24.09.2019

О православии в корее. Современное положение православия в корее


Недавно посетили единственный в Сеуле православный храм.

Метро Эогэ (Aeogae), линия 5, выход 4. Мы, конечно же, сначала выскочили не в тот выход и с полчасика проплутали между каких-то строек без малейшего намека на храмы. Потом вернулись к станции, вышли правильно и, пройдя метров сто, вышли к кафедральному собору Св. Николая Чудотворца. Собор расположен на возвышенности и виден издали.

Кварталы вокруг колоритны. Домики из красного кирпича, узкие переулки с крутыми лестницами:

2.

3.

Поднимаемся по улочкам и выходим к собору, стены которого розовеют в лучах предзакатного солнца. Это самый большой православный храм в стране, службы проходят преимущественно на корейском языке.

4.

5.

В этот вечерний час у собора не было ни души. Вероятно, заметив нас из окна, из соседнего строения вышел батюшка.

6.

Батюшка подошел к нам, представился на английском: отец Амвросий. Позднее выяснилось, что это митрополит Кореи, в миру Аристотель Зографос, профессор греческого языка в университете Хангук. Митрополит проводил нас внутрь храма, показал икону преподобного Серафима Саровского и вскоре удалился, оставив нас осматривать убранство.

7.

Осмотрев храм, вышли на улицу, свернули в арку и оказались у ворот храма Максима Грека, который, как пишут, "был сооружен в 1995 году специально для проведения служб на языках, иных чем корейский (церковно-славянском, английском, греческом) и сейчас является центром духовной жизни русско-язычной общины в Республике Корея". К сожалению, храм был закрыт, внутри поснимать не удалось.

8.

Сделав небольшой круг по окрестным улицам, вернулись к метро.

9.

10.

Респу́блика Коре́я (кор. 대한민국 ? , 大韓民國 ? тэхан мингук ) - государство в Восточной Азии, расположенное на Корейском полуострове. Столица - Сеул. Неофициальное название страны, широко употребляемое в средствах массовой информации, - Ю́жная Коре́я .

Крупнейшие города

  • Пусан
  • Инчхон
  • Кванджу
  • Тэджон
  • Ульсан

Православие в Южной Корее

Православие в Республике Корея - христианская деноминация в Южной Корее, получившая развитие в стране с XIX века, благодаря миссионерской деятельности Русской православной церкви и действовавшей в Сеуле Русской духовной миссии.

На 2011 год число православных в Южной Корее оценивается в 3 тысячи человек, что составляет около 0,005 % населения страны. Из православных церквей в стране представлены: Константинопольский Патриархат, имеющий на территории страны Корейскую митрополию, возглавляемую с 2008 года митрополитом Амвросием (Зографосом) и Корейскую духовную миссию в юрисдикции Русской православной церкви заграницей, возглавляемую священником Павлом Канг.

История

Ранние годы

История Православия в Корее началась с установления Российской Духовной Миссии указом Святейшего Синода от 2-4 июля 1897 года, в задачу которого входило попечение о русских православных, проживающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного населения. Определенную роль в создании Миссии сыграл факт массового переселения корейцев в конце XIX - начале XX веков на территорию Российской империи. В январе 1897 года в Сеуле проживало около 120 русских служащих и 30 православных российских корейцев. 17 апреля 1903 года состоялось торжественное освящение церкви в честь свт. Николая Чудотворца (Чон-дон) в центре Сеула. С момента японской оккупации Кореи, деятельность церкви претерпевала различные трудности. Во время русско-японской войны церковь была закрыта. К началу революции кроме церкви в Сеуле, Корейская Миссия имела пять приходов в провинции, с несколькими сотнями христиан корейцев. Однако миссия претерпела бедствие, в связи с потерей средств к существованию. Часть имущества была продана, часть сдана в аренду. В этих тяжёлых условиях была оказана поддержка от иноверных: от главы Миссии Англиканской Церкви епископа Марка Троллопа и пионера российской торговли в Корее иудея Моисея Акимовича Гинсбурга. Кроме того, небольшую помощь оказывало Российское посольство в Токио, работавшее до 1925 года. В 1937 году в имении Ю.М. Янковского «Новина», расположенном у порта Чхонджин, был построен Воскресенский храм для русских эмигрантов, приезжавших в Северную Корею из Манчжурии на лето. К периоду 1936-1939 гг. относятся попытки возрождения миссионерской деятельности на территории Кореи. В 1936 году было организовано строительство церкви-часовни в Омпо (Северная Корея). Однако начиная с 1940 года Японская администрация последовательно изгоняла проповедников из Кореи и в 1941 году полностью запретила православные богослужения на корейском языке. После окончания войны и оккупации Кореи в 1945 году началось притеснение христиан на севере, которое контрастировало с поддержкой американцами христиан на юге и таким образом вызвало «религиозную эмиграцию» на юг.

После Второй мировой войны

В послевоенные годы Русская Миссия развернула деятельность на Юге. Однако, присутствие советского консульства в непосредственной близости к Миссии, а также слухи и скандал, связанный с посещением членов посольства Собора Св. Николая, привело к тому, что в 1949 году в результате силового захвата Миссии, поддерживаемого американской администрацией, последний русский начальник Духовной Миссии в Сеуле архимандрит Поликарп (Приймак) был вынужден покинуть Южную Корею. Оставшийся священник в Миссии Алексей Ким Ый Хан пропал без вести в начале Корейской войны. С введением контингента войск ООН прибыл православный капеллан грек архимандрит Андрей (Халкилопулос)

13 августа 2006 года был освящен храм в честь Живоначальной Троицы в Пхеньяне. Во время строительства храма в Московской Духовной Академии и Семинарии проходили богословскую подготовку несколько корейцев, двое из которых были рукоположены в священный сан и в настоящее время несут служение.

На запрос посольства РФ в 2009 году об участке земли для постройки церкви в Сеуле пришёл отказ. Согласно утверждению газеты «Корея Таймс» место, которое испрашивало посольство находится рядом с историческим зданием Русской Дипломатической Миссии, где в 1896-1897 гг. скрывался король Кореи с момента японского переворота и руководил страной.

Подчинение

Со дня основания до 1908 года Корейская миссия находилась в ведении Санкт-Петербургской епархии, а с 1908 по 1921 год - в ведении Владивостокской епархии, с 1921 по 1944 год в ведении Токийской епархии, с 1944 года - в ведении Харбинской и Восточно-Азиатской епархии. После окончания Второй мировой войны указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 27 декабря 1945 года было подтверждено пребывание миссии в ведении Московского Патриархата. Российская духовная миссия в Корее продолжала свою деятельность вплоть до 1949 года, когда южнокорейские власти выдворили из страны последнего главу миссии архимандрита Поликарпа, а её имущество арестовали. В 1953 году греческий архимандрит в Южной Корее приступил к реорганизации существующего прихода в Сеуле. В 1955 году сохранившиеся приходы, не имевшие в те годы возможности контактов с Русской Православной Церковью, перешли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата , а имущество Русской духовной миссии после Корейской войны были подчинены Американскому архиепископу (1955 год), а с 1970 года - Австралийско-Новозеландской митрополии. .

Организация

Константинопольского патриархата

Корейская митрополия, по данным 2007-2008 годов, состоит из 7 церковных общин, что составляет в общей сложности 25 церквей и часовен, 9 священников и 2 диаконов.

Русской Православной Церкви Заграницей

Миссия соподчинена Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епрахии.

  • Свято-Троицкий Скит и Храм Св. праведницы Анны, г. Самчхок, провинция Канвондо.
  • Корейская Православная Mиссия, Община Рождества Пресвятой Богородицы, г. Куми, провинция Кёнсан-Пукто.

Московского патриархата

  • Храм во имя преподобного Максима Грека, расположенный на территории Кафедрального Собора св. Николая в Сеуле.

На заседании зимней сессии, которое прошло в Москве 5-6 октября, Священный Синод постановил возвести игумена Феофана (Кима) в сан епископа Кызыльского и Тывинского. Новый владыка – этнический кореец – долгое время служил в Пхеньяне в Северной Корее. Публикуем интервью с ним, впервые опубликованное “Новосибирским епархиальным вестником” в 2006 году .

(Ким Алексей Илларионович).

Родился 19 января 1976 года в г. Южно-Сахалинске. В 1993 году окончил Восточный лицей г. Южно-Сахалинска. В 1997 году окончил Южно-Сахалинский филиал Московского Коммерческого Университета. В 2000 году окончил Смоленскую Духовную Семинарию. В 2010 г. окончил Московскую Духовную Академию.

С 1995 года нес клиросное послушание в храме святителя Иннокентия г. Южно-Сахалинска, затем в Воскресенском кафедральном соборе г. Южно-Сахалинска.

14 августа 1997 года епископом Южно-Сахалиснким и Курильским Ионафаном был пострижен в монашество с наречением имени Феофан в честь святого преподобного Феофана Исповедника, епископа Никейского. 17 августа 1997 года Преосвященным епископом Ионафаном был рукоположен в сан иеродиакона.

19 августа 1997 года Преосвященным епископом Ионафаном был рукоположен в сан иеромонаха. С 1997 по 1998 год являлся священником Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска, одновременно исполняя обязанности регента соборного хора и редактора епархиальной газеты. С 1998 по 1999 год проходил служение в Смоленском кафедральном соборе, одновременно обучаясь в Смоленской духовной семинарии. С 2000 г. – клирик Абаканской и Кызыльской епархии.

В сентябре 2000 года благословением Высокопреосвященнейшего Кирилла, Митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата, направлен в Южную Корею для совершения пастырского служения среди русскоязычных граждан, проживающих в Республике Корея.

13 августа 2006 года в Северной Корее состоялось освящение первого в стране православного храма, расположенного на живописном берегу реки Тэдон в южной части Пхеньяна. В годы войны он был практически уничтожен. На город было сброшено количество бомб, вдвое превышающее численность его населения. И теперь строительство храма стало ярким вкладом в украшение столицы.

Первыми священнослужителями храма стали выпускники Московской Духовной семинарии священники Феофан (Ким) и Иоанн Ра.

Об особенностях и о современном положении русского православия в Корее мы побеседовали с участником освящения православного храма в Пхеньяне и настоятелем храма во имя преподобного Максима Грека в Сеуле, сотрудником ОВЦС МП игуменом Феофаном (Ким).

Ожидания и впечатления. Национальный характер

– Отец Феофан, как Вы оказались в Корее?

– Это случилось неожиданно для меня самого. Я – этнический кореец, родился на Сахалине, там же принял священный сан, но никогда не думал, что Промыслом Божиим мне придется поехать на родину моих предков и здесь осуществлять свое служение в качестве священника Русской Православной Церкви. Как я оказался в Корее – это достаточно длинная история.

Если вкратце, то в последние пятнадцать лет очень интенсивно развиваются отношения между Россией и Южной Кореей. За последнее время здесь появились предприятия, на которых трудятся российские специалисты, некоторые корейские фирмы ориентируют сферу своей деятельности на российский рынок, растут контакты в политической и культурной сферах. И это неудивительно, ведь Россия территориально входит в число ближайших соседей Южной Кореи. Соответственно, повышается интерес к нашей стране, студенты изучают русский язык.

С другой стороны, растет и число наших россиян, которые все больше обращают внимание на эту, одну из самых динамично развивающихся стран азиатского региона. В Южную Корею приезжают студенты из России, чтобы изучить корейский язык, получить дополнительное образование. В последнее время появилось немало русских девушек, которые выходят замуж за корейцев. В общем, в Южной Корее сейчас находится большое число российских граждан, которым требуется пастырское окормление. Общеизвестен факт, что многие русские, находясь вдали от родины и имея очень малый опыт церковной жизни, либо вовсе не имея его, начинают активно посещать храмы, воцерковляться. Для многих людей храм – это живая нить, которая соединяет их с Россией.

Через несколько лет после того, как последний русский миссионер, отец Поликарп (Приймак) в 1949 году был выдворен из страны по политическим мотивам, в Южной Корее появилась Православная миссия Константинопольского Патриархата. В войсках ООН, находившихся в этой стране, был греческий православный капеллан, который обнаружил в Сеуле православную общину.

С тех пор и по настоящее время Миссия развивается под началом греков. Последние тридцать лет Православную Церковь в Южной Корее (сейчас это митрополия Константинопольского Патриархата) возглавляет митрополит Сотирий (Трамбас). Именно он в свое время, увидев постоянно увеличивающееся число русских прихожан, направил просьбу на имя Святейшего Патриарха Алексия II о том, чтобы для совершения пастырской работы среди русскоязычных граждан сюда был направлен священник из России. Через некоторое время эта просьба была удовлетворена и священником, направленным в Южную Корею, оказался я.

На меня вышли, можно сказать, случайно, а вернее, – промыслительно, и Священноначалие Русской Церкви в лице митрополита Кирилла, председателя ОВЦС МП, посчитало, что, несмотря на мой молодой возраст, я, как этнический кореец, подхожу для данной командировки, которая длится уже шестой год. Ситуация здесь редкая, если не сказать уникальная – клирик Русской Церкви несет служение в Корейской Митрополии Константинопольского Патриархата. Основной сферой моей деятельности является духовное окормление русскоязычных граждан, проживающих в Республике Корея.

– По отзыву одного из миссионеров XIX века, корейцы – «это народ в высшей степени симпатичный: добрый, послушный, честный, трудолюбивый, доверчивый, очень привязанный к земледелию и хозяйству, страстно жаждущий учиться и учиться всему доброму». Вы согласны с этим мнением? Поделитесь с нашими читателями первыми впечатлениями о Корее и ее жителях.

– Я согласен с этим наблюдением нашего миссионера. Конечно, сейчас, спустя несколько десятков лет, очень изменилась. Земледелие уже далеко не главная составляющая экономики страны. Но характерные черты корейского народа подмечены очень верно. Действительно, о корейцах без преувеличения можно сказать, что это очень дисциплинированный, трудолюбивый, жаждущий познания в разных областях народ. Я думаю, что, именно благодаря этим качествам, им удалось совершить такой резкий скачок в экономическом развитии. Их жажда учиться просто поражает.

С самого раннего и до зрелого возраста практически каждый кореец очень много занимается. Школьники, например, проводят в школе почти весь день, с утра до 10-11 часов ночи. В какой-то степени это связано с конфуцианской культурой, которая придавала очень большое значение получению образования, а также, на мой взгляд, запоздалостью в развитии по сравнению с европейскими народами. Стремясь сейчас наверстать упущенное, корейцы уже во многом сократили этот разрыв, но, что самое интересное, они не собираются останавливаться. И в этом один из тревожных сигналов для нас.

Российское образование сейчас пока еще относительно неплохое, но ни для кого не секрет, что оно находится в сильно запущенном состоянии. В Южной Корее же должность преподавателя очень почетная и хорошо оплачиваемая. Мы живем в век информации, и рискуем через какое-то время отстать в технологическом отношении. А ведь это относится не только к области бытовой техники, но и к военной сфере и другим. Это отставание в некоторых областях наблюдается уже сейчас, не говоря об экономическом отставании. Но я ни в коем случае не идеализирую корейское образование, в нем тоже есть много проблем.

А если говорить о первых моих впечатлениях от Кореи, то она как раз и создает впечатление бурно развивающейся страны. Обращает на себя внимание также вежливость корейцев и их культура питания.

– Есть ли различия в религиозной ситуации в Северной и Южной Корее?

– Несомненно, она различается кардинальным образом. В Южной Корее обилие храмов – протестантских, католических, буддийских. Процент религиозных корейцев здесь очень высок. Об этом можно судить даже по тому количеству миссий, которые открыты южнокорейскими проповедниками по всей России. В Северной Корее основная масса жителей не исповедует какой-либо религии, и открытие вновь построенного православного храма в Пхеньяне вселяет надежду, что жители города смогут узнать, что такое Православие.

Жизнь православных корейцев

– Отец Феофан, много ли православных верующих и приходов в стране?

– Число православных верующих в Южной Корее, к сожалению, невелико. Исторически сложилось так, что основную роль здесь играл буддизм, шаманство, впоследствии сильно распространилось христианство в лице римо-католицизма и протестантизма. Поэтому крещеных православных корейцев около двух тысяч. На деле, прихожан храмов меньше. То есть поле для миссионерской работы просто необъятное. Сегодня здесь шесть храмов Константинопольского Патриархата и несколько малых часовен. Из священнослужителей – шесть священников-корейцев и один диакон.

– В прошлые века в Китае о принимавших крещение местных жителях соотечественники говорили: «Одним христианином больше – одним китайцем меньше». Отличается ли отношение корейцев к своим православным соотечественникам?

– Дело в том, что о Православии в Корее знают очень мало. Поэтому говорить о том, что есть какое-то особое отношение к православным корейцам, не приходится. С другой стороны, корейцы очень веротерпимы. Религия – это личное дело каждого, никто не вмешивается и не указывает, как нужно верить. А если говорить вообще о Православии, то оно учит быть патриотом своей страны. На богослужениях православные молятся о стране, о ее властях и воинстве. Возможно, в прежние века в Китае Православие в глазах внешних людей ассоциировалось с Россией, однако же, я думаю, ни один православный китаец не стал предателем своей родины.

– На каком языке ведутся богослужения в храмах? Ощущаете ли вы языковой барьер при служении?

– Богослужение для корейцев ведется на корейском языке, для русскоязычных прихожан – на славянском. Иногда бывают службы на английском языке. Часты и совместные службы, которые совершаются на корейском языке со вставками на русском, греческом, английском языках. Мне, по приезде в Корею, пришлось осваивать корейский язык, чем я занимаюсь и сейчас. Поскольку, в отличие от европейских языков, корейский язык имеет совершенно другую структуру, его изучение дается непросто. На бытовом уровне я не испытываю особых проблем в общении, однако для более глубокого знания языка придется приложить еще немало усилий.

Деятельность православных общин

– В этом году Иркутскую епархию посетила паломническая группа православных христиан из Китая. Организуются ли в Корее аналогичные паломнические поездки по святым местам России?

– Нет, специальные поездки по России для православных корейцев не организуются. Это сложно сделать по разным причинам. Главная из них в том, что корейцы очень много работают, имеют в году всего лишь недельный отпуск. Среди других причин – отсутствие прямой духовной связи с Россией: большинство корейских клириков получало образование в Греции, да и безопасность в России, в представлении корейцев, не на высоком уровне. Случаются поездки отдельных прихожан либо клириков.

Например, в прошлом году, по приглашению одного из владивостокских бизнесменов, мы с митрополитом Сотирием совершили паломническую поездку по святыням России. Посетили Владивосток, храмы и монастыри Москвы, Дивеево. Поездка очень понравилась митрополиту.

– Отец Феофан, при храме во имя преподобного Максима Грека в Сеуле, где вы служите, организован музей Русской духовной миссии в Корее…

– В притворе храма выставлена богослужебная утварь, которой пользовались русские миссионеры. Это богослужебные сосуды, напрестольные евангелия, служебники. Сохранился иконостас, который установлен в храме преподобного Максима Грека, плащаница. Выставлены также сохранившиеся богослужебные переводы на корейский язык.

– Есть ли в Корее особо почитаемые православные святыни?

– В том же храме преподобного Максима Грека имеется священническое облачение, переданное в дар Русской духовной миссии в начале двадцатого века святым Иоанном Кронштадтским. В кафедральном соборе во имя Святителя Николая имеется список иконы Божией Матери «Тихвинской», писаной на Афоне специально для Русской миссии. Сохранилась также старинная икона святого Серафима Саровского. В монастыре Преображения Господня, который располагается за Сеулом, имеется частица Животворящего Креста Господня, а также мощи некоторых святых, в том числе русских.

– Отец Феофан, в мае этого года вам было присвоено звание Почетного гражданина Сеула. Чем это вызвано?

– Присвоение мне этого звания было для меня достаточно неожиданным. Это – инициатива нашего Российского посольства в Республике Корея, с которой согласились городские власти Сеула. Очевидно, наше посольство и столичные власти высоко оценили ту роль, которую играет Православная Церковь в жизни россиян, которые проживают в Сеуле, и поэтому присвоили мне звание Почетного гражданина. Сам же я рассматриваю эту награду не как свою личную, а как признание тех усилий, которые совершает Русская Православная Церковь по духовному окормлению наших граждан за пределами Отечества, в частности, в Корее.

Беседовал Денис Гавчук

Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди корейцев началась в 60-е годы XIX в. Сегодня на Корейском полуострове наша церковь пользуется почетом и уважением .

По указу Синода

Зарождение православия в Корее связано с деятельностью российской духовной миссии , в создании которой участвовал министр финансов С.Ю.Витте , игравший большую роль в формировании российской политики на Дальнем Востоке . По его рекомендации император Николай II дал согласие на учреждение в Корее духовной миссии , открытой на основании указа Святейшего Правительствующего Синода в июле 1897 года . В задачи миссии входило удовлетворение духовных потребностей православного населения Сеула , состоявшего в основном из российских подданных - дипломатов , военных инструкторов , учителей русской школы , а также российских корейцев-переводчиков .

Российские миссионеры прибыли в Корею в начале 1900 года . Начальник миссии архимандрит Хрисанф (Щетковский ) отслужил первую православную Божественную литургию на корейской земле 17 февраля по старому стилю в одной из комнат резиденции российского поверенного в делах в Сеуле А.И . Павлова . 17 апреля 1903 года было освящено церковное здание рядом с дипмиссией .

Первый состав миссии прослужил в Корее до русско-японской войны . Вскоре после ее начала в 1904 года сотрудники духовной и дипломатической миссий были эвакуированы в Шанхай .

В 1906-1912 годах духовной миссией в Сеуле были продолжены начатые ранее работы по переводу богослужебных книг , созданию церковного хора , открыты несколько миссионерских станов и школ в провинции .

Положение духовной миссии серьезно ухудшилось после Октябрьской революции . В этот период практически прекратилась ее миссионерская деятельность среди корейцев . Миссия ограничивалась в основном сохранением имевшейся православной общины и пастырским окормлением (попечением ) русских эмигрантов .

Последним настоятелем Российской духовной миссии в Сеуле стал архимандрит Поликарп (Приймак ). В июне 1949 года он был арестован и выслан из Южной Кореи .

Православие в Южной Корее

К концу 40-х годов единственным православным священником на территории Юга оставался о. Алексий Ким Ый Хан. Вся его жизнь была связана с Российской духовной миссией . Здесь он учился , принял крещение и поступил на службу псаломщиком сначала в стан в селении Коха , а затем в сеульский храм . Отец Алексий был предан миссии , не оставил ее даже в самые трудные послереволюционные годы . В июле 1950 года был арестован вошедшими в Сеул северокорейцами . Его дальнейшая судьба неизвестна . До сих пор корейские православные христиане с благоговением чтят память о. Алексия . В феврале 2000 года ему был открыт памятник на православном кладбище в окрестностях Сеула .

В годы Корейской войны (1950-1953) богослужения для корейской православной общины совершали священники греческого воинского контингента , участвовавшего в войне на стороне Юга в составе войск ООН. После войны в условиях отсутствия дипломатических отношений Республики Корея (РК ) с СССР и Японией и на фоне укрепления связей с союзной Грецией местная православная община в декабре 1955 года обратилась за поддержкой в Константинополь , который принял решение о присоединении православной церкви в Корее к Вселенскому патриархату , структурно подчинив православные корейские приходы архиепископу Северной и Южной Америки . Позднее , уже в 70-е годы они перешли в управление митрополиту Новозеландскому Дионисию .

В конце 1960-х годов в сеульском районе Мапхо был построен новый храм святителя Николая , впоследствии ставший кафедральным собором . А с начала 80-х годов в Южной Корее были построены и освящены новые православные храмы : преподобного Максима Грека в Сеуле , Благовещения Пресвятой Богородицы в Пусане , Апостола Павла в Инчхоне , Успения в Чонджу , Апостола Андрея Первозванного в селении Паланни , святого благоверного князя Бориса в Чхунчхоне . В 1988 году в пригороде Сеула в уезде Капхён был освящен Преображенский православный монастырь .

После нормализации отношений между СССР и Южной Кореей в начале 90-х годов ХХ века число русскоговорящих православных в Корее значительно увеличилось .

Большое значение для развития миссионерской деятельности в Корее имели три официальных пастырских визита в эту страну Вселенского патриарха Варфоломея - в 1995 году , в 2000 году для участия в праздновании 100-летия Православия в Корее и в 2005 году по случаю 50-летия присоединения Православной церкви в Корее к Вселенскому патриархату .

В ходе своего первого визита святейший патриарх Варфоломей благословил русскоговорящую православную общину и освятил закладной камень в основание храма преподобного Максима Грека в Сеуле , в котором в настоящее время регулярно совершаются богослужения на церковно-славянском языке .

В храме преподобного Максима Грека находятся завезенные российскими миссионерами богослужебные книги , церковная утварь , иконостас и другие реликвии , бережно сохраненные православными корейцами . В специальной витрине хранятся облачения праведного Иоанна Кронштадтского , присланные великим российским пастырем в благословение первым миссионерам . Из других святынь сеульского православного храма необходимо упомянуть Тихвинскую икону Божией Матери , написанную специально для миссии иноками православного русского Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон , а также икону преподобного Серафима Саровского , освященную на его мощах в день их открытия летом 1903 года .

Русскоговорящих прихожан на воскресных и праздничных богослужениях в Сеуле насчитывается около 50 человек. Небольшое количество прихожан имеется также в Пусане , Чхунчхоне и других городах.

В мае 2010 года в Сеуле и других городах Республики Корея прошли торжества по случаю 110-й годовщины православия в Корее, в которых приняла участие делегация Русской православной церкви во главе с архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином.

Православие в Северной Корее

Особую роль в распространении православия в северной части Корейского полуострова суждено было сыграть Харбинско-Маньчжурской епархии. Имеются сведения о миссионерской деятельности на севере Кореи мирянина Павла Афанасьева, входившего в состав Русской духовной миссии в Сеуле. За два года он привел к православию 450 корейцев, живших в Пхеньяне. Впоследствии Афанасьев стал иеромонахом, имел домашнюю церковь.

Наиболее заметный след в истории православия в Северной Корее оставила община храма Воскресения Христова в Новине неподалеку от Сейсина (Чондина), где располагалось имение потомственного русского дворянина Ю.М. Янковского, перебравшегося в Корею из Приморья в 1922 году после овладения большевиками российским Дальним Востоком.

Янковский был человеком весьма разносторонних дарований. Добившись больших успехов на поприще энтомологии и орнитологии, он основал знаменитый не только в России, но и за границей конезавод. В Новине он продолжал заниматься хозяйственной деятельностью, создал оленеводческую ферму, устроил пасеку, разводил яблони, груши, малину, вишню, крыжовник.

Имение Янковского располагалось в ущелье реки Понпха в живописном месте. Неподалеку находились горячие источники Омпо, водопад «Три чаши» и другие природные достопримечательности, которые наряду с великолепной охотой, самодеятельным театром и прочими достопримечательностями привлекали сюда русских эмигрантов и иностранцев из Китая и других стран Азии, Европы и Америки.

Храм Воскресения Христова в Новине создавался по желанию супруги Янковского. По замыслу храм должен был удовлетворять духовные нужды всех жителей округи и в особенности русских эмигрантов, долгое время находившихся вдали от родины и истосковавшихся по родному православному богослужению.

Оригинальная по своей архитектуре, церковь была построена на площадке на вершине горы, по склонам которой росли сосны. Над дверью - крест из белой березы. Иконы храма были написаны матушкой Олимпиадой из харбинского Дома милосердия. В постройке храма принимали участие православные верующие, большинство из которых прибывало в Новину из Шанхая, Харбина, Тяньцзина и других китайских городов. Часть средств была собрана по подписке, но, разумеется, организаторам строительства пришлось потратить немалые суммы из личных сбережений.

Оказавшись осенью 2007 году в командировке в Сиднее, я воспользовался гостеприимством архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Иллариона, предоставившего мне возможность поработать в его уникальной библиотеке. Листая старые подшивки православного иллюстрированного журнала «Хлеб небесный», издававшегося при Казанско-Богородицком мужском монастыре в Харбине, я наткнулся на статью об освящении храма Воскресения Христова в Новине 25 июля 1937 года.

Статья проливает свет на некоторые аспекты жизни православных верующих в Корее. Говорится о посещении Новины в 1936 году начальником Российской духовной миссии в Сеуле архимандритом Поликарпом, крестившим русских и корейцев. Это событие лишний раз свидетельствует о том, что православные верующие юга Кореи, находившиеся в юрисдикции Московского патриархата, и севера полуострова поддерживали братское общение после событий 1917 года и последовавшего за ними разделения Русской Церкви.

В материале также отмечается, что церковь в Новине была первым и единственным православным храмом в Северной Корее. Этот факт был подтвержден и в письме на мое имя от сына Ю.М. Янковского - В.Ю. Янковского, издавшего уникальные воспоминания о жизни русских эмигрантов в Корее «От Гроба Господня до гроба ГУЛАГа».

Многие обитатели Новины питали добрые чувства к Советскому Союзу и надеялись найти себе место на родине после окончания Второй мировой войны. Однако судьба многих новинцев сложилась трагически. Некоторые, включая В.Ю. Янковского, оказались в сталинских лагерях. Другие были вынуждены продолжить скитания на чужбине, рассеявшись практически по всему миру.

Провозглашение в 1948 году на севере полуострова Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) привело к формированию в этой стране атеистического общества, в котором декларируемая свобода вероисповедания вплоть до последнего времени была представлена лишь несколькими христианскими (католическим и протестантскими) и буддийскими храмами. Православие в КНДР изначально отсутствовало, оставаясь для основной массы северокорейцев «чуждой, иностранной» верой.

Отправной точкой, способствовавшей возвращению православной веры в Северную Корею, принято считать посещение в 2002 году председателем Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Иром храма св. Иннокентия Иркутского в Хабаровске во время его официального визита на российский Дальний Восток. После осмотра храма и, видимо, под впечатлением от краткого, но емкого изложения сути православной веры протоиереем Игорем Зуевым, северокорейский лидер дал указание о строительстве в Пхеньяне первой православной церкви.

Основные расходы по проектированию и строительству храма взяла на себя северокорейская сторона. Денежные пожертвования поступили от администрации Приморского края, ряда российских бизнесменов и сотрудников посольства России в Пхеньяне.

На завершающем этапе строительства храма РПЦ передала в дар корейцам комплект колоколов, иконы, иконостас, престол, жертвенник, богослужебные книги и другие предметы церковной утвари. Согласно договоренности РПЦ с корейской стороной, новый храм в 2006 году получил статус Корейского Патриаршего Троицкого прихода. Таким образом, он вошел в структуру Московского патриархата.

Торжественная церемония освящения Свято-Троицкого православного храма состоялась 13 августа 2006 года. Чин освящения возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (28 января 2009 года он стал 16-м Патриархом Московским и Всея Руси).

Сейчас в храме проходят регулярные службы. Основная часть прихожан храма - сотрудники посольства России, персонал ряда иностранных дипмиссий и представительств международных организаций, аккредитованных в Пхеньяне. В программу пребывания всех российских, а также некоторых зарубежных делегаций, посещающих столицу КНДР, входит посещение Свято-Троицкого храма.

Представители Владивостокской епархии регулярно проводят в храме совместные богослужения с корейскими священниками, приурочивая свои поездки к главным христианским праздникам Пасхи, Рождества, Крещения, Троицы. Кроме того, российские и корейские священники проводят богослужения на Пхеньянском кладбище советских граждан, где по инициативе российского Посольства был установлен каменный православный крест. На кладбище в Пхеньяне похоронены как военнослужащие, так и гражданские лица - сотрудники советских учреждений в КНДР. Отдельно от кладбища в Пхеньяне установлен также монумент освобождения в память советских воинов, отдавших свои жизни за освобождение Кореи.

В деятельности первого православного храма в Пхеньяне, разумеется, имеются и неизбежные в подобных случаях трудности. Вместе с тем, даже не имея прихожан из числа местных жителей, храм остается единственным реально действующим религиозным учреждением в КНДР, являясь своеобразным символом российского присутствия в этой стране.

Максим Волков

Советник Посольства Российской Федерации в Республике Корея

По материалам ruvek.ru

Православие в Южной Корее

Наверное, многие замечали чувство легкости и радости после молитвы в церкви. В эти минуты как никогда ощущается близость и защита Ангела Хранителя. И как важно иметь такой храм и православную общину в чужой стране.

Совместный проект издания "Татьянин День" и журнала "Мы в России и Зарубежье"

Наверное, многие замечали чувство легкости, счастья и радости после молитвы в церкви. В эти минуты как никогда ощущается близость и защита Ангела Хранителя.

На днях еду из института мимо Храма великомученика Димитрия Солунского в Измайлово и думаю, надо остановиться и зайти. Тут же возникает другая мысль: лень, устала и хочется домой. И вдруг, будто не я, а кто-то другой паркует мою машину у ворот Храма. И как же я была благодарна Ангелу Хранителю, что все-таки остановилась и зашла помолиться. Вышла совсем другим человеком, на душе стало светло, исчезли мысли о нерешенных проблемах, и внутри все время повторялось то, что в самые тяжелые минуты мы забываем: «Да будет на все воля Божья».

Но это в Москве и в других городах России, где, Слава Богу, число храмов сильно увеличилось за последние 15 лет. А как важно иметь такой храм и православную общину в чужой стране.

В этой статье я хочу Вам рассказать об удивительном Храме св. Николая Чудотворца в Сеуле, Республике Корея и о его доброй, сплоченной и гостеприимной православной общине, где вместе молятся корейцы, греки, русские, американцы, словаки, белорусы, украинцы, болгары и румыны.

Столетний путь Православия на Корейском полуострове.

Православию на Корейском полуострове уже более 100 лет, хотя христианство появилось там в конце XVIII века. Традиционными религиями и верованиями в Корее были буддизм, конфуцианство и шаманизм. "Будда, Конфуций, шаман, обожание гор – все это смешалось и составило религию простого человека в Корее, – писал в начале ХХ-го столетия русский писатель и публицист Н. Г. Гарин-Михайловский, совершивший путешествие в Корею в 1898 г.Первыми русскими, ступившими на землю Кореи, были моряки фрегата "Паллада", обследовавшие в 1854 г. прибрежные воды Корейского полуострова. Среди них был писатель И. А. Гончаров, изложивший затем свои впечатления об этой стране в известной книге "Фрегат "Паллада".

В 1884 году Россия установила с Кореей дипломатические отношения, в 1885 году между двумя странами был заключен договор, 4-я статья которого гласила, что в корейских портах, открытых для иностранцев, русским подданным «предоставляется право свободного отправления богослужений». В сентябре 1888 г. Сеул посетил великий князь Александр Михайлович. Тогдашний правитель Кореи выразил ему глубокую благодарность "за нравственную поддержку", которую оказывает Россия его стране. Корея "из всех стран более всего уповает на Россию и на поддержку с ее стороны". Отношения между нашими странами укреплялись, и уже в 1897 году в Сеуле насчитывалось более 120 русских и 30 православных корейцев. Большинство из этих корейцев окончило курс в православной миссионерской школе Южно-Уссурийского края. Но в корейской столице не было православного священника, и поэтому по праздникам в российской миссии богослужение совершалось в "помещении десанта" (охраны), куда собирались все православные и где один из матросов читал молитвы. Но этим все и ограничивалось, поскольку таинства и требы мог совершать только священник.

В 1897 г. Синод Русской Православной Церкви принял решение об учреждении Русской духовной миссии в Корее, в задачу которой входило бы попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения. Было принято решение о строительстве здесь первого православного храма.

Основание русской духовной миссии.

Начальником Русской Духовной миссии был назначен архимандрит Хрисанф (Щетковский), выпускник Казанской Духовной академии, в течение пяти лет трудившийся миссионером среди донских калмыков. 12 февраля 1900 г. архимандрит Хрисанф и псаломщик Иона прибыли в Сеул. Собственного помещения новая миссия еще не имела, и русский посланник в Сеуле А. И Павлов предоставил в ее распоряжение здание бывшего русско-корейского банка. О цели прибытия миссии было напечатано во многих корейских газетах.

Русская колония радостно встретила приехавших миссионеров. На следующий день, в присутствии всех русских, во главе с посланником Александром Ивановичем Павловым, и некоторых крещеных корейцев, был совершен благодарственный молебен. Сообщение об этом было опубликовано в русской церковной печати. В корреспонденции из Сеула сообщалось: "Прибывший архимандрит новой церкви при миссии после молебствия сказал членам миссии и всем русским в Сеуле приветствие: "…Мы, православные русские, привыкли, где соберемся, там первым делом позаботиться о храме Божием. Благодаря стараниям нашего поверенного в делах, церковь устроена…" Потом архимандрит вынес крест и провозгласил: "Этот крест нам особенно дорог потому, что подарен отцом Иоанном Кронштадтским, который обещал молиться за нас".

17 февраля состоялось освящение домовой церкви и совершена Божественная литургия. Так в 1900 году было положено основание Русской Духовной миссии в Корее. С этого времени архимандрит Хрисанф стал периодически совершать литургию в домовой церкви русского консульства в Чонг Донге, что означает «Долина Добродетели». В 1901 г. приступили к строительным работам по благоустройству территории миссии, и в 1902 г. были выстроены дом для миссионеров, колокольня, дом для переводчиков, здание школы с комнатами для преподавателей и подсобные помещения.

В Москве специально по заказу миссии были отлиты колокола. Для строительства храма архимандриту Хрисанфу был отведен угол русского участка, прилегавший к Западным Воротам возле вершины холма. Он построил маленькую кирпичную церковь на участке, возвышавшемся над Посольской улицей. Она была освящена 17 апреля 1903 года в честь Святителя и Чудотворца Николая. Корейской миссии большую поддержку оказал протоиерей Иоанн Кронштадтский, поддерживавший с о. Хрисанфом тесные связи. В знак своего благословения новому очагу Православия о. Иоанн прислал свое праздничное золотого цвета облачение, которое до сих пор хранится в миссии как драгоценная реликвия. (В "нижнем" храме преп. Максима Грека, где совершается богослужение для русскоговорящих прихожан).

Вскоре некоторые жители Сеула и его окрестностей стали приходить к отцу Хрисанфу с просьбой познакомить их с православным вероучением. Самой большой трудностью для членов миссии было незнание корейского языка, но неожиданно для себя они получили помощь со стороны православных корейцев, ранее проживавших в Уссурийском крае, а впоследствии переехавших в Сеул.

Таким образом, число корейцев, принимавших Православие, постоянно росло. Псаломщик миссии Иона Левченко писал: "Будучи воспитаны на конфуцианских книгах, предписывающих своим последователям исполнение всевозможных церемоний, большинство корейцев являются поборниками внешнего обрядового служения, в котором выражается та или иная религиозная идея. Все наши православные обряды отличаются той именно драгоценной особенностью, что весьма наглядно выражают христианские истины, которые через эти обряды и легче воспринимаются, глубже вкореняются в сознании. Вот почему и корейцы с таким вниманием наблюдают за всеми действиями священника во время богослужения, с детской любовью и почтительностью относятся к священным изображениям и предметам, с особенной тщательностью полагают на себя крестное знамение и вообще питают благорасположение ко всей обрядовой стороне нашего православного богослужения".

Время испытаний и перемен.

Тяжелым временем для русской миссии стала русско-японская война 1904-1905 гг. Корея подверглась японской оккупации, и все русские граждане были вынуждены покинуть ее пределы. 12 февраля 1904 г. русская дипломатическая миссия на французском крейсере "Паскаль" покинула Корею. С большой скорбью расстался с паствой и о. Хрисанф. В феврале 1904 г. вместе со своими сотрудниками он выехал из Кореи. Имущество миссии было описано и вверено на сохранение французскому посольству.

Новый период в истории Русской миссии в Сеуле наступил после нормализации отношений между Россией и Японией. Достойным преемником о. Хрисанфа стал архимандрит Павел (Ивановский). С четырьмя помощниками, прибывшими вместе с ним из России в Сеул, он энергично трудился на миссионерском поприще. За 6 лет своего пребывания в Корее отец Павел широко развернул проповедническую деятельность и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 мест для корейских детей, а также ряд молитвенных домов. Число христиан в каждом из этих мест составляло от 50 до 100 человек (к сожалению, все эти церкви были упразднены в 1920-х гг.). Отцу Павлу удалось построить церковно-приходскую школу даже во Владивостоке, где, как известно, с давних времен жили выходцы из Кореи.

Значительное внимание о. Павел уделял переводу богослужебных книг на корейский язык. Часть переводов была отпечатана в нескольких изданиях. Эти переводы давали возможность совершать все богослужения и требы для корейцев на их родном языке. Вместе с корейским переводчиком Каном они проделали большую работу, переведя молитвослов, часослов, паримийник, служебник, требник, избранные службы из Октоиха, Триоди и праздничной Минеи, а также краткую историю Ветхого и Нового Завета, катехизис, последование ко Святому Причащению и чин панихиды. Однако драматические события на корейском полуострове прервали эту деятельность.

В 1910 г Корея потеряла независимость и стала японской колонией. Большинство русских предпринимателей, которые вели с Кореей дела до 1910 г., предпочли покинуть Корею. В 1912 г. архимандрит Павел был отозван в Россию и возведен в сан епископа Никольско-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. Но и на родине он не оставил попечения о корейской миссии, продолжая управлять ею из Владивостока и оставаясь фактическим начальником вплоть до самой кончины в 1919 г.

Октябрьская революция 1917 года, произошедшая в России, многое изменила в положении русских, живших в Корее. Утрата связей с Россией значительно осложнила деятельность миссии. Так, при иеромонахе Палладии пришлось закрыть все школы из-за отсутствия средств на их содержание, а при иеромонахе Феодосии в связи с революционной обстановкой прекратилась высылка денег из России. Миссия оказалась в бедственном положении.

Переломным временем для русской миссии в Корее стали годы после Второй мировой войны и Корейской войны 1950-1953гг. После окончания Второй мировой войны южнокорейские власти и американская оккупационная администрация в течение нескольких лет вели борьбу за овладение Русской Православной миссией в Сеуле, пытаясь вывести ее из-под юрисдикции Московской Патриархии. Не имея возможности сделать это каким-либо законным путем, власти Южной Кореи незаконно выслали из страны архимандрита Поликарпа, отказавшегося передать миссию в юрисдикцию митрополита Феофила (Пашковского, 1874-1950 гг.) – главы независимой от Московского Патриархии Русской Православной Греко-кафолической Церкви в Америке (с 1970 г. – автокефальной Православная Церковь в Америке).

В середине декабря 1948 г. архимандрит Поликарп был арестован и выслан из страны. Так власти Южной Кореи незаконно изгнали главу Русской Православной миссии.

После окончания Корейской войны Православие в Корее оказалось под угрозой исчезновения. Стараниями архимандрита Андреоса (Халкиопоулоса), прибывшего в Корею вместе с греческими вооруженными силами, и при участии православных верующих был воссоздан церковный приход в Сеуле. Прежде чем покинуть Сеул и вернуться домой отец Андреос приложил все усилия для того, чтобы его преемник, благочестивый мирянин Борис, кореец по национальности, избранный членами православной общины в Сеуле, смог принять духовный сан в Токио 9 февраля 1954 г. С этого времени богослужения в сеульском храме стали совершаться регулярно. Но проблема заключалась в том, что Корейская Православная Церковь не могла существовать автономно. Это и было причиной того, что съезд корейских православных христиан, состоявшийся 25 декабря 1955 г., после долгих обсуждений и молитв, принял решение присоединиться к Константинопольскому Патриархату в лице Греческой архиепископии в Америке. Сегодня Корейская Православная Церковь является экзархатом Константинопольского Патриархата во главе с Его Преосвященством Митрополитом Дионисием Новозеландским.

В это время русская община в Сеуле практически прекратила свое существование, из "довоенных русских" остались в городе считанные единицы. Советских дипломатических представительств в Корее не было, так что в Сеуле осталось только несколько русских семей.

Итак, с середины 1950-х годов основную тяжесть приходской деятельности в Сеуле нес священник-кореец Борис Мун, отдавший миссионерскому делу 21 год своей жизни. К концу 1950-х гг. в стране насчитывалось около 400 православных корейцев. Спустя два десятилетия православная миссия в Южной Корее активизировала свою деятельность благодаря трудам новых пастырей, прибывших сюда из Греции.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов работниками православной миссии в Южной Корее являлись два священника: настоятель-грек архимандрит Сотириос (Трампас) и молодой клирик-кореец о. Даниил На. В их ведении находились три православных общины, расположенные в самых густонаселенных центрах страны: в Сеуле, Пусане и Инчхоне. В 1978 году был воздвигнут храм Святого Николая Мирликийского. Храм построен в византийском стиле и в то время, когда Сеул еще не был заполнен высотными домами, был виден издалека. Православные храмы были построены в портовых городах Пусане и Инчоне, а позже и в Чонджу и Палангли. В конце 1990-х гг. в городе Ульсан была возведена часовня, а в Капьёнге (недалеко от Сеула) был построен монастырь в честь Преображения Господня.

Работа духовной миссии в Сеуле проходит в тесном контакте с Ассоциацией православной молодежи Кореи, которая является членом Международной молодежной православной организации Синдесмос. Активисты этой организации проводят тематические встречи, лекции, ведут работу с детьми.

В 1993 году Константинопольский Патриарх возвёл архимандрита Сотириоса (Трампаса), который живёт и служит в Корее с 1975 года, в сан епископа Новозеландской епархии. А в апреле 1995 года Константинопольский Патриарх Варфоломей впервые посетил Православную Церковь в Корее. Во время этого визита православные корейцы получили особое благословение Патриарха, после чего Православная Церковь в Корее была официально признана корейским правительством.

Истекшие десятилетия существования Православной Церкви в Корее являются временем её непрерывного развития. Все основные литургические тексты, богословские и духовные книги, а также 70 катехизических книг были переведены на корейский язык. Греческие иконописцы-волонтеры полностью расписали собор Свт. Николая в Сеуле, а также сеульские часовни, монастырь в Капьёнге и часовню Воскресения Христова на православном кладбище.

В конце 1980-х гг. между Россией и Республикой Корея были установлены дипломатические отношения и в Сеуле опять появилась небольшая русская община. В мае 1999 г. президент Республики Корея Ким Де Чжун во время своего официального визита в Россию посетил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В ходе их встречи обсуждался вопрос об открытии храма Русской Православной Церкви в Южной Корее. Вскоре такой храм был открыт близ собора Свт. Николая, в одном из помещений приходского дома. Церковь освятили в честь Преп. Максима Грека, чья судьба была связана с Россией.

Пути Господни не исповедимы.

Моя жизнь также оказалась связанной с Южной Кореей и непосредственно с Храмом Святителя Николая Чудотворца. Мы с родителями приехали в Сеул в 1991 году и прожили там два года. Архимандрит Сотириос крестил меня в этом храме, когда мне было 5 лет. Мы приезжали в Храм почти каждые выходные и действительно находили там второй дом и вторую семью. Отец Сотириос относился ко всем с большой любовью, как к своим детям. Он дарил всем много православных книг на корейском, английском, греческом и русском языках. На некоторые праздники вся община выезжала в монастырь Преображения Господня. В начале 90-х г. русских было еще немного и православная община по-настоящему всех сплотила. Там царила дружелюбная атмосфера, после воскресных богослужений все обязательно собирались на чаепитие. Эти радостные моменты сохранились в моей памяти и по сей день. Но прошли два года и мы вернулись в Москву, и я даже не думала, что когда-нибудь еще окажусь в Сеуле. Но пути Господни неисповедимы. В институте я оказалась в корейской языковой группе и моим первым языком стал корейский. А 2005 году мне представилась возможность поехать в Южную Корею на учебу. Это было невероятное счастье увидеть родное место спустя 12 лет. Храм Св. Николая Чудотворца преобразился - теперь он был расписан, вокруг него возведены здания, в которых расположился Миссионерский центр, а также две новые церкви – Успения Пресвятой Богородицы и Преп. Максима Грека. Встретила я и о. Сотириоса. Он постарел, но по-прежнему источал радость и любовь к окружающим. Сейчас о. Сотириос живет в монастыре в честь Преображения Господня и приезжает в Сеул по большим церковным праздникам.

Важным событием для русской православной общины стал приезд в 2000 году русскоговорящего батюшки, отца Феофана (Кима). О. Феофан родился в г. Южно-Сахалинске в корейской семье, в 2000 году окончил Смоленскую Духовную Семинарию и в настоящее время проходит обучение на заочном секторе Московской Духовной Академии. В 2006 году отец Феофан был возведен в сан игумена, а также ему было присвоено звание «Почетного гражданина Сеула».

В храме Св. Николая Чудотворца богослужения совершаются каждое воскресенье на корейском языке, которые ведет греческий священник протоирей Антоний. Игумен Феофан совершает богослужения на церковно-славянском языке в храме Св. Максима Грека в Сеуле, а также в храмах в Пусане и Ульсане. Бывало и такое, что когда о. Феофан уезжал служить в другой город, приходилось исповедоваться на английском языке греческому священнику, а потом слушать службу на корейском.

В храме Св. Николая Чудотворца находятся две иконы, которые были привезены еще первыми русскими миссионерами: икона Тихвинской Божьей Матери и Преп. Серафима Саровского. Эти иконы глубого почитаются всеми православными прихожанами: корейцами, греками, американцами, румынами, белорусами, украинцами и русскими.

Мы видим, что история Православия и русской духовной миссии в Южной Корее была непростой, но стараниями, терпением и любовью русских батюшек, а потом и греческих, православная вера на Корейском полуострове была спасена. И сейчас наша православная община в Сеуле является для многих опорой и поддержкой в жизни вдали от дома.

Светлана Царёва (МГИМО, Москва)