23.06.2020

Психологические причины бронхиальной астмы. Психосоматические причины бронхиальной астмы Астма: метафизические причины астмы


Опасным недугом хронического типа является астма. Болезнь связана с появлением бронхиальных спазмов и возникновением отеков слизистых оболочек, следствием чего становятся кратковременные приступы удушья.

Встречается она у пациентов разного пола и возраста, однако женщины болеют в два раза чаще мужчин.

Причин возникновения болезни может быть несколько – она генетически обусловлена или является результатом воздействия факторов внешней среды.

Не теряют популярности теории, согласно которым недуг имеет психосоматическую природу. По мнению Луизы Хей, астма является результатом жесткого подавления своих чувств, затруднений в реализации жизненных целей.

Специалисты спорят об этиологии недуга, однако отмечают, что причина может быть как в наследственности, так и в воздействии раздражителей внешнего характера.

Причем данные факторы не исключают друг и друга и могут действовать одновременно. Ключевыми являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • действие факторов аллергического происхождения;
  • избыточный вес;
  • сбои в обменных процессах.

Среди множества аллергенов, которые могут спровоцировать приступы астмы, выделяются такие:

  • перхоть и шерсть домашних любимцев;
  • частички пыли;
  • бытовая химия, используемая для уборки помещений или стирки белья;
  • продукты, в составе которых присутствуют сульфиты и их производные;
  • плесень, грибки в доме;
  • сигаретный дым;
  • лекарственные средства или вещества, которые входят в их состав;
  • инфекционные или вирусные болезни.

Нередко заболевание является следствием:

  • воспалительных процессов, протекающих в бронхах;
  • инфекционных заболеваний в острой форме;
  • частого и длительного приема аспирина, а также содержащих его медикаментозных препаратов;
  • ослабления иммунитета.

Признаки и основная классификация

Признаки астмы достаточно ярко выражены. На первом этапе развития недуга наблюдаются проявления в виде:

  1. Сухого или мокрого кашля.
  2. Затруднений дыхания – одышки;
  3. Втягивания межреберных промежутков при вдохе.
  4. Поверхностного дыхания.
  5. Ухудшения состояния после физической нагрузки.
  6. Изнуряющего сухого кашля, который возникает беспричинно.

Заболевание со временем прогрессирует, приступы могут учащаться. При этом появляются такие симптомы:

  • болевые ощущения в груди;
  • дыхание становится сильно учащенным;
  • пациент начинает обильно потеть;
  • на шее вздуваются вены;
  • АД становится нестабильным;
  • пациент ощущает сдавливание в груди, начинает хрипеть;
  • общее самочувствие ухудшается, появляются вялость и сонливость, сознание может путаться;
  • в некоторых случаях наблюдается остановка дыхания на короткий срок.

На два основных вида – бронхиальную инфекционного или неинфекционного происхождения и сердечную. Они различаются в зависимости от этиологии и симптоматических проявлений.

Наиболее часто встречается бронхиальный вид астмы, которая подразделяется на:

  • кашлевую;
  • профессиональную;
  • ночную;
  • аспириновую.

Психосоматическая теория Луизы Хей

Психолог Луиза Хей считает, что астматик склонен подавлять собственные ощущения и чувства. Заболевание зарождается в связи с тем, что у потенциального больного нет способности и желания отпускать любовь.

Он стремится посвятить себя и собственную жизнь другим, подавляя свою потребность жить для себя. Человек также теряет способность выражать свои эмоции, например, он не плачет.

Психосоматические причины множества недугов подробно рассмотрены в медицинской литературе. Не является исключением и бронхиальная астма. Психосоматика удушья и эмоциональное состояние астматика взаимосвязаны между собой.

Это находит выражение в некоторых симптомах – больные жалуются на проблемы со сном, частую и продолжительную апатию либо чрезмерную возбудимость.

Страдающие астмой теряют способность к концентрации внимания. Психосоматические особенности астмы позволяют говорить о типичности основных черт больного:

  1. Любовь к одиночеству и потребность в самореализации. По мере прогрессирования недуга стремление к отшельничеству возрастает.
  2. Постоянные капризы и чрезмерно высокие требования к другим людям. Педантичность пациента раздражает окружающих. Уверенность в том, что среда должна соответствовать его предпочтениям и требованиям приводит к тому, что в случае несовпадения желаний и реальности человек уходит в себя и начинает переживать из-за своей проблемы.
  3. Нежелание брать ответственность на себя, в связи с чем решения принимаются очень долго. Но при этом астматик склонен придерживаться своей точки зрения. Правда, часто он для вида может согласиться с чужим мнением.
  4. Стрессовые ситуации губительны для больного астмой. Он не может справиться с психоэмоциональной нагрузкой. Напряжение постоянно накапливается, что приводит к удушью.
  5. Характерной чертой является чрезмерная обидчивость, которая граничит с нервозностью. Такие люди разговаривают бегло, но невнятно. В спорах склонны выражать отрицательные эмоции.

Провоцируется боязнью жизни и нежеланием находиться в конкретном месте именно сейчас. Нелюбовь родителей или чрезмерное проявление их любви становится причиной недуга с первых лет жизни.

Факторы болезней по Луизе Хей

Луиза Хей рассматривает физические и психоэмоциональные особенности человека как факторы, связанные с конкретными недугами:

  • грустные внешне люди отличаются невеселыми мыслями, что сопряжено с ментальными причинами недугов;
  • проблемы с нервной системой человека свидетельствуют о сложности его жизни;
  • волосы являются нашим защитным поясом, а психоэмоциональные нагрузки приводят к отмиранию волосяных луковиц;
  • ушные боли свидетельствую о болезненной реакции на поступающие сведения;
  • глухота говорит о длительном нежелании воспринимать информацию;
  • проблемы со зрением отражают нежелание человека видеть то, что происходит с человеком, его жизнью и окружающим миром;
  • головные боли – результат ощущения неполноценности;
  • боли в легких появляются из-за нежелания или неспособности жить полной жизнью;
  • дискомфорт в спине отражает невозможность найти опору в других людях;
  • проблема с желудком обусловлена страхами перед всем новым;
  • язва вызывается ощущением неполноценности и т.д.

Луиза Хей считает, что больные астмой имеют психологическую установку о недопустимости самостоятельного дыхания. Пациенты младшего возраста отличаются очень развитой совестью, а поэтому склонны брать вину и ответственность за все события только на себя.

В некотором смысле для них будет выходом смена места жительства. Причем эффективным будет отсутствие остальных членов семьи в новом доме, что приводит к выздоровлению. Благоприятное влияние имеют смена школы, изменение образа жизни.

Другие теории о причинах заболевания

При поиске методов лечения астмы можно руководствоваться и другими теориями. По мнению В. Жикаренцева, недуг проявляется из-за подавления любви, поскольку многие люди склонны не давать волю своим ощущениям и чувствам.

При этом они запрещают себе жить, как им нравится.

Именно у астматиков часты ситуации, когда они психологически создают преграды для выплескивания эмоций. Поэтому избавиться от недуга можно, если начать свободную жизнь и взять всю ответственность за нее на себя.

Лиз Бурбо при исследовании причин астмы выделяет три типа блокировки:

  1. Физическая, когда дыхание становится затрудненным, – вдох быстрый, а вот выдох натужный. В груди слышится свист. После окончания приступа дыхание восстанавливается.
  2. Эмоциональная блокировка – возникают сложности с выдохом, поскольку у человека завышенные требования. Это сигнал, что от других берется очень много, но ничего не отдается. Больные часто убеждены в своей всесильности, явно переоценивая свои силы, например в любви. Болезненный свист – это сигнал о нерациональном желании астматика, чтобы все соответствовало его требованиям и критериям. Болезнь выступает подтверждением, что вера в силу завышена.
  3. В рамках ментальной блокировки приступ рассматривается в качестве символа подсознательного удушения организма. Это повод, чтобы отказаться от манипулирования другими людьми, стремления получить власть над ними и нежелания вспоминать о своих слабых местах.

Теории Синельникова, Лазарева, Виилма

В. Синельников говорит о неспособности астматиков проявлять эмоции – они не желают высвободить слезы. Поэтому астма выступает формой проявления рыдания в подавленной форме. При этом отмечается роль сильной связи ребенка с матерью.

С этой точки зрения проявление астмы играет роль самовыражения. Болезнь связана с подавлением эмоций, а приступ удушья является психологической попыткой обратиться за помощью.

У астматиков есть убежденность в отсутствии права пользоваться благами и получать удовольствие от жизни.

Кармические причины недуга изложены в работах Н. Лазарева. Он считает причиной болезней недостаток или полное отсутствие любви как одного из компонентов души.

Заменяя любовь к Богу любовью к деньгам, материальным благам, славе, власти, удовольствиям, человек становится на совершенно другой путь, который сопряжен с болезнями и неприятностями. Эти явления являются сигналами об ошибках.

А вот эксперт Лууле Виилма говорит о подавленном страхе как причине астмы. Человек боится негатива по отношению к себе, не склонен проявлять смелость, чтобы жить, стесняется проявлений чувств. Дети подавляют любовь, боятся жизни.

Как избавиться от астмы

Заболевание полностью излечить не получится. Об этом говорит официальная медицина. Важно стремиться максимально продлить ремиссию, а также снизить частоту и интенсивность проявлений приступа удушья.

Для этого требуется соблюдать правильный образ жизни и придерживаться рекомендаций специалистов. Необходимо выявить и устранить ее.

При медикаментозной терапии бронхиальной астмы применяются две группы лекарств:

  • противовоспалительные препараты для уменьшения частоты приступов;
  • бронходилататоры, которые облегчают протекание приступа удушья.

О сложности полного избавления от недуга говорит и Луиза Хей. Она делает акцент на сокращении числа приступов. Для этого надо сначала сформировать навыки высвобождения эмоций.

Затем нужно уравновесить желания брать от других и отдавать им что-либо материальное или духовное. Если вы будете только брать, накапливая это и не отдавая никому, то вскоре у вас возникнут сложности с дыханием.

Энергообмен должен быть двусторонним, когда соблюдается равенство отдачи и получения.

Чтобы излечиться от астмы, необходимо признать свои страхи, понять причины своей неуверенности и незащищенности. Решение этой задачи целесообразно искать с помощью опытных специалистов в области психоанализа.

В заключение

Астма является сложным заболеванием, в развитии которого немаловажную роль играет психосоматика. Причинами заболевания могут быть наследственность или проявления аллергии. Однако часто эксперты говорят о более сложных метафизических факторах.

К ним относят причины ментального, эмоционального, психосоматического, подсознательного типа. Поэтому медикаментозная терапия может оказаться неэффективной без комплексного подхода к лечению и привлечения психолога.

Научившись брать ответственность на себя, предоставив свободный выход эмоциям и полюбив себя, мы сможем предотвратить развитие астмы.

Много врачей, и большинство психологов считают, что причинами болезней является наше восприятие мира, и то, как мы реагируем на случившиеся обстоятельства. Для того, чтобы найти причину заболевания, нужно углубится в духовное состояние клиента и понять, что именно на него влияет. Сегодня мы постараемся понять, что является причиной астмы, и как побороть заболевание.


Психологические причины развития астмы, по мнению Луизы Хей

Причины развития болезни психолог видит в том, что человек не может отпустить любовь, задавливает ее в себе и не способен жить для себя. Астматик подавляет свои чувства.

Чтобы избавится от проблемы, Луиза Хей предлагает проговаривать такие слова «Я являюсь хозяином своей жизни. Я решил быть свободным».


Психологические причины развития астмы, по мнению В. Жикаренцева

Чтобы избавится от заболевания, нужно научиться брать на себя ответственность за свою жизнь, решиться быть свободным.


Психологические причины развития астмы, по мнению Лиз Бурбо

Изучая психологические причины заболевания, автор говорит о физической, эмоциональной и ментальной блокировках.

Под физической блокировкой астмы понимаются следующие симптомы заболевания:

Затрудненное дыхание: выдох очень тяжелый и натужный, а вдох быстрый и легкий;

Проблемы с дыханием проявляются свистом в грудной клетке, который в некоторых случаях может быть слышен даже без стетоскопа.


Когда приступ проходит, дыхание больного нормализуется.


Эмоциональная блокировка астмы:

Астматику очень трудно выдыхать, так его тело подсказывает, что больной желает слишком многого. Он берет больше чем на само деле нужно, а отдавать слишком трудно;

Человек хочет казаться сильнее, чем на самом деле, только так, по его мнению, можно заполучить любовь к себе, человеку очень трудно оценивать свои способности и возможности;

Астматик хочет, чтобы все было согласно его требованиям, но так как много чего не получается, он привлекает к себе внимание болезненным свистом.


Астма – это превосходное оправдание тому, что человек не так силен, как ему этого хочется.

Ментальная блокировка. Приступ астмы символизирует о том, что человек подсознательно душит свой организм. Ненужно бояться признавать свои слабости, избавьтесь от мыслей о том, что власть над другими людьми поможет получить желаемое. Не пытайтесь манипулировать людьми при помощи своего заболевания.


Психологические причины развития астмы, по мнению В. Синельникова

Астматики в жизни практически не плачут, все слезы сдерживаются. Астма – это подавленное рыдание, источником которого является детская травма, конфликт с матерью. Например, подавленное желание ребенка признаться родителям в каком-нибудь проступке.


Валерий Синельников говорит, что астматики – это люди, сильно зависящие от своих матерей. Практически все исследованные им личности с заболеванием имели вышеназванную связь.

Астма – это попытка выразить себя, единственным способом, которым человек умеет. Эмоции постоянно подавляются, вот почему человек и более.

Во время приступа астматику очень трудно дышать самому, он нуждается в дополнительной помощи. Больному кажется, что больной не имеет права дышать самостоятельно, получать человеческие блага, наслаждаться своей жизнью.


Среди всего изученного, можно обобщить, что люди, больные астмой боятся взять ответственность за свою жизнь. Это очень страшно, та как кроме того, что постоянно досаждает болезнь, человек так и не сможет почувствовать весь вкус жизни.


С ув. психолог
Павленко Татьяна

У вас астма ? Рассмотрим метафизические (тонкие , ментальные , эмоциональные , психосоматические , подсознательные

Доктор Н. Волкова пишет : «Доказано , что около 85% всех болезней имеют психологические причины . Можно полагать , что и остальные 15% болезней связаны с психикой , но установить эту связь ещё предстоит в будущем… Среди причин возникновения болезней чувства и эмоции занимают одно из главных мест , а физические факторы - переохлаждение , инфекции - действуют вторично , как пусковой механизм… »

Доктор А. Менегетти в своей книге «Психосоматика » пишет : «Болезнь - это язык , речь субъекта… Для понимания болезни необходимо раскрыть проект , который субъект создаёт в своём бессознательном ... Затем необходим второй шаг, сделать который должен сам пациент : ему следует измениться . Если человек психологически изменится , то болезнь , будучи аномальным течением жизни , исчезнет… »

Рассмотрим метафизические (тонкие , ментальные , эмоциональные , психосоматические , подсознательные , глубинные ) причины астмы .

Лиз Бурбо в своей книге «Твоё тело говорит "Люби себя !"» пишет о возможных метафизических причинах астмы :

Астма носит перемежающийся характер . Ее основным симптомом является затрудненное дыхание , причем выдох становится натужным и тяжелым , а вдох - легким и быстрым . Это затруднение дыхания сопровождается свистом в грудной клетке , который слышен в стетоскоп , а часто и без него . В перерывах между приступами дыхание нормализуется , свист исчезает .

Эмоциональная блокировка :

Так как астматику легко вдохнуть , но трудно выдохнуть , его тело подсказывает ему, что он хочет слишком многого . Он берет больше , чем следует , и отдает с большим трудом . Он хочет казаться более сильным , чем он есть на самом деле , так как думает , что этим вызовет любовь к себе . Он не способен реально оценивать свои возможности и способности . Он хочет , чтобы все было так, как он желает , а когда это не получается , он привлекает к себе внимание астматическим «свистом ». Астма для него также является хорошим оправданием того , что он не так силен , как ему хотелось бы .

Ментальная блокировка:

Приступы астмы - серьезный сигнал о том, что твое желание как можно больше взять отравляет и душит твой организм. Пора тебе наконец признать свои слабости и недостатки, то есть признать себя человеком. Избавься от мысли, что власть над другими людьми может дать тебе их уважение и любовь, и не пытайся доминировать над близкими с помощью своей болезни. См. также статьи АЛЛЕРГИЯ и ЛЕГКИЕ (ПРОБЛЕМЫ).

Бодо Багински и Шарамон Шалила в своей книге «"Рейки" - универсальная энергия жизни» пишут о возможных метафизических причинах астмы:

Астма - это симптом, при котором ты хотя и принимаешь в себя много воздуха, но выдыхание его представляет для тебя серьезные трудности. И поскольку ты можешь выдохнуть лишь незначительную часть, то очень скоро наступает момент, когда ты уже не можешь больше вдохнуть в себя новую порцию воздуха, воздухообмен становится все меньше и меньше. Возможно, ты человек, желающий получить любовь, однако сам не научился любовь дарить. Но так не бывает: только принимать, но не отдавать. За что же ты так цепляешься, чего ты не хочешь отдать? Какие стороны жизни ты отвергаешь и не хочешь принять? Чего ты так боишься и против чего у тебя рождается агрессия, - и в этом ты не хочешь даже себе признаться?

Прочитай по этому поводу Евангелие от Матфея, главу 5, стих 44. Пойми, что у жизни имеется в избытке все для каждого. В тебе уже есть вся полнота жизни, и только твое сознание, твой страх, что тебе достанется слишком мало, отделяет тебя от этой полноты. Поэтому передай другим часть того, что ты уже сейчас имеешь от полноты жизни, чтобы поток жизни мог течь дальше. И признайся себе спокойно в своей теперешней беспомощности и в относительной своей малости. Только так к тебе может прийти помощь. Впусти сознательно в себя те области, которые ты до сих пор всегда избегал и отвергал. Принимай и интегрируй жизнь во всей ее целостности, и ты узнаешь, как внезапно исчезнут все враги, что все это было только в твоем сознании. Наконец-то ты вновь сможешь вздохнуть свободно. Чудесное чувство!

Доктор Валерий В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» пишет о возможных метафизических причинах астмы:

Как правило, астматики в жизни совсем не плачут. Такие люди сдерживают слезы, рыдания. Астма — это подавленный всхлип, и часто его источником является какой-то детский конфликт, связанный с матерью; например, так и не осуществленное желание ребенка признаться матери в каком-то своем проступке.

Я заметил, что астматики — это люди, которые очень сильно зависят от матери. Эта связь прослеживалась мной практически в каждом случае астмы.

Астма — это попытка выразить то, что никаким другим путем выразить невозможно. Вы подавляете в себе определенные эмоции. У вас нет эмоционального самоконтроля.

Давайте проследим, как ведет себя астматик во время приступа. Он не может дышать сам. Ему нужна какая-то посторонняя помощь. Он убежден в том, что не имеет права дышать (а значит, жить) самостоятельно. Есть сильная зависимость от внешних факторов (в детстве — это сильная зависимость от родителей, чаще от матери). Такие люди не способны дышать для собственного блага, наслаждаться жизнью.

Ко мне на прием, как к врачу-гомеопату, пришла женщина со своим сыном, у которого периодически были приступы астмы. Назначенное мной гомеопатическое лечение дало очень хорошие результаты, но болезнь полностью не ушла.

Сразу на первом сеансе я про себя отметил, что причины болезни сына скрыты в поведении его матери. Это была одна из тех женщин, которые контролируют своих детей во всем. Своей такой «заботой» они буквально не дают им «свободно вздохнуть». Дальнейшее исследование подсознательной программы поведения матери показало, что к болезни сына привели постоянные страхи — страхи в отношении жизни, себя, своего сына. Эти страхи она унаследовала от своей матери, которая боялась буквально всего.

В процессе беседы женщина неоднократно использовала такие фразы: «Задыхаюсь от жизни», «Несусь куда-то и не могу остановиться и сделать передышку».

Замечено, что состояние астматиков улучшается в горах или на море. Находясь в горах, они чувствуют себя выше, около моря — чище. Такие природные условия помогают им справиться с их внутренней нечистотой, которая обусловлена «грязными» мыслями.

На прием ко мне пришла женщина с больным сыном. У юноши был хронический АСТМАТИЧЕСКИЙ БРОНХИТ. Болел он им с детства. Общаясь с подсознанием матери, мы выяснили, что причина болезни — это ее всевозможные страхи. Сначала она боялась рожать и во время беременности испытывала сильнейший страх перед родами. Она боялась, что ребенок и она сама могут задохнуться во время родов. Это отложилось в подсознательной программе сына уже в утробе матери. Потом родственники, которые, кстати, были врачами, пугали ее постоянно тем, что каждая болезнь может привести к смерти. В итоге у ребенка начала формироваться болезнь, которая просто являлась отражением страхов матери.

Одна моя пациентка настолько сильно «заботилась» и беспокоилась о своем сыне, что это привело не только к образованию опухоли в груди, но и к развитию астматических приступов у ребенка. Так как своим поведением она буквально не давала ему свободно жить, а значит, и дышать.

Согласно Сергею С. Коновалову («Энергоинформационная медицина по Коновалову. Исцеляющие эмоции»), возможными метафизическими причинами астмы являются:

Астма, как правило, начинается в детстве. Заболевание — это подавленный всхлип, в основе которого лежит конфликт, отсутствие моральной поддержки, страх за себя. Как правило, астматики в жизни совсем не плачут, потому что не могут слезами выразить свое состояние. Причина астмы — подавленные эмоции и прежде всего сильный подсознательный страх перед жизнью, который выражается в нежелании быть здесь и сейчас.

Астма у детей характерна тем, что ребенок ощущает себя бесправным, принимает всю вину в семейных конфликтах на себя. У него очень развитая совесть. Из-за этого его преследует чувство подавленности.

У взрослого астма начинается тогда, когда он теряет уверенность в том, что может самостоятельно решать проблемы, он тоже боится жизни и как бы впадает в детство, ждет защиты и помощи со стороны, но позвать на помощь не может. Эмоции могут быть не подавленные, а открытые (гнев, обида, злоба и жажда отмщения). За ними скрываются другие чувства — незащищенность и страх.

Способ излечения.

Найти силы и возможность рассказать о своих истинных страхах. Если рядом нет близкого человека или никто не понимает, то поплакаться в подушку, рассказать кукле, коту, собаке, главное — высказаться, и вас обязательно услышат. Во время медитации с книгой больше импровизировать с молитвами и обращениями к Учителю. Это поможет получить большой заряд энергии, он усилит вашу волю. Больше бывать на природе, все лето проводить за городом, особенно возле воды. Принимать душ два раза в день — он смывает поверхностные эмоции и очищает ауру.

Владимир Жикаренцев в своей книге «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь» указывает на главные негативные установки (приводящие к болезням) и гармонизирующие мысли (ведущие к исцелению) связанные с появлением и исцелением астмы.

Дыхание — это жизнь. Почему же тогда возникают ситуации, когда наш организм отказывается дышать, попросту лишая нас возможности не просто нормально функционировать, а фактически ставя под угрозу само наше существование? Давайте поподробнее разберемся в том, каковы психологические причины бронхиальной астмы и механизм ее развития.

Бронхиальная астма представляет собой один из наиболее опасных видов аллергий. Она проявляется в виде приступов удушья, при которых человеку труднее сделать вдох, чем выдох. Т.о. организм как бы отказывается впускать в себя кислород и другие вещества, находящиеся в воздухе. На физиологическом уровне это выражается в сужении просвета бронхиол — мельчайших веточек нашего бронхиального дерева, через которые и поступает в легкие кислород. А просвет сужается благодаря спазму гладкой мускулатуры бронхиального дерева, что сопровождается также отеком слизистой и избыточным выделение мокроты. Как результат — невозможность сделать вдох, или сильные затруднения в этом процессе.

Поводом для запуска подобной реакции могут послужить самые разные причины - присутствие аллергена в воздухе (например, пыли, пыльцы, шерсти животных и т.п.), резкий запах, холод, физическая нагрузка, сильный эмоциональный стресс, обиды, перенапряжение в работе или учебе, семейные ссоры, конфликт взглядов. Все это может вызвать возникновение или обострение данной болезни.

Причина может быть довольно незначительной, но реакция может оказаться весьма серьезной и даже угрожающей жизни. Очень часто приступ удушья может запускаться так называемыми «якорями », т.е. повторяющимися ситуациями, в которых наблюдается схожий набор условий. И далеко не всегда необходимо физическое присутствие аллергена в воздухе. Аллергическую реакцию вполне можно запустить, просто думая о нем.

До того времени, как сформировались научные представления об аллергической природе бронхиальной астмы, ее относили к разряду нервных болезней. И это неудивительно — ведь кроме затрудненного выдоха и нехватки кислорода во время астматического приступа человек испытывает нервное потрясение, становится недоступным и немного неадекватным. Отсюда становится понятным влияние психики на течение астмы, и обратная зависимость.

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием , т.е. заболеванием, в основе которого лежит нарушение психической деятельности человека. Бронхиальная астма — это хроническое заболевание дыхательных путей, это не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма. Она может возникнуть в любом возрасте и может протекать в виде единичных приступов, а может иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

Для понимания ситуации приведем следующие цифры:

Бронхиальная астма — наиболее распространенное хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В 90% случаев оно начинается в возрасте до пяти лет. Мальчики заболевают в 2 — 3 раза чаще девочек. К подростковому возрасту половина детей выздоравливает. Среди взрослых пик заболевания приходится на возраст 21 — 35лет, болеют преимущественно женщины.

Установлено, чтоэмоциональный стресс вызывает приступы удушья у 70 % взрослых. В особой группе риска дети. 5 % детей начинают чувствовать себя хуже даже после небольшого стресса, причем состояние их стабилизируется только после удаления причины стресса. У 44 % больных бронхиальной астмой ухудшение состояния связано с различными конфликтными ситуациями в семье, у 9 % — на работе. Особенно впечатляет факт, что у 55% взрослых больных имеются нарушения высшей нервной деятельности. В клиниках зачастую можно встретить больных, первый приступ у которых возник в результате стресса.

Психологический портрет астматика

Общий психологический портрет астматика выглядит следующим образом — он:

  • Любит уединение, склонен к самоизоляции

Больные другими заболеваниями легких, которые сопровождаются одышкой, легче идут на контакт и меньше отчуждаются, чем астматики. При хроническом течении астмы самоизоляция человека только усиливается. Такие люди склонны к самокопанию.

  • Капризен. Астматик своенравен, ему сложно угодить и понравиться, в быту он излишне педантичен. Предпочитает, чтобы ход событий происходил по его прогнозу, и если этого не случается, сильно расстраивается и замыкается.
  • С трудом принимает решения

В случае конфликтной или сложной ситуации человек с бронхиальной астмой долго не может решиться, как ему следует поступать. Если ему приходится принять точку зрения оппонента, то он принимает ее только внешне, а глубоко в душе все равно остается при своем мнении. Астматики не умеют справляться со стрессом, в результате он негативно влияет на психику и вызывает постоянные обострения астмы.

  • Нервозный, обидчивый

Нервное возбуждение чувствуется даже при нахождении рядом с таким человеком, а тем более оно проявляется при общении. Для него характерна прерывистая, быстрая, зачастую негативно окрашенная речь и отрицательные эмоции. Возникает ощущение, что астматик остался непонятым окружающими, и выражает это всем своим видом.

По мнению психологов, причины бронхиальной астмы лежат чаще всего в детстве , в конфликте между беззащитностью ребенка и недостатком или избытком заботы родителей , в неразрешенной зависимости от родителей. Но обостряется заболевание в ситуациях, когда человеку необходимо проявить самостоятельность, ответственность, независимость, смелость или пережить одиночество, печаль, т.е. во взрослом возрасте.

Характерной чертой астматиков является то, что они переживают и выражают большее количество негативных эмоций, чем другие люди . У них также наблюдается недостаточная устойчивость к стрессам, инфантилизм, т.е. демонстрация детских форм поведения, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, низкий уровень осознания себя, своих переживаний, желаний, потребностей. Также для них характерно неадекватное представление о себе, которое выражается в заниженной самооценке и высокой зависимости от мнения окружающих.

У астматиков часто обнаруживается повышенная чувствительность к запахам, которая ничем физиологически не обусловлена. При этом нужно отметить, что такая сверхчувствительность относится, прежде всего, к тем запахам, которые каким-то образом связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Однако для возникновения бронхиальной астмы недостаточно только лишь психологических причин. Аллергическая предрасположенность имеет также достаточно весомое значение. При совпадении аллергических и психологических факторов появление бронхиальной астмы становится наиболее вероятным.

Заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран с середины 1980-х годов имеет тенденцию к постоянному росту. Считается, что развитие бронхиальной астмы в 30% случаев - вызывают психологические факторы, 40% — относятся к инфекциям и 30% — к аллергии.

«Сдерживание» и «вытеснение» — психические механизмы защиты при бронхиальной астме. Как сдерживание эмоций, так и вытеснение тревожащих мыслей, оказывают эффект, схожий с неконтролируемым стрессом. Это ведет к биохимическим и иммунным изменениям в организме, предрасполагающим к обострению астмы. В результате эмоции, которые не нашли выход, оказывают деструктивное влияние на здоровье.

Психотерапия при бронхиальной астме может быть направлена на раскрытие у человека способности осознавать и проявлять «запретные» эмоции, научится быть спонтанным, ценить каждую эмоцию, даже слёзы - «дышать полной грудью», реагировать свободно.

Психотерапия астматиков достаточно сложна и длительна, и может проводиться только профессиональным психологом, специализирующимся на решение такого рода вопросов.

Методики для разрядки негативных эмоций:

В случае астмы происходит спазм гладких мышц, который невозможно снять осознанно, силой воли. Гладкая мускулатура способна расслабиться за счет соответствующего эмоционального фона. Существует много методик для разрядки негативных эмоций. Большое распространение получили различные дыхательные упражнения. Дыхание — это процесс, которым управляют и механизмы тела, и эмоции. Помочь нормализовать свой эмоциональный фон могут дыхательная психотерапия, рейки, йога, медитация и др.

  • Дыхательная психотерапия устраняет энергетическую и физическую блокаду дыхания, она основана на сознательном подходе;
  • Рейки — энергетический способ лечения, когда при повышенной тревожности создается дополнительная энергетическая защита на бессознательном уровне, которую человек воспринимает в виде реальных симптомов;
  • Йога и медитация формируют умение расслабляться, избавляться от негативных мыслей и возвращают эмоциональное равновесие.
Отдел межведомственных связей и комплексных программ профилактики ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики города Старого Оскола» Ппсихолог Безлепкина О.А.

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические. Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические.

Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Для многих заболеваний, названных психосоматическими (к ним, в частности, относится бронхиальная астма), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями, стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний.

Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные, то есть психосоматические факторы.

В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний:

хронический неконтролируемый стресс,

тревога,

депрессия,

алекситимия,

подавленная агрессия.

Для некоторых из них выявлены определенные нейрофизиологические и нейромедиаторные корреляты.

Рассматриваются так же уровень враждебности и уровень аутоагрессии (или чувство вины).

Бронхиальная астма (от греческого asthma – тяжелое дыхание, удушье) – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп.

Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

По данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла.

Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания. Печальным фактом является то, что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают.

Это характерно для большинства стран Европы, США, Австралии.

Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости.

  • Бронхиальная астма - заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов . Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма - гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.
  • Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги. Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу. В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма - не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма.
  • Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.
  • Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.

Психосоматические факторы развития бронхиальной астмы

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы.

Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.

Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием.

У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль.

Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы.

В клинической практике встречаются больные, у которых первый приступ возник в результате стресса .

Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии,

30% относятся к психологическим,

40% - к инфекциям,

30% - к аллергии.

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни , при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы.

Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс.

Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств.

Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку.

Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением.

Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери.

Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.

Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа.

Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого.

Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим.

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Психотерапия бронхиальной астмы (применяемая совместно с медикаментозной терапией).

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении. Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства.

Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы.

Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа.

Для этого используются:

психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биологическая обратная связь),

гипноз,

групповая психотерапия,

семейная психотерапия,

долгосрочная индивидуальная психотерапия,

аутотренинг.

Однако, эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение.

Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы:

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга , дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой. Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги) и напряжения вегетативной активности.

Нейродинамические сдвиги могут быть первичными, возникающими в связи с повреждением структур, или вторичными - при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов. В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями.

Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом:

психотравма, усиливая тревогу, через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий) отрицательно влияет на диэнцефальную область, что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов .

При этом следует учитывать, что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой. В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария, обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память, позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций.

Лечебные мероприятия, помимо традиционных методов, должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия, целью которых является снижение уровня тревожности. Полезным является использование методов двигательной коррекции, способствующих формированию межполушарного взаимодействия.

2. Исследование личностных особенностей: удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах.

К ним относятся:

замкнутость,

сдержанность,

недоверчивость,

тревожность,

сенситивность (чувствительность),

склонность к легкому возникновению фрустрации,

преобладанию отрицательных эмоций над положительными,

невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов.

В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы.

Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы:

отрицание,

вытеснение,

регрессия.

При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности).

И, поскольку, для этих пациентов описан другой защитный психический механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала , часть тревоги может быть проявлена.

Однако вытесненная часть, возможно, создает постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы.

Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу , используются психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.

Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались необычная чувствительность, тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, склонность к развитию сниженного настроения, обидчивость, впечатлительность.

У подростков, страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства, значимые для психотерапевтического вмешательства:

астения,

тревога со вторичной гипотимией,

эмоциональная неустойчивость.

Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков.

При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия.

Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности.

В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости.

За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Так же всеми исследователями отмечаются такие черты, как чрезмерный или отрицаемый страх.

В другом исследовании установлены следующие личностные особенности:

астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют её;

они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию.

У больных подавляется агрессивное поведение, направленное вовне; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу.

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается.

Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния.

Значит, какие гормоны внедряются в циркулирующее русло, так она себя и ведет.

С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна была древнему человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее: перехватывает дыхание от страха.

Затаить дыхание – реакция беззащитного человека, во многом свойственная для ребенка, который не может напасть на объект, вызывающий страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то, что при астме происходит напряжение определенных мышц. Человек начинает задыхаться за счет того, что в тот момент, когда необходимо сделать вдох или выдох, мышцы спазмируются.

Человек физически просто не может вдохнуть.

человек не может вдохнуть, у него возникает тревога, спазм усиливается, еще более не может вдохнуть, наступает паника.

Этот механизм можно разрушить, если снять этот мышечный зажим, расслабить мышцы, буквально размять их руками, разогреть, обратить внимание человека, на то, какие мышцы у него напряжены.

Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц.

Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла, гортани, грудной клетки.

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь, детерминированную стремлением, страстным порывом докричаться до матери.

Степень выраженности аффекта, беспомощности, безнадежности и страха, а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом.

Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности, в результате чего могут возникнуть как психические, так психосоматические расстройства.

Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве, что и определяет специфичность поражений.

Развитию заболевания предшествуют состояния "отказа", "ухода", "капитуляции", отражающие чувства безнадежности и беспомощности.

Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации .

Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов.

Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний.

Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери .

Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме, а выражение эмоций в процессе психотерапии, их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния.

Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.

Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача.

Его сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности .

Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком.

Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация "желания нежности" и "страха перед нежностью".

От самих больных их страх остается скрытым.

В. Бройтигам пишет: "При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции".

Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций "отдать – принять" и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами, "быть сплавленными с ними".

Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого .

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей.

6. И, естественно, наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции. Наследственно-конституциональные особенности, наличие места наименьшего сопротивления.

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве.

В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм:

вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток, создание подкорковых центров застойного очага возбуждения, дисгармония вегетативной нервной системы, развитие висцеральных расстройств.

Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний , включая развитие психосоматических заболеваний, позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития, так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды.

При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям.


Другие немедикаментозные способы лечения бронхиальной астмы.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой.

Р егулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние.

С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

  • Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на функциональное расслабление. Дыхательная гимнастика преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева.
  • Лечебный массаж позволяет снять ощущение усталости мышц. При большой энергетической работе дыхательной мускулатуры этот факт имеет очень большое значение. Массаж позволяет повысить работоспособность, добиться более свободного отхождения мокроты. Массаж принимают как в самые тяжелые минуты обострения бронхиальной астмы, так и при проведении противорецидивных курсов терапии. Рекомендуется делать самому себе массаж: разминать мышцы, которые мешают прохождению воздуха, грудную клетку, ключицы, шею, горло. Таким способом можно остановить приступ.
  • Климатотерапия. Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.
  • Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так, иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического состояния . У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet