01.07.2018

Функциональная асимметрия мозга: что это такое, причины. Концепция межполушарной асимметрии мозга.


Все мы разные - со своим складом характера, темпераментом, особенностями мышления и памяти, своими привычками и способностями. Конечно, глубокий отпечаток на это накладывают воспитание и социальная среда, но главным определяющим фактором является работа центральной нервной системы. Функциональная асимметрия головного мозга обуславливает специфичность полушарий относительно эмоций, высших психических функций.

Основные понятия функциональной асимметрии мозга

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга – это морфофизиологические особенности церебральных структур, которые определяют доминантность гемисферы при обработке информации определенного типа. Проявляется она отличием функциональных нагрузок, выполняемых симметричными отделами полушарий.

Важно! Для каждого человека выраженность доминантности полушария и особенности расположение специфических функций между ними очень индивидуальны.

При этом установлено отсутствие стабильности в асимметрии полушарий головного мозга человека. При односторонних поражениях противоположная гемисфера, формируя новые связи между проекционными полями, способна взять на себя выполнение утраченных функций. Функциональную асимметрию рассматривают как способность церебральной адаптации человека к меняющимся условиям в норме и патологии.

Интересно! Палеонтологические исследования обнаружили существование морфологической асимметрии еще у прокариот в архейский период.

Особенности асимметрии полушарий головного мозга

Распределение функциональных обязанностей между полушариями заложено генетически. Однако под воздействием социальных факторов изменениям подвергается, функциональная асимметрия мозга; кратко описывая работу полушарий относительно простых функций (работы органов чувств и исчерченной скелетной мускулатуры), ученые рассматривают ее как условно эквипотенциальную. Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации.

Нейрофизиологи классифицируют межполушарную асимметрию головного мозга на:

  • анатомическую (выражается в морфологической неоднородности гемисфер);
  • биохимическую (проявляется различиями в клеточных реакциях, содержании нейромедиаторов);
  • психофизиологическую (моторной, сенсорной, когнитивно-эмоциональной).


Функциональная межполушарная асимметрия мозга обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей.

Доминантной считается та часть, которая обеспечивает функцию фазиса (речи), владения наиболее часто используемой рукой. Для большинства людей (правшей) доминантно левое полушарие. У левшей ведущим является правая гемисфера. Существует немногочисленная группа людей с одинаковой способностью ловко владеть правой, левой рукой. Такая особенность называется амбидекстрия. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

Интересно! Французский ученый Поль Брока сделал верный вывод о локализации центра моторной речи, опираясь всего на два патологоанатомических исследования.

Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности.

Правое полушарие обеспечивает:

  • музыкальный слух, эмоциональную окраску речи;
  • целостное восприятие образов;
  • пространственно-интуитивную обработку информации.
  • конкретное мышление, зрительное восприятие и узнавание.

Левое полушарие специализируется на механизмах индуктивной интеллектуальной деятельности (первоначален процесс анализа с последующим синтезом информации). Оно является доминантным для абстрактного, символического мышления.

Левое полушарие обуславливает:

  • оперирование логическими и абстрактными понятиями;
  • последовательную мыслительную деятельность;
  • локальное восприятие образов;
  • вербально-символические функции;
  • установление сходства и идентичности.

Интересно! Считается, что у мужчин по сравнению с женщинами большая функциональная нагрузка приходится на зоны, ответственные за моторику, логическое мышление, и меньшая – на участки, обеспечивающие эмоционально-волевые поступки.

Взаимодействие полушарий в условиях функциональной асимметрии

Асимметрия полушарий головного мозга позволяет выполнять слаженную работу церебральных структур в основном за счет реципрокных (взаимно тормозящих) отношений. Однако возможны распределение функциональной нагрузки между обоими полушариями, объединение информации и контроль одной из гемисфер за процессами анализа и синтеза.

Медицинская психология. Полный курс Полин А. В.

Межполушарная асимметрия

Межполушарная асимметрия

Сенсорные асимметрии

Зрение. У зрительного анализатора асимметрия отмечается в среднем в 90 % случаев. У большей части испытуемых (60 %) выявляется преобладание правого глаза, который называется ведущим. Цвет воспринимается сразу ведущим глазом, а неведущим – чуть позже. У правого глаза шире поле зрения, им же лучше осуществляется прицеливание. На явление асимметрии зрения рассчитаны некоторые эффекты живописи.

Слух. Явление сенсорной асимметрии касается остроты слуха и способности более точно определить местонахождение источника звука. Так, большинство здоровых людей лучше слышат левым ухом, а с задачей выявления местонахождения источника звука лучше справляется правое ухо. Такое явление получило название эффекта правого уха. Различия в восприятии правым и левым ухом появляется в возрасте 4 лет, у девочек это явление проявляется раньше, чем у мальчиков. Наибольшая интенсивность выраженности этого феномена сохраняется между 5 и 12 годами.

Осязание. В процессе осязания около 80 % испытуемых считают, что для левой руки этот процесс несколько сложнее, чем для правой. Если рассматривать адекватность оценки предметнопространственных свойств исследуемых предметов, то правая рука характеризуется большей успешностью, а если речь идет о возможно более полной оценке за короткий промежуток времени одной рукой, то более успешной является левая рука. Если рассматривать по отдельности каждый вариант чувствительности, то выясняется, что болевая, вибрационная и температурная чувствительность выше на левой руке, а кинестетическая выше на правой. Интересно распределение чувствительности у детей глухих от рождения в отличие от слышащих. Глухие дети в возрасте 10–11 лет правой рукой лучше узнают фигуры, а левой – буквы, слышащие – наоборот.

Обоняние. 70 % взрослых людей отмечают, что левая сторона носа более чувствительна к запахам, а у детей никакой разницы между половинами выявить не удается.

Вкус. Подавляющее большинство людей замечают, что на левой половине языка вкусовые ощущения острее.

Любые виды активности сопровождаются межполушарной асимметрией. Электроэнцефалографические исследования свидетельствуют, что при интеллектуальной деятельности отмечается значительно большая активность левого полушария. Обработка полученной информации осуществляется разными полушариями по-разному.

При исследовании деятельности зрительного анализатора было установлено, что правым полушарием сначала осуществляется описание деталей изображения, после чего происходит их обобщение. В левом полушарии процесс имеет противоположную направленность – от общего к частностям. Результатом таких особенностей является тот факт, что при сравнении двух предметов или изображений элементы сходства быстрее устанавливаются левым полушарием, а элементы различия – правым. Показательны опыты, проведенные в психиатрической клинике на больных, получавших лечение, приводящее к угнетению функций одного из полушарий и активизации функций другого. Правое полушарие, действующее изолированно, воспринимает метафоры и идиомы значительно лучше, чем левое, но, кроме этого, и лучше, чем оба полушария, действующие вместе. Как выяснилось, правое полушарие лучше сохраняет отдельные куски текста – фразеологизмы, ругательства, которые можно рассматривать как штампы. Идиомы являются такими же штампами, не подлежащими дешифрованию, но которые можно запомнить и знать.

Правое полушарие более приспособлено для узнавания пространственных характеристик зрительных и звуковых раздражителей, а также словесных стимулов, характеризующихся высокой конкретностью. В качестве рабочей гипотезы нейропсихология использует утверждение, что правое полушарие живет и действует в настоящем времени с опорой на прошлое, а левое – в настоящем с опорой на будущее время. Полушарная асимметрия характеризуется и разницей в эмоциональном реагировании. За положительные эмоции отвечает левое полушарие, а за отрицательные – правое. Различные экспериментальные данные свидетельствуют, что в решении любой задачи принимают участие оба полушария. Это не зависит от способа обработки информации и способа решения проблемы.

Характерно, что именно тип предлагаемой задачи является основным фактором, активизирующим конкретные мозговые структуры одного из полушарий. К типу задачи можно отнести обнаружение, узнавание, идентификацию, сравнение и другие процессы. Для лучшего понимания вопроса используются понятия «индивидуальный латеральный профиль человека» или «профилелатеральная организация», рассматривающие в качестве индикатора асимметрии несколько конкретных ведущих систем (например, зрительный и слуховой анализаторы).

Латеральные функциональные различия при патологии мозга

При очаговых односторонних поражениях мозга справа или слева выделяют два наиболее существенных клинических факта.

1. Отмечается значительная разница в психических нарушениях у правшей при локализации патологического процесса в правом или левом полушарии. При поражении правого полушария происходят нарушения со стороны психосенсорной сферы, нарушаются процессы восприятия и чувственного познания окружающего мира и себя самого в нем. При локализации патологического процесса в левом полушарии происходит нарушение двигательного поведения, речевой функции, а также процессов познания и мышления, связанных с ними.

Отмечаются и менее отчетливо различимые отличия. Например, депрессия бывает как при право-, так и при левополушарной локализации патологического процесса, но при правополушарной патологии депрессия имеет тоскливый характер, сопровождается двигательной и общепсихической заторможенностью; при левополушарной патологии депрессия тревожная, сопровождается двигательным беспокойством. Слуховые галлюцинации при локализации очага поражения в правом полушарии носят невербальный характер, больной слышит мнимую музыку или какие-либо другие звуки, а при локализации очага поражения в левом полушарии галлюцинации имеют характер мнимых речевых высказываний.

2. Вышеописанные закономерности не соблюдаются у левшей. В редких случаях нарушения, выявляемые у левшей, будут такими же, как у правшей, но не встречались такие левши, у которых картина патологического процесса по своим закономерностям была бы противоположна таковой у правшей. В большинстве случаев патологическая симптоматика у левшей меньше зависит от того, какое полушарие поражено. Наиболее отчетлива зависимость патологии эмоциональной сферы от пораженного полушария. При левостороннем поражении отмечаются приступы отчаяния, агрессивности, нетерпимости и другие явления дисфории, а при правополушарном поражении характерны эйфорические реакции.

По способу обработки информации при нарушениях со стороны левого полушария у правшей наблюдаются следующие нарушения:

1) неспособность вычленить наиболее значимые признаки из получаемой информации и обобщить их;

2) неспособность выделять значимые признаки для выбора способа классификации элементов получаемой информации и проводить сам процесс классификации;

3) неспособность к обучению и приобретению любого нового опыта;

4) неспособность запоминать обобщенные категории.

При нарушениях со стороны правого полушария у правшей наблюдаются следующие нарушения:

1) неспособность оценивать специфические особенности чего-либо при сохраненной способности к обобщению;

2) неспособность запоминать индивидуальные признаки и особенности чего-либо или кого-либо;

3) неспособность оценивать пространственные свойства предметов и признаков.

Эмоциональные нарушения более ярко выражены при патологии правого полушария, чем левого. При правостороннем поражении наблюдаются лабильность эмоциональных реакций, а также неспособность к самоконтролю своего эмоционального состояния. Такие больные отличаются веселостью, благодушием, а также безразличием к окружающему и беспечностью во всем, в том числе в отношении собственной болезни (анозогнозия). При левостороннем поражении отмечаются заторможенность, вялость, отрицательные эмоциональные переживания в виде тревожной депрессии с приступами беспокойства и страха. Условно принято считать, что у правшей положительные эмоции формируются в левом полушарии, а отрицательные – в правом.

Проблема «левшества». «Левшеством» является преобладание функциональной значимости леворасположенных парных органов над правыми при совместном осуществлении функций и является особенностью межполушарной асимметрии. «Левшество» не идентично понятию леворукости. Нередко бывает, что при нормальном психическом развитии большинство парных органов относится к «правшеству», а один или два – к «левшеству», и наоборот. Полные правши встречаются в 38–54 % обследований, а полные левши бывают не более чем в 2 % случаев. В настоящий момент существуют три теории возникновения «левшества». Согласно первой из них «левшество» является наследственной характеристикой и обусловлено хромосомными особенностями. Вторая теория называется социокультурной и связывает «левшество» с постоянной преимущественной тренировкой и использованием левой руки. Патологическая теория объясняет явление «левшества» как результат черепно-мозговой травмы, чаще всего родовой. В каждой конкретной ситуации «левшество» рассматривается как результат одной из указанных причин, так и их комбинацией.

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Функциональная асимметрия головного мозга и способности Открытие функциональной асимметрии коры больших полушарий породило тысячи исследований, в которых изучалась связь доминирования одного из полушарий с выраженностью у человека тех или иных познавательных

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Межполушарная асимметрия Сенсорные асимметрииЗрение. У зрительного анализатора асимметрия отмечается в среднем в 90 % случаев. У большей части испытуемых (60 %) выявляется преобладание правого глаза, который называется ведущим. Цвет воспринимается сразу ведущим глазом, а

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Асимметрия характеров Если на плоскости характеров поместить пару (например, супружескую), то окажется, что она образует (рис. 7.2) два вектора. Угол, образованный одним из векторов и продолжением (продолжением!) другого, называется углом асимметрии. При асимметрии 0°

автора Ротенберг Вадим Семенович

II. Межполушарная асимметрия и особенности вербально-логического и образного

Из книги Сновидения, гипноз и деятельность мозга автора Ротенберг Вадим Семенович

Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур Обычный день, обычный лес, И в отдаленьи – гор громада. Каких здесь ожидать чудес? Во что здесь вглядываться надо? Но – обособлен каждый ствол И каждая из голых веток. Скажи, чье злое торжество Разъединило все

Из книги Сновидения, гипноз и деятельность мозга автора Ротенберг Вадим Семенович

Стратегия мышления и функциональная асимметрия мозга После первых исследований Р. Сперри и его коллег, проведенных на лицах с расщепленным мозгом, стало общепризнанным, что логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а образное – с

Из книги Сновидения, гипноз и деятельность мозга автора Ротенберг Вадим Семенович

Межполушарная асимметрия и сновидения Сны распадаются утром, Как серебро под лучом. Это устроено мудро, И солнечный свет не причем. Смутных чудес очевидцы. Были бы мы смущены, Если б могли проявиться Все наши сны. Проблема межполушарных отношений в стадии быстрого сна

Из книги Сновидения, гипноз и деятельность мозга автора Ротенберг Вадим Семенович

Функциональная асимметрия мозга и речь Слова скучны, как дождь за окнами. Я чувствую их холод гладкий. И чудится – червями мокрыми Сползают капли вдоль лопатки. Зануда – дождь, хоть горло режь ему, Он льет и будет лить всегда. В ушах звучит: «С тебя по-прежнему как с

Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга.

Процесс ее формирования носит название латерализации и длится примерно 10–15 лет. Таким образом, эта характеристика мозга не является врожденной, а приобретается в ходе жизни человека, хотя некоторые предпосылки могут передаваться генетически. Психические функции обусловлены деятельностью коры больших полушарий (так как эта структура является самым поздним образованием), поэтому межполушарная асимметрия формируется именно в этой области.

Классическая теория фокусируется, в основном, на речевых и моторных зонах больших полушарий, а также говорит о том, что признаки асимметрии не изменяются на протяжении жизни человека (в основном, благодаря опоре на то знание, что праворукость и леворукость остаются неизменными на протяжении всего жизненного цикла). Современные представления об этом феномене несколько отличны от традиционных.

Функциональная асимметрия основывается на различиях в типах мышления . В книгах и публикациях по популярной психологии кратко даются характеристики, которые сводятся к выделению логического мышления (у левого полушария) и творчества (у правого). Но на самом деле оба полушария в равной мере участвуют в творческом и логическом мышлении, способны воспринимать слова и образы, перерабатывать их, но эти процессы протекают различно.

Вопрос о разделении функций между двумя половинами конечного мозга впервые поднялся в 1836 г. М. Даксом, который обнаружил повреждение левого полушария у больных с нарушениями речи. Впоследствии ученые находили все новые подтверждения теории: П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон.

Латерализация

Межполушарная асимметрия формируется с чередованием доминирования правого и левого полушарий, переходом к функциональной специализации от дублирования, то есть имеет нелинейный характер. Это процесс, на который существенное воздействие оказывает среда.

Первой начинает проявляться асимметрия головного мозга по биоэлектрическим показателям: в моторных и сенсорных зонах коры (далее – в префронтальных и теменно-височных).

У новорожденных детей отмечаются некоторые анатомические различия правого и левого полушария – так, сильвиева борозда в левом больше по размеру, чем в правом . У взрослых людей такие различия могут проявляться в большей по масштабу площади речевого центра Вернике.

Данные о том, что асимметрия полушарий головного мозга у новорожденных детей действительно может отражать функциональные различия, были получены при изучении реакций детей первого года жизни на речевые звуки. Амплитуда, зарегистрированная с помощью электроэнцефалографии, в левом полушарии была больше, чем правом. Неречевые звуки, такие как музыка или шум, показывали большую амплитуду в правом полушарии.

В раннем детстве оба полушария одинаково участвуют в осуществлении речевых функций (то есть являются эквипотенциальны друг другу). Развитие речи начинается с овладения правополушарными способами обработки информации (используются квази-слова, звукоизобразительные элементы, которые являются эмоциональным выражением ситуации, а не переносчиком информации). Левополушарное овладение способами информации начинается с процесса фонематического восприятия – способности определять фонему, звуковой состав слова, и к 3 годам у ребенка развивается фонематический слух. Впоследствии ему становятся доступны категории числа, падежа и степени сравнения речи. Осмысление значения также является прерогативой коры левого полушария, а понимание метафоры и переносного значения слова – правого.

Свойства мозговой асимметрии

Исходя из этого примера, можно предположить, что другие функции также имеют парциальный характер: доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.

По современным данным, механизмы ФАМ оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления.

Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:

  1. Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.
  2. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).
  3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Современные представления также позволяют выделить:

  • стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни;
  • динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.

В настоящее время актуальной задачей исследования такого явления, как функциональная асимметрия мозга, является определение стационарных и динамических характеристик, их взаимодействие в норме и условиях дизонтогенеза (нервно-психической патологии).

Основные различия

Их удобнее представить в виде таблицы.

Таблица 1. Функциональные различия левого и правого полушария

Оперирует понятиями

Оперирует целостными конкретными образами

Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить

Функция сформирована недостаточно

Происходит последовательная обработка поступающей информации

Осуществляется параллельная обработка данных

Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному

Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.

Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее

Дает восприятие момента «здесь и сейчас»

Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы

Дает оценить конкретное пространство

Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат

Участвует в запоминании образов и событий

Дает понимание смысла

Дает понимать эмоциональные реакции

Позволяет воспринимать реальность детально

Осуществляет целостное восприятие

Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего

Определяет пессимистичное восприятие мира

Отвечает за восприятие ритма музыки

Отвечает за определение мелодии

Формирует вербальный интеллект

Отвечает за невербальный интеллект

Считается, что межполушарная асимметрия мозга также выражается в том, что левое полушарие поддерживает связь с объективной реальностью и сознательными действиями, а правое – с измененным состоянием сознания, так как поддерживает бессознательную мозговую деятельность.

Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария. В условиях старения – нормального и патологического – эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности. Атрофия мозолистого тела также грозит больным, страдающим психическими заболеваниями, что может вести к недостаточной активности левого (как правило) или правого полушарий.

Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания не просто сказывается на мозговой асимметрии, но и на продолжительности жизни человека.

Итак, функциональная асимметрия мозга – основополагающая характеристика организации полушарий, которая проявляется в различном строении и отличных друг от друга функциях. Представления о ней продолжают корректироваться по настоящее время. В соответствии с современными исследованиями выделены такие свойства, как доминантность, переключаемость и пластичность, а также стационарность и динамичность. Это позволяет прояснить становление, нарушение и угасание психических функций в норме, при расстройствах психики и старении.

Межполушарное взаимодействие

Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие - фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. М. а. является частным случаем М. в. На современно этапе изучения работы мозга как парного органа в большей степени изучены закономерности М. а.

Межполушарная асимметрия - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.

В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное .

Было показано, что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом - конкретного образного мышления. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

Головной мозг имеет два полушария, однако, это не простое дублирование функций, как, например, в почках или легких. Оказалось, что полушария, выполняя одинаковые функции – прием информации, ее обработка и команда на периферию – делают это по разному. Это явление получило название функциональной межполушарной асимметрии. Изучение функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга началось в середине 19 века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. Было установлено, что повреждение коры левого полушария в 85% случаев ведет к нарушению речи, что впервые установил Брока, поражение правого полушария не приводило к нарушению речи. Дальнейшие исследования проводились на больных, которым по жизненным показаниям было проведено расщепление мозга. Таким больным можно было предъявлять вербальные раздражители (слова, формулы) или картинки в правое или левое полушарие. Понятно, что таких больных немного, поэтому были разработаны методы, позволяющие исследовать особенности функционирования полушарий на целом мозге. В экспериментах использованы, например, однополушарный наркоз, который позволяет на время выключить одно из полушарий или предъявление зрительного стимула справа или слева. Это позволяет отправить информацию в правое или левое полушарие. Дело в том, что часть волокон зрительного нерва, идущая от наружного сегмента сетчатки не перекрещивается, и остается в своем полушарии, а другая часть волокон, идущая от внутреннего сегмента, уходит в противоположное полушарие (рисунок). Использование таких методов позволило исследователям продемонстрировать значительные различия в функционировании полушарий.

Рисунок 12Возможность направления зрительного стимула

в правое или левое полушарие мозга.

Было обнаружено, что левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно – база для логического мышления. Левое полушарие обеспечивает речевую деятельность: понимание речи, ее построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов обеспечивается в левом полушарии последовательно. Поэтому левое полушарие называют абстрактно-логическим.

Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, выделяет из всего потока речевой информации его невербальную компоненту (интонация, тембр, громкость, эмоциональная окраска голоса). Поступающая в правое полушарие информация обрабатывается одномоментно и целостным способом. Поэтому правое полушарие называют конкретно-чувственным .

Характеристика полушарий

Левое

Правое

Лучше узнает вербальные стимулы (например, написанные слова), легко различимы стимулы. Предметы и слова, знакомые стимулы

Невербальные, трудно различимые и незнакомые

Легче решает задачи на оценку времени, на установление сходства, установление идентичности стимулов по названиям

Пространственные соотношения, установление различий, установление идентичности стимулов по их физической природе.

Воспринимает аналитически, последовательно, абстрактно, обобщенные понятия

Воспринимает целостно (гештальт), одновременно, конкретное узнавание.

Лучше распознает речевые звуки – слова, слоги, связи

Распознает тональность, шумы, эмоциональную окраску речи, интонации

Обеспечивает понимание и воспроизведение устной речи

Понимание речи и устной и письменной, НО не воспроизводит.

Предложена классификация функциональных асимметрий в соответствии с сенсорными и моторными функциями полушарий.

Асимметрия двигательной активности рук, ног, лица, правой и левой половины тела обозначается как моторная асимметрия .

Например, у правшей левая рука более вынослива, чем правая к статичному усилию; мышцы левой части лица сильнее правой, в результате левая половина лица кажется более мужественной. Ранее предполагали, что в основе моторной асимметрии лежит анатомическая асимметрия моторных зон коры головного мозга, однако сейчас данное утверждение опровергается. Развитие моторной асимметрии детерминировано деятельностью периферии в ранние периоды онтогенеза, что ведет к микроструктурным перестройкам на уровне коры головного мозга. Моторная асимметрия появляется и нарастает в детские годы, достигает максимального развития к зрелому возрасту, а в позднем возрасте нивелируется. Если в раннем детстве начать переучивать левшу, то для него остается характерная сенсорная и психическая асимметрия, отличная от правшей. Моторная асимметрия является неустойчивой и может изменяться в период адаптации.

Асимметрия восприятия объектов обозначается как сенсорная асимметрия .

Сенсорная асимметрия является более четкой и постоянной характеристикой деятельности центральных систем. Этот вид асимметрии сохраняется и закрепляется в течение всей жизни. Различают асимметрию органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, причем в ведущее быстрее, а ее обработка и хранение происходит в полушарии, адаптированном к данному виду информации. В опытах по изучению асимметрии осязания установлено, что болевой порог выше на ведущей руке, а температурная чувствительность – у не ведущей руки. Была обнаружена тактильная асимметрия.

Наиболее выражена асимметрия функционирования органов зрения и слуха. Известно, что ведущий глаз первый ловит предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший и контрастный. Однако более устойчивым видом сенсорной асимметрии считается слуховая асимметрия, так как зрительная асимметрия нивелируется после 30-35 лет, а слуховая – после 40-50 лет жизни.

Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) – определяется как психическая асимметрия . Известно, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правое полушарие: состояние отрицательного эмоционального напряжения проявляется активацией теменно-височной области правого полушария.

Физиология изучает преимущественно сенсорную и моторную асимметрию, поэтому определение профиля личности с целью оценки преобладания активности правого или левого полушария фактически обозначает определение сенсомоторной функциональной асимметрии. Необходимо сразу же отметить, что сенсорная и моторная асимметрия совсем не обязательно совпадают. Человек может обладать правополушарным или смешанным сенсорным профилем и левополушарным моторным. Тем не менее, попробуем дать общую характеристику людям с преобладанием правополушарных или левополушарных функций. Впервые такую характеристику дал И.П. Павлов, который выделил исключительно человеческий типы на основании преобладания первой или второй (речевой) сигнальных систем. Если по типам ВНД гениальное исследование Павлова подтверждается пока слабо, прямых корреляций между электрофизиологическими характеристиками нейронов и поведением не найдено (эти корреляции, скорее всего, и не будут найдены, потому что поведение – это сложное взаимодействие всех структур ЦНС), то его предвидение – выделениехудожников и мыслителей нашло блестящее подтверждение в процессе исследования функциональной межполушарной асимметрии.

"Мыслительный" тип по классификации И.П. Павлова, с преобладанием второй сигнальной системы.

1. Имеет большой словарный запас и активно им пользуется.

2. Ему присуща двигательная активность.

3. Тяготеет к теории, умеет прогнозировать события.

"Художественный" тип с преобладанием первой сигнальной системы

1. Неразговорчив.

2. Медлителен

3. Предпочитает конкретные виды деятельности.

4. Способен тонко чувствовать и переживать.

5. Склонен к созерцательности.

По современным представлениям человек с превалирование левополушарных функций тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. «Правополушарный» - тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен, неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниям.

Исследование функциональной асимметрии мозга у детей показало, что первоначальная обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями и доминантность левого формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевой зоны левого полушария. то у него наступает афазия. Примерно через год речь восстанавливается, при этом центр речи перемещается в правое полушарие. Такая передача функций левого полушария правому возможна лишь до 10 лет.

Существует принципиально различные точки зрения на причины межполушарной асимметрии. Приверженцы первой считают, что межполушарная асимметрия характерна исключительно для человека, а в ее основе лежат движения ведущей руки и развитие речи. Вторая точка зрения основывается на экспериментально доказанном существовании межполушарной асимметрии у животных. Поэтому межполушарная асимметрия рассматривается как общее свойство мозга. Возникновение центра речи именно в левом полушарии исходно связано с его способностью функционировать аналитически и оценивать внешний мир не в виде общей картины, а отдельными фрагментами. Таким фрагментом может стать звук и слово. Доказательством в пользу этой точки зрения является наличие асимметрии между правой и левой частями гипоталамуса и продолговатого мозга. Приведем лишь один пример, свидетельствующий о генетической, а не связанной с воспитанием межполушарной асимметрии.

Ученые японского Национального Центра неврологии и психиатрии провели магниторезонансное исследование активности участков головного мозга, задействованных в восприятии музыки. Во время эксперимента 28 человек, среди которых были профессиональные музыканты, слушали запись "Итальянского концерта" Баха. У всех участников приборы отметили возбуждение участков мозга, расположенных в височной доле, над ушным каналом. Но у музыкантов активность отмечалась в левой височной доле (на рисунке - желтый участок), а у обычных слушателей - в правой. Магниторезонансное сканирование безошибочно отделило профессионалов от дилетантов.

Давно установлено, что в левой височной доле находится речевой центр мозга, отвечающий за вербальное поведение. Новейшее исследование показывает, что у профессиональных музыкантов область обработки музыкальной информации совпадает, по крайней мере частично, с речевым участком мозга. Это может означать, что для такого человека любая мелодия звучит как "речь", состоящая из значимых элементов и обладающая собственным смыслом. Аналитическое восприятие отличает музыкантов от простых смертных, которые воспринимают музыку на уровне эмоций. Профессионал, таким образом, не может "просто слушать" музыку и "наслаждаться звуками", так же, как обычный человек не может "просто читать" книгу, "наслаждаясь буквами". Так что "язык музыки", "музыкальный текст" - не метафоры, а безошибочные термины, отражающие специфику мышления музыкантов и композиторов.

Еще очень мало известно о причинах, которые привели к межполушарной асимметрии и специализации полушарий. Найдены анатомические отличия, но они настолько незначительны, что не могут объяснить той огромной разницы в методах обработки информации правым и левым полушарием. Пожалуй, на сегодня единственным убедительным основанием межполушарной асимметрии является обнаруженная у животных асимметрия в распределении медиаторов и биологически активных веществ.

Например, в левом бледном шаре, базальных ядрах серотонина вырабатывается больше, чем в правых, а дофамина образуется больше в правой миндалине и левом полосатом теле, чем в противоположных одноименных структурах. Вещества, которые характеризуются центральным активирующим эффектом, распределены в головном мозге так же асимметрично. У крыс норадреналина в миндалине и черной субстанции может быть больше в правом или левом полушарии, что проявляется в индивидуальных особенностях поведения животных. Дофамина у крыс значительно больше вырабатывается в левом полушарии, D-рецепторов больше в том же полушарии. Уже у черепах, животных, стоящих очень низко в эволюционном ряду, обнаружена асимметрия в распределении опиатных рецепторов.

Не обнаружено никакой зависимости между уровнем способностей в целом, не имеет значения мыслительных или художественных и право или левополушарностью. Установлено, что профиль асимметрии определяет только зону интересов. Успешность в любой деятельности, как оказалось, определяется той скоростью, с которой полушария обмениваются информацией.