых слов, написанных иначе.

Несколько слов в заключение

Как видите, методик обучения малыша чтению существует множество. В данной статье мы рассмотрели наиболее известные из них и разбили в соответствии с предлагаемым подходом. Среди них нет «хороших» и «плохих». И методика, которая прекрасно подошла одному малышу может показать не самые лучшие результаты у другого.

Нормально корректировать образовательный процесс в соответствии с особенностями малыша. Будьте готовы к тому, что от избранного подхода придется отказаться или позаимствовать какое-то решение у другого автора.

Допустимо сочетать различные подходы и элементы близких по содержанию методик или «позаимствовать» один из этапов. Например, при изучении букв обратиться к методике Ольги Соболевой, основанной на ассоциативном восприятии детей. А далее, по мере взросления крохи, можно будет плавно переключиться на методику Эльконина-Давыдова.

Другое дело, если избранный подход в целом не оправдал себя. Например, малыш попросту не хочет играть в кубики, и каждое занятие превращается в пытку. В этом случае, прежде чем сменить методологию следует сделать перерыв в занятиях (2-4 недели в зависимости от возраста малыша) и лишь затем предлагать ему новые игры, основанные на ином принципе обучения.

Краткое содержание: Обучение ребенка чтению - учимся читать. Игры для чтения. Обучение чтению детей. Учим буквы скачать. Буквы для детей. Читаем по слогам. Читаем вместе. Слоги в русском языке. Полезные советы по обучению чтению. Развивающие игры для обучения чтению. Чтение по методике Зайцева. Методика Г. Домана. Букварь для детей. Букварь скачать бесплатно. Букварь с пеленок.

Рекомендуем для обучения чтению НОВЫЙ БУКВАРЬ-ОНЛАЙН (Работает на всех типах компьютеров, адаптирован к мобильным устройствам).

Обучение ребенка чтению

Рекомендуем родителям и педагогам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. В специальном разделе сайта"Учимся читать" вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Дополнительная полезная информация:

В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не получилось? В любом случае этот раздел сайта именно для тех взрослых, которые хотят помочь своему ребенку научиться читать.

Давайте сначала разберемся, зачем и почему взрослые учат дошкольников читать, ведь обучение чтению - часть общеобразовательной программы первого класса школы. Вариантов ответа на этот вопрос множество:

Вам кажется престижным, если ваш ребенок уже до школы научится читать (а почему бы ни научить вашего ребенка решать уравнения?);

Вы думаете, что ему проще будет учиться в школе, уже умея читать (а вдруг ему будет неинтересно учиться?);

Ребенок проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать (отлично! Этот раздел именно для вас и вашего ребенка!).

Следующий, очень важный вопрос: сколько лет вашему малышу?

- 2-3 года. Чудесный возраст - ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, с интересом знакомится с цветом, формой, размером предметов, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте - непонятные и неинтересные иероглифы, суть, за ними скрывающаяся, пока недоступна для понимания маленьким человеком. Не стоит в этом возрасте усердствовать в обучении ребенка, будь то чтение, счет, иностранные языки. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения.

- 4-5 лет. С возраста 4-5 лет ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, в этом возрасте особо выражено "чутье ребенка к языку". Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше еще подождать.

- 6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут - в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности - игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).

Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

На чтение 16 мин.

Обучение чтению по программе «Я в Мире»

В соответствии с Государственной базовой программой развития ребенка «Я в Мире» – не самое главное задание для дошкольника, однако при желании детей и родителей уже в этом возрасте можно начинать обучение элементам грамоты и обучение ребенка чтению.

Старшие дошкольники любят рассматривать книжки, слушать, как их читают взрослые, они проявляют и проявляют желание научиться читать самим.

У отдельных детей интерес к буквам и желание научиться читать возникает значительно раньше. Поэтому важно в этой ситуации поддерживать желание детей познавать новое, избрав для этого соответствующие методы.

Яркая и привлекательная книжка поможет, с одной стороны, сделать процесс обучения чтению легким и интересным для детей, с другой – способствует общему развитию ребенка: его интеллекта, речи, мелкой моторики, словарного запаса, восприятие, расширение представлений о мире.

Надо поставить за цель не только научить ребенка читать, но и влиять на личностное развитие ребенка в целом, которое понимается, согласно структуры личности, как развитие способностей, характера, опыта, интеллекта, психофизиологических свойств (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, мышления, чувств, воли).

С какого возраста можно начинать обучать детей чтению?

Трудно сказать однозначно, в каком именно возрасте стоит начинать обучение ребенка чтению, поскольку это зависит от его индивидуальных особенностей. Поэтому с этим должен определиться и ребенок, и взрослый, проанализировав особенности развития конкретного ребенка.

В целом методика обучения чтению рассчитана на четырехлетних детей, то есть количество объектов на странице, величина букв, уровень сложности заданий, предлагаемые виды деятельности, темп выполнения заданий выстраивались с учетом возрастных особенностей детей именно этого возраста.

Однако двенадцатилетняя практика внедрения авторской методики свидетельствует о том, что предлагаемые задания посильные и интересные для трехлетних малышей, поэтому можно начинать учиться читать в трехлетнем возрасте (при желании ребенка), однако выполнять задачи стоит в два раза более медленном темпе и с большей помощью взрослого.

Нередко по предлагаемым пособиям начинали учиться читать пятилетние малыши, им интересно было выполнять задания, однако, по сравнению с четырехлетними детьми, они делали это в гораздо более быстром темпе.

Такая ситуация объясняется психологическими особенностями детей трех, четырех и пяти лет: разной скоростью протекания мыслительных реакций, разным уровнем сформированности мелкой моторики, разным уровнем сформированности навыков выполнения действий, различными познавательными потребностями и тому подобное.

Ознакомление детей с буквами и слогами

Ознакомление детей с буквами и слогами сопровождается иллюстративным материалом, использование которого позволяет параллельно апеллировать к обоим полушариям головного мозга, а значит органично соединить логическое и ассоциативно-образное мышление ребенка в восприятии нового.

Кроме того, работа с рисунками способствует расширению представлений детей об окружающем мире и обогащению их словарного запаса.

Важным является привлечение детей к разнообразным видам деятельности (рисование, вырезание, пение, танцы, конструирование, лепка, передвижение в пространстве и тому подобное), которые являются необходимыми для дошкольников.

Постоянное выполнение игровых заданий способствует как формированию навыков чтения, так и разностороннему развитию ребенка.

Авторская методика обучения детей чтению

В авторской методике заложен принцип максимального разнообразия. Для изучения одной буквы детям предлагается 5-6 заданий с использованием разных видов деятельности, которые призваны разнообразить их деятельность, удивить и порадовать их.

Задания в книге изложены в логической последовательности. Изучение каждой буквы предполагает определенный порядок действий: ознакомление с слогом, отыскивание определенных слогов среди других, выделение определенных слогов в словах в разных позициях (в начале, в середине и в конце слова, составление слов из уже известных слогов.

Такое многократное повторение слогов в разных вариантах и с использованием различных видов деятельности постепенно формирует в сознании ребенка механизм образования слогов.

Книга выполняет двойную функцию: рабочей тетради для детей с овладения процессом чтения и пособия для взрослых по вопросам организации и методики обучения.

Именно поэтому тот, кто работает с ребенком — педагоги, родители, дедушки или бабушки, гувернеры — может сэкономить время и уменьшить усилия для подготовки занятий с ребенком.

В то же время, взрослый имеет возможность проявить собственное творчество в способах подачи задач, в использовании дополнительных игровых приемов и проч.

Пособие адресовано одновременно воспитателям и родителям, благодаря чему обеспечивается согласованность их действий, избежания противоречий и ошибок в обучении чтению детей дошкольного возраста.

Предложенный учебно-методическое пособие учитывает требования Базового компонента дошкольного образования и базовой программы развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» относительно речевого развития и обучения элементам грамоты детей дошкольного возраста.

Оно может быть использован в организации учебной деятельности детей в дошкольных учебных заведениях в форме занятий по обучению грамоте или индивидуальной работы, а также кружковых занятий для детей, которые проявляют ранний интерес и способности к чтению.

Кроме того, оно будет уместно в получении образования в практике семейного воспитания, гувернерства, в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях, которые готовят детей к школе.

Как работать с книгой

Сначала ознакомьтесь с содержанием книги. Это поможет вам составить общее представление о сущности игровых заданий, вида деятельности, последовательность выполнения задач.

Ознакомьтесь с условными обозначениями, которые используются на каждой странице книги. Условные обозначения в виде символа обозначают тот вид деятельности, который используется в определенном игровом задании. Знание условных обозначений создает определенные удобства в работе с ребенком.

С каждым заданием ознакомьтесь заранее, чтобы у вас было время подготовить необходимое оборудование (бумага, ножницы, клей, карандаш, пластилин, природные материалы и тому подобное).

Если на занятие вы выберете несколько задач, то, конечно, подготовьте все необходимое для их выполнения. Во многих случаях после формулировки задачи мелким шрифтом подаются методические рекомендации и советы, которые помогут вам подготовиться к занятиям с ребенком.

Формулируйте ребенку задачу так, как она записана в книге. Однако, если вы и ваш ребенок (ваши дети, группа детей) любите пофантазировать, можете несколько изменить: расширить текст задачи, дополнить его именами сказочных героев, любимых игрушек вашего ребенка, кличками домашних животных. То есть, сделайте так, чтобы задание звучало именно для вашего ребенка (ваших детей, группы детей).

Например, в книге задание записано так: «Помоги белочке собрать орешки на зиму. Вырежи и положи в дупло орешки с буквой И».

Вы можете использовать такой вариант: «Сынок, ты, наверное, знаешь, что белочка готовит себе запасы на зиму, чтобы пережить лютые морозы? Ей надо насобирать и семян и орехов. Поможем ей подготовиться к зиме. Белочка будет тебе очень благодарна. Мы с тобой вырежем орешки только с буквой И, потому что они самые вкусные и самые сладкие. А потом положим их в дупло».

Если у малыша есть любимая игрушка, ее можно использовать как действующее лицо в игровых задачах. Известно, что для 4-летних дошкольников мотив «помочь» – один из самых стойких. Малыши охотно кому-то помогают, чувствуя свою полезность, значимость.

Поэтому некоторые задачи можно предлагать в виде вымышленной истории, скажем такой: «У куклы болит животик, но она не знает дороги к больнице. Выложи ей дорогу из квадратов, на которых есть слоги с буквой…», «Твой медвежонок хочет научиться читать и писать буквы. Покажи ему в слогах букву…» и тому подобное.

Такой подход усиливает мотивацию ребенка к выполнению заданий, способствует формированию у нее добрых чувств к другим.

Выполняя задания, обращайте внимание на рисунки и просите ребенка называть изображенные предметы. Если он испытывает трудности, помогите ему и объясните значение непонятных слов. Это закрепит ее представление об окружающем мире, расширит словарный запас.

Выполняйте задания в определенной последовательности, потому что они не являются случайным набором, а составляют четкую и логично выстроенную систему.

Переход от чтения слов к текстам

Переход от чтения слов к текстам осуществляются постепенно по определенному алгоритму, который действует в пределах задач из одной темы. В основе этого алгоритма заложено движение от простого к сложному:

Обучение ребенка чтению слов разделен на отдельные (простые) процессы:

  • узнавание и называние букв;
  • узнавание и называние слогов;
  • выделение слогов в структуре слова;
  • называние слогов в слове, т. е. чтение слов.

Например, задание: «Найди и вырежи квадраты с буквой А». Сначала обратите внимание ребенка на то, что на странице нарисовано несколько квадратов (их можно даже сосчитать, обратите внимание на цвет, размер и т.д).

Затем пусть ребенок найдет и покажет тот квадрат, который она будет вырезать. Если он показал неправильно, еще раз покажите ему букву, а затем снова предложите найти квадрат с такой буквой.

Формирование навыков чтения

Для формирования у ребенка устойчивых навыков чтения нужно обращать его внимание на буквы и слоги. В процессе выполнения задания и после окончания пусть он называет букву, которую выучил; слоги, изображенные на рисунке.

Не забывайте о том, что обычно ребенку младшего возраста легче запомнить материал, если он проговаривает его несколько раз вслух.

Не обязательно предлагать малышу выполнять за одно занятие 5 – 6 задач.

Помните: продолжительность занятий не должна превышать 10 — 20 минут для 4-летних детей и 20 – 30 минут – для 5 – 6-летних.

Если ребенок проявляет желание, такие занятия можно немного удлинять и проводить чаще: и каждый день, и дважды-трижды в неделю. Как правило, игровые задания нравятся малышам, и они охотно их выполняют.

Обучение ребенка чтению на занятиях

Занятия можно проводить как групповые, так и индивидуальные. Если вы работаете с группой детей, удобнее, когда их меньше в группе. Оптимальной для работы в группе количество детей может колебаться от 10 до 15 человек.

Если количество детей в группе большая, стоит проводить обучение ребенка чтению подгруппами. Такой подход обусловлен необходимостью уделить внимание каждому ребенку во время выполнения задания, а чем больше детей, тем труднее это сделать педагогу.

Обучение ребенка чтению, надо учитывая их индивидуальные особенности: возраст ребенка, его физическое и психическое состояние, наклонности, интересы, желания.

Обычно четырехлетние малыши справляются с изучением одной буквы (и выполнением соответствующих задач) в течение недели.

Вполне понятно, что пятилетние дети выполняют предлагаемые задания и учатся самостоятельно читать значительно быстрее. Если вы начали обучение ребенка чтению раньше, чем в 4 года, темп усвоения учебного должен быть значительно более медленным: изучение одной буквы (и выполнения соответствующих задач) должно осуществляться в течение полутора или двух недель.

Постановка задач при обучении чтения

На занятиях по чтению малыш должен чувствовать себя комфортно. Так, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, варьируется количество задач, место и темп их выполнения:

  • можно позволить ребенку выполнять задания не за столом, а сидя на коврике или в каком-то другом месте комнаты;
  • когда ребенок непоседлив, следует увеличить для него количество подвижных задач;
  • если малышу нравится красить, стоит позволить ему раскрасить все детали рисунка, а не только те, которые предусмотрены заданием;
  • ребенок медлительный — не следует форсировать выполнение заданий – это только повредит делу. Пусть продвигается присущим ему темпом;
  • не стоит упрекать малыша, если он чего-то не понял или выполнил задание неправильно. Пусть попробует еще раз или выполнит другую подобную упражнение.

Такой подход обусловлен целью деятельности: способствовать общему развитию детей, дать им положительные эмоции и привить интерес к чтению.

Ни в коем случае не надо заставлять ребенка читать, ибо принуждение вызывает сопротивление и возмущение. Не стоит говорить: «Надо учиться читать», «Андрюша не хочет читать, но нужно», «Сегодня будем учить буквы» и тому подобное.

Вообще очень важно, чтобы процесс обучения чтению сопровождали положительные эмоции. Иначе ребенок быстро будет уставать, будет чувствовать дискомфорт, трудности и тому подобное.

Не забывайте хвалить маленьких учеников за их успехи, выражая радость, восторг, поддержку по этому поводу: «Ты молодец!», «Как хорошо ты справился с задачей!», «В следующий раз получится еще лучше!».

Техника обучения чтению

Книга имеет несколько разделов: сначала рекомендуется обучение ребенка чтению букв, которые обозначают гласные звуки; затем учатся читать открытые слоги и начинают читать простые слова; далее дети овладевают словами, содержащими йотированные буквы, мягкий знак и апостроф.

По сравнению с первым и вторым изданием руководства, в этом издании есть определенные изменения ознакомлением с образами букв. Так, на каждой странице, которые начинаются задания на усвоение букв, цветные поля содержат изображения как большой, так и маленькой буквы.

Кроме того, часть задач предполагает оперирование изображениями больших букв, а часть – изображениями маленьких букв. Это обусловлено необходимостью усвоения детьми образов большой и маленькой букв как подготовки детей к чтению обычных текстов, в которых есть и те, и другие.

Этапы обучения

Знакомить детей с буквами следует начинать с тех, что обозначают гласные звуки (раздел 1). Это надо делать последовательно, по очереди. Для изучения каждой буквы предлагается 5 – 6 задач: сначала – на ознакомление с буквой, затем – на ее нахождения в слогах и словах (ребенок показывает пальчиком, раскрашивает, подчеркивает, обводит, вырезает и т. п).

Выполняя задания раздела 1, не стоит заставлять ребенка сразу читать слоги. На этом этапе он только усваивает буквы, обозначающие гласные звуки и знакомится со слогом как наименьшей языковой единицей.

Для примера приведем задание на запоминание буквы В:

  • помоги ежику собрать груши с буквой В, соединив их карандашом;
  • своим телом изобрази букву В;
  • твоя любимая игрушка забила ножку, поплачь вместе с ней, произнося: «У-у-у…»;
  • составь из спичек букву В;
  • найди букву В, что спряталась в слогах, обведи ее карандашом;
  • раскрась в красный цвет клубнички, на которых есть слоги с буквой У.

Если ребенок свободно ориентируется относительно гласных звуков, переходите к изучению букв, обозначающих согласные, и чтение открытых слогов (раздел 2).

Чтение закрытых слогов можно усвоить на дальнейших этапах работы.

Заметим: для дошкольников важным является запоминание звуков, а не букв, поскольку малыш, увидев, скажем, изображения буквы Б, должен сказать [б], а не [бэ], и [в], а не [ве], [г], а не [е] и тому подобное.

А алфавитные названия букв ребенок без проблем выучит в школе, когда будет знакомиться с азбукой.

Одновременно нужно учить малышей замечать и образовывать с буквой, что изучается, открытые слоги (согласный + гласный) и находить эти слоги в словах.

Читайте их вместе с ребенком. Желательно это повторить несколько раз.

Так, изучая букву Б, предложите задачи:

  • раскрась барабан с незнакомой буквой, познакомься с буквой Бб;
  • выложи букву Б из природного материала;
  • напиши букву Б в каждом квадрате и узнай, что сказал барашек;
  • побарабань в барабан, произнося слоги ба, бо, бу, бэ, бы, би, маршируючи по комнате;
  • изготовь аппликацию, вырезав и приклеив шляпку каждой девочке;
  • найди и обведи в словах слоги с буквой б.

Во время выполнения задания необходимо следить, чтобы ребенок сразу читал вслух слоги, а не буквы, из которых они состоят).

В случае необходимости можно предложить малышам выполнить упражнение несколько раз – главное, чтобы они научились читать слоги правильно и быстро.

Следовательно, изучая каждую букву, желательно пройти такие этапы работы:

  1. Ознакомление с буквой, нахождение ее среди уже известных.
  2. Ознакомление со слогами, которые образуются с помощью этой буквы.
  3. Нахождения слога с новой буквой среди других слогов.
  4. Нахождения слога с новой буквой в словах. (Отметим, что не всегда открытый слог, который обводит ребенок в слове, совпадает с составом слова.
  5. Скорее мы просим ребенка обвести буквосочетание согласный + гласный, который для удобства называем составом. То есть, ребенок должен обвести определенную букву для обозначения согласного с последующей буквой в обозначении гласного звука.)
  6. Повторение ранее изученных слогов, составление из них слов; конструирование слов из новых слогов.

Если ребенок уже может свободно образовывать открытые слоги и уверенно их читать, стоит дать ему возможность читать одно — и двусложные слова.

Это усилит интерес к чтению, ведь иметь дело со словами гораздо интереснее, чем со слогами. Если возникают трудности, надо помочь ребенку прочитать слово. Вы, например, читаете первый слог, а малыш пусть прочитает второй.

Когда ребенок усвоит все согласные звуки, научится читать слоги, образующиеся с ними, овладеет одно — и двусложные слова, переходите к изучению слогов с йотированными буквами (раздел 3).

Обучение ребенка чтению этих слогов составляет для малышей определенные трудности, поскольку, в начале слова йотированные буквы обозначают два звука, которые нужно слитно произносить: я = [й] + [а], ю = [й] + [у] и тому подобное.

В середине или в конце состава после согласного йотированные буквы обозначают один звук и употребляются для смягчения предыдущего согласного звука.

Все это надо объяснить малышу, потренироваться вместе с ним в произношении новых звуков, сначала выполнить задания, которые предусматривают чтение слогов, в которых йотированные буквы обозначают два звука, а затем те, в которых они обозначают один звук. Далее предлагается закрепить знания о йотированных буквах, отыскав их в словах.

Ознакомление с мягким знаком и апострофом

После ознакомления с йотированными буквами ознакомьте воспитанников с мягким знаком, апострофом и особенностями чтения слогов с ними.

Уместно пояснить, что мягкий знак употребляется для смягчения предыдущего согласного, а апостроф — для раздельности произношения йотированного и предыдущего согласного. Сначала дети учатся читать слоги с мягким знаком и апострофом, а потом отыскивают их в словах.

Следующий этап – обучение ребенка чтению закрытых слогов (раздел 4).

Закрытые слоги (гласный + согласный) дети часто читают наоборот. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить следующие игровые задания:

  • дорисуй бабочкам крылышки, соединив точки. Прочитай слоги, написанные на крылышках;
  • соедини линией елки, на которых есть слоги с одинаковыми буквами;
  • выложи из палочек слоги: ша – аш, ну – ун, те – ит.

Выполняя эти задания, ребенок учится замечать различие между закрытыми и открытыми слогами, правильно их читать.

Затем следует перейти к изучению открытых слогов с несколькими согласными (согласный + согласный + гласный), чтение которых вызывает у детей определенные трудности, преодолеть которые помогут специальные задачи (раздел 5):

  • найди ключик к каждому замку (соедини их линией);
  • вырежи и разложи кирпича на грузовики;
  • вырежи слоги, которые бегут к книжке.

Объясните детям технику чтения таких слогов: сначала надо прочесть первый согласный, а дальше слитно читать открытый слог. Например: т⁞ра, к⁞ло и тому подобное.

Стоит обратить особое внимание на слитное прочтение буквосочетаний дж и дз, о чем подсказывает дужка, которая написана сверху над буквосочетаниями.

После того, как закончено обучение ребенка чтению разных типов слогов, переходите к чтению слов (раздел 6). Сделать этот переход плавным и интересным для ребенка опять же помогут игровые задания.

Однако специалисты в области педагогики не рекомендуют так нагружать малыша в этом возрасте, ведь двухлетке и без того есть что постигать. В это время должны формироваться навыки социализации, коммуникации, без которых в будущем ребенку будет сложно найти свое место в обществе.

Родители могут возразить: ведь детки очень хорошо узнают буквы на картинках! Действительно, это так. Малыши 2-3 лет хорошо запоминают и узнают графические изображения букв, но расценивают их только как картинки.

Но соотнести букву со звуком, соединить две буквокартинки в слог - слишком сложные задачи для ребенка раннего дошкольного возраста. Учиться читать в 2-3 года еще рановато.

Признаки готовности ребенка к началу обучения

Первое правило, касающееся сроков обучения такому навыку как чтение, гласит, что начинать этот процесс необходимо тогда, когда малыш уже:

  • хорошо говорит,
  • не пропускает и не «глотает» звуки,
  • успешно справляется с трудновыговариваемым «р»,
  • не шепелявит и не присвистывает.

Если кроха начнет учиться читать до устранения этих проблем, в будущем у него могут возникнуть проблемы не только с самим чтением, но и с письмом: перестановка звуков и букв, пропуск звука во время говорения и буквы при написании слов.

Еще одним условием благополучного обучения грамоте является наличие у ребенка развитых навыков анализа и синтеза. Именно они помогут малышу разобраться, что он видит не просто изображение, а именно, букву, которой соответствует определенный звук. А также понять, что две буквы образуют слог, который можно произнести.

Как правило, этими навыками ребенок овладевает к 5 годам. Именно в это время опытные педагоги и рекомендуют начинать освоение навыка чтения по слогам.

Помимо этого, следует заниматься с ребенком чтением тогда, когда он к этому готов, то есть может в течение 15-20 минут сосредоточиться на одном деле. В противном случае наука не пойдет впрок, и обучение малышу совсем не понравится.

Подготовительный этап: осваиваем буквы и звуки

Еще одним условием, без которого чтение по слогам, а уж тем более беглое, просто невозможно, является знание ребенком всех букв и звуков. Важно, чтоб ребенок понимал, какому изображению соответствует тот или иной звук.

Именно поэтому начинать обучение чтению следует с изучения грамоты. Для этого можно использовать любую детскую книгу с крупными буквами.

Но все же лучше приобрести букварь: это проверенное годами пособие, способствующее поэтапному овладению навыком. Здесь и буквы, и звуки, и интересные картинки по теме. Обучение будет и продуктивным, и интересным.

Освоение гласных

Как правило, звукобуквенный состав языка начинают изучать с гласных А, О, Э, У, Ы, И. Ребенок запоминает, как выглядят эти буквы и как произносятся соответствующие звуки. Покажите малышу, как хорошо пропеваются гласные. Следом за простыми гласными можно изучить йотированные, составив все 10 звуков в пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е плюс еще одна пара Ы - И.

В таком сочетании ребенок быстро освоит гласные звуки. Не стоит углубляться в фонетику и объяснять ребенку, что йотированные гласные обозначают два звука, и уж тем более не нужно употреблять на занятии сам термин. Достаточно просто изучить сами буквы и звуки. Теорию детям подробно объяснят в школе.

Разучивание согласных

Разобравшись с «поющими» гласными, можно переходить к согласным. Обычно сначала изучают сонорные - Л, М, Н, Р и звонкие звуки. Затем можно приступить к освоению глухих согласных, используя тот же метод, что и при изучении гласных - соединение букв (звуков) в пары: Б - П, З - С и так далее.

После этого наступает очередь непарных шипящих и Й. С «беззвучными» буквами - Ь и Ъ - знакомятся в последнюю очередь.

Важный момент: впервые показывая ребенку буквы, произносите не их названия, а звуки, то есть не «бэ», а «б», не «эн», а «н». Так малышу будет легче соотнести звук и букву. В противном случае пятилетка может перепутать название буквы и звук и выдаст загадочное «эноэс» вместо простого и понятного «нос».

Начинаем читать по слогам

Сонорный + А

Учиться читать слоги следует с самых простых примеров. Как правило, на первых этапах осваиваются слоги, начинающиеся с сонорных и оканчивающиеся на А: МА, ЛА, РА и так далее. На данном этапе важно объяснить малышу, что во время чтения слога один звук как бы притягивается к другому, звуки нужно произносить слитно.

Используя сочетание «сонорный + гласный» можно наглядно показать слияние звуков, произнеся слог нараспев: «ммммаааа». Еще нагляднее суть соединения звуков можно продемонстрировать на примере сочетания двух гласных: АУ, УА.

Конечно, такое сочетание слогом не является, но использование его на данном этапе поможет ребенку понять, как один звук постепенно, безотрывно переходит в другой.

Сонорный +другие гласные

Разобравшись с сочетанием сонорного и гласного А, можно приставить к тем же согласным новый гласный звук. Далее можно заменить и согласные - на другие звонкие или глухие: ЖИ, КО, СА. Поняв принцип сложения звуков, в дальнейшем маленький читатель сможет самостоятельно произносить и составлять слоги.

Некоторые методики предлагают уже на этом этапе попробовать прочитать слова, состоящие из знакомых ему слогов: «мама», «молоко». Если у малыша все получается, можно закончить занятие прочтением фразы из старого советского букваря: «Коси, коса, пока роса».

Если же обучение проходит не слишком легко для ребенка, не стоит пока нагружать его чтением слов и фраз.

Осваиваем более сложные слоги

Традиционно более сложными считаются закрытые слоги (то есть оканчивающиеся на согласный звук): АМ, ОК, ЭХ. Можно изучать их, сравнивая с уже знакомыми открытыми: МА - АМ, КО - ОК. Так ребенок поймет, что одинаковые буквы и звуки можно складывать в слоги, разные не только по написанию, но и произношению.

Когда освоены закрытые слоги, можно перейти к трехбуквенным сочетаниям: конструкции «согласный + гласный + согласный». Например: КОТ, НОС, ТОМ.

Более сложным вариантом является трехбуквенный слог, где два согласных звука идут подряд: ТРА, ПЛИ, СТО. Изучение трехбуквенных слогов подготавливает ребенка к чтению слов.

Переходим к чтению слов и предложений

Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов

Конечно, между частями слова будут оставаться небольшие паузы, ничего страшного в этом нет. Однако нужно следить, чтоб пауза не слишком затягивалась, иначе слово превратится просто в слоги.

Осваиваем более сложные слова

Далее можно потренироваться в чтении трехбуквенных слов конструкции «согласный + гласный + согласный»: «рот», «сон», «мир». Объясните ребенку, что эти слова не что иное, как сложные слоги, которые вы уже тренировались читать вместе раньше.

Следующий этап предполагает чтение сложных в фонетическом плане слов с двумя согласными подряд: «стол», «плита», «травка», а также с Й, Ь и Ъ.

Особенности обучения прочтения слогов и слов

Стоит сказать, что сегодня методик обучения чтению очень много. Их авторы по-разному распределяют материал.

Предложенной последовательности обучения ребенка чтению по складам можно предложить следующую альтернативу: освоив простые слоги с одним гласным, к примеру, с А, можно приступать к чтению более сложные слогов с этим же звуком, а затем попробовать складывать и слова (например, «забава», «парад»).

Затем следует пройти такой же путь с другими гласными, после чего пробовать читать по слогам целые предложения, например: «Мама мыла раму». Слоги и слова с Й, Ь и Ъ традиционно остаются на конец периода обучения.

Важно, что общим моментом всех современных методик является закрепление материала в игровой форме. Игра - важнейший элемент обучения в наши дни, тем более если речь идет о дошколятах.

Как сделать обучение ребенка более продуктивным?

Основные моменты

Итак, обучая ребенка чтению по слогам, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Повторимся: буквы следует называть как звуки: «м», а не «эм», «к», а не «ка».
  2. Следите, чтоб ребенок произносил слоги правильно, и исправляйте ошибки сразу во избежание запоминания неверных вариантов.
  3. Не перегружайте малыша лишней информацией, в частности фонетическими терминами, а также звукобуквенным анализом. К примеру, не вдавайтесь в подробности о том, что некоторые буквы в определенных положениях в слове обозначают два звука.
  4. Переходя к чтению слов, предоставляйте ребенку текст в книге с правильным их написанием, без дефисов, которые затрудняют восприятие слова целиком.

Интерес ученика - ключ к успеху

Старайтесь делать занятия интересными для ребенка, проводите их в игровой форме. Только в этом случае можно надеяться на результат.

Чтение - сложная наука, и без наглядности здесь не обойтись. Используйте яркие картинки, карточки с буквами для складывания слогов и со слогами для составления слов, представляйте информацию в виде мини-кроссвордов.

Вместе с ребенком иллюстрируйте прочитанное, используйте настольные игры и образные средства (классические примеры: слоговой паровозик или гусеничка), включайте малышу обучающие онлайн игры и видео на компьютере или планшете - в общем, разнообразьте и дополняйте учебный процесс всем, что душе угодно.

Цель одна: устойчивый интерес к занятиям у ребенка. Заскучавший ученик информацию практически не воспринимает.

Научить ребенка читать по слогам может каждый родитель. Для этого не нужно педагогического образования, достаточно ознакомиться с пособиями, которые сегодня в большом ассортименте, поинтересоваться основными методиками, выбрать понравившуюся и следовать советам автора.

А если вы сделаете освоение этого нужного навыка еще и увлекательным, то можете быть уверены, что в первый класс ваш малыш пойдет уже умея читать как минимум по слогам.

Принято считать, что каждое новое поколение детей умнее своих родителей. И правда, современные малыши раньше начинают ходить и говорить, с года, а то и раньше посещают развивающие студии, где активно тренируют память, учатся общаться, читать, рисовать, считать. Молодым родителям приходится соответствовать своим детям, осваивая всё новые и новые методики обучения чтению и другие принципы раннего развития.

Подготовительный этап

Несколько десятков лет назад считалось вполне нормальным, если ребёнок приходил в первый класс школы, не умея писать, читать и считать. Но это время прошло, и сейчас, чтобы не отставать от сверстников, к началу обучения в школе нужно серьёзно подготовиться. По мнению некоторых педагогов, начинать учиться читать необходимо с 5−6 месяцев. Другие предлагают способы обучения чтению детей 5 лет. Слушать их или нет - личное дело родителей, но существует несколько советов, которые существенно упростят обучение и сделают его приятным времяпровождением для мамы и малыша.

Как подготовить малыша к чтению:

  1. Развивайте речевые навыки. С первых дней жизни малыша с ним необходимо разговаривать. Уже через несколько месяцев после рождения ребёнок порадует родителей долгожданным «Агу!». Это и станет первой ступенью к коммуникации. Затем грудничок начнёт пытаться повторять звуки, похожие на разговор взрослых, потом эти звуки сложатся в простейшие слоги, слова, а к 2−2,5 годам в небольшие предложения. Отличным помощником в этом процессе станет чтение. Конечно, пока не самостоятельное, а чтение детских книг взрослыми.
  2. Выработайте у ребёнка стойкий интерес к чтению. Среди всех игрушек и пособий для раннего развития особое место родителям необходимо отвести книгам. Яркие, красочные, с интересными рисунками книжки-малышки вызовут неподдельный интерес у ребёнка. Чем чаще ему читать, с выражением, чётко, эмоционально, тем быстрее кроха научится образно, ассоциативно мыслить, что облегчит дальнейшее обучение.
  3. Показывайте положительный пример. Читать малышу сказки, знакомить с детскими стишками, потешками и прибаутками - это, конечно, хорошо. Но недостаточно. Только у ребёнка, который каждый день видит в руках у родителей книги и журналы, можно воспитать настоящую любовь к чтению. Ведь в этом случае малыш будет воспринимать его как общее увлечение для всей семьи, приносящее радость и комфорт.

Как понять, что ребёнок готов учиться читать:

  • карапуз хорошо разговаривает, его речь понятная, связная;
  • у малыша большой словарный запас, у него развито образное и логическое мышление;
  • ребёнок умеет говорить предложениями;
  • есть способность пересказывать то, что услышал от взрослых;
  • ребёнок ориентируется в пространстве и во времени, различает стороны света;
  • отсутствуют дефекты дикции (важен индивидуальный подход, необходима консультация с логопедом).

Если вы основательно подготовились к чтению и по всем признакам малыш уже готов к новым знаниям и умениям, важно определиться с методикой обучения чтению дошкольника в домашних условиях.

Традиционная фонетическая методика

На сегодняшний день эта методика является наиболее распространённой, её применяют в школах и детских садах, по её же принципам учились читать несколько последних поколений. Методика основывается на обучении звукам (фонетике), которые затем в сознании ребёнка постепенно складываются в слоги, слова, предложения и целые тексты.

Эта методика популярна, так как благодаря своей последовательности и чёткости даёт стопроцентный результат. Согласно её принципам, научиться читать можно в несколько этапов.

Изучение букв и звуков

Если вы решили заниматься с малышом по традиционной методике, начинать необходимо с изучения букв. Важно запомнить их написание, научиться отличать друг от друга, и только потом переходить к чтению. Одной из самых важных рекомендаций является то, что, называя букву, произносить следует звук, который она обозначает. Делается это для того, чтобы ребёнок не запутался, и со временем ему не пришлось объяснять, почему «Эс О Ка» читается как «СОК».

Переход к чтению слогов

На этом этапе у детей чаще всего возникают определённые трудности. Чтобы помочь ребёнку осознать связь между отдельными звуками, слог преподносят как единое целое. Взрослый, проводящий занятие, чётко и правильно произносит слог, после чего ребёнок за ним повторяет. Для максимально быстрого преодоления этого этапа рекомендовано воспользоваться советами из методики Надежды Жуковой, о которой речь пойдёт позже.

Чтение слова, предложений и текста

При переходе к чтению целых слов важно, чтобы ребёнок понимал смысл прочитанного слова. Поэтому на этом этапе важно останавливаться на каждом слове, уточнять у малыша, всё ли ему понятно.

Когда ребёнок освоил чтение слов, можно переходить к последнему этапу традиционной методики обучения чтению детей дошкольного возраста - чтению текстов. На этом этапе родителям следует запастись терпением, так как дети, запросто читающие и понимающие отдельные слова, могут столкнуться с трудностями восприятия текста.

Проблемы с чтением текстов:

  • ребёнок может не понимать смысла предложения или абзаца, полностью сконцентрировав внимание на сложном слове;
  • иногда дети пытаются не прочитать слово, а угадать его смысл по аналогии со словами с похожим написанием;
  • некоторые детки заменяют буквы в словах, снова-таки основываясь на образах других конструкций.

Нельзя заставлять дошкольников читать, принуждать перечитывать один и тот же текст. Это может вызвать негативное отношение к чтению в целом и не принесёт желаемого результата. Также не стоит слишком рано ждать беглого чтения - дети 4−5 лет чаще всего к этому ещё не готовы.

Авторские методики

Разобравшись с основными этапами обучения читать, которые являются основополагающими в любой методике, можно выбрать один из многочисленных методов, предлагаемых отечественными и зарубежными педагогами, который подойдёт именно вашему ребёнку.

Кубики Николая Зайцева

Этот метод подойдёт тем родителям, которые хотят, чтобы их дети научились читать как можно раньше. Обучение по кубикам Зайцева происходит в форме весёлой игры: ребята могут свободно передвигаться по комнате, стоять или даже лежать.

Суть метода заключается в том, что на кубиках разного цвета и размера написаны склады - сочетания гласных и согласных букв, согласных и твёрдого либо мягкого знака, одиночные буквы. Дети, играя в кубики, создают из них различные комбинации, учатся составлять слова. Ещё одной особенностью этих кубиков является то, что внутрь каждого из них помещается предмет, способный издавать звуки: в кубиках с глухими звуками находятся деревянные палочки, если написана гласная буква - колокольчик и так далее. Таким образом, у ребёнка развивается не только умение читать, но и музыкальный слух, интеллект, чувство ритма.

Глен Доман, Павел Тюленев, Масару Ибуки

Всех этих педагогов связывает одно - они придерживаются той точки зрения, что, чем раньше начинать обучение ребёнка чтению, тем лучше.

По методике Глена Домана, малышу уже с 3−6 месяцев показывают карточки, на которых написаны слова целиком, без деления на звуки и слоги. Метод рассчитан на то, что ребёнок, регулярно наблюдающий одни и те же комбинации букв, запоминает их и со временем учится читать. Следует отметить, что этот метод работает, если начинать обучение именно с указанного возраста. Дети старше 1 года хоть и запоминают показываемые слова, в дальнейшем стараются не прочесть их, а угадать, что делает метод нерезультативным.

Масару Ибуки знаменит своим девизом: «После трёх лет уже поздно». Согласно его теории, до 3 лет - это именно тот возраст, когда ребёнок наиболее восприимчив к новым знаниям и умениям, ведь это время самого активного развития головного мозга.

Метод Надежды Жуковой

Имея за плечами многолетний опыт работы логопедом, Надежда Жукова разработала свою систему обучения, основанную на традиционной методике, и даже издала свой Букварь. В методике Жуковой упор сделан на чтении слогов, так как для ребёнка проще выделить в слове именно слог, а не звук.

Педагог предлагает учить не весь алфавит по порядку, а отдельные звуки: вначале гласные, затем согласные. Причём уже после знакомства с гласными можно сразу же складывать их в слоги (АО, УО, УА), и только потом переходить к согласным.

В Букваре Надежды Жуковой родители найдут подробные методические рекомендации по применению метода.

Ребус-метод Льва Штернберга

Особого внимания заслуживает сравнительно новая методика обучения чтению - ребус-метод Льва Штернберга. Этот подход к обучению действует следующим образом. Начинается процесс со словарной игры, в ходе которой малышу предлагается «обрубить» слова: взрослый говорит «корова», ребёнок должен сказать «ко…», «замок» - «за…» и т. д.

Когда навык освоен, слова учителя заменяются на карточки-подсказки, на которых при помощи рисунков изображены слова. Например, на карточке нарисованы дыня и рак. Ребёнок «обрубает» эти слова, у него получаются слоги «ды…» и «ра…», а если их сложить, получим новое слово «дыра». С каждым занятием картинки усложняются, растёт количество рисунков, малыш учится составлять более длинные слова.

Методика Марии Монтессори

Особенность этого метода заключается в том, что обучение чтению начинается не с изучения букв или звуков, а с их написания. В этом малышам помогают специальные таблицы: буквы, вырезанные из шершавой бумаги и наклеенные на картонные карточки. Повторяя за взрослым звук, ребёнок «рисует» его - обводит пальчиком букву на табличке. После этого ребята учатся складывать звуки в слоги, слова, предложения.

Методика Монтессори признана педагогами всего мира очень результативной . К сожалению, она предназначена для применения в учебных заведениях профессиональными педагогами, поскольку рассчитана на групповые занятия, да и дома будет довольно проблематично подготовить необходимый дидактический материал.

Обучение чтению по Ольге Соболевой

Основная цель метода Ольги Соболевой - привить детям любовь к чтению, свести к минимуму механическое заучивание слов без интереса и удовольствия. Построена эта система обучения на ассоциативном мышлении. Изучая новую букву, малыш не механически запоминает её, а связывает её с каким-то похожим образом или даже героем любимой сказки. Весь процесс выстроен в форме игры, информация подаётся для всех типов восприятия: визуально, аудиально и кинестетически, то есть дети на одном занятии слышат, видят и могут физически ощутить новую информацию.

Эта методика не подойдёт родителям, которые хотят, чтобы всё было чётко и поэтапно. Такой подходят оценят, скорее, творческие личности.

Кубики Чаплыгина

Эти деревянные кубики кардинально отличаются от картонных кубиков Зайцева. В набор входит 10 кубиков и 10 блоков, каждый из которых состоит из двух кубиков, вращающихся вокруг своей оси. На каждой стороне всех кубиков написаны буквы, из которых можно составлять слова. Ребёнок учится читать в игровой форме: держит кубики в руках, переворачивает их, вращает, складывает слова, произносит их, запоминает.

Современная педагогика насчитывает десятки различных методов обучения чтению в домашних условиях. По мнению Ольги Тепляковой, детям намного проще начинать обучение с привычных слов, которые «живут» вокруг них, чем с незнакомых букв и слогов. Популярностью пользуется в последнее время так называемый «Способ 66», обещающий, что малыш начнёт бегло читать через 66 дней.

Какую бы из существующих методик вы ни выбрали, помните, что ваш ребёнок индивидуален. Не стоит предъявлять к нему завышенные требования, учитывайте возраст и способности малыша, и результат не заставит себя долго ждать.