13.08.2019

Общие принципы психотерапии депрессии. Наиболее эффективные методы лечения депрессии Методы психотерапии при легкой депрессии


Психотерапия депрессии уникальная система, оказывающая благоприятное лечебное воздействие на психику человека, а посредством психики – на деятельность организма в целом. Помощь психотерапевта лицу, страдающему депрессией, — спасательный круг, позволяющий «вынырнуть» из самой глубокой пропасти.

В чем секрет успеха психотерапевтических методов? Абсолютно все явления, происходящие в мире, обусловлены определенными причинами, и любое депрессивное расстройство не возникает спонтанно и беспричинно – оно обязательно имеет скрытые в подсознании корни. В результате психотерапевтической работы на поверхность, в осознанную область, «всплывает» материал, на первый взгляд абсолютно не связанный с заболеванием. То есть пациент открывает для себя и осознает истинные причины возникновения депрессии.

К тому же многочисленные исследования подтвердили, что люди, окруженные заботой и вниманием, которым предоставлен шанс быть выслушанным и понятым, эмоционально чувствуют себя гораздо комфортнее и выздоровление проходит быстрее, чем у тех лиц, которые вынуждены справляться с проблемной ситуацией один на один. Ощущая поддержку и встречая сочувствие, человек быстрее устанавливает внутреннее спокойствие, справляется с тревогами и волнениями, что столь необходимо при депрессивных расстройствах.

Квалифицированные специалисты, руководствуясь основополагающим принципом Primum Non Nocere («Прежде всего – не навреди») способны значительно уменьшить либо полностью устранить симптомы депрессии, успешно осуществить коррекцию настроения пациента, стимулировать развитие интересов и увлечений. Хорошие и глубокие знания, практический опыт позволяют психотерапевтам оценить тяжесть депрессивного расстройства и при необходимости вовремя привлечь к терапии психиатра и подключить медикаментозное лечение.

Психотерапия – довольно длительный и зачастую эмоционально болезненный процесс, но достигаемые результаты того стоят. Лечение депрессии психотерапией основано на психологических способах воздействия на неблагоприятные клинические проявления, в том числе страдания. Психотерапия – точка пересечения различных областей наук: психиатрии, психологии, педагогики, социологии. Несмотря на разнообразие форм психотерапии, специалист работает с личными проблемами, личностными переживаниями клиента путем выслушивания, информирования, направления на иной уровень мышления клиента. Несмотря на принципиальные различия, все теоретические точки зрения психотерапии направлены на изменение восприятия, профессиональное просвещение, эмоциональную поддержку, актуальную помощь в разрешении индивидуальных проблем пациента.

На сегодняшний день разработано и применяется свыше 300 психотерапевтических направлений. Несмотря на это лидирующие позиции удерживает несколько групп учений.

Группа 1. Терапия депрессии с психодинамической (инсайтоориентированной) точки зрения

Методики данной группы уходят своими корнями в психоанализ, создателем которого является авторитетный и известный врач Зигмунд Фрейд. Особенностью лечения по психодинамическим методикам является осознание человеком вытесненных эмоций и воспоминаний. Используя такие приемы, как анализ сновидений, оговорок, свободные ассоциации, особенности забывания, врач помогает пациенту найти причины проблем, которые нередко уходят своими корнями в детство. В процессе высвобождения подавленной энергии, достигается цель психотерапии – понимание и принятие вытесненных в подсознательную сферу истинных причин депрессии.

Группа 2. Когнитивная психотерапия депрессии

Целью поведенчески-ориентированных методик является обучение человека, страдающего депрессией, приспособительным умениям и навыкам, которые будут полезны при столкновении с теми или иными негативными или сложными жизненными обстоятельствами. Когнитивная терапия депрессии предполагает, что мысли и образы, влияющие на поведение и эмоциональную сферу, спрятаны неглубоко в подсознательном, и все депрессивные расстройства происходят из-за нарушенного, неверного мышления.

Работа психотерапевта нацелена на определение и разрешение конкретных личностных проблем каждого клиента: формирование и сохранение у личности новых, адекватных поведенческих реакций. В своей терапии для лечения депрессии специалисты применяют:

  • Положительное подкрепление (похвала);
  • Отрицательное подкрепление (критическое замечание);
  • Снижение порога чувствительности (уменьшение страха);
  • Взрывную терапию (переживание панического страха);
  • Моделирование (создание ситуаций и выработка соответствующего поведения).

Группа 3. Коррекция расстройств методами экзистенциальной терапией

Основное внимание специалистов, работающих в данном направлении, сконцентрировано на имеющихся проблемах клиента, возникших вследствие отсутствия гармонии с социальной средой, утраты чувства принадлежности к обществу и появления в результате этого чувства одиночества и отчуждения.

Сторонники данной школы психотерапии предполагают, что депрессивное расстройство возникает в результате влияния многочисленных социально-психологических факторов, которые личность не в состоянии самостоятельно преодолеть. Под воздействием длительных стрессоров у человека формируется стремление уйти из мира действительности в нереальный, фантазийный мир «упрощенности и понятности». В результате образуется «экзистенциальный вакуум», когда личность сама не понимает, для чего живет, и страдает от неопределенного смысла жизни.

Основа лечения с данной точки зрения состоит на осознание пациентом личной значимости, формирование адекватной самооценки и самоуважения, определении истинного смысла жизни. В первую очередь врач проводит работу для восстановления и пересмотра духовных, моральных, этических ценностей, принятия себя и других в реальности, развития самостоятельности мышления и естественности поведения. В программах применяются уникальные в своем роде приемы, стимулирующие пациента к тому, чтобы он выполнял те действия, которых больше всего стесняется или страшится.

Группа 4. Лечение депрессии, используя гуманистический подход

Психотерапия депрессии этой методики основана исключительно на возможностях и способностях человека. Представители данной ориентации убеждены, что каждая личность способна преодолеть свои проблемы, если у нее для этого существуют значимые стимулы. Условием достижения успеха в проводимой работе является освобождение клиента от неуверенности в собственных силах, боязни поражения, страха неудач. Лишь избавившись от этих комплексов, человек получает возможность реально воспринимать сущность своей проблемы и становится готовым к ее разрешению.

В ходе сеансов психотерапевт добивается у клиента того состояния, когда он может свободно и откровенно говорить о своих мыслях, переживаниях, ощущениях, страхах. Специалист воспринимает всю слышимую информацию без похвал и критических замечаний, акцентируя внимание пациента на внутреннее состояние и испытываемые эмоции. Таким образом, человек находится в атмосфере свободы и «вседозволенности». Работа врача направлена на развитие чувства уверенности у клиента, формирование заинтересованности и увлеченности, смену негативных ощущений на положительные.

Психотерапия представляет собой некоторое воздействие на психическую деятельность человека, основной задачей которого является лечебный эффект.

Психотерапия при депрессии может выступать как самостоятельный способ борьбы с заболеванием. Но может применяться и в комплексном лечении наряду с медикаментозной терапией.

Механизмы реализации

Целью психотерапии при депрессии является устранение симптомов заболевания. По иерархическому критерию выделяют несколько уровней подобной психотерапии:

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!
  • психический;
  • неврологический;
  • вегетативный;
  • соматосистемный;
  • соматоорганный.

Как правило, механизм депрессии настолько сложен, что включает все вышеуказанные уровни. Но степень проявления каждого из них строго индивидуальна. По этой причине и программа психотерапии выстраивается исходя из каждого конкретного случая.

Медицинская наука не стоит на месте. На сегодняшний день открыто множество новых механизмов. В результате специалисты пришли к выводам о значимости гуморальной и эндокринной регуляции в вопросах возникновения, развития и устранения депрессивных проявлений.

Варианты форм и методов психотерапии разнообразны. Специалист выбирает необходимую модель, руководствуясь несколькими принципами:

  • определением нозологической картины пациента, ориентируясь на генетическую карту болезней, которые могли спровоцировать депрессию;
  • выявлением личностных особенностей пациента;
  • концентрацией на наиболее выраженном уровне проявления симптомов;
  • личностной работой психотерапевта в вопросе профессиональной идентификации;
  • методологией и концептуальными возможностями науки относительно эффективности психотерапии в конкретном случае.

Психотерапия предполагает воздействие на трех уровнях:

На психическом уровне
  • Работа проводится посредствам информационного воздействия.
  • Пациент получает от специалиста информацию, которая является для него абсолютно новой или старой, но в совершенно иной интерпретации.
  • На этом уровне важен эмоциональный компонент.
  • В случае разрозненности в эмоциональном и когнитивном плане преподносимая информация искажается или полностью блокируется для восприятия.
  • Воздействие на психическом уровне имеет своей целью устранение единичных симптомов депрессии.
  • В некоторых случаях можно добиться личностных изменений на уровне изменения особенностей реагирования.
На психофизиологическом уровне
  • Воздействие этого уровня предполагает применение свойств анализаторов на основании построения обратной связи.
  • В работу включаются рефлекторные механизмы, а также особенности поведения и физиологии.
На нейровегетативно-соматическом уровне
  • Для этого воздействия характерно включение рефективных и соматических направлений.
  • В обязательном порядке подключается эмоциональное подкрепление.
  • Как правило, подобная работа проводится в виде тренинговых занятий.

Идеальным вариантом является программа психотерапии, включающая постепенный переход от одного уровня воздействия к другому.

Этапы

Традиционно психотерапия при депрессии включает 4 этапа:

Установление контакта На этом этапе происходит знакомство, обозначается проблема.
Заключение контракта
  • Следующим шагом становится определение специалистом и пациентов цели и задач их совместной работы.
  • Разрабатывается структура, оговаривается конфиденциальность информации, устанавливаются границы, при необходимости затрагивается вопрос об оплате (в частной психотерапии).
Непосредственные сеансы психотерапии Они проводятся в зависимости от потребностей пациента.
Окончание работы
  • По завершении психотерапии обсуждается, достигнута ли цель, решены ли изначально поставленные задачи.
  • Специалист и пациент подводят итоги проделанной работы.
  • Обсуждается вопрос о необходимости поддерживающей психотерапии или переходе на психологическое консультирование.

Структура

Под психотерапевтической структурой следует понимать формальные данные, отражающие условия, в которых осуществляется подобное воздействие:

  • применяемый подход: психодинамический, интегральный, системный;
  • ситуативные особенности: прием в стационаре, амбулаторный прием;
  • форма приема: индивидуальная, групповая, семейная;
  • временные показатели: прием детей обычно составляет до 30 минут; взрослых до 60 минут;
  • периодичность: зависит от используемого метода, может составлять как 5 раз в неделю, так и 1 раз в месяц;
  • продолжительность: может быть как краткосрочной (несколько сеансов), так и долгосрочной (месяцы и даже годы).

Все эти моменты необходимо оговаривать перед непосредственным началом психотерапии. Иначе в ходе работы могут возникнуть путаница и недопонимание.

Основные методы психотерапии при депрессии

Современная наука владеет множеством психотерапевтических методов. Каждый из них имеет свои особенности и применяется при конкретном варианте развития событий.

Аутогенная тренировка

В основе этого метода лежат буддийские практики, целью которых является ознакомление с приемами саморегуляции.

Особая эффективность аутогенных тренировок выявлена при психосоматических и функциональных расстройствах. А вот тревожные пациенты с высоким уровнем мнительности могут только усугубить свое положение, используя подобную методику.

Структура аутогенного метода сводится к следующим постулатам:

  • сложные элементы, включающие самососредоточение и волевой потенциал;
  • аппеллирование к способности выстраивать образ будущего.

В силу указанных особенностей аутогенные тренировки не рекомендованы для подростков. Их должны проводить только опытные специалисты, прошедшие личную психотерапию посредствам аутотренингов.

Арттерапия

Наиболее распространенный и дающий хорошие результаты метод психотерапии. Причем арттерапия может использоваться и как диагностический инструментарий. Универсальная методика, которая может быть применена и как самостоятельная техника, и как дополнительный прием при разных методиках психотерапии.

Включая множество предметов для творческого выражения, арттерапия особенно эффективна при работе с детьми. Применяется при самых различных расстройствах и нее имеет противопоказаний.

Арттерапевтический метод не требует активного вмешательства терапевта. Он позволяет личности раскрыться в творческом плане, вынести свою проблему, обрисовав ее внешними образами и символами, которые не ограничиваются речью и могут быть представлены самым широким видением.

Библиотерапия

Литературные произведения также могут использоваться в психотерапии. Особенность данной техники – это возможность применения в самых разных ситуациях и моделях воздействия.

Выделена следующая классификация библиотерапии:

Этот подход довольно популярен за рубежом. Отечественная наука не применяет его в чистом виде, но используя некоторые элементы, например, массаж и дыхательные упражнения.

Самовнушение

Медитация и молитвенные приемы также относятся к методам психотерапии. Существует масса вариаций подобной техники, которые подчиняются единой схеме: убеждение – внушение – инструкция – подкрепление.

Формулы самовнушения выстраиваются определенным образом и требуют обращения не к проблеме как таковой, а к потенциальным ресурсам и возможностям человека.

Самовнушение дает хорошие результаты и может применяться даже у детей с тревожным симптомом.

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия представляет собой целостное и самостоятельное направление в психологии. Специалист синтезирует вербальные и телесные проявления пациента, обобщает их и преподносит своему клиенту как сообщение об неосознаваемых явлениях его психики.

Таким образом, человек получает информацию о своей целостности, а психотерапия приносит свои результаты: посредствам органов чувств, телесных проявлений, поведенческих реакций вырабатывается общая картина целостности.

Гипнотерапия

Данный психотерапевтический метод подразумевает введение пациента в гипнотическое состояние. Других манипуляций специалист не проводит. Пациенту предоставляется возможность самостоятельного наполнения своего сознания.

Гипнотерапия основана на знаниях и приемах гипноза, но выступает самостоятельной техникой ввиду лечебного эффекта, основанного на внешней мотивации пациента и внутренней картины ожидаемых результатов.

Эффект от гипнотерапии имеет достаточно широкий диапазон и отражается как на соматических изменениях, так и на уровне патогенеза.

Длительность, частота и количество сеансов зависит от цели психотерапии и сложности депрессивного состояния.

Гипнотерапия – эффективный метод, но он имеет ряд противопоказаний:

  • активное проявление психотических симптомов;
  • негативные последствия предыдущих сеансов гипноза;
  • наличие психопатий, особенно социальной направленности;
  • акцентуированные соматические расстройства;
  • отказ пациента от гипнотерапии из-за страха;
  • чрезмерный, патологический интерес пациента к гипнозу как таковому.

Особые требования предъявляются и к психотерапевту:

  • достаточная квалификация;
  • осознанный и всесторонний подход к гипнозу;
  • знания основ психотерапии и психосоматики.

Обе стороны процесса – и психотерапевт, и пациент, — должны подойти к вопросу выбора метода со всей ответственностью!

Игровая

Основанная на игре, психотерапия более всего распространена при работе с депрессивными состояниями у детей. Вовлечение ребенка в игру – наиболее эффективный способ обозначить проблему, попытаться выяснить ее причину и найти способы и пути решения.

Разные психологические школы выделяли свое направление в игровой психотерапии:

Игровая психотерапия (А.Фрейд) Представляющая собой метод работы с различными психическими расстройствами у детей, за исключением аутизма.
Недирективная игровая (В.Экслайн) Ориентированная на взаимодействие взрослого и ребенка и предполагающая, что ребенок имеет право самостоятельно формировать свои действия и мысли.
Игровая психотерапия отреагирования (Д.Леви) В основе которой лежит проигрывание психотравмирующей ситуации с целью отражения ребенком негативных эмоций и чувств.
Игровая — построения отношений (Ф.Аллен) При которой ситуация общения терапевта и ребенка выстраивается по принципу «здесь и сейчас», не затрагивая прошлые события.
Контейнирование тревоги (Л. ди Каньо) Метод ориентирован на работу с родителями, чьи дети страдают от тяжелых расстройств.

Игра для ребенка представляет собой ситуацию, которая ему привычна. Дети чувствуют себя комфортно и безопасно, а, значит, открыты для психотерапии.

Музыкотерапия

Метод психотерапии относят еще ко временам древней медицины. Музыкотерапия используется в самых разных психологических техниках борьбы с депрессиями.

Выделяют несколько видов музыки для терапии подобного рода:

  • расслабляющая;
  • тонизирующая;
  • воздействующая на определенные рецепторы.

У детей младшего возраста музыкотерапия чаще используется как компонент в сочетании с танцевальными и ритмическими занятиями, начиная с подросткового возраста может быть использована как самостоятельная техника.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Методика базируется на практических разработках относительно сенсорных модальностей, репрезентативных систем и языковых моделей.

Причем внимание концентрируется не на предшествующем опыте, а на выработке новых навыков и их последующем закреплении.

Техника наводнения

Когнитивная психотерапия рассматривает технику наводнения, как знакомую многим методику вышибания «клин клином» Психотерапевт погружает пациента в ситуацию, вызывающую психотравму, на длительный период (не менее часа).

Целью этой техники является включение креативных стимулов и вытеснение поведенческих компонентов, вызывающих страх.

В начале работы психотерапевт оказывает помощь и поддержку пациенту, в ходе терапии происходит постепенное отстранение и переход на самостоятельное воздействие.

Оперантное обусловливание

Работа основана на выведении проблемы и поиске позитивных стимулов для подкрепления положительного результата.

Методика наиболее эффективна при расстройствах в поведенческом аспекте, но результат снижается, если таковые проблемы являются следствием нарушенных межличностных отношений или эмоционального дисбаланса.

Позитивная

Данный вид психотерапии основан на представлении болезни не только с негативной стороны, но и с позитивной. Психическое нарушение – это показатель того, что разрушается конфликт, проявляется односторонняя форма переработки ситуации.

Особенно эффективна позитивная психотерапия при психосоматических расстройствах, т.к. сочетает в себе психологические и медицинские знания.

Поэтическая

Поэтическая лаконичность и некоторая ритмичность поэзии позволяет пациенту взять на себя главную роль в психотерапии. Используются приемы не только прочитывания стихов, но и развития творческого потенциала в плане самостоятельного сочинительства.

Поэтическая психотерапия не имеет ограничений и может быть использована даже в работе с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста.

Каждый метод психотерапии при депрессии может выступать как самостоятельная техника, а может быть использован как дополнительный прием. Выбор зависит от возраста и особенностей заболевания пациента, а также от квалификации психотерапевта.

Техники работы с депрессией. (практические упражнения). Писаревский К.Л.

Депре́ссия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое состояние, характеризующееся депрессивной триадой:

Снижением настроения;

Утратой способности переживать радость (ангедония);

Нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.

Прежде чем начать использовать техники, убедитесь, что форма вашей депрессии не является органической. В данном случае, вам сможет помочь врач - психотерапевт. Органическая или эндогенная депрессия это та депрессия, которая вызывается физиологическими причинами. Например: болезни щитовидной железы или печени, могут вызвать одну из форм эндогенной депрессии. Если же вы исключили для себя органическую форму, то используйте приемамы описанные ниже. Однако, важно помнить о том, что максимально эффективную помощь, вам может оказать только профессионал.

Первое. Задайте себе вопрос. Для чего мне нужно избавиться от депрессии? Для того чтобы что? Формулируйте свой ответ не с позиции мотива, чтобы уйти от, а говорите себе о том, к чему вы хотите прийти. Например: здоровье, работа, деньги, друзья, семья и т.д. Перечислите для себя эти цели. Задайте себе вопрос: насколько они реалистичны? Если нужна корректировка, скорректируйте их.
Второе. Очень важно понять, что у каждого симптома есть так называемые вторичные выгоды. Депрессия в этом плане не исключение. Что значит вторичные выгоды? С одной стороны, человек может жаловаться на то, что у него депрессия, а с другой стороны, он получает так называемые блага от той формы поведения, в которой он находиться будучи в депрессивном состоянии. Это все происходит на бессознательном уровне. Одна из форм проявления вторичных выгод, это так называемое снятие ответственности за свою жизнь и возможно за жизнь тех, с кем вам приходиться общаться. Поэтому первое: задайте себе вопрос, какие выгоды я получаю, будучи в депрессивном состоянии? Это может казаться абсурдом, но это так. Именно выгоды и перечислите их для себя. Вам нужно найти как минимум пять. Это позволит вам взглянуть на вашу депрессию немного с иной стороны.
Третье. Прощание с депрессией. Ощутите вашу депрессию в теле. В какой части тела она располагается? Что это за чувство, какой оно величины, какого оно цвета? Обычно, это сгусток серого или серо-черного цвета. Ощутили - отлично. Теперь представьте себе, что она располагается в пространстве перед вами. Увидели? Хорошо. Обратите внимание на ее форму, объем, цвет и величину. Отметьте, что вы чувствуете в тот момент, когда вы на нее смотрите. Ощутили, хорошо. После этого, поблагодарите ее. Найдите те слова, которые будут выражать вашу искреннюю благодарность. Ведь она столько времени жила с вами и столько времени вы были вместе. Скажите ей о том, что в свое время она была вам нужна для того, чтобы..................................................(перечислите все вторичные выгоды, которые вы получали благодаря депрессии), но теперь, настало время вам расстаться и вы можете самостоятельно двигаться по жизни. Скажите ей о том, что вы ее отпускаете. Обратите внимание на то, что происходит с вашей депрессией после ваших слов. Посмотрите как она меняет свой цвет и форму. Наблюдайте за тем, как она медленно медленно исчезает из вашего поля зрения. Отметьте то, что вы чувствуете в своем теле в том месте, где до этого была ваша депрессия.

Четвертое. Ресурс. Подумайте о том, какого качества вам не хватает для того, чтобы начать полноценно двигаться по жизни. Что это за ресурс? Это может быть жизненная энергия, чувство уверенности в себе, и т.д. Представили, хорошо. После этого представьте себе этот ресурс в виде некого образа, сгустка энергии или предмета, который находиться перед вами. Обратите внимание на то, какой он формы, объема, цвета. Приглядитесь к нему внимательнее. Обратите внимание на то, что вы чувствуете глядя на этот ресурс. Что вам хочется сделать? После этого, позвольте этому ресурсу войти в ту часть вашего тела, где раньше находилась депрессия. Разрешите ему раствориться в вашем теле и отметьте для себя то, что вы чувствуете теперь? Ощутите это прилив новой энергии и побудьте в этом состоянии несколько секунд.
Пятое. Целеполагание. Представьте себе, чего вам хочется достичь в жизни. Это может быть ваша профессиональная реализация, семейные отношения, хобби и т.д. Выберите только одну цель для одной проработки. Представьте ее в образе картинки, фильма или череды картинок. Представили? Отлично. Теперь увидьте себя со стороны, достигшей этой цели. Обратите внимание на детали. Увидьте себя настолько отчетливо, насколько вы это можете. Что вы делаете, что это за место и время, кто вас окружает? Представили? Хорошо. Теперь побудьте в этом состоянии, позволяя вашему бессознательному раз за разом проигрывать эту ситуацию. Обратите внимание на ощущения в вашем теле. Если чувствуете, что необходима корректировка цели - сделайте и повторите упражнение опять.
Желаю вам успехов на пути к личностному росту.


Депрессия

Психотерапия депрессий

III . Помощь при депрессиях

Современный подход к лечению депрессий предполагает комбинацию различных методов - биологической терапии (медикаментозной и не медикаментозной) и психотерапии.

Медикаментозное лечение

Назначается пациентам с легкими, умеренными и тяжелыми проявлениями депрессии. Необходимым условием эффективности лечения является сотрудничество с врачом: строгое соблюдение предписанного режима терапии, регулярность визитов к врачу, подробный, откровенный отчет о своем состоянии и жизненных затруднениях.

Антидепрессанты.

Правильная терапия позволяет в большинстве случаев полностью избавиться от симптомов депрессии. Депрессия требует лечения у специалистов. Основным классом лекарственных препаратов для лечения депрессий являются антидепрессанты. (см. антидепрессанты) В настоящее время существуют различные препараты этой группы, из них трициклические аптидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин) и используются уже с конца 50-х годов. В последние годы число антидепрессантов значительно увеличилось.

Основными преимуществами антидепрессантов новых поколений являются улучшение переносимости, уменьшение побочных действий, снижение токсичности и высокая безопасность при передозировке. К новым антидепрессантам относятся флуоксетин (прозак, профлузак), сертралин (золофт), циталопрам (ципрамил), пароксетин (паксил), флувоксамин (феварин), тианептин (коаксил), миансерин (леривон), моклобемид (аурорикс), милнаципран (иксел), миртазапин (ремерон) и др. Антидепрессанты являются безопасным классом психотропных лекарственных препаратов при правильном их применении согласно рекомендации врача. Доза препарата определяется индивидуально для каждого пациента. Необходимо знать, что терапевтический эффект антидепрессантов может проявляться медленно и постепенно, поэтому важно позитивно настроиться и ждать его появления.

Антидепрессанты не вызывают привыкания и развития синдрома отмены в отличие от препаратов класса бензодиазениновых транквилизаторов (феназепам, реланиум, элениум, тазепам и др.) и широко используемых в нашей стране корвалола, валокордина. Кроме того, бензодиазепиновые транквилизаторы и фенобарбитал, входящие в состав корвалола и валокордина при длительном применении снижают чувствительность к другим психофармакологическим средствам.

Основные этапы терапии.

Определение тактики лечения: выбор антидепрессанта с учетом основных симптомов депрессии у каждого пациента, подбор адекватной дозы препарата и индивидуальной схемы лечения.

Проведение основного курса терапии, направленного на уменьшение симптомов депрессии вплоть до их исчезновения, восстановление прежнего, свойственного пациенту уровня активности.
Проведение поддерживающего курса терапии в течение 4-6 и более месяцев после общей нормализации состояния. Этот этап направлен на профилактику обострения заболевания.
Что обычно мешает проведению медикаментозного лечения:

Неправильное представление о природе депрессии и о роли медикаментозного лечения.
Распространенное неверное представление о безусловном вреде всех психотропных препаратов: возникновение зависимости от них, отрицательное влияние на состояние внутренних органов. Многие пациенты уверены, что лучше страдать от депрессии, чем принимать антидепрессанты.
Многие пациенты прерывают прием при отсутствии быстрого эффекта или же нерегулярно принимают лекарства.
Важно помнить, что проведены многочисленные исследования, подтверждающие высокую эффективность и безопасность современных антидепрессантов. Урон, наносимый депрессией эмоциональному и материальному благополучию человека, по тяжести несопоставим с незначительными и легко устранимыми побочными эффектами, которые иногда возникают при применении антидепрессантов. Следует помнить, что терапевтический эффект антидепрессантов нередко наступает только через 2-4 недели после начала приема.

Психотерапия

Психотерапия (см. Психотерапия) является не альтернативой, а важным дополнением к медикаментозному лечению депрессий. В отличие от медикаментозного лечения психотерапия предполагает более активную роль пациента в процессе лечения. Психотерапия помогает больным развить навыки эмоциональной саморегуляции и в дальнейшем более эффективно справляться с кризисными ситуациями, не погружаясь в депрессию.

В лечении депрессий как наиболее эффективные и научно обоснованные зарекомендовали себя три подхода: психодинамическая психотерапия, поведенческая психотерапия и когнитивная психотерапия.

Согласно психодинамической терапии, психологической основой депрессии являются внутренние бессознательные конфликты. Например, желание быть независимым и одновременное желание получать в большом объеме поддержку, помощь и заботу от других людей. Другим типичным конфликтом является наличие интенсивного гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда добрым, хорошим и сохранять расположение близких. Источники этих конфликтов лежат в истории жизни пациента, которая становится предметом анализа в психодинамической терапии. В каждом индивидуальном случае может быть свое уникальное содержание конфликтующих переживаний, и поэтому необходима индивидуальная психотерапевтическая работа. Цель терапии - осознание конфликта и помощь в его конструктивном разрешении: научиться находить баланс независимости и близости, развить способность конструктивно выражать свои чувства и сохранять при этом отношения с людьми. Поведенческая психотерапия направлена на разрешение текущих проблем пациента и снятие поведенческих симптомов: пассивность, отказ от удовольствий, монотонный образ жизни, изоляцию от окружающих, невозможность планирования и вовлечения в целенаправленную активность.

Когнитивная психотерапия представляет собой синтез обоих вышеназванных подходов и соединяет в себе их преимущества. Она сочетает работу с актуальными жизненными трудностями и поведенческими симптомами депрессии и работу с их внутренними психологическими источниками (глубинными представлениями и убеждениями). В качестве основного психологического механизма депрессии в когнитивной психотерапии рассматривается т.н. негативное мышление, которое выражается в склонности депрессивных больных рассматривать все происходящее с ними в негативном свете. Изменение такого способа мышления требует тщательной индивидуальной работы, которая направлена на развитие более реалистичного и оптимистичного взгляда на себя, на мир и на будущее.

Дополнительными формами психотерапии депрессий являются семейное консультирование и групповая психотерапия (но не любая, а специально направленная на помощь депрессивным пациентам). Их привлечение может оказать существенную помощь в лечении и реабилитации.

Что обычно препятствует обращению за психотерапевтическрой помощью?

Низкая информированность людей о том, что такое психотерапия.
Страх посвящения постороннего человека в личные, интимные переживания.
Скептическое отношение к тому, что "разговоры" могут дать ощутимый лечебный эффект.
Представление о том, что с психологическими трудностями нужно справляться самому, а обращение к другому человеку является признаком слабости.
В современном обществе психотерапия является признанным, эффективным методом помощи при различных психических нарушениях. Так, курс когнитивной психотерапии значительно снижает риск повторения депрессии. Современные методы психотерапии ориентированы на краткосрочную (10-30 сеансов в зависимости от тяжести состояния) эффективную помощь. Вся информация, которую психотерапевт получает на сеансе, строго конфиденциальна, и остается в тайне. Профессиональный психотерапевт специально подготовлен к работе с тяжелыми переживаниями и трудными жизненными ситуациями других людей, он умеет их уважать и оказывать помощь в совладании с ними. У каждого человека в жизни бывают ситуации (например, такие как болезнь), с которыми он не может справиться самостоятельно. Умение обратиться за помощью и принять ее является признаком зрелости и рациональности, а не слабости.

Помощь близких людей в преодолении депрессий

Поддержка близких людей, даже когда больной не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления депрессии.

В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных:

Помните, что депрессия - это болезнь, при которой нужно сочувствие, но ни в ко e м случае нельзя погружаться в болезнь вместе с больным, разделяя его пессимизм и отчаяние. Нужно уметь сохранять определенную эмоциональную дистанцию, все время напоминая себе и больному, что депрессия - это преходящее эмоциональное состояние
исследования показали, что депрессия особенно неблагоприятно протекает в тех семьях, где делается много критических замечаний в адрес больного. Старайтесь дать понять больному, что его состояние - это не его вина, а беда, что он нуждается в помощи и лечении
старайтесь не концентрироваться на болезни близкого человека и привносить положительные эмоции в свою жизнь и в жизнь семьи. По возможности старайтесь вовлечь больного в какую-то полезную активность, а не отстранять его от дел
Пособие для пациентов
Составлено в Московском НИИ психиатрии МЗ РФ

Кандидат психологических наук А.Б. Холмогорова
Кандидат медицинских наук Т.В. Довженко
Кандидат психологических наук Н.Г. Гаранян

Иногда самые простые и очевидные вещи ускользают от нашего внимания. Если пациент страдает тревогой и депрессией и ему не помогают ни лекарства, ни бесконечное самокопание, возможно, причина в другом. Например, он не освоил необходимых жизненных навыков, которые могли бы помочь справляться со стрессом, стойко переносить трудности и просто жить насыщенной жизнью, успевая справляться со всеми обязанностями.

Почему не всем удается овладеть этими важными навыками? Причин может быть много. Некоторые выросли в неблагополучных семьях, и у них просто не было достойных примеров для подражания, того, кто сам обладает этими навыками. Даже если родители желали детям самого лучшего и научили тому, что знали и умели сами, этого могло оказаться недостаточно. Если у них в жизни не оказалось наставника, способного привить важнейшие навыки, они могли остаться эмоционально незрелыми даже во взрослом возрасте.

Когда мы неправильно понимаем происходящее и в результате неадекватно реагируем, все может покатиться по наклонной. В психологии это явление называется дисфункциональными шаблонами мышления или когнитивными искажениями. Много лет работая с клиентами, я поняла, что для эмоционального и психологического благополучия необходимо владеть 8 ключевыми навыками:

1. Стойкость, умение преодолевать трудности.

2. Умение разрешать конфликты.

3. Самоорганизация.

4. Тайм-менеджмент.

5. Социальные навыки, помогающие ладить с окружающими, особенно в групповой работе.

6. Умение решать проблемы и задачи.

7. Умение сосредотачиваться.

8. Способность устанавливать личные границы.

Для эмоционального благополучия важен каждый из 8 навыков. Если мы не умеем налаживать контакты с окружающими на работе или в других социальных ситуациях, то окажемся в одиночестве и можем впасть в депрессию. Если мы позволим жизненной неудаче выбить нас из колеи, то тоже рискуем впасть в тревожное и депрессивное состояние и застрять в нем, если не поймем, что именно следует изменить в жизни. Если мы не можем взять себя в руки и совладать с хаосом, поджидающим нас дома, за рабочим столом, в машине, нам грозит переутомление и выгорание, за которым также последуют тревога и депрессия. То же самое случается, если мы не умеем планировать время и все время куда-то бежим, опаздываем и ничего не успеваем.

Неспособность сосредоточиться приводит к лишнему стрессу, тревоге и падению продуктивности. Если окружающие постоянно нас используют, требуя уделять им все наше время и внимание, и мы не знаем, как реагировать, это также чревато эмоциональными проблемами. В большинстве случаев личные границы помогают не тратить время попусту, но иногда они необходимы для защиты от эмоционально-психологического насилия.

Сделав несколько первых шагов, вы почувствуете, что стали лучше управлять своей жизнью

Все это не означает, что депрессия и тревога всегда возникают только из-за недостатка жизненных навыков, иногда причина может быть в гормональных проблемах, нарушениях биохимии мозга и других расстройствах, но это встречается не настолько часто. Даже если вы перепробовали все варианты лечения, иногда настоящего прогресса добиться не удается, пока вы не овладеете жизненными навыками.

Лечение депрессии и тревоги в любом случае надо начинать с консультации врача, чтобы исключить возможные медицинские проблемы. Если ничего не обнаружится, обратитеськ психотерапевту, который сможет отыскать глубинные причины расстройства, изучив вашу жизнь, личную историю, симптомы, привычные способы борьбы со стрессом. Существует много вариантов лечения. Работа с психотерапевтом поможет научиться защищать личные границы, быть более стойкими, победить социальную тревогу. Могут также помочь онлайн-курсы, книги по самопомощи, лайф-коучи, бизнес-тренеры.

Едва начав осваивать эти навыки, сделав несколько первых шагов, вы почувствуете, что стали лучше управлять жизнью.

Арендный блок

Психотерапевтические методы работы с депрессией.

Когнитивная терапия депрессии.

Основная задача когнитивной терапии – выявление негативных мыслей или установок, которые в процессе жизни приводят человека к депрессии. На данном этапе, когнитивная терапия является одной из наиболее эффективных и зарекомендовавших себя техник. Когнитивный терапевт использует несколько этапов при работе с клиентом.

На первом этапе, он пытается выявить неадаптивные убеждения. Эта задача требует объединения усилий терапевта и пациента. Терапевт направляет пациента, помогая ему обнаружить, каким убеждением вызвана та или иная дисфункциональная мысль, и затем, побуждая его проверить достоверность этих базовых убеждений.

Терапевт не должен спешить самостоятельно, формулировать убеждение пациента, ибо существует опасность, что пациент примет предложенную ему формулировку только из желания подчиниться терапевту или, напротив, решительно отклонит ее, что сделает невозможным дальнейшее исследование соответствующего убеждения. Следует помнить, что у человека, не обладающего навыками интроспекции, базовые убеждения, как правило, не сформулированы. Терапевт наверняка столкнется с проблемами, если заявит пациенту: «Вы говорите себе: "Я должен быть безупречным во всем"» или «У вас есть убеждение: "Все должны любить меня"». Дело в том, что пациенту гораздо легче отслеживать свои автоматические мысли, нежели убеждения.

Выделяют следующие иррациональные установки клиента, предрасполагающие к возникновению депрессивных переживаний.1) чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех начинаниях;2) чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить и принимать все и всегда;3) если я допускаю ошибку, следовательно, я глупый;4) если я не достиг вершины, то потерпел провал;5) как чудесно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, посредственным человеком;6) моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди;7) я не могу жить без любви. Если мой партнер (Значимый Другой) меня не любит, я ни на что не годен, я ничтожество;8) если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня.

Ряд депрессогенных установок клиентов, основаны на теории долженствования.1) я должен быть самым щедрым, тактичным, благородным-мужественным, самоотверженным и красивым;2) я должен быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем, студентом, супругом;3) я должен справляться с любым затруднением легко и с полным самообладанием;4) я должен всегда уметь быстро найти решение любой проблемы;5) я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным;6) я должен все знать, понимать и предвидеть;7) я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами;8) я всегда должен считать виноватым себя; я не имею права причинять боль никогда и никому;9) я никогда не должен испытывать усталости и боли;10) я должен быть всегда на пике эффективности.

Второй этап включает в себя изменение убеждений, а в частности, формирование альтернатив. Давайте рассмотрим небольшой пример. На утверждение клиента о том, что он должен все знать, понимать и предвидеть, психолог может привести ситуацию, возможно из жизни клиента, которая была неподвластна его контролю. После того, как клиент согласиться с данным утверждением, когнитивный терапевт должен помочь выработать альтернативную установку. В новой фразе может быть идея о том, что есть вещи, которые можно знать, понимать и предвидеть, а есть вещи, которые не подвластны никакому контролю.

На завершающем этапе сформированные альтернативные мыслительные «программы» и полезные установки закрепляются в мышлении и поведении методом регулярного использования: первоначально – в ходе тренинга, а в дальнейшем – в реальной жизни. Конечно, когнитивная терапия намного шире, чем тот пример, который приведен в данном параграфе. Если читателя заинтересует данный метод, то мы рекомендуем обратиться к книге: Когнитивная терапия депрессии, написанной популярным американским психотерапевтом Айроном Беком.

Телесно-ориентированный подход при работе с депрессией.

Представители телесно-ориентированной терапии видят причину депрессии в подавленных эмоциях, таких как гнев, враждебность несогласие, которые в свою очередь блокируются в теле в виде телесных зажимов. При проработке телесных зажимов, подавляемая прежде эмоциональная энергия находит выход, что способствует избавлению от депрессивного состояния. Александр Лоуэн в своей книге «Депрессия и тело» очень подробно приводит примеры работы с депрессией.

Первым шагом является сбор информации. Важным моментом выступают значимые воспоминания из жизни, клиента. Вторым шагом является отработка правильного глубокого дыхания. Данное упражнение позволяет с одной стороны сконцентрироваться на своих внутренних чувствах и ощущения, а с другой стороны начать осознавать их.

Следующим шагом являются биоэнергетические упражнения по установлению связи с землей и дальнейшая работа с телом. Клиенту, предлагается по очереди выполнять ряд техник, которые включают в себя наклоны, способность стоять на коленях, сгибаясь при этом к земле, работа руками и ногами и т.д. Очень важно при этом удерживать правильное дыхание. В процессе выполнения упражнений происходит разблокировка мышечных блоков, что приводит к освобождению подавленной до этого энергии и способности организма к естественной саморегуляции.

НЛП (Нейролингвистическое программирование).

Представители НЛП исходят из того, что депрессия кодируется в нашем мозге в виде звуков, образов и ощущений. С точки зрения НЛП, если разрушить данный код, изменив или модифицировав таким образом, чтобы он стал восприниматься нашим мозгом по иному, то депрессия уйдет. В частности, техника при работе с депрессией, состоит из нескольких шагов.

Шаг первый состоит в том, чтобы создать мотивацию на избавление от депрессии. Мотивация может быть создана за счет морковок, а именно того, что будет стимулировать клиента, чтобы идти вперед, а так же за счет страшилок. Страшилки позволяют клиенту увидеть то негативное, что он может получить, если он не будет меняться.

Шаг второй состоит в том, чтобы понять вторичные выгоды, которые клиент получал или получает от депрессии. Вторичные выгоды представляют собой бессознательные образованияи являются неким магнитом, благодаря которому клиент держится за депрессию. Такими плюсами могут быть: снятие ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, получение внимания и т.д. Во втором шаге клиенту важно не только осознать те вторичные выгоды, благодаря которым он держался за депрессию, но и найти другие, социально-приемлимые формы удовлетворения этих желаний.

Шаг третий включает в себя осознание того, как депрессия кодируется в репрезентативной системе клиента. Клиенту можно задать вопрос: «А так, как если бы ты ощущал присутствие депрессии это было бы внутри или во вне тебя»?. После этого можно расспросить его о форме, цвете, ощущениях, звуках. Задача данного этапа в том, чтобы клиент по всем органам восприятия информации смог обнаружить у себя наличие депрессии.

Шаг четвертый включает в себя непосредственную трансформацию депрессии. Это может быть сделано за счет изменения формы или размера, изменения цвета или звуков, изменения тактильных или телесных ощущений. Задача психотерапевта на данном этапе - произвести трансформацию депрессии, за счет изменения содержания в субъективной реальности клиента.

Последним этапом, который иногда стоит делать до начала работы с проблемой – является этологическая проверка или подстройка к будущему. На данном этапе клиент может увидеть себя в будущем без депрессии, и определить то, какие качественные изменения смогут произойти в его жизни.

Экзистенциальная терапия при работе с депрессией.

Экзистенциальная или логотерапия терапия (Exist – существование, Logos - жизнь), утверждает, что депрессивное состояние может быть вызвано потерей или отсутствием жизненного смысла. Экзистенциальный психотерапевт использует различного рода техники, включая беседу, сократовский диалог и т.д. для того, чтобы помочь клиенту вернуть себе смысл своей жизни, смысл своего существования. Если терапевт и клиент добиваются поставленной цели, то депрессия уходит и клиент переключается на новый этап своего жизненного развития.

Арт – терапия при работе с депрессией.

Еще один из методов, о которых мы поговорим в данной статье, называется арт-терапия. Данная форма терапии включает в себя рисование, лепку и другие техники. Мы остановимся лишь на рисовании, чтобы показать основные принципы данного метода. Арт-терапевт просит клиента нарисовать любую картину, касающуюся его текущего состояния. Пусть,к примеру, это будет депрессия. Если клиент будет спрашивать о конкретике, то можно сказать о том, что важна его спонтанность, его креативность и естественность. Объясните, что никаких дополнительных указаний здесь быть не может. Помимо спонтанности попросите клиента вкладывать смысл в каждый цвет, и объясните, что тогда, и только тогда картина будет иметь содержание, отражая его внутреннее состояние.

Следующим шагом, является обсуждение рисунка. Позвольте клиенту дать волю своим чувствам и эмоциям. Пусть он включиться в этот процесс здесь и сейчас, позволит себе быть таким, каким ему хочется быть. Задача терапевта на данном этапе – поощрять самовыражение клиента. В данной части упражнения происходит восстановление естественной эмоциональной регуляции за счет выражения подавленных чувств и эмоций.

Следующим шагом можно предложить клиенту изменить рисунок таким образом, чтобы он ему нравился - дорисовать или перерисовать, сделать краски ярче, рисунок больше, нарисовать то, что он любит. Иногда предлагают нарисовать рисунок с помощью только трех красок – желтой, голубой, зеленой. С помощью этих красок даже депрессивный рисунок будет выглядеть чуть-чуть минорным. Эти цвета гармонизируют внутреннее состояние.

Еще одной из техник изменения состояния в арт-терапии является техника «полярностей». Например, ночь-день, зима-лето и т.д. Первой предлагают зиму, а потом лето и т.д.И в заключении хочется отметить, что рисование дает возможность извлечь наружу те проблемы и комплексы, которые глубоко сокрыты в человеке. А это, в свою очередь, позволяет уменьшить депрессивное состояние, а порой полностью избавиться от него.

Психотерапевтические притчи и метафоры при работе с депрессией.

Психотерапевтические притчи и метафоры являются эффективным средством при работе с депрессией и помогают использовать имеющийся у человека текущий опыт, для осмысления его нового опыта. Великий гипнотерапевт 19 века М. Эриксон полагал, что люди обладают достаточными способностями для того, чтобы разрешить встающие перед ними проблемы. Они развили эти способности и овладели ими в определенной ситуации, но еще не использовали их в той ситуации, в которой возникла проблема.

Задача метафоры заключается в том, чтобы "перенести" знание из одной сферы в другую. Терапевтическая метафора скрывает свою истинную цель в сути рассказа. Клиент воспринимает только описываемые события и поступки, не задумываясь о скрытом в них смысле.

Притчи и метафоры обладают важным качеством: в них содержатся советы или сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Если, к примеру, клиент столкнулся с депрессией, то терапевтическая притча или метафора может отражать сходное состояние, в котором оказался главный герой. Главные роли могут исполнять как реальные люди, так и сказочные герои. Неважно, кто или что это будет. Основная задача в том, чтобы клиент смог идентифицировать себя и свою проблему с действующим персонажем.

Помимо сходства с текущим состоянием, в терапевтической метафоре должно присутствовать решение проблемы клиента. При подобных ассоциациях вполне вероятно, что клиент почувствует особый интерес к тому, как завершится данная история, и перенесет это на свою жизнь.

Таким образом, целью терапевтических метафор и является инициация сознательного, либо подсознательного поиска, который может помочь человеку в использовании личных ресурсов для такого обогащения модели мира, чтобы суметь справиться с занимающей его проблемой, а в частности с депрессией.

Библиотерапия депрессии.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют у пациента недостаток собственных образов и представлений. Они заменяют у него тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

Психолог подбирает для клиента книги соответственно характеру его депрессии. В данном случае учитывается стимулирующая, седативная, отвлекающая и т.п. направленность художественного произведения, предлагаемого клиенту для чтения. В ходе библиотерапии клиентом ведется читательский дневник, анализ которого позволяет психологу или самому клиенту достаточно объективно оценить динамику его психического процесса при проведении терапии.

Трудотерапия депрессии.

Американские психологи провели эксперимент с группой добровольцев, которым пришлось пройти психологическое тестирование и подождать 15 минут до следующей серии тестов. Даже, несмотря на то, что за участие в исследование все участники получили вознаграждение, более счастливыми оказались те, кто во время пятнадцатиминутного ожидания мог что-то делать. Психологи считают, что бездействие порождает скуку и в итоге приводит к депрессии и болезням. Поэтому занятые люди чувствуют себя, гораздо эффективнее и счастливей.

Подводя итоги вышеприведенным примерам, хочется отметить, что существует большое количество других техник, которые могут помочь при работе с депрессией. Гипноз, холотропное дыхание, системные семейные расстановки - все эти направления являются эффективными средствами при работе с данной проблемой. Если наш уважаемый читатель заинтересуется проблемой депрессии, то существует большое количества литературы, в которой можно получить дополнительную и полезную информацию.

И в заключении еще раз хочется отметить, что среди применяющихся в настоящее время медикаментозных и немедикаментозных средств лечения депрессии, следует отдавать преимущества именно психотерапевтическим техникам. И именно правильный выбор психотерапевтической техники для определенного клиента, будет определять максимальную эффективность работы с существующей проблемой.

Психотерапия депрессии, будучи разделена на несколько разновидностей, имеет и несколько подходов в лечении. Когнитивно-поведенческая психотерапия подразумевает выявление негативных установок в сознании пациента и демонстрация ему ошибочности данных убеждений. Как правило, пациенты не видят необходимости в каких-либо изменениях, придерживаясь модели мышления, привычной им, и психотерапевту очень важно показать им, зачем нужно менять данную модель. Иными словами, чтобы процесс изменений был запущен, нужно, чтобы сам пациент понял, что нужно иначе смотреть на проблему и мыслить по-другому, и изменение своего подхода к тому, что вызывает депрессию, станет причиной избавления от заболевания. Межличностная терапия направлена на обучение пациента устанавливать связи с окружающими таким образом, чтобы он ощущал себя гармонично. Корректировка ожиданий от взаимоотношений, проба себя в разных социальных ролях, которые вызывают затруднения в обычной жизни из-за сниженной коммуникативности, а также умение преодолевать изоляцию от общества после понимания необходимости этого- вот в чем заключаются методы лечения по данному виду психотерапии. При психодинамической терапии необходимо осознать несоответствие, которым характеризуется внутренний конфликт, и после этого понимания психотерапевт помогает пациенту разобраться с устранением этого несоответствия. В каких-то случаях необходимо найти компромисс, к примеру, для искреннего выражения своих эмоций при желании быть доброжелательным к людям, а в каком-то случае уместно будет выбрать модель поведения, проанализировав варианты. Так, если человек ощущает потребность в заботе, но при этом не хочет зависеть от кого-либо, то психотерапевт помогает ему определить, в чем сильнее пациент нуждается, и научиться придерживаться именно этого направления. Не удается прогнать тоску? Узнай о средствах борьбы с депрессией. Практику медитации от холодной депрессии читай далее. Ажитированная депрессия: что это такое? Читай статью. В целом можно сказать, что лечение депрессии путем психотерапии весьма сильно зависит от того, какого рода депрессивное состояние испытывает пациент, насколько тяжело оно в данный момент и хочет ли сам больной вылечиться от этого состояния. Личное понимание необходимости лечения – это главный фактор, определяющий успех терапии, и развитие этого понимания и желания вылечиться является одной из самых трудных и самых важных задач психотерапевта.