04.08.2018

Социальная значимость психического здоровья


ГЛАВА 4

ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Согласно современным представлениям, психика человека имеет осознаваемую (около 10 %) и неосознаваемую (около 90 %) части. Осознаваемая часть, или собственно сознание – это представление о себе и то, как человек представляет себя обществу. Она выражает себя в знаковой системе (буквы, слова), пользуется законами формальной логики. Проявления осознаваемой части связаны в основном с деятельностью левого полушария головного мозга.

Из-за психологических проблем психические расстройства повышают заболеваемость, нетрудоспособность, инвалидность, уровень самоубийств и все большее число несчастных случаев. Важно как можно раньше укрепить психическое здоровье, чтобы люди не страдали от худшего отказа от депрессии.

Самая большая проблема государства и мирового сообщества - это не несколько процентов людей с психическими заболеваниями, а широкая общественность, чье психическое здоровье повреждено. Поэтому психическое здоровье является проблемой для всех. Многие из нас ощущают влияние холодной, темной осени - зимнего периода негатива, называемого сезонной депрессией. Одной из причин сезонной депрессии может быть нарушение нормального суточного ритма. Говорят, что уменьшение солнечного света нарушает внутренние человеческие часы, которые определяют, когда человек спит или просыпается.

Неосознаваемая часть психики включает подсознание и сверхсознание. Подсознание - это психический опыт, который человек уже прошел и несет его в себе. Сверхсознание - высший уровень психики, к которому человек только идет и ощущает это в себе.

В структуре подсознания выделены два важных уровня: признаки противоположного пола и качества, которые не демонстрируются в обществе, которые человеку не нравятся. Если человеку не нравится чье-то поведение, это значит, что такую же черту он скрывает в себе. В подсознании фиксируются все последствия психических стрессов, психотравмы и психокомплексы. Неосознаваемая часть психики имеет язык образов и символов, продуцируемых в основном правым полушарием.

В настоящее время наиболее популярной теорией о причинах зимней депрессии является то, что она вызвана отсутствием серотонина, определяющего настроение нейротрансмиттера. Концентрация этого гормона в мозге зависит от количества света и значительно снижается в сентябре-январе, когда дни самые короткие.

Осенние и зимние дни намного короче и темнее, чем в другие сезоны, и из-за холодной погоды мы тратим меньше времени на свежий воздух. Поэтому отсутствие солнечного света может вызвать депрессию без какой-либо другой причины. Утренние солнечные лучи - отличное вдохновение для хороших эмоций.

Нормальные психологические процессы и психические свойства личности, общие закономерности формирования психической деятельности нормального человека изучает психология . Медицинская психология важное внимание уделяет психологическим факторам, влияющим на возникновение и протекание болезней, а также роли психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний. Она включает клиническую психологию, патопсихологию, или психиатрию, соматопсихологию, психогигиену, психофармакологию, психотерапию и другие разделы.

Психическое здоровье также зависит от физического здоровья - спортивный человек, здоровый человек, хорошо обособленный человек энергичен и оптимистичен. Этот день - отличная возможность запомнить такие простые вещи, как хорошее питание, физическая активность, общение с друзьями и любимыми людьми, доверие, отдых, забота о других и о себе - вот способы помочь улучшить психическое здоровье.

Хотя депрессия имеет много различных определений, вытекающих из разных людей, разных подходов и признанных различными научными подходами к явлению, оно может быть определено как расстройство психического здоровья, затрагивающей мотивацию человека, самовосприятие, разные привычки, когнитивные функции и изменения настроения. Однако важно отметить, что эти симптомы должны длиться более 2 недель.

Психическое здоровье – это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям, преодолевать их и в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.

Почему это происходит и как его преодолеть?

Хотя иногда может показаться, что явления, называемые психическими расстройствами, непонятны и довольно редки, ведь каждый из нас хотя бы раз в нашей жизни испытывает ситуацию, которая соответствует определенному «диагнозу» в данном контексте. Поэтому важно понимать, что каждый опыт важен, и иногда возникают жизненные ситуации, когда нужна помощь других.

Это может создать впечатление, что ничто не может быть изменено, требовательное настроение и пытки не позволяют вам дышать улыбкой больше нескольких секунд, но вы действительно можете помочь себе. Депрессию можно бороться не только с балансом различных типов таблеток, которые работают в организме веществ, но и с помощью самопомощи, самопомощи или путем обращения к соответствующему специалисту за помощью. Самопомощь, самопомощь и помощь с другим человеком сосредоточены на мышлении человека и его особенностях.

Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Оно обусловлено потребностями биологического и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора.

Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

Валеологический аспект психического здоровья включает управление состоянием психики с элементами самопознания и психического оздоровления. Психическое здоровье человека ассоциируется с потребностью самореализации как личности, то есть обеспечивает социальную сферу жизни. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность и гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

В психическом здоровье присутствуют «сила» и «гармония». Кроме того, для здорового человека характерна устойчивая, позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти параметры являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья. В практическом отношении в аспекте социальной адаптации наиболее важен показатель психической адекватности.

Критерии психического здоровья основываются на понятиях адаптации, социализации и индивидуализации. Адаптация включает способность человека осознанно относится к функциям своего организма и регулировать свои психические процессы - управлять мыслями, чувствами, желаниями. Социализация характеризуется реакцией человека на другого человека, как равного себе, на существующие нормы и отношения между людьми и на свою относительную зависимость от других людей. Индивидуализация - это отношение человека самого к себе.

Критериями психического здоровья (по ВОЗ) являются осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе, к своей собственной психической деятельности и ее результатам; адекватность силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать ее; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

С учетом критериев выделяют 4 группы психического здоровья:

1 - совершенно здоровые, жалоб нет;

2 - легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией;

3 - доклиническое состояние и клинические формы в стадии компенсации, жалобы астеновегетативного порядка вне психотравмирующей и трудной ситуации, перенапряжение механизмов адаптации;

4 - клинические формы заболеваний в стадии субкомпенсации, недостаточность и поломка механизмов адаптации.

Показатели психического здоровья.

Показателями психического здоровья являются эмоции, мышление, память, темперамент, характер.

Эмоции – это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные исходящие из окружающей среды и эндогенные исходящие из собственных органов и тканей сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии организма. Отрицательная эмоция возникает при неудовлетворении потребности, при чрезмерно сильных психических нагрузках. Положительная эмоция – это сигнал об удовлетворении потребности. Обычно отрицательные эмоции сильнее и продолжительнее положительных.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Теоретическим понятийным мышлением человек пользуется в процессе решения задачи, обращается к понятиям, выполняет действия в уме, делает суждения или умозаключения, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое образное мышление используется для решения задачи в виде образов, которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. При наглядно-образном мышлении мыслительный процесс состоит в непосредственной связи восприятия мыслящего человека с окружающей действительностью. Особенностью наглядно-действенного мышления является то, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся памятью . У человека имеется 3 вида памяти - произвольная, логическая и опосредствованная. Произвольная память связана с широким волевым контролем запоминания, логическая - с употреблением логики, опосредствованная - с использованием разнообразных средств запоминания, представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Темперамент представляет собой совокупность психодинамических свойств индивида - силу, подвижность и уравновешенность мозговых процессов, получаемых по наследству и являющихся физиологической основой характера. Его определяют индивидуальные особенности психических процессов - внимание, эмоциональность, воображение, память, моторика.

Галеном еще во II в. до н. э. было выделено четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Холерический тип темперамента характеризуется врожденной слабостью торможения и неуравновешенностью при достаточно высокой подвижности процессов возбуждения и торможения. Холерик бурно реагирует на любое воздействие или ситуацию. У холерика, как правило, высокий уровень притязаний, у него “одна, но пламенная страсть”.

Главный признак меланхолического типа темперамента – слабость возбудительного процесса. Остальные показатели высшей нервной деятельности могут широко варьировать. Это обычно пассивный, робкий, неуверенный в себе человек. Меланхолик быстро устает, способен работать только в благоприятных условиях. Неблагоприятные экологические воздействия, бытовые и производственные неприятности переносит хуже, чем другие типы темперамента.

Сангвинический тип темперамента отличается высокой подвижностью возбуждения и торможения. Сангвиник – веселый, подвижный, эмоциональный человек. При флегматическом темпераменте выражена инертность, низкая подвижность процессов возбуждения и торможения. Флегматика отличают неторопливость, основательность, терпение, спокойствие; они избегают риска и авантюр.

Швейцарский психолог Карл Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внешние события и субъекты, они обращены в окружающий мир, то другие погружены в свою внутреннюю жизнь, их привлекают не столько внешние события, сколько собственные переживания и собственное «Я». Первых он назвал экстравертами, а вторых – интровертами (от лат. extra – вне, inter – внутрь, versio – поворачивать, обращать).

Экстравертированный тип отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то о чем просят, исполнительность. Отталкивающими особенностями являются подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

Интровертированный тип , в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты - это упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Темперамент человека с трудом поддается коррекции, хотя может меняться с возрастом. Иногда положительный результат дает психологическая работа, направленная на социальную адаптацию такой личности.

При любом темпераменте человек может добиться высокого и разностороннего развития личности. Хотя темперамент оказывает влияние на поведение и деятельность, но, тем не менее, он их не определяет.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности, общении и обусловливающая типичные для нее способы поведения.

В отношении человека к окружающим его людям и к обществу в целом положительными чертами характера являются доброта, общительность, отзывчивость, преданность, честность, правдивость. К отрицательным чертам можно отнести эгоистичность, черствость, безразличие к людям, завистливость, бессовестность.

Чрезмерное усиление отдельных черт, выражающееся в избирательной уязвимости личности, называется акцентуацией. Акцентуация личности связана в основном с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается, проявляясь в психотравмирующих ситуациях.

Выделяют следующие типы акцентуированных характеров:

    циклоидный - склонный к резкой смене настроения в зависимости от внешних влияний;

    астенический - быстроутомляющийся, тревожный, нерешительный, раздражительный, склонный к депрессии;

    сенситивный - очень чувствительный, робкий, застенчивый;

    шизоидный - эмоционально холодный, отгороженный, малоконтактный;

    застревающий (паранойяльный) - повышено раздражительный, подозрительный, обидчивый, честолюбивый, с высокой стойкостью отрицательных аффектов;

    эпилептоидный - характерны слабая управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность, вязкость мышления, педантичность;

    демонстративный (истероидный) - характеризуется склонностью к детским формам поведения, что выражается в тенденции к вытеснению неприятных фактов и событий, лживости, фантазировании и притворстве, авантюристичности, тщеславии, отсутствии угрызений совести, «бегстве в болезнь» при неудовлетворении потребности в признании;

    гипертимный - с постоянно приподнятым настроением и жаждой деятельности, но не доводящий дело до конца, разбрасывающийся, болтливый;

    дистимный - чрезмерно серьезный и ответственный, сосредоточен на мрачных мыслях, недостаточно активен, склонен к депрессии;

    неустойчивый - чрезмерно поддающийся влиянию окружающей среды, компании.

Если черты характера проявляются не только в острых психотравмирующих ситуациях, а постоянно, то формируются патологии характера - психопатии, пограничные состояния. Они в основном такие же, как и акцентуации. Вылечить психопатию практически невозможно, так как в ее основе лежат особенности темперамента.

Характер может подвергаться некоторой коррекции через осознание отрицательных форм поведения и развитие положительных через изменение системы ценностей.

Влияние внутренних факторов на психическое здоровье

Любое нарушение психического здоровья связано с врожденными особенностями психики и с воздействующими в процессе жизни чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами. И то, и другое может обусловливать низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватность поведения.

Врожденные факторы психического здоровья человека включают особенности психического кода, внутриутробного периода и рождения, а также темперамента.

Врожденный психический код человека, определяющий его будущие поведенческие тенденции, представлен архетипами. Это универсальные понятия, стандарты восприятия, мышления и поведения, такие как любовь, преданность, агрессия, милосердие, щедрость, инициативность, ответственность, потребность в служении, власти, богатстве, общении, переменах и т.д.

Особенности внутриутробного периода и рождения являются фактором риска в формировании первых психокомплексов - «перинатальных матриц». Ребенок начинает получать психический опыт еще в утробе матери. В его подсознании фиксируются все состояния комфорта и дискомфорта, формируемые в основном на уровне ощущений. Если внутриутробный период протекает благополучно, то в будущем человек не боится за свое физическое существование, комфортно чувствует себя в мире, он уверен в его доброжелательности. Если же мать не хотела появления на свет ребенка, были попытки его уничтожения, то в дальнейшем может появиться комплекс своей ненужности и попытки к самоубийству. Если период схваток, являющихся первым тренингом терпения в жизни ребенка, патологически фиксируется в подсознании, то могут сформироваться комплексы «жертвы и деспотизма», «предательства», клаустрофобия. Патологическая фиксация периода потуг, в течение которого ребенок активно вовлекается в процесс рождения и получает первый опыт борьбы за существование, формирует вечных борцов, революционеров, разрушителей. Затруднения в момент рождения могут породить страх встречи с новым, мешающий в будущем творческой реализации человека. Указанные комплексы могут сопровождать человека всю жизнь, нарушая его социальную адаптацию.

Формирование типов темперамента, эстра - и интроверсии связано с наследственно преимущественным развитием тех или иных структур головного мозга и установлением взаимных влияний между ними. Так, гипоталамус и лобные доли обусловливают холерический, преимущественное развитие миндалины и гиппокампа - меланхолический, гипоталамус и гиппокамп - сангвинический, миндалина и лобные доли - флегматический темперамент. Сильные связи лобной доли и гиппокампа обуславливают экстраверсию, а гипоталамуса и миндалины - склонность к интроверсии.

Влияние внешних факторов на психическое здоровье. Профилактика стресса.

К внешним факторам, нарушающим психическое здоровье, относят психический стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками, и психотравму. Психотравма часто сочетается со стрессом - напряжением в системе при ее адаптационной перестройке.

Характерными чертами эмоционального стресса являются продолжительная, необъяснимая усталость, расстройства пищеварения, боли в спине, бессонница, рассеянность, апатия и т.д. Отрицательные психоэмоциональные стрессы реализуют свое действие на организм, приводя в одних случаях к развитию гипертензии, язвенной болезни, сахарного диабета, бронхиальной астмы, тиреотоксикоза, в других – к развитию неврозов, неврозоподобных состояний, психических расстройств.

Запускает психический стресс эмоция. Стресс может сопровождаться отрицательными эмоциями, а может проходить с положительной установкой при сохранении возможности выбора, контроля ситуации и предвидения последствий. Первая форма была названа дистрессом , вторая – эустрессом . Эустресс в отличие от дистресса оказывает стимулирующее воздействие. Его нейроэндокринные механизмы имеют особенности в виде активизации синтеза «медиаторов счастья»- эндорфинов, энкефалинов и др.

Стресс у современного человека изменил свой характер. Проблемы стали менее очевидными, более изощренными, существование их более длительным. Имеются различия в стрессе у мужчины и женщины. Они касаются как причин, так и форм проявления. У женщин причины стрессов чаще связаны с быстрым бегом «биологических часов», необходимостью одновременно выполнять свои биологические и социальные функции, утерей внешней привлекательности и отходом детей от семьи. Женщины более чувствительны и эмоциональны. Они чаще страдают расстройствами пищеварения, дисфагиями, более подвержены страхам и депрессиям. Особого внимания в инициации и создании фона для развития стресса у женщин заслуживают дисфункции, связанные с репродуктивной сферой. Психологическое проявление стресса у женщин также обусловлено некоторой дезорганизованностью, рассеянностью и сложностью в принятии решений, склонностью к депрессии.

У мужчин, более ориентированных на социальные престижи, происходит постоянная поэтапная оценка своих достижений и постановка новых задач. Частые причины стрессов у них - это непризнание социальных и личностных достоинств, а также уменьшение мышечной силы. В проявлениях стресса у мужчин в силу их большей симпатоничности доминируют сосудистые нарушения. Кроме того, характерны алкоголизм и курение, как формы ухода от отрицательных эмоций, язвенная болезнь желудка, функциональные расстройства половой сферы. Мужчины больше склонны к нападению и обороне, способность принимать решения у них почти не нарушается.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. Если психоэмоциональный стресс, вызванный психотравмой, не был отреагирован, а был погружен в подсознание, то он может стать основой для формирования психокомплекса. Психокомплекс - это неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания. Он формируется в основном на ранних этапах жизни, включая внутриутробный период, и сопровождает человека всю жизнь, деформируя в той или иной степени его психические проявления. Единственным путем избавления от психокомплексов является извлечение их из подсознания, отреагирование в модельной ситуации и осознание. Однако это возможно только при использовании трассового состояния.

Последствиями стресса являются психосоматические проявления в результате истощения психики и ухудшения состояния самого слабого звена в организме. Спровоцированные болезни называются «болезнями адаптации». Нарушения психического состояния при стрессе выражаются в хронической усталости, агрессивности, раздражительности либо, наоборот, депрессивности, головной боли или головокружении, нарушении сна, булимии как средстве обретения силы и уверенности, потребности в алкоголе и курении и т.д.

Одним из самых частых последствий психического стресса является соматизированная депрессия, представляющая собой невротическое состояние с ипохондрической окраской. Отрицательные эмоции всегда вызывают вегетативные реакции, сопровождающиеся нарушением функций органов.

Возможность проявления каждого конкретного симптома при стрессе связана с психосоматической конституцией человека. Конституция обусловливает концентрацию различных «стрессорных» гормонов в крови и возможность их повреждающего действия, а также наличие «уязвимых мест». Так, женщина агрессивная и раздражительная, часто вследствие своей андрогенности, предрасположена к нарушениям в репродуктивной системе, а человек с постоянно угнетенным настроением, чаще астеник - к заболеваниям пищеварительной системы. Склонность к страхам коррелирует с нарушением функции почек, к гневу - печени.

В ряде случаев человек сам привлекает, часто не вполне осознанно, определенную форму заболевания, привычную для него, как форму ухода от решения проблем или форму защиты, форму получения внимания. Определенная система часто поражается в соответствии с характерами переживаемого конфликта. Например, нежелание беременности может вызывать нарушение в менструальном цикле.

Профилактика психического стресса и коррекция его последствий включает повышение устойчивости к стрессу путем превентивной концептуализации, заключающейся в психологической подготовке человека к стрессовым ситуациям, вооружении его соответствующей философией, а также приобретении навыков управления состоянием психики. Важное значение придается отреагированию отрицательных эмоций непосредственно, либо в смоделированной ситуации путем агрессии с двигательным возбуждением у холериков и людей атлетической конституции, речевого возбуждения с руганью у сангвиников с пикнической конституцией и слез у людей меланхолического склада. Проводится психокоррекция с комплексом движений, соответствующих психодинамике человека, релаксацией всевозможными способами, самовнушением, использованием расслабляющих воздействий. Целесообразна фармакологическая коррекция с использованием успокаивающих средств, ингибиторов перекисного окисления, - адреноблокаторов.

Стресс является проявлением и одновременно инструментом адаптационной перестройки человека при чрезмерном влиянии на него физических и психических факторов. Комплекс стереотипных неспецифических реакций, сопровождающих стресс и обеспечивающих приспособление к изменившимся условиям, выживание во время перестройки и ликвидацию последствий перегрузки, был назван Г.Селье «общим адапционным синдромом».

Адаптационный процесс, нередко затягивающийся на годы, у изначально нормального человека приводит к хроническому стрессу, что проявляется невротическим состоянием , или невротизмом . Наиболее частые формы этого проявления - эмоциональная неустойчивость, плохое самочувствие, тревожность, раздражительность, снижение самооценки, вегетативные расстройства. Акцентуированная личность реагирует при этом неврозом . Невроз является формой психической адаптации с проявлением признаков дезадаптации акцентуированной личности. Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок.

Выделяют три основные формы невроза: неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний. Неврастения - наиболее распространенная форма невроза, выражающаяся в психическом истощении, отрицательном эмоциональном фоне, раздражительности, обидчивости, слезливости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности.

Истерия возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнической соматической конституцией). Формы ее отражают два известных и детских типа реагирования перед лицом опасности - «мнимая смерть», или замирание, и «двигательная буря», или пугание, избегание, нападение. Различные формы этого поведения патологически фиксируются у людей истероидного склада. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами речи (заикание, беззвучие вплоть до полной немоты) и др.

Невроз навязчивых состояний встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Характеризуется фобиями, повышенной тревожностью, что приводит к повторению некоторых действий (для уверенности). Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства.

Психопрофилактика, психогигиена, психотерапия.

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, направленной на предупреждение возникновения нервно-психических расстройств и заболеваний, устранение психогенных факторов в среде человека. Задачей психопрофилактики является психологическая помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного и производственного характера, работы с молодыми и распадающимися семьями и т.п.


Здоровье населения, в том числе и психическое, относится к наиболее значимым социальным ценностям. О том, насколько серьезной проблемой для России является психическое здоровье нации, свидетельствуют как показатели распространенности психических заболеваний, так и те последствия, которые возникают в связи с этим на макро- и микросоциальном уровнях.
Психиатрическими учреждениями Российской Федерации в 1999 г. зарегистрировано 3,9 млн человек. Из них дети до 15 лет составляют 22%, а лица старше 60 лет - 14,8%. В интернатах социального обеспечения находится около 130 тыс. человек. Из них детей - 13,2%. Однако следует учитывать, что за психиатрической помощью обращается лишь небольшая часть нуждающихся.
По экспертным оценкам, общее число лиц, страдающих психическими расстройствами (от самых тяжелых до едва заметных), может составить 52 млн человек, или 1/3 населения России.
В настоящее время в России происходят социально-экономические преобразования, которые сопряжены с рядом факторов, оказывающих стрессогенное воздействие на большие группы населения. К ним можно отнести неудовлетворенность социально-экономическими реформами, социальную дезорганизацию людей, социально-экономическое расслоение общества, падение уровня производства и угрозу безработицы, многочисленные экономические и природные катастрофы, постоянные (в том числе и вооруженные) конфликтные ситуации, акты терроризма.
Происходящая ломка сложившихся стереотипов и ценностей порождает чувства обманутости, неуверенности в будущем, безысходности, апатии, разочарования и раздражения, что способствует возникновению психологических и психических расстройств.
Об ухудшении психического здоровья свидетельствуют данные официальной статистики. В 1999 г. по сравнению с 1989 г. число лиц, впервые зарегистрированных психиатрическими службами, выросло на 35 % и составило 558,9 тыс. человек, или 0,4% населения России. Отмечается значительный рост числа нервно-психических заболеваний, которые имеют непосредственную причинную связь с воздействием стрессовых факторов, - это неврозы, психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические реакции, а также реактивные психозы, депривационное развитие личности.
В современных условиях, когда нередко возникают вооруженные конфликты, растет преступность, количество транспортных происшествий, случаются разного рода аварии, можно ожидать увеличения числа психических расстройств, обусловленных черепно-мозговыми и экстрацеребральными травмами, ожогами, интоксикациями и т.п. Неблагополучная эпидемиологическая ситуация в стране создает угрозу более частого возникновения постинфекционных нарушений психики, тем более, что целый ряд инфекций нередко протекает с поражением нервной системы (СПИД, сифилис и др.). Отрицательные психические последствия при этом могут быть отставленными.
Существует категория больных, помощь которым в России пока практически отсутствует, и точных данных о числе таких лиц нет. Это лица с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Их психическое состояние непосредственно связано с потрясениями последнего времени (войны, природные и техногенные катастрофы, взрывы в мирных городах и др.). По оценке специалистов, ПТСР среди перенесших тяжелый стресс возникает в 50- 80 % случаев, и число лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, в современной России может составлять более 1 % населения.
Косвенно судить о серьезности социальных воздействий на психическое и психологическое состояние можно и по показателю завершенных самоубийств. За годы перестройки заметно увеличилось число завершенных самоубийств: в 1991 г. этот показатель составлял 26,1 на 100 тыс. населения, в 1993 г. - 37,3; в 1994 г. - 41,8; в 1996 г. - 39,4; в 1997 г. - 37,6; в 1998 г. - 35,4.
Стремительно растет число лиц, страдающих наркоманией, - первичная обращаемость за психиатрической помощью больных наркоманиями за 10 лет увеличилась в 9 раз и составила в 1998 г. 35,4 на 100 тыс. населения. По экспертным данным Е.А. Кошкиной, число больных наркоманией в России в 1998 г. превышало 2 млн человек. Особую тревогу вызывает массовое приобщение подрастающего поколения к потреблению психоактивных веществ. Ежегодно число подростков, больных наркоманией или токсикоманией, с впервые в жизни установленным диагнозом увеличивается почти на 50%. В 1998 г. в медицинских учреждениях России находилось на учете более 42 тыс. подростков, потребляющих наркотические и другие психоактивные вещества, что составляет 375,1 человека на каждые 100 тыс. подростков.
Приведенные эпидемиологические данные характеризуют масштаб проблемы. Столь значительное число лиц с расстройствами психического здоровья влечет за собой целый ряд серьезных социальных и экономических проблем. Одной из них является проблема трудоспособности психически больных.
В настоящее время численность инвалидов в России приближается к 10 млн человек - это около 7 % населения - и продолжает расти. Среди них 10 % - инвалиды по психическому заболеванию. В структуре инвалидности по основным причинам психические заболевания занимают четвертое место, уступая сердечно-сосудистым заболеваниям, злокачественным новообразованиям и травмам. Однако следует учесть, что по длительности сроков инвалидности психические заболевания занимают первое место. Большинство психически больных, утративших трудоспособность, становятся инвалидами в молодом и среднем возрасте (25% в возрасте до 29 лет, 70% - до 40 лет). Почти 95% инвалидов, признанных нетрудоспособными в связи с психическим заболеванием и умственной отсталостью, остаются на пенсионном обеспечении пожизненно. Кроме того, инвалидность по психическим заболеваниям характеризуется значительной тяжестью: 94,2% психически больных инвалидов имеют I или II группу.
Среди детей, впервые признанных инвалидами, наиболее распространены три главных класса болезней, вызывающих до 70 % случаев инвалидности. Это заболевания нервной системы и органов чувств (в основном детский церебральный паралич), врожденные аномалии и психические заболевания (в основном умственная отсталость). С увеличением возраста отмечается заметный рост психических заболеваний, ведущих к инвалидности, - от 9,5 до 45,0 на 10 тыс. детей в возрасте 0-4 года.
Установлено, что детская инвалидность в 70% случаев обусловлена причинами врожденного или наследственного характера, а также связана с патологией матери во время беременности, родов и в послеродовом периоде. В последние годы у женщин отмечается увеличение осложнений в эти периоды.
Таким образом, если не произойдет улучшения в социально-экономической ситуации, то, учитывая ухудшение психического здоровья населения, а также демографические изменения (рост численности лиц старших возрастных групп, наметившуюся тенденцию к увеличению средней продолжительности жизни), можно предполагать дальнейшее увеличение числа инвалидов. В связи с этим перед обществом встает значительное число важных проблем социального и экономического характера.
Ухудшение социально-экономических условий в последнее десятилетие, с одной стороны, и развитие промышленных технологий, с другой, сопровождаются социально-трудовой декомпенсацией психически больных, резким снижением возможности их трудоустройства. Социальное функционирование этой категории лиц без оформления инвалидности становится невозможным. Это обстоятельство приводит к необходимости оформлять инвалидность большему числу лиц, чем прежде. С 1989 по 1998 г. число психически больных, впервые признанных инвалидами, выросло более чем на 90% и в 1999 г. составило 4,7 на 10 тыс. населения. Кроме того, 540 тыс. психически больных, находящихся в трудоспособном возрасте и не имеющих инвалидности (т.е. почти столько же, сколько инвалидов), не работают. Таким образом, общее число психически больных, не занятых трудом, составляет около одного миллиона человек. Рост инвалидизации за последние годы - один из показателей особой социальной уязвимости психически больных, в том числе и в тех случаях, когда инвалидность оформляется с целью получения льгот.
При оценке социальной значимости того или иного заболевания обычно обращают внимание на смертность от этого заболевания и на другие показатели, связанные со смертностью (влияние болезни на продолжительность жизни, число «недожитых лет» из-за данного заболевания и т.п.). Установлено, что психически больные чаще страдают соматическими заболеваниями. Средняя продолжительность жизни психически больных в среднем на 13 лет меньше жизни психически здоровых.
Другим важным аспектом являются экономические последствия тех или иных заболеваний. Экономическое бремя от психических заболеваний, т.е. расходы на лечение, на выплату пособий по инвалидности и временной нетрудоспособности, на содержание хронических психически больных, патронаж, социальную помощь, не уступает экономическому бремени от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и значительно превышает столь распространенные респираторные заболевания.
Среди многочисленных социальных последствий, возникающих вследствие нарушений психического здоровья, следует отметить также ущерб для обороноспособности страны. Так, по данным ЦВВК МО РФ, в 1998 г. 28,2% (380262 чел.) призывников признаны непригодными к службе по состоянию здоровья. Выявились три основных класса болезней, в связи с которыми призывники освобождались от службы по медицинским показаниям: психические расстройства, заболевания нервной системы, заболевания органов кровообращения. Эти три класса заболеваний дали 34,6 % всех непригодных к воинской службе. И психические расстройства в них занимают больше половины - 18,5 %. Кроме того, более трети (34,7 %) военнослужащих срочной службы, комиссованных из армии по состоянию здоровья, также составляют лица, страдающие психическими расстройствами.
Ущерб общества от психических заболеваний не исчерпывается лишь их экономическими и социальными последствиями на макросоциальном уровне. Приобретение психического заболевания и, как следствие, изменение социального статуса человека отражается не только на трудовой, но и на общественной деятельности (прекращение или ограничение). Трансформируются ценностные ориентиры больного, его образ жизни и общения, возникают затруднения в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям. В результате этого миллионы людей оказываются отверженными и живут в пространстве отчуждения и непонимания. Социальная дезадаптация психически больных усиливается из-за негативного или настороженного отношения к ним со стороны общества. Несмотря на меры, предусмотренные законодательством по охране прав и законных интересов психически больных, реально их дискриминация встречается в различных сферах жизни. Нередко это проявляется и в отказе оказать необходимую медицинскую или социальную помощь. Лица, состоящие на диспансерном психиатрическом учете, часто автоматически исключаются из числа подопечных Центров социального обслуживания, реабилитационных центров.
К особой стороне социальной адаптации психически больных следует отнести возможность и успешность исполнения роли супруга или родителя. Формирование собственных семей больных затруднено. Среди больных шизофренией намного больше одиноких людей, чем среди населения в целом. Это связано как с меньшей вероятностью вступить в брак, так и с неустойчивостью их семей. Среди диспансерного контингента больных 32,4% никогда не были замужем или женаты, 24,2 % расторгли брачные союзы. Известно, что показатели рождаемости у психически больных ниже, чем среди населения в целом. Так, рождаемость в семьях больных шизофренией составляет лишь 64% от показателя рождаемости населения в целом. С другой стороны, среди многодетных семей большую долю занимают семьи, в которых родители - умственно отсталые, следовательно, их потомство также не отличается высоким интеллектом. Важно, что женщины, страдающие психическим заболеванием, нередко оказываются не в состоянии воспитывать своих детей.
Существование психических расстройств приводит к возникновению специфических юридических проблем. С одной стороны, психически больные в силу своего состояния могут совершать антиобщественные поступки, с другой стороны, общество нередко нарушает права больных и те не в состоянии самостоятельно отстаивать их. По данным Н.М.Жарикова и В.М.Шумакова, 18% больных шизофренией совершают опасные действия за время болезни. В связи с этим необходимо законодательство, которое, с одной стороны, гарантировало бы обществу защиту от опасных действий психически больных, а с другой - обеспечивало бы больным защиту их гражданских прав и законных интересов. Среди контингента психоневрологического диспансера в 1,7% случаев отмечено ущемление прав пациентов. Потребность в правовой защите, помощи при решении спорных жилищных, семейно-бытовых и других проблем испытывают 3,4 % пациентов.
Велик ущерб от психических заболеваний и на уровне семей и ближайшего окружения психически больных. Качество жизни всех этих людей страдает, ухудшается материальное положение семьи, нарушаются межличностные отношения, происходит перераспределение социальных ролей в семье. Родственники психически больных обычно скрывают наличие психического заболевания у члена семьи, потому что, если это становится известным, семья подвергается социальной дискриминации.
Члены семей психически больных указывают, что их собственное здоровье существенно ухудшилось после возникновения психического расстройства у их родственника; сильнее ощущается финансовый дефицит (две трети опрошенных); резко ограничились социальные контакты (только 30 % опрошенных поддерживают отношения с друзьями и родственниками, бывают в театрах и т.д.). Часть родственников отмечает, что они не смогли реализовать себя полностью в своей профессиональной карьере из-за болезни члена семьи. Значительная часть ощущает на себе бремя ухода за больным и тяжесть ответственности за его судьбу. Родственники больных часто испытывают чувство одиночества, изолированности, подавленности (более 50%), страха за судьбу больного, особенно после своей смерти.
Наличие в семье психически больного часто нарушает семейные взаимоотношения. Почти все те, у кого семейные отношения были нарушены, считают, что на стабильность их семей повлияла болезнь родственника.
Все изложенное позволяет отметить, что состояние психического здоровья населения ставит перед обществом и перед социальными работниками и организаторами социальной помощи много важных и до сих пор не решенных проблем.
Вопросы для самоконтроля
1. Насколько распространены психические расстройства среди населения России?
2. Почему проблема психического здоровья населения имеет социальную значимость и в чем она заключается?
3. В чем состоят особенности инвалидности психически больных и каково социально-экономическое значение этой проблемы?
4. В чем состоят основные показатели социально-психологических и экономических последствий психического заболевания для индивида и его семьи?